Основные направления христианства. Вероучение католицизма Особенности православного вероучения


Причины Реформации. Язык церкви – латинский – был непонятен большинству верующих; Многие не могли прочитать Библию; Крестьян и горожан возмущали поборы церкви; Представителей буржуазии раздражало богатое убранство церкви; Малоземельные рыцари, феодалы, с завистью смотрели на богатые церковные земли; Королей и князей раздражало вмешательство Римского Папы в дела государства.




31 октября 1517 Мартин Лютер обнародовал свои « 95 тезисов», ни сводились к следующему: -не отпускать грехи без покаяния (раскаяния), -прощение дается Богом, а не за деньги, -лучше совершить доброе дело, чем откупиться, -главное богатство церкви - Священное писание. Мартин Лютер


Жан Кальвин. Гравюра 17 в. В 40-х гг. XV в. начался второй этап Реформации. Его возглавил Жан Кальвин, выдвинувший идею «божественного предопределения». Люди изначально поделены на тех, кто спасется, и тех кто погиб нет. Но это заранее неизвестно. Поэтому нужно вести себя как подобает божественным избранникам.




Особенности Церкви Католическая ЛютеранскаяКальвинистская Англиканская Каковы отличительны е особенности вероучения о спасении души? Какова роль церкви, священников? Какая власть важней: духовная или светская? Язык, на котором ведется богослужение Отношение к богатству церкви.


Особенности Церкви Католическая ЛютеранскаяКальвинистская Англиканская Каковы отличительны е особенности вероучения о спасении души? Спасение души только через церковь, следование ее заповедям Спасение верой, нет посредников между человеком и Богом «Божественное предопределение » в то, кто будет спасен Сохраняются основы католического вероучения Какова роль церкви, священников? Какая власть важней: духовная или светская? Язык, на котором ведется богослужение Отношение к богатству церкви.


Особенности Церкви Католическая ЛютеранскаяКальвинистская Англиканская Какова роль церкви, священников? Только священники могут толковать Библию и прощать грехи Священники только разъясняют Библию. Их избирает община верующих. Избранные проповедники следят за нравственностью Сохраняется роль священников Какая власть важней: духовная или светская? Язык, на котором ведется богослужение Отношение к богатству церкви.


Особенности Церкви Католическая ЛютеранскаяКальвинистская Англиканская Какая власть важней: духовная или светская? Светские правители подчиняются Римскому Папе Глава церкви - Король Существует община верующих Глава церкви - Король Язык, на котором ведется богослужение Отношение к богатству церкви.





100. Римо-католический догмат об абсолютной и единоличной власти Римского епископа над Церковью и его непогрешимость. Предпосылки учения. Православная критика.

    Основные особенности учения протестантизма.

99. Основные догматические и обрядовые отличия римо-католиков.

С IX в. началось и в XI в. окончательно совершилось отпадение от единства Вселенской Церкви западной ее части во главе с Римской кафедрой.

Сохранив существенные черты древней неразделенной Церк­ви, Римско-католическая церковь приобрела со времени отпаде­ния ясно обозначившиеся особенности в догматах, обрядах, уст­ройстве церковного управления, дисциплине и канонах. В отличие от Восточной Церкви, Римско-католическая Церковь акцентирует развитие догматического учения Церкви и возможность восполне­ния его путем провозглашения новых догматов.

Основные разногласия между обеими Церквами в вопросах догматического характера , изложенные в хронологическом поряд­ке их возникновения, сводятся к следующему:

1. Учение об абсолютной, единоличной власти Римского епис­копа (папы) над Церковью.

2. Учение об исхождении Святого Духа "и от Сына". Православная Церковь учит, что Дух Святой исходит от Отца и почивает на Сыне, Сыном посылается в мир, чрез Сына преподается нам в Церкви и справедливо именуется как Духом Отца, так и Духом Сына. Превечной причиной бытия Св. Духа, по православному разумению догмата о Св. Троице, является только Отец, ибо в Троице есть только одно ипостасное Начало.

Два эти пункта расхождения римского католицизма с право­славием и были причиной разделения церквей в Х I в. Логическим выводом из учения об абсолютной, единолич­ной власти папы над Церковью было учение об учительной не­погрешимости папы , сформулированное как догмат на I Ватиканс­ком Соборе 1870 г.

3. После разделения Церквей в Римско-католической Церкви сложилось учение о спасении , включающее учения о первородном грехе и об удовлетворении Богу за грехи, и связанные с ним уче­ния о чистилище, сокровищнице заслуг и индульгенциях.

Римско-католическое учение о спасении

Вопрос о спасении человека - важнейшая часть христиан­ского вероучения, и именно в понимании спасения лежит одно из самых существенных вероисповедных расхождений Православия и Католичества.

Сущность спасения, по православному учению , состоит в том, что Господь Иисус Христос даровал нам силу, которой мы по­беждаем нападения диавола и делаемся свободными от страстей. Способ совершения нашего спасения - внутреннее развитие, постепенно совершающееся в человеке действием благодати Божией.

В католической же сотериологии получил преобладание раци­оналистический юридизм: в учении об искуплении, последствиях первородного греха, в теории сатисфакции. И здесь юридическое, внешнее, идея заслуги, удовлетворения, зачета получает преобла­дание над нравственным и органическо-мистическим учением о нашем спасении через воплощение, страдание и воскресение Сына Божия и через наше внутреннее органическое участие в его искупительной жертве и Его просветленной жизни. Главная опас­ность юридического учения для духовной жизни католика именно в том, что при желании человек может ограничиться только вне­шним деланием.

Римско-католическое учение о спасении говорит, что Бог, оскорбленный грехом человека, гневается на него и потому посылает ему наказания; чтобы обратить гнев Божий на милость, необходимо принести Богу удовлетворение за грех, - таково в общих чертах римско-католическое понимание сущности наших взаимоотношений с Богом. Спасение здесь мыслится, прежде всего, как избавление от наказаний за грехи. В православии спасение понимается, прежде всего, как избавление от самого греха. От человека-грешника Бог требует не удовлетворения за грехи, а изменения образа жизни - рождения в новую жизнь. Таким образом, в православии дело спасения мыслится в нравственном смысле, в римском католицизме - в юридическом.

Источники вероучения

Основным источником вероучения католики считают Библию (Священное писание). Однако католическая редакция Библии (Вульгата) имеет ряд особенностей. Так, Ветхий завет принимается ими не в греческом, как у ортодоксов, а в латинском переводе, сделанном св. Иеронимом (ум. в 420 г.). Этот перевод в разное время дополнялся и исправлялся, пока Тридентский собор (1546) не утвердил свод канонических (богодухновленных) книг и он не вошел во всеобщее употребление в западной церкви. При этом состав канона был расширен и включает сегодня 46 книг Ветхого завета (45, если считать книгу Иеремии и книгу Плач Иеремии одной книгой) и 27 Нового завета.

Фактически, всю историю римской церкви рядовым католикам чтение Библии было запрещено, а попытки ее перевода на национальные языки жестоко преследовались. Только Второй Ватиканский собор снял запрет на чтение Библии мирянами, а позднее папа Иоанн Павел II разрешил ее переводы. Но и сегодня только за иерархией остается право интерпретации «сложных» мест Св. Писания.

Вторым источником считается Священное предание. Оно включает в себя не только решения Вселенских соборов и труды «отцов церкви», но и документы соборов католической церкви (всего 21 собор) и римских понтификов. Именно в этой части Предания и зафиксированы введенные католической церковью новшества. Кроме того, в состав Предания включены сочинения тех теологов, которые считаются учителями церкви. Здесь нужно иметь в виду, что этот раздел Предания постоянно изменялся. Если в первые века список учителей церкви содержал четыре имени (св. Иероним, св. Августин, св. Амвросий, св. Григорий Великий), то сегодня в нем 31 имя, среди которых две женщины: св. Екатерина Сиенская (1347-1380) и св. Тереза Авильская (1515-1582).

Конфессиональные и догматические особенности католицизма

Являясь одним из направлений христианства, католицизм в своем учении содержит значительный объем общехристианских положений; концепция триединого бога, сотворение мира, грядущий конец света и Страшный суд, непорочное зачатие Девой Марией Христа и его чудесное рождение, проповедь, смерть на кресте и воскресение на третий день, наличие загробного мира, где находятся души умерших, и т.д.

Однако западная церковь уже в первые века своего существования, фактически, переходит на позиции догматического развития, признавая за собой право вводить новые положения в области догматики. Формально данный подход вплоть до XIX в. не был никак теологически аргументирован, хотя активно использовался в практике католической церкви. В результате в католическом видении христианства появились новшества, и составляющие специфику католицизма.

Исторически первым нововведением в католическую догматику стал догмат о «филиокве» (от лат. Filioque), т. е. добавление в учение о Троице фразы «и от Сына тоже». Тем самым, в отличие от православных, католики считают, что Дух Святой исходит не только от Бога Отца, но и от Христа тоже. Это дополнение, подчеркивающее божественную природу Христа, впервые официально было принято в 589 г. на поместном соборе в Толедо во время борьбы против ариан, отрицавших «единосущность» Отца и Сына и признававших лишь «подобносущность» Христа. Тогда нововведение не было принято Ватиканом, хотя и получило распространение в ряде поместных церквей. Общеупотребительным в официальной церкви это нововведение стало лишь в начале XI в., когда уже сложилось вера в то, что папы являются викариями (наместниками) Христа на Земле. В 1014 г. папа Бенедикт VIII официально вносит в Никео-Царьградский Символ веры добавление о филиокве. Позднее этот акцент был усилен путем введения ряда праздников, которых не знают другие христианские конфессии: Праздник Св. Сердца Христова, праздник Тела и Крови Христа и т. д.

Своеобразна и система мариологических (богородичных) догматов. К общему для христиан учению о Богородице, непорочным образом зачавшей и родившей сыны божьего Иисуса Христа, был добавлен догмат о Непорочном зачатии и самой Девы Марии ее матерью Анной (1854). В специальном послании Пий IX писал: «Объявляем, выражаем и определяем, что учение, которое содержит, что блаженнейшая Дева Мария была в первое мгновение своего зачатия, в силу исключительной благодати и (исключительного) изъятия, сохранена -- ввиду заслуг Иисуса Христа, спасителя рода человеческого -- нетронутого от всякого пятна первородного греха, -- (что это учение) богооткровенно и посему должно быть твердой и постоянной верой всех верных». Надо отметить, что праздник Зачатия Богородицы получил широкое распространение в западной церкви уже в VIII--IX в., но тогда он встретил серьезную оппозицию в лице ряда крупнейших католических теологов. Они опасались, что под удар будет поставлено учение о всеобщем характере искупительной жертвы самого Христа. Однако популярность идеи была настолько велика, что папа пренебрег мнением теологов. Но и на этом развитие католической мариологии не прекратилось. В 1950 г. папа Пий XII ввел новый догмат о телесном вознесении Девы Марии. В соответствии с этим догматом, католики считают, что после смерти ангелы унесли тело Богородицы на небо, где она отныне царствует вместе со своим сыном. В 1964 г. папа Павел VI специальным посланием провозгласил ее «матерью Церкви». Развитие мариологии привело к новшествам в культовой практике. В церковном календаре появились новые праздники: Непорочного зачатия, явления Божией матери в Фатиме и др. широкое развитие получило паломничество к местам ее явления.

Специфична в целом ряде моментов и католическая концепция спасения. Признавая, как и православные, возможность спасения только через посредство церкви, путем совершения добрых дел в ее пользу, католицизм учит, что христианин должен совершать добрые дела не только потому, что ему нужны заслуги (merita) для достижения блаженства в загробной жизни, но и для того, чтобы принести удовлетворение и избежать временных наказаний.

С этим положением тесно связано и учение о сверхдолжных делах и заслугах, совокупность которых образует thesaurus meritorum или operum superrogationis, «сокровищницу добрых дел». Современная интерпретация данного догмата была дана папой Павлом VI в специальной апостольской конституции «Indulgentiarum doctrina» («Учение об индульгенции»). В соответствии с этой доктриной, верующий, стремящийся спасти свою душу, не остается в одиночестве. Он член церкви как мистического тела Христова, а значит, находится в постоянном сверхъестественном единстве со всем сообществом святых, что позволяет ему быстрее и действеннее освободиться от кары за грехи. Эта возможность обусловлена тем, что заслуги Христа, молитвы и добрые дела девы Марии и всех святых не только освободили их самих от грехов, но и в значительной степени были совершены сверх религиозного долга. При этом «сверхдолжные» дела не исчезали и не исчезают бесследно. Из них формируется «запас сверхдолжных дел, которым распоряжается церковь.

Из этого догмата вытекает учение об индульгенциях, т.е. о праве церкви открывать перед грешником «сокровище заслуг Христа и святых», чтобы он получил отпущение временной кары за совершенные им грехи, подтверждением чего являются специальные папские грамоты. Вплоть до XVI в. индульгенции, как правило, приобретались за деньги, являясь эффективным способом пополнения казны Ватикана. Были даже разработаны специальные таблицы денежного эквивалента каждого греха.

Естественно, что подобная практика искупления грехов нанесла огромный ущерб моральному авторитету католической церкви. В XVI в. она была запрещена -- но именно практика, а не право церкви распоряжаться запасом «сверхдолжных» дел. Учение о спасении дополняется догматом о чистилище как третьем элементе представлений о загробной жизни.

Согласно католической догматике, души умерших ждет после смерти различная судьба.

Души праведников сразу же направляются в рай. Душам, отягченным смертными грехами, предназначен ад. Души, не достигшие очищения до смерти, но не отягченные смертными грехами, направляются в чистилище. Догмат о чистилище был принят в 1439 г. на Флорентийском соборе, провозгласившем, что специальные мессы, молитвы и т.д., использование запаса сверхдолжных дел могут сократить время пребывания души в чистилище. В католицизме отсутствуют более или менее конкретные описания чистилища. Так, в новом катехизисе католической церкви вопрос о формах и методах очищения фактически не затрагивается, а само чистилище интерпретируется скорее как некое состояние души.

Важной особенностью католической догматики является догмат о папской непогрешимости в делах веры и его главенстве над всеми христианами, принятый на Первом Ватиканском соборе (1869-1970) и подтвержденный на Втором (1962-1965). Он гласит: «Когда Римский первосвященник говорит ex cathedra, т.е. выполняя служение пастыря и учителя всех христиан, своей верховной апостольской властью определяет учение в области веры и нравов, обязательное для всей Церкви, тогда в силу Божьей помощи, обещанной ему в лице блаженного Петра, он имеет ту безошибочность, которой Божественный Искупитель хотел, чтобы его Церковь была одарена в определениях, которые касаются учения о вере и нравственности». Принятый в целях укрепления церкви, потрясенной буржуазными революциями XVIII-XIX вв., догмат продолжает сохранять свое значение и в настоящее время. Именно в нем иерархи церкви видят одно из основных средств сохранения единства структуры, учения и культа католицизма.

Выступления Лютера начались, как известно, с протеста про­тив продажи индульгенций. Римско-католическая практика в этой области основывалась на учении об удовлетворении Богу за гре­хи, согласно которому жертва Христова, сколь ни велика она по своему значению, не освобождает кающегося от необходимости давать от себя Богу дополнительное удовлетворение за грехи. По римско-католическому учению, человек приносит это удовлетво­рение Божественному правосудию своими страданиями как дела­ми благочестия в земной жизни, так и муками в чистилище. «Смысл папских индульгенций и состоит в освобождении человека от этой необходимости приносить дополнительное удовлетворение Богу. Деньги, которые платил римо-католик за индульгенцию, иг­рали в конечном счете роль эквивалента меры такого удовлетво­рения. Дело мало менялось от того, что сами по себе деньги не считались средством удовлетворения Богу, а являлись лишь сред­ством приобретения гарантий на соответствующее удовлетворение из сокровищницы заслуг.

Выступив против продажи индульгенций, Лютер должен был отвергнуть и их доктринальную базу - католическое учение о дополнительном удовлетворении, требуемом от кающегося. Он со всей решительностью заявил, что Христос уже уплатил за чело­веческий род весь долг и что никакого удовлетворения более не требуется. В "Апологии Аугсбургского исповедания" прямо гово­рится: "Учение о человеческом удовлетворении - дьявольское".

Отвергнув учение о дополнительном удовлетворении, Лютер, естественно, отверг и все то, что римо-католики считают сред­ствами принесения такого удовлетворения, в том числе и необхо­димость для оправдания добрых дел, и провозгласил основой протестантской сотериологии свое учение об оправдании (или спасении) одной верой (sola fide).

131. Таким образом, Лютер так же, как и католики, видит основ­ной путь спасения грешников от наказания не в стремлении к нравственному очищению и святости, а лишь к уходу от наказа­ния. Отличает его учение от римско-католического лишь утверж­дение, что раз Христос уже сполна уплатил за человеческие гре­хи, то освободил этим пребывающих в вере от всякой необходи­мости искупать их благочестивыми поступками.

Здесь необходимо подробно остановиться на рассуждениях Лютера, которыми он опровергает учение католицизма об удов­летворении Богу за грехи и необходимость совершения для этого добрых дел.

В "Шмалькальденских членах" имеется по этому вопросу та­кое, кстати, очень характерное для людей, воспитанных на римо-католицизме, рассуждение: "Удовлетворение за грехи невозмож­но, потому что никто не знает, сколько бы он должен был сде­лать добра за один только грех, не говоря уже обо всех". Иначе говоря, человек, не знающий требуемой от него нормы, может сделать добра больше, чем надо для удовлетворения, и все же оставаться неуверенным в своем спасении. По учению Лютера, в системе взаимоотношений между человеком и Богом такой не­определенности не должно быть: при соблюдении известных ус­ловий христианин должен быть совершенно спокойным за свое спасение. Нетрудно видеть, что и Лютер, и римско-католические богословы исходят из одних и тех же предпосылок, носящих чис­то юридический характер.

Лютера возмущает в римско-католической сотериологии не юридизм, не сама идея платы за грехи, а, во-первых, непоследо­вательность учения (удовлетворение из двух источников - при­несенное Христом и приносимое человеком) и, во-вторых, то об­стоятельство, что римско-католическая система вынуждает чело­века постоянно беспокоиться о покаянии и удовлетворении.

В "Формуле согласия" лютеране так и заявляют: "Нужно от­вергнуть мнение, будто добрые дела необходимы для спасения".

Самому Лютеру в монашеский период его жизни пришлось много страдать от постоянной неуверенности в том, достаточны ли его подвиги для удовлетворения Богу (на индульгенции Лю­тер, по-видимому, и тогда не возлагал надежды). Вступив на путь реформации, Лютер постарался внести полную определенность в этот вопрос: Христос уплатил все и от человека ничего не требу­ется, - таково главное положение лютеранской сотериологии. В подтверждение были привлечены тексты Священного Писания, в которых говорится о спасении как о даре милости Божией.

132. Так сложилось лютеранское учение об оправдании одной ве­рой, которое является краеугольным камнем лютеранства. "Мы оправдываемся не через какие-нибудь свои заслуги, а через веру во Христа" ("Аугсбургское исповедание"). "Через веру в Него, а не чрез наши заслуги, не чрез наше раскаяние, не чрез нашу любовь" ("Апология"). "Христову же заслугу мы усвояем не делами или деньгами, но через веру по благодати" ("Шмалькальденские члены").

"Такое мнение Лютера исходит из понимания им веры как ^ уверенности христианина в своем личном спасении. Для спасения надо не просто верить во Христа и в совершенное им дело, а в то, что "мне... подается без моей заслуги прощение грехов" ("Апология"). Вера - "не знание того, что Бог существует, что есть ад и т. п., но уверенность в том, что мне грехи прощены ради Христа" (там же).

Однако вера эта - тоже не заслуга человека. Она "дар Божий". "Вера не есть человеческая мысль, которую я сам мог бы произвести, но Божественная сила в сердце". Таким образом, вера мыслится лютеранами как нечто пассивно усвояемое человеком.

У Лютера можно найти сравнения человека с "соляным стол­бом" и "чурбаном". Человек даже хуже чурбана, потому что уп­рям и враждебен. Преимущество его, однако, в том, что он со­хранил способность верить. "Формула согласия" утверждает, что в человеке после грехопадения "не осталось и искры Божествен­ных сил".

Однако провести последовательно и до конца мысль о полной пассивности человека в деле своего спасения лютеране не в со­стоянии. Мысль эта никак не вяжется с евангельским учением, которое очень далеко от того, чтобы изображать человека "соля­ным столбом". Лютеране не отрицают Священного Писания Но­вого Завета, и поэтому все же не могут полностью отвергать зна­чение добрых дел. В "Аугсбургском исповедании" говорится, что "нужно делать добрые дела", что "закон должен быть исполняем".

Итак, добрые дела совершенно не нужны для спасения, но все же их надо творить, так как без них нет настоящей веры, а следовательно нет и спасения. Нельзя сказать, чтобы в освеще­нии этого вопроса у лютеран царила четкая последовательность суждений. Ясно тут лишь то, что учение Лютера не так легко примирить с евангельским.

Важными положениями лютеранской сотериологии является процесс обращения человека ко Христу и нравственные послед­ствия для него принятой лютеранством сущности самого оправда­ния, выраженного в учении о пронунциации.

133. Сущность самого оправдания в лютеранском вероучении со­стоит в "объявлении" грешника праведным ("невменении" и "пронунциации"), после которого грешник становится праведником в силу того удовлетворения, которое принес Христос. Грязный объявляется чистым. Бог перестает гневаться на грешника, пото­му что за грехи его Он получил полное удовлетворение. Переме­на происходит, таким образом, не в человеке, а в отношении к нему Бога. В человеке перемена лишь в том, что раньше он под­лежал наказанию и был в страхе, а после пронунциации он - "радостное, ликующее дитя Божие".

Но восстанавливается ли человек таким путем в своем нрав­ственном достоинстве после обращения ко Христу?

Наиболее подробно процесс обращения человека-грешника к Богу в свете лютеранского учения об оправдании изложен в "Формуле согласия".

"Обращение, - говорится в "Формуле согласия", - ни сполна, ни наполовину, ни на какую-либо малейшую и ничтож­ную часть не принадлежит самому человеку, но совершенно и вполне производится Божественным действием". Человек лишь покоряется этому действию, но не соучаствует в деле своего спа­сения. "Осуждаем, - говорится там же, - учение синергистов, что человек... только... полумертв... что свободная воля... может своими собственными силами принимать Бога и в некоторой, хотя слабой и ничтожной, степени действовать с Ним, содействовать и помогать его воздействию".

Как же примирить это положение лютеранства с проповедью евангельской, которая зовет человека к активности, к борьбе с грехом, к покаянию? "Формула согласия" призывы к покаянию считает не евангельскими в подлинном смысле слова, а ветхоза­ветными, поскольку Евангелие учит о том, что Сын Божий "уп­латил за все наши грехи". "Нельзя поэтому из Евангелия в соб­ственном смысле выводить проповедь покаяния". "Формула со­гласия", по сути дела, корректирует Евангелие, когда утверждает:

"В таком смысле из Евангелия устраняются все призывы к пока­янию и передаются в область Закона". Они (эти призывы еван­гельские) "не являются евангельскими в собственном смысле".

134. Таким образом, главным моментом в процессе обращения яв­ляется не покаяние, а вера в том понимании, в котором она дана в учении Лютера. "Именно через веру в Евангелие, или обетова­ние о Христе, были оправданы все патриархи и все святые от начала мира, а не ради их покаяния или сокрушения или же дел ("Апология").

Сущность лютеранского учения об оправдании и пронунциа­ции излагается в "Шмалькальденских членах" следующим обра­зом: "Бог ради нашего Ходатая Христа нас благоволил считать за совершенно праведных и святых. Хотя грех в нашей плоти еще не удален и не умерщвлен, но Он не хочет ведать его и не наказывает за него". "Благодаря вере во Христа не считается за грех и недостаток все то, что в наших делах есть греховного и нечистого". "Человек совершенно по своей личности и по своим делам объявляется и считается оправданным и святым".

Но разве достойно Бога зло объявлять добром, греховное принимать за святое? Разве о таком "оправдании" учили апосто­лы? У лютеран снова возникает необходимость примирения свое­го учения о пронунциации с новозаветным учением. Писания Но­вого Завета говорят об обновлении жизни, о совлечении ветхого человека. Совершенно отвергнуть нравственное евангельское уче­ние лютеране не могут. "Апология" повторяет это учение, когда говорит, что вера "обновляет сердце, мысль и волю и делает из нас иных людей и новую тварь". Но тогда "зачем нужно учение о пронунциации? Здесь та же противоречивость: с одной стороны, тенденция представить дело спасения человека совершающимся вне человека и помимо его, с другой - невозможность провести эту точку зрения до конца, не впадая в резкое противоречие со Священным Писанием. В результате лютеране не отвергают нравственную сторону оправдания полностью, а лишь отодвигают ее на второй план. "Формула согласия" исходя из того, что пол­ное нравственное обновление недостижимо в этой жизни, проти­вопоставляет ему как нечто достигаемое в земной жизни без осо­бого труда полное оправдание человека и рисует это оправдание как акт юридический, происходящий в Боге, а не в человеке. "В оправдании нам усваивается праведность Христова, без того, что мы сами в своей нравственной природе стали праведными". Пос­ледние слова показывают, что речь тут не о фактическом усвое­нии человеком праведности Христовой, а лишь о юридическом вменении ее человеку.

135. Человек, уверовавший в свое спасение, перестает беспокоить­ся о своей последней участи, делается "радостным, ликующим ча­дом Божиим". Из всего вышесказанного следует, что радость эта и ликование вызываются у него чувством безнаказанности; он Уверен, что Бог не будет считать за грех и недостаток всего, что в его делах есть греховного и нечистого.

В учении Лютера о пронунциации и в самой постановке воп­роса о необходимости добрых дел сказывается иная религиозная психология, иная градация ценностей, иное понимание главной цели. Последовательно развивая отдельные мысли Лютера об оп­равдании, можно было бы прийти к самым странным выводам. Но, надо сказать, сам Лютер старался, насколько возможно, из­бегать выводов, которые были бы в слишком очевидном противо­речии со Священным Писанием. Вообще же о протестантах, об их практическом отношении к вопросам оправдания можно ска­зать то же, что уже было сказано о римо-католиках: душой и сердцем они часто бывают ближе к Православию, чем их офици­альное учение.

Коренное отличие учения Лютера об оправдании одной верой от Православия заключается в различном толковании евангель­ского учения.

Лютер исходит в своем учении главным образом из тех мест посланий апостола Павла, где говорится, что человек оправдыва­ется верою, независимо от дел закона (Рим. 3, 28), а делами за­кона не оправдывается никакая плоть (Гал. 2, 16). Иными слова­ми - вера противопоставляется здесь делам закона.

136. Апостол Павел говорит это против тех, кто думал, что чело­век может спастись без Христа, своими собственными усилиями. Апостол Павел хочет сказать, что спасение совершается Христом и что дела человека сами по себе не спасают. (Если бы человек мог сам совершать свое спасение, незачем было бы приходить на землю Христу). И когда "Формула согласия" говорит, что "честь оправдания принадлежит не нашим жалким делам, а Христу", православные признают правильность этой мысли. Дела не явля­ются "заслугой" человека перед Богом, он не приобретает своими делами права на спасение. В этом смысле дела не являются юри­дическим основанием спасения. Спасение - не плата за дела, оно дар Божий. Но этим даром пользуются не все. Когда апос­тол Павел говорит об оправдавшихся верой, он приводит в при­мер ветхозаветных праведников, согласно сказанному: "праведник верою жив будет". Праведность эта была несовершенна и сама по себе недостаточна для спасения, но она составляет нравствен­ное условие спасения и этим объясняется, почему дар спасения получают не все. Идя к Богу, человек не пассивен, он соучаству­ет всем своим существом в Кресте Христовом, чтобы и совоскреснуть со Христом. Это апостольское учение не следует забывать.

Человек черпает во Христе силы для своего обновления. Ми­стически соединяясь со Христом в теле церковном, человек ста­новится участником новой жизни. Не "объявляется" только пра­ведником, но становится действительным участником праведности Христовой, сего Нового Адама, обновителя человеческой приро­ды. Церковь и апостол Павел далеки от того, чтобы принижать человека, представлять его исполненным рабской радости о том, что грехи его уже не наказуются. Христос вознес человека, поса­дил его в Своем лице одесную величествия Божия. Бог стал че­ловеком, чтобы человека возвысить до обожения. Таково церков­ное учение. Лютеранское одностороннее подчеркивание, что спа­сение - дар, и одновременное отрицание активности человека могут привести к фатализму.

Глубокий анализ протестантского учения о спасении дал в своем классическом труде "Православное учение о спасении" (29) архиепископ Финляндский Сергий (1867-1943), впослед­ствии патриарх Московский и всея Руси.

В результате внимательного изучения писаний святых отцов и сопоставления святоотеческого учения о спасении с учениями инославными (римско-католическим и протестантскими) архиепископ Сергий пришел к выводу, что именно в понимании спасе­ния лежит основа вероисповедных расхождений и что в этом воп­росе "разность Православия и инославия заключается не в каких-нибудь частных недомолвках и неточностях, а прямо в самом корне, в принципе". И далее: "Православие и инославие противо­положны между собой так же, как... себялюбие... и жизнь по Христу" Предо мною, - говорит высокопреосвященный автор о результатах своего исследования, - встали два совершенно от­личных, не сводимых одно на другое мировоззрения: правовое и нравственное, христианское". В правовом мировоззрении отноше­ния Бога и человека "подобны отношениям царя к подчиненному и совсем не похожи на нравственный союз"; Бог для человека представляется "только средством к достижению благополучия". Нравственное же мировоззрение полагает высшее благо человека в святости и источник этой святости видит в Боге. Спасение, говоря общепринятым языком, есть избавление человека от греха, проклятия и смерти. Это определение одинаково может принять и православный, и последователь правового мировоззрения. Но весь вопрос в том, что каждый из них считает в спасении 137наибо­лее важным и существенным. Себялюбец на первом месте поставит, конечно, последствия греха для благополучия человека... Спасение он объяснит себе как избавление от страдания, причи­ненного грехом". Самые последствия греха он объяснит себе тем, что Бог прогневан и потому наказывает. Поэтому и спасение он понимает только как перемену гнева Божия на милость, представ­ляет себе в виде действия, совершающегося только в Божествен­ном сознании и не касающегося души человека... Так как все внимание греховного человека устремлено к тому, чтобы не стра­дать, чтобы получить безбедную жизнь в самоуслаждении, то он и не думает много о том, каким путем достигается эта возмож­ность... Добра он не любит, труда над собой ради святости не понимает и боится жертвовать любезным грехом - ему тяжело и неприятно... Между тем, для православного сознания грех сам по себе, помимо всяких своих гибельных последствий, составляет ве­личайшее зло... Отсюда очевидно, что и в понятии спасения пра­вославный на первое место поставит освобождение от греха... Злом является грех; от него жаждали избавиться люди Ветхого Завета; свободу от него проповедовал Христос с апостолами Своими в Новом". В труде архиепископа Сергия приводится ряд текстов из отеческих писаний, свидетельствующих о том, что и отцы Церкви не могли "понимать спасение иначе, как спасение прежде всего от грехов.

138. "Если в этом сущность спасения, тогда и самый способ его становится для нас определенным. Если думать только о том, чтобы избавить человека от страдания, тогда совершенно безраз­лично, свободно ли или не свободно со стороны человека это из­бавление: все дело в благодушии человека. Но если человека нужно сделать праведным, нужно освободить именно от греха, тогда совсем не безразлично, будет ли человек только страда­тельным (пассивным - Д. О.) предметом для действия сверхъ­естественной силы, или сам будет участвовать в своем избавле­нии. Поэтому-то в Священном Писании и в творениях отцов Церкви замечается постоянное стремление убедить человека со­вершать свое спасение, потому что без собственных усилий никто спастись не может. То несомненно, что "человек ничего без Бога" (Тихон Задонский)... И что, следовательно, спасение мо­жет быть приписано только милости Божией. Однако "человека Бог украсил даром свободы" (Григорий Нисский)... И что, сле­довательно, спасение может быть приписано только милости Бо­жией. Однако "человека Бог украсил даром свободы" (Григорий Нисский)... Непроизвольная святость не может быть святостью... Спасение не может быть каким-нибудь внешне судебным или фи­зическим событием, а необходимо есть действие нравственное... Благодать хотя и действует, хотя и совершает все, но непременно внутри свободы и сознания...".

Приведенные аргументы исключают лютеранское учение о полной пассивности человека в деле спасения, а также лютеран­ские толкования условий оправдания и его сущности.

По протестантскому учению выходит, что Бог все время был разгневан на человека, все время не мог ему простить того оскор­бления, какое человек нанес Ему грехом. Потом, вдруг, видя веру человека в Иисуса Христа, Бог примиряется с человеком и не считает его более Своим врагом; хотя человек и после этого может еще грешить, но уже безнаказанно". Православное учение понимает отношение Бога к человеку иначе. "Главное в оправда­нии, - говорит архиепископ Сергий, - не пронунциация проте­стантов, а обращение человека от греха к жизни по Богу, нрав­ственный переворот..." "Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни" (Рим. 6, 4).

"Освобождаясь от грехов в Крещении, человек делается учас­тником праведности Христовой. Протестанты и это превратили в совершенно внешнее судебное происшествие. По их представле­нию, Бог, не находя в человеке ничего, за что бы ему следовало воздать награду в вечной жизни, вменяет ему заслугу... какую со­вершил Иисус Христос. Основанием же вменения служит просто то, что Бог видит со стороны человека желание присвоить эту заслугу себе (вера как орудие, instrumentum усвоения заслуги Христовой)..." Между тем, по православному учению, "человек спасается не тем, что он желает присвоить себе то, что сделал Христос, а тем, что он находится в самом теснейшем единении со Христом, как ветвь с виноградной лозой... это единение, с одной стороны, дает человеку силы, укрепляет его решимость соблюдать волю Христа, а с другой, требует и от него усердия (иначе нече­го укреплять, если нет решимости)... Действенность таинства сто­ит в зависимости от степени свободного участия в нем самого че­ловека".

Таковы главные мысли труда архиепископа Сергия.

139. Как мог Лютер, человек, одаренный высокими стремлениями, непримиримый борец с недостатками римского католицизма, удовлетвориться столь несовершенным богословским истолкованием дела Христова? Причину следует видеть, во-первых, в том, что Лютер, потеряв веру в Церковь, поставил личные соображе­ния выше мысли церковной, во-вторых, в том, что воспитавшая Лютера Римско-католическая Церковь сама не сберегла наследия апостольской церковности во всей чистоте.

Лютер правильно подметил непоследовательность римско-католического учения об оправдании: если Крови Христовой доста­точно для удовлетворения за грехи всего мира, нелогично требо­вать от людей какого-то дополнительного удовлетворения. Но Лютер не заметил главного недостатка этого учения, который со­стоит в слишком свободном оперировании в сотериологии анало­гиями с такими человеческими понятиями, как гнев оскорбленно­го, необходимость удовлетворения и т. п. Справедливость Божия - это вовсе не то, что наша человеческая справедливость, обеспечивающая человеческие интересы. Она исходит из иных критериев - Нравственных. Не отец удаляется от блудного сына - это сын уходит на сторону далече. Не Бог враждует с грешником - это грешник враждует с Богом. Как сказано в каноне Октоиха:

"Ты врага суща мя зело возлюбил еси". "Вот стою у дверей и стучу..." Человек сам должен открыть дверь. Перемена должна произойти в человеке, а не в абстрактной сфере юридических взаимоотношений. Христос к нам пришел, чтобы соединиться с нами. Мы не в стороне от Креста Его, мы не пассивные наблю­датели своего спасения. Крест Христов входит в жизнь христиа­нина и вместе с ним закваска иной жизни. Это сфера нравствен­ная. Кости сухие человечества воскресают вместе с Поправшим смертию смерть. В "надгробных песнях" Великой Субботы мысли и чувства Церкви обращены к рождению новой жизни из "двоерасленного" Зерна, которое приняли недра земли в погребении Спасителя. Участниками этой жизни во Христе становятся спасае­мые. В этой жизни, по мысли Церкви, и состоит спасение; не может быть спасения без избавления от мертвых дел.

Аморальности в лютеранской среде, конечно, не наблюдается, напротив, можно говорить о своеобразном благочестии, достаточ­но жестком лютеранском благочестии. Однако что было разруше­но с самого начала и чего нет у лютеран и по сей день - понятия внутренней борьбы со грехом, аскезы, ибо если человек спа­сен, внутренняя борьба по преодолению тех или иных страстей и пороков, по сути дела, не может найти оправдания, ее и нет. При всем благочестии, пуританстве тех или иных протестантских на­правлений, аскетика как таковая в протестантстве отсутствует во всех его направлениях.

140. И, наконец, завершая этот раздел, можно еще раз обратиться к авторитетному догматическому документу - "Окружному по­сланию Восточных патриархов" (1723). В нем пространно изло­жено церковное учение о западных заблуждениях, которые нако­пились к XVII-XVIII вв. В частности, о делах и вере там гово­рится так: "Веруем, что человек оправдывается не просто одною верою, но верою, споспешествуемою любовью, то есть через веру и дела. Не призрак только веры, но сущая в нас вера через дела оправдывает нас во Христе". Ни теоретическая вера лютеран, ни созерцательная ее сторона, ни самый факт уверенности в соб­ственном спасении этого спасения не даруют. Его дает лишь вера, которую можно назвать живой или, как она именуется в послании, споспешествуемая любовью, то есть та, которая вопло­щается в реальной, устремленной к праведности, жизни во Хрис­те церковного человека.

Православие.

В настоящее время в мире насчитывается 15 автокефальных, то есть самостоятельных церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Польская, Румынская, Чехословацкая, американская. Помимо этого имеются две автономные православные церкви - Финская (с 1957 года) и Японская (с 1970 года)

Для всех православных церквей общими являются вероучение, культ, при этом они сохраняют каноническую самостоятельность. Константинополький патриарх, если и считается “вселенским, то это понимается как “первый среди равных”, и ему не предоставлено право вмешиваться в деятельность других православных церквей. Пределы самостоятельности автономных церквей определяются соглашениями с той автокефальной церковью., которая предоставила ей автономию. В административном отношении автокефальные церкви подразделяются на экзархаты, епархии, викариаты, благочиния, приходы. Так, Русская православная церковь имеет 4 экзархата, 76 епархии, 11 викариатов. Кроме этого, у ряда автокефальных церквей имеются миссии, благочиния, подворья при других православных церквах. Система организации и управления православных церквей.

Православие, как и протестантизм, не имеет единого центра управления, подобного Ватикану. Автокефальные церкви возглавляются патриархами (архиепископами, митрополитами), избираемыми поместными соборами пожизненно. При патриархах имеются синоды. Управление экзархатами осуществляется экзархами, а епархиями - епархиальными архиереями, при которых в отдельных случаях создаются епархиальные советы. Епархии состоят из округов и приходов Православные церкви с 8 века не проводят вселенских соборов (последним собором, на котором участвовали православные церкви, был второй Никейский собор 783-787 гг.). Каждая из них на поместных соборах утверждает канонические правила, пересматривает или дополняет списки святых, определяет формы отношения к ересям и расколам. Так, например, на поместном соборе Русской православной церкви в 1971 году была снята анафема по отношению к старообрядцам. Для всех православных церквей характерен иерархический принцип управления. Все духовенство делится на высшее, среднее и низшее. Кроме того, духовенство подразделяется на черное (монашествующее) и белое (женатое).



Особенности православного вероучения.

Основу православного вероучения составляет Никеоцарьградский символ веры, утвержденный на первых двух Вселенских соборах 325 и 381 гг. В 12 членах (параграфах) которого сформулированы представления о Боге как творце, о его отношении к миру и человеку. Сюда относятся представления о триединстве бога, Боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, крещении, загробной жизни и т.д.

Основные положения веры (догматы) православная церковь объявляет абсолютно истинными, непререкаемыми, вечными, сообщенными человеку богом и непостижимыми разумом. Истинными считаются только те положения вероучения, которые утверждены первыми семью вселенскими соборами. Остальные, принятые позже, объявляются ошибочными, противоречащими “священному писанию” .Заблуждением считается также отказ протестантских церквей от большинства таинств, от деления верующих на мирян и священнослужителей.

Современное православие.

Модернизация религии вызвана в первую очередь теми изменениями, которые произошли в сознании большинства верующих не только под воздействием научных открытий и новых теорий, но и новых общественно-политических условий их жизни. И, являясь реакцией на изменение сознания верующих, религиозный модернизм оказывает обратное воздействие на это сознание, формируя новую систему религиозной ориентации.

Специфическая особенность современной модернизации православия состоит не только в пересмотре социально-политической и общественно-исторической концепций, но еще и в том, что не выходя за границы ортодоксальных догматических принципов, многие священнослужители по новому их интерпретируют. Все больше внимания уделяется вопросам соотношения веры и знания, науки и религии.

Католицизм.

Католицизм является наиболее распространенным христианским направлением, имеющим приверженцев во всех областях земного шара. Согласно данным европейской печати, в начале 80-годов число католиков составляло около 800 млн. человек - около 18% населения планеты. Католическая церковь строго централизована, имеет единого главу - папу римского, единый центр - Ватикан, город-государство в центре Рима площадью 44 гектара, имеющее свой герб, флаг и прочие атрибуты государственности, вплоть до небольшой гвардии. Сочетание светской и религиозной власти - редчайший случай в истории новейшего времени. Светская власть папы в её настоящей форме была установлена Латеранским договором 1929 года между фашистским правительством Муссолини и папой Пием XI, в соответствии с которым было создано государство Ватикан, признан его международный суверенитет, а церковь получила ряд привилегий в стране.

Папа через посредство римской курии, имеющей сложную административную структуру, руководит всей церковью и её многочисленными организациями, действующими в подавляющем большинстве стран мира. Главных католических иерархов - кардиналов и епископов - папа назначает из представителей духовенства разных стран. Коллегия кардиналов (конклав) пожизненно избирает из своей среды папу, который, являясь по католическому вероучению, “викарием Иисуса Христа, преемником святого Петра, высшей главой вселенской церкви, западным патриархом, примасом Италии, архиепископом и митрополитом римской провинции, сувереном города-государства Ватикан”, венчает многоступенчатую иерархию авторитарно-монархической организации католицизма. Как суверенной государство, Ватикан обменивается дипломатическими представителями с другими государствами, причем включая и Италию. Современная католическая церковь - крупная религиозно-политическая организация, оказывающая большое влияние не только на мировоззрение своих последователей - верующих, но и на социально-философские и этические теории, возникающие в обществе. Играть активную роль в идейной и политической жизни современных государств католицизму помогают особенности его структуры, исторические традиции и опыт, наличие разветвленной сети массовых организаций - огромный церковный аппарат с многочисленными монашескими орденами (наиболее крупные из них: иезуиты - 27 тыс., францисканцы и салезианцы - 20 тыс., христианские братья - 16 тыс., капуцины - 12 тыс., бенедиктинцы - 10 тыс., доминиканцы - 8 тыс.). Всего католическая церковь имеет свыше 1,5 млн. монахов и монахинь, в том числе около 400 тыс. священников. Для деятельности католической церкви также характерно привлечение к выполнению задач социально-политического характера не только духовенства, но и католиков-мирян. Католицизм располагает крупными политическими партиями, профсоюзными, молодежными и другими организациями.

Особенности католического вероучения.

По сравнению с православием католицизм имеет ряд особенностей в вероучении и культе. Разделяя общехристианский догмат о божественной троице, веру в истинность Библии и изложенную в ней систему мифов о сотворении мира и человека, католицизм признает, например, “исхождение” духа святого не только от бога-отца, как считает православная церковь, но и от бога-сына. Католики верят в существование чистилища (кроме рая и ада), признают непогрешимость в вопросах веры и морали папы римского, являющегося “наместником Христа на Земле”. Источником своего вероучения католики считают не только “священное писание”, то есть Библию, но и “предание”, церковную традицию, в которую они, в отличие от православных христиан, включают не только решения первых семи Вселенских, но и последующих соборов, а также суждения пап. При этом правом толковать Библию пользуется только церковь. Духовенство в католицизме выделяется своим обетом безбрачия и так называемым учением о запасе добрых дел - божественной благодати, которую распределяют священники.

Своеобразно отправляются в католицизме также таинства и обряды, общие для христианства. Например, таинство крещения производится путем обливания водой или погружением в воду, тогда как в православии - только погружением в воду. Таинство миропомазания в католицизме, называемое конфирмацией, производится, когда ребенку исполняется семь-восемь лет (в православии - вскоре после рождения). Таинство евхаристии совершается на пресном хлебе (у православных - на квасном), при этом до недавнего времени только духовенство могло причащаться хлебов и вином, миряне же должны были причащаться только хлебом.

Широкое экзальтированное почитание богородицы и учение о её телесном вознесении, пышный театрализованный культ, использующий все виды искусства, чрезвычайно развитое почитание всевозможных реликвий, культ мучеников, святых и блаженных, строго централизованная иерархическая организация во главе с “непогрешимым” папой римским - таковы характерные особенности католической разновидности христианской религии.

Модернизм в католицизме.

В настоящее время руководство католической церкви также было вынуждено встать на путь модернизации своих взглядов. Еще лет тридцать назад в период четкого противостояния стран социалистического и капиталистического строя, когда православие в большинстве своем переживало не лучшие свои времена в связи с господством навязанных большинству населения атеистических взглядов, католицизм, активно поддерживающий идеологическую борьбу против коммунистов и именно поэтому процветавший в странах капитализма, уже был вынужден пересматривать свои позиции. Тогда основными причинами были те социальные изменения, происходящие в политической системе стран земного шара: расширение социалистического лагеря, успехи развития соцстран; они воздействовали даже на такой традиционно консервативный институт, каким является католическая церковь, не позволяя ей связывать себя с реакционной политикой. Для примера можно сравнить действия папы Пия XII (время его понтификата 1939-1958) и следующих за ним Иоанна XXIII (1958-1963), Павла VI (1963-1978) и Иоанна Павла II (1978-2005): если первый безоговорочно поддерживал политику “холодной войны”, то последующие неоднократно выступали в защиту мира, за запрещение ядерного оружия, всеобщее разоружение.

Во внутрицерковной, собственно религиозной области модернизация католицизма осуществляется в целях приспособления к духу сегодняшнего дня религиозной доктрины и организации, чтобы они не слишком противоречили светскому настроению и взглядам современного человека. Реформаторская деятельность здесь направлена на то, чтобы избавиться от архаизмов и нелепостей, сделать более привлекательными для верующих церковные каноны и культовые обряды и т.п. В частности, конституция о литургии, принятая XXI Вселенским собором, предписывает сочетать богослужение с местными обычаями, особенно в азиатских и африканских странах; в некоторых частях мессы и при исполнении обрядов использовать местные разговорные языки, упростить мессу, чтобы она была понятна простым верующим, больше внимания уделять проповедям, произнесение которых в будни настоятельно рекомендуется, а в праздники объявляется обязательным; разрешает причащаться хлебом и вином всем верующим.

Под влиянием современной науки католические деятели также ратуют за “модернизированное” толкование “священного писания”, призывают отказаться от буквального толкования наиболее спорных библейских представлений. Также современная католическая церковь проводит своеобразную кампанию по достижению согласия с наукой, отмежевывается от компрометирующих её исторических фактов, типа преследования церковью Галилео Галилея, признавая их ошибочность.

Протестантизм

Протестантизм - одно из главных направлений христианства, наряду с православием и католицизмом, охватывает множество самостоятельных исповеданий и церквей. Особенности идеологии и организации современного протестантизма во многом обусловлены историей его возникновения и развития.

Протестантизм возник в XVI веке, в эпоху Реформации. Первый акт буржуазной революции не случайно был разыгран в форме религиозных войн. Чувства и сознание масс полностью зависели от той духовной пищи, которую предлагали церковь, в силу этого историческое движение, содержание которого составлял переход от феодализма к капитализму, должно было принять религиозную окраску.

Одним из первых шагов реформационного движения в Германии было выступление Мартина Лютера против индульгенций, он считал, что “Бог не может и не хочет позволять господствовать над душой никому, разве лишь самому себе”. Человек может спасти душу только посредством веры, которая непосредственно даруется богом, без помощи церкви. Это учение Лютера о спасении или оправдании верой в искупительную жертву Христа, стало одним из центральных догматов протестантизма.

Лютеранская реформация провозгласила учение о всеобщем священстве, о равенстве всех верующих перед богом. Под лозунгом восстановления традиций раннехристианской церкви было выдвинуто требование упразднения обособленного сословия священников, устранения монахов, прелатов, римской курии, то есть всей дорогостоящей иерархии. Вместе с католической иерархией был отвергнут и авторитет папских декретов и посланий, решений соборов, единственным авторитетом в вопросах веры было признано “священное писание”, которое каждый верующий имел право истолковывать по своему разумению. Отвергая церковную иерархию и особое священнодействие как путь к спасению души, это учение рассматривало мирскую деятельность человека как служение богу, именно в мирской жизни человек должен был искать спасение; отсюда следовало и осуждение монашества, безбрачия духовенства и т.п.

Документом, выразившим существо произошедшей реформы является “Аугсбургское вероисповедание”, который представляет собой изложение основ лютеранства. В 1530 году он был представлен императору Карлу V, но был им отвергнут, что повлекло за собой войну между императором и князьями, принявшими лютеровскую реформацию, закончившуюся в 1555 году Аугбургским религиозным миром. Князьям было предоставлено право определять религию своих подданных самостоятельно.

В первой половине XVI века реформационное движение стало быстро распространяться за пределами Германии, оно утвердилось в Австрии, скандинавских странах, Прибалтике, отдельные общины появились в Польше, Венгрии, Франции. В это же время в Швейцарии возникли новые разновидности реформационного движения - цвинглианство и кальвинизм, более последовательные в своей буржуазной сущности, чем лютеранство. Цвинглианство более решительно порвало с обрядовой стороной католицизма, отказавшись от признания особой магической силы - благодати за последними двумя сохраненными лютеранством таинствами - крещением и причащением: причащение рассматривалось как простой обряд, совершаемый в память о смерти Иисуса Христа, в котором хлеб и вино стали лишь символами его тела и крови. В организации также был последовательно проведен республиканский принцип: каждая община сама избирала своего священника и была самостоятельна. Гораздо большее распространение получил кальвинизм, в теологическом плане связанный с одним из главных принципов реформации - оправданием верой, а не “добрыми делами”. Одним из главных догматов кальвинизма является учение об “абсолютном предопределении”: еще до сотворения мира бог якобы предопределил судьбы людей, одним уготован рай, другим - ад, и никакие усилия людей, и никакие “добрые дела” не могут изменить предначертанного всевышним. С самого начала кальвинизму были свойственны мелочная регламентация личной и общественной жизни верующих в духе ханжеской благопристойности и нетерпимости к любому инакомыслию. В соответствии с догматической основой кальвинизм отбросил почти все внешние атрибуты католического культа: иконы, свечи, облачения и т.п. Основное место в богослужении заняли чтение и комментирование Библии, пение псалмов. Руководящую роль в общинах играли пресвитеры (старшины) и проповедники. Догматические вопросы решали конгрегации - особые собрания проповедников.

В отличие от Германии и Швейцарии, где реформация начиналась как народное движение, в Англии она была инициативой правящих верхов В 1534 году английский парламент провозгласил независимость церкви от папы и объявил её главой короля Генриха VIII. Были закрыты все английские монастыри, их имущество конфисковано в пользу королевской казны, при этом было объявлено о сохранении католических догматов и обрядов. Со временем влияние протестантизма на англиканскую церковь усилилось, она приняла догматы об оправдании верой и о священном писании как единственном источнике веры, отвергла учение католицизма об индульгенциях, о почитании икон и мощей. Но в то же время признавался, хотя и с некоторыми ограничениями, католический догмат о спасающей силе церкви, были сохранены литургия и некоторые другие обряды, остался неприкосновенным епископат.

В Шотландии движение за реформу церкви проходило под знаменем кальвинизма и было связано с борьбой против династии Стюартов, закончившейся в конце 60 годов казнью Марии Стюарт. Выросшая из кальвинизма пресвитерианская церковь исходила из признания единовластия Христа в общине верующих и равноправии её членов, в связи с этим было ликвидировано епископство и сохранено только пресвитерство.

С обострением социальных противоречий в Англии конца XVI - начала XVII веков складывается буржуазная оппозиция абсолютистскому режиму, среди которой получает распространение кальвинизм, приверженцы которого называются пуританами. Активизация демократических элементов привела к возникновению различных религиозных сект конгрегационалистов, баптистов, квакеров и др. В большинстве случаев образование этих сект в религиозной форме отразило разочарование низов в результатах буржуазной революции.

Таким образом, в период Реформации в Германии и Швейцарии и затем во времена буржуазных революций, прежде всего в Англии сформировались основные течения, которые представляют протестантизм в настоящее время. Главными разновидностями реформированного христианства были и остаются возникшие непосредственно в период Реформации лютеранство и кальвинизм. Все другие протестантские образования варьируют основные принципы этих течений.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх