Новоселье и строительство. Приметы и обряды, связанные с новосельем и строительством дома. Славянский дом. Строительная жертва. Дом-Вселенная. Обереги дома. Живая традиция дома Русские обычаи при строительстве дома

Деревянное строительство на Руси всегда сопровождалось массой суеверий и традиций, предлагаем Вашему вниманию самые интересные из них. Выбору места для строительства уделялось особое внимание.

По народным поверьям, благоприятным местом для постройки дома являлось то, место, где любит отдыхать домашний скот, на котором животные часто лежат, а также место, уже кем-либо обжитое. Считалось, что нельзя ставить дом там, где прежде стояла баня, была дорога либо находились ворота (хозяйство будет скрипеть так же, как и ворота). Так же плохим для строительства дома местом считался спорный участок земли.

Для того, чтобы узнать насколько удачно место для постройки дома, проводили ряд нехитрых манипуляций. После разметки места для дома, вязали первый венец и копали ямы для столбов. Затем, в эти самые ямы, хозяин высыпал рожь, «чтоб Бог дал житье и жизнь» а потом на ночь клал в каждый из четырех углов по хлебу и ставил по стаканчику воды. И если на другой день хлеб и воду находили в том же виде, в каком они были оставлены, или если вода еще прибывала и переливалась через край стаканчика, это считали весьма хорошим предзнаменованием, а если хлеб и вода оказывались опрокинутыми, то это принимали за дурной признак. Был и другой способ: в месте предполагаемом для постройки рыли небольшую яму и ставили туда посудину с медом: если к утру в ней появились муравьи, выбранное место можно считать вполне удачным.

Некоторые строительные приметы наши предки связывали с православной верой: удача будет способствовать во всем, если начать строить дом в Великий пост (ранней весной) и в новолуние, хорошо также, если строительство по срокам захватит Троицу. Так же считали, что если начинать строительство дома в день, посвященный мученику, то не доведешь постройки до конца, а если начинать строительство в день, посвященный памяти преподобных, все будет благополучно.
Помимо этого, относительно начала строительства было множество различных поверий:

  • начинать строительство надо только во вторник или в четверг,
  • печи нужно класть под новолуние - теплее будут, но ни в коем случае на убывающей луне,
  • если в строящемся доме первое основание заложит девица - в этом доме, зимой всегда будет тепло;
  • первые два бревна оклада нужно класть вдоль дома, а потом поперек, иначе жизнь поперечная будет;
  • в основание дома нужно положить хвойные ветки, чтобы предохранить его от молнии;
  • в передний угол, на первую кладку, нужно положить деньги - для богатства в новом доме, шерсть - для тепла, ладан - для святости и чтобы домовой не шутил;
  • пока не положен первый венец, мастера не должны отлучаться с места работы, не должны втыкать топор в бревно или бить по нему обухом;
В первый рабочий день мастера срубали только один венец, а уходя клали на каждый угол по небольшому ломтику хлеба. Если к утру весь хлеб оставался целым, то в строящемся доме всегда будет достаток, а сам дом благополучно простоит долгие годы. Если при рубке зачаточного венца первая щепка полетит внутрь четырехугольника, то в дом будет приходить всякая прибыль, удача и благополучие. Все щепки, полученные при рубке первого венца, нужно собрать в середину четырехугольника, чтобы происходящее вовне известно было в доме, но чтобы не известно было на улице, что делается дома. При строительстве запрещалось ставить столбы комлем вверх - счастья не будет, скот будет плохо вестись. Пол в доме клали только вдоль, по направлению к порогу, считалось, что если положить иначе - в доме счастья не будет. Если плотников и печника плохо угостили, то в доме жить будет плохо - «то поет, то стучит, то в трубе домовой визжит». Дом не ставили окнами или воротами «на ночь», то есть на север. А, когда ставили матицу (так называли центральную балку, на которую настилается потолок), то пекли пироги и угощали плотников выпивкой.

После завершения строительства дома, хозяин перебрасывал через него освященное яйцо, которое нужно было тут же зарыть на месте падения, считалось, что после этого ритуала, ветер не будет срывать крышу. Новый дом обязательно освящал батюшка или, по крайне мере, каждый угол дома обрызгивали святой водой из церкви. Относительно переезда в новый дом так же существовало множество традиций и примет.

Прежде чем заселиться в новый дом, в него пускали переночевать кота или петуха. Предохраняя дом от входа нечистой силы, животное поутру своим видом покажет, как здесь заживут хозяева: если кот или петух бодры - заживут хорошо, если нет - плохо. Считалось, что в новый дом лучше всего переселяться на какой-нибудь праздник, и лучше всего на рассвете – тогда ангелы переселяются вместе с хозяевами. А вот переезжать на закате категорически запрещалось. Так же принципиальным моментом при переезде была фаза луны и день недели. Неудачными для переезда считались среда, пятница и суббота. Заходить в новый дом лучше всего в период полнолуния. Традиционно, в первый раз в дом заходили с хлебом и солью. Помимо этого, считалось, что всяческому преуспеванию в новом доме много помогает то, если в день переезда туда будут помещены именно те предметы, ради которых здание выстроено, и не допущены предметы сторонние, как, например, свиньи - в овчарню, коровы - в конюшню, сено - в овин и т.д.

Согласно народным поверьям, сам праздник новоселья не стоит устраивать собственно в день переселения, необходимо выждать минимум три дня. Вот такие русские народные приметы дошли до наших дней. Некоторые из них кажутся совсем нелепыми, а некоторые - соблюдаются при строительстве и по сей день. Верить или не верить – вот в чем вопрос….

ЗНАТЬ СВОЮ МЕРУ. Северная традиция домостроения

Интервью с мастером деревянного зодчества Игорем Тюленёвым, создающего дома по принципам старых устоев домостроения и саженевого пропорционирования. Интервью проведено специально для читателей газеты «Пашковка».

– В моём сердце нашли глубокий отклик устои нашей русской, Северной Традиции, – делится Игорь Тюленёв. – Постепенно учился воспринимать и понимать и передавать традиции домостроя. И продолжаю учиться. На Руси повсеместно ставили осмерик либо шестерик (дом с восемью либо шестью (как сота в пчелином улье) углами). И это напрямую связано с гармонией восходящих и нисходящих потоков силы: Живы Земной и Яри Небесной (как сейчас модно называть эти потоки – Инь и Янь, а Предки называли – природа Отца и Матери, мужская и женская энергия) с течением их по спирали. Терема и избы преимущественно были круглыми по форме. Всё в домострое имеет определённую важность, и форма тут не исключение.

К примеру, попробуйте, не меняя формы сосуда либо продукта, наполнить спелыми яблоками бутыль из-под минеральной воды. Ничего не выйдет, либо придётся разбить бутыль, либо мелко нарезать яблоки. Для хранения яблок лучше подойдёт корзина, в ней они будут легко дышать, и, соответственно, хорошо храниться, но хранить в плетёной корзине свежий мёд, или зрелый квас, никому не придёт в голову. То есть всему необходимо подобающее вместилище.

Жизнь – это Сила, а форма активизируется той Силой, а дом – наполнение. К примеру, «бензиновый» автомобиль не будет двигаться на дизельном топливе. Таким образом, форма может быть способна или не способна вместить и воспринять ту либо иную энергию, силу. Известное всем выражение: «дом – полная чаша», воспринимается сейчас как дом полный всевозможного «добра» – вещей, мебели, но изначально такой смысл в данное выражение-пожелание, никто не вкладывал. «Дом – полная чаша» – это дом до краёв заполненный гармонично переплетаемыми потоками Земной и Небесной силы, которым для этого нужна определённая форма, здесь и место постановки дома также имеет решающее значение.

Повторюсь, постепенно жилища и другие строения приобрели форму геометрически более «простую», стали квадратными и прямоугольными. В месте пересечения стен образуется прямой угол, силе же свойственно стекать Небесной, и подниматься Земной, Сила, словно вода в реке, под прямым углом не течёт, и поэтому в углах кирпичных, каменных и панельных сегодняшних домов, постоянно скапливается «негатив», там нарушен ток Силы, без движения она «затухает», река превращается в болото. В углу образуется постоянная минусовая точка. Впоследствии для избегания данного процесса в деревянных, уже квадратных домах, стали тесать стены, придавая, таким образом, закругление углам, и давая возможность потокам Силы течь.

– Почему отдавалось предпочтение дереву как строительному материалу?

– Ствол дерева по сути является – свитой (виток, спираль, а Вита – Жизнь) структурой трубчатых систем, так как весь ствол от комля до вершины пронизан животоками – каналами, по которым, пока дерево растёт, течёт сок – от корней вверх по стволу, а овеществлённый солнечный свет от листьев кроны – также по животокам, растекается по всему древу. В зависимости от предназначения дерева: принимать либо отдавать силу, его ствол в процессе роста приобретал левостороннюю либо правостороннюю закрутку, так называемая свиля, и из-за этого срубленное бревно становилось «правым» или «левым».

Избы раньше рубили, сочетая данные брёвна пропорционально, либо осознанно придавая строению те или иные качества, укладывая в сруб преимущественно правосторонне закрученные, либо левосторонне закрученные брёвна. Благодаря способу повенцовой укладки бревна в срубе (комель – вершина) достигался непрерывный ток Живы и Яри по спирали. В чашках (местах перерубов) полюса энергии меняются, осуществляется фазовый переход на 90 градусов – плюса на минус, Сила Отца «становится», наполняется Силой Матери, и наоборот. Но это происходит только в том случае, если не повреждена сердцевина, ядро дерева. Поэтому раньше дома и рубили в охряп – в нижнюю чашу. Сегодня специалисты критикуют такой способ рубки, мол, в нижней чаше скапливается влага, и дерево в срубе больше подвержено гниению, и предлагают срубы, рубленные в крюк – в верхнюю чашу. При этом избегают делать замки – курдюки, не понимая того, что нарушенная в срубе сердцевина дерева в данном случае это медвежья услуга жильцам таких домов.

Крыша замыкает весь контур дома. И тут уже имеет значение угол кровли, вернее углы, так как вариантов их в каноне домостроения множество. С одним углом кровли ставили дом, с другим – овин… Сейчас над этим мало кто задумывается подходя к данному вопросу из понятий эстетики, либо возможности материала, не более того. Дом же призван вместить в себя Жизнь с определёнными качествами. Таким образом, надо учитывать место постановки (слышали же выражение «дом необходимо ставить на камень», это потому что по-другому пересекается ток силы). Не стройте дома на песке, не только потому, что он может разрушиться, а и потому, что песок не является проводником, не будет в таком доме силы.

Также надо учитывать форму дома, и угол кровли, а также материал, из которого построен дом, и тогда дому можно придать любые свойства – Дом Целительный, Дом Ритуальный, Дом Жилой. Все сооружения и дома должны иметь стопроцентное соответствие Формы и Содержания.

Кстати, печь в доме, как его двигатель, должна обязательно опираться на несущие балки пола, а не на самостоятельный фундамент – как зачастую принято сейчас. В зависимости от того, как стоит печь в доме по отношению ко входу, справа, или слева от него, печь может быть Пряхой, и Непряхой соответственно. Вот и в доме у вас, либо «прёт» всё, ладится, либо не очень… Про магию русской печи можно и нужно говорить отдельно, её возможность Родить хлеба, согревать дом и хранить Огонь домашнего очага, сама по себе бесценна.

– Как в старину строили дома?

– Дома в былые времена ставили всей Роднёй, а зачастую всем миром, термин такой был – помочью, все собирались и строили сообща. Печи же были глинобитные, и на «битьё» печи приглашались только непорочные девушки и парни, какую силищу они в печь закладывали! «В родном доме и стены помогают» – так говорят. Раз уж заговорили о доме как понятии, о сути так сказать его предназначения, могу сказать проще: Дом – это место Силы, которое ты создаёшь искусственно. Дом – это инструмент эволюции, данный Родом. Твой дом, универсальный инструмент, с помощью которого ты можешь всё! Это сейчас дом построили, а взаимодействовать с ним не умеем. Я имею в виду с самим домом, с его пространством.

Конечно для того, чтобы дом по настоящему стал твоим, ты должен его построить сам, или, по крайней мере, принять максимальное участие в его строительстве. Структурировать его под себя надо, в процессе рождения дома полить его, где своим потом солёным, а, может, где и малой кровью коли пораниться случится, тем ценнее он для тебя станет, чем больше своей силы ты в него вложишь, в свой дом. Раньше в одной избе жили минимум три поколения сродственников Отец, Мать, Дед с Бабкой да детки. Знания передавались естественным образом. Была преемственность передачи знаний, от деда и отца ко внуку и сыну.

– Слышал, раньше существовало понятие «Строительной жертвы»?

– Да, это так. Перед тем как срубить дерево приносились дары каждому древу и у каждого дерева непосредственно просили разрешение на рубку. Обещая ему продолжение существования в новой форме, в форме Жилища. И если такое разрешение дерево давало, то оно испытывало при этом состояние высшей радости. В результате действия такой высшей эмоции менялась вся молекулярная структура древесины, и теперь она была дружественна к человеку. В новом воплощении – новая мера, это выражение равно ко всем. Срубленное в таком состоянии дерево запечатлеет его навсегда в своём теле, и построенный дом из такого бревна будет этим состоянием радости постоянно делиться с жильцами. А также будет их оберегать от всех напастей.

Сейчас такого практически почти никто не делает. Но что хочу сказать: отношение самого человека к дому, к Жизни может изменить всё вплоть до атомарного уровня. Очень важно, что у тебя внутри, с каким настроением ты живёшь и действуешь. Даже дом, построенный из железнодорожных шпал, пропитанных креозотом, может стать местом истока положительной силы, если в нём живёт светлый человек, полный Радости Жизни…

Дом, Родовое Поместье как артефакт.

Поместье представляет собой не только живую изгородь, сад, огород, лес, поляну, пруд, но и разнообразные постройки – дом, кладовка, сарай, баня, беседка.

Природа и сам человек должны быть образцом и мерой для сооружений, созданных в поместье. Тогда все постройки будут гармоничны и красивы, жизнь будет протекать в них максимально благоприятно для психики и здоровья, и станет возможным раскрытие и реализация многих, заложенных в человеке, способностей.

На сегодняшний день в архитектуре существуют:

1. Поместья и дома, построенные по живым размерам.

Этим домам присуще свойства всех живых существ – они создавались с учетом коэффициента золотого сечения и так называемых вурфных коэффициентов. Вурф – это трехчленное деление человеческого тела (о нем подробнее будет рассказано ниже). Сюда относятся дома, созданные с применением древнерусской системы саженей. Именно так строятся дома для комфортной и приятной жизни.

Основные сажени в метрах:

Городовая 2,848
Большая 2,584
Великая 2,440
Греческая 2,304
Казенная 2,176
Фараона 2,091
Пилецкого 2,055
Царская 1,974
Церковная 1,864
Народная 1,760
Черняева 1,691
Египетская 1,663
Кладочная 1,597
Простая 1,508
Малая 1,424
Меньшая 1,345

Все 16 фиксированных саженей, по которым предлагается проектировать сооружения, вычислены исходя из размеров исторических зданий – памятников культуры. Сажени возрастают в соответствии с коэффициентом гармонии музыкального ряда — 1, 059.
Хочется подчеркнуть, что сажени – это инструмент создания объема, а не только единица измерения длины. Из любого размера можно сделать сажень.

Гармоничные размеры придают зданиям и сооружениям следующие свойства:

1. Красоту;
2. Долговечность;
3. Прочность;
4. Отличная акустика;
5. Оздоровительный эффект для людей;
6. Гармонизация пространства.

До введения проектирования по метрам, не только дома, но и парки, города создавались по саженям, об этом нам напоминает название одной из саженей – городовая.

Земля в поместье изменялась десятинами – 1 десятина – 109 соток. В одной десятине 2400 квадратных саженей. 4,548 кв. м – квадратная сажень.

2,848х1,597=4,548 кв. м;
2,548х1,76=4,548 кв. м;
2,44х1,864=4,548 кв. м;
2,304х1,974=4,548 кв. м;
2,176х2,090=4,548 кв. м;
1,508х2х1,508=4,548 кв. м;

При создании дома по саженям, учитывается то, что в природе не бывает одинаковых фигур – разнообразие радует глаз, умиротворяет психику.

Отмечены также удивительные урожаи на грядах, размеченных по саженям.

Отдельно в поместье стоит тема создания «живого пруда», т.е. такого водоема, где вода максимально самоочищается (не зарастает), все благоприятно для жизни рыб, раков и, по желанию хозяев, для купания. Конечно, для строительства пруда важно в первую очередь наличие источника воды (показателями источника являются зеленая трава, ива, ольха), ложа из глины, расположение берегов по геодезическим линиям. И лишь затем производится разметка пруда по саженям.

Глубина дна должна быть разной, причем желательно, чтобы водоем был на севере глубже, на юге – мельче. Для удобства возможно сооружение 1 или 2 террас вглубь пруда шириной около 0,5 м для посадки водных растений, например кувшинок, камыша. Желательно берега пруда вытянуть по направлению ветра. Важно сочетание естественных форм и геодезических линий. Так, пруд в форме креветки или змейки не будет самоочищаться, если построен на равнине. Но эта форма отлично подходит для водоема у подножия горы или в овраге.

Дорожки в поместье не должны быть прямыми. Энергия идет извилисто. Яркий пример представляют собой улицы старой Москвы. Стоя в начале такой улицы, не увидите ее конца – настолько она кривая. Необходимо следовать природе, а в ней нет прямых линий, особенно – параллельных. Аналогично и с грядами. Лучше, когда длинные гряды расположены в форме меандра или змейки.

2. Мертвые поместья и дома.

Эти сооружения замедляют природные процессы, следовательно, применяются для сохранения неживых продуктов и тел, как холодильники, лабазы, склепы. В основе таких домов лежат правильные геометрические фигуры, не встречающиеся в природе – квадрат, круг, равнобедренный и равносторонний треугольник. Исключение здесь представляет шестиугольник — пчелиные соты, правильная геометрическая фигура, но живая.

Земля измеряется квадратами — квадратный метр, квадратная сотка, квадратный гектар.

Пруды создаются в форме правильных геометрических фигур, независимо от геодезических линий, сторон света и направления ветра.

Дорожки прямые, повороты по четким углам.

3. Остальные сооружения .

Не «живые» и «мертвые» поместья и дома. Такие сооружения создаются дилетантами или предназначены для каких-то неизведанных, космических целей. К ним относятся новострой, городские квартиры. Тема не изучена, можно написать диссертацию….

Используемая литература:


2. Семинар 6-10 июля Зеппа Хольцера в Краметерхофе.
3. Сайт sazheni.ru
4. Форум http://forum.anastasia.ru/topic_47351_90.html

Обоснование применения саженей

Бог устроил Мир, и в Гармонии Мира отдалено отражается совершенство Бога. Бог дал людям разум и чувства, способные воспринимать Гармонию Мира. Более того, Гармония заложена в самом Человеке. И Человек может не только воспринимать, но и воспроизводить Гармонию Мира в своих произведениях.

Гармония поддается измерению. Одним из мерил Гармонии является человеческая мера – сажень. Создавая что-либо по саженям, Человек придает Красоту и Гармоничность своим произведениям. Насколько Человеку органично жить в природе, созданной Богом, настолько Человеку естественно жить и пользоваться творениями, отражающими эту Гармонию.

Человеку естественно жить в созданной им самим гармоничной среде. Эта так называемая «культурная» среда. Она является вторичной, искусственно созданной Человеком средой обитания. Тем не менее, эта вторичная природа также должна отвечать законам Гармонии, быть благоприятной для человека. Такое соответствие и может обеспечить сажень.

Уникальность системы древнерусских саженей, в том, что «принципиально отсутствует единая для саженей стандартная измерительная единица, а сама система измерения не является евклидовой.

На протяжении многих веков отсутствие единого стандарта не мешало, а более того – способствовало возведению великолепных, эстетически пропорциональных природе сооружений еще и потому, что в древнерусской архитектуре все членения были трехчастными», отмечает в книге «Золотые сажени Древней Руси» А. Ф. Черняев.

Например, пальцы рук, ног, руки (плечо-предплечье-кисть), ноги (бедро, голень, стопа) и т.д.- имеют трехчленное строение. Причем двухчленной конечности в природе не существовало.

Отношение 3-х длин составляют пропорцию, называемую вурфной. Значения вурфа по телу человека варьируется, в среднем составляя 1,31.

Причем коэффициент золотого сечения в квадрате, деленный на два равен вурфу. (1,618х1,618):2=1,31.

В настоящее время большинство архитекторов в России незаслуженно забыли методику проектирования по саженям и используют метрическую систему.

Рассмотрим историю возникновения метра. Метр был впервые введён во Франции в XVIII веке и имел первоначально два конкурирующих определения:

Как длина маятника с полупериодом качания на широте 45°, равным 1 c (в современных единицах эта длина равна м).

Как одна сорокамиллионная часть Парижского меридиана (то есть одна десятимиллионная часть расстояния от северного полюса до экватора по поверхности земного эллипсоида на долготе Парижа).

Современное определение метра в терминах времени и скорости света было введено в 1983 году:

Метр - это длина пути, проходимого светом в вакууме за (1 / 299 792 458) секунды.

Получается, метр искусственно выведенная единица измерения, не связанная напрямую, а, соответственно, не отражающая Гармонию Мира и Человека. Метр – эталон, образующий линию. Сажени же являются естественной для Человека мерой. Они образуют трехчастную (3 — сакральное число) систему, по которой гармонично формируется площадь и объём.

Петр Первый, как пишет Д.С. Мережковский в своей работе «Антихрист», отменил естественные меры: сажень, палец, локоть, вершок, присутствовавшие в одежде, утвари и архитектуре, сделав их на западный манер фиксированными. Не просто так метр вводился во Франции и в России во время революций. Разрушители знали, зачем надо забыть мудрость и традиции предков, уничтожить корни…

Древние люди чувствовали Гармонию интуитивно, не думая о мерках. Но связь с Богом слабела, поэтому и возникли жестко фиксированные размеры саженей, появились правила построения различных сооружений по саженям.

Наши предки бережно хранили и передавали вековую мудрость и красоту, воплощая их в храмах Древней Руси. Жизнь в поместьях и домах, построенных по саженям, позволяла не утратить ощущения Гармонии Мира, напоминала Человеку о Боге.

Теперь мы посещаем чудом сохранившиеся после коллективизации и урбанизации поместья. Например, в Москве около Красной Площади родовое поместье Романовых, где сейчас остался только дом-музей, «Дом бояр Романовых». Сохранились дом-музей и часть поместья художника Васнецова в бывшем Троицком переулке около метро Сухаревское.

На Новом Арбате за высотками прячется кусочек усадьбы и родовой дом Лермонтовых. Каждый знает Болдино – родовое поместье великого русского поэта Пушкина. Очаровательным уголком является поместье художника Поленова в Тарусе, музеем в котором заведуют его потомки.

Родовое поместье «отца русской авиации», мемориальный Дом-музей и усадьба Жуковского находятся в сельце Орехово, что в 30 км от Владимира, на трассе Владимир — Александров. И таких примеров множество.

Возрождение древних традиций создания усадеб и поместий, несомненно, послужит социально-экономическому подъему и оздоровлению жизни в стране, развитию духовных, творческих сил и способностей новых помещиков.

Используемая литература:

  1. А. Ф. Черняев «Золотые сажени Древней Руси».
  2. Форум http://forum.anastasia.ru/topic_47351_90.html
  3. Википедия.

Многообразие саженей

Рассмотрим различные варианты применения саженей при проектировании жилого дома. Общее для всех способов: при построении дома по саженям внешние габариты дома должны иметь разные размеры по 3-м осям координат, причем откладывается только четное количество саженей. Аналогично планируется пространство внутри дома, только берется четное количество полусаженей, локтей, пядей, пястей или вершков.

Такие детали, как округлые сверху окна и двери, высокая крыша, разные террасы и крылечки, ассиметричные элементы и части дома делают его оригинальным и запоминающимся. Отдельная тема – украшение дома резьбой, так называемое «узоречье». Это целый язык различных фигурок, рассказывающий о семье, живущей в доме. Мебель изготавливается в соответствии с размерами дома и хозяев. Дополняет внутреннее пространство дома цвет убранства: шторы, ковры, картины.

Проектирование по 16 фиксированным саженям

По 3-м осям откладывается четное количество саженей, которые должны быть различны и не стоять рядом в списке.

1. Пилецкого 2,055
2. Египетская 1,663
3. Меньшая 1,345
4. Казенная 2,176
5. Народная 1,760
6. Малая 1,424
7. Греческая 2,304
8. Церковная 1,864
9. Простая 1,508
10. Великая 2,440
11. Царская 1,974
12. Кладочная 1,597
13. Большая 2,584
14. Фараона 2,091
15. Черняева 1,691
16. Городовая 2,848

Так, внешние габариты дома могут быть следующими: длина – 6 церковных саженей, высота – 4 царских сажени, ширина – 4 народных саженей. Если дом круглый или многоугольный – то внешний диаметр равен четному числу саженей, например, 4 кладочным саженям.

Сажени по золотым пропорциям хозяина.

Предлагается взять пять последовательных чисел золотого сечения 0,382/0,618/1/1,618/2,618. Данные коэффициенты необходимо умножить на рост хозяина – в результате получается ряд саженей, пропорциональный его росту. Например, при росте 1,764 м, шкала будет следующей: 0,674/1,090/1,764/2,854/4,618 м. Указанный ряд последовательно умножается на 2, 4, 8, 16… – формируется таблица, по которой определяются размеры индивидуальных саженей. Вычисленные данным способом сажени разделяются соответственно на 2, 4, 8 ,16, 32… частей. В результате получаем самостоятельные единицы: полсажени, локти, пяди, пясти, вершки.

Виды «человеческих» саженей.

Самые известные «человеческие» сажени:

— маховая. Это длина вытянутых рук;

— ростовая. Просто рост человека;

— косая. Высота человека с поднятой вверх рукой.

По указанным саженям проектируется дом с учетом размеров хозяина и хозяйки. Внешние габариты дома рассчитываются по размерам хозяина, а внутренние – по размерам хозяйки. Здесь скрыт определенный смысл: подобное соответствие предназначено отражать соотношение ролей мужчины и женщины в семье.

В заключение необходимо отметить, что независимо от единиц длины (расстояние можно измерять в футах, метрах или попугаях) при проектировании по саженям мы создаем «живое», гармоничное Человеку пространство для Любви, творчества и отдыха.

Используемая литература:

1. А. Ф. Черняев «Золотые сажени Древней Руси».

Отзыв хозяйки дома, построенном по системе древнерусских саженей, о своем доме

Мой домик действительно построен по русским саженям. Но только снаружи. Внутри – уж как получилось. Жить в нём комфортно, уезжать из него не хочется – мы воспринимаем его как живое существо, очень приветливое и весёлое.

Причина ли этому сажени, или то, что он построен с Любовью нашим единомышленником, очень чистым и добрым человеком, с большим опытом строительства – трудно сказать.

Чаще всего я слышу про свой домик такие слова: «какой он у тебя ладненький!». Вроде маленький, а вроде – не очень, в меру высок, в меру – широк, крепенький такой – одним словом – ладный. А вот в этом, я думаю, заслуга саженей.

Он приятен глазу своими пропорциями, ну и нарядный, конечно (ведь мы его любим – вот и нарядили). Гости, заходя на минуточку, не уходят часами – так и сидят на ступеньках или террасе. Особенно это заметно по детям, спустит мама малыша на землю, чтобы идти домой, а он опять карабкается по лестнице в дом – и довольный такой.

Спустя полгода после постройки дома побывала на семинаре Черняева в Липецке. Там узнала важную вещь, которую стоит всем учитывать при строительстве дома, даже если строительство не в саженях.

Высота потолка в доме с печным отоплением должна быть как можно больше – перегретый воздух поднимается вверх и висит у потолка. Если потолки 3 метра (Черняев говорит, лучше – 3,20), то всё нормально. Если – ниже, то наша голова всё время находится в зоне дискомфорта.

И правда, в отопительный сезон мой сын не мог спать на верху двухъярусной кровати (высота наших потолков – 2,5 метра) – очень жарко и душно там наверху.

Я – за то, чтобы дома у поселенцев были добротными, красивыми и ладными. Лишние затраты «на красоту» окупаются сторицей – сколько раз попадается мне на глаза мой

Строительство дома — это акт творения, созидания и благосостояния в Миру.

Чтобы узаконить новую модель мира, мира, преобразованного совершившимся творением, строительство сопровождалось определенными обрядами…


И плотники на Руси уподоблялись жрецам, они считались причастными к сакральной сфере и наделенными сверхъестественной силой и особым знанием о внешнем мире и его законах.

Обычаи и ритуалы производились в определенной последовательности и имели потаенный подтекст.

Во - первых: определяли по всем правилам центр.

Строительство начиналось с определения ритуального центра. Такой точкой признавалась середина будущего жилища или его красный (передний, святой) угол. Сюда сажалось молодое деревце (береза, рябина, дуб, кедр, елка - устанавливалась икона) или устанавливался сделанный плотниками крест, который стоял до окончания строительства. Дерево или крест уподоблялись мировому древу, символизирующему миропорядок, космос и стремление к росту. Так устанавливались отношения подобия между структурой будущего строения и структурой космоса, а сам акт строительства мифологизировался.

Благоприятные сантиметры учитывались не только в древнем Фен Шуй, но и у славянских строителей.


Во - вторых: приносилась жертва.


В центре, обозначенном мировым древом, закладывалась так называемая строительная жертва. Подобно миру, который в мифологическом представлении был «развернут» из тела жертвы, дом также «выводился» из жертвы. На ранних этапах у славян не исключались человеческие жертвоприношения при закладке строений, затем ритуальным эквивалентом человеческой жертвы стали домашний скот (чаще всего конь) и мелкие животные (петух, курица). Отрывок из христианского номоканона гласит: "...при постройке домов имеют обыкновение класть человеческое тело в качестве фундамента. Кто положит человека в фундамент — тому наказание — 12 лет церковного покаяния и 300 поклонов. Клади в фундамент кабана, или бычка, или козла".

Позже строительная жертва стала бескровной. Устойчив набор из трех жертвенных символов: шерсть, зерно, деньги, которые соотносятся как с идеями богатства, плодородия, достатка, так и с олицетворением трех миров: животного, растительного и человеческого.

В - третьих: укладка первого венца.


Обряд жертвоприношения при строительстве совмещался с укладкой первого венца. Этой операции уделялось особое внимание, ведь первый венец – это образец и остальным венцам, из которых состоит сруб. С укладкой первого венца реализуется пространственная схема жилища, и теперь все пространство делится на домашнее и недомашнее, внутреннее и внешнее.

Обычно в этот день плотники кладут только один венец, после чего следует "окладное"("обложейное", "закладочное") угощение, во время которого мастера приговаривают: «Хозяевам доброе здоровье, а дому доле стоять, пока не сгниет».

Если же плотники желают хозяевам будущего дома зла, то и в таком случае укладка первого венца — наиболее подходящий момент: ударяя крестообразно топором по бревну и держа в уме задуманную порчу, мастер говорит: «Гак! Нихай будиць так!» — и что он задумал, то и сбудется.

Укладка матицы.

Центральный момент строительства – укладка матицы (бруса, служащего основанием для потолка) – сопровождался ритуальными действиями, целью которых было обеспечить тепло и достаток в доме. Один из плотников обходил самое верхнее бревно ("черепной венец"), рассеивал по сторонам хлебные зерна и хмель.

Хозяева все это время молились Богу. Мастер-жрец переступал на матицу, где лыком была подвязана овчинная шуба, а в карманах ее были положены хлеб, соль, кусок мяса, кочан капусты и в бутылке налито зеленое вино. Лыко перерубалось топором, шуба подхватывалась внизу, содержимое карманов поедалось и выпивалось. Могли поднимать матицу с привязанным к ней пирогом или караваем хлеба.

После установки матицы и "матичного" угощения катались на лошадях с песнями, чтобы все селение видело, что матицу положили. И только через день продолжали строить дом.

Прорубание окон и дверей.


Пристальное внимание уделялось процессу изготовления дверных и оконных проемов, дабы регламентировать, обезопасить связь внутреннего мира (дома) с внешним. Когда вставляли дверную раму, приговаривали: «Двери, двери! Будьте вы на заперти злому духови и ворови», — и делали топором знак креста.

То же происходило, когда устанавливали притолоки и подоконники для окон, и так же обращались к окнам с просьбой не впускать в дом воров и злых духов.

Можно сделать вывод: с каким настроем строится дом или делается ремонт, такова и жизнь там сложиться у хозяев дома.

Покрытие дома. Крыша.



Небо – крыша земли. Отсюда упорядоченность мира, гармония, ведь все, что имеет верхний предел, закончено, безусловно. Дом, подобно картине мира, становится "своим", жилым и безопасным, только будучи покрытым сверху. С укладкой крыши связано последнее, самое обильное угощение плотников, которое называлось "замочка" крыши.

На Севере устраивали "саламатник" — торжественный семейный обед для плотников и родственников. Основными блюдами была саламата нескольких сортов — густая затируха из муки (гречневой, ячменной, овсяной), замешанная на сметане и заправленная топленым маслом, а также каша из поджаренной на масле крупы.

Окончание строительства.

Странными представляются обряды, завершающие строительство дома.

В течение определенного срока (7 дней, год и т.п.) дом должен был оставаться незаконченным с той целью, чтобы избежать смерти кого-либо из членов семьи.

Например, могли оставить непобеленным кусок стены над иконами или год не делали крышу над сенями, чтобы "всякие беды вылетали в это отверстие". Так незавершенность, незаконченность связывалась с идеями поддержания существующего порядка, вечности, бессмертия и продолжения жизни.

Фэн-шуй по-славянски.

Фэн-шуй - популярная китайская наука о гармонии с окружающей средой и умении обустроить свой быт в соответствии с законами природы. В нашей славянской культуре существует своя система представлений об устройстве дома.

К сожалению, она практически забыта и осталась в нашей жизни только в виде отдельных примет и суеверий. Мы знаем, что нельзя садиться на углу стола, прощаться через порог, протягивать соседу нож и вилку острым концом и так далее. Не зная, правда, почему этого делать нельзя. Все эти вещи - лишь маленькая частичка древней науки духовного развития и взаимосвязи всех явлений и объектов.

Во все времена дом считался гнездом, защитой от ненастья и зла. Не зря родилась пословица: «Дома и стены лечат». Бескрайний мир космоса наши предки приближали к себе с помощью образов, строя свою жизнь в согласии с природными ритмами.

Приступая к строительству своего дома, как в прямом, так и в переносном смысле, мы можем использовать многие из правил, которыми руководствовались наши деды и прадеды.

Строительство следует начинать после новолуния - на растущей Луне. Одновременно с закладкой фундамента посреди будущего двора следует посадить дерево. Ранее сажали березу или рябину. Вообще все деревья в представлении наших предков обладали определенными качествами: черное дерево символизировало способности к магической защите, дуб - силу и удачу, сосна - деньги и выздоровление, вишня - любовь, кедр - долгожитие, клен - любовь и материальное благополучие, а орех - здоровье.

С незапамятных времен осталась примета: чтобы обеспечить счастье и богатство, под углы первых бревен клали клочки шерсти, зерно или деньги. Перед тем, как настилать потолок, к основе привязывали вывороченный медвежий полушубок и каравай хлеба, пирог или горшок с кашей, а в переднем углу устанавливали зеленую ветку - она «обеспечит» здоровье семьи.

Особое место в домах наших прародителей занимал порог, высокий и крепкий, так как под ним в языческие времена хоронили после сожжения прах предков. А затем порог стал рассматриваться как место обитания родовых духов. До сих пор сохранилась традиция - на пороге не разговаривать. Над порогом входной двери принято вешать или рисовать подкову, символ счастья, или христианский крест - как защиту от негативных энергий.

Прихожая должна быть просторной и светлой, ведь именно здесь предстоит принимать гостей, сюда возвращаются уставшими с работы, и через нее происходит обмен энергиями самого дома и внешнего мира.
Окна тоже связывают нас с окружающей природой, поэтому их следует ориентировать на солнечную сторону. Восток и юг символизируют жизнь и тепло. Посему и лучше, чтобы окна комнат и спален выходили на юг и восток, а входная дверь, кухня, ванная комната и туалет на запад и север.

Центральное место практически в любом славянском доме - кухня-столовая (в древности - печь). Здесь всегда кипит жизнь: собирается вся семья за обедами-ужинами, беседуют с гостями, воспитывают детей, «изливают» душу друзьям, здесь же и по поверьям обитает дух-хранитель - домовой. Поэтому именно кухня, подчас самое уютное и «обитаемое» место в доме, должна быть красивой и чистой. Здесь по традиции можно развесить символы-обереги: ложки, символизирующие сытную жизнь, декоративные ключики - символ приданого, богатства, топорики - знак языческого Перуна - покровителя урожая, бубенчики, свистульки, лопатки, венички - защиту от разных бед, кукурузные початки и шапки высушенного подсолнуха - «детские» обереги и так далее. И красиво, и полезно!

Стол по славянским обычаям должен соединять в доме два пространства - жилое и рабочее, и на его главной стороне, под иконами, сажают хозяина-кормильца. На столе ранее стоял самовар с красивой куклой-грелкой, сшитой руками хозяйки дома, старшей женщины в семье. У славян кукла имела глубокий смысл: оберегала и походила на идола. Берегиню (пышную куклу) помещали также над крыльцом и на окнах. Верили, что она охраняет детский сон и оберегает. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла с лицом приобретала душу и могла навредить. Многие куклы наполнялись зерном - символом благополучия и здоровья. Дом без игрушек считался бездуховным и пустым.

Нарядные льнотканые полотенца слыли в славянорусской культуре, пожалуй, самыми популярными оберегами и украшениями дома (кухни-столовой, гостиной и даже спальни). Полотенце - символ человеческой жизни, как бы полоса судьбы.
Зеркало символизирует денежное благополучие. Повесьте зеркало рядом со столом в гостиной или кухне - оно привлечет достаток в дом. В последнее время стало очень модно украшать зеркалами спальни. Никогда нельзя вешать зеркало возле кровати - в этом случае оно способно разрушить вашу жизнь, отобрав все силы и энергию! Не следует размещать над кроватью также полки, шкафчики или картины с негативными изображениями или сюжетами. Очень кстати будут невинные домашние цветы в горшочках - герань, алоэ, нежные фиалки.

Наши предки вообще придавали большое значение растениям, кои и лечили, и кормили-поили. Их использовали как обереги: например, папоротник, лилии, ноготки, можжевельник выращивали у входа, чтобы защитить дом от злых духов и сглаза.

Лишних вещей в доме быть не должно. По представлениям прародителей каждая вещь служит для конкретного дела и должна быть наполнена любовью и великим смыслом службы материального духовному. А лишние вещи создают хаос и беспорядок, поэтому от них следует систематически освобождаться. Как правило, это делают перед Рождеством и Пасхой.

Традиция украшать свое жилище восходит к временам язычества, когда таким образом человек стремился защитить свою семью от злых сил. Поэтому образы священных животных и птиц располагались на самых уязвимых для негативных энергий местах: окнах, воротах, дверях, дымоходе или камине. Коль дом выражает триединую систему, то и обереги соответствуют трем мирам - земли, воды и воздуха.

У восточных славян были особо популярны изображения или фигурки голубя - олицетворения доброты и красоты, Духа Святого, курицы - символа плодовитости, медведя - символа богатства, коня - олицетворения солнца и жизни (деревянного конька сажали на крыши домов), быка - воплощения земной силы и надежности и так далее. Популярны также резаные, рисованные и деревянные (глиняные, стеклянные, фарфоровые…) изображения солнца, месяца, рыб, ладоней и матрешки.

Природность используемых материалов, воплощенные в предметах быта поэтические образы и духовные идеи издревле помогали нашим предкам сделать свою жизнь прекраснее и теплее. Помогут они и нам, ведь устройство и дух дома зависят только от самих хозяев, от их добрых помыслов, желаний и трудолюбия.


Люд славянский нынче умный, да мудрый. Просто так, никто ничего впопыхах делать не будет, спешка дело неразумное. К каждому делу свой подход знать нужно. А ещё совета у старейшин спросить, благословения у волхва великого. Ведь без помощи родичей, да без покровительства богов светлых, ни один человек счастлив не будет. Вот, например, родилось коли в семье дитятко, имя ему выбрать нужно. Вот, когда Снежа родилась, батюшка её любимый, пошёл с советом к волхву местному, да бы совет получить, как дочь свою назвать. Так, она девчушка со смоляными косами, да чёрными глазищами в пол лица, получила своё диковинное имя — Снежа. И пусть в деревне все удивлялись, а дети порой и задевали, но девочкой она была не по годам умной. Понимала, коль что сказано, значит так и должно было случиться. С именем своим Снежа свыклась, а так же и с многими другими вещами. Хоть и была, она ещё крохой, не увидевшей даже десятой весны своей, а уму — разуму могла поучить и ребят постарше. Бабки поговаривали, что мудрость к ней от богини Мары пришла, мол названа именем зимним, вот тёмная богиня ей и покровительствует. Снежа не знала сколько правды было в этих словах старческих, только вот она знала, что у каждой вещи в жизни свой порядок. Вот, новый дом хотел её батюшка построить, чтобы их семья большая ещё лучше зажила, в новой и просторной избе. Снежа знала, чтобы дом построить сначала нужно место хорошее выбрать, чтобы место это всякая хворь, да бесы злобные обходили. Знала Снежа и о том, что из леса не всякое дерево приволочить можно, чтобы стены крова нового воздвигнуть. На каждый шаг, свой черёд нужен. А ещё Снежа слышать и слушать умела о том, о чём земля говорит, о чём лес шепчет. От того, она с батюшкой везде хвостиком ходила, да если и видела, что что-то криво идёт, тянула отца за рукав и тихо на ухо говорила, как всё должно быть. Сельчане дивились такому, а волхв мудро улыбался и глазами своими ясными блестел. Поговаривал только в ответ на все вопросы: «коль чадо видит, коли чадо слышит, и нам надобно увидеть и услышать». Вот и место для новой избы Снежа помогала найти, на опушке самого леса. Рядышком и речка журчит, и совсем близко охотник добрый, со своей женой да ребятишками живёт. А место само столь дивное, что, когда солнышко ясное на заре встаёт, кажется, что оно в гости заглянет. И пахнет здесь дивно — лесными травами, да луговыми цветами. Спокойно и тихо, только пение птиц, да шуршание листвы. Снежа ручку свою крохотную к земле прикладывает, а она тёплая — тёплая. Знает Снежа, что тут прорастёт всё что угодно, и земля рада труду всякому будет. Знает Снежа и то, что дом новый здесь будет большим и светлым, и в нём всегда будут громко смеяться, петь частушки и пиры настоящие устраивать. Коль с сердцем чистым в дом новый войдёшь, то и дом тем же ответит. А ещё Снежа знает, что их домовой хитрый, новую печь пуще прежней полюбит, и в хозяйстве пуще прежнего помогать будет.

Стены родного дома делают нас сильнее, словно все невзгоды и проблемы остаются там, за порогом и не могут нас достать в родной обители. Как там говорят?! Ах, да, кажется что-то типа того, что мой дом — моя крепость. Просто задумайтесь, а ведь — это правда. Когда мы взрослеем, и покидаем родительское гнездо, мы сталкиваемся с суровым и жестоким миром. Загибаясь от проблем и стрессов, мы в первую очередь думаем о своих родителях, и о своём родном доме, где мы выросли. Хочется вернуться туда вновь, и обрести ощущения покоя и защищенности. Стены собственного дома кажутся убежищем от всего остального мира, и если быть честным, то вести войну со всеми, легче из своего дома, где тебе знаком каждый уголок. Автор не уверен, выдержали ли бедные домовые реалии современного быта, но домашний уют неоценим. Именно дома мы позволяем себе полностью расслабиться. Здесь можно и расклеиться по полной программе, пустить слезу, пожалеть себя, или наоборот зализать раны, и собраться с духом. Замечали ли вы, когда — нибудь, что под крышей собственного дома, думается легче?! Дом — это в первую очередь не просто бетонная, или какая — нибудь ещё постройка, но — это его атмосфера и содержание. Оно зависит от много: от самих людей, от их прожитого совместного прошлого, от планировки, от освещения, от вида из окна и от многого другого. Для древних славян постройка нового дома была целым сборищем всяких ритуалов и обрядов, каждый из которых обладал сакральным смыслом. Давайте в этой статье поговорим именно об этом.

Когда наши предки приступали к строительству нового дома, то, это действие они сопровождали огромным количеством разных ритуалов и обрядов. Ради чего они это делали, спросит любопытный читатель. Так вот, всё дело в том, что наши предки боялись, что всякие бесы и нечестивые силы могли помешать им обжиться на новом месте. Переезд и новоселье считалось весьма опасным этапом. В этот период, по поверью наших предков, бесы могли всячески попытаться помешать им обустроить быт, и внести уют в новый дом. Вмешательство нечестивых сил могло проявиться в болезнях домочадцев, в хвори и даже смерти домашнего скота, в постоянных ссорах, в порче бытовых вещей и во многом другом. Чтобы избежать подобных вмешательств, будущие хозяйки проводили особый ритуал прежде чем, вместе с семьёй переехать в новое жильё. На рассвете, до первых солнечных лучей, женщина полностью раздевалась и начинала в таком виде обходить дом по кругу, произнося тихо особый заговор, который повествовал о том, что для сохранности своего жилища и семьи хозяйка ставила во дворе дома железный тын. Именно он служил преградой для того, что во двор не смог пробраться ни один зверь, ни один больной человек или вор, а также ужасный лесной дед. Для пущего эффекта заговора, женщина три раза переворачивалась прямо у ворот, и при этом заговаривала, чтобы в новом доме род приумножался. Конечно, на сегодняшний день всё это кажется немного нелепым, но, такой вот обряд совершался нашими славными женщинами вплоть до девятнадцатого века.

Не каждой земле видывать избы славянские.

До того, как построить дом, древние славяне очень тщательно и щепетильно подходили к процессу выбора места, где они собирались начать строительство. Именно правильный выбор хорошего места являлся залогом успешного завершения всего мероприятия. По верованиям наших предков, земля на котором стоял дом, была «живой» и носила свою энергетику. Этой самой энергетикой подпитывался сам дом, его стены, и эта энергетика через них передавался самим жителям дома. Поэтому для хорошего дома, в котором царило бы благополучие, необходимо было выбрать наиболее подходящее для этого место. До нас дошло много разных способов для определения «удачливости» земельного участка, которые использовали в старину наши предки. Вот, например, в некоторых районах нашей необъятной родины, ставили на выбранный участок земли, чугунок с паучком внутри. Если с наступлением утра, обнаруживалось, что появилась паутина, то, это место считалось добрым и пригодным. Так же, широко была известна традиция выбирать место для строительства с использованием какой-нибудь посуды с мёдом. На выбранном участке вырывалась неглубокая ямка, и туда устанавливали ёмкость с мёдом. Если в течении ночи в неё начинали забираться мурашки, то, это место так же одобрялось для начала строительства. Ещё одним способом для поиска хорошего места для постройки дома, было наблюдение за коровой. Обычно её отпускали пастись вблизи того места, где намеревались начать постройку. Если корова ложилась на землю, то это считалось хорошим знаком. Был известен и такой метод, когда глава семьи приносил с четырёх полей по камню, и расставлял их по выбранному им земельному участку таким образом, что они образовывали четырёхугольник. В центре такой экспозиции помещался головной убор мужчины. Затем, необходимо было ждать три дня. Если камни не меняли местоположения, то, считалось, что это место идеально подходит для нового дома. Бытовало поверье, что ни в коем случае нельзя было строить дом на земле, из-за которой ведутся споры. Это сулило неудачей и горем для новопоселенцев. Так же нельзя было начинать строительство в месте, где были найдены человеческие останки. Это считалось плохим и непригодным местом, так, как там мог обитать сам дух умершего, или ещё какая-нибудь хворь.

Голыми стенами врагов не пугали.

После того, как земельный участок для строительства был удачно выбран, приходила очередь для выбора самого строительного материала. В старину самым пригодным для этого дела считалось дерево. Тут нет ничего удивительного, что было доступным, то под строительство и приспособили наши предки. Дерево нужно было выбирать с умом, так, как именно ему предстояло стать домом, и некой защитой от сил извне. Поэтому, сам материал по верованию наших далёких предков, должен был быть сильным и устойчивым, как перед природными катаклизмами, так и перед напором нечистых сил. Итак, рубить деревья было принято весной. Причина была в том, что сок, который в это время года застаивался в древесине, делал её более крепкой и выносливой. Существовали и запреты на то, какие именно деревья нельзя было ни в коем случае использовать при строительстве. Например, нельзя было срубать деревья, которые были вывернуты и деформированы после непогоды. Считалось, что сам чёрт пометил такие деревья, как свою собственность. Если такие деревья использовали бы при строительстве, существовало верование, что в стены дома мог вселиться бес. Также плохим знаком считалось использовать в строительстве деревья, которые были прислонены к друг — другу. Это считалось предвестником скорого пожара. Так называемые скрипучие деревья могли стать причиной смерти жителей дома. Древние славяне так же всячески избегали использование древесины с тёмной сердцевиной. Считалось, что подобное могло послужить причиной для разных хворей и несчастий в семье.

Третьим шагом к дому мечты было собирание «правильного» мха. Как же наши предки определяли какой именно мох был им нужен, спросите вы мои дорогие и любопытные. Вот на этот случай у древних славян был весьма своеобразный ритуал. В течение недели, глава семьи приходил в лес и срывал по кучке мха. Затем сорванный мох относился и укладывался на чистый участок земли. Так продолжалось каждый день, вплоть до воскресенья. По истечению необходимого срока, наступала пора проверить «правильность» мха. Происходило это следующим образом: мужчина начинал переворачивать кучки мха, и проверять под который не забились насекомые. После того, как такой кусок определялся, далее глава семейства отправлялся в лес именно в тот день недели, в который и был собран изначально мох, не собравший ни единого представителя многочисленного семейства насекомых. Например, если определялось, что под мхом, который был сорван во вторник, не было насекомых, значит мох следовало срывать в каждый вторник. Вся эта строительная прелюдия проводилась только ради того, чтобы максимально обезопасить свой дом от нашествия всяких жуков.

Когда дело доходило до закладывания фундамента, тут наши с вами предки очень тщательно выбирали материал, который и засыпался в фундамент. Категорически запрещалось брать в расход песок, или камни с кладбища. Они несли в себе энергетику смерти и отчаянья, и дом построенный на подобном фундаменте, ну никак не вселял позитив. За дело уже брались не только члены семьи, но и плотники. Строительные обряды только начинали набирать обороты. Когда начинали закладывать первый венец, было принято зарывать по углам монеты. Это считалось символом будущего достатка в доме. Вместе с монетами, прятался и ладан, как оберег, от вторжения в дом злых сил. Широко использовались и кусочки хлеба, и даже голова петуха. Последнее трактовалось, как способ заключить договор с домовым и задобрить его. Все щепки, которые оставались после первого сруба ни в коем случае нельзя было выкидывать. Они собирались и хоронились внутри постройки. Таким образом, древние славяне считали, что всё происходящее внутри дома, оставалось тайной и не выходило на улицу, тогда, как всё происходящее извне становилось известным для живущих в доме. Было так же принято между венцов закладывать травы, собранные в ночь празднования Ивана Купалы. Вообще древние славяне держали в доме много высушенных трав. Некоторые из них были целебными, а не которые были призваны отпугивать нечистые силы. Такие травы обычно хранили по углам дома, чтобы туда не могла попасть молния.

После того, как возведение всех венцов было завершено, проводился один весьма занятный ритуал. Хозяин перекидывал сырое яйцо через стену. Суть этого ритуала была в том, чтобы защитить крышу дома от порывов сильного ветра. Затем чердак начинали застилать мхом (да-да тем самым, который собирали по дням недели). Над мхом вторым слоем хорошенько рассыпали овёс, а затем всё это великолепие присыпали песком. Это считалось предвестником достатка в новом доме.

Затем наступало время для того, чтобы начать обустраивать дом изнутри. В первую очередь нужно было построить очаг, точнее печь. Для этого созывали целую толпу из деревенской молодёжи и принимались дружно за дело. Стройка печи должна была проходить в весёлой и непринуждённой обстановке. Считалось, что таким образом в очаг закладывались самые позитивные эмоции. После завершения работы, было принято угощать помощников. Нельзя было скупиться в таком вопросе, так, как это олицетворяло гостеприимство будущих хозяев.

Построили дом – пора и новоселье справлять.

После всего вышесказанного, наконец наш далёкий и славный предок построил добротный дом. Самое время перебираться всей семьёй в него, и обустраивать быт на свой лад. К этому процессу, древние славяне подходили очень ответственно и осторожно, так, как они меняли не просто место жительства, они меняли всё пространство вокруг себя. Поэтому люди должны были полностью быть уверены в том, что новое пространство будет благоприятным для них. Из окон нового дома, должен был открываться вид на дорогу и на горизонт, чтобы каждый день иметь возможность встречать лицом к лицу рассвет, и восход великого светила в небесную обитель. Рядом с новым домом должен был располагаться источник родниковой воды. Это делалось не только для решения бытовых проблем, но и с точки зрения языческих верований. Огромное внимание уделялось и будущим соседям. Древние славяне по своей сути были очень дружелюбными людьми, для которых было важно поддерживать с окружающими их людьми неподдельно тёплые и доверительные отношения. Соседи порой ближе родственников, которые могут жить за тридевять земель, и скорее всего когда нас постигнет несчастья, первыми с нами окажутся именно хорошие соседи. Отдельное внимание уделялось расположению домашней скотины и коней. Об их комфорте беспокоились не зря, так, как по сути они и были кормильцами семьи, в те времена, когда мужчины не охотились и не рыбачили, или наступали холода.

Сегодня перед тем, как переехать на новое место жительство, многие ещё помнят немудрёный ритуал о том, что в самом начале стоит запускать в помещение кошку. Мотивировано это тем, что кошки мол видят духов и прочие потусторонние вещи. Если кошка тут же выскочит из помещения, то жить там определённо не стоит. Если же представитель семейства кошачьих забудет о вас, терпеливо ждущих у дверей, и заснёт где-нибудь, свернувшись пушистым калачиком, то это место определённо подходит для проживания. Этот нехитрый ритуал пришёл к нам из древности. На некоторых сайтах упоминается, что мол прежде, чем переехать в новый дом, наши предки, за неделю раньше, начинали каждую ночь оставлять в доме животных. Сначала это были представители семейства кошачьих, потом и домашние птицы, а затем очередь плавно доходила и до крупных животных. Например, утверждают, что в дом пускали ночевать коней и коров. Вот как вы себе это представляете?! Значит построил наш славянский мужчина хороший и добротный дом, из правильного дерева, всё прям по канону. На рассвете жена его голой по двору побегала, покувыркалась, заговоры правильные сделала. Печку всей деревней построили, всё прям от души сделали, и тут пустили во всё это великолепие корову и лошадь. Если честно автор в это не верит. Ну вот ни в жизни не поверит он, что какая-нибудь хозяйка вытерпела бы подобного издевательства над собственным домом. Короче, автор — Фома неверующий, остальное за вами читатели.

Бытовало ещё поверье, что кто в дом первый в дом войдёт, тот первый и умрёт. Дескать, дерево, срубленное в лесу, могло так отомстить за свою гибель. Поэтому, чаще всего в дом первым заходил самый старый член семьи. Если в семье как таковой не было старцев, то обычно обращались к соседям, или к близким с просьбой «одолжить» старцев (автор, так всего на минутку представил себе, как новые соседи к нему стучатся с просьбой одолжить дедушку, мол, чтобы он первым умер, весело это очень). Или было возможным пригласить человека, который не верил ни в Бога, ни в чёрта. Таким человеком, нашим предкам представлялись иноземцы. Кстати, начиная с восемнадцатого века, в качестве таких гостей «смертников», приглашали работников аптек, или докторов немецкого происхождения. Немцы с весельем относились к подобным мероприятиям, а наши знай уже тогда точили на фрицев зубы. Ну и на крайний случай, могли впустить в дом петуха. Если петух кукарекал, значит всё хорошо, и беда миновала. Вообще петухам страшно не везло на Руси при строительстве дома — их всё время в жертву приносили, голову отрывали, кровью углы освещали, и вообще под порогом закапывали.

Миграция домовых.

После того, как дом был построен, и можно было в него переезжать, наступала очередь за самым важным. Нужно было забрать своего домового с собой, в новое жилище. По поверью древних славян, домовые обитали за печкой. Без него, никак нельзя было начинать жизнь на новом месте, так, как домовой — это душа самого дома. Он самый большой помощник по хозяйству, и самый большой защитник от всех бед. Коли беда за окном поджидала, то домовой мог и козни какие — нибудь устроить, чтобы задержать хозяев в доме подольше. Домовой помогал и по хозяйству, но, ежели ему попадали ленивые и никчёмные хозяева, он всячески им мешал. Вот, например, он мог забрать какую — нибудь дорогую и важную вещь и спрятать, у себя за печкой. Если хотели вещь выпросить обратно, то вокруг ножек стула начинали обвязывать нитку, да приговаривать, чтобы домовой поигрался, да вещицу обратно вернул. Сами подумайте, разве могли наши предки в новый дом, да без такого удалого помощника отправиться жить?! Нужно было поговорить с домовым и убедить его пойти жить вместе с хозяевами в новый дом. Для этого, стоило задобрить домового как следует. Домового переносили в новое жильё в огне из старой печи, или в старой обуви. Затем хозяйка, на новоселье пекла большой праздничный каравай, и первый кусок она отрезала и клала позади печи, в угощение любимому домовому, чтобы он лучше освоился на новом месте. Заметьте, что местом обитания домового была именно печка — самое главное место в каждом славянском жилье. Фактически весь быт строился вокруг домашнего очага, и огонь в нём символизировал не просто стихию, а защиту от всех тёмных сил. Вот домовой хранителем и дома, и его очага. Поэтому, без него ни одна славянская семья в новое место жить не перебиралась, потому, как верили, что без него в новом доме их постигнут одни несчастья.

В новый дом было принято переносить некоторые вещи быта из старого дома. По сути новый дом — это было новое пространство, которое нужно было суметь правильно наполнить. Поэтому строительные обряды были столь многочисленными. В первую очередь, на новом месте должна была прижиться душа самих хозяев, так, как они не просто ели и спали в доме, но и связывали с ним собственную энергетику. Новоселье праздновали весело и размашисто, гуляя от души, распевая песни и танцуя. Важной составляющей было и хорошее соседство. Древние славяне всячески продумывали свой быт, у каждой, даже самой незначительной мелочи был свой смысл, и наши предки этот смысл знали. Сейчас, в наше время, когда у людей ложные кумиры, так, хочется наполнить свою жизнь духовностью и искренностью. Учитесь у корней, и возможно вы почувствуете, что всё за чем вы гонитесь, не больше чем просто пыль бытия. Наполняйте свой дом добром, и вы увидите, как в нём хорошо и счастливо живётся. Всё зависит только от нас!

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх