Основатель религии бахаи. Религия Бахаи — описание, принципы, интересные факты и отзывы. Бахаистическая идеология в России

Текст буклета -

Краткое введение

Религия Бахаи

Религия Бахаи - независимая мировая религия, божественная в своем происхождении, всеобъемлющая по масштабу. Это религия с широкими взглядами, научная в методах, с гуманитарными принципами, динамично воздействующая на сердца и умы людей. Она исходит из единства Бога, признает единство его Пророков и придерживается принципа единства человеческой расы.

Краткая История Религии Бахаи

В каждую эпоху живительное слово Бога передается человечеству через его посланников, Пророков. Три главные фигуры религии Бахаи – Баб (1819-1850), Баха"у"лла (1817-1892) Абдул Баха (1844-1921).

Баб

23 мая 1844 года молодой человек, известный в Персии под именем Баб (Врата), объявил о предстоящем появлении нового Духовного Лица, а себя назвал его Предтечей. Его учение широко распространилось, но в ортодоксальных кругах воспринято не было. Баба преследовали, в 1850 году он был казнен. За последующие 20 лет более 20,000 последователей Баба были жестоко убиты.

Баха"у"лла

Баха"у"лла, что значит "Слава Бога", родился в знатной семье. С детства его отличали небывалая мудрость, ум и знания. Присоединившись к движению Баба, он подвергся заключению и пыткам. В 1853 году, находясь в тюрьме, Баха"у"лла получил откровение, что он и есть тот, появление которого предвещал Баб. В 1863 году в ссылке в Багдаде Баха"у"лла публично объявил об этом. Он бесконечно преследовался духовенством. Из Багдада его выслали в Константинополь, затем Андрианополь и, наконец, в Акку, в Палестине (1868). Баха"у"лла скончался в 1892 году. Он похоронен в Бахджи у горы Кармель.

При жизни Баха"у"ллы его религия распространилась за пределами Персии и Оттоманской империи: на Кавказе, в Туркестане, Индии, Бирме, Египте, Судане. За годы ссылки Баха"у"лла открыл тысячи вдохновенных Писаний, которые наряду с трудами Баб а и Абдул-Баха являются Святыми Писаниями религии Бахаи. Эти Писания уникальны. Впервые в истории религии они дошли До нас в виде рукописей, написанных лично Баха"у"ллой или записанные секретарем и скрепленные его подписью.

Абдул-Баха

В завещании Баха"у"лла назначил своего старшего сына Абдул-Баха (Слуга Баха)

лидером общины Бахаи и единственным полномочным толкователем учения. С девяти лет (с 1853 г) Абдул-Баха сопровождал отца в ссылке. За годы служения Абдул-Баха вера распространилась в США, Канаде, Великобритании, Европе. Он скончался 28 ноября 1921 года в Хайфе и был похоронен на горе Кармель в гробнице Баба.

По завещанию Абдул-Баха хранителем веры был назначен его старший внук Шоги Эффенди дабы защитить религию от раскола и обеспечить единство верующих.

Шоги Еффеиди

Под руководством Шоги Еффенди вера распространилась по всему миру, был сформирован административный порядок Бахаи. Его труды значительно расширили горизонты веры. Шоги Еффенди упорно работал в течении 36 лет. Он скончался в ноябре 1957 года. Как никогда ранее в истории мировой религии, на протяжении 113 лет религия Бахаи крепла и развивалась под защитой непрерывного руководства.

Администрация Бахаи

Управление общиной Бахаи осуществляется в соответствии с принципами, заложенными Баха"у"ллой, и через институты, созданные им. Руководят данными институтами выборные органы на местном, национальном и международном уровне. Выборы исключают выдвижение кандидатур, пропаганду и агитацию. На всех уровнях администрации решения принимаются путем консультаций. Все члены выборного органа равны выражать собственное мнение.

На Международном уровне - Всемирный Дом Справедливости

Состоит из 9 членов, которые избираются сроком на 5 лет Национальными Духовными Собраниями всего мира. Всемирный Дом Справедливости находится в Хайфе, мировом центре религии Бахаи. Духовным центром веры является Святая земля. По указанию Баха"у"ллы здесь был основан мировой административный орган, здесь же похоронены три главные фигуры религии. Всемирный Дом Справедливости направляет распространение веры и занимается претворением в жизнь принципов учения.

На Национальном уровне – Национальное Духовное Собрание

Выборный орган из 9 членов, которые управляют делами общины Бахаи на национальном уровне. Каждый год Бахаи избирают делегатов на национальный съезд, где проходят выборы Национального Духовного Собрания. Национальное Духовное Собрание координирует и направляет деятельность Бахаи, а также определяет пути развития веры в своей стране.

На Местном уровне - Местное Духовное Собрание

Управление общиной Бахаи начинается на местном уровне с выборов Местного Духовного Собрания, состоящего из девяти членов, которые руководят делами общины в своей местности.

Религия Бахаи и ООН

Община Бахаи имеет аккредитованное представительство в ООН как неправительственная организация с 1948 года. Она имеет право совещательного голоса при Социально Экономическом Совете ООН и Детском Фонде (ЮНИСЕФ). Многие Национальные Духовные Собрания Бахаи официально значатся в списках информационных центров ООН.

Международный Статус религии Бахаи

За короткий срок 148 лет, Бахаи создали мировую общину, объединившую 1820 различных этнических групп в более, чем 360 странах, территориях и островах, поистине являя собой срез человеческой расы. Литература Бахаи переведена на более, чем 740 языков. Такова животворная сила и эффективность Божественно Вдохновленной Администрации.

Принципы Бахаи

Основные принципы, провозглашенные Баха"у"ллой:

а) Единство человечества - Принцип единства человечества - основа учения Баха"у"ллы.

Единство мира - последний этап в эволюции человека на пути к зрелости. Единство мира станет возможно лишь тогда, когда каждый осознает, что единство человечества есть главный духовный принцип нашей жизни.

б) Самостоятельный поиск истины – Впервые в истории человечества самостоятельный поиск истины становится практической реальностью. Искренний поиск истины требует от человека гораздо большего, нежели слепая вера.

в) Единая основа всех религий – Бахаи считают, что все религии Божественны в своем происхождении. Все они были открыты Богом в разных местах, в разное время в соответствии с нуждами и возможностями людей.

г) Гармония науки и религии - Баха"у"лла учит, что наука и религия существуют в гармонии друг с другом. Истинная религия и истинная наука никогда не противоречили друг другу. Это дополняющие друг друга аспекты истины.

д) Равенство мужчин и женщин - Впервые в истории религии Баха"у"лла провозгласил принцип равенства мужчины и женщины.

Этот принцип прочно вплетен в ткань социального порядка, разработанного им, и закреплен законами, согласно которым мужчинам и женщинам предоставлены равные права в обществе.

е) Устранение всякого рода предрассудков – Лучшее лекарство от предрассудков осознание единства человечества. Как только человек духовно осознает единство человечества, он преодолеет свои собственные предруссудки.

ж) Всеобщее обязательное образование – Знание – один из величайших даров Бога человеку. Те, кто лишает себя возможности получить знания, ограничивает свою жизнь.

з) Всеобщий мир – Основа религиозного учения Бахаи - единство человечества и установление всеобщего мира.

Среди других Принципов Бахаи:

а) Принятие всеобщего языка.

б) Устранение крайностей в проявлении бедности и богатства.

в) Мировой трибунал для разрешения спорных вопросов между нациями.

г) Возвышение справедливости как правящего принципа в обществе.

д) Возведение добросовестного труда в ранг молитвы.

е) Религия как основа защиты всех народов и наций.

ж) Духовное разрешение экономических проблем.

з) Лояльность к правительству своей страны.

"Не гордись тем, что любишь свою страну, но гордись тем, что любишь весь мир. Земля – одна страна и человечество ее граждане".

Баха"у"лла

После краткого знакомств а мы сердечно приглашаем вас самостоятельно углубиться в религию Бахаи – и определить, что наиболее приемлемо вам в нашей программе.

За дальнейшей информацией обращайтесь к Бахаи в вашей местности или пишите по адресу:

Дом Преклонения Бахаи

Бахапур, Калькаджи

Нью Дели -110019

Thе Regional Spiritual AssembIy

of the Baha"is of Russia.

Конец текста буклета -

В современном мире периодически возникают новые религии и верования, которые захватывают умы и сердца тысяч людей. Некоторые из них оказываются сектой и быстро исчезают, причинив ощутимый вред людским душам. А вот другие только набирают обороты, и увеличивают количество последователей. К этой категории относится религия Бахаи, считающаяся одной из самых молодых на планете. Интерес к этому учению постоянно растет, его основные принципы и постулаты настолько необычны, что ставят в тупик многих религиоведов, пытающихся проникнуть в самую суть данного вероучения. Удивительно, что до сих пор никто из специалистов в области культурологии и психологии однозначно не ответил, что такое вера Бахаи - секта или религия. В связи с распространением учения Бахаи по планете этот вопрос является очень важным и актуальным. В нашей статье мы попробуем ответить на него, а также подробно расскажем о самой религии и ее принципах.

Описание

Практически каждый человек, который много путешествует по миру и живо интересуется культурными традициями разных стран, что-то слышал о религии Бахаи. Это вероучение недаром называется самым молодым, ведь оно не насчитывает и двухсот лет своего существования. Однако уже на сегодняшний день религия имеет более пяти миллионов последователей, проживающих в двух сотнях различных стран. Причем сами бахаи говорят, что количество их братьев и сестер по вере не так огромно, как утверждают официальные источники, приводящие цифру в шесть с половиной миллионов человек.

Практически в каждой части света располагается хотя бы один храм Бахаи, который невозможно перепутать ни с каким иным религиозным сооружением. Каждый храм сочетает в себе лучшие архитектурные традиции, представляя собой сплав множества религий. Причем можно с уверенностью сказать, что каждое новое сооружение - это полет фантазии, а следовательно, имеет свою яркую индивидуальность. Однако путешественники, которым удалось увидеть несколько храмов Бахаи, утверждают, что все же в них есть нечто неуловимое, что объединяет между собой все существующие сооружения. Это ощущение возникает где-то глубоко на подсознании, но оно говорит о мастерстве архитекторов, создавших эти шедевры.

Мировая религия

Как бы ни относились официальные представители разных религиозных конфессий к новому вероучению, но все же невозможно не признать, что вера Бахаи - мировая религия. Это прослеживается не только в количестве ее последователей из разных уголков планеты, но и в принципах, которые лежат в основе данного учения.

Можно сказать, что религия Бахаи - это первая серьезная попытка объединить всех людей независимо от их цвета кожи, социального статуса и вероисповедания. Главной мыслью учения является идея о том, что люди сами разделили себя, дав разное имя Богу и придумав ритуалы служения Ему. На самом деле Господь един для всех людей и вера в него должна объединять, а не разделять последователей. Данная концепция привлекает в ряды бахаи абсолютно разных людей. Веру обретают мусульмане, буддисты, христиане и многие другие, кто ранее свято придерживался религиозных традиций, соответствующих своему народу и национальной принадлежности.

Наука с точки зрения вероучения

Религия Бахаи проповедует не только веру в единого Бога, но и баланс во всем. В первую очередь это касается религии и науки. В нашем сегодняшнем мире вера в высшие силы уже давно отошла на второй план, все мы стали максимально материалистичны и стараемся объяснить все окружающие явления с научной точки зрения. Подобное отношение ведет к потере духовности и моральному вырождению не отдельных личностей, а целых наций. Религия Бахаи ратует за баланс между духовным и научным. Ведь там, где доминирует религиозное мировоззрение, рождаются суеверия, и теряется истина. А сугубо научный подход порождает обилие бездуховных материалистов. Бахаи считают, что плохо и то и другое, поэтому выступают за баланс и гармоничный подход ко всему. Они не отрицают науку и признают, что она дает очень многое для человечества, но призывают людей к духовному развитию, которое выводит на абсолютно новый более высокий уровень существования.

Основные принципы

Стоит заметить, что в религии Бахаи довольно просто разобраться. Она имеет максимально простой и понятный каждому свод правил, который и привлекает массу последователей.

Вера Бахаи - независимая мировая религия, созданная для всего человечества в целом. Люди независимо от места проживания, национальности и цвета кожи могут быть едины и жить в мире с собой и окружающим их пространством. Многие последователи религии утверждают, что Бахаи - это единственная вера, которая является истинной и способной сохранить человечество как вид.

Вероучение горячо осуждает все предрассудки, приводящие к разделению людей на касты, социальные статусы и навешивающие определенные ярлыки. Все, что разделяет людей между собой, подвергается осуждению. Религия Бахаи проповедует равенство людей по всем характеристикам. В эту формулировку входит равенство по национальному и религиозному признаку. Также бахаи считают, что мужчина и женщина тоже равны перед Богом, поэтому нет главенства одних над другими.

Интересно, что данная религия выступает за стирание любых границ. В первую очередь - государственных и религиозных. По мнению верующих, этому может поспособствовать создание общепланетарной конфедерации с единым правительством.

Не удивительно, что такие новаторские идеи и строгие морально-этические нормы, которые религия выдвигает к своим последователям, вызывает недовольство у власть имущих во многих странах мира. Часто бахаи подвергались гонениям, а в самом начале своего пути даже убийствам. Несмотря на молодость религии, ее история знает немало кровавых событий, которыми сопровождалось ее становление.

Зарождение Бахаи

Официально считается, что религия родилась в сорок четвертом году девятнадцатого века в Персии. Ее основателем был молодой купец Сейид Али Мухаммад, возвестивший о скором приходе Спасителя мира. Он взял на себя миссию рассказать о Пророке и просвещать людей. Из-за этого народ дал ему новое имя - Баб, которое можно перевести как "врата". Очень быстро Сейид Али Мухаммад стал приобретать последователей, что не могло не пугать духовенство. Считается, что Бахаи изначально являлась ответвлением шиитского ислама, но в кратчайшие сроки религия обрела самостоятельность, что стало для нее практически приговором. Всех последователей нового вероучения объявили еретиками и приговорили к смерти. Мусульманское духовенство жестко искореняло любое инакомыслие, жертвами гонений пали около двадцати трех тысяч человек. Огромное количество бахаи были брошены в тюрьму и покалечены. За веру пал и сам Баб, завещав своим последователям нести свет знаний по всему миру. Выжившие верующие вынуждены были бежать из Персии, чтобы выполнить завет своего учителя.

Становление религии

Большой вклад в становление Бахаи внес самый преданный последователь Сейид Али Мухаммада - Бахаула. Так он назвал себя после получения откровения от высших сил и посвятил свою жизнь определению принципов религии и созданию ее методологической базы. Он написал множество научных трудов, а после его кончины в конце девятнадцатого века дело продолжил старший сын Бахаула. Удивительно, но буквально за пятьдесят лет своего существования религия получила всеобщее распространение и множество сторонников в разных странах мира. Немногие знают, что в России до революции было очень много бахаи, поэтому именно в нашем государстве возник первый в истории храм самой молодой в мире религии.

Храмовый комплекс в Ашхабаде: первое в истории религиозное сооружение Бахаи

В начале двадцатого века в Ашхабаде сформировалась довольно мощная религиозная община Бахаи. Она постоянно росла и считалась самой крупной в мире. Это стало поводом для того, чтобы обратиться к правительству за разрешением на постройку первого в истории существования нового вероучения храмового комплекса. Под прошением подписалось большое количество человек, поэтому было решено удовлетворить просьбу верующих.

Архитектор взял за основу своего проекта Тадж-Махал, но при строительстве храма учел все нюансы и особенности Бахаи. Сооружение получилось монументальным и удивительно красивым с явно читающимся восточным колоритом. Служения в храме начали проводиться приблизительно через шесть лет после начала строительства, а полностью закончен он был спустя еще тринадцать лет.

Описание храма

Религия Бахаи (вероучение, культ и организация общины) полностью нашла свое отражение в великолепном храмовом комплексе в Ашхабаде. В его основе лежал девятиугольник, соответствующий представлениям о количестве путей к единому Богу. Храм выстраивался в трех уровня, они символизировали ветви власти в религии. Данные принципы стали основными для всех последующих религиозных сооружений Бахаи.

Вокруг храмового комплекса были разбиты роскошные сады со скрывающимися за зеленью фонтанами, что тоже было весьма символично для нового учения. Фасады сооружения строители украсили яркой мозаикой и арабской вязью.

К сожалению, храм просуществовал недолго и до наших дней не сохранился. В середине прошлого века он был серьезно поврежден землетрясением, а через пятнадцать лет советские власти приказали снести его и разбить на этом месте парковую зону.

Дома поклонения Бахаи

Последователи Бахаи сумели возвести девять храмовых комплексов. Каждый из них индивидуален и считается уникальным архитектурным объектом. В Израиле находится самый главный храм этого религиозного течения. Он расположен в Хайфе и даже имеет собственное название - "Сады Бахаи". На его территории находится усыпальница человека, который считается основателем вероучения. Поэтому все последователи Бахаи считают именно этот храм главным среди остальных.

Еще восемь домов поклонения расположены в следующих точках на планете:

  • Индия.
  • Австралия (Сидней).
  • Германия.
  • Панама.
  • Самоа.
  • Уганда.
  • Чили.

Многие туристы, которым посчастливилось увидеть эти необыкновенные сооружения, рассказывали, что их смело можно внести в список чудес света.

Бахаи: секта или религия

Этот вопрос все же будоражит многие умы. Часто последователей этой религии обвиняют в сектантстве и даже запрещают их деятельность в некоторых странах. Многие социологи говорят о Бахаи как об исламской секте, памятуя, что образовалась она как течение в шиитском исламе. Однако стоит учитывать, что термин "секта" включает в себя следующие характеристики, не свойственные Бахаи:

  • обособленность;
  • исключительность;
  • авторитарность;
  • управление членами общины за счет харизмы ее лидера;
  • наличие многочисленных доктрин;
  • жесткие нормы поведения, вводимые для всех членов организации.

Самая молодая религия не попадает ни под одну из перечисленных категорий. Она находится вне привычной системы, что дает право считать религию Бахаи вероучением совершенно особенным, которое полностью выходит за рамки изученного и не может являться сектой в общепринятом значении этого слова.

Секта исламского происхождения

Секта известна также под названием Вера бахаи.

I. Основные данные

1. Основатель: Мирза Хусейн Али Нури (1817 – 1892), известный под именем Баха-Улла ("Слава" или "Великолепие Аллаха").

Мирза Хусейн Али Нури родился 12 ноября 1817 г. (2 мохаремма 1233 г. по мусульманскому календарю) в Тегеране в аристократической семье. Его отец – мирза Аббас Нури был также известен как мирза Бозорг Нури. Титул Бозорг ("Великий") был присвоен ему специальным указом Фатх Али-шаха. Бахаистские источники уверяют, что его род восходит к самому Заратустре.

Хусейн Али получил прекрасное домашнее образование. Особых успехов он достиг в юриспруденции и теологии. С юности он проявял большой интерес к суфизму , был знаком со многими странствующими дервишами и проповедниками при дворе шаха. Многие его ранние труды проникнуты духом суфийского мистицизма, однако уже в это время он относился к современным ему суфиям с известной долей скептицизма.

В 18 лет он впервые женился (на Асии-ханум, младшей сестре правителя Ялруда мирзы Махмуда).

Одно время Хусейн Али был учеником известного в то время муджтахида шейха Мухаммада Таги, который предсказывал ему большое будущее.

Первоначально перед молодым аристократом открывались широкие возможности для придворной карьеры, однако в результате ряда политических событий, связанных с участием его отца в борьбе группировок за шахский трон, эти возможности были утеряны.

Невозможность занятия достойного, по его мнению, положения при дворе заставила Хусейна Али обратить внимания на те мусульманские течения, которые содержали идеи общественного переустройства. В 1844 году он стал приверженцем Баба (см. бабизм).

Постепенно влияние Мирзы Хусейна Али среди бабидов росло. В 1848 году он организовал встречу в Бедаште, где дал всем присутствующим новые имена. Себе он выбрал имя Баха (величие или слава). Впоследствии Баб назвал в письмах некоторых из бабидов именами, данными им Мирзой Хусейном Али и таким образом "узаконил" их. Самого Мирзу Хусейна Али он назвал Баха-Улла ("Слава" или "Великолепие Аллаха").

Во время преследования бабидов Баха-Улла несколько раз оказывался в тюрьме. Именно там, по его собственным словам, на него снизошло откровение о том, что он и есть обещанный Бабом посланник (Махди ). Впоследствии он был изгнан из Персии и поселился в Багдаде, где сообщил узкому кругу лиц о своем "посланничестве".

После казни Баба в 1850 г. Баха-Улла стал одним из ведущих претендентов на роль главы бабидского движения, а также Посланника Аллаха, "Того, Кого Явит Бог".

Османское правительство вызывало Баха-Уллу для разбирательства в Стамбул, а затем отправило его в ссылку в Адрианополь, где он уже публично провозгласил себя Махди. Это вызвало ссору Баха-Уллы с его братом Яхья, которого Баб назначил главой общины. В результате этой ссоры возник раскол на бахаи , сторонников Баха-Уллы, и азалии , сторонников Яхья, прозванного Бабом Собх-е Азаль ("Утро Вечности").

В ссылке Баха-Улла активно проповедовал свое учение среди бывших бабидов и местных жителей, он также писал многочисленные послания главам государств, ученым и духовным лидерам, призывая их признать его посланником Божиим.

Такая бурная активность Баха-Уллы не могла не вызвать реакции османских властей, и он был выслан в небольшой палестинский город Акку. Там он продолжал писать свои послания и книги, которые стали в последствии "священными писаниями" бахаизма. В 1877 г. он переселился к подножью горы Кармель, где похоронил останки Баба. Там же он и умер в 1892 г.

2. Время основания:

Приверженцы секты считают датой основания Веры бахаи 21 апреля 1863 года, когда Баха-Улла объявил в загородном саду Резван близ Багдада, что он – носитель божественного откровения, пришествие которого под разными именами предсказано всеми мировыми религиями.

3. Место основания:

Персия (первая община появилась среди персидских беженцев в Багдаде – териитория срвременного Ирака).

4. Регион распространения:

В настоящее время бахаизм распространен по всему миру (более чем в 200 странах).

5. Местонахождение руководящего центра:

Руководящим органом бахаи является Всемирный Дом Справедливости, который находится в Хайфе (Израиль). В нашей стране существует Национальное Духовное Собрание России в Москве.

6. Организационная структура:

Координация деятельности каждой общины бахаи в городе или деревне обеспечивается советом из 9 членов, избираемых раз в год тайным голосованием всех взрослых бахаи данной местности. Сейчас их обычно называют Местными Духовными Собраниями. В писаниях Баха-Уллы они названы Домами Справедливости. Выборы проводятся 21 апреля (1-й день Резвана по календарю бахаи). Раз в 19 дней, то есть каждый месяц по календарю бахаи, а также в бахаистские праздники, вся община собирается для богослужения и совещания. В 1991 году в мире имелось около 20 тыс. Местных Духовных Собраний.

В каждой стране, где существует достаточно большая община бахаи, избирается Национальное Духовное Собрание. Оно избирается также раз в год тайным голосованием по системе двухстепенных выборов: взрослые бахаи избирают делегатов, делегаты на съезде избирают девятерых членов Национального Собрания. В 1991 году было 155 Национальных Собраний.

Раз в пять лет члены Национальных Духовных Собраний избирают членов Всемирного Дома Справедливости. Выдвижение кандидатур, предвыборные кампании и образование фракций запрещены. Всемирный Дом Справедливости издает законы по вопросам, которые писание Баха-Уллы оставляет открытыми, и принимает решения "мирового" значения. На отдельных лицах лежит обязанность следовать решениям Духовных Собраний.

Кроме Духовных Собраний существует институт Советников . Их функции довольно неопределенны. Каждые пять лет Всемирный Дом Справедливости назначает Советников. В 1991 году их было 81. Девять из них работают во Всемирном Центре бахаи в Хайфе и подотчетны Всемирному Дому Справедливости в координации деятельности пяти Континентальных Коллегий Советников. Остальные ведут работу на разных континентах. Каждая Континентальная Коллегия Советников назначает на пятилетний срок членов Вспомогательных Коллегий. В 1991 году было 702 члена этих коллегий. Советники официально занимаются лишь "поощрением и выдачей советов Местным Духовным Собраниям и отдельным бахаи" (см. "Община бахаи: основания, цели и намерения", Всемирный Центр бахаи, Хайфа, 1990).

7. Базовая литература:

Баха-Улла написал более ста книг и "скрижалей". Эти многочисленные сочинения и составляют Откровение Веры бахаи. Важнейшими из них считаются Китаб-и-Акдас (Пресвятая Книга) и Китаб-и-Икан (Книга Достоверности). Сочинения Абдул-Баха и толкования Шоги Эффенди, хотя и считаются у бахаи комментариями, также имеют статус Священных Писаний.

Бахаи имеют около 30 собственных издательств по всему миру. В России (в Санкт-Петербурге) действует издательство "Единение".

8. Периодические издания:

Выпускается целый ряд периодических изданий, в том числе журнал "One country". На русском языке издается газета "Исцеление единством" (Онтарио, Канада).

9. Другие средства массовой информации:

Сайт Национального Духовного Собрания России: www.bahai.ru

10. Учебные заведения:

Данных нет

II. Учение

1. Истоки учения:

шиитский ислам, движение бабидов в Персии

2. Краткое изложение учения:

Бахаи признают существование единого Бога, сотворившего Вселенную, познать Которого человеку невозможно. Религиозные истины отно сительны и развиваются во времени. С этой целью Бог посылает пророков – носителей откровения. Всего на землю было послано девять пророков: Кришна, Зороастр, Авраам, Моисей, Иисус Христос, Мухаммед, Баб и сам Баха-Улла. Эти пророки, подобно зеркалу, отражают все качества Бога, воплощают его волю и передают ее человечеству. (Говоря о зеркале, бахаи часто ссылаются на Ин. 14, 9). Таким образом, все религии учат одному, а если это не так, то виноваты накопившиеся искажения и суеверия, либо у Бога были разные требования к разным эпохам. Носителем последнего, самого чистого и актуального откровения является Баха-Улла. После него тоже будут пророки, но Баха-Улла благоразумно предсказал появление нового носителя откровения не ранее чем через тысячу лет после себя. Священные книги других религий признаются как истинные, но любое противоречие в них бахаизму либо истолковывается согласно учению Баха-Уллы, либо объявляется искажением.

Человеческая душа бессмертна и цель ее земного существования – совершенствование. Земная жизнь сравнивается с жизнью внутриутробной, и добродетели, развитые в ней есть "органы" в будущей жизни, где продолжится совершенствование. Важным принципом Веры бахаи является единство человечества. В своих пропагандистских книгах и брошюрах бахаи делают главный упор именно на этом. Утверждается, что объединение человечества желательно и неизбежно. Любые претензии на исключительностсть – религиозную, национальную, политическую и т. д. считаются предрасудками и осуждаются. Любое несогласие с тезисом об общности всех религий также объявляется предрасудком. Необходим всеобщий мир – для этого необходимо создание всемирного государства и международного суда. Один вспомогательный язык и одна письменность, равенство мужчин и женщин, всеобщее образование, устранение крайних форм бедности и богатства и т. д. Один мусульманский богослов верно заметил, что учение бахаи большей частью подобно "общим местам из деклараций ООН".

Раз в год, со 2 по 20 марта бахаи соблюдают пост способом, подобным мусульманскому. Существует обязательная ежедневная молитва. Всякая работа, выполняемая в духе служения, рассматривается как богослужение (например, высаживание деревьев). В секте принят религиозный календарь, состоящий из 19 месяцев по 19 дней в каждом. Некоторые запреты, например, запрет аскетизма и монашества, запрет на исповедание грехов перед человеком явно направлены против христианства.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Религиозная терпимость, которую бахаисты всячески подчеркивают как основной принцип их веры, делает бахаизм чрезвычайно привлекательным для религиозных либералов. Во многом благодаря этому бахаизм признается некоторыми исследователями в качестве новой мировой религии. В действительности для этого нет никаких оснований, поскольку доктрина бахаизма не является чем-то новым. Учение о последовательно сменяющих друг друга духовных учителях (основателях мировых религий) присутствует во многих сектах, прежде всего, оккультного происхождения. Однако, бахаизм во многом созвучен происходящим в современном мире процессам, и можно предполагать значительный рост числа его последователей в ближайшем будущем.

III. Деятельность

1. Основные этапы истории

Молодой торговец Сеид Али Мухаммад, объявивший себя Бабом , в 1844 г. в персидском городе Ширазе провозгласил скорое появление Посланника Аллаха, ожидаемого народами мира, "Того, Кого Явит Бог". Исламское духовенство враждебно встретило проповедь Баба и использовало свое влияние на правительство для организации преследования Баба и его приверженцев. В 1850 г. он был расстрелян в Тебризе.

В 1844 году приверженцем Баба стал Мирза Хусейн Али Нури. Подавляющее большинство последователей Баба происходило из духовного, купеческого и крестьянского сословий, так что обращение в его веру аристократа было заметным событием. Вслед за Хусейном Али четыре его брата, среди них Мирза Яхья, приняли бабизм. От Баба Хусейн Али получил имя Баха-Улла ("Слава" или "Великолепие Аллаха").

После расстрела Баба среди его сторонников начались разногласия. Появилось несколько претендентов на роль "Того, Кого Явит Бог". В частности, в Иранском Азербайджане и Гиляне множество бабидов сплотилось вокруг мирзы Асад-Алаха, которого Баб прозвал Даййан ("Судия" – эпитет Бога).

Баха-Улла также заявил, что будучи в тюрьме во время преследования бабидов, он получил откровение о том, что он Махди – обещанный Бабом посланник. Однако Баб назначил главой общины брата Баха-Уллы, Мирзу Яхья, которого назвал Собх-е Азаль ("Утро Вечности"). Теперь Бахаи утверждют, что Баб это сделал для обеспечения безопасности Посланника, то есть Баха-Уллы.

Большинство бабидских лидеров было уничтожено, но Баха-Уллу спасло высокое положение его семьи. Он остался жив, но был изгнан из Персии и поселился в Багдаде. Там он написал одну из важнейших книг бахаизма Китаб-и-Икан . Там же, в саду усадьбы Резван (в переводе – "рай") на одном из островов на реке Тигр, он объявил свое тюремное "откровение".

Вскоре османское правительство решило удалить бабидов от границ Персии и перевело их сперва в Константинополь, потом в Адрианополь (Эдирне). Там в документе, известном как Суре-йи-Амр , Баха-Улла провозгласил, что именно он есть "Тот, Кого Явит Бог". После этого многие из "явителей" отказались от своих претензий, убоявшись вражды с Баха-Уллой.

Своего брата Баха-Улла призвал признать и поддержать его, ссылась на распоряжение, будто бы данное в свое время Бабом. Однако Собх-е Азаль не согласился и, не долго думая, объявил себя явителем откровения. Последовал раскол бабидов на бахаи (тогда и появилось это название) и азалии . Часть бабидов отвергла притязания обоих. Братья обменивались взаимными обвинениями: каждый говорил о попытках другого убить оппонента (что, скорее всего, соответствовало действительности). Посыпались доносы властям друг на друга.

Тем временем Баха-Улла приступил к выполнению своей "миссии". Он написал несколько посланий, частью адресованные "Царям земным", частью – лично конкретным правителям. В письмах Баха-Улла объявил себя "Тем, Кто предвещен в Торе, Евангелии и Коране", и призвал монархов встать на защиту его веры. Османские власти, раздраженные всем этим, решили сослать последователей нового учения, разделив бахаи и азалитов. Бахаи были сосланы в Палестину, в город Акку, а азалиты на Кипр. На новом месте Баха-Улла вскоре продолжил написание писем. Отправил он послание и папе Пию IX, в котором призвал серьезно изучить выдвигаемые им положения и признать их. В 1877 году Баха-Улла "раскинул шатер" возле горы Кармель, где выбрал место для погребения останков Баба. Впоследствии это место стало всемирным центром бахаи. В 1892 году Баха-Улла умер.

После смерти Баха-Уллы секту возглавил его старший сын Аббас Эффенди (1844 – 1921), известный как Абдул-Баха ("слуга Величия"). Его не считают пророком, но приписывают ему исключительное право толковать учение Баха-Уллы, называя "Средоточием и Толкователем веры".

С его деятельностью связано распространение Веры бахаи в Америке и Европе. В начале 90-х годов XVIII века сирийский торговец Ибрагим Хейролла, принявший Веру бахаи в Каире (Египет) и эмигрировавший затем в Соединенные Штаты, начал читать там лекции об учении бахаи. К 1897 году, по словам Хейроллы, верующие исчислялись уже сотнями (в Чикаго и Кеноше, штат Висконсин). Появились печатные издания. Однако вскоре между Абдул-Бахой и Хейроллой возник раскол. Последний пытался стать лидером бахаи в западном мире и толкователем учения Баха-Уллы. Не добившись поддержки у Абдул-Бахи, Хейролла сблизился с его братом Мохаммадом Али, также претендующим на власть в секте. Однако этот кризис был довольно быстро преодолен.

В 1910 – 1913 годах Абдул-Баха совершил поездку по Европе и Северной Америке. Он выступал где мог: в церквах, синагогах, университетах, на собраниях пацифистов, теософов, суфражисток, эсперантистов. Перед Первой Мировой Войной он вернулся в Палес тину. В своем документе "Воля и Завещание" Абдул-Баха, ссылаясь на книгу Баха-Уллы Китаб-и-Ахд ("Книга Завета") разработал организационное устройство бахаи.

Предусматривалось два института: "Хранительство" и "Всемирный Дом Справедливости". Исключительное право толковать учение бахаи передавалось "Хранителю веры". Хранителем, естественно, стал сам Абдул-Баха. В "Воле и Завещании" Всемирный Дом Справедливости был назван главным законодательным и административным органом общины бахаи. Хранителю веры в помощь придавалась группа избранных им бахаи – "Десниц Дела Божиего". Всемирный Дом Справедливости был призван осуществлять руководство всемирной общиной бахаи. Членов этого высшего административного органа надлежало избирать на международном съезде представителей Духовных Собраний всех стран мира. Избранным мог быть любой совершеннолетний бахаи. Последние годы своей жизни Абдул-Баха провел в Хайфе, где и умер в 1921 году, назначив хранителем своего внука Шоги Эффенди Раббани (1897 – 1957).

Шоги Эффенди построил в Хайфе множество зданий, составивших Всемирный Центр Веры бахаи и воплотил в жизнь задуманную его предшественником организационную структуру. За образец была взята уже сформировавшаяся к тому времени организационная структура бахаи в северной Америке.

Шоги Эффенди написал огромное число книг и писем для толкования учения, а также перевел писания Баха-Уллы и Абдул-Баха на английский язык. Дальнейшие переводы обычно делались с английского.

В 1937 году был составлен семилетний план действий, направленный в основном на распространение веры бахаи в Америке. Основные задачи этого плана были сформулированы так:

1) учредить по меньшей мере одно Местное Духовное Собрание в каждом штате США и в каждой провинции Канады;
2) направить хотя бы одного верующего для распространения Веры бахаи в каждую страну Латинской Америки;
3) завершить проектирование наружного вида первого храма бахаи в Северной Америке – сооружения, краеугольный камень которого заложил Абдул-Баха во время своего пребывания в Америке в 1912 году.

Семилетка была выполнена. После двухгодичного перерыва, в 1946 году, началось осуществление плана на следующее семилетие. На этот раз усилия были сосредоточены главным образом на странах Европы, где к тому времени насчитывалось только два Национальных Духовных Собрания: в Великобритании и Германии. Планом предусматривалось также учреждение Местных Духовных Собраний по всей Латинской Америке и значительный рост их числа в Северной Америке. Эта план тоже был осуществлен.

В 1953 году, сразу по завершении предыдущего плана, Шоги Эффенди возвестил о новом, самом грандиозном за всю историю бахаи, всеобъемлющем плане, названном "Десятилетний Всемирный Поход". Завершиться этот проект должен был в 1963 году, к очередному юбилею: столетию со дня Провозглашения Баха-Уллы в саду Резван. Предстояло начать распространение веры в 132 странах и крупных регионах, укрепить уже существующие общины в 120 государствах и административных территориях. Предусматривалось также учреждение Национальных Духовных Собраний в большинстве стран Европы и Латинской Америки, значительное увеличение количества Местных Духовных Собраний, рост числа верующих, умножение принадлежащей секте собственности. Однако в 1957 году Шоги Эфенди внезапно умер.

Институт Хранительства веры был задуман как непрерывно действующая система руководства. Абдул-Баха в "Воле и Завещании" обязал каждого очередного Хранителя Веры бахаи назначать себе преемника из прямых потомков Бахауллы. Кандидат должен был обладать рядом определенных качеств. Шоги Эффенди умер, не назначив преемника, т. к., по всей видимости, ни один из членов его семейства не отвечал тем требованиям, которые предъявляли к духовному облику Хранителя Баха-Улла в своем "Завете" и Абдул-Баха в "Воле и Завещании". Отсюда следовал вывод: поскольку нет Хранителя, то руководство сообществом бахаи полномочен принять на себя Всемирный Дом Справедливости – орган, который еще только предстояло избрать.

"Десницы Дела Божиего" организовали несколько ежегодных совещаний, на которых был разработан ряд важных документов, в том числе официальное заявление о том, что Шоги Эффенди не оставил завещания и не избрал того, кто стал бы Хранителем веры после него (Совещание 1957 года), Было также принято решение о том, что Всемирный Дом Справедливости будет избран в 1963 году. В выборах должны были принять участие представители всех существующих в мире Национальных Духовных Собраний (Совещание 1959 года).

К апрелю 1961 года возникло двадцать одно новое Национальное Духовное Собрание в Латинской Америке, годом позже состоялись выборы еще одиннадцати Национальных Духовных Собраний в Европе. Все прочие задачи, предусмотренные десятилетним планом, были также выполнены или перевыполнены. Весной 1963 года, в дни празднования столетнего юбилея событий в саду Резван, состоялись выборы Всемирного Дома Справедливости. В выборах приняли участие представители пятидесяти шести Национальных Духовных Собраний. Его избрание позволило вновь сосредоточить усилия на разработке широкомасштабных планов распространения веры бахаи, призванных воплотить в жизнь то, что Абдул-Баха называл "духовным завоеванием планеты".

В России
В России Вера бахаи начала распространяться весьма рано, еще при жизни Баха-Уллы. Ее распространителями были преимущественно беженцы из Персии. В советское время секта практически исчезла.

Вновь Вера бахаи начала распространяться в СССР в конце 80-х годов. Вскоре после принятия закона о свободе совести, в апреле 1991 г., было создано и зарегистрировано Национальное Духовное Собрание Советского Союза.

Члены Национального Собрания бахаи России впервые участвовали в избрании Всемирного Дома Справедливости в 1993 г. Теперь бахаи можно найти в более чем 400 населенных пунктах по всей России. Издано значительное количество переводов бахаистских писаний и другой литературы, связанной с Верой бахаи на русский язык. Большая часть этой литературы выпускается издательством бахаи "Единение", расположенным в Санкт-Петербурге. Оно распространяет также выпущенные другими издательствами книги, имеющие отношение к Вере бахаи.

2. Современная деятельность

В настоящее время секта широко распространена по всему миру и активно привлекает новых адептов. Храмы бахаи сооружены на всех континентах и приобретено много земельных участков под строительство новых. Литература бахаи публикуется более чем на 800 языках и диалектах.

IV. Ответвления

В истории бахаизма не раз возникали расколы, в частности, параллельную структуру создал в конце XIX века лидер американских бахаистов Ибрагим Хейролла, опиравшийся на Мухаммада Али, брата Абдул-Баха. Данных о современных последователях Мухаммада Али нет.

V. Библиография

  1. Базиленко И. В. "Бахаизм: история вероучения(середина XIX – начало XX в.)", М., Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 1994;
  2. Уильям С. Хэтчер, Дж. Дуглас Мартин "Новая мировая религия: Вера бахаи", Издательский Фонд Бахаи "Единение", СПб., 1995;
  3. "Община бахаи: основания, цели и намерения", Всемирный Центр бахаи, Хайфа, 1990.

История

Развитие веры бахаи, согласно классификации Шоги Эффенди, делится на несколько периодов развития. «Героический», или «Апостольский», век длился с 1844 по 1921 год, до момента смерти Абдул-Баха ; окончательно он завершился в 1932 году со смертью Бахиййе-ханум, старшей из дочерей Бахауллы. Сейчас идёт «Век Становления», или «Переходная эпоха», когда строится и укрепляется основание Администрации бахаи и эта вера выходит из безызвестности. Последней стадией развития веры будет «Золотой Век», когда она станет основанием для всей общественной жизни людей. В дореволюционной России имелось несколько крупных общин бахаи. Первый в мире храм бахаи был построен в начале XX века в Ашхабаде .

Баб

Бахаулла

Мирза Хусейн Али, уроженец области Нур, больше известный под именем Бахаулла («Божья Слава»), родился в 1817 году в аристократической семье, ведшей свой род от правящих династий времён имперского прошлого Персии и владевшей значительными богатствами и обширными землями. Отказавшись от придворных постов, положенных ему по происхождению, Бахаулла прославился своими щедростью и приветливостью, которые снискали ему любовь среди соотечественников.

Бахаулла стал одним из первых и, несомненно, самых ярких последователей Баба. Разделив судьбу многих бахаи после казни Баба, Бахаулла потерял всё своё имущество и владения, был заключён под стражу, подвергнут пыткам и выслан из страны. В 1852 году царское правительство России предложило политическое убежище Бахаулле, томившемуся в то время в тегеранской тюрьме Сиях-Чаль, однако он отказался от этого предложения, предпочтя вместо этого высылку в Ирак . В месте первой ссылки в Багдаде в 1863 году Бахаулла объявил, что он есть тот, чьё пришествие было обещано Бабом. Из Багдада Бахаулла был выслан сначала в Константинополь , затем в Адрианополь и, наконец, в Акко , куда он был доставлен в 1868 году .

В Адрианополе и в Акко Бахаулла написал ряд коллективных и индивидуальных обращений к правителям того времени , призвав их засвидетельствовать наступление Дня Божиего и признать Обетованного, предсказанного Писаниями исповедуемых ими религий. Он также советовал им примирить свои разногласия, сократить вооружения и принять систему коллективной безопасности, когда агрессия против одной из стран будет немедленно остановлена вмешательством объединённых сил всех остальных государств.

Абдул-Баха

Абдул-Баха

Аббас Эффенди, старший сын Бахауллы, родился 24 мая 1844 года . Вместе с другими членами семьи он сопровождал Бахауллу во всех его ссылках и тюремных заключениях. После смерти отца он взял себе имя Абдул-Баха (то есть «Слуга Баха») с целью подчеркнуть верность ему. Перед своей смертью Бахаулла назначил его единственным полномочным толкователем своего учения. Последователи веры бахаи видят в Абдул-Баха модель совершенного образа жизни бахаи.

Ещё в 1904 году российский писатель Сергей Игнатьевич Уманец упоминает о бахаи как о самостоятельной религии. А в 1925 году исламский суд Египта определил веру бахаи как отдельную религию, но не секту ислама .

Существуют и другие мнения на этот счёт. Так, по мнению известного сектолога Уолтера Мартина, «бахаизм является иранским трансплантатом в Соединённых Штатах, синкретической религией, нацеленной на объединение всех вероисповеданий во всемирное братство и дающей в результате людям право соглашаться или нет с тем, что в бахаизме считается второстепенными вопросами, но придерживаться основных великих истин мировых религий, почитая Бахауллу как Мессию нашего времени».

Жизненно важные принципы для достижения этого мирового единства:

  • признание общего источника и неопровержимого единства всех основных религий мира;
  • самостоятельный поиск истины каждым верующим;
  • отказ от всех видов предрассудков (расовых, национальных, религиозных, классовых, политических);
  • признание того, что истинная религия всегда находится в гармонии с разумом и научным знанием;
  • значимость и необходимость всеобщего образования;
  • осуществление равноправия мужчин и женщин;
  • устранение крайних форм бедности и богатства;
  • установление федеральной системы мирового сообщества, основанной на принципах всеобщей безопасности и международной справедливости;
  • необходимость для каждого индивидуума следовать высоким личным моральным принципам;
  • всеобщий вспомогательный язык, с помощью которого люди разных народов свободно смогут понимать друг друга;
  • последовательное создание новой мировой цивилизации на основе приоритета принципов духовности.

Говоря о человеке и его предназначении, бахаи учат, что физическое тело есть форма существования людей на Земле, но изначальная сущность каждого человека - это душа, которая и отличает людей от животных. Жизнь в этом мире, по мысли Бахауллы, подобна жизни ребёнка во чреве матери: нравственные, интеллектуальные и духовные качества, которые человек с помощью Бога воспитывает в себе, будут «органами и конечностями», необходимыми для развития его души в мирах за пределами земного существования. После того, как тело умирает, душа продолжает жить. Она отправляется в путь к Богу через множество миров или плоскостей существования. Успешное духовное путешествие к Богу в традиционных терминах подобно жизни в раю. В случае неуспеха душа остаётся вдалеке от Бога, и её существование становится адом. В свою очередь, душа развивается и крепнет только через отношения человека с Богом, которые осуществляются посредством молитв, медитаций, изучения откровений Пророков, моральной самодисциплины и служения человечеству в той сфере, где каждая личность может наилучшим образом реализовать свои способности.

Когда бахаи говорят, что все религии составляют одно целое, это не означает, что различные религиозные учения похожи друг на друга. Они верят, что существует одна вера, Вера в Бога, и все Посланники Бога раскрывали её сущность. Согласно доктрине бахаи, «Для бахаи индуистского происхождения Бахаулла является новой инкарнацией Кришны. Для бахаи, являющихся выходцами из среды христиан, Бахаулла воплощает обещание Христа возвратиться „во славе Отца“, соединить всех людей, чтобы были „одна паства и один пастырь“».

В своём завещании Бахаулла назначил своего старшего сына Аббаса Эффенди (Абдул-Баха) толкователем Писаний Бахаи. Абдул-Баха, в свою очередь, назначил своего старшего внука Шоги Эффенди «Хранителем Веры», с тем же самым правом единоличного толкования Писаний. Шоги Эффенди никого не назначил своим преемником, но сделал все возможное для подготовки избрания первого состава Всемирного Дома Справедливости .

Святыни и храмы

Всемирный центр бахаи

Всемирный административный и духовный центр религии бахаи находится на севере Израиля . Он является также местом паломничества бахаи со всего мира . В городе Хайфа на склонах горы Кармель располагаются так называемые «сады бахаи», включающие Усыпальницу Баба, которую жители называют «Храмом Бахаи», и обрамляющие её террасы, а также комплекс административных зданий, образующих дугу: здание Международного центра обучения, резиденция Всемирного Дома Справедливости, Центр изучения текстов и Международный архив. Другие святыни, связанные с жизнью Бахауллы, расположены в городе Акко и его окрестностях, включая самое святое для бахаи место - Усыпальницу Бахауллы в Бахджи.

Дома поклонения - храмы бахаи

Свои храмы бахаи называют «Дома Поклонения», или Машрикуль-Азкар (с арабского «Место восхода хвалы Божьей»). Бахаулла повелел, чтобы в каждой местности, где проживают бахаи, был возведен храм с девятью входами и одним куполом, символизирующим единство религий .

Первый Дом поклонения бахаи был сооружён в в Ашхабаде по проекту российского архитектора Волкова (серьёзно повреждён землетрясением в и снесён в ) . В настоящее время действует 7 Домов поклонения бахаи, называемых «Материнскими Храмами» на каждом континенте или части света: в Индии (Азия), Австралии , США (Северная Америка), Германии (Европа), Панаме (Центральная Америка), Уганде (Африка) и Западном Самоа (Океания) . Строится храм в Чили (Южная Америка) .

Некоторые из храмов бахаи получили широкое публичное признание. Так, «Материнский храм» бахаи в Северной Америке назван одним из семи чудес штата Иллинойс , а Храм Лотоса в Нью-Дели получил целый ряд престижных архитектурных наград и является одной из самых посещаемых достопримечательностей Индии.

Численность последователей

Ежегодник Британской энциклопедии за 1998 год называет цифру 6,67 млн. , однако бахаи считают, что на тот момент она была значительно завышена, предпочитая говорить, что их было около 5 млн . Также указывается, что прирост последователей сегодня составляет 5,5 % в год по всему миру.

В России общее количество бахаи на конец 2004 года равняется 3676. На Украине с августа 2005 года чуть больше 600 бахаи. В Белоруссии на начало 2008 года насчитывается около 350 бахаи.

Международная Община Бахаи признана ООН в качестве неправительственной организации с консультационным статусом . Она аккредитована при Экономическом и социальном совете ООН и Международной организации помощи детям ЮНИСЕФ и сотрудничает с данными организациями по многим направлениям .

Примечания

  1. The Britannica Book of the Year (1992-present)
  2. Bahá"í World News Service: Statistics
  3. Stockman, R. H., Scripture
  4. Baha’i Sacred Writings
  5. Китаб-и-Агдас, К182
  6. Шоги Эффенди, Миропорядок Бахауллы, стр. 98.
  7. Baha’u’llah, The Summons of the Lord of Hosts.
  8. Удо Шефер. Вера бахаи - секта или религия?
  9. Из письма д-ру N. Kunter, Авакат, Стамбул, Турция, датировано 12 августа 1959 года. Опубл. в: British Bahá"í Journal, No. 141, p. 4, November 1959.
  10. Moojan Momen, The Babi and Baha’i Religions, p. 59.
  11. 1925 г., мусульманский суд в городе Беба рассматривал дело о заключении браков семи мужчин-бахаи с мусульманками. Поскольку вера бахаи была признана отдельной религией, «полностью независимой», со своими собственными «верованиями, принципами и законами», браки были расторгнуты.

Иудейский шайтан, мусульманский злой дух, демон) хорошо знает человека - его мысли, слабости и желания похоти, в том числе желание спастись от мерзости греха. И дабы удержать человека в своей власти, сатана придумал и придумывает религии на любой вкус.

Бахаизм, - это самая молодая из самостоятельных мировых религий, ассоциирующаяся с Исламом , которая завоевала популярность особенно на Западе благодаря своему привлекательному принципу свободы и единства человечества. Читать больше → Википедия .

Бахаизм монотеистическая религия. Её основатель Бахаулла почитается как последний в ряду «явлений Бога», который, помимо Бахауллы, включает Авраама, Моисея, Будду, Заратустру, Кришну, Иисуса Христа, Мухаммеда, Баба. Всемирный центр находится в Хайфе. С точки зрения истории, языка и теологии, учение Баби и движение Бахаи не имеет ничего общего ни с одной мировой религией, а является лишь продуктом политического экзерциса харизматичного человека - возомнивший себя богом и взявший на себя функцию Бога. Это то общее, что роднит все религии и её земных первосвященников.

Вера Бахаи зародилась более 150 лет назад на территории современного Ирана и на сегодняшний день является второй по распространенности на земле религией. Основателем Веры Бахаи является Мирза Хусейн Али Нури (1817 - 1892), известный под именем Баха-Улла ("Слава" или "Великолепие Аллаха") - последний на земле Посланник Господа. Верующих в Баха-Уллу и следующих его учению называют Бахаи. .

Представители бахаитов являются последователями Баха-Уллы, объявившего себя в 1863 году "проявлением божественного откровения" и выдвигавшего в свое время идеи объединения на основе ислама шиитского толка. Бахаисты считают, что основатель этой религии Баха-Улла продолжает ряд посланников Бога: Авраама, Моисея, Будды, Зороастра, Христа, Мухаммеда.

Сегодня последователей Веры Бахаи в мире около 6 миллионов человек. На территории России с 1991 г. насчитывается более 40 общин Бахаи с местными духовными собраниями и несколько десятков организованных групп.

Основныe принципы веры Бахаи .

Признание единства Бога
. Единство человечества
. Отказ от всех видов предрассудков (религиозных, рассовых, национальных, экономических, и т.п.)
. Единение религии и науки
. Экономическая справедливость
. Равенство в правах между мужчиной и женщиной
. Равенство в правах на получение образования

Бахаи считают священными сочинения Бахауллы, главные из которых - "Священная Книга", "Книга Уверенности", "Сокровенные слова", "Семь Долин", "Послание сыну Волка". Привлекательность учения бахаизма заключается в том, что человечество едино и настало время объединения всех людей планеты во всемирное общество.

Бахаисты пропагандируют свой образ жизни :

Ежедневные молитвы, участие в мероприятиях совместно с людьми различных национальностей и социального происхождения
. отказ от алкоголя и наркотиков
. святость брака
. раз в год, с 2 по 20 марта, бахаисты соблюдают пост
. всякая работа, выполняемая в духе служения, рассматривается как богослужение.

Доктрина .

В Бахаи подчёркивается важная роль религии в обществе, устанавливающая закон и порядок. Бахаулла подчеркивал: «Воистину, религия есть главное орудие установления порядка в мире и спокойствия среди народов его», «Религия, поистине, есть лучезарный свет и несокрушимая твердыня защиты и процветания народов мира…».

Адепты культа Бахаи проповедуют, что Бахаи является независимой религией, а не сектой какой-либо другой веры. На самом же деле бахаизм - мессианское ответвление ислама шиитского толка. Провозглашает принципы и основы Нового мирового порядка - якобы Царства Божьего, обещанного Зороастром, Моисеем, Христом, Мухаммедом.

Характеристика .

Движение Бахаи - мессианское ответвление ислама шиитского толка с признаками гуру-движения, возникло в исламском культурном контексте (с точки зрения истории, языка и частично теологии, тесно связана с исламом). Пропагандирует пренебрежительное отношение к национальным культурным и историческим ценностям и традициям, которые рассматриваются как "пережитки" нецивилизованного человечества.

Основой веры бахаи и источником ее законов являются произведения Бахауллы. Коран отодвигается в ней на второй план, приобретая лишь исторический интерес.

Вера бахаи — всеобъемлющая религия. Послание Бахауллы направлено ко всему человечеству. Еще Баб, предтеча и глашатай Бахауллы, призывал народы Запада быть «словно истинные братья в единой и неделимой религии Божией, свободной от различий». Бахаулла ставит перед Собой задачу привести все человечество к единению. Единственным лекарством для нравственно больного общества, способным обеспечить выживание человечества, является духовное и политическое объединение всех народов во всемирную федерацию, опирающуюся на общую веру.

Доктринальные положения веры бахаи — это принцип любви ко всему человечеству и создание мировоззрения, охватывающего интересы всей планеты.

Становление движения Бахаи .

Движение Бахаи возникло из существующей на протяжении тысячи лет секты "Бабизм" в Иране. Их можно назвать ответвлением шиитского течения Имамийя - самого распространенного среди шиитов. Эта секта (или культ) был основан неким Саидом Али Мухаммадом Ширази (1819-50), ставшим известным как «Баб» или «Врата» - последователи видели его как «Врата Скрытого Имама», а позже стали называть его «Врата Бога». «Скрытый Имам» (лидер секты) должен был положить конец исламскому закону и возвестить о начале времени новых пророков и традиций.

В 1845 году Ширази арестовали. Агрессивные протесты фанатичных последователй привели к освобождению лидера в 1850-ом, но в то же время навлекли на себя гнев со стороны властей. Перед смертью Ширази предвещал скорый приход проповедника, которого станут называть «тем, на кого укажет Господь». Мирза Хусейн Али Нури - один из последователей Ширази, сосланный во время преследований, в 1864-ом объявил себя пророком, предсказанным Ширази. Большинство баби были либо убиты, либо последовали за Нури (позже известный как Бахаи), либо стали приверженцами иных религий.

Оставшиеся немногие баби сделали лидером Субхи Азаль и взяли за священное писание «Байян» (Разъяснение). Сегодня есть лишь несколько сотен последователей Азалии, разбросных по Ирану. А сторонники учения Мирзы Хусейна Али Нури позже станут основоположниками религии Бахаи.
История

Мирза Хусейн Али Нури стал приверженцем учения Баб в молодости. В 1852-ом он был брошен в тюрьму Тегерана во время первой волны преследования Баби за заговор против шаха Ирана - Насыруддина. Освободившись в январе 1853 года, он направился в Багдад, где стал фактическим лидером движения Баб. В 1863 Мирза Хусейн объявил себя мессией, о котором пророчествовал Баб. Влияние его было настолько велико, что османские власти приняли решение переселить его из Багдада в Стамбул, а оттуда - в Эдирне (Турция). Внявшие его призыву стали называться Бахаи, отвергнувшие остались Баби. В 1868 году Нури и многих его последователей сослали в Акко (Палестина), где он подвергся заточению на девять лет в крепости Акко. После освобождения он отправляется в Бахджи (около Хайфы, современный Израиль), где остается до самой смерти в 1892.

После смерти Бахауллы лидером движения становится его старший сын Аббас Эфенди (1844-1921), получивший титул Абд Аль-Баха (служитель величия Господа). Отсидев в тюрьме, он совершает три миссионерские поездки: в Египет (1910), в Европу (1911) и в Соединенные Штаты и Европу (1912-1913). Проповедуя бахаизм широким массам, Абд Аль-Баха утвердил учение своего отца в этих странах и привел его в систему. На замену Аббасу Эфенди пришел его внук - Шоги Эфенди (1897- 1957), который направил всю силу на создание общества Бахаи в Европе и Северной Америке. Под его руководством это общество выросло до размеров международной организации, имеющей свои представительства в разных странах мира. Шоги Эфенди не оставил наследников и лидерство перешло к так называемому совету Рук Дела Бога. В 1962 году в Хайфе был создан Всемирный Дом Справедливости как орган управления общества Бахаи, избирался каждые пять лет. Сегодня общества Бахаи есть в большинстве стран мира. Число последователей бахаизма - около 4-х миллионов. Самое большое общество Бахаи проживает в Индии (около миллиона человек). В Иране бахаи представляют собой самое крупное меньшинство с 300 000 приверженцев.

В бахаизме нет священнослужителей, обрядов, таинств, однако они выполняют определенные обязанности и совершают молитву каждый день (которая отличается от молитвы мусульман). Бахаи обязаны встречаться, чтобы отмечать начало каждого нового месяца Бахаи, соблюдать пост от восхода до заката в течение месяца А’ля (мусульмане постятся в Рамадан), сторониться наркотиков и алкоголя, не вступать в политические партии, отмечать священные даты, такие как день рождения Бахауллы и дату мученической смерти Баба. Бахаи делают большой упор на единство человечества и абсолютное равенство мужчин и женщин, а также видят себя трудящимися на пути создания единого мирового государства, где не будет чересчур бедных или богатых.

В Бахаи принят религиозный календарь, состоящий из 19 месяцев по 19 дней в каждом.

Бахаи считают величайшим именем Бога - Баха (слава, величие, великолепие).

Заявление Бахауллы

« Действительно, Я - Господь. Нет Бога, кроме меня - Господа всего. Все, помимо меня - Мое творение, а значит, о Мои творения, поклоняйтесь Мне ».

Бахаулла объявил себя Богом. Вот некоторые из его высказываний: «Нет Бога кроме меня - Восхваляемого, Мудрого», «Нет Бога кроме меня, охраняющего и регулирующего. Поистине, мы отправили пророков и ниспослали Книги», «Бог вечности в заточении», «Все помимо меня сотворено по моему повелению», «Я - величайшая ветвь (Абдуль Баха) без каких-либо сотоварищей», «Мы бахаи - часть извечной красоты».

С именем Баха, бахаи обращаются друг к другу, часто пишут на кольцах и вешают на стены. Еще одно выражение в бахаизме - Йа Бахауль Абха (О славный из всех славных) часто используется каллиграфами в их произведениях. Число 9 для них имеет магическое свойство и часто служит элементом декораций. Место молитвы бахаи называется машрик аль-азкар («Место восхода хвалы Божьей»). Это здание имеет девять (в силу магических свойств числа) сторон.

Лидеры Бахаи провозглашали себя Богом, так, как случалось в других религиях.

Бахаи полагают, что Господь воплощался в Аврааме, Моисее, Зороастре, Будде, Иисусе, Мухаммаде, Бабе и самом Бахаулле. Бахаулла, по убеждению бахаи, не последний, в ком воплотился Господь. Придут еще пророки, но не ранее, чем через 1000 лет.

Важные принципы движения Бахаи для достижения мирового единства.

Дом поклонения бахаи (храм в виде лотоса) в Индии - известный в Индии как «Храм Лотоса ». Он ежегодно привлекает в среднем 4 млн посетителей.

Признание общего источника и неопровержимого единства всех основных религий мира;
. самостоятельный поиск истины каждым верующим
. отказ от всех видов "предрассудков" (расовых, национальных, религиозных, классовых и др.). Патриотизм, любовь к Родине и защита ее в конечном счете также относятся к "предрассудкам"
. признание того, что истинная религия всегда находится в гармонии с разумом и научным знанием
. значимость и необходимость всеобщего образования
. осуществление равноправия мужчин и женщин
. устранение крайних форм бедности и богатства
. установление федеративной системы мирового сообщества, основанной на принципах всеобщей безопасности и международной справедливости
. всеобщий вспомогательный язык

Двенадцать принципов

Бахаи пропагандируют двенадцать принципов. Проповедники бахаизма выделяют три принципа, считая их лучшим.

Семь из двенадцати принципов говорят о единстве:

В политической сфере
. в мирских делах
. свободы
. религии
. нации
. языка
. родословной

Однако история противоречит этим принципам. Хотя они и призывают к добру и единству, история бахаи знает много примеров насилия и жестокости, которые никак не соответствуют идеям всемирного благополучия и равенства полов. Как и в любой религии, так и в истории бахаизма не раз возникали расколы, в частности, параллельную структуру создал в конце XIX века лидер американских бахаистов Ибрагим Хейролла, опиравшийся на Мухаммада Али, брата Абдул-Баха. За неприятие их религии Бахаи утопили Мухаммада Ибрахима в реке Тигр. Они готовили заговор против Насируддин Шаха - короля Ирана. По приказу Бахауллы было убито сто тридцать человек за одну ночь, а их имущество было отнято. Бахаулла плохо относился к своему брату Субхи Азалю. А Абдуль Баха поступил худшим образом к брату - Мухаммду Али. Среди самих бахаи существует, по меньшей мере, два больших разветвления, противостоящих друг другу: бахаи третьего поколения и традиционные бахаи. Наконец, бахаи изобрели новый алфавит и язык для жителей всего мира.

Нетерпимое учение .

Учение Баби изобилует идеями нетерпимости, которые стали проповедовать Бахаи.

. «Баби! Господь обязал вас войной. Захватывайте города и людей ради Бабизма!»
. «Не позволяйте не верующим в Байян пребывать на Земле»
. «Отрицающие Баба! Даже если вы станете омываться 1000 раз в день, все равно останетесь нечистыми»
. «Любое имущество не-баби, становиться чистым после того, как им завладеет баби»

Послесловие .

Большинство людей очень религиозны, нуждаются в религии и веру связывают обычно с понятием религии. Верующие ищут Бога и идут в созданные для них и на разный "вкус" религиозные организации - как социальный институт, с её конституцией и идеологией. Но, религия и сопричастность к религиозной корпорации не спасает человека от греха - власти и рабства сатаны. Теология, религиозные корпорации и иерархия, их материальное составляющее - сооружения на песке из камня, стекла и бетона, экстерьер и интерьер, и прочие религиозные обекты и предметы, это не Бог. Они могут лишь Его иллюстрировать, о Нём говорить и(или) Его использовать, но непосредственной связи с Ним не имеют.

Бог не имеет отношения ни к одной из религий .

Она сродни суеверию. Большинство верующих часто не видят разницы между верой и знанием которые им преподносят, а чужие слова и в них смысл принимают за непреложную истину, ими увлекаются и утрачивают волю думать самостоятельно. Они утрачивают способность получать свой собственный опыт и как следствие теряют почву под ногами, оказываются адептами религии и от неё зависимыми.

Все религии в материальном мире и в ней организации - творение рук человеческих, создаются не спонтанно, а со вполне конкретными практическими целями. Тенденция, когда подданные исповедуют удобную для государственной власти и её элиты религию - один взгляд на мир, имеет рациональное объяснение, ими проще управлять и от этого прямо зависит благополучие религиозной, политической, военной, банковской и бизнеса элиты.

Любой человек, возомнивший себя богом и о том провозгласивший, - это диагноз , клиническая симптоматика и компетенция медицины .

Бог хочет чтобы мы познали Его живого, а не религию и(или) религиозное мировоззрение харизматичной личности. Человек никогда своими усилиями не исправит себя настолько, чтобы стать угодным Богу, ибо , которого он не желает и не даёт ему делать добро к которому стремится, и никто не может избежать расплаты, «Потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3:23). Бог обязан или наказать нас за грех, или найти метод очищения и прощения наших грехов.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх