История правовых и политических учений. Кушнир И.В. История политических и правовых учений Сократ о государстве и праве Политические идеи в «Г-ве»

Сокра́т (470- 399 гг. до н. э.) - древнегр. философ. В лице Сократа философствующее мышление впервые обращается к себе самому, исследуя собственные принципы и приёмы.

С. излагал свои мысли в устной форме, в разговорах с разными лицами; до нас дошли сведения о содержании этих разговоров в сочинениях его учеников, Платона и Ксенофонта и в сочинениях Аристотеля.

Сократ полагал, что править должны знающие . Идеалом С. являлась аристократия мудрых. Настоящее знание, по С., нужно получать не от учителя, а путем углубленного самопознания. Требование «править должны знающие» относится ко всем пол. формам. Т.е. в плане практической политики С. обосновывал принцип компетентности правления, а в плане теоретическом - попытку выявить и сформулировать нравственно-разумную основу и сущность г-ва.

В основе хар-ки различных форм г-ва лежал выдвинутый С. принцип законности . Этого принципа он всегда принципиально придерживался. Законность , по его мнению состоит в том, чтобы подчиняться законам своего г-ва. Все законы взаимозависимы, так как обусловлены божественным первоисточником. Перед законом должны быть равны и правители, и подданные.

В вопросе о форме правления в г-ве С. различает царство и тиранию, аристократию и олигархию, правильную демократию и неправильную демократию. Первая из форм правления в каждой паре - правильная, а вторая - неправильная. Эта классификация впоследствии (в переработке Аристотеля) стала классической.

С. не верил в эффективность демократии , результативность деят-ти народного собрания как высшего руководящего гос. органа. Основные отступления сложившихся в Афинах общественно-пол. порядков от разумных начал С. видел в тяге своих сограждан к стяжательству и в некомп-ти демократического правления.

Многие видят в учении С. предпосылки договорной теории взаимоотн-й гр-на и полиса, но стороны в таком договоре не равны, г-во явно преобладает. Г-во и издаваемые им законы являются высшими родителями, воспитателями и повелителями для своих граждан.

Смерть С.. С. был приговорен к смертной казни по официальному обвинению за "введение новых божеств и за развращение молодежи в новом духе", то есть за то, что мы сейчас называем инакомыслием. В процессе над философом приняло участие около 600 судей. За смертную казнь проголосовали 300 человек, против 250. С. должен был выпить "гос. яд" – цикуту. Смерть наступает из-за судорог, приводящих к удушью.

По некоторым причинам казнь С. была отложена на 30 дней. Когда ему предложили назначить штраф, он ни сам не назначил его, ни друзьям не позволил, а, напротив, даже говорил, что назначать себе штраф - это значит признать себя виновным. Потом, когда друзья хотели его похитить из тюрьмы, он не согласился и, кажется даже посмеялся над ними, спросив, знают ли они такое место за пределами Аттики, куда не было бы доступа смерти.



6. Политическое и правовое учение Платона. Диалоги «Государство» и «Законы».

Плато́н (428 или 428- 348 или 347 до н. э.) - древнегр. философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. П.(427-347 до н.э.) происходил из знатного афинского рода. В одной из рощ близ Афин он основал свою просуществовавшую несколько веков и закрытую лишь византийским императором Юстинианом знаменитую Академию. Огромное влияние на П. оказали Сократ, Пифагор, пифагорейцы.

Основными пол. произведениями П. являются трактаты «Г-во», «Законы» и диалог «Политик».

Политические идеи в «Г-ве»

Происх-е г-ва вполне правдоподобно: разделение труда приводит к обмену между людьми, а обмен удобен, если жить вместе. Мысль о разделении труда и лежит в основе платоновской утопии.

П. любит уподоблять индивидуальный ч-кий организм и общество. Подобно тем как в душе ч-ка есть три начала , так и в г-ве должно быть три сословия .

1. Разумному началу души в идеальном г-ве соответствуют правители- философы;

2. яростному началу- воины;

3. вожделеющему - земледельцы и ремесленники .

Справедливость состоит в том, чтобы каждое сословие занималось своим делом.

П. выдвинул смелый план упразднения частной собст-ти среди правителей и воинов, т.е. первых двух сословий. Правители и воины должны всю жизнь посвятить служению общему благу. Поэтому их нужно избавить от соблазнов личного обогащения и частных интересов. Средства к сущ-ю должно поставляет третье сословие. В первых двух сословиях нет и семей. Половая связь в целях деторождения реглам-ся сословными рамками. Жены и дети общие. Детей воспитывает г-во, в семье, как и в собст-ти, а то Платон видит истоки эгоизма.

Политические идеи в «Законах»

Позже П. в «Законах» опишет другой гос. строй - аристократическая республика или аристокр.монархия.

Аристократическое г-во может стать монархическим , если среди правителей выделится кто-н. один (царская власть).

Если же будет несколько правителей, то г-во будет республиканским (аристократическое правление).

Платон различал два вида гос.устройства арист-го управления:

1. над всеми стоят правители.

2. все подчиняются законам.

Основные отличия второго г-ва состоят в следующем:

1. Во втором по достоинству г-ве допускается, что "граждане будут снабжены достаточным по мере сил количеством рабов". А в первом г-ве рабов как таковых не было (люди третьего сословия были свободными).

2. Различия в системе органов гос. управления.

3. В проекте второго г-ва основная ставка делается на жесткие законы, реглам-щие публичную и частную жизнь людей.

В остальных вопросах первое и второе г-ва сходны. Сходство состоит в том, что:

1. Остается отрицательное отношение к частной собст-ти.

2. как и в первом г-ве не должно быть крайностей бедности и богатства.

3. Стремление к коллективизму и единомыслию.

4. Внушение гражданам представлений о божественности и незыблемости учреждаемых порядков и закон

На страже законов стоит система правосудия. И без истинного правосудия г-во перестает быть г-вом.

Вывод: И “Г” и “З” представляют собой жанр утопии,т.е. несбыточных проектов. П. чувствует, что греческая цивилизация клонится к упадку. Смириться с этим он не мог, а выход ему представлялся только в форме возврата к прошлому. Его арист-кое правление философов и стражей- воспоминание о родовой аристократии, о героических временах, оттуда идеи единства и общности имущества.

Сократ (469-399 гг. до н. э.) - одна из интереснейших и популярнейших фигур в духовной истории человечества. Он оказал огромное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли. Так как Сократ не написал ни строчки за всю свою жизнь, сведениям о его биографии и политико-правовым взглядам мы обязаны его ученикам.

Политико-правовые взгляды Сократа.

1. Сократ стремился к рациональному обоснованию природы государства и права. Тем самым он заложил начало теоретического исследования в этой области.

2. Сократ различал естественное право и позитивный закон. Он пытался обосновать разумную природу политических и правовых явлений.

3. Сократ развивает принцип верховенства законов над всеми сферами государственной и общественной жизни.

4. Тождество законного и справедливого ("Что справедливо, то и законно").

5. Мораль и истина тождественны. Сократ утверждал, что моральные качества (добродетели) имеют объективную природу и не зависят от субъективной оценки человека.

6. Истина (мораль) - это знание. Зло люди совершают по незнанию.

7. Оптимальной формой правления Сократ считал аристократию (правление "знающих", интеллектуальной элиты общества).

8. Отрицательно относился к крайней демократии (т.к. люди склонны к стяжательству, демократическое правление он считал не компетентным). Худшей формой правления Сократ считал тиранию.

9. Верховенство интересов государства по отношению к личности.

6. Политико – правовые взгляды Платона

Влияние Сократа сказывается в таких высших достижениях греческой политико-правовой мысли, как политическая философия Платона и политическая наука Аристотеля.

Свои взгляды на государство и право Платон (427–348 гг. до н. э.) изложил в книгах «Государство» и «Законы». Диалог «Гос-во» посвящен справедливости. Идеал справедливости Платон видел в разделении труда соответственно потребностям и природным задаткам. По Платону, принцип справедливости становится фундаментом модели желательного гос. устройства. Он делит всех граждан такого гос-ва на 3 сословия:

1) мудрецов, управляющих государством;2) стражей, охраняющих его;3) торговцев и ремесленников.

Платон рассматривает четыре типа «извращенного гос. устройства»:

1) тимократию;2) олигархию;3) демократию;4) тиранию.

Все эти типы гос.устройства являются ступеньками на пути к вырождению государства. В тимократии появляется страсть к обогащению, которая постепенно перерастает в господство олигархов. Олигархия вырождается в демократию. Демократия деградирует в– тиранию. При этом Платон выводит тиранию именно из демократии.

Конструируя идеальное государство, Платон исходит из того соответствия, которое, по его представлениям, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. Трем началам души (разумному, яростному и вожделеющему) соответствуют три начала государства (совещательное, защитное и деловое). Эти начала-части должны заниматься своим делом и находиться в определенной иерархии: разум (философы) господствует над яростным началом (воинами), а вместе они господствуют над вожделеющим началом ремесленниками, земледельцами).

Полис по Платону - это совместное поселение, обусловленное общими потребностями. Для наилучшего удовлетворения потребностей требуется разделение труда. Для поддержания сословного неравенства гос-во должно распространять миф о том, что в людей разных сословий бог при создании бог добавил разные металлы: правят те, в кого добавлено золото; стражами становятся те, в кого добавлено серебро; к третьему сословию (производителям) относятся те, в кого добавлено железо или медь.

В "Законах" Платон рисует "второй по достоинству" (после идеального государства) государственный строй. 5040 граждан по жребию получают земельные участки во владение (право собственности остается за государством); участок переходит по наследству лишь к одному из детей. В зависимости от величины им-ва, граждане делятся на 4 класса. Запрещено владение серебром и золотом, ростовщичество, роскошь. Земледелием, ремеслами и торговлей занимаются неграждане (иностранцы и рабы). Быт второго государства пронизан стремлением повсюду насаждать единомыслие и коллективизм. Семья не обладает монополией на воспитание. Женщины равноправны с мужчинами, но не входят в число высших правителей. Политическими правами обладают только граждане. Во главе государства стоят 37 выборных правителей от 50 до 70 лет. Существуют также Совет из 360 членов и народное собрание. Надгосударственным органом является "ночное собрание" из 10 самых мудрых и престарелых стражей. Но основная ставка делается не на власть правителей, а на детальные и суровые законы, которые регулируют публичную и частную жизнь вплоть до распорядка дня и ночи людей. На страже законов стоит правосудие, под которым понимается и вся совокупность правителей, и все граждане гос-ва. Большое значение имеет идеологическая обработка жителей гос-ва – внушение им представлений о божественности и незыблемости законов, суровых загробных карах за их нарушение и т.п.

7. Политико – правовые учения Аристотеля

Аристотель (384–322 гг. до н. э.) изложил политико-правовые взгляды в трактатах «Политика», «Никомахова этика».

Цель государства, по Аристотелю, – «благая жизнь всех его членов». Для этого граждане должны быть добродетельными. Само государство образуется из природного влечения людей к общению. При этом рабство этически оправдано, ведь раб лишен добродетели и способен выполнять лишь физическую работу.

Аристотель придерживался принципа разделения справедливости на две формы:

1) всеобщую, установленную законом;

2) частную, которая касается раздела или обмена имуществом и почестями между членами общины.

Аристотель выделял 6 видов государственного устройства:

Правильные – это монархия, аристократия и полития, и

Неправильные – это тирания, олигархия и демократия.

в правильных правители заботятся об общем благе, а в неправильных - о личном.

Государственный идеал Аристотеля – полития (смешанная форма из положительного от олигархии и демократии).

Идеальное государство, описываемое Аристотелем, - это, по его мнению, логическое построение, не очень точное. Население такого государства должно быть достаточным и легко обозримым. Гражданских прав не должны иметь ремесленники, матросы, торговцы. Предполагается большое число рабов. Территория должна быть достаточной, хорошо ориентированной к морю и к материку. Земля делится на 2 части: одна находится в общем пользовании гос-ва, другая - в частном владении граждан (продукты этой части предоставляются на дружеских началах другим гражданам).


Похожая информация.


Развитию политико-правовой мысли в V в. в значительной мере содействовало углубление философского и социального анализа проблем общества, государства, политики и права.

У Демокрита (ок. 460-370 гг. до н. э.) встречается одна из первых попыток рассмотреть возникновение и становление человека, человеческого рода и общества как часть естественного процесса мирового развития. В ходе этого процесса люди постепенно под влиянием нужды, подражая природе и животным и опираясь на свой опыт, приобрели все свои основные знания и умения, необходимые для общественной жизни. В государстве, по Демокриту, представлены общее благо и справедливость. Интересы государства превыше всего, и заботы граждан должны быть направлены к его лучшему устройству и управлению. Для сохранения государственного единства Демокрит требует единения граждан, их взаимного сочувствия, взаимопомощи, взаимозащиты и братства. Вовлечение политико-правовой темы в круг широкого обсуждения связано с именами софистов, выступивших в V в. до н. э. в условиях укрепления и расцвета античной демократии. Наименование «софист» происходит от слова «софос» (мудрый). Уже в древности различали два поколения софистов: старших (Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт и др.) и младших (Фрасимах, Калликл, Ликофрон и др.) софистов. Многие из старших софистов придерживались в целом демократических воззрений. Среди младших софистов наряду со сторонниками демократии встречаются приверженцы и иных форм правления (аристократии, тирании).

Принципиальным критиком софистов был Сократ (469-399 гг. до н. э.) - одна из интереснейших и популярнейших фигур в духовной истории человечества. Сократ занимался поисками рационального, логически-понятийного обоснования объективного характера этических оценок, нравственной природы государства и права. Сократ был принципиальным сторонником законности. В плане практической политики сократовский идеал означал правление знающих, т. е. обоснование принципа компетентного правления, а в плане теоретическом - попытку выявить и сформулировать нравственно-разумную основу и сущность государства.

Платон (427-347 гг. до н. э.) - один из величайших мыслителей не только Античности, но и во всей истории философии, политических и правовых учений. Идеальное государство трактуется Платоном (в диалоге «Государство») как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни - в полисе. Платон - против крайностей богатства и бедности, за умеренность, средний достаток. Весьма проницательно он подмечает политическое значение имущественного расслоения общества. Главное социально-экономическое отличие проектируемого идеального государства от всех прочих государств Платон видит в том, что в нем преодолен раскол на богатых и бедных.

Сократ (468–399 гг. до н.э.) – первый афинский философ, создавший моральную теорию политики и закона, знаменитый мудрец, проведший жизнь в беседах и спорах на афинских площадях.

В противоположность софистам Сократ предлагает этико-антропологическое обоснование природы государственно-правовых явлений. Он полагал, что поведение человека обусловлено существованием объективных моральных норм, которые делают различия между добром и злом не относительным, как у софистов, а абсолютным.

Сократ отождествляет счастье с добродетелью, а не с выгодой. Однако делать добро нужно лишь зная, в чем оно. Знание того, что такое добро и что такое зло, делает людей добродетельными. Если зло – результат незнания доброго, то нравственность – следствие знания. Тем самым Сократ первым возвел знания на уровень понятия и обосновал свой философский метод – майевтику, смысл которого состоит в познании

истины путем всестороннего обсуждения какого-либо предмета и формулирования его понятия или определения.

Учение о государстве. Сократ выводит государство из природы человека, считая его неприродным, а общественным и нравственным существом. По его мнению, государство – это нравственная общность людей, ассоциация добродетельных граждан, созданная для достижения счастья и справедливости. Оно является продуктом человеческого разума, его знаний. Благодаря способности познавать человек обладает знаниями, что выражает меру постижения им объективных моральных начал, принципов справедливости и законности. Основой справедливости являются знания, поскольку просвещенные люди предпочтут нравственно прекрасное поведение недобродетельному и порочному. Разумные правильные представления о справедливости и благе обусловливают добродетельное поведение человека во взаимоотношениях себе подобными. Формирование нравственных качеств человека происходит путем воспитания, выработки привычки и зависит от формы государства.

Политический идеал Сократа – аристократия , правление компетентных и знающих. По его убеждению, "цари и правители не те, которые носят скипетры, не те, которые избраны известными вельможами, и не те, которые достигли власти посредством жребия или насилием, обманом, но те, которые умеют править". Однако реально возможной и благоприятной формой государства он считал умеренную форму правления, в частности аристократическую республику в Спарте, которая отличается компетентностью правящих и справедливыми законами. Именно эти качества отсутствуют у иных форм государства: демократии, родовой аристократии, олигархии, тирании. Самой худшей формой правления он считал тиранию.

Учение о праве. По Сократу, нравственную основу и сущность государства составляют хорошие законы. Они являются воплощением справедливости, которая выступает критерием законности в государстве. Правовая теория Сократа основана на тождестве справедливого и законного. Это тождество связано с тем, что право и позитивный закон являются результатом разумно-нравственной природы человека. В структуре права Сократ выделяет следующие элементы:

  • естественный закон;
  • позитивный закон;
  • "установления предков" ("обычное право").

Целью справедливых разумных законов является установление полисной свободы, т.е., по мнению Сократа, "прекрасного и великолепного достояния как для человека, так и для государства". Знания законов и их соблюдение гражданами полиса обеспечивают достижение данного достояния.

Сократ был верен собственной моральной теории и не отрекся от нее, когда в 399 г. до н.э. по доносу поэта Мелета был обвинен в безбожии и развращении молодежи. Приговоренный к смертной казни, он отказался бежать, считая, что следует повиноваться установленным законам.

Знаменитый древнегреческий мыслитель Сократ (около 470-399 до н.э.) полагал, что править должны знающие . Идеалом Сократа являлась аристократия мудрых. Настоящее знание, по Сократу, нужно получать не от учителя, а путем углубленного самопознания. Требование Сократа «править должны знающие» относится ко всем политическим формам. Подобный политический идеал правления знающих критически расходился с принципами как демократии, так и родовой аристократии, олигархии и тирании. Особо резко критиковал Сократ тиранию. В плане практической политики Сократ обосновывал принцип компетентности правления, а в плане теоретическом – попытку выявить и сформулировать нравственно-разумную основу и сущность государства.

В основе характеристики различных форм государства лежал выдвинутый Сократом принцип законности . В вопросе о форме правления в государстве Сократ различает царство и тиранию, аристократию и олигархию, правильную демократию и неправильную демократию. Первая из форм правления в каждой паре – правильная, а вторая – неправильная. Эта классификация впоследствии (в переработке Аристотеля) стала классической. В качестве благоустроенных государств, управляемых хорошими законами, Сократ расценивал аристократические Спарту и Крит, умеренно-олигархические в то время Фивы и Мегары.

Отрицательно Сократ относился к «крайней» демократии в родном полисе, при господстве которой Афины потерпели поражение от Спарты в Пелопонесской войне и потеряли свои ведущие позиции во всей Элладе. Сократ не верил в эффективность демократии , результативность деятельности народного собрания как высшего руководящего государственного органа. Основные отступления сложившихся в Афинах общественно-политических порядков от разумных начал Сократ видел в тяге своих сограждан к стяжательству и в некомпетентности демократического правления.

Сократ первым выдвинул принцип законности, и сам его в жизни и даже смерти всегда принципиально придерживался. Законность , по мнению Сократа, состоит в том, чтобы подчиняться законам своего государства. Свобода , по Сократу, – это прекрасное и величественное достояние и для человека, и для государства. Все законы взаимозависимы, так как обусловлены божественным первоисточником. Перед законом должны быть равны и правители, и подданные.

Многие видят в учении Сократа предпосылки договорной теории взаимоотношений гражданина и полиса, но стороны в таком договоре не равны, государство явно преобладает. Государство и издаваемые им законы являются высшими родителями, воспитателями и повелителями для своих граждан.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх