Гог и магог где находятся. Кто такие Гог и Магог. За какие заслуги они стали столь известны? Литература, мнение писателей

Так что же такие эти Гоги и Магоги, которые построили Великую Дамбу?

Самое распространенное, пожалуй, объяснение приводится из Библии:

«Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, и собирать их на брань; число их как песок морской.» (Откровение, 20:7)

Хотя здесь еще не совсем ясно кто они и откуда. Но это современная Библия. А в начале прошлого века эта же глава звучала несколько по другому:

«Когда окончится тысяча лет, освобожден будет Клеветник из своей темницы и выйдет обольщать , народов, живущих на четвертом углу земли, чтобы вывести их на войну. Число их как морской песок. Вот они вышли на степную равнину и окружили лагерь непорочных и возлюбленную твердыню, но упал огонь с неба и поглотил их» (Ап. 20 . 8).

Этот отрывок из Библии приводит ученый-естествоиспытатель Н.А. Морозов в своей книге «Христос», которую он написал в 1924 году. Морозов считает, что под Клеветником имеется в виду созвездие Змия, под темницей – Ущелья Млечного Пути, под четвертым углом Земли - восток (где восходит солнце), под степной равниной - задунайские степи России, а под огнем с неба – утреннюю зарю над островом Патмос (что на Алтае)

Вот этот остров:

Есть на этом острове интересная каменная скульптура:

Такое ощущение, что этот остров образовался в результате какого-то мощного раскола, когда части земли разъехались в разные стороны - контуры острова повторяют контуры берегов на противоположной стороне реки. Как будто и, правда, сверху чем-то мощным шандарахнуло. Если присмотреться, то можно увидеть скульптуру, высеченную в скале.

Вот и Золотая Баба в Самоедии, думаю, тоже из скалы была высечена. А в золото окрашивалась лучами восходящего солнца, как это бывает в горах:


Вершина Манаслу в лучах восходящего солнца

Но возвращаемся к Гогу и Магогу. Еще одно известное упоминание о них присутствует в Ветхом Завете, в главах 38 и 39 Книги пророка Иезекииля:

И было ко мне слово Господне: сын человеческий! обрати лице твое к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала, и изреки на него пророчество и скажи: так говорит Господь Бог: вот, Я – на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала!

И поверну тебя, и вложу удила в челюсти твои, и выведу тебя и все войско твое, коней и всадников, всех в полном вооружении, большое полчище, в бронях и со щитами, всех вооруженных мечами, Персов, Ефиоплян и Ливийцев с ними, всех со щитами и в шлемах, Гомера со всеми отрядами его, дом Фогарма, от пределов севера, со всеми отрядами его, многие народы с тобою.

Готовься и снаряжайся, ты и все полчища твои, собравшиеся к тебе, и будь им вождем.

После многих дней ты понадобишься; в последние годы ты придешь в землю, избавленную от меча, собранную из многих народов, на горы Израилевы, которые были в постоянном запустении, но теперь жители ее будут возвращены из народов, и все они будут жить безопасно.

И поднимешься, как буря, пойдешь, как туча, чтобы покрыть землю, ты и все полчища твои и многие народы с тобою.

Так говорит Господь Бог: в тот день придут тебе на сердце мысли, и ты задумаешь злое предприятие и скажешь: «поднимусь я на землю неогражденную, пойду на беззаботных, живущих беспечно, – все они живут без стен, и нет у них ни запоров, ни дверей, – чтобы произвести грабеж и набрать добычи, наложить руку на вновь заселенные развалины и на народ, собранный из народов, занимающийся хозяйством и торговлею, живущий на вершине земли».

Сава и Дедан и купцы Фарсисские со всеми молодыми львами их скажут тебе: «ты пришел, чтобы произвести грабеж, собрал полчище твое, чтобы набрать добычи, взять серебро и золото, отнять скот и имущество, захватить большую добычу?»

Посему изреки пророчество, сын человеческий, и скажи Гогу: так говорит Господь Бог: не так ли? в тот день, когда народ Мой Израиль будет жить безопасно, ты узнаешь это; и пойдешь с места твоего, от пределов севера, ты и многие народы с тобою, все сидящие на конях, сборище великое и войско многочисленное.

И поднимешься на народ Мой, на Израиля, как туча, чтобы покрыть землю: это будет в последние дни, и Я приведу тебя на землю Мою, чтобы народы узнали Меня, когда Я над тобою, Гог, явлю святость Мою пред глазами их.

Так говорит Господь Бог: не ты ли тот самый, о котором Я говорил в древние дни чрез рабов Моих, пророков Израилевых, которые пророчествовали в те времена, что Я приведу тебя на них?

И будет в тот день, когда Гог придет на землю Израилеву, говорит Господь Бог, гнев Мой воспылает в ярости Моей.

И в ревности Моей, в огне негодования Моего Я сказал: истинно в тот день произойдет великое потрясение на земле Израилевой.

И вострепещут от лица Моего рыбы морские и птицы небесные, и звери полевые и все пресмыкающееся, ползающее по земле, и все люди, которые на лице земли, и обрушатся горы, и упадут утесы, и все стены падут на землю.

И по всем горам Моим призову меч против него, говорит Господь Бог; меч каждого человека будет против брата его.

И буду судиться с ним моровою язвою и кровопролитием, и пролью на него и на полки его и на многие народы, которые с ним, всепотопляющий дождь и каменный град, огонь и серу; и покажу Мое величие и святость Мою, и явлю Себя пред глазами многих народов, и узнают, что Я Господь. Иезекииль 38 глава – Библия

Как я понимаю, тут говорится о том, что не сам Гог из земли Магог пойдет со своим войском войной на Израиль. А его заставят, вынудят это делать:

«И поверну тебя, и вложу удила в челюсти твои, и выведу тебя и все войско твое… Готовься и снаряжайся, ты и все полчища твои, собравшиеся к тебе, и будь им вождем. После многих дней ты понадобишься; в последние годы ты придешь в землю, избавленную от меча….. И поднимешься, как буря, пойдешь, как туча, чтобы покрыть землю, ты и все полчища твои и многие народы с тобою.»

Похоже на внушение или программирование. Как под гипнозом дают кому-то установку что-то сделать, потом: «на раз-два-три ты просыпаешься и забываешь, о чем я тебе говорил, но в определенное время по ключевому знаку ты делаешь то, что тебе было сказано.» И человек как зомби идет и делает, даже не осознавая того, что он делает это не по собственной воде, а по принуждению. И то, что можно проделать с одним человеком, вероятно, можно проделать и с целым народом? Да не это ли и наблюдаем сейчас: «меч каждого человека будет против брата его. »?

Следующую главу не привожу, потому что там, в основном, перечисляются многочисленные зверства, которые разгневанный господь учинит над народами Гога и Магога (за то, что тот сделает по его сценарию). Полностью можно прочитать .

А вот какой текст этой же главы, но Библии начала 20-го века, приводит Н.А. Морозов:

«Снова было ко мне слово Громовержца:

Сын человека! Поверни лицо свое к Гогу в стране Магог, властелину Руси Москов и Предбалкании, и скажи ему мои слова: «Вот, я иду на тебя, Гунн, властелин Руси Москов! Я вложу удила в твои челюсти, я выведу на поле сражения тебя и все твое войско, всех твоих коней и всадников, в латах и со щитами. Я выведу вместе с тобой на бой и Персию, и Абиссинию, и Мавританию, и Крым, и Германию с северных пределов Земли, и все их многочисленные отряды и племена. Приготовься же и выстройся, чтобы быть для них передовою стражею! Ты придешь в последние годы вселенной (перед ее апокалиптической кончиной) в страну, свободную от власти меча, к моему народу, избранному из многих народов, на высоты богоборца, бывшие всегда пустынными. Ты поднимешься, как буря, и покроешь землю, как туча, своими полчищами и многочисленными народами, чтобы произвести грабеж и наложить свою руку на мои вновь населенные развалины, на мой народ, собранный из всех народов, занимающийся скотоводством и торговлею и живущий на самой средине земли… Не ты ли тот самый, о котором я говорил в минувшие дни через служивших мне провозвестников богоборца, предсказавших еще тогда и самый год, когда я приведу тебя?»

«Но вот в тот день, когда ты нападешь на страну богоборца, выступит гнев на мое лицо, и непременно, непременно наступит предсказанное великое землетрясение на земле. Затрепещут тогда передо мною и морские рыбы, и небесные птицы, и полевые звери, и все земноводные животные, и все люди, живущие на лице земли. Обрушатся горы, обвалятся обрывы земли, и все построенные на земле стены низвергнутся на нее. Я расправлюсь с тобою убийством и моровой язвой, я низведу проливной дождь и необычайный каменный град, с огнем и горящей серой, как на тебя, так и на все твои отряды и на многочисленные народы, которые придут с тобой

«Вот я иду на тебя, Гог, властелин Руси-Московии и Предбалкании!»

В основном то же самое, что и в современном варианте, но более конкретизировано кто же такие Гоги и Магоги. Оказывается это гунны, властелины Руси, Московии и Предбалкании. Гунны, проживающие в четвертом углу земли на востоке:


Фрагмент карты Nicholas Sanson, 1654

Гуннов упоминает так же Иоанн Кронштадтский в своей книге «Начало и конец нашего земного мира»:

«Из потомства Иафета, от старшего сына Гомера - Кимвры, Тевтоны, Кельты, Готы, Казары, словом аборигены западной Европы. От него же - остающиеся на первобытных местах Армяне. От второго сына, Магога или Гога. - Скифы или Гунны, Татары. Турки. Монголы. Манджуры, Туранцы, Сарты. Киргизы, Башкиры, Калмыки, Финны, Литва, Угры или Мадьяры. Вот этим-то народам дается общее название Магог .»

«Угры, или Венгры - Скифского племени от Магога и единоплеменники Гуннов, ибо Гунны, после поражения в Европе на полях Каталаунских в V веке, поселились на равнинах Венгрии, где протекает Тисса, и частью в горах Трансильвании. Не они ли, эти самые Гунны, как потомки Магога, упоминаются в IX гл. Апокалипсиса и пророчествах Иезекииля в 38 и 39 главах? Так утверждает св. Андрей Кесарийский, толкователь Апокалипсиса в V веке по Р. Х. Завеса скрывает от нас тайны последних времен»

Может быть, назвали город Моголом в честь татаро-монгольского нашествия (которого не было)?

Витсен о манджурах:

«Вот что мне сообщили письменно из Кантона в Сине о восточных и западных тартарах:

«Сина находится под властью восточных тартар и склоняется перед их оружием. Восточная Тартария и страна манджуров Ниухе – управляются вице-королем, который приезжает раз в три года к пекинскому двору дать отчет о своем управлении и своих делах. »

"Эти народы (он сказал) тогда присоединились к тартарскому хану, который был королем тартар Ниухе и богдетских. Они тогда зимой, по замерзшей реке с большим войском, вошли сквозь Великую стену в Катай, завоевали его и владеют им до сего дня. Среди них разные мугалы, калмаки и бухары.
О названии Богдойске, или Богдетская, что, собственно, и есть Ниухе или часть ее и значит как бы страна, благословенная Богом; сами жители даже не знают, откуда оно происходит, и настоящий император Китая, родом из этих богдайских, или ниужских, тартар, получил прозвище Богди Хан, то есть Богом благословенный хан, или император. Ибо Бог значит на их языке Бог и хан, князь, или император . Как родовое имя они приняли имя Тайчинг. Это название носит сейчас и государство, по обычаю древних синцев, которые переименовывают государство, когда меняется династия.
Здесь кончаются сведения упомянутого писателя."

Итак, манджуры, они же народ ниухе или богды, что означает благословенные Богом, потому что так звучит БОГ на их языке. Очень замысловато и запутано говорит о том, что это попросту русские .

Согласно В. Шемшуку династия великих моголов (маг + ол = великие служители) была основана русским царем Веной. И в своей книге «Русь Борейская Украденная история России» он приводит имена великих моголов:

Калита (Иван I -10 век до н.э.); Ярослав Мудрый (Иван II -11 век н.э.); Александр Невский (Иван III -14 век); Дмитрий Донской (Иван III (IV) -15 век); Иван IV, Грозный (16 век); Иван V (16 век); Иван VIII (Фёдор Могол, Лжедмитрий II – 17 век); Иван IX (Лжедмитрий III -17 век).

Интересно, что он не помещает Чингизхана в этот список – собственно самого выдающегося могола согласно официальной версии истории. Напротив, он утверждает, что Александр Невский (он же Александр Македонский) сражался с Чингизханом и победил его.

В свободном доступе можно увидеть таких великих моголов:

падишах Империи Великих Моголов Аурангзеб, в русском варианте Аламгир I («Покоритель Вселенной») 1618-1707гг.

Если бы не слоны на заднем плане, ну чем не русский царь?

Но если русские сомневаются в принадлежности русских царей к моголам, то скандинавы и британцы, похоже, в принадлежности своих королей к Магогу не сомневаются.

Так исторический трактат Иордана, написанный в VI веке, упоминает Магога как предка готов. Так же как и История Бриттов.

Иоанн Магнус (известный шведский католической деятель и историк 16 века) заявлял, что Магог мигрировал в Скандинавию (через Финляндию) через 88 лет после потопа, и что 5 его сыновей были Суенно (предок шведов ), Gethar (или Гог, предок готов ), Уббо (который впоследствии правил Швецией и построил Старую Уппсалу (Gamla Uppsala- резиденция королей полулегендарной династии Инглингов ), Тор (в скандинавской мифологии один из асов , бог грома и бури, защищающий богов и людей от великанов и чудовищ.) и Герман . (Johannes Magnus, Historia de omnibus Gothorum Sveonumque regibus, 1554, I, Chapters 4–5)

В течение долгого периода времени шведские короли вели свой счет от Магога. Так королева Швеции Кристина (1626 – 1689) считала себя 249й в этом списке.

Также от Магога произошли и финны по отвержению финского писателя, учёного-историка и лингвиста Даниэля Юслениуса (1676-1752)


Иллюстрация Магога как первого короля Швеции, из «Истории всех еврейских и шведских королей» Иоганнеса Магнуса 1554 год

И ирландцы : согласно нескольким средневековым ирландским летописям, в первую очередь the Auraicept na n-Éces and Lebor Gabála Érenn , ирландская раса является составной частью, в том числе потомками сына Иафета Магога из «Скифии». Баас Мак-Магог (Боаф), Джессит и Фатохта - это три сына Магога. Fénius Farsaid (легендарный король Скифии, который появляется в разных версиях ирландской мифологии. Он был сыном Боата, сына Магога. Согласно некоторым традициям, он изобрел алфавит Огам и гэльский язык), Партолон (имя Партолон не ирландского происхождения, оно происходит от искажённого имени Варфоломей, которое значит «сын того, кто останавливает воды » (воды потопа) (не с помощью ли сооруженных дамб? – прим. мое) , Немед (священный –прибыл в Ирландию спустя 30 лет после смерти племени Партолона), племя Фир Болг (потомки сына Немеда), племена богини Дану (люди богов - также потомки сына Немеда) являются потомками Магога. Предполагалось, что у Магога был внук по имени Хебер, чье потомство распространилось по Средиземному морю (значит римляне и греки доже потомки Магога? – прим. мое)

Отметились Гог с Магогом также и в английском фольклоре:

«Гогмагог (также Goemagot, Goemagog, Goëmagot и Gogmagoc) был легендарным гигантом в валлийском, а затем и в английском фольклоре. Согласно «Истории королей Британии» Джеффри Монмутского (XII век), он был гигантским жителем Альбиона , сброшенным со скалы во время борьбы с Коринеем (компаньон Брута из Трои). Гогмагог, найденных Брутом и его людьми, был последним из гигантов, населяющих землю Альбиона.


Борьба бога Тора (одного из 5и сыновей Магога) с гигантами. Мартен Эскил Уинг, 1872

Изображения Гогмагога и Коринеуса, использованные в английских театральных зрелищах и позже установленные в качестве статуй-хранителей в Лондонской ратуше, в конечном итоге получили знакомые имена «Гог и Магог». Истчоник

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Два народа, нашествие которых потрясет мир незадолго до прихода Мессии .

В книге Иехезкеля (38–39) Гог, «князь Роша, Мешеха и Тувала», и «земля Магог» названы рядом в описании «великого сборища полчищ», которые вторгнутся под предводительством Гога в Землю Израиля «в последние дни... как буря... от пределов севера», чтобы грабить и опустошать, и падут в ней от руки Господней.

Там же упомянут Гомер «со всеми отрядами его» (Иех. 38:6) как участник нашествия. В других местах Библии (Быт. 10:2; I Хр. 1:5) он, наряду с Мешехом и Тувалом, фигурирует как брат Магога. Исследователи Библии отождествляют Гомера с киммерийцами, Мешеха - с мосхами, а Тувала - с тибаренами. Среди многих попыток отождествить Гога и Магога с какими-либо народами, жившими к северу от земли Израиля, или выявить исторический источник видения Иехезкеля, наиболее приемлемым выглядит предположение, что прообразом Гога был Гиг (у ассирийцев - Гугу), царь Лидии, (примерно 687–652 гг. до н. э.), который, по словам Геродота, расширил свои владения в Малой Азии до Эгейского моря на западе и Черного моря на севере. В анналах ассирийского царя Ашшурбанипала (699–633? до н. э.) содержится несколько версий рассказа о Гиге. Его битвы, а также современные Иехезкелю нашествия лидийцев и их многочисленных союзников на Мидию, видимо, и создали фон апокалиптического видения пророка.

В апокрифической литературе Гог и Магог упоминаются лишь в Сивиллиных прорицаниях (3:319, 512) как «страна Гога и Магога». Но в многочисленных сказаниях Талмуда (см. Аггада), в мидрашах и других раввинистических источниках Гог и Магог - это всегда жестокие и кровожадные народы, последние битвы которых с другими народами мира произойдут в Земле Израиля перед приходом Мессии.

Из библейских источников и аггадических преданий сказания о Гоге и Магоге перешли в литературу христианской церкви. В откровении Иоанна Богослова (20:7) говорится, что войны Гога и Магога произойдут по прошествии тысячи лет после первого пришествия Христа . Вторжение готов в пределы Римской империи в 3 в. н. э. и нашествие в 8 в. мусульманских завоевателей на запад Европы христиане отождествляли с войнами Гога и Магога.

В эсхатологии ислама предание о Гоге и Магоге встречается в Коране (18:93–99; 21:96) как легенда о том, что завоеватель многих стран Зу-ль-Карнейн или Зу-ль-Карнайн (по-арабски `обладающий двумя рогами` или `имеющий два века`) по просьбе народов, страдающих от набегов диких племен Яджудж и Маджудж, воздвигает на границе между ними и другими народами мощную стену, которую эти племена пытаются прорвать ежедневно с наступлением утра и до вечера, но прорвут и хлынут в мир, когда приблизится день Страшного суда. Последующие исламские источники добавляют, что нашествие этих племен распространится до самого Иерусалима , где Богом им уготовано уничтожение.

Кого-то в детстве пугали «бабайкой», а кому-то грозили: «Вот гога и магога придут и тебя заберут!» Вряд ли, произнося эту фразу, товарищи взрослые вкладывали в это понятие истинный смысл. В словаре Ефремовой, как и в Большом справочнике русских поговорок, определяют его так: гог и магог - это всемогущий, внушающий ужас. В других источниках даются более конкретные, исторические понятия.

Представление в христианстве

Согласно библейскому учению о конечных судьбах человека и мира, народы гога и магога - враждебные, воинствующие, которые придут в последний миг, чтобы истребить оставшихся приверженцев христианства. Конец света сейчас всплывает не только в бытовых разговорах. Эту тему подогревают многочисленные средства массовой информации. Показывают людей, строящих бункеры с вековыми запасами провизией, стационарными электростанциями и прочими коммуникациями и предметами обихода, которые смогут поддерживать нормальную жизнедеятельность. Гога и магога, согласно некоторым толкованиям, и должны стать той разрушительной сатанинской силой, которая уничтожит все окончательно.

Это не все определения, которые выведены в религиозных учениях. Под именем «Гог» предполагается ведущий, главный предводитель, стоящий впереди всего враждебного войска. «Магога» имеет свой статус. Это страна, а значит, что и народ ее населяющий. Все эти люди подвластны великому Гогу, послушные его велению, поклоняющиеся его философии и мировоззрению, верующие в его предназначение.

И все же чаще всего гога, магога - это народ, который должен в определенное время возглавить князь Рош. Ему тоже дается несколько определений. Сын Вениамина, который умер, не оставив наследников. Другая интерпретация, более общая - начальствующий, глава, великий князь в оригинале. Были даже высказаны предположения, что за этим названием предполагают Россию, как землю, царствует над которой могучий Гог.

Ветхий Завет упоминает сына Яфета Магога, зачинателя рода у поселений, находящихся севернее Палестины. Гог, по некоторым предсказаниям, должен привести войска кочевников на Израиль. Варварский враждебный Север символизируют они в иудейской культуре.

Согласно легенде, загнал это народы на Восток, на самые крайние его территории. Придет время, они освободятся, ворвутся на христианские земли, разрушат все вокруг, исторически сложившийся мир.

Апокалипсис - период, когда все рушится

И еще одно слово, которое сегодня чаще всего трактуют в далеком от изначального определения - Апокалипсис. Сейчас оно в основном воспринимается большинством как конец света. В библейском «Апокалипсисе» описывается ситуация, когда мир будет рушиться. Именно в этот момент сам Сатана сойдет на Землю. Он призовет к себе на службу царя Гога с земли Магога.

А с ним народ, число которого будет больше, чем морского песка. Магоги будут давить, пытать, истреблять людей, стирать их с лица земного. И становится ясно, что Апокалипсис - это не крушение всего мира, это глава Библии. А перевод с греческого дает точное описание - это есть Откровение, последняя библейская книга. В ней излагает свои видения.

В исламе

В исламе у гога и магога есть свое имя - Йаджудж и Ма-джудж. Это также воинствующие племена, выступающие против Божьего народа. Практически в любой трактовке их нашествие связывают со Страшным судом и пришествием Мессии.

«Война гога и магога» - именно так называют битву между внешним и внутренним, согласно учению каббалы. Результат победы в этой схватке - избежание разрушительных последствий от столкновения двух сил. Эта война приписывается народу Израиля. И она не ведется с помощью доступного материального оружия - атомных снарядов, бомб, ракет и автоматов. Сейчас это трактуется как битва внутреннего мира с внешними реалиями. Сражения между желаниями и действительностью в духовном значении.

В современном мире многие дают это громкое название предполагаемой в ближайшее время ядерной битве Запада с альянсом, который возглавит Россия. Именно этой войне присваивают звание «разрушителя» - действий, которые превратят мир в пыль. Когда-то эту сомнительную славу приписывали в предсказаниях Наполеону во времена его затяжных битв и завоеваний.

Современность

Современные политики часто используют выражение «гога и магога». Значение при любой трактовке сводится к одному - это разрушающая все вокруг сила. В связи с участившимися упоминаниями и предсказаниями конца света звучит все чаще это Библейское описание.

Любая война, по сути своей, - борьба за свою веру, за духовные и материальные устои. Народ-разрушитель сложившегося мира под предводительством Сатаны, какое имя ему бы ни дали, пугает не меньше, чем Армагеддон. Поэтому политологи, историки снова и снова обращаются к учениям многовековой давности, где, не предполагая о сегодняшней реальности, так точно описаны предшествующие любому перевороту признаки.

Литература, мнение писателей

Любопытно, что это выражение пришло в популярный оборот в качестве синонима «ужасающий, подавляющий, властвующий». Еще великий Николай Васильевич Гоголь упоминал в одном из диалогов героев «Мертвых душ»: «какой гог-магог», который и за копейку зарежет. Тем самым характеризуя человека как продажного и беспринципного, из-за того внушающего больший ужас.

Армагеддон - бессмысленная война

Армагеддон - это война против всех. Бессмысленная по итогу, недопустимая, но ожидаемая, отраженная во многих кинолентах и литературных произведениях. Прикрываясь ложной идеологией, во многих уголках Земли ведутся боевые действия, поражающие своей разрушительной силой и абсолютной бессмысленностью. И если изначально упоминаемых во всех известных религиозных описаниях «гога-магога» относили к земле верных, к Израилю, то сегодня эти определения можно отнести к любым вторжениям и военным конфликтам. К сожалению, предотвратить царящий хаос не получилось, несмотря на предсказания. Хочется верить, что конец света и предшествующее нашествие «народов с Севера» останется в описаниях в теории, а не станет историческим фактом.

Гог и Магог — персонажи религиозного эпоса в иудаизме, христианстве и исламе — жестокие, кровожадные народы. В современном смысле словосочетание Гог и Магог означает — ужас, страх, кошмар, всё разрушающая сила. При этом, в связи с масштабом бедствий от нашествия Гога и Магога, фразеологизм приобрел значение чего-то значимого, могущественного, главного, потому выражение «Гог и Магог» имеет синонимы важная персона, важная особа, птица высокого полета, персона, большая шишка

Гог и Магог в иудаизме

В Книге Йехезкель (гл. 38 и 39) сказано, что в конце дней придет на Землю Израиля народ с севера, чтобы завоевать её, но Господь не допустит этого
2. Сын человеческий! Обрати лицо твое к Гогу в земле Магог
8. …в конце лет придешь ты в страну, освобожденную от меча, собранную из народов многих, которые были опустошенными всегда, но (народ Йисраэйля) был выведен из народов, и поселились в безопасности все они.
9. И поднимешься, как великое бедствие придешь ты. Как туча, покрывающая эту землю, будешь ты и все отряды твои, народы многие с тобой
11. И скажешь ты: «Поднимусь на страну неукрепленную, пойду на успокоившихся, обитающих в безопасности, – все они обитают без стены, ни засова, ни дверей нет у них»
12. Чтобы грабить грабежом, добыть добычу, наложить руку твою на развалины заселенные (вновь) и на народ, собранный из народов, обретший стада и богатство, на обитающих на пупе земли
15. И придешь ты с места твоего, с окраины севера – ты и народы многие с тобой, всадники на конях все они, толпа огромная и войско великое
16. И поднимешься на народ Мой Йисраэйль, как туча, чтобы покрыть эту землю. В конце дней будет это, и приведу Я тебя на землю Мою, чтобы знали Меня народы, когда освящусь Я через тебя пред глазами их
18. И будет в день тот, в день прихода Гога на землю Йисраэйля, – слово Г-спода Б-га! – возгорится гнев Мой в ярости Моей
21. Но призову на него (на Гога) меч на всех горах Моих, – слово Г-спода Б-га. Меч каждого будет против брата его.
22. И буду судиться с ним мором и кровью, и ливень проливной, и град камней, огонь и серу пролью на него и на отряды его, и на народы многие, которые с ним.
23. И Я возвеличусь, и освящусь, и появлюсь пред глазами народов многих, и узнают, что Я – Г-сподь

Гог и Магог в христианстве

В Апокалипсисе (гл. 20, ст. 7) говорится, что
7. Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской.
8. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный.
9. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их;
10. а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков

Гог и Магог в исламе

В Суре 18 Аль-Кахв «Пещера» Гог и Магог названы Яджудж и Маджудж. Во время своего путешествия праведник Зуль-Карнайн помог народу, жившему между двумя горами (Две горы — это горы в Азербайджане и Армении. Согласно другой версии, эти горы находятся в Туркестане) спастись от притеснения народов Яджудж и Маджудж
18:94. Когда эти люди обнаружили силу и мощь Зу-ль-Карнайна, они попросили его установить преграду между ними и Йаджуджем и Маджуджем (Гогом и Магогом), которые часто совершали набеги на них и опустошали их землю. Эти люди предложили уплатить ему дань
18:95. Он им ответил: «Аллах даровал мне могущество и власть. Это — лучшая плата для меня». Он стал возводить преграду, потребовав от них помочь ему людьми и орудиями труда, чтобы выполнить их просьбу
18:96. Он попросил собрать для него куски железа, из которых он устроил высокую преграду, соединив ею два крутых склона. Затем он приказал людям разжечь огонь и раздувать его, пока железо не раскалилось. Потом он вылил на неё расплавленную медь, и в результате получилась прочная сплошная стена — заграждение
18:97. И не могли племена Йаджуджа и Маджуджа ни подняться на преграду, ибо она была очень высокая, ни пробить её, ибо она была очень прочная

Историки спорят о том, какие народы подразумевали священные книги иудеев, христиан и мусульман под именем Гог и Магога. В разные времена в разных странах ученые называли армию Александра Македонского, Гуннов, Монголо-Татар, Скифов, Славян, Племена времен царя Дария I, вторгшиеся через Мидию на Ближний Восток

Употребление понятия «Гог и Магог» в литературе

- «Дайте ему только нож да выпустите на большую дорогу, зарежет, за копейку зарежет! Он да ещё вице-губернатор — это Гога и Магога» (Гоголь «Мертвые души»)
- «Вон катит, полюбуйтесь, какой гог-магог, — заключил исправник, указывая глазами на идущего управителя» (Писемский «Леший»)
- «…они готовятся насладиться стычкой Гога и Магога — Туберозова с Термосеевым» (Лесков «Соборяне»)

В Откровении апостола Иоанна Богослова в стихе седьмом главы двадцатой читаем:

Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской.

Относительно значения имен «Гог и Магог» существует несколько объяснений и толкований.

«Некоторые думают, что Гог и Магог — полунощные и отдаленнейшие народы скифские или, как мы их называем Гунны, самые воинственные и многочисленные из всех земных народов. Только Божественною десницею они удерживаются до освобождения диавола от завладения всей вселенной. Иные, переводя с еврейского, говорят, что Гог обозначает собирающего или собрание, а Магог — возвышенного или возвышение. Итак, этими именами обозначается или собрание народов или их превозношение. Следует знать, что Иезекииль пророчествовал об этих народах, что приидут в последние дни с большою силою и падут на земле Израильской, а оружие их, по причине множества, будет гореть семь лет (Иезек. 39, 9).

Известно же, что пришествие их более всего соответствует временам последним. Это можно предполагать потому, во-первых, что нигде в Священных книгах не упоминается о войнах Иудеев со Скифами, кроме войн с народами окрестными, завидовавшими их внезапному обогащению, во-вторых, потому, что о Гоге написано, что он будет приготовляться от времен древних и придет во времена последние, и, в-третьих, — что в этом, предсказывающем будущее, Откровении сказано, что Гог и Магог придут при кончине века сего».

«Слово Магог в первый раз упоминается в книге Бытия: это один из сыновей Иафета. В пророчестве Иезекииля говорится о Гоге и Магоге, из которого, кажется, перенесены эти имена в Апокалипсис с теми же понятиями, в каких приняты были Иезекиилсм, но с разным применением. Гог у Иезекииля описывается сильным и страшным завоевателем, который вторгнется с многочисленным войском в землю народа израильского. «И пойдешь с места твоего, — предрекает Господь Бог, обращаясь к Гогу, — от пределов севера, ты и многие народы с тобою, все сидящие на конях, сборище великое и войско многочисленное.

И поднимешься на народ Мой, на Израиля, как туча, чтобы покрыть землю: это будет в последние дни», — и произносит следующий грозный приговор против Гога: Падешь ты на горах Израилевых, ты и все полки твои, и народы, которые с тобою; отдам тебя на съедение всякого рода хищным птицам и зверям полевым. (Иез. 39, 4).

Значит, Гог был орудием гнева Божия, обращенным против израильтян за их согрешения, но потом за жестокость его и нечестие сделался предметом отмщения также гнева Божия. Слово Магог, как кажется, означало землю и народ, которым повелевал Гог. В пророчестве говорится: И пущу огнь на Магога (то есть опустошу Магога), и населятся острова с миром (Иез. 39, 6). Наказание Гога и истребление его войска представлены пророчеством в грозных выражениях. Многие из толкователей пророчества Иезекииля искали царства Гога и Магога в северных частях Азии, и именно в Скифии, предполагая Магога, сына Иафетова, родоначальником скифов.

Некоторые из историков (Свида и Кедрин) почитали персов потомками Магога. В число доказательств этой гипотезы вошло и то, что их философы назывались магами. Бохарт помещал Гога в окрестностях Кавказа, производя Кавказ от еврейского слова гогшазан, то есть крепость Гога. Он же высказывал странное мнение, будто Прометей, прикованный Юпитером к Кавказу, был никто другой как Гог. Производили моголов, или монголов, от Магога.

Феодорит и многие другие, рассматривая пророчества Иезекииля с лучшим разумением, понимали под именем Гога Антиоха Епифана, Сирийского царя, а под словом Магога — многочисленных народов азиатских, составлявших его войско, когда он напал на Иудею. Из книг маккавейских известно, сколько грабежа, опустошения и кровопролития произведено нечестивым царем по всей земле Иудейской. А также известно примерное отмщение Божие над ним, его полководцами и многочисленными, разноплеменными их ополчениями. Вот исполнение пророчества Иезекииля в буквальном смысле.

Но из пророчества Апокалипсиса мы неоднократно примечали, что предсказания Божий иногда в одних и тех же словах относились и к суду Божию над идолопоклонством и к суду Божию над нечестием последних времен существования мира; потому и заключаем, что пророчество Иезекииля против Гога и Магога указывало и на происшествия не так далекие, каково поражение войска Антиоха, и на такие, которые скрывались в глубине веков отдаленных. Оно и намекало, что восстанет Гог на народ Божий в последнее время: После многих дней ты понадобишься; в последние годы ты придешь в землю (Иез. 38, 8), и в другом месте: И поднимешься на народ Мой, на Израиля, как туча, чтобы покрыть землю: это будет в последние дни, и Я приведу тебя на землю Мою, чтобы народы узнали Меня, когда Я над тобою, Гог, явлю святость Мою пред глазами их (Иез. 38, 16). Пророчество и повторено в Апокалипсисе в последнем значении.

Понятие о Гоге во все времена было понятием о властелине свирепом, бранноносном, повелевающем разноплеменными и многочисленными толпами воинов, попирающем уставы Божий, кровожадном злодее, враге Бога, веры, Церкви Его и поклонения Ему. Таков был Антиох Епифан. Таковым явится в последнее время нечестивец, не только ему подобный, но и превосходящий его в нечестии, ожесточенный враг веры Христовой и всех верных Господу Иисусу Христу. Не будет ли это тот человек беззакония, сын погибели, который по действию сатаны со всею силою, знамениями и чудесами ложными и со всякими беззаконными обольщениями будет проповедовать отступление от веры в Господа Иисуса Христа и преследовать разного рода гонениями, казнями, смертью непокоряющихся его обольщению?

Он утвердит власть свою над многими народами, как счастливый воин, как хитрый политик, как утонченный знаток слабо-стей человеческих, действуя на умы блеском своих успехов, славы, почестей, богатств и других многочисленных чувственных приманок и очарований. Вероятно, он рассыплет все роды соблазнов на посмеяние всего святого, на помрачение истины, для поколебания веры в Господа нашего Иисуса Христа, и для возбуждения порочных и насильственных страстей, в чаду которых нетрудно ему будет погасить благодетельный свет учения Христова. Порочный христианин, ослепленный развратными мыслями и пожеланиями близок к вольнодумству, а от вольнодумства — один шаг к отступничеству или атеизму. Вот и начинается война против ис-тины, святости и всех добродетелей.

В ужасное время, описываемое пророчеством, разврат и нечестие распространятся между таким множеством людей, что евангелист Иоанн, как мы упомянули выше, уподобляет их числом песку морскому. Эта бесчисленность одушевится одною мыслью вождя своего и повелителя, чтоб преследовать верных Господу Иисусу Христу. Не к этому ли времени относится сказанное в стихе 14 главы 16 Откровения ап. Иоанна о трех нечистых духах, которые исходят к царям всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя? Нельзя ли понимать под нечистыми духами трех главных помощников антихриста или Гога, действующих по внушению враждебной силы, ложными убеждениями на царей земных, чтоб вооружить против веры Христовой и верующих?».

«Главный виновник восстания новых врагов против Церкви Христовой представляется сатана, разрешенный из темницы, в которой содержался тысячу лет. Войско его будут составлять какие-то народы, Гог и Магог, которые в бесчисленном множестве выйдут с четырех углов (отдаленных пределов) земли. Прежде исполнения пророчества нельзя сказать, кто такие эти народы. Блаж. Иероним разумеет под ними кавказских скифов; иные разумеют магометан — турок, татар. Но здесь это имя народов, кажется, таинственное и означает не один народ, а сброд с четырех углов земли — востока, запада, севера и юга, то есть со всех концов земли, Значит, эти люди рассеяны по всем странам и царствам.

Эти люди называются Гогом и Магогом, может быть, для означения варварства, же-стокости, бесчеловечия их, какими отличались Гог и Магог, как видно из пророчества Иезекииля. Не понимаются ли под ними последователи, слуги антихриста — вольнодумцы, еретики, неверы, ученые безбожники, нечестивцы, отчаянные развратники, и т. п.? Такие люди, точно, везде и ныне находятся во всех царствах и местах, но вдали от стана святых, то есть Церкви Христовой, не по месту, а по образу мыслей, по нравам, по жизни.

Такие люди и ныне словом и писаниями стараются ниспровергать основные истины христианства, извращать понятие людей о разных предметах религии, нравственности, гражданской жизни, вовлекать в свой омут заблуждений, разврата, буйства. Кто не увлекается их толками, не следует их правилам, обычаям, тех начинают преследовать насмешками, пересудами, злословием, клеветою, презрением, уничижением и разными оскорблениями; например, кто постоянно ходит к богослужению в праздники, соблюдает посты по уставу святой Церкви, уклоняется от игр, забав, зрелищ, шумных собраний для разгула, суетного празднословия, читает Священное Писание, жития святых и другие назидательные книги, а не повести, романы, соблюдает другие религиозные обряды, правила благочестия, и вообще в образе мыслей, в нравах и жизни соображается с Евангелием, поступает по заповедям Божиим, а не по правилам и обычаям мира, — тот будь хоть ангел, вольнодумцы, нечестивцы забросают его грязью, постараются очернить, унизить.

Добродетели они обыкновенно называют лицемерием, благочестие — ханжеством и свято-шеством, ревность к славе Божией и подвижничеству — фанатизмом, кротость и смирение — бесхарактерностью, простодушие и откровенность — глупостью, и т. п. Они стараются преследовать человека верующего всеми адскими оружиями: насмешками, злословием, ненавистью и разными кознями — свести с истинного пути, заставить следовать их нечестивым понятиям, правилам, обычаям, по духу мира и князя его, чтобы только не видеть обличителя своего нечестия.

Такие люди — верные служители антихриста и ныне стараются явно и тайно вредить святой Церкви Христовой, станут совращать православных христиан с пути истины и благочестия на путь вольнодумства, суемудрия, неверия, нечестия, своеволия, буйства во имя либеральности, своевременной цивили-зации и т. п. Вот это и есть война, может быть, Гога и Магога! По крайней мере, эта хитрая, злокозненная война гораздо опаснее и зловреднее всякой внешней, гражданской войны. Поэтому как надобно быть осторожным христианину среди подобных людей, чтобы насмешками или благовидною личиною дружбы и разными хитростями мало-помалу не увлекли в свой омут. Как жаль, что и ныне о многих можно сказать, что сказал ап. Иоанн о некоторых своих современниках: Они вышли от нас, но не были наши (1 Ин. 2, 19)».


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх