Счастье удовольствие гедонизм конспект. Презентация: Философские концепции морали. Критерии морального выбора: гедонизм и эвдемонизм. Служить уж начинает нам

Урок 43. Счастье, удовольствие, гедонизм

29.10.2013 8286 0


Кто входит в дом счастья через дверь удовольствий, тот обыкновенно выходит через дверь страданий.

Б. Паскаль

Цели: познакомить с сущностью основных нравственных категорий темы; формировать умения аргументировать свой выбор, оперировать множеством фактов на основе их синтеза и анализа; развивать коммуникативную компетенцию.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Учитель просит выступить учащихся по теме домашнего задания. Оценивается как содержание, так и техника выступления.

III. Изучение нового материала

План

1. Что такое счастье.

2. Удовольствие и гедонизм.

1. Что такое счастье

Учитель просит учащихся закончить фразу «Счастье - это...». Выслушав несколько ответов, он обращает внимание, что в разные эпохи философы и писатели понимали счастье по-разному. Какое конкретное содержание они вкладывали в понятие «счастье», нужно проиллюстрировать примерами.

О том, как трактует понятие «счастье» народ, говорят пословицы и поговорки.

Учитель просит учащихся привести пословицы и поговорки о счастье и объяснить их смысл.

После этого можно предложить работу с обучающими текстами.

Прочитайте тексты и ответьте на вопросы:

1. Как понимает академик Д.С. Лихачев, что такое счастье?

2. Что такое, по мнению Д.С. Лихачева, уровень счастья?

3. Почему не может быть вечного счастья?

4. Почему счастье - это всегда борьба?

Повышать уровень счастья

В жизни есть какой-то уровень счастья, от которого мы ведем отсчет, как ведем отсчет высоты от уровня моря. Так вот задача каждого человека и в крупном, и в малом повышать этот уровень счастья, в жизни повышать. И свое личное счастье тоже не остается вне этих забот. Но главное -счастье окружающих, тех, кто ближе к вам, чей уровень счастья можно повысить просто, легко, без забот. А кроме того, это означает повышать уровень счастья своей страны и всего человечества в конце концов.

Способы могут быть различными, но для каждого что-то доступно. Если недоступно решение государственных вопросов, что всегда повышает уровень счастья, если они мудро решаются, то хотя бы в пределах своей семьи, в пределах своего рабочего окружения, в пределах своей школы, в пределах окружения своих товарищей и знакомых можно повышать уровень счастья. Ведь у каждого есть такая возможность повышать созидательное начало в жизни.

Жизнь - прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной и ученым. Tворчество тоже можно творить. Можно творить просто атмосферу вокруг себя, как сейчас выражаются, ауру добра вокруг себя. Ведь вот любопытная вещь: когда кто-то входит в общество, то он может принести с собой атмосферу подозрительности, тягостного молчания, а может сразу внести радость и свет. Вот это и есть творчество. Оно беспрерывно.

Д.С. Лихачев

Завоеванное счастье ...Но явно счастье боевое Служить уж начинает нам...

Тесним мы шведов рать за ратью:

Темнее слава их знамен,

И бога браней благодатью Наш каждый шаг запечатлен.

Счастье может быть только боевое, только завоеванное нами. Вечного, постоянного счастья не бывает. Нельзя быть счастливым, когда есть страдающие. Но можно быть счастливым чем-то, что сейчас добыто, получено.

Диктор телевидения в одной из передач останавливал людей на улице и спрашивал: в чем, по-вашему, состоит счастье? В ответ миллионы людей слушали детский лепет. Что-то вроде того: «Счастье - это когда мои девочки подрастут красивыми, здоровыми и хорошо выйдут замуж». Это все мещанство. И даже когда большие люди твердили: «Это гармония между чем-то и чем-то» - недалеко ушли.

Счастливым можно быть только короткий промежуток времени чем-то достигнутым, а после начинаются новые заботы, ибо, повторяю, нет счастья ни для кого, пока есть несчастье рядом.

Д.С. Лихачев

В заключение учитель снова просит учащихся дать определение понятию «счастье» с учетом полученной учебной информации.

2. Удовольствие и гедонизм

Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника (с. 121-123 (Кравченко)) и отвечают на вопросы:

1. В чем состоит сущность понятий «удовольствие», «гедонизм»?

2. Каковы этические принципы гедонизма?

3. Каковы формы проявления гедонизма?

После завершения работы учитель организует фронтальную беседу и просит ответить на вопрос: как можно охарактеризовать поведение гедониста.

IV. Закрепление изученного материала

Имеет ли право человек быть счастливым, если вокруг него есть несчастные люди?

Чья позиция тебе ближе - оптимиста или пессимиста?

Почему есть философское понятие «счастье», но нет философского понятия «несчастье»?

(После беседы можно провести тестирование.)

Teem 1

а) техническая;

б) религиозная;

в) правовая;

г) научная.

2. Понятие «сверхчеловек» ввел:

а) О. Шпенглер;

б) Ф. Ницше;

в) Платон;

г) Г. Плеханов.

3. Каков один из выводов в философии скептиков?

а) мир справедлив;

б) нет добра;

в) красота спасет мир;

г) необходимо смирение.

4. К разновидностям духовной культуры относится:

а) правовая;

б) экономическая;

в) техническая;

5. Особая форма общественного сознания, регулирующая действия людей с помощью норм, называется:

а) массовой культурой;

б) моралью;

в) элитарной культурой;

г) благородством.

Тест 2

1. К материальной культуре относится культура:

а) экономическая;

б) нравственная;

в) эстетическая;

г) политическая.

2. Совесть можно интерпретировать как:

а) совокупность общечеловеческих ценностей;

б) ценности и идеалы, усвоенные индивидом;

в) способность ориентироваться в моральных принципах и поступать в соответствии с ними;

г) осознание личностью своих прав и свобод.

3. Совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества - это:

а) образование;

б) религия;

в) культура;

г) наука.

4. К духовной культуре относится культура:

а) политическая;

б) экономическая;

в) техническая;

г) материального производства.

5. Совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнении, называется:

а) правом;

б) культом;

в)догмой;

г) моралью.

Правильные ответы:

Тест 1: 1а, 26, 36, 4а, 56.

Тест 2: 1а, 2 в, 3 в, 4а, 5 г.

Домашнее задание

1. § 15, по выбору выполнение практикума 1 или 2 (Кравченко).

2. С. 361-362 (Боголюбов).

3. Эссе:

«Я никогда не стою, если имею возможность сидеть; и никогда не сижу, если имею возможность лежать» (Генри Форд).

«Право жить и быть счастливым - пустой пизрак для человека, не имеющего средств к тому» (Н.Г. Чернышевский).

Дополнительный материал

Знаете ли вы, что...

Слово «счастье» своим появлением обязано хлебу. Дело в том, что в глубокой древности, когда кто-то рождался в семье, по обычаю пекли хлеб, или каравай. В дом приглашали гостей и хлеб делили на части. Новорожденному, который, конечно, пока еще пил только молочко, тоже выделяли свою долю, часть. Считалось, что с этого момента он живет «с частью» жизненных благ. Отсюда произошло слово «счастье».

Подобные документы

    Гедонизм – философия наслаждения. Сексуальность и чувство независимости. Конфлюэнтная любовь по Гидденсу. Различение двух видов любви – любви небесно-возвышенной и любви приземленной. Парадигма сексуальности. "Чистые отношения" любви. Садизм и арсанизм.

    реферат, добавлен 04.04.2010

    Пифагор - древнегреческий философ, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма, математик: биография, учение, афоризмы и высказывания. Школа Пифагора, система педагогических методов. Пифагорейская теория чисел - ключ жизни и суть бытия.

    реферат, добавлен 28.11.2010

    Демокрит Абдерский как великий древнегреческий философ, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической философии, краткий биографический очерк его жизни и творческого становления. Описание философских учений.

    реферат, добавлен 19.05.2013

    Социальное значение смерти. Философское учение о бытии субстанции. Значение проблемы смерти. Рассуждение философов о сущности бессмертия. Смысл жизни человека, стремление извлечь максимум из своего существования и продление свое пребывание на земле.

    контрольная работа, добавлен 28.04.2017

    Учение о наслаждении как высшей ценности в жизни. Основатель Киренской школы. Эвдемония у Аристиппа. Киренская философско-этическая традиция. Сходства и различия между тремя направлениями мысли киренских гедонистов. Влияние учения киренаиков на Эпикура.

    реферат, добавлен 20.02.2016

    Древнегреческий философ, ученик Сократа и учитель Аристотеля Платон как основатель объективного идеализма. Учение о бытии души, ее три начала. Дуализм души и тела. Разделение доступного познанию на воспринимаемое посредством чувств и познаваемое умом.

    презентация, добавлен 26.02.2016

    Сократ - древнегреческий философ: биография, образ жизни, характер, нравственная философская позиция, принципы. Учение о месте и роли человека в природе и мире. Сократ о душе, добродетели, потребностях, знании. Суд над Сократом, смерть и бессмертие.

    курсовая работа, добавлен 04.05.2012

    Аристотель - первый мыслитель, создавший всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития. Положения философского учения Аристотеля. Учение о четырех причинах. Теория познания и логика. Этические взгляды, учение о добродетелях.

    реферат, добавлен 14.05.2014

    Анализ учений древнегреческого философа Платона. Схема основных ступеней бытия. Сущность высокохудожественных диалогов Платона, таких как "Апология Сократа" и "Государство". Учение об идеях, теория познания, диалектика категорий, натурфилософия Платона.

    презентация, добавлен 10.01.2011

    Пифагор как древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев. Истоки мировоззрения ученого, содержание его учений и направления деятельности, творческое наследие, оценка роли и значения в истории философии.

Философские концепции морали

Критерии морального выбора:

гедонизм и эвдемонизм


Крошка сын к отцу пришёл,

И спросила кроха:

  • Что такое хорошо

и что такое плохо?

В. Маяковский


Мораль – это ядро человеческой культуры

Главная ценность морали заключается в поведении, соответствующем определённым социальным нормам

Культура


Основные источники моральных поступков

Внешние источники

Внутренний источник

Совесть

Законы

Обычаи


Мораль в древнем обществе

Обычаи

Религиозные предписания

Государственные нормы


Этика – это часть философии и наука о добре и зле, которые она понимает в объективном смысле, не обязательно относя их к данному обществу или человечеству


Мораль фиксирует обычаи и представления о добре и зле, существующие в данном обществе или свойственные человеку как таковому


Нравственность

Нравственность – это формирующееся внутри личности представление о добре и зле, которое может не совпадать с этикой и моралью общества, в котором живёт человек


МОРАЛЬ

НРАВСТВЕННОСТЬ

Что должно быть, к чему человек должен стремиться

Реально практикуемые нормы, с которыми человек сталкивается в жизни


«Человек есть мера всех вещей»

Софист Протагор


«Человек, познавший добро, является праведным и добродетельным. Человек, который ведет себя безнравственно, просто не знает, что такое добродетель»


Платон считал, что существует общая идея добра, а отдельные добрые поступки – лишь частные проявления этой идеи.

Человек, живущий безнравственно, находится в состоянии внутренней дисгармонии. Добродетельные же люди, напротив, наслаждаются душевным покоем, счастьем и расположением богов.

Платон

(428-348 до н.э.)


Аристотель считал, что нравственные люди приносят пользу обществу и поэтому получают награду за добродетельную жизнь.

Основными добродетелями он считал мужество, умеренность, щедрость, а так же «величие души».

В отличие от Сократа, Аристотель признавал, что человек может иметь ясное представление о своих нравственных обязанностях и тем не менее нарушать их по причине слабоволия или в расчете на безнаказанность.

АРИСТОТЕЛЬ

(384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского


Моральный кодекс, который составляет часть христианской религии, твердо основан на вере.

В основе христианской морали лежит убеждение, что Бог желает счастья людям, которых он создал.

Бог дал людям ряд заповедей, что позволяет достигнуть счастья и избегать грехов и заблуждений.

Христианская нравственность базируется на двух главных принципах: любви к Богу и любви к ближнему.


Резкой критике подверг христианскую мораль Ф.Ницше.

Идеал «сверхчеловека» - культ сильной личности, идеал «человека будущего»

Фридрих Ницше


Бенедикт Спиноза – оригинальный мыслитель с безудержно «дерзновенной» философией.

Считал, что страсти и желания человека держат его в рабстве.

«Подлинная свобода человека – это понимание той системы, частью которой мы являемся, при помощи разума».

Бенедикт Спиноза


«благородные дикари»

Жан-Жак Руссо

(1712 – 1778)


современная

Этика

этика долга

этика добродетели

всеобщие моральные законы

понимание морального облика отдельной личности

этика ценностей

бытие человека в мире



Эвдемонизм

гедонизм


Храм Аполлона в Дельфах

«Познай самого себя»

надпись на храме Аполлона в Дельфах как призыв бога Аполлона к каждому входящему. По преданию, эта идея была принесена в дар Аполлону «семью мудрецами».


«Дэймон» – «гений»

- «идеальная» часть человеческой личности, соединяет своего носителя с высшими существами - БОГАМИ


«Стань тем, кто ты есть» + «Познай себя» =

«Познай себя и стань тем, кто ты есть»







ДЭЙМОН – потенциал, который связан с индивидуальным самовоплощением человека.

Он включает в себя как универсальные, свойственные всем людям возможности, так и уникальные черты, отличающие каждого индивида от всех остальных.


Эвдемонизм

- учение о стремлении человека к счастью.

- (от греч. – счастье, блаженство), античный принцип жизнепонимания, позднее в этике – принцип истолкования и обоснования морали, согласно которому счастье (блаженство) является высшей целью человеческой жизни.

- принцип необходимости сочетания духовных и материальных факторов в мотивах к этическому совершенствованию.



Эвдемонию можно считать действительно полноценным существованием: с одной стороны, в ней многое приобретается (саморазвитие, самореализация и т.д.), с другой – ничего полезного не теряется . Сохраняются возможности гедонистических переживаний в процессе самореализации.




гедонизм

Философское учение, в основе которого лежит представление о том, что стремление к удовольствию является главным смыслом человеческих действий и целью жизни.

Принцип главенства чувственного, телесного наслаждения при построении этических систем.




гедонизм

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ


«О НАСЛАЖДЕНИИ»

Неискоренимость эгоизма обосновывается стремлением индивида к самосохранению, а основным мотивом человеческой деятельности признается стремление к собственному удовольствию.

Лоренцо Валла


  • Конечно, наслаждение само по себе не аморально, и поэтому критика гедонизма не означает отказа от принципа удовольствия, без которого вообще невозможна общественная жизнь.
  • С психофизиологической точки зрения удовольствие как результат удовлетворения потребности важно тем, что его сопровождает уменьшение и угасания внутреннего напряжения(физического и психического), оно способствует восстановлению жизненных функций организма.

Сегодня человек создал искусственные средства, позволяющие ему уничтожить всю планету.

Нравственность должна подняться на новый уровень, распространяясь на всю природу.


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх