Митрополит Кременецкий и Тернопольский Сергий. Митрополит Тернопольский Сергий: «Господь выводит нас из ада этого мира и ставит на путь спасения В день памяти преподобного Сергия Радонежского - небесного покровителя митрополита Сергия Тернопольского и Кре

Женщина, по слову апостола Петра, подобна сосуду немощнейшему. И чем этот сосуд наполнен, тем он и напоит своих ближних. Вот уже пять лет журнал «Славянка» на своих страницах рассказывает о духовной красоте женщины-христианки, хранительницы наших православных традиций. О святости и объединяющей силе православия, о служении женщины-матери, как залоге счастливого будущего нашего отечества, мы беседуем с архиепископом Тернопольским и Кременецким Сергием (Генсицким) , который, как духовный кормчий, стоял у истоков «Славянки» и благословил пять лет назад ее первый номер.

Владыка, в какой семье Вы родились и воспитывались?

Родился в глубоко верующей семье на Буковине. Благодарен Богу, Который сподобил неоценимой милости — воспитываться в христианской семье и радостно познавать истину веры. Мой отец был священником. С детства запомнил ту любовь и ласку, которой окружали меня родители. И сейчас уже через много лет вспоминаю мудрые слова и наставления, которые получил в родительском доме. И что еще примечательно — у нас царила атмосфера глубочайшего уважения детей к своим родителям. К сожалению, этого так остро не хватает современному обществу.

Какую роль в Вашей жизни сыграла мама? Повлияла ли она на выбор жизненного пути?

Мама — это светлый образ моей жизни. Милостью Божией она еще живет и всегда молится обо мне. Она не настаивала на том, чтобы мне выбрать путь служения Богу, учила внимать словам церковных молитвословий и понуждать себя совершать молитвенное правило. Все в жизни складывалось дивным образом и часто помимо моей воли. Могу с уверенностью сказать, что мама меня вымолила. Есть пословица: «Пока живы наши родители, мы остаемся детьми». Повседневно ощущая в своей жизни материнскую заботу, явственно чувствую молитву матери — эту сильнейшую помощь, которую может иметь человек. Счастлив тот из нас, о ком молятся родители. И по сей день стараюсь без материнского благословения не приступать ни к какому важному делу.

Владыка, расскажите, кто из духовных пастырей сыграл значительную роль в Вашей жизни?

Начало осознанной жизни в Церкви и начало служения в священном сане совершилось по благословению владыки Феодосия, ныне митрополита Омского и Тарского.

В далеком 69-м году, когда мой отец служил на сельском приходе на Буковине, мама посоветовала поехать в кафедральный собор города Черновцы, помолиться на архиерейском богослужении и послушать проповедь нового владыки. Также просила вникнуть в молитвенный смысл богослужения и, особенно, в слова протодиакона во время облачения архиерея. Этим архиереем был епископ Черновицкий и Буковинский Феодосий. Так по материнскому благословению открылось величие и торжество архиерейского священнослужения.

Со временем владыка благословил прислуживать в алтаре и петь в воскресном хоре. Помню, как владыка едет в Москву и впервые в жизни везет меня в Троице-Сергиеву Лавру. Здесь прочувствовал что-то таинственное, необъяснимое и родное.

В 1973 году, отслужив в армии, поехал к владыке Феодосию, тогда уже Смоленскому и Вяземскому, за рекомендацией в семинарию. Но он благословил помолиться у Смоленской иконы Божией Матери и рукоположил во диакона Успенского кафедрального собора. Сослужа владыке, часто вспоминал мамин совет и с трепетом произносил слова молитв на облачение архиерея.

Так изволением владыки началась новая жизнь. Почти двадцатилетнее служение в дьяконском чине, которое полюбил и старался по мере сил с благоговением совершать. Владыка Феодосий сумел создать церковное торжество, благолепное богослужение, пение хоров и духовенства в алтаре. Привлекал молодежь к церковному служению и организовывал курсы подготовки будущих пастырей, возрождал церковные традиции, например, колядки. Ему удалось воссоздать не только ризницу, но и осуществить крупные ремонтные работы, позолоту храмов, даже позолоту куполов. И при этом обязательно владыка постоянно проповедовал.

Сегодня это обыкновенная действительность, но в то время, в 70-80-е годы прошлого столетия, подобное удавалось немногим. Это был подвиг, свидетельство безбожному миру живой Христовой веры. И за все эти годы служения сердечно и всегда благодарю своего первого владыку, почитаю владыку Феодосия подвижником.

Не могу умолчать о дивном даре Божием — это сокровенное духовное общение со старцем и духовником Троице-Сергиевой Лавры отцом архимандритом Кириллом. Благодаря его молитве, Лавра, преподобный Сергий и сам батюшка стали для меня, недостойного, родными.
За что спаси его, родного батюшку, Господи, и помилуй.

Видите ли Вы духовные различия в людях, живущих в центральной части России и на Западной Украине? Существуют ли особенные черты характера у украинских женщин?

Господь всех людей сотворил уникальными и одаренными своими особенными чертами характера. Конечно, в разных местах, в разных культурных традициях проявляются свои народные особенности — то, что иногда называют национальным колоритом. Но при этом везде есть люди высокой нравственности и те, кого можно сравнить с ложкой дегтя в известной всем пословице. Мне сейчас припоминается один случай. Будучи епископом на Тернопольщине, приехал посетить приход в одном отдаленном, как иногда говорят, глухом селе. Хор там был неказистый, народ простой. Но когда началась Литургия, поймал себя на мысли, что этот хор из старушек в западноукраинском селе пел те же напевы, которые слышал во время своего служения на Смоленщине. Это один факт из многих, которые подтверждают глубинное духовное единство славян. У нас есть свои отличия, однако общего у нас гораздо больше. Самое главное — нас навеки объединило святое Православие и общее понимание христианской морали. Традиции Православия в семье и в храме одни и те же, и это свидетельствуется единством благочестивой жизни. У Христа нет ни иудея, ни эллина. Принявшие Христа становятся новыми людьми. Благодарим Бога за то, что славянская земля приняла Православие в самые глубины своей культуры и традиции. В этом, сказал бы, состоит главная ценность, объединяющая людей в самых разных регионах России, Украины и Беларуси.

За время советской власти женщина стала более общественной, нежели семейной. Есть ли польза для спасения души от этого «багажа»?

Основой семьи исторически является материнство. Материнство — это то качество, которое даже в наше прагматичное время больше, чем что-то еще, характеризует наших женщин. На этом зиждется понимание семьи, как одной из самых важных человеческих ценностей. Сегодня даже больше, чем в относительно недалеком прошлом, можно заметить тенденции в обществе, которые по сути своей направлены на подрыв или дискредитацию ценности семьи. А это — борьба против будущего, против Церкви, против человечества. Как правило, эти тенденции прикрываются призывами к толерантности. Четко бы разделял чужое для нас понятие толерантности и родное для славянской души понятие взаимного уважения. Так вот, эти тенденции именно сегодня, больше чем когда-либо, направлены на подрыв традиционных семейных устоев, на то, чтобы женщина-мать вместо своей Богом назначенной миссии быть продолжательницей рода устремилась к целям, во многом для себя не свойственным, становилась, как вы заметили, не «семейной», а «общественной». В этом состоит большая опасность для будущего. И приходит она к нам не изнутри — совершенно определенно она является внешним фактором. Семья — это малая Церковь, это те кирпичики, из которых состоит наше общество. Убрать эти кирпичики — общество разрушится и в духовном, и в социальном смысле. Нет семьи — нет человечества. Почитаемый в Греции святитель Нектарий Эгинский советовал обратить особое внимание на воспитание девочек и учить их Закону Божию, истории страны, домоводству, — тогда за будущее Отечества можно не беспокоиться, так как они — будущие матери — и поколение будет богобоязненным, мудрым и патриотическим. Назвал бы даже служение женщины-матери своей семье самым важным ее общественным служением.

Владыка, как посоветуете воспитывать детей в условиях тотального проникновения телевидения и других СМИ в нашу жизнь?

Вот здесь, как раз, и лежит важнейшая ответственность на семье. Тот духовный иммунитет, который дети приобретают с самых ранних лет через материнскую молитву, через отцовское благословение, через пример самых близких людей, только и может защитить их от тотального растления современными средствами информации. К сожалению, в молодежной среде авторитет СМИ настолько велик, что простым уговором или назиданием вряд ли удастся нам убедить детей не поступать по примеру телевизионных горе-кумиров. Родители должны нести неослабный молитвенный подвиг предстояния пред Богом и Матерью Божией о спасении детей, а значит и будущего. Вот почему сегодня больше, чем о чем-то другом, необходимо заботиться о возрождении авторитета семьи, о том, чтобы заповедь о почитании родителей вновь стала одним из важнейших законов жизни нашего общества.

Какими видятся Вам формы привлечения современной молодежи в Церковь? Какие духовные книги Вы посоветовали бы для чтения новоначальной молодежи?

Сегодня у нас есть достаточно возможностей для такой организации приходской жизни, в которой был бы задействован каждый человек, пришедший в храм. С молодежью даже проще: обладая большой долей энтузиазма, молодые христиане зачастую сами стремятся быть полезными Церкви. Они выходят с инициативами, самоорганизовываются, общаются. В результате появляются новые и иногда даже неожиданные формы молодежного служения. Это все хорошо. Однако молодость — это пора не только проб, но и ошибок. Поэтому очень важно, чтобы священник на приходе, вне зависимости от своего возраста, смог стать для молодежи должным авторитетом. Это даст ему возможность направлять молодежные инициативы в правильное и полезное для Церкви русло. Ведь церковная жизнь очень многообразна. Но для того, чтобы правильно себя в ней проявить, необходимо иметь страх Божий и духовную рассудительность. Вот почему очень важно, чтобы энтузиазм молодых людей находил себе верный ориентир в лице священнослужителя.

Относительно духовного чтения трудно дать универсальный ответ. У каждого человека могут быть свои вкусы к духовной литературе. Кому-то по душе глубокие наставления древних святых отцов (авва Дорофей, преподобный Иоанн Лествичник), а для кого-то это сложно, и он стремится читать Жития святых — училище благочестия. Полезно будет почитать письма и наставления подвижников, живших в последние десятилетия. Это труды и монаха Паисия Святогорца, и преподобного Силуана Афонского, и игумена Никона (Воробьева), а особенно Жития новомучеников и исповедников Российских. Эти подвижники жили во многом близкой нам эпохе и потому говорили на темы, которые не утратили актуальности и сегодня.

Как Вы возрождаете приходскую жизнь в епархии?

Наша епархия во многом особенная. В самом ее центре находится известнейшая святыня Православия — Свято-Успенская Почаевская Лавра. Веками она была и остается источником церковной жизни не только в западных регионах Украины, но и далеко за ее пределами. На Тернопольщине, по сравнению с другими регионами, сохранилось много храмов, их всегда посещает много молящихся. Все эти храмы в подавляющем большинстве были православными, там возносилось за богослужением имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, люди в них принимали православное крещение и другие таинства. Так было до начала 90-х годов прошлого века. Потом за несколько лет Тернопольская епархия пострадала больше, чем, наверное, за все предыдущие годы тоталитарного режима. Униатами и раскольниками большая часть храмов епархии была отобрана варварскими средневековыми методами, доходившими до кровопролития. Наша Тернопольщина сейчас в религиозном отношении является уникальной областью. По количеству храмов на душу населения она занимает первое место в Украине. В самом городе около 70-ти разных храмов, и при этом только один храм канонической Украинской Православной Церкви — наш собор в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Поэтому возрождать церковную жизнь нам сегодня приходится не на ровном месте, а рядом с отобранными у нас церквями, зачастую ощущая агрессивное отношение тех, кто называет себя христианами, но находится в церковном расколе или унии. Эти обстоятельства по-настоящему сплотили наших прихожан. Они знают цену своей веры, знают, что ее необходимо отстаивать свидетельством своей христианкой жизни в любви и благочестии. Убежден, что наше будущее зависит от того, какими будут наши дети. В нашем соборе всегда много детей. Они собираются для занятий в воскресной школе, летнем лагере «Зеленый Афон». «Православная Тернопольская молодёжка» сплачивает многих молодых людей в таких святых делах, как помощь больным детям, сиротам, немощным людям и находящимся в заключении. Молодежь принимает активное участие в богослужениях. Смотря на них, верю, что у нашей Церкви есть благодатное будущее.

Очень многие, особенно светские люди, считают, что Церковь недостаточно обременена задачей нравственного воспитания простых людей, невнимательна к тем духовно-нравственным недугам, которыми страдает общество. Не существует ли сегодня проблемы некоторой отделенности Церкви от народа?

Во все времена Православная Церковь была со своим народом. А вот народ не всегда слушал голос Церкви. И сегодня этот голос звучит настолько, насколько это позволяют внешние условия. Мы делимся с окружающим миром той радостью, которую дает человеку православная вера. Сегодня голос Церкви звучит не только с церковных кафедр, но и через телевидение, радио, книги, газеты, другие средства информации. Его невозможно не услышать, однако, слышат не все. Нельзя человека загонять в храм принудительно. Путь к Богу должен быть его сознательным и свободным выбором. Православная Церковь никогда не использовала методы так называемой «агрессивной проповеди», как, к примеру, поступают протестанты. А именно священнодействие благодатных церковных таинств и является спасительной связующей между народом и Богом.

Как встречают Рождество в Украине: есть ли разница с тем, как отмечают его в России?

Традиции, связанные с Рождеством в Украине, богаты и передаются из поколения в поколение. Было время, когда советская власть пыталась запретить молодежи петь колядки, устраивать рождественские вертепы — ничего не получилось. В нашей епархии есть традиция съезжаться на Святки всей округой в один из крупных храмов или монастырей и петь колядки несколькими хорами. Один день — в Почаевской Лавре, следующие дни по очереди — в соборе, в Кременецком женском монастыре, в храмах благочиний. Кто впервые к нам попадает на этот праздник, не может забыть его никогда.

Как нам, православным христианам, относиться к людям других религиозных конфессий?

Мы — православные христиане и должны всегда помнить, что Православие — это самое дорогое, что у нас есть. В современном разноликом мире мы живём и общаемся с разными людьми, вне зависимости от их религии или национальности. Но не можем молиться вместе с теми, которые не хотят быть православными. Это правило, утвержденное на канонах святых отцов. Однако повседневное общение должно стать для нас своеобразной проповедью. Своей благочестивой жизнью в вере каждый православный христианин свидетельствует о Христе, порою убедительнее, чем словами проповеди. В безбожное время матери учили жизнью. Недаром в первохристианские времена даже язычники изумленно восклицали: «Какие женщины у христиан!» Целомудрие, милосердие, верность христианскому призванию жены и матери были той проповедью, которая побеждала рознь мира. Наша миссия — свидетельствовать границы Церкви в богослужении, соблюдении заповедей Божиих, хранении чистоты жизни, не стесняясь своей веры, не укоряя, не подстраиваясь под сиюминутность. А в условиях, когда вокруг много людей, которые не разделяют твоих православных религиозных взглядов, еще более ответственно следует относиться к своей духовной жизни, чтобы не стать ни для кого соблазном. Беречь кристальную чистоту святого Православия, избегать компромиссов в церковной и личной жизни даже в малом проявлении, и всегда ясно, просто и с радостью свидетельствовать Истину благочестивой жизнью, как священнослужителю, так и мирянину.

Напоследок, Владыка, Ваше напутствие молодежи: молодым священникам, их женам, юным христианкам.

Благодарите Бога за неизреченный дар — святое Православие. Живите Евангельским благовестием. Питайтесь дарами духовной мудрости богословского наследия. Познавайте его спасительную высоту сокровищницы веры. Освящайтесь благодатью церковных таинств.

Ныне особенно нужно ясное знание святого Православия. Изучайте Святое Евангелие, вникайте в святоотеческую сокровищницу, осознавайте незыблемость догматического учения Церкви, очищайтесь покаянием, укрепляйтесь молитвой и постом. Живите, стыдясь не Православия, а греховных поступков, и радостно свидетельствуйте миру преданность Христу Спасителю словом, делом, богоугодным житием.

Что бы Вы хотели пожелать редакции журнала и всем его читателям?

Благословением Божиим и подвижническими трудами ревнителей благочестия явился миру этот журнал. Радуюсь, что живет «Славянка» полнотой свидетельства о жизни во Христе в семье, мире и просто в сердце. Слава Богу, что в лице вашей редакции есть люди, которые понимают, что Православие вечно, живо и действенно, что ревнуют о целомудрии, девстве и святости дев и женщин. Православие призвано освятить всю нашу современную жизнь. Нам нужно постоянно и громко свидетельствовать об этом. Пусть помощь Божией Матери вдохновляет и ваш редакторский коллектив на дальнейший труд во славу малой Церкви — православной семьи.

Благодарим Вас, Владыка, желаем крепкого здоровья, помощи Божией и предстательства Пресвятой Богородицы на многотрудном пути Вашего архипастырского служения.

«Для настоящего христианина скорби в радость и во спасение, “ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется” (Рим. 10: 13), – эти слова утешения говорил митрополит Сергий пастве отобранного раскольниками храма в селе Куты Шумского района Тернопольской области в августе 2017 года в шатре палатки, где совершалась Божественная литургия. – Если человек страдания принимает с терпением, то ничто не может дать ему такой радости, которую дарует ему Господь. Это та радость, которую ничто в этом мире не может отнять от нас…» К терпению, мужественному перенесению скорбей и исповедничеству, к любви и прощению не устает призывать многострадальную тернопольскую паству их правящий архиерей – один из авторитетнейших и почитаемых в народе иерархов Украинской Православной Церкви.

В конце 1980-х и начале 1990-х

Вот уже 27-й год возглавляет эту западноукраинскую кафедру митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий (Генсицкий). Он принял ее сразу после епископской хиротонии в 1991 году, в 40-летнем возрасте, будучи иеромонахом Почаевской Лавры, когда по Западной Украине уже покатилась волна захватов храмов униатами и автокефалистами, а затем и раскольниками лжепатриарха Филарета Денисенко. Удивительно, что молодой иерарх в числе двух других – епископа Онуфрия, нынешнего Предстоятеля УПЦ, и епископа Алипия (ныне архиепископ Краснолиманский) – не побоялся дезавуировать свою подпись под требованием Филарета предоставить УПЦ статус автокефалии, что неминуемо привело бы Украинскую Церковь к расколу. Собственно, это и произошло через год, когда отпавший от Церкви Филарет провозгласил создание так называемой «УПЦ Киевского патриархата», породив кровоточащий раскол, за что был лишен сана и предан анафеме. Но тогда, в конце 1991-го, еще законный митрополит Филарет был в бешенстве, издал указ о смещении с кафедр Онуфрия, Сергия и Алипия, но боголюбивая паства не пожелала отпускать своих иерархов.

Гонения на православных Тернопольщины начались еще до распада СССР. В 1989 году, после встречи М.С. Горбачева с папой Иоанном Павлом II в Ватикане, на Украине была возрождена Греко-католическая церковь и при попустительстве властей начались массовые захваты православных храмов. Решением облсовета Тернопольский кафедральный собор был передан униатам, и православные перебрались в храм Рождества Христова на ул. Русскую, 22. Сюда и прибыл новоназначенный владыка Сергий в феврале 1991 года. Но на храм уже положили глаз «автокефалы» УАПЦ, выплывшие из-за океана также на волне «перестройки». Организовывал захваты и грабежи церковного имущества инициатор создания Народного Руха Украины, нардеп и активный национал-патриот Василий Червоний, в политической программе которого была идея «ликвидации УПЦ Московского Патриархата на Украине».

Кстати говоря, Червоний трагически-печально закончил свою жизнь: он умер от удара молнии на рыбалке в 2009 году.


Отобранный храм Рождества Христова был передан раскольникам УАПЦ, и епископ Сергий с паствой вынужден был перейти молиться в епархиальный дом на храмовой территории, который неоднократно подвергался грабежам и нападениям.

Владыка долго и безрезультатно ходатайствовал перед областной администрацией о выделении места под строительство нового кафедрального собора. Инициативу верующих канонической Церкви всячески поддерживал Блаженнейший Митрополит Владимир (Сабодан; † 2014), прибывший в Киев в июне 1992 года после исторического Харьковского архиерейского собора УПЦ, на котором он был избран Предстоятелем вместо ставшего на путь раскола Филарета.

В связи с нарушением прав верующих на Украине посылались обращения в ООН, Всемирный совет церквей и другие международные организации. Наконец православным Тернополя выделили место под строительство храма в Восточном массиве областного центра, и после передачи епархиального дома УПЦ автокефальной общине владыка Сергий с паствой перешел молиться в подземную часть строящегося собора.


Удивительно также, что во все периоды политических обострений в стране, во времена «майданов» (в 2004 и 2014 годах), когда активизировались радикальные националистические силы и умножались нападки на каноническую Церковь с захватами православных храмов, владыка Сергий ни разу не призвал паству к ответным силовым действиям, но лишь к мужественному стоянию в вере, преданности Православию, молитве и смирению. «Господь пришел нас всех исцелить, объединить.

Если мы разделяемся, то уже противопоставляем себя друг другу, – говорил архипастырь. – Если мы разделяемся по национальному признаку, то упраздняем заповеди Господни, слова апостола Павла о том, что нет ни эллина, ни иудея, ни свободного, ни раба, но все во Христе Иисусе. Потому что если мы здесь немирные друг с другом, как мы будем любить Бога? Как мы будем Ему служить? Что мы ответим, когда встанем пред Ним на Суде? Что мы ходили на Майдан и ненавидели наших братьев по вере?»

Вера, надежда и любовь владыки Сергия


Золотыми куполами взметнулся к небу построенный красавец-собор во имя мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. В новом епархиальном доме разместился духовно-просветительский центр, воскресные школы для детей и взрослых, редакции епархиальных СМИ. В воскресные и праздничные дни собор переполнен, а на Пасху и Рождество, в день престольного праздника всё храмовое подворье заполнено людьми: паства, верная канонам и своему любимому архиерею, внимает его наставлениям, остается верной Православию, несмотря на тяжелую атмосферу неприязни и враждебности. «В Тернополе сейчас такое соотношение конфессий: 70 храмов имеют различные религиозные общины, – рассказывал журналистам владыка Сергий. – А в распоряжении верующих Украинской Православной Церкви – наш единственный построенный собор.

Мы просили участки для новых приходов УПЦ, но для нас нет места. Получается, что мы на своей земле, на своей родине – чужие. Конечно, Бога благодарим за то, что есть. В советское время тоже был один храм, дело не в этом, главное – чтобы была живая литургическая жизнь. И Господь наш постоянно показывает, что Он с нами. Но жаль народ в целом, исторически православный, который пребывает в таком заблуждении…»

Как в условиях нового всплеска агрессии сохранить душевный мир? Как не ожесточится и не прибегнуть к справедливому мщению? Как спасаться в этих условиях и находить силы для молитвы? Эти и другие вопросы намеревались мы задать митрополиту Сергию во время недавней встречи в Тернополе – 13 ноября сего года.

Владыка вышел уставшим. И все же краткая беседа состоялась.

Его каждый будничный день начинается в 7:30 молитвой в алтаре собора, где он вынимает частички о многочисленных духовных чадах, о скорбящих, болящих, терпящих гонения, о почивших и здравствующих служителях Церкви Христовой. Затем следует длительный прием духовенства и мирян в епархиальном управлении. К владыке можно попасть без всякой записи, прямо с улицы, у него нет личного секретаря, который бы предварительно опрашивал посетителей о цели прихода. Люди размещаются в комнате ожидания, и митрополит сам выходит к ним и только по ему ведомому правилу приглашает тех или иных прихожан и священников.

Когда последний посетитель ушел, и мы дождались встречи с ним.

– Как спасаться, спрашиваете? – тихим голосом заговорил владыка. – Взирая на Пастыреначальника Христа. Мы в своей жизни готовимся ко встрече с Ним в любых условиях. К Нему идем… Поэтому море бушует житейское, враг ищет, кого поглотить, а мы, забывая заднее, стремимся в горнее. Эти обстоятельства понуждают нас быть в духовном трезвении, понуждают нас, ленивых, на молитву, вынуждают нас искать помощи у Спасителя. И таким образом, обращаясь к Богу, укрепляемся в вере и начинаем понимать: оказывается, враг борется против нашего спасения, а мы об этом забываем, а он нам напоминает… И мы, переживая это непростое время, пытаемся спастись.

Господь напоминает нам этими испытаниями тщетность надежды на мир, на князи человеческие, на богатство и другие мирские ценности. А мир нас постоянно обманывает, лукавит, хочет затянуть в бездну адскую. Поэтому мы взываем: «Господи, спаси! Господи, помилуй и прости нас, грешных!» И Господь помогает нам. Ведь Господь нас слышит не тогда, когда мы сидим в покое и расслаблены, а когда мы действительно чувствуем беду, тревогу за свои святыни, тревогу о личном спасении. Тогда действительно вопль наш – из глубины души, из сердечного покаяния. Лишь с сердечным покаянием и надеждой на помощь и милость Божию возможно преодолеть все трудности. Господь слышит и помогает и утешает. И в этом мы видим чудо милости Божией, и за это благодарим Господа.


– Владыка, сейчас люди очень политизированы, ежедневно на них обрушивается поток политической информации, часто необъективной и агрессивной. И люди верят в то, что говорят СМИ. Как быть, чтобы не стать заложником такой информационной блокады?

– Наверное, доверие должно быть не к средствам массовой информации. Ведь еще Антоний Великий услышал глас: «Внимай себе! А то суды Божии, и тебе нет пользы их исследовать». А мы говорим и оправдываемся: мол, доверчивые мы и хорошие! Кому мы доверяем? Чей голос мы слушаем? Церкви Христовой, святых отцов? Или голос немощных людей, которые сами заблудились?.. Поэтому нужно серьезно отнестись и ответить на вопрос: кому отдаем свое внимание, кого мы слушаем, на кого надеемся? Откроем Священное Писание, хотя бы Псалтирь – что там сказано? «Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, в которых нет спасения» (Пс. 145: 3). А наши церковные молитвы о чем говорят? «Все упование на Тя возлагаю, Матерь Божия… Сохрани мя под кровом Твоим».

Если мы обратимся к Господу, к Матери Божией, к Святой Церкви, то увидим, что там в каждой строчке церковных молитв и песнопений есть все необходимое для нашего спасения. И если мы доверимся Господу, то непременно убедимся, что Он наше доверие не посрамит, а защитит от этого мира. Поможет этот мир не презирать, не ненавидеть, а сочувственно отнестись к нему, сочувственно сострадать людям, не знающим Бога, понимая, что они заблудились. И будем благодарить Бога, что Он выводит нас из ада этого мира и ставит на путь спасения. Этого мы желаем и людям в миру, которые заблуждаются, ищут Господа или не ищут Его. Желаем всем обрести путь Господа, путь спасения и жить полнотой жизни Святой Церкви. Тогда и в стране нашей наступит мир.

– То есть для того, чтобы как-то исправлять окружающий мир и достигать взаимопонимания и любви, необходимо начинать с себя, с работы над собой?

– Безусловно. Ведь если мы живем покаянной жизнью, молимся, сострадаем грешникам, каемся сами, благодать Божия укрепляет нас и помогает и действует на тех, которые заблудились. И меняется, образно говоря, духовный климат и вокруг нас, и внутри нас, и в обществе, и в государстве. Мы знаем, что благодать Божия меняла и гонителей Церкви и преобразовывала их. Поэтому от нас требуются и терпение, и смирение, и молитва. У святых отцов можно найти примеры, когда даже самые ярые гонители Церкви, видя стойкость христиан, в глубине души их уважали и почитали. А многие и сами становились в ряды мучеников.

Может, наши современники, чинящие зло Церкви, не могут быть такими, но искорка уважения к нам в них все же остается. Они видят, что православные верующие не подчиняются духу времени, не повторяют политические лозунги, а жизнью своей проповедуют любовь, твердость и стойкость в вере, и в глубине души они уважают нас. Поэтому дай Бог нам быть примером и для ближних, и для тех, кто восстает против нас. И чтобы этот пример был примером любви к ближним нашим и к недругам нашим. И чтобы этой любовью, растворенной любовью Христа, мы желали всем спастись.

С митрополитом Сергием (Генсицким)
беседовал Сергей Герук

Митрополит Кременецкий и Тернопольский Сергий. -Когда Господь позовет, как понять главное и найти свой путь к спасению? - То, что сейчас происходит, должно побудить к главному – обратиться к Богу – Владыко, сегодня общество переживает раскол. Вы застали церковный раскол в 90-х годах. Вам известны не только причины, но и его последствия. Как человеку в такой ситуации не потерять почву под ногами? – Только тянуться к Богу, Матери Божьей, святым угодникам. Молитвы, Правила читать. Вот что в названии «Правила»? Мы знаем правила поведения в обществе, правила движения – их нарушать нельзя. А от Правил молитвенных отступаем! А ведь это основа духовной жизни. Поэтому если мы в молитве обращаемся к Богу, то мы на Него надеемся, просим у Него помощи. А если мы не молимся, увлекаемся больше земным, то на кого мы надежду возлагаем? Очень важно в такие моменты обратиться к Господу. Мы тоже переживали такое сложное время. Один иеромонах посоветовал мне, вспоминая опыт митрополита Вениамина Федченкова в послереволюционное время, когда были расколы, тревоги, переживания. Он тогда думал о том, как быть, какое принять решение. Вернулся с эмиграции на Родину – как встретят, кто его ждет? И Федченков вспомнил обычай – 40 дней суровой молитвы. Будучи духовным пастырем, он служил 40 дней Литургию. И только тогда принял решение. Я прислушался к его словам и, вернувшись домой, начал служить Сорокоуст. Все изменилось! Вот что значит сила молитвы! Это главная наша реакция на все происходящее. В ней нужно искать помощь, потому что человеческая поддержка иногда может обмануть надежды. То, что сейчас происходит, должно побудить к главному – обратиться к Богу. Он может все! И нам может помочь измениться. В основе нашего делания должно быть обращение к Божьей помощи. Это не значит, что нам нужно куда-то уходить, затворяться, вести аскетический образ жизни. Можно молиться каждый день – в каком-то деле, когда идешь куда-то… Господь посылает нам испытания с одной целью – призвать нас к Себе – То есть своими словами взывать к Господу Богу… – Да. Одна раба Божья мне как-то рассказала: «Я всегда молюсь! Вот что-то по дому делаю и читаю молитву про себя. Напеваю молитву на кухне, с детьми – постоянно пребываю в молитве». Это одно из самых главных деланий. Сейчас такое время, когда все человеческое рушится. И Господь зовет нас к Себе даже такими обстоятельствами, иначе нас не пробудить. Когда мы придем к Нему, Он сделает все для нас. Мы не уклонимся от этих обстоятельств, они чудесным образом от нас не уйдут, но Господь даст нам силы терпеть и в них сохранить верность Ему, в них найти свой путь спасения. Это самое главное. Мы должны быть невольными богомольниками. Можно даже утверждать, что нынешнее время очень благоприятно. Нам следует благодарить Бога за все. Господь посылает нам испытания с одной целью – призвать нас к Себе. Это такой зов, на который нельзя не откликнуться. Ребенок, если что-то случилось, зовет маму. Вот так и здесь! Что-то произошло – и, Господи, Матерь Божья, простите! Нужно укрепиться в вере, в благодати, в молитвенном единении. – Владыко, сейчас так мало людей, на которых хочется равняться. Вы являетесь одним из них… – У нас есть идеал – Христос, святые отцы… Вот идеал! А мы – паства, люди…

27-28 июля в Киеве прошли торжества по случаю празднования годовщины Крещения Руси и 1000-летия преставления равноапостольного князя Владимира. Важнейшим событием торжеств стал многотысячный крестный ход. О том, в чем значимость этого крестного хода, как и чем мы можем отблагодарить Господа, как следует относиться к претерпеваемым нами скорбям, говорит митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий (Генсицкий).

- Владыка, в Киеве состоялся крестный ход. Православные смогли увидеть и поддержать друг друга. Каковы Ваши впечатления от этих двух дней?

Есть милость Божия, которую мы еще не очень осознаём. Вернее, мы даже не можем осознать. Но что-то особое Господь и Матерь Божия явили нам в эти дни. Крестный ход, чтимые иконы Божией Матери... Православный народ смог собраться вместе и почувствовать радость молитвенного общения.

Люди, прежде чем приехать на торжества, претерпевали некоторые лишения - преодолели далекий путь, затем - сам крестный ход, дождь!.. Но дождь - это же Божия благодать! Он нужен, чтоб напоить наши иссохшие сердца. И то, что люди стояли под дождем, - это величайший подвиг!

Этот праздник укрепил людей в убеждении, что Господь с нами, что Матерь Божия с нами. И этим единением, которое произошло, молитвенным единением Господь показывает, что нам надо делать. Во все времена бедствий и испытаний совершали крестные ходы. Крестный ход - это торжество Православия! Это особое умилостивление Бога. Господь показывает, что Он готов всё нам дать, если мы будем стараться жить богоугодной жизнью, если будем укрепляться во всякого рода благочестии.

Господь показал: вот настоящий праздник, вот торжество, вот единение! И действительно - ощущение было радостное, ощущение единства, Пасхальная радость, чувство, что с нами Высшие Силы. Не только люди объединились, чувствовалась особая благодать, особая милость. Помоги нам, Господи, в этом укрепиться. Сила наша - в уповании на помощь Божию, на Матерь Божию.

Каждому из нас осознать грехи свои - именно свои, а не чужие. Не осудить кого-то, не обвинить кого-то, а увидеть себя - грешника

За это надо благодарить, надо радоваться тому, что Господь всё может. Дай Бог, чтобы мы не забывали своего Творца и Спасителя, помнили, что проблема наша главная - это наш грех, это наше нераскаяние. Помоги, Господи, всем нам покаяться, помоги каждому из нас осознать грехи свои - именно свои, а не чужие. Не осудить кого-то, не обвинить кого-то, а увидеть себя - грешника. Этот момент есть начало спасения человека, начало спасения общества. Если мы поодиночке начнем каяться, в мире прибавится благодати Божией. В этом - начало нашего спасения.


Как каждый из нас может отблагодарить Бога? Вот такой детский вопрос...

Это очень существенный вопрос. Мне вот такую своеобразную притчу рассказали. Сидят два ангела на небесах. Один ангел всё время летает - то на земле побывает, то на небе - туда-обратно, туда-обратно... А другой сидит на тучке и редко куда слетает. Спрашивают у первого: «Почему ты так мотаешься? Что такое?» Он отвечает: «Я просьбы Богу передавать не успеваю». «А ты?» - спрашивают у другого, который на месте сидит. «А я жду благодарения - редко кто благодарит Бога».

Мы должны как можно чаще благодарить Его. И словами, и действиями.

Лучшая благодарность Богу - наша измененная жизнь

А самая лучшая благодарность Богу - это восприятие благодати Божией, наша измененная жизнь, совершенно иная жизнь, отличная от мирской, духовная жизнь. Нужно благодарить Бога за то, что у нас есть такая возможность, за то, что мы знаем, как исправиться.

Нужно Господа благодарить за всё, особенно - за скорби, за испытания, в этом и покорность Богу, и милость Божия. Благодарного Господь всегда милует, благодатствует ему.


А как научиться радоваться скорби?

А откуда мы знаем, за что она нам? Может, это наказание за прошлое, а может - предостережение от будущего. Но, в любом случае, мы должны понимать, что она на пользу. Если мы противимся - это уже непослушание. А так дождь - слава Богу! Солнце - слава Богу! В этом есть что-то такое, что нам не дано знать. Мы ведь не знаем, что нам лучше. Ведь сколько раз в нашей жизни мы что-то просили, не получали по просьбам нашим - и роптали. Проходило время, и мы понимали: как это хорошо, что не получилось то, о чем мы просили.

Благодарность Богу - это доверие Богу, это самый легкий послушный путь.

Если нам даны испытания - значит, мы этого достойны. Если Господь нас немного «встряхивает», значит, мы далеко зашли, уклонились от Бога. Мы должны благодарить Его, что у нас есть время - золотое время для покаяния, для укрепления благочестия, веры, для укрепления истины Православия.

Учиться каяться, учиться себя побеждать, не просто избегать греха, а учиться доброделанию. Будем начинать с малого и стараться, чтобы всё было с Божией милостью. Чтобы жить по Божией воле, а не по нашему человеческому грешному рассуждению. Чтобы мы могли видеть свои собственные недостатки. Чтобы мы могли чувствовать душой опасность наших поступков. Нужно спешить укрепляться в доброделании, благочестии, чтобы наша жизнь изменилась, - тогда мы будем успешны. В труде, в обществе - благодать Божия будет вместе с нами. Если станем уклоняться от этой благодати, то наши дела и достижения добра не принесут, а принесут только разрушения. Следует тянуться к Богу! Нужно поспешить, пока есть у нас драгоценное, спасительное время! Самое сложное - довериться Богу! И здесь наш ум должен прислушаться к нашей душе: ереси и расколы - они не от ума и не от сердца. А мы должны смиряться и надеяться на помощь Божию...

С митрополитом Сергием Тернопольским и Кременецким
беседовала Наталья Горошкова

В день памяти преподобного Сергия Радонежского - небесного покровителя митрополита Сергия Тернопольского и Кременецкого, публикуем подборку из фрагментов интервью и бесед Владыки.

М итрополит Сергий - один из самых авторитетных и почитаемых архипастырей Украинской Православной Церкви. Владыка с 1991 года возглавляет Тернопольскую кафедру на Западной Украине, постоянно подвергающуюся нападкам со стороны униатов, автокефалистов и раскольников и все это время призывает свою многострадальную паству к мужественному перенесению скорбей и исповедничеству, к любви и прощению.

К ак спасаться, спрашиваете? Взирая на Пастыреначальника Христа. Мы в своей жизни готовимся ко встрече с Ним в любых условиях. К Нему идем… Поэтому море бушует житейское, враг ищет, кого поглотить, а мы, забывая заднее, стремимся в горнее. Эти обстоятельства понуждают нас быть в духовном трезвении, понуждают нас, ленивых, на молитву, вынуждают нас искать помощи у Спасителя. И таким образом, обращаясь к Богу, укрепляемся в вере и начинаем понимать: оказывается, враг борется против нашего спасения, а мы об этом забываем, а он нам напоминает. И мы, переживая это непростое время, пытаемся спастись...

...Г осподь напоминает нам этими испытаниями тщетность надежды на мир, на князи человеческие, на богатство и другие мирские ценности. А мир нас постоянно обманывает, лукавит, хочет затянуть в бездну адскую. Поэтому мы взываем: «Господи, спаси! Господи, помилуй и прости нас, грешных!» И Господь помогает нам … Если возникли какие-то сложные ситуации, неразрешимые вопросы, прежде всего нужно помолиться и спросить себя: «А как в этом случае поступил бы Сам Господь наш Иисус Христос?» Будем помнить, что все в Его руках. Даются нам какие-то испытания, мелкие или глобальные, говорим: «Господи, дай силы пройти их, устоять, не пошатнуться в вере. Помоги ее сохранить!» Что бы мы ни делали, ни предпринимали, будет не так, как кому-то хочется, а так, как угодно Богу. А все испытания в нашей жизни посланы для нашего усердия и молитв.

...К огда мы впали в искушения и пребываем в них, приходит понимание, что самостоятельно не можем с этой ситуацией справиться. Тогда и призываем Бога на помощь. Так в искушении наша немощь познается. Лишний раз помолимся, причастимся – и осознаем, что уповать нужно не на человеческие силы, а на Божьи. Важно, чтобы каждое наше дыхание жизни было о Господе и в Господе...

В едь Господь нас слышит не тогда, когда мы сидим в покое и расслаблены, а когда мы действительно чувствуем беду, тревогу за свои святыни, тревогу о личном спасении. Тогда действительно вопль наш – из глубины души, из сердечного покаяния. Лишь с сердечным покаянием и надеждой на помощь и милость Божию возможно преодолеть все трудности. Господь слышит и помогает и утешает. И в этом мы видим чудо милости Божией, и за это благодарим Господа.

Е сли мы обратимся к Господу, к Матери Божией, к Святой Церкви, то увидим, что в каждой строчке церковных молитв и песнопений есть все необходимое для нашего спасения. И если мы доверимся Господу, то непременно убедимся, что Он наше доверие не посрамит, а защитит от этого мира. Поможет этот мир не презирать, не ненавидеть, а сочувственно отнестись к нему, сочувственно сострадать людям, не знающим Бога, понимая, что они заблудились. И будем благодарить Бога, что Он выводит нас из ада этого мира и ставит на путь спасения. Этого мы желаем и людям в миру, которые заблуждаются, ищут Господа или не ищут Его. Желаем всем обрести путь Господа, путь спасения и жить полнотой жизни Святой Церкви. Тогда и в стране нашей наступит мир...

Н аша жизненная необходимость – молитвенное единение с Богом. Без этого нельзя спастись. Но в условиях неприязни, вражды молитва не творится … Господь пришел нас всех исцелить, объединить. Если мы разделяемся, то уже противопоставляем себя друг другу, – говорил архипастырь. – Если мы разделяемся по национальному признаку, то упраздняем заповеди Господни, слова апостола Павла о том, что нет ни эллина, ни иудея, ни свободного, ни раба, но все во Христе Иисусе. Потому что если мы здесь немирные друг с другом, как мы будем любить Бога? Как мы будем Ему служить? Что мы ответим, когда встанем пред Ним на Суде?

Б удем стараться поступать по правде Божией, с терпением, с молитвой, с любовью, и особой молитвой за тех, кто оступился, тех, кто поднял руку на святыню. Вот такой наш путь... Вот верное решение: мы не озлобились, мы не проклинаем, не ищем им кары Божией или смерти, мы отошли и молимся... Ведь даже за раскольников следует молиться, чтобы Сам Господь спас их, неразумных. Все мы – дети Божии, и если мы имеем образ жизни детей Божиих – это лучше всякой проповеди вразумит, остановит и всем нам поможет...

...М олитва – это образ любви друг за друга. Молитва за всех ближних, близких и дальних, за любящих и ненавидящих нас. Эта молитва может все. Самое жестокое сердце она смягчит, доброе сердце – укрепит. Поэтому, сейчас это самое важное. ...Нужно единство в молитве, в единении благодатном с Богом. И в этом благодатном единении с Богом – быть в единении друг с другом и с народом Божиим в целом...

М олитва к Богу всегда действенна. У нас сколько миллионов людей? Если бы каждый хотя бы по маленькой молитве произнес… То это, образно говоря, миллион молитвенных прошений. Обществу нужно к этому прислушаться … Раньше ведь так и было: случилось бедствие какое – люди говорили, что погрешили перед Богом, что надо каяться, крестный ход совершать, спешить в храмы на молитвы... Люди оставляли всё и шли молиться, чувствовали опасность и чувствовали благодать Божию. Такая жизнь у нас тогда была - просто радость в испытаниях... И тогда Господь уводил беду. Так и сейчас. Нужно искать избавления от вражеского пленения и тревог всяческих. Поэтому возрадуемся, что у нас есть время для молитвы и размышлений о жизни вечной...

...М ы стали мыслить слишком по-человечески. Автокефалия, реформы, изменения. Никто не думает о том, как нужно помолиться, как лучше покаяться...Владыка Онуфрий призывает к молитве, но люди не всегда это слышат. Мне кажется, если бы он призывал совершить, например, какой-то человеческий поступок, думаю, его бы люди тут же услышали. К сожалению, люди зачастую видят лишь земное. Но Блаженнейший призывает к высшему, потому что молитва – самый надежный помощник. Для Бога нет невозможного, нет никаких ограничений, молитва и «невозможное делает возможным», как говорил свт. Иоанн Златоуст. Об этом всегда говорит Владыка...

...Г лавное дело для нас, священнослужителей, для христианина – это молитва. Но что делается? В газете написали статью – вот вы такие-сякие. Приносят: вот, Владыка, статья. Как нас оскорбляют, – давайте будем писать опровержение, защищаться. То есть мы завелись. Мы думаем, как отправить статью в другую газету, как обсуждать раскольников и клеймить их. Мы расстроены, не в себе, нет в нас мирного духа, и конечно нет уже Христа с нами. Мы готовы мстить, доказывать. А МЫ ДОЛЖНЫ БЕРЕЧЬ МОЛИТВУ. И всё, что нас отвлекает от молитвы, должно нас настораживать... Появилось что-то новое, нам непонятное. Становимся на молитву: "Господи, вразуми, помоги – угодно Тебе это или нет" – и успокаиваемся...

Е сли нам даны испытания – значит, мы этого достойны. Если Господь нас немного «встряхивает», значит, мы далеко зашли, уклонились от Бога. Мы должны благодарить Его, что у нас есть время – золотое время для покаяния, для укрепления благочестия, веры, для укрепления истины Православия. Благодарность Богу – это доверие Богу, это самый легкий послушный путь. Если мы противимся – это уже непослушание. А так дождь – слава Богу! Солнце – слава Богу! В этом есть что-то такое, что нам не дано знать. Мы ведь не знаем, что нам лучше. Ведь сколько раз в нашей жизни мы что-то просили, не получали по просьбам нашим – и роптали. Проходило время, и мы понимали: как это хорошо, что не получилось то, о чем мы просили. Следует тянуться к Богу! Нужно поспешить, пока есть у нас драгоценное, спасительное время! Самое сложное – довериться Богу! И здесь наш ум должен прислушаться к нашей душе: ереси и расколы – они не от ума и не от сердца. А мы должны смиряться и надеяться на помощь Божию…

...А фонские и другие старцы говорят, что нужно находить время уединяться, УХОДИТЬ ВНУТРЬ СЕБЯ ДЛЯ МОЛИТВЫ. Иначе – не устоим. Вот о чём нужно нам стараться сейчас, усердствовать. Покаяние, благочестивая жизнь и молитва...

...М ы переживаем спасительное, благодатное время. Господь даёт нам возможность свободно помолиться, соприкоснуться со святыней, изучать духовную литературу. Больше уже нечего давать. И надо приобретать всё, что нам щедро посылается Господом. Не нужно расслабляться - долго это время не продлится. Придёт пора, когда всё, что мы собрали, или сгорит, или устоит. И поэтому мы должны чаще общаться друг с другом, учиться стоянию в вере у духовных людей, у новомучеников и исповедников. И очень важно сейчас, чтобы нас не увлекали в сторону, не отвлекали от Христа. Не стоит отвлекаться на праздные разговоры, размышления, на тщетные человеческие попытки спасти Церковь. Не мы спасаем Церковь - Христос спасает Церковь. А мы должны спасаться и жить в Церкви. МЫ ПРИЗВАНЫ ДЛЯ МОЛИТВЫ...

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх