Из разных миров, или как в меня влюбился монах. Может ли монах вернуться в мир? Что делать если монах влюбился

В далёкие времена моей студенческой юности (Вадим musafirjadiid не даст соврать) в нашу общагу постучались 2 человека: женщина за 30 с ярко-красными губами, полностью одетая в чёрное, и её длинноволосый и бородатый брат лет 25-27. Монахи. То есть тогда она была самой настоящей монахиней, а он - послушником. Они путешествовали от монастыря к монастырю, от одного подворья к другому. По моим ощущениям, оба они страшно боялись жизни, а строгие монастырские порядки их тяготили.

Откуда они узнали адрес общаги? За пару месяцев до этого мы с мамой встретили их в маршрутке в Муроме и помогли добраться до святых мест. Мне было нетрудно, а мама вообще всегда была добра к разного рода фрикам. Я восприняла это как возможность окунуться в другую реальность и с интересом её наблюдала (молитвы-поклоны и всё такое прочее). Мы сходили к источнику, немного поговорили о высоком и просто о насущном. Ночевали они в нашем доме.

С одной стороны, в этих людях была искренняя вера, которой их научили (это ключевое слово). С другой стороны, они тосковали по мирскому. Несчастная монахиня - по сигаретам, косметики и оставленному когда-то ребёнку. Её не менее несчастный брат - по женскому вниманию.

Оказалось, что этот Ксенофонт (назовём его так) за это время без памяти в меня влюбился. Никаких поводов я, естественно, не давала: просто была вежлива и, как сказали бы сейчас, не оскорбляла чувства верующих . Этим моё стремление к сотрудничеству исчерпывалось.

В общаге надолго оставлять монахов (да и других гостей) нельзя, поэтому вечером мы стали спешно искать им ночлег и здорово с этим намучились: утром нас ждали занятия, так что приезд непрошеных гостей оказался не очень-то кстати. Завершали поиски крова для скитальцев мы уже с плохо скрываемым раздражением.

На этом история не закончилась. Более того, началось самое "весёлое". Мне стали приходить письма от Ксенофонта. Многостраничные и с вложенными тетрадями стихов на душеполезные темы. А ещё через некоторое время - с признаниями в любви. На конвертах виднелись следы от помады - по его собственному признанию, помаду он стащил у сестры, чтобы расцеловать письмо для меня. Ничего мне не говорите, психиатра я ему вызвать не могла бы.

На первое (самое нейтральное из всех) письмо я ответила. Из соображений вежливости, да и просто делать в тот день было нечего. Попросила меня не идеализировать и намекнула, что более чем на дружбу Ксенофонту рассчитывать не стоит. Можете представить, как жутко мне стало после конвертов со следами от помады: человек знал мой адрес и мог явиться по мою душу. К счастью, не получив ответа на свои искренние излияния, он этого не сделал.

Апофеозом всего этого безобразия стало письмо от сестры Ксенофонта Иларии (имя изменено), в котором она буквально умоляла меня ответить на "ухаживания" её брата, иначе этот несчастный примет постриг. Я благоразумно проигнорировала и это послание. Дальнейшая судьба горе-воздыхателя мне неизвестна.

А у вас такое было? В вас влюблялся кто-то из другого мира? Может быть, кто-то из тусовщиков, геймеров, субкультурных чудаков? Возможно, с вами знакомился завсегдатай казино? А может, у вас был тайный роман со светской львицей?

Я рассказала свою историю. Есть у вас такие же?

Календарь Устав Аудио Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Вопрос №1280

О любви к женщине

Артур 17/02/2004

Уважаемый отец Олег,
У меня у Вам вопрос на тему любви.
1) Если мужчина полюбил женщину, то эта любовь берет начало в нем самом или она – от Бога? (я имею в виду истинную любовь, а не похоть и плотские желания)
2) И еще. Почему мы не имеем возможности осознанного выбора – кого нам полюбить (влюбляемся как бы не по своей воле – и всё!!!), ведь Бог дал нам возможность выбора во всем, даже в таком вопросе, как: верить или не верить в Него Самого?
Спаси Бог.

Ответ отца Олега Моленко:

Артур,
ты задал интересный и важный вопрос о любви к женщине. Это не просто вопрос, а целая тема, которая очень мало проработана святыми отцами Церкви. Это случилось по причине того, что святые отцы были монахами. Сохраняя целомудрие, они удалялись общения с женщинами, в т.ч. и в размышлениях своих. В основном, речь у них о женщинах идет в негативном ключе, как о соблазняющих Евах, беседующих со змеем. Вся забота у них состоит в том, как научить уклонятся от женщин по причине возможного увлечения и последующего падения в блуд, что для монаха есть великое падение, злостное нарушение обета безбрачия (что лучше было бы назвать обетом женонекасания) и смерть души.

Если верующие мужского пола, живущие в миру, будут читать соответственные труды, то потерпят вред и будут в смущении (кроме случаев, когда есть зов к монашескому образу жизни). Поэтому святые отцы (например, свят. Игнатий Брянчанинов) говорили об осторожности чтения святых отцов. Они советовали читать книги святых отцов только соответственно своему жительству. В противном случае, хотя и будет пропитывание святыми мыслями и чувствами – но чуждыми реальному положению человека. А это есть своего рода обольщение и хитрость вражия. Враг внушает монахам о сладости сочетания с женами, а мирянам о недопустимости прикасания к женщинам и т.п. Так, противоположными внушениями он пытается губить и монахов и мирян.

Оставим монахов и рассмотрим твой вопрос в приложении к жизни в миру. Это касается подавляющего числа людей. Рассмотрим эту тему в свете Священного Писания.

Вернемся в седую древность к первым людям: Адаму и Еве, причем до их падения, и посмотрим, что Бог сотворил и установил в отношении общения мужчины и женщины.

Сразу оговорюсь, что должно четко различать состояние людей до падения, после падения и после восстановления во Христе, которое разделяется на пребывание на земле и пребывание в вечных обителях Царства Небесного.

Сама потребность в монашестве, воздержании, подвигах и страданиях возникла вынужденно и по причине падения людей.

Рассмотрим сотворение человека:

Быт.1:
26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь , и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

Мы видим, что выделенное мною выглядит нелогично: сотворим человека = да владычествуют они; сотворил Бог человека = мужчину и женщину сотворил их. Из этого явно видно, что человеком названо: мужчина + женщина = человек. Отсюда произошло название мужского и женского рода "пол" или "половина". Раньше, когда муж представлял кому-то свою жену то говорил: "Это моя половина". Сравни также

Быт.5:
2 мужчину и женщину сотворил их , и благословил их, и нарек им имя: человек , в день сотворения их.

После Божьего благословения первым повелением Его (заповедью) было плодиться и размножаться. Для этого Богом было предусмотрено особое общение между половинами человека, т.е. мужчиной и женщиной. Это общение для деторождения было основано на особого рода любви – любви к противоположному полу. Эту любовь благословил Сам Бог!

Казалось бы, жил Адам с Богом в благодати, был царем твари, чего же ему не хватало? Точнее кого? Неужели недостаточно общения с Богом Творцом? Недостаточно, говорит Сам Бог! Более того, положение Адама в одиночестве было опасно для возгордения, наподобие падшего Денницы. Для предупреждения этого Господь Бог, помимо развития любви к Нему, создал для Адама ближнего, для развития любви к ближнему. Это была подготовка для двойной заповеди о любви к Богу и ближнему, в которой просматривается крест. Вертикальная ось – любовь к Богу, а горизонтальная – любовь к ближнему. Бог заповедал любовь к ближнему, как к самому себе. Это оттого, что первым ближним была жена! Посмотрим как Писание описывает ее происхождение:

Быт 2:
7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.
. . .

15 И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.
16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,
17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
. . .
18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
. . .
20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.
21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.
22 И создал Господь Бог из ребра , взятого у человека, жену , и привел ее к человеку.
23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего].
24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть.
25 И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.

Из 18 стиха мы видим, что при всем блаженстве Адама и жизни с Богом Сам Бог определяет и указывает, что НЕ ХОРОШО БЫТЬ ЧЕЛОВЕКУ ОДНОМУ! Казалось бы, можно создать еще мужчину из глины. Но не так делает Бог! Он создает жену (женщину), причем, из ребра Адамова. Теперь Адаму стало ХОРОШО: ибо есть любимый Бог и любимая жена! Влечение (особая любовь) к жене превосходит влечение к родителям, что хорошо видно из стиха 24-го. Два = одна плоть, это указание на возвращение женщины в мужчину (как его кости и плоти). Это совокупление мужчины и женщины (которое одно лишь естественно; вот почему совокупление мужчины с мужчиной есть сугубое извращение, ибо мужчина не произошел от мужчины непосредственно) необходимо для напоминания природного единства двух полов, а в последствии – для деторождения. В свете происхождения женщины можно уразуметь, почему при ее вступлении в брак говорится "выходит ЗА-муж" (а не "заходит замуж" или как иначе), т.е. идет напоминание ее происхождения, когда она впервые вышла за пределы своего мужа и стала женой. Вот почему положение женщины без замужества не нормальное, ибо женой она становится только выходя замуж. В древности это было настолько однозначно, что слова "женщина" и "жена" воспринимались синонимами, мы это можем видеть в церковно-славянском переводе Священного Писания.

Слова "не хорошо быть человеку одному" нельзя рассматривать, как то, что человеку было плохо. Нет, он был блажен, купаясь в благодати Божией. Не хорошо здесь в смысле не достаточно, т.е. нехватки, не полного удовлетворения. Не хорошо так же в смысле для размножения людей, ибо для того и была прежде всего нужна помощница жена. Все остальное Адам мог делать и без нее.

Для чего же Бог усыпил Адама во время создания ему жены? Некоторые полагают, что это была своего рода анестезия (обезболивание), но это не верно, ибо взято из земного опыта. В Раю не было еще болезней и боли, и Бог мог вполне безболезненно сделать это на глазах у Адама. Цель усыпления Адама как раз и была в том, чтобы он не видел ее создания. Почему это должно было быть сокрыто от Адама? Для того, чтобы Адам не стал боготворить свою жену (женщину). С тех пор (особенно же после падения) существуют две опасные крайности в отношении к женщинам: 1 – попытка боготворить; 2 – нелюбовь, презрение, неуважение. Итак, правильное отношение к женщине со стороны мужчины таково: любить, но не боготворить, и не ставить в один ряд с Богом (не говоря уже выше).

Из 22 стиха мы видим, что Бог не только создал жену особым актом, но и привел ее к человеку, т.е. сочетал их! Это был первый брак на земле, где брачующим Священником был Сам Господь Бог! Как мы видим, таинство брака есть первое и самое древнее из таинств, как, впрочем, и священство. Монашеством тогда и не пахло, ибо оно не нужно (не предусмотрено Богом) было вовсе.

Проснувшийся Адам по благодати увидел, что приведенная к нему Богом женщина есть кость от костей его и плоть от плоти его (ибо Бог взял для создания жены не только кость-ребро, но и плоть). Тут же, давший имена всем зверям называет женщину женой, объясняя происхождение этого названия взятием ее от мужа. Итак, женщина (природа) – это создание от Бога, а жена – это происхождение от мужа и связь с ним! Итак, мы видим, что жена по происхождению вторична, ибо сделана не непосредственно из земли, как мужчина, но взята от мужа.

Интересно заметить, что в стихе 23 именно Адам, а не Бог, хотя и по вдохновению Бога, пророчески устанавливает заповедь об оставлении отца и матери ради жены, и прилеплении к ней. Теперь понятно, почему надо возлюбить своего самого ближнего человека – жену, как самого себя. Ведь она и есть часть тебя самого!

Обратим внимание, что заповеди: плодитесь и размножайтесь; прилепится к жене; будут двое одна плоть; были даны до грехопадения человека. По падении изменения произошли лишь по причине привнесения греха, что в отношении к женщине (и, соответственно, к мужчине с ее стороны) стало выражаться в похоти плоти. Можно сказать, что похоть плоти – это извращение особого рода любви к женщине по причине греха, вошедшего в человеческую природу посредством грехопадения первой четы. Нет сомнения, что Адам неизреченно любил свою жену Еву. Выбора у него не было. Вот почему, когда Сам Бог приводит к нам обстоятельствами и промыслом Своим нашу (Свою) женщину (жену) – у нас нет выбора (хотя количественно он есть, в отличие от положения Адама). Когда мы не смиряемся перед Божьим приводом (выбором), но выбираем сами (чаще всего руководствуясь похотью или корыстью), то начинаются проблемы и беды (как плата за не смирение).

В 25-м стихе показано, что в благодатном покрове брака и любви между мужем и женой нет и не может быть стыда. Стыд появляется в случае лишения благодати, или отсутствия должной любви.

Итак, любовь к женщине, как к своей жене имеет двоякое происхождение. Она и от Бога, и от самого человека. От Бога, как благодатная сила и энергия (ибо Бог есть Любовь), от человека, как осознанный выбор и отношение. Тем не менее, любовь эта остается великой тайной и не подвластна рассудку.

Не нужно бояться любви к женщине – она естественна и вожделенна. Нужно бояться греха, извращения и нарушения воли Божией и отпадения от благодати!

В царстве Божием, по слову Господа, не женятся и не посягают (на плотское совокупление и деторождение), но пребывают как ангелы. Тем не менее, различие полов там будет сохранено, как и любовь между ними.

Важно отметить, что само грехопадение осуществилось в три этапа:
1 – грехопадение Евы;
2 – грехопадение Адама из предпочтения любви к жене, а не к Богу;
3 – самооправдание Адама и жены, и отвержение ими покаяния.

Быт.3:
6 И увидела жена , что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

Ева сама первой взяла запрещенные Богом плоды (а надо было взять благословение у мужа, которое бы разрушило обольщение сатаны) и дала Адаму. Адам не смог отказать жене из любви к ней – и согрешил.

Особенности грехопадения полов видны из особенностей Божьего их наказания:

Быт.3:
16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.
17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;
18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;
19 в поте лица твоего будешь есть хлеб , доколе не возвратишься в землю , из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься .
20 И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.

Для всякой жены выделены следующие наказания:

  1. скорбь от беременности
  2. болезнь от родов
  3. влечение к мужу (плотское и душевное, почему женщина чувствует себя без мужчины дискомфортно; у монахинь и дев Христа ради это восполняется Христом и благодатью) ;
  4. господство мужа над женой.

Всякие попытки жен уйти от этих скорбей в земной жизни до полного раскрытия в себе царства Божия – богоборны!

Обрати внимание на 4 пункт, который является приговором Бога для всех феминисток. "Будет господствовать над тобою" – должно соблюдать и при законном совокуплении с женой. Т.е. нельзя позволять жене быть над собой, но только под собой.

Мужу Бог посредством укорения советует не слушаться голоса жены (который часто может быть голосом змея).

Ему определены такие наказания:

  1. со скорбью питаться от земли;
  2. проклятие земли и произращивание ею терний и волчцев;
  3. труд в поте лица для пропитания;
  4. возвращение в землю и превращение в прах, т.е. смерть физическая; на нее обречена и жена, как взятая от мужа.

Интересно пронаблюдать в Писании любовь мужчины к женщине в лице святых угодников Божиих. После потопа Бог повторяет свое благословение для ветхозаветного периода:

Быт.9:
1 И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь , и наполняйте землю [и обладайте ею];
. . .
7 вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней.

Бог наделял Своих угодников красивыми женами, которых они любили:

Быт.12:
5 И взял Аврам с собою Сару, жену свою
. . .
11 Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре , жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом ;
. . .
14 И было, когда пришел Аврам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая ;

Сам Бог чудесно хранил жен Своих угодников от посягательств других:

Быт.12:
17 Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову.
. . . И теперь вот жена твоя; возьми [ее] и пойди.

20 И дал о нем фараон повеление людям, и проводили его, и жену его, и все, что у него было, [и Лота с ним].

Безплодие и воля жены привели к многоженству и распрям на этой почве:

Быт.16:
1 Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь.
2 И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары . (из любви к ней и сострадания к ее безплодию)
3 И взяла Сара , жена Аврамова, служанку свою , Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее Авраму, мужу своему, в жену .
4 Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою.
. . .
5 И сказала Сара Авраму: в обиде моей ты виновен; (Сара обвиняет Аврама за свое же решение) отдала служанку мою в недро твое; а она, увидев, что зачала, стала презирать меня; Господь пусть будет судьею между мною и между тобою.
6 Аврам сказал Саре: вот, служанка твоя в твоих руках;(Аврам из любви к Саре и по смирению своему попускает это) делай с нею, что тебе угодно. И Сара стала притеснять ее, и она убежала от нее.

Быт.23:
16 девица была прекрасна видом, дева, которой не познал муж. Она сошла к источнику, наполнила кувшин свой и пошла вверх.
. . .
51 вот Ревекка пред тобою; возьми [ее] и пойди; пусть будет она женою сыну господина твоего, как сказал Господь.
. . .
67 И ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее; и утешился Исаак в печали по [Сарре,] матери своей.

Быт.29:
9 Еще он говорил с ними, как пришла Рахиль [дочь Лавана] с мелким скотом отца своего, потому что она пасла [мелкий скот отца своего].
10 Когда Иаков увидел Рахиль, дочь Лавана, брата матери своей, и овец Лавана, брата матери своей, то подошел Иаков, отвалил камень от устья колодезя и напоил овец Лавана, брата матери своей.
11 И поцеловал Иаков Рахиль и возвысил голос свой и заплакал (от великой любви к Рахили).
. . .
17 Лия была слаба глазами, а Рахиль была красива станом и красива лицем .
18 Иаков полюбил Рахиль и сказал: я буду служить тебе семь лет за Рахиль, младшую дочь твою.
. . .
28 Иаков так и сделал и окончил неделю этой. И [Лаван] дал Рахиль, дочь свою, ему в жену.
. . .

30 [Иаков] вошел и к Рахили, и любил Рахиль больше, нежели Лию ; и служил у него еще семь лет других.
31 Господь [Бог] узрел, что Лия была нелюбима , и отверз утробу ее, а Рахиль была неплодна.

Итак, мы видим из слова Божьего на примере Авраама, Исаака и Иакова (а святые отцы говорят, что они не нуждались в покаянии), именами которых Себя именовал Бог (Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова – Мф.22,32), что любить женщин (жен) нужно, и любовь эта благословлена Богом.


Предлагаем вашему вниманию три монолога. Они очень разные, но тема, которая их объединяет - одна. Герои повествования говорят о любви, говорят в меру своего понимания, душевных сил. Возможно, по причине разноплановости этих рассказов нет в них морали или очевидных выводов. Выражаем робкую надежду, что тонкий и мудрый читатель сам восполнит недостаток авторского текста и вынесет для себя пользу из этих коротких, почти невыдуманных историй.

Стерва несчастная

(разговор со стоматологом)

Когда-то давно я любила. Я была тогда студентка мединститута, красавица и умница. Влюбилась в парня - шикарного, любимца женщин (педагогини тоже млели изо всех сил). И тут он уходит в православие с головой и женится на рыхлой и скучной Клаве. Сейчас, знаете ли, у них восемь детей, живут все в тесной панельной «трешке», лечит он свою Клаву без конца, носит, не снимая, рясу и вместо непокорных кудрей у него гладкая голова и хвостик на затылке. Уфф.

Я была ранена, признаюсь. Но оклемалась… Оклемалась - и полностью: я борец по натуре. По окончании меда из города уезжать - ни-ни. Вышла замуж за Леню - он москвич, и про него не зря говорили, что, мол, надежный человек. Он меня любил сильно. Вы не подумайте - он умный, с ним поговорить можно обо всем, но как месяц проходит и надо с ним ложиться в постель!.. Тут я делаю насилие над собой, называемое супружеским долгом.

Леня сначала был всем доволен, потом стал все больше мрачнеть, и к тридцати пяти завел себе, простите за выражение, «шмару» какую-то. Я, как узнала, стала гнать его из дома. Он не ушел! Ходил мрачный, похудел, а потом расстался с ней окончательно. Не ушел, зануда.

Понимаете, у меня туго с любовью. Все мои мужчины - я их не люблю совсем. Приятное разнообразие, а любви нет! На какое-то время мне хватает эмоций от их любви, а потом надоедает. Любовник - это не муж, выгнала - и все.

Работа у меня хорошая, в солидной клинике, приличные деньги зарабатываю, внешность сохранила. Семья неплохая по нынешним меркам: двое сыновей, муж не менее преуспевающий. Только все это не важно. Если бы мне встретить настоящее чувство… Я бы ни на что не посмотрела: собственные дети не помеха, все равно - женат он будет или нет. Мне 40 лет, а любви нет! Я жду любви. Напряженно жду любви

И, вот хоть убейте, не понимаю, почему ваши попы не разрешают любовников. Это же естественно, ничего греховного в этом нет. Когда ждешь любви, как же иначе понять, что она пришла?

Бар «Надежда»

Я - православный человек. Не такой уж молитвенник, так, средней руки, как все. Я системный администратор, люблю хорошую книгу, но больше всего, разумеется, «висну» в интернете., Русский патриот и при этом не пью - особенно пиво по пятницам с коллегами, - постный день все ж. Я к этому «подвигу» долго шел. Все наши отработают неделю - и идут в бар «Надежда»: рефлексировать, дела обсуждать, отдыхать и расслабляться. У нас так неформальное общение протекает.

Я был не чужд такому отдыху, признаюсь. Ну что особенного, скажите, что люди сидят вместе, выражают друг другу, как они рады, что у них такой классный коллектив, танцуют помаленьку, пьют пивцо и потом, полностью довольные, расходятся по домам.

Однажды пришла к нам в офис устраиваться на работу такая маленькая брюнетка - Светка. Я тогда еще пошутил, что имя тебе не то дали: надо было не Светиком, а Жучкой, уж больно черна ты, девушка, и глазки такие угольные, и брови... А волосы - и вовсе, как вороново крыло. Признаюсь, пошутил неловко, но она шутке моей не обиделась, зарделась. Оказалось, что у нее очень нежная кожа, - сама смуглянка, а румянец розовый.

Я не сразу понял, что влюбился. Этому как раз наши посиделки корпоративные помогли. Мы так разговорились с ней, что просто ну родня - и все. Поймите меня правильно - я ее не вожделел, вернее, тогда этого не было. А была такая привязанность, родство душ, нежность. Хоть что говорят про мужчин, что мы - самцы и так далее, - неправда это. Мы ждем такого вот, любовного общения, чтобы сердце к сердцу.

В тот раз мы со Светой ничего грешного не сделали. В понедельник я ее как встретил - боялся ей в глаза взглянуть, странным образом смутился. Но вижу: она так открыто, мило мне улыбается. Юра, говорит, ты мне снился.

С тех пор я и осознал, что люблю. Духовнику своему рассказал, что встретил чудесную и нежную, такую «родную душу». Батюшка призвал к ответственности за свои чувства. Просил держать себя в руках, наверное, понял, что у меня серьезно все и что в жизни что-то назревает большое и важное.

Но не случилось ничего большого. В пятницу мы, как всегда, в «Надежду» отправились. Было здорово, но несколько более шумно, чем обычно и накурено сильно. Танцы со Светой просто обжигали мне душу. Выпил много. Конечно, потом мы с ней пришли ко мне домой… и все случилось.

Знаете, я не ханжа: когда люди в офисе или мои неправославные друзья вместе сходятся и живут вне брака, я понимаю - они по-другому не умеют любить. Но я-то думал, что я умею, что все будет у нас со Светой как в сказках: венец, дети там, и все, что полагается.

Не вышло. Мы теперь - сожители. Зачем говорить громкие слова? «Гражданский», «партнерский» брак или как еще именуют этот блуд? Мы живем как кошка с собакой, но при этом друг без друга не можем. По крайней мере, я без нее существовать не могу. Женился бы давно, но она мне не позволяет.

Не причащаюсь, конечно же, нет. Духовник сказал бывать у исповеди, а вот Тело и Кровь Христовы для меня закрыты. И нет надежды, что в ближайшее время я смогу к ним приступить. Света живет полнокровной современной жизнью, не удивлюсь, если я у нее не один - она так умело мне всегда рассказывает про своих подруг, у которых ночует, что не подкопаешься. Следить за ней? Нет, это не для меня.

Боюсь произносить это слово - «Господи». Язык не поворачивается. Молиться толком не могу.

А с пятничными посиделками завязал. Грех это, что ни говори. Надо помнить про пятницу, что в этот день Бога распяли, убили и нечего пьянствовать, пусть даже в приятной компании. Не хожу вовсе, невзирая на корпоративную этику. Светка сама ходит. И что она там творит, думать неохота.

Искушение

У меня есть семья, дети, все в моем доме очень хорошо и правильно - мы с мужем оба ходим по воскресеньям в храм, воспитываем детей в православии. Но, понимаете, со мной случилось нечто невероятное - я влюбилась в монаха.

Я пришла на исповедь, как всегда, в пост, а тут новый батюшка: в возрасте, солидный, длинная борода до пояса и четки в руках. Стоит один у аналоя с крестом и Евангелием, никто к нему не подходит - все по духовникам разошлись. Мне стало неловко, что так получается, и, к тому же, моего духовника в храме не было… Одним словом, подошла я к этому монаху под епитрахиль.

Мы стали беседовать. Тогда мне казалось, это была беседа, а не просто исповедь. Я вспомнила кучу забытых грехов, потом всплыло много разных проблем, стала жаловаться на жизнь, на мужа, на его занятость, на недостаток внимания, и что моя любовь к мужу заменяется постепенно привычкой. Батюшка не прерывал, только несколько раз проговорил: «Господи, помилуй». Я заплакала навзрыд. Почему я тогда подумала, что это у нас с ним беседа? Он разрешил мои грехи, а до этого молчал, никакого диалога, собственно.

Вслед за этой исповедью я потеряла покой. Столько любви было в глазах этого священника! И еще - серьезная радость, доброта, строгая доброта. Ничего я не понимала, что это со мной такое случилось? Мне на работу надо идти, а я плачу, как подумаю, что он где-то рядом, в городе. От боли все внутри словно разрывалось, так хотелось увидеться снова. Муж решил, что я прибаливаю - у меня иногда сердце шалит - и купил валокордин.

Спасибо мужу - этим только и спасалась. Как сердце застучит, как вступит в висок прежде не знакомая мне, остренькая боль, я налью себе тридцать капель, - и немного легче. Но иная, внутренняя судорога не уходит, не оставляет ни на минуту, сердце сжимается в комок, в горле спазм, руки холодные. Нет, вы представляете, что со мной такое было? Это я, спокойная, мирная женщина, мама троих детей, работаю проектировщиком, стрессоустойчивая, как в личном деле написано.

Я навела справки на приходе и нашла его «в контакте». Робея, написала письмо. Боялась быть не понятой, но, вместе с тем, хотела, чтобы он мне объяснил, что со мной такое происходит. Чтобы Кто-то взял в Свои руки мою боль, подул, приклеил пластырь, чтобы я стала жить как прежде, без этого страдания.

Самое главное, что и страдание-то непонятно какое. Ничего особенного: как мужчину его не воспринимаю, не хочу никакой телесной близости! Но что за рана на сердце...

Написала письмо. Все, все батюшке рассказала. И выдавила из себя эти слова: «влюбилась в вас». Он день молчал, а потом я снова написала: не могла терпеть больше суток, к вечеру снова навалилась тяжесть, слезы ручьем. И как только муж заснул, села к монитору, и, мучаясь, открыла список друзей, находящихся «онлайн».

Вот, его лицо… Снова моя тахикардия…

Написала два слова: «Отче, благословите».

Потом еще несколько слов: «Я больше Вас никогда не увижу».

Мне пришел ответ: « Мы с тобой теперь никогда не расстанемся!»

Вы не подумайте, мы действительно, больше никогда не встречались. (Монах этот был из другой, далекой епархии, заехал к нам по каким-то делам). У него было столько ума и любви, что он меня понял так, как я сама была не в состоянии себя понять. Он не оттолкнул меня - и не соблазнился. С его стороны не было ни одного «мирского» знака внимания, даже в такой мелочи, как «добавление в друзья» в социальных сетях. Он ни одного раза не дал мне повода к переживаниям. В нашей единственной с ним переписке он увещевал меня взять себя в руки, говорил о хранении чувств, о том, что иногда в жизни происходят потрясения, полезные для души: они застают нас врасплох и «выворачивают наизнанку», обличая рыхлость и небрежность духовной жизни. Эти его слова - «Мы больше никогда не расстанемся» - были елеем на мою рану. Утешением. Это было так великодушно, но ведь он рисковал, как я сейчас понимаю. Сказать такое - это надо много молиться! Вдруг бы я не поняла, что он говорил о вечной любви, о любви Христовой, которой жизнь жительствует?

Я оправдала его ожидания, и постепенно успокоилась, словно кто-то вынул жало из сердца. По молитвам отца Серафима мое мучение закончилось. Прошел короткий Успенский пост, и в один прекрасный день я поняла, что свободна, и нет больше муки и боли. В голове теплилось - БРАТ!

Я переосмыслила наши отношения с мужем, нашла в них много эгоизма и лени со своей стороны. Постепенно ушли из жизни, ставшие привычными, упреки и мелкие обиды. Бог показал мне любовь, которую я была не в состоянии вместить, - столько в моей «приличной» жизни скопилось лукавствия и лжи.

Монахи - они, по своему естеству, гораздо ближе к ангелам, чем мы. Я никогда этого не забуду.

О пользе ограничений и опасности подмены духовной жизни архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ, преподаватель аскетики.

Фото: © Наталья Горошкова/Православная жизнь

– Отче, в преддверии Великого поста хотели бы поговорить о пользе воздержания и ограничений. В основном пост рассматривается как гастрономическое воздержание, нам же хотелось поговорить о воздержании чувств и эмоций. Затронем старую, но актуальную проблему.

Проблема влюбленности в монахов и священнослужителей не нова, не так ли? Она существовала и сто лет назад, и ранее.

– Такое случалось и ранее, и сегодня есть в Церкви. Например, митрополит Никодим (Ротов) вспоминал, когда он был еще молодым иеромонахом и служил в одном из сельских приходов, девчонки прямо облепляли окна его дома. Им было интересно, чем монах занимается вечером. (Улыбается.) Вот такое было искушение у человека. Ему пришлось попросить архиерея, чтобы его перевели в другое место.

Протоиерей Глеб Каледа в книге «Домашняя церковь» называет девушек, женщин, которые увлекаются монахами или священниками, – рясофилками. Он советует решительно с этим бороться, пресекать подобные отношения, потому что они не во спасение души ни для одной, ни для другой стороны.

– Какова причина таких нездравых отношений?

– Все мы нуждаемся в заботе, в особом отношении, в любви. Священник – пастырь по своему призванию и послушанию – старается каждому человеку уделить сугубое внимание, вникнуть в проблему, помочь разобраться в неурядицах семейных отношений и других вопросах. И такое внимание зачастую воспринимается в искаженном свете.

Сегодня проблема отношений остро стоит во многих семьях. Люди не могут правильно выстроить домашнюю церковь. И когда приходят к священнику со своими вопросами, тем более если батюшка молодой, привлекательный, ему открывают душу. Пастырь же находит подходящие слова – и волей- неволей человек начинает увлекаться внешностью, красотой, голосом, разными достоинствами священнослужителя. И это, в конце концов, приводит к тому, что прихожанин перестает надеяться на Бога, а полагается исключительно на объект, которым увлечен.

– И не к Богу в храм приходит, а к этому священнослужителю…

– Да. И ищет не Богообщения, а общения с конкретным священником. Случается катастрофа – подмена Христа, подмена духовной жизни.

Эти отношения построены не на каком-то самоотвержении, а на исключительно душевных человеческих ощущениях. И самое страшное, что они воспринимаются как сугубое действие благодати Божией.

– Какие известны примеры из церковной истории?

– С подобной проблемой столкнулся такой великий святой, как Иоанн Кронштадтский. Вокруг него образовался круг любителей, преимущественно женского пола. Они бегали за священником толпами, проходу не давали. Дошло до того, что его начали соотносить с Христом, и даже были такие люди, которые хотели святого распять.

– До чего доходит фанатизм…

– Подобное случилось и с отцом Тихоном (Агриковым), известным духовником Троице-Сергеевой Лавры. За ним буквально гонялись поклонницы. Таким образом еще и спецслужбы КГБ его специально провоцировали для скандала. Священнику приходилось скрываться от этих женщин, которые его провоцировали, не давали возможности заниматься своими делами, служить.

Это щепетильная, острая, непростая проблема.

Федор Михайлович Достоевский описывает историю, произошедшую с иеродиаконом Нилом – реальным насельником Троице-Сергиевой Лавры. В его келье хранились личные ценные вещи одной поклонницы, которая ему всячески помогала, боготворила.

Но была и вторая горячая поклонница. И однажды, когда иеродиакон ушел на службу, одна из этих женщин осталась в его келье, а в это время пришла другая, у которой тоже имелся ключ, и увидела первую лежащей в кровати монаха. Случился скандал. Одна обвинила другую в краже. Был суд. Эти события просочилось в светскую прессу, что, естественно, дало повод для великого соблазна среди верующих.

– Достоевский на тот момент был уже человеком глубоко воцерковленным?

– Да. Миновала бурная молодость, прошли революционные увлечения. Достоевский стал православным верующим консервативных взглядов. Он пишет, что на суде заслуженно освистали монаха, но акцентирует, что во всем Промысл Божий: хорошо, что этот гнойник сейчас вскрылся и отцу Нилу не придется больше лукавить и вести двойную жизнь. Он может покаяться или просто уйти из монастыря и служить в миру, не обманывая ни себя, ни других.

– Наверное, все священники с этим в той или иной мере сталкивались, особенно молодые.

– Безусловно. Отец Глеб Каледа советует: «Не дайте повода ищущим повода». Если такие искушения случаются, то нужно их не медля пресекать и советовать той или иной прихожанке идти в другой храм.

– Важно, когда священник сохраняет трезвомыслие в этом вопросе и сам не впадает в прелесть. Бывают случаи, когда монах поддерживает такое чувство у прихожанок и купается в нем. Ему приятно внимание. Нужны духовные силы монаху, чтобы уйти от такого соблазна.

– Сегодняшнее непростое и нестабильное время откладывает отпечаток на все сферы жизнедеятельности. Особенно важна нынче борьба за сохранение целомудрия. Нужно понимать, что все начинается на уровне помыслов, и незаметно человек все глубже и глубже проваливается в эту трясину. Поэтому нельзя допускать и в мыслях такие влечения. С этим как с огнем играть нельзя. Велика ответственность каждого пастыря за погубленные им души.

– Беспорядок и хаос в стране вносит беспорядок в души. Люди теряют почву под ногами. То, что было ранее незыблемо – верность, чистота, сегодня высмеяно и обесценено.

– Почему это происходит? Почему многие люди себя ощущают одинокими, в том числе в семье?

Это связано со всем нам присущим самолюбием. Мы думаем, что нам все должны, что муж/жена особой любовью, заботой обязаны облечь. При этом каждый из нас забывает, что нам самим следует отдавать любовь, а не ждать её от других, важно самим нести её своим близким и в мир, жертвовать собой.

А где царят корыстные отношения, наступает кризис, разрастается тотальное неудовольствие. Там нет любви.

– Кто-то сказал, что у любви есть один глагол – отдавать.

– Жертвенные отношения, самоотдача могут формироваться только на основе правильной веры в Бога, с понимания высшего смысла любви, а когда вера слабенькая, тогда возникшее из-за каких-то пустяков недоверие быстро разрывает семейные узы и люди начинают искать увлечения на стороне.

– И обманчиво считают это высшей любовью.… Хотя к тому же присутствует эгоистическое желание получить от священника внимание к своей персоне, почувствовать особое расположение.

– Это прелесть, а не любовь. Если бы влюбленная особа думала о душе священнослужителя, она бы не вредила ему своим ненужным вниманием и недопустимой привязанностью.

– Повсюду наблюдаются закостенелый эгоизм, мы не хотим себя хоть в чем-то ущемлять. Есть монахи, которые ведут «гламурную жизнь» похлеще, чем в миру…

– Современному человеку сложно понять, зачем ограничивать себя. Я недавно общался со священником, который служит в одной из преуспевающих западных стран. Он рассказал: когда говорит людям, что нужно поститься, ограничивать себя, смиряться, чтобы побороть ту или иную страсть, они обижаются и некоторые перестают посещать храм. Люди не воспринимают аскезу, хотя соглашаются, что нужно добрые дела делать, социальным служением заниматься, но только не отказывать себе ни в чем, ничем не ограничивать.

В результате – большой процент слабоумия и помешательства. Люди, которые себя ни в чем не ограничивают, у которых нет никакой мотивации для преодоления себя, ради духовного возрастания, нередко сходят с ума. Здесь скрывается основная причина так называемого старческого маразма.

– Аскеза нынче непопулярна, считается архаизмом. Вам, преподавателю аскетики, как удается рассказывать молодым людям о необходимости таковой сегодня?

– Я читаю курс по аскетике, вводная часть – это обоснование дисциплины, её функционального значения. На аскетике строится Православие, это основа основ. Но, повторяюсь, сегодня, как никогда трудно говорить об аскезе.

Ограничения никому не нравятся. Жить и не напрягаться – кредо молодых людей.

Это ложное чувство жалости к себе, разрушительное по сути, не позволяет человеку развиваться.

И если человек себя не ограничивает ни в чем, он неизбежно станет жестоким, равнодушным, неспособным сострадать, сорадоваться. И любые отношения и вся его жизнь тогда имеют исключительно корыстный характер.

Когда же человек перестает отличать зло от добра, когда он зациклен на своей персоне, он становится болен и опасен для общества.

Беседовала Наталья Горошкова

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх