Флагман православного душепопечения. Сражался с магами монах Грех болезнь исцеление иеромонах анатолий берестов купить

Игумен Анатолий (Берестов) – основатель, руководитель и духовник Душепопечительского Центра святого праведного Иоанна Кронштадтского Московского Патриархата, известный детский невропатолог, доктор медицинских наук, профессор.

Родился в 1938 году в городе Москве. После службы в армии поступил во Второй Московский медицинский институт на педиатрический факультет. Будущий иеромонах был лучшим студентом, единственным на курсе ленинским стипендиатом. Во время учёбы на втором курсе пришёл к вере благодаря своему брату Михаилу (позднее - схииеромонаху Рафаилу), подарившему ему первое Евангелие. Регулярно посещал церковные богослужения, открыто исповедовал православную веру. На пятом курсе вопрос о его отчислении «за аморальное поведение» (посещение храма) был вынесен на комсомольское собрание, однако студенты отстояли своего товарища, посчитав, что вера в Бога не повод для исключения из высшего учебного заведения. После окончании института женился, хотя женитьба была необычная: его духовный наставник, известный старец Троице-Сергиевой лавры, посоветовал ему стать монахом. Молодой человек был уже влюблён и серьёзно не воспринял совета старца, а благословение на женитьбу взял у архиерея. Узнав об этом старец вздохнул: «Теперь поделать нечего - благословение архиерея выше моего. Имей в виду, Анатолий, ты проживешь с ней 10 лет, она умрёт, у тебя останутся от неё двое детей, и ты всё равно станешь монахом». В 1977 году скончалась его супруга, оставив ему на воспитание двоих детей.

С 1966 по 1991 год был ординатором, аспирантом, ассистентом, доцентом, профессором. Преподавал в Российском государственном медицинском университете. После защиты докторской диссертации, в 1991 году, был назначен директором реабилитационного центра для инвалидов с детскими церебральными параличами.

В 1993 году пострижен в монашество на Валааме с дальнейшим прохождением послушания на Московском подворье Валаамского монастыря, но до начала 1996 года продолжал работать профессором в медицинском институте на кафедре нервных болезней. С 1995 года иеромонах, летом 1996 г. по благословению Святейшего Патриарха, отец Анатолий организовал Душепопечительский Центр во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, для реабилитации лиц, пострадавших от сект и оккультизма. С лета 1998 года Центр занимается реабилитацией наркозависимых, алкоголиков и людей с другими видами зависимости.

В настоящее время игумен Анатолий является заместителем заведующего кафедрой клинической физиологии и нелекарственных методов терапии ФПКМР РУДН.
Игумен Анатолий (Берестов) – автор большого числа научных, медицинских и просветительских трудов, среди которых «Число зверя на пороге 3-го тысячелетия», «Православные колдуны: кто они?», «Колдуны в законе», «Беседы с православным врачом», «Духовные основы наркомании», «Наркоманию вылечить нельзя, но победить можно». За годы своего служения в Русской Православной Церкви игумен Анатолий (Берестов) внес значительный вклад в укрепление духовного трезвения народов, проживающих на территории Российской Федерации.

«Как врач, так и священник имеют дело с больным человеком, и каждый помогает в страдании больному человеку. Только врач в своей области помогает телесно, а священник в своей области помогает духовно. И поэтому, помогая больным, врач должен подходить к нему с молитвой и любовью, любовью и молитвой и создавать вокруг больного особую атмосферу любви и желания помочь. А любовь ведь жертвенна, поэтому настоящий православный врач должен жертвовать собой ради спасения больного…»

/Фрагмент интервью о. Анатолия Берестова «Врач должен жертвовать собой», 1999 г./

Аэромонах Анатолий - именно так в 90-е и 2000-е называли на тот момент иеромонаха Анатолия (Берестова) все те, кто наблюдал за его многочисленными перемещениями по России и за ее пределами. За один месяц он мог пролететь тысячи километров и зажечь огоньки надежды в душах сотен и тысяч людей, страдающих от недугов алкоголизма и наркомании, страстей сектантства и оккультизма, увлечь священников на местах идеей организации на своих приходах православных душепопечительских центров. Именно душепопечительских - не реабилитационных, как их сейчас стали называть. Ведь реабилитация - восстановление жизненных и социальных функций - лишь часть пути к трезвению. И сопровождать человека на этом пути как цельную, биопсихосоциодуховную сущность должен не некий «реабилитолог» (нынче модное слово) или психолог, а именно душепопечитель. В котором роль священника, психолога и врача сливается по сути своей воедино. Именно таким образом это соединилось в душе и в целом на жизненном пути отца Анатолия.

Игумен Анатолий (Берестов) - основатель, руководитель и духовник Душепопечительского Центра святого праведного Иоанна Кронштадтского Московского Патриархата, член Общественного совета при Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) до момента ее ликвидации. В прошлом - известный детский невропатолог, доктор медицинских наук, профессор. В начале 90-х некоторое время был главным неврологом города Москвы.

Родился 11 сентября 1938 года в городе Москве. После окончания восьмилетней школы поступил в медицинское училище, которое окончил в 1957 году. Тем же годом был призван в армию, три года работал при воинской части фельдшером. После демобилизации поступил во Второй Московский медицинский институт на педиатрический факультет. Будущий игумен был лучшим студентом, единственным на курсе ленинским стипендиатом. На втором курсе института стал прихожанином Русской Православной Церкви. Вот как он сам описывает этот момент в одной своей беседе с журналистом: «Сам я пришел к Богу на втором курсе медицинского института. Нам очень усиленно преподавали марксизм-ленинизм, особенно работу Ленина “Материализм и эмпириокритицизм”. Считалось, что в этой работе содержатся все ответы на коренные вопросы философии. Я ее читал-читал и в конце концов осознал, что это не те ответы. Так, ничего не объясняющий бред. Размышляя над вопросами бытия, пришел в церковь, стал читать Евангелие. И в Священном писании нашел ответы на вопросы, которые меня волновали». Студент Анатолий Берестов с тех пор стал регулярно посещать церковные богослужения и не побоялся открыто исповедовать православную веру. Много читал Соловьева, Лосского, Бердяева. Декан института, замечательный детский врач, не знала, что делать с мятежным студентом. Правдоруба Берестова по тем временам, а это было время так называемой хрущевской оттепели, полагалось изгнать из института «за аморальное поведение» Он был уже на пятом курсе, когда вопрос об отчислении вынесли на комсомольское собрание. Однако, студенты отстояли своего товарища, посчитав, что вера в Бога не повод для исключения из высшего учебного заведения. Затем сняли Хрущева, политическая ситуация изменилась и о Берестове забыли - никакого движения, никакого разговора, даже в комитете комсомоле оставили. Одновременно с верой пришло и огромное желание стать священником. Но людей с высшим образованием старались в семинарию не брать.

После окончания медицинского института Анатолий Берестов женился, в семье родилось двое детей, но в 1977 году он овдовел. О втором браке думать не приходилось, так как молодой врач не оставлял мечту о сане священника. Берестов работал на кафедре нервных болезней педиатрического факультета медицинского института, занимался научной работой. С 1966 по 1991 год был ординатором, аспирантом, ассистентом, доцентом, профессором. Преподавал в Российском государственном медицинском университете. После защиты докторской диссертации, в 1991 году был назначен директором реабилитационного центра для инвалидов с детскими церебральными параличами. В этом же году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II рукоположил его в сан диакона.

В 1993 году отец Анатолий принял монашеский постриг, но до начала 1996 году продолжал работать профессором в медицинском институте на кафедре нервных болезней. С 1995 года пострижен в иеромонахи.

Летом 1996 года по благословению святейшего Патриарха, он организовал Душепопечительский Центр во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского для реабилитации лиц, пострадавших от псевдорелигиозных тоталитарных деструктивных организаций и оккультизма, так как, по его словам, еще работая на кафедре нервных болезней, обратил внимание на то, что люди после посещения экстрасенсов, оккультистов заболевали серьезными трудно излечимыми нервными растройтсвами. Ученый накапливал свои наблюдения, и в том же 1996 году вышла его книга - записки врача-священника о вреде оккультизма для здоровья. Называлась она «Число зверя на пороге 3-го тысячелетия» . Книга вызвала удивительно мощный резонанс во всем мире. Врачи и священнослужители звонили из Австралии, Нью-Йорка, Германии... Эта по существу первая профессионально написанная с медицинской точки зрения работа на данную очень непростую тему.

С лета 1998 года Центр начал заниматься реабилитацией наркозависимых, алкоголиков и людей с другими видами зависимости. За это время специалисты Центра оказали помощь более чем 20 000 гражданам России, ближнего и дальнего Зарубежья, пострадавшим от сект и оккультизма. Первоначально данное богоугодное социально значимое учреждение не только для Москвы, но и для России, для всего православного мира располагалось на Крутицком патриаршем подворье неподалеку от станции метро «Пролетарская». Туда ежедневно обращались за помощью, съезжаясь со всех уголков России, десятки людей.

Вот как описывает то время священник в своем интервью антинаркотической газете «Пока не поздно - Москва» (№3 (15), март 2008 года): «Наш центр появился в 1996 году как центр по реабилитации лиц, пострадавших от оккультизма. Я в то время работал в Отделе катехизации Московской патриархии. В мае вышла в свет моя книга “Число зверя”, написанная врачом и священником. И вот, к удивлению, уже вскоре пошли все нараставшим потоком пострадавшие от оккультизма. И одним из первых приехал человек из тюменского Ноябрьска. И так появился медицинский кабинет, подобрались православные врачи, было получено благословение Патриарха Алексия II. Мы начали работать. Возвращая к жизни и Богу пострадавших от оккультизма, мы естественным ходом событий оказались втянуты в борьбу с наркоманией, в ее профилактику и реабилитацию наркозависимых. Оказалось, что оккультизм, сатанизм и наркомания не просто явления одного порядка, одного поля ягодки, близнецы-братья — они звенья одной цепочки, взаимообусловленные и подпитывающие друг друга. Две головы дракона, и рубить их надо вместе. Кстати, в сатанинской библии Лавэя дана целая программа обесовления: рок, секс, проституция, наркотики. Перед нами встал вопрос: что делать? То есть, как я уже сказал, было ясно, что сидеть и ждать, сложа руки, нельзя. Но массового опыта православной реабилитации не было. Традиционные медицинские методы душу (а именно она страдает первой), увы, не лечат. И вот была разработана программа реабилитации, основанная на реабилитации души через восстановление связи с Богом».

В 2005 году иеромонах Анатолий (Берестов) выступил инициатором события, которое еще не знал православный мир. Он предложил провести в Москве Всероссийскую конференцию, которая позволила бы объединить церковные структуры, крупный бизнес, власть и общество в единый кулак против эпидемии наркомании, которая в те годы в России расцвела буйным цветом. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II активно поддержал эту идею и она была воплощена в жизнь!

24 ноября 2005 года в зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя начала работу Всероссийская конференция «Национальная сфера ответственности: Власть, Церковь, бизнес, общество против наркотиков». На открытии конференции с приветственным словом Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

В своей речи Предстоятель Русской Православной Церкви выразил надежду, что данная конференция станет важным шагом на пути создания широкого общественного движения, способного противостать распространению наркомании и иных форм химической зависимости. Вслед за этим приветствие участниками конференции Президента Российской Федерации В.В. Путина огласил полномочный представитель Президента Рф в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко. В президентском послании, в частности, отмечалось, что с наркоманией, как социальной болезнью невозможно справиться только административными мерами, необхоимо объединение усилий всего общества. В.В. Путин пожелал участникам конференции успешной и конструктивной работы.

Целью форума, организованного при активнейшем участии иеромонаха Анатолия (Берестова) и возглавляемого им Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского стало объединение всех слоев общества для профилактики и лечения наркомании, формирование у населения активной гражданской позиции для активизации работы по решению этой проблемы на всех уровнях государственной власти, Церкви и общества. Именно тогда, на этом мероприятии, практически только приехав в Москву и поступив в клиническую ординатуру Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского, мне впервые предоставилась возможность поработать вместе с отцом Анатолием. Он предложил мне стать секретарем одного из секционных заседаний конференции «Медико-социальные и духовные аспекты реабилитации наркозависимых», на которой он председательствовал вместе с епископом Якутским и Ленским Зосимой. Так началось наше тесное сотрудничество, переросшее, если можно сказать в отношении священника и мирянина, в дружбу, растянувшееся на 7 лет в Москве и сохраняющееся по сей день.

В задачи конференции вошли пропаганда самореализации через духовный рост, творчество, спорт; выработка систем психологической и духовной защиты от наркозависимости в регионах и на отдельных предприятиях; распространение опыта лечения и профилактики «психоактивных зависимостей» в реабилитационных центрах Русской Православной Церкви. За основу был предложен опыт Душепопечительского центра иеромонаха Анатолия (Берестова). Кроме того, там же была обсуждена разработанная сотрудниками Центра совместно с представителями научной общественности под руководством отца Анатолия «Концепция профилактики наркоманий в России Русской Православной Церкви ». Это масштабное мероприятие очень сильно «раскачало» наше общество и объединило в усилении противодействия наркотизации нашего народа. И огромная заслуга в том, что оно состоялось, принадлежит именно ему - казалось бы, не чину из священноначалия, а лишь иеромонаху. Но не в чинах дело, а в делах и призвании.

Параллельно отец Анатолий долгие годы совмещал руководство Центром и работу со страждущими, разъезды/разлеты по городам России и зарубежья с лекциями, беседами и проповедями, консультациями со службой в храме преп. Серафима Саровского при московском Институте трансплантологии и искусственных органов, где также всегда велика потребность порой практически безнадежных в медицинском смысле больных в духовном окормлении.

Человеку нельзя быть здоровым, не соблюдая заповедей Божиих. Ни один верующий человек не станет этого отрицать. Об этом всегда в своих лекциях перед мирянами, в том числе в научных учреждениях, медицинских ВУЗах, и проповедях перед своими прихожанами напоминает отец Анатолий. Мало кто сегодня станет отрицать и того, что нельзя учить детей здоровому образу жизни, не обучая их при этом Закону Божиему. На этом также всегда делал акцент в своей миссионерской-просветительской работе священник-врач. Он подчеркивал в своих трудах, что в современной науке, к сожалению, отсутствуют такие понятия, как грех, милосердие, благодать Божия. И в своей работе всегда стремился и стремится к тому, что наступит время, когда наука больше не сможет обходиться без этих понятий. Ведь действительно, сегодня порой становится страшно при наблюдении происходящих в обществе процессов - продолжает усиливаться духовный распад общества. Наступление на человека идет по всем фронтам - в сфере экономической, политической, социальной, духовной. Происходит разрастание оккультного, эзотерического видения мира, откуда и все более нарастающая словно снежный ком масса эзотерических сект мелкого и крупного калибра. С точки зрения православного вероучения, на котором базируется работа Душепопечительского центра, о чем постоянно напоминает в своих проповедях отец Анатолий, идет всеобщая «сатанизация» страны и наших соседей. Один из «успешных» примеров такого процесса - уничтожение национальной самоидентификации населения, идущий полным ходом в Украине, который, не исключено, может скоро стать и уже на наших глазах становится при помощи сект и субкультур серьезнейшей проблемой и для нашей страны. В этих условиях сохранение духовного и физического здоровья личности становится актуальнейшей проблемой. И здесь такие «горящие» пастыри как священник Анатолий Берестов в те годы, когда об этом еще мало кто решался говорить, сыграли колоссальную роль своеобразных катализаторов человеческой мысли наших соотечественников в правильном, реально способном оздоровить российскую популяцию направлении. Тогда их были единицы, тех, кто работал в крупных, стратегически значимых российских городах - архимандрит Рафаил (Карелин), протоиерей Олег Стеняев, протоиерей Александр Шаргунов, протоиерей Петр Андриевский (+2012), протоиерей Константин Буфеев, протоиерей Владимир Правдолюбов, протоиерей Артемий Владимиров, протоиерей Вадим Леонов, протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер, протоиерей Александр Новопашин, иерей Даниил Сысоев (+2009), иерей Георгий Максимов. Безусловно, здесь имя отца Анатолия Берестова в первых рядах. Его мощно заряженные как научной, медицинской информацией, так и евангельскими сравнениями проповеди никого не могли оставить равнодушным.

Игумен Анатолий (Берестов) - автор большого числа научных, медицинских и просветительских трудов: «Число зверя на пороге Третьего тысячелетия», «Православные колдуны: кто они?», «Колдуны в законе», «Беседы с православным врачом», «Обольщение (о биодобавках)», «Черные тучи над Россией, или бал колдунов ». Им как самостоятельно, так и в соавторстве с медицинскими и научными работниками опубликован ряд материалов по проблемным вопросам профилактики асоциального поведения и современной реабилитации потребителей наркотиков: «Духовные основы наркомании», «Наркоманию вылечить нельзя, но победить можно», великолепная боголсовская и научно-медицинская аналитическая работа в нескольких частях «Сравнительный анализ православной методики реабилитации потребителей наркотиков и программы "12 шагов"» , опубликованная в специализированном научном журнале « ».

15 декабря 2007 года в конференц-зале Национального научного центра наркологии прошло очень значимое для решения о дальнейшем векторе развития церковного душепопечения алко- и наркозависимых лиц заседание круглого стола «Современные методики реабилитации лиц с химической зависимостью. Концепция профилактики алкоголизма и наркомании в Русской Православной Церкви» . Организаторами данного мероприятия выступили Московское общество православных врачей и Научно-методический отдел по профилактике зависимостей и реабилитации лиц с зависимым поведением Душепопечительского центра святого праведного Иоанна Кронштадтского, который был создан для методического обеспечения деятельности Центра. На тот момент, как и сейчас, в церковной среде вновь остро встал вопрос об отношении Русской Православной Церкви к возможности совмещения святоотеческой традиции борьбы со страстями с тысячелетним успешным практическим опытом и рожденной в США в 1937 году на свежеиспеченной протестантской основе программы «12 шагов». Дискуссия была эмоциональная, разнополярная, от того и продуктивная. Присутствовавшие на мероприятии сотрудники профильных госслужб и священнослужители, не один год работающие в сфере помощи химически зависимым лицам внимательно вслушивались в позицию каждого выступающего.

Итогом круглого стола стала резолюция, направленная на имя Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II, с однозначным «нет» - несовместима. Помогает - да, но за пределами церковной ограды, вместе им не по пути. Подробное обоснование экспертной позиции с точки зрения медицины и богословия см. . Тезисно позиция каждого из участников совещания представлена по ссылке . Послесловие к данному мероприятию, подготовленное мной по благословению отца Анатолия, разъяснило в деталях итоговое мнение присутствовавших там представителей экспертного сообщества .

В 2008 году иеромонахом Анатолием (Берестовым) с соавторами разработана и представлена на рассмотрение в органы государственной власти и руководству Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков «Концепция профилактики и реабилитации лиц с наркотической зависимостью на территории Российской Федерации» , во многом ставшая «предтечей» некоторых разделов Стратегии государственной аналитической политики до 2020 года.

Его монография «Возвращение в жизнь» , посвященная вопросам православного душепопечения лиц, страдающих различными формами наркомании и алкоголизма, технологиям работы с ними до сегодняшних дней востребована российским сообществом, несколько раз была переиздана в России и переведена на ряд восточноевропейских языков .

Информационно-аналитический сборник, подготовленный отцом Анатолием Берестовым совместно с Ю.Б. Тузиковой (Шевцовой) и Н.В. Каклюгиным, автором этих строк, «Осторожно - метадон (Заместительная метадоновая терапия в программах "снижения вреда")» после издания в 2006 году был разослан во все региональные подразделения ФСКН России, Совет Федерации, Государственную Думу, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, некоторые профильные общественные организации и российские медицинские сообщества, сыграв очень значительную роль в выработке в нашей стране отрицательной позиции к подобным деструктивным для отечественной наркологии инициативам, лоббируемым со стороны заинтересованных сотрудников части неправительственных организаций, ныне именуемых «иностранными агентами», финансируемых со стороны транснациональных фондов и международных благотворительных организаций антироссийской ориентации, в первую очередь связанных с американским «филантропом» Джорджем Соросом. Полную версию издания в электронной версии см. по ссылке . Несколько позже в ответ на этот серьезный фундаментальный труд вышел пасквиль в виде некой юморески, высмеивающей полностью обоснованную позицию авторов, с соответствующим названием «Осторожно - псевдонаркология ». Во главе группы лоббистов идеи внедрения заместительной метадоновой терапии в России стояли такие фамилии, как Менделевич и Зыков . Запомните эти фамилии. Второй особенно . Сегодня они притихли на сей счет, работают более аккуратно и изощренно, стараясь не выдавать своих целей и задач на перспективу, но сущности своей либерастической в отношении реформирования наркологической службы по деструктивному для страны сценарию ничуть не изменяют. Просто вместо себя выставляют другие, . Но мы помним всех по именам и фамилиям. И основу, базовую методологическую платформу противодействия всем этим деструктивным тенденциям в российской антинаркотической политике заложил именно иеромонах Анатолий (Берестов), за что ему особая благодарность от тех, кто понимает, что происходило в те лихие 90-е и 2000-е, и что происходит сейчас. В продолжение темы в свое время по следам расследований отца Анатолия я опубликовал аналитику «Профилактические программы снижения вреда от потребления наркотиков и права человека в России» , которая остается . Профессору Менделевичу же с соавторами тогда мы с отцом Анатолием ответили более чем симметрично в своей работе «Снижение вреда от опиатов методом заместительной терапии (ответ на критические замечания проф. В.Д.Менделевича с соавторами “Осторожно - псевдонаркология ”». Больше возражений не последовало.

В 2007 году по инициативе отца Анатолия при поддержке Варненской митрополии в Болгарии был организован автопробег через всю страну из Варны до Софии с целью остановить там легальную выдачу наркотика метадона под видом лечения болгарским наркоманам. По приезду в болгарскую столицу в Центральном телеграфном агентстве страны (аналог российского ИТАР-ТАСС) была дана мощная отповедь всем сопричастным к этой убивающей молодежь Болгарии инициативе. Тогда я еще, будучи только лишь молодым клиническим ординатором Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского с разрешения его директора, ныне покойной Татьяны Борисовны Дмитриевой (Царствие ей Небесное, невероятной душевной силы, духовной крепости и стойкости, великих эрудиции и интеллекта был человек!), выступал в ЦТА Болгарии от лица всей российской медицины и конкретно - Центра Сербского с призывом отказаться от этого изуверского псевдолечения и вместо него развивать на территории Болгарии профессиональные лечебно-реабилитационные программы для наркозависимых лиц на принципах отказа от приема любых психоактивных веществ, так называемое «drug-free treatment». Именно в ту нашу поездку в городе Варна при поддержке ДПЦ о. Анатолия был открыт первый в Болгарии православный Душепопечительский центр для алко- и наркозависимых лиц, к работе которого подключились и болгарские медики. По аналогии с российским он также был назван во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Следует еще раз особо отметить, что география перелетов и разъездов отца Анатолия за время его активной миссионерской деятельности на ниве антинаркотического и антисектантского просвещения невероятно велика - с Севера на Юг, с Запада на Восток, от Чукотки до Абхазии, от Калининграда до Владивостока. Масса визитов и в Украину, где его слова всегда ждали.

В 2008 году в соавторстве со мной отец Анатолий Берестов пишет и издает при финансовой поддержке неравнодушных людей-меценатов книгу «Легальная наркоагрессия в России (Хроники необъявленной войны)» , подробно описывающую катастрофическую смертоносную ситуацию, выявляемую в различных регионах России в отношении роста последствий от приема наркотических веществ, извлекаемых из медицинских препаратов, отпускаемых из аптечных учреждений без . Там же приведена многостраничная и многолетняя переписка с абсолютно равнодушными, если не сказать больше, чиновниками из Министерства здравоохранения РФ. В народе такое называется отписками. Именно на их совести тысячи, десятки, сотни тысяч погибших от таких многие годы свободно отпускаемых в аптеках до наших протестов совместно с центральным аппаратом ФСКН России препаратов как «Коаксил», «Трамадол», «Залдиар», «Туссин Плюс», «Гликодин», все кодеиносодержащие препараты, из которых наркоманы-умельцы научились извлекать убивающий практически за месяцы потребления, высокотоксичный, некротизирующий места инъекций и окололежащие ткани и кости дезоморфин. Сегодня они под запретом и ушли в прошлое.

«Неопятидесятничество: вирус в христианстве » . Она стала настольным альманахом для тех, кто на момент ознакомления с ней еще не мог разобраться, что же это за явление такое в христианском мире и в чем его опасность как для людей, попадающих в организованные неопятидесятниками, скрывающимися под более благопристойным именем «евангельские христиане», реабилитационные центры и «церкви», так и для государственного строя в целом.

Опубликованная в 2012 году в научном специализированном журнале «Наркология» работа «Духовно ориентированная реабилитация лиц с химической зависимостью с использованием специализированного православного БОС-тренинга» , подготовленная авторами под научным руководством отца Анатолия, стала описанием многолетней деятельности в ДПЦ очень интересной методики, здесь органично совмещенной с православными практиками и давшей куда более мощный терапевтический эффект, нежели ее базовая, светская версия. Воистину уникальный и бесценный опыт .

Покидая Москву на предложенную в Краснодаре должность заместителя главного краевого нарколога по реабилитационной работе, мы с батюшкой выпустили две части крайне серьезного, вдумчивого с точки зрения психиатрии и богословия труда под названием «Духовно-религиозные аспекты реабилитации лиц с психическими и поведенческими расстройствами, обусловленными в том числе злоупотреблением психоактивными веществами». Они опубликованы в номерах 4 и 5 журнала «Наркология» за 2013 год. Отчасти эта работа стала неким подведением итога нашей совместной с отцом Анатолием практической работы в Душепопечительском центре в Москве и ее теоретическое обоснование на основании многолетних динамических наблюдений за нашими пациентами и их родственниками.

За годы своего служения в Русской Православной Церкви на ниве антинаркотической и антисектантской общественной деятельности игумен Анатолий (Берестов) безусловно внес неоценимый вклад в оздоровление наркотической ситуации на территории Российской Федерации. Об этом должны помнить те, кто пришел после него, изучать уже проделанный в этом направлении путь и в который раз не наступать в который раз на те же «грабли». Дорога уже проложена когда-то отцом Анатолием словно ледоколом через полыньи, ледники и непроходимые торосы непонимания некоторых чиновников, наркологов и священнослужителей. За что ему низкий поклон от всех нас: его учеников, сотрудников, от тех ребят, что проходили вместе со специалистами все этапы отрезвления и прихода к жизни, свободной от алкоголя и наркотиков, сект и оккультизма в годы активной работы Душепопечительского православного центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского сначала на Крутицком патриаршем подворье, а затем неподалеку от станции метро «Люблино», а также загородной душепопечительской общины в г. Дедовск Московской области. А также огромная благодарность от наконец-то вздохнувших спокойно их родственников, и самих обретших через Центр путь к воцерковлению и душеспасению, и приведших своих чад наконец-то к здоровой полноценной жизни, созданию своих собственных семей и рождению здоровых деток - будущих патриотов своего Отечества и верных чад Русской Православной Церкви.

Дорогой отец Анатолий! Именно Вы дали многим священникам и врачам в России и за ее пределами в те годы, когда было даже как-то страшно не то, что прикасаться, но и говорить об этих вещах, мощнейший импульс заниматься всей этой такой многотрудной, но и настолько же душеполезной и светлой работой по спасению заблудших душ от всех тех страстей и зол, что старательно обрушивают на их и на наши головы и сердца наши недруги. Придумываются все новые схемы убийства нашей молодежи, мы в ответ контратакуем, предлагаем государственным профильным службам ответные ходы. Эта война нескончаема, но кто если не мы?! Ведь врач, священник или психолог, как и любой другой искренно желающий помочь ближнему своему человек, никогда не сможет оставаться в стороне от беды, пришедшей пусть даже и не в родной дом. И если в нем жива христианская душа, он продолжит жертвовать собой, своим личным временем, порой и семейным, так, как делали это все эти годы Вы, заражая нас своим примером. Семь лет рядом с Вами плечом к плечу научили многому.

Многая и благая лета, дорогой наш батюшка! В этот день Вашего 80-летия от всей души поздравляю Вас с этим юбилеем! Молитвенно всегда с Вами. А когда в Москве, всегда постараюсь заглянуть к Вам.

Кто исцелит наркомана? Есть ли лекарство от СПИДа? Как относиться к ясновидению? На эти и другие вопросы «РД» отвечает руководитель Душепопечительского центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского на Крутицком подворье, доктор медицинских наук игумен Анатолий (Берестов).

Корр.: Отец Анатолий, расскажите, чем занимается сегодня ваш центр?

О. Анатолий: Наш центр существует с 1996 года, когда он был организован по благословению Патриарха Алексия II для реабилитации лиц, пострадавших от тоталитарных сект и оккультизма. А с 1997 года мы стали активно заниматься реабилитацией наркозависимой молодёжи. За эти годы центром сделано очень много. Около 25 тысяч человек излечились от наркомании и алкоголизма. Десятки тысяч человек спасены от оккультизма и сект. Около 1000 бывших оккультистов и сектантов обратились к Церкви. Так что мы зря хлеб не едим. И сейчас эти два направления у нас основные: секто-оккультизм и наркомания.

Корр.: Почему вы стали заниматься наркозависимыми?

О. Анатолий: Изначально мы это не планировали. Но однажды из сатанинских сект к нам пришло одновременно 18 молодых людей, страдающих наркоманией. Нам надо было их как-то переориентировать. Мы создали специальную программу реабилитации молодёжи, страдающей наркозависимостью и алкоголизмом. И эта программа вдруг стала очень хорошо работать, все 18 человек в течение месяца были переориентированы – перестали употреблять наркотики, увлекаться алкоголем. С этого момента мы поняли, что и этой проблемой можно эффективно заниматься. А раз можно, значит, нужно. И мы стали активно заниматься реабилитацией наркозависимых. И очень успешно.

Корр.: Каковы цифры?

О. Анатолий: 95 человек из 100, приходящих в наш центр с улицы, – как правило, не верующих и не воцерковленных молодых людей, становились здоровыми, то есть прекращали употребление наркотиков и алкоголя. И вот с тех пор уже более 25 тысяч молодых людей, прошедших через наш центр, стали вести здоровый образ жизни. Но сейчас мы работаем без какой-либо программы. Мы просто воцерковляем. Мы увидели, что достаточно воцерковить этого молодого человека, чтобы в нём исчезла тяга к наркотикам или алкоголю. Были у нас и игровые зависимые. Сейчас их, слава Богу, стало гораздо меньше.

Корр.: Вы считаете, что можно воцерковить нашу современную неверующую молодёжь?

О. Анатолий: Оказывается, ещё как можно! Наша практика показывает, что почти все молодые люди, приходящие в наш центр с улицы, становятся верующими. Таким образом, мы делаем их не только здоровыми в психическом отношении, но они наполняют храмы. Это замечательно!

Одно время я много летал и ездил по России – от Камчатки и Сахалина до Минска, а также бывал в Сербии, Болгарии и Греции. И везде организовывались православные центры по реабилитации наркозависимых, которые действовали с таким же успехом. Года 4 назад мы провели конференцию руководителей таких центров. Оказалось, что везде очень хорошие результаты. Самые минимальные – 60 процентов оздоровления. Сравним с цифрами оздоровления от официальной медицины – от 0 до 5 процентов. Некоторые общественные организации по разным программам – до 10–12 процентов. Всё это говорит о том, что проблема наркомании и алкоголизма – скорее всего не медицинская, а духовная. И только вторично она становится медицинской. Но изначально виной всему грех, греховный образ жизни.

Корр.: Я знаю, что к вам обращаются и непрофильные больные.

О. Анатолий: Да. Были человек 7 гомосексуалистов, которые стали вести нормальный образ жизни. Они женились и родили детей. У всех хорошие семьи.

Были больные СПИДом. У нас в храме служил молодой человек, который в буквальном смысле слова умирал от СПИДа. У него были поражены все органы, особенно нервная система, почки, печень, сердце. Мы все в храме за него молились, и он начинал молиться в те минуты, когда к нему возвращалось сознание. Я один из первых врачей в Советском Союзе, кто изучал проблему СПИДа и ВИЧ-инфекции. Поэтому знаю этот вопрос не понаслышке. Он не должен был выжить. Но он выжил. Начиная с него, я насчитал 18 человек, которые обращались в наш центр с подобным заболеванием и исцелились, а потом перестал считать. С 1997 года ни один из них не умер, хотя их было сотни больных! Если человек начинает молиться, СПИД уходит, ВИЧ-инфекция может оставаться в дремлющем состоянии, а может и совсем исчезнуть.

Приходили и больные раком. Обычно их присылают к нам из монастыря, находящегося напротив нашего Крутицкого подворья, где находится икона Божией Матери «Державная», которой молятся раковые больные. Я их исследовал как врач, посылал к своим друзьям-хирургам. Ну, те в конце концов возмутились и высказали мне: «Отец Анатолий, зачем ты к нам присылаешь здоровых людей?!» Вот так вот!

Корр.: Поразительно!

О. Анатолий: Да, поразительно. Так что, видите, когда люди становятся на церковный путь, начинают молиться, вести православный образ жизни, коренным образом меняется их не только душевное, но и телесное здоровье. Бывает и такое, что после многих лет употребления наркотиков наркозависимый после первой же исповеди теряет эту зависимость. Это для нас уже обычное явление.

Корр.: Чудо. Но почему подобное не случается в других храмах? Ведь во всех храмах исповедуют…

О. Анатолий: Дело в том, что мы специально занимаемся этой проблемой. Мы очень хотим помочь больным и молимся за них. И они приходят к нам с желанием получить помощь от нас, они верят нам и тоже молятся. Получается двойная молитва, которая и приводит к таким удивительным результатам.

Корр.: Батюшка, я знаю, что к вам приходили даже бесноватые…

О. Анатолий: Да, приходили и тоже получали исцеление. Не могу сказать, чтобы слишком часто. В последнее время их особо и не видно. А в первые годы бывали частенько.

Корр.: А как вы их отчитывали? По требнику Петра Могилы?

О. Анатолий: Никаких отчиток я не произвожу. Точно так же я зарока от пьянства и алкоголизма не принимаю. Потому что по опыту видел, как люди дают зарок, то есть клянутся Богу, что они «завязывают», и не выдерживают. Поэтому, чтобы не вводить их в такое искушение, я не принимаю зарок. Мы просто молимся с ними и за них. Вот архимандрит Герман в Троице-Сергиевой Лавре действительно проводит отчитку, и бывают хорошие результаты. К нам нередко приезжают от него люди. У него такие люди оздоравливаются довольно часто. И слава Богу, что Церковь помогает!

Корр.: Отец Анатолий, а как относятся к вашим успехам в медицинском сообществе?

О. Анатолий : Когда я произношу цифру, что 95 процентов излечиваются у нас от наркозависимости, они крутят пальцем у виска и говорят за глаза: «Отец Анатолий – наш клиент». Так было, например, на симпозиуме в Иркутске в 2000 году. А в 2002-м эти же врачи организовали в Иркутске православный центр по реабилитации наркозависимых. В 2013 году я ездил в Иркутск на 10-летие этого центра. Они сейчас показывают просто прекрасные результаты. А руководит центром тоже священник – отец Владимир Кокорин.

Корр.: Сейчас к вам обращается меньше или больше больных, чем в прежние годы?

О. Анатолий: Примерно одинаково. Через медицинский кабинет обращаются примерно 700 человек в год, но большая часть больных приходит непосредственно в наш храм на Крутицком подворье. Они проходят у нас реабилитацию, конечно же, амбулаторно. Невозможно 1500–2000 человек принять на стационарное лечение. Правда, есть у нас домик в Дедовске (Московская область), куда мы помещаем особо сложных больных, как правило, не москвичей.

Корр.: Ваш центр сейчас полностью переориентировался на работу с наркозависимыми?

О. Анатолий: Нет, мы продолжаем работать и с пострадавшими от сект и оккультизма, постоянно проводим чин присоединения к Православной Церкви.

Корр.: Такие понятия, как «сглаз» или «порча», реальны?

О. Анатолий: Реальны, как реален грех. С моей точки зрения, сглаз и порча – это и есть грех. Поэтому все мы – порченные грехом. Кроме того, бывают люди очень мнительные, на которых достаточно не так посмотреть, чтобы они себе вбили в голову, что на них навели порчу.

Корр.: Как относитесь к ясновидению?

О. Анатолий: Ясновидение – это проявление колдовства и магии. Мы с такими проявлениями боремся. К прозорливости это не имеет никакого отношения.

Корр.: А каково ваше отношение к знаменитой предсказательнице Ванге, которая позиционировала себя православной?

О. Анатолий: У меня к Ванге отношение двоякое. С одной стороны, я признаю, что это очень хороший, добрый, милый человек. А с другой стороны, её мистика – не христианская. И на доброго, хорошего человека бесы нападают. Даже более скажу – именно на такого человека бесы более злы. Важно вовремя покаяться, чтобы иметь защиту от бесов. Иначе можно окончательно попасть в их цепкие лапы.

Корр.: Приходили ли к вам экстрасенсы?

О. Анатолий: Да, и немало. Каялись, отрекались о своей деятельности, проходили чин присоединения к Церкви. Но в последнее время перестали приходить. В основном обращаются люди, пострадавшие от экстрасенсов.

Корр.: Что бы вы посоветовали молодым людям с проблемами, на которых специализируется ваш центр?

О. Анатолий: Когда молодой человек приобретает Бога, его жизнь резко меняется и меняется жизнь его семьи. Коренным образом жизнь меняется. Это результат воцерковления. Так что если кто-нибудь из молодых людей или членов их семей прочитает эти мои слова, я бы посоветовал им начать ходить в храм и молиться. Все надежды свои надо возлагать на Бога. Только тогда можно стать по-настоящему здоровым – и душевно, и телесно.

Беседовал Андрей Викторович ПОЛЫНСКИЙ

Православный психиатр. Доктор медицинских наук, профессор. После защиты докторской диссертации в 91-м году назначен директором реабилитационного Центра для инвалидов, страдающих детским церебральным параличом. В то же время рукоположен Святейшим Патриархом в диаконы. Два года совмещал работу в Центре со служением в храме иконы Божией Матери “Живоносный Источник”. В 93-м году в Валаамском монастыре принял постриг (после смерти жены в 77-м году пришлось одному воспитывать двоих детей).

Руководитель Душепопечительского центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского по реабилитации наркозависимых Московской Патриархии, расположенном на Крутицком подворье в Москве.

Биография

В начале было слово

Чего-чего, а чудес в жизни у батюшки всегда было предостаточно. Вот одно из них. Когда отец Анатолий был еще пионером, он вместе со своим братом Михаилом прогуливался недалеко от Рижского вокзала. Братья увидели, как из местной церкви вышла большая группа людей с веточками березы (видимо, дело было на Троицу). Тогда им это показалось дикостью: век научно-технического прогресса - а тут такое средневековье! Толя рассмеялся, ударил братца ладонью по спине и воскликнул: "Ну, ничего, ты будешь монахом, а я священником".

С тех пор прошло много лет. Миша стал истинным монахом. Ныне он схимник Рафаил. Отец Анатолий - тоже священнослужитель и тоже монах. Слова, сказанные ради насмешки, осуществились в точности.

Впрочем, прежде чем это случилось, в судьбе отца Анатолия произошло много событий, в том числе и чудесных. После школы он окончил фельдшерское училище, стал медиком, служил в армии в Подольске. И по долгу службы часто приезжал в Москву. Нередко заходил домой. В это время его брат Михаил уже стал верующим. И каждый раз при встрече братья очень долго спорили о вере. Анатолий доказывал нелепость верования в Бога. Часто спорили до остервенения. И расставались недругами. И вот однажды, незадолго до окончания службы, Анатолий вновь приезжает домой, встречается с Михаилом и опять начинает спор. На что брат совершенно неожиданно засмеялся. "Ты чего смеешься?" - удивился Анатолий. "Да что мне спорить с тобой без толку, ты же и сам скоро станешь верующим", - отвечает брат. "Чтобы я стал верующим?! Да никогда такого не будет!" - взвился Анатолий. На что ему в ответ брат поведал следующую историю.

Пророчество старой монахини

Дело все было в том, что незадолго до этого Михаил побывал в Троице-Сергиевой лавре, где повстречался с одной монахиней, 25 лет просидевшей в сталинских лагерях, ставшей там инвалидом и ходившей на костылях. Про нее говорили, что она - прозорливица и великой духовной жизни человек.

Он подошел к ней и попросил помолиться за родственников. Она ему сказала: "А, Рафаильчик, это ты!" - "Я не Рафаил, я Михаил!" - "Да, да, я знаю, что ты Рафаил. Я знаю, что твой отец Иоанн под конец жизни станет верующим, как и твоя мама, Анна. А вот - радуйся - твой брат Анатолий скоро станет очень верующим! А вот за брата Николая надо молиться". Так она и назвала всех родственников точно по имени. Так оно и случилось. А брат Николай действительно единственный человек в их семье, который к вере в Бога не подошел.

Рассказ брата не произвел на Анатолия никакого впечатления: мол, мало ли чего ваши старухи наговорят... Но споры прекратились.

Прошло время. Анатолий уже учился во Втором медицинском институте. На втором курсе ему было рекомендовано прочитать книгу Ленина "Марксизм и эмпириокритицизм". Как сознательный студент, Берестов прочитал эту ленинскую работу от корки до корки и пришел в ужас. Он не увидел там никакой философии, а лишь одну сплошную ругань. Он задумался: "Если это - верх философии, то в чем же смысл жизни? Где его найти?" И вспомнил о Евангелии, которое подарил ему брат. И он стал искать у себя дома это Евангелие.

Искал три дня. Перерыл всю квартиру, но найти не мог, хотя точно помнил, где оставлял книгу. На третий день обессиленный сел на стул и произнес про себя: "Господи, если Ты есть, сейчас же, сию минуту, пошли мне Евангелие!" И в эту самую секунду раздается звонок в дверь. Входит соседка и говорит: "Анатолий, я тут у Миши брала почитать книгу и забыла отдать.

Возьми, пожалуйста". Анатолий взял. У него застучала кровь в висках. Это было Евангелие. И он, конечно, тут же бросился его читать. И сразу же поверил тому, что там написано.

Благословение старца

По окончании института Анатолий женился. Женитьба была несколько необычная. Его духовник, известный старец Троице-Сергиевой лавры, посоветовал ему стать монахом. Однако молодой человек был уже влюблен и серьезно не воспринял совета старца. А благословение на женитьбу взял у архиерея. Когда старец узнал об этом, он лишь вздохнул: "Теперь поделать нечего - благословение архиерея выше моего. Имей в виду, Анатолий, ты проживешь с ней 10 лет, она умрет, у тебя останутся от нее двое детей, и ты все равно станешь монахом". Все случилось, как сказал старец.

Жизнь Анатолия Берестова в медицинской науке была столь же яркая, как и сегодняшняя - в Церкви. За непродолжительный срок он стал кандидатом (а затем и доктором) медицинских наук, профессором кафедры нервных болезней в Медицинском институте (ныне - университет), в течение 10 лет исполнял обязанности главного невропатолога Москвы.

В начале 90-х Анатолию Берестову предложили должность директора крупнейшего в стране Реабилитационного центра для инвалидов, страдающих детским церебральным параличом. Он весь отдался служению инвалидам, вывел центр на международный уровень. В то же время, в декабре 1991-го он был рукоположен в сан дьякона и начал служить в церкви в Царицыно, недалеко от Реабилитационного центра. Но наступала эпоха безвременья и "демократизации", сломавшая все, что только можно сломать.

Дважды приговоренный

Брат отца Анатолия, отец Рафаил, был уже насельником Святой горы Афон. А вот жизнь самого отца Анатолия в ту пору походила больше не на житие деятеля церкви, а на мистический триллер или крутой детектив.

Был у меня один сотрудник, как оказалось, связанный с бандитами, - вспоминает батюшка.

Сначала он меня уговаривал за вознаграждение передать им часть помещений. Потом явились и сами боевики и назначили неделю на раздумье, угрожали в случае моей неуступчивости разделаться с моей семьей. Я указал им на дверь и сообщил в милицию. Они об этом сразу узнали. Какие-то "доброжелатели" позвонили в центр и сообщили, что меня скоро убьют. 8 мая 1993 года после службы в Царицынском храме я вышел из церкви и увидел лежащего на паперти человека с тяжелейшими следами побоев. Увидев меня, он приподнялся и спросил: "Вы Анатолий Иванович Берестов? Мне надо с вами переговорить" - "Мы с вами будем говорить, когда вы придете в нормальное состояние, а сейчас вам надо в больницу", - сказал я. На что он ответил: "Я вас сегодня должен был убить, но, после того как узнал, что вы священник, отказался. И вот за это поплатился..."

В 1993 году отец Анатолий принимает монашество на Валааме с дальнейшим прохождением послушания на Московском подворье Валаамского монастыря. В это же время вышла его книга "Число зверя на пороге третьего тысячелетия", раскрывающая подноготную оккультизма. Эта книга имела ошеломляющий успех, в том числе и за рубежом. Во многом она предопределила дальнейшую жизнь автора. К отцу Анатолию пошел поток больных, пострадавшихот оккультизма и тоталитарных сект. С благословения Патриарха иеромонах Анатолий открывает Реабилитационный центр, ныне - Душепопечительский центр святого праведного Иоанна Кронштадтского, что на Патриаршем Крутицком подворье. Уже работая здесь, он был приговорен к смерти во второй раз. На этот раз - к астральной.

Однажды батюшка выступал по радио с обличением экстрасенсов и прочих колдунов. Такие выступления батюшки всегда вызывали их безумную ярость. Вот и на этот раз на радио позвонили и - нет, не ругались - объявили от группы экстрасенсов, что приговаривают отца Анатолия к астральной смерти. Самое интересное, что когда батюшка вернулся к себе домой, в обычную московскую квартиру, то в его комнате начала происходить какая-то чертовщина: хохот, ржание, стук в дверь, в потолок. Заглянул сын: "Что у тебя тут творится?" Полтергейст продолжался минут 40. Затем отец Анатолий встал на молитву, помолился, окропил комнату святой водой - и все прошло.

Спаси нас, Спас!

Заниматься лечением наркозависимых я хотел давно, - рассказывает отец Анатолий. - Но не знал - каким образом. В голове никак не созревал план программы по реабилитации. В 1998 году я был паломником на теплоходе из Одессы на Святую землю и меня сделали духовником рейса. 500 с лишним пассажиров исповедовались у меня. Однажды, когда мы отходили от Афона - мы стояли на рейде напротив русского Пантелеимонова монастыря - я спустился в каюту и вдруг услышал удивительное монашеское пение. Расстояние до самого Афона было большое, никакое пение оттуда до нас бы не дошло.

Я никак не мог понять, откуда оно шло. Представляешь - при оглушительном грохоте машин теплохода. Потом я вышел на палубу и удивился тому, что сотни пассажиров припали к бортовым поручням. Люди кричали: "Смотрите, крест!" И действительно: от берега до теплохода по воде простирался огромный православный шестиконечный крест. Он образовался на водной ряби - там, где просматривался крест, эта рябь полностью отсутствовала.

Несколько минут сопровождало нас это явление. Затем крест тихо покрылся той же водной рябью. Затем, когда мы служили молебен перед мощами святых угодников, которые привезли монахи из Пантелеимонова монастыря, - главой целителя Пантелеимона, рукой Иоанна Воина и главой Силуана Афонского - я приложил иконку к этим святыням. Вечером, когда я вошел в свою каюту, то почувствовал удивительный аромат. Он исходил от иконки и распространялся в течение последующих двух суток... Затем на Святой земле, на горе Фавор, я наблюдал сошествие Благодатного облака, в котором блистали огни - в ночь на Преображение Господне. Я долго не мог понять: почему Господь мне показывает столько удивительных явлений?

Но когда я приехал в Москву и пришел в Душепопечительский центр, понял: надо заняться наркоманами. И вот тогда сразу сама по себе пришла идея и как заняться. Теперь я понял, что те удивительные явления были мне как подача благодатных сил на тяжелую борьбу с наркоманией.

Кто исцелит наркомана? Есть ли лекарство от СПИДа? Как относиться к ясновидению? На эти и другие вопросы «РД» отвечает руководитель Душепопечительского центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского на Крутицком подворье, доктор медицинских наук игумен Анатолий (Берестов).

Корр.: Отец Анатолий, расскажите, чем занимается сегодня ваш центр?

О. Анатолий: Наш центр существует с 1996 года, когда он был организован по благословению Патриарха Алексия II для реабилитации лиц, пострадавших от тоталитарных сект и оккультизма. А с 1997 года мы стали активно заниматься реабилитацией наркозависимой молодёжи. За эти годы центром сделано очень много. Около 25 тысяч человек излечились от наркомании и алкоголизма. Десятки тысяч человек спасены от оккультизма и сект. Около 1000 бывших оккультистов и сектантов обратились к Церкви. Так что мы зря хлеб не едим. И сейчас эти два направления у нас основные: секто-оккультизм и наркомания.

Корр.: Почему вы стали заниматься наркозависимыми?

О. Анатолий: Изначально мы это не планировали. Но однажды из сатанинских сект к нам пришло одновременно 18 молодых людей, страдающих наркоманией. Нам надо было их как-то переориентировать. Мы создали специальную программу реабилитации молодёжи, страдающей наркозависимостью и алкоголизмом. И эта программа вдруг стала очень хорошо работать, все 18 человек в течение месяца были переориентированы – перестали употреблять наркотики, увлекаться алкоголем. С этого момента мы поняли, что и этой проблемой можно эффективно заниматься. А раз можно, значит, нужно. И мы стали активно заниматься реабилитацией наркозависимых. И очень успешно.

Корр.: Каковы цифры?

О. Анатолий: 95 человек из 100, приходящих в наш центр с улицы, – как правило, не верующих и не воцерковленных молодых людей, становились здоровыми, то есть прекращали употребление наркотиков и алкоголя. И вот с тех пор уже более 25 тысяч молодых людей, прошедших через наш центр, стали вести здоровый образ жизни. Но сейчас мы работаем без какой-либо программы. Мы просто воцерковляем. Мы увидели, что достаточно воцерковить этого молодого человека, чтобы в нём исчезла тяга к наркотикам или алкоголю. Были у нас и игровые зависимые. Сейчас их, слава Богу, стало гораздо меньше.

Корр.: Вы считаете, что можно воцерковить нашу современную неверующую молодёжь?

О. Анатолий: Оказывается, ещё как можно! Наша практика показывает, что почти все молодые люди, приходящие в наш центр с улицы, становятся верующими. Таким образом, мы делаем их не только здоровыми в психическом отношении, но они наполняют храмы. Это замечательно!

Одно время я много летал и ездил по России – от Камчатки и Сахалина до Минска, а также бывал в Сербии, Болгарии и Греции. И везде организовывались православные центры по реабилитации наркозависимых, которые действовали с таким же успехом. Года 4 назад мы провели конференцию руководителей таких центров. Оказалось, что везде очень хорошие результаты. Самые минимальные – 60 процентов оздоровления. Сравним с цифрами оздоровления от официальной медицины – от 0 до 5 процентов. Некоторые общественные организации по разным программам – до 10–12 процентов. Всё это говорит о том, что проблема наркомании и алкоголизма – скорее всего не медицинская, а духовная. И только вторично она становится медицинской. Но изначально виной всему грех, греховный образ жизни.

Корр.: Я знаю, что к вам обращаются и непрофильные больные.

О. Анатолий: Да. Были человек 7 гомосексуалистов, которые стали вести нормальный образ жизни. Они женились и родили детей. У всех хорошие семьи.

Были больные СПИДом. У нас в храме служил молодой человек, который в буквальном смысле слова умирал от СПИДа. У него были поражены все органы, особенно нервная система, почки, печень, сердце. Мы все в храме за него молились, и он начинал молиться в те минуты, когда к нему возвращалось сознание. Я один из первых врачей в Советском Союзе, кто изучал проблему СПИДа и ВИЧ-инфекции. Поэтому знаю этот вопрос не понаслышке. Он не должен был выжить. Но он выжил. Начиная с него, я насчитал 18 человек, которые обращались в наш центр с подобным заболеванием и исцелились, а потом перестал считать. С 1997 года ни один из них не умер, хотя их было сотни больных! Если человек начинает молиться, СПИД уходит, ВИЧ-инфекция может оставаться в дремлющем состоянии, а может и совсем исчезнуть.

Приходили и больные раком. Обычно их присылают к нам из монастыря, находящегося напротив нашего Крутицкого подворья, где находится икона Божией Матери «Державная», которой молятся раковые больные. Я их исследовал как врач, посылал к своим друзьям-хирургам. Ну, те в конце концов возмутились и высказали мне: «Отец Анатолий, зачем ты к нам присылаешь здоровых людей?!» Вот так вот!

Корр.: Поразительно!

О. Анатолий: Да, поразительно. Так что, видите, когда люди становятся на церковный путь, начинают молиться, вести православный образ жизни, коренным образом меняется их не только душевное, но и телесное здоровье. Бывает и такое, что после многих лет употребления наркотиков наркозависимый после первой же исповеди теряет эту зависимость. Это для нас уже обычное явление.

Корр.: Чудо. Но почему подобное не случается в других храмах? Ведь во всех храмах исповедуют…

О. Анатолий: Дело в том, что мы специально занимаемся этой проблемой. Мы очень хотим помочь больным и молимся за них. И они приходят к нам с желанием получить помощь от нас, они верят нам и тоже молятся. Получается двойная молитва, которая и приводит к таким удивительным результатам.

Корр.: Батюшка, я знаю, что к вам приходили даже бесноватые…

О. Анатолий: Да, приходили и тоже получали исцеление. Не могу сказать, чтобы слишком часто. В последнее время их особо и не видно. А в первые годы бывали частенько.

Корр.: А как вы их отчитывали? По требнику Петра Могилы?

О. Анатолий: Никаких отчиток я не произвожу. Точно так же я зарока от пьянства и алкоголизма не принимаю. Потому что по опыту видел, как люди дают зарок, то есть клянутся Богу, что они «завязывают», и не выдерживают. Поэтому, чтобы не вводить их в такое искушение, я не принимаю зарок. Мы просто молимся с ними и за них. Вот архимандрит Герман в Троице-Сергиевой Лавре действительно проводит отчитку, и бывают хорошие результаты. К нам нередко приезжают от него люди. У него такие люди оздоравливаются довольно часто. И слава Богу, что Церковь помогает!

Корр.: Отец Анатолий, а как относятся к вашим успехам в медицинском сообществе?

О. Анатолий : Когда я произношу цифру, что 95 процентов излечиваются у нас от наркозависимости, они крутят пальцем у виска и говорят за глаза: «Отец Анатолий – наш клиент». Так было, например, на симпозиуме в Иркутске в 2000 году. А в 2002-м эти же врачи организовали в Иркутске православный центр по реабилитации наркозависимых. В 2013 году я ездил в Иркутск на 10-летие этого центра. Они сейчас показывают просто прекрасные результаты. А руководит центром тоже священник – отец Владимир Кокорин.

Корр.: Сейчас к вам обращается меньше или больше больных, чем в прежние годы?

О. Анатолий: Примерно одинаково. Через медицинский кабинет обращаются примерно 700 человек в год, но большая часть больных приходит непосредственно в наш храм на Крутицком подворье. Они проходят у нас реабилитацию, конечно же, амбулаторно. Невозможно 1500–2000 человек принять на стационарное лечение. Правда, есть у нас домик в Дедовске (Московская область), куда мы помещаем особо сложных больных, как правило, не москвичей.

Корр.: Ваш центр сейчас полностью переориентировался на работу с наркозависимыми?

О. Анатолий: Нет, мы продолжаем работать и с пострадавшими от сект и оккультизма, постоянно проводим чин присоединения к Православной Церкви.

Корр.: Такие понятия, как «сглаз» или «порча», реальны?

О. Анатолий: Реальны, как реален грех. С моей точки зрения, сглаз и порча – это и есть грех. Поэтому все мы – порченные грехом. Кроме того, бывают люди очень мнительные, на которых достаточно не так посмотреть, чтобы они себе вбили в голову, что на них навели порчу.

Корр.: Как относитесь к ясновидению?

О. Анатолий: Ясновидение – это проявление колдовства и магии. Мы с такими проявлениями боремся. К прозорливости это не имеет никакого отношения.

Корр.: А каково ваше отношение к знаменитой предсказательнице Ванге, которая позиционировала себя православной?

О. Анатолий: У меня к Ванге отношение двоякое. С одной стороны, я признаю, что это очень хороший, добрый, милый человек. А с другой стороны, её мистика – не христианская. И на доброго, хорошего человека бесы нападают. Даже более скажу – именно на такого человека бесы более злы. Важно вовремя покаяться, чтобы иметь защиту от бесов. Иначе можно окончательно попасть в их цепкие лапы.

Корр.: Приходили ли к вам экстрасенсы?

О. Анатолий: Да, и немало. Каялись, отрекались о своей деятельности, проходили чин присоединения к Церкви. Но в последнее время перестали приходить. В основном обращаются люди, пострадавшие от экстрасенсов.

Корр.: Что бы вы посоветовали молодым людям с проблемами, на которых специализируется ваш центр?

О. Анатолий: Когда молодой человек приобретает Бога, его жизнь резко меняется и меняется жизнь его семьи. Коренным образом жизнь меняется. Это результат воцерковления. Так что если кто-нибудь из молодых людей или членов их семей прочитает эти мои слова, я бы посоветовал им начать ходить в храм и молиться. Все надежды свои надо возлагать на Бога. Только тогда можно стать по-настоящему здоровым – и душевно, и телесно.

Беседовал Андрей Викторович ПОЛЫНСКИЙ

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх