Почему облачение кардинала католической церкви красного цвета. Главный редактор католического интернет-издания «в свете евангелия» виктор хруль: «кардиналы выбирают между двумя моделями будущего понтификата: тандемом и дипломатией Кардиналы католической ц

Кардинал

Кардинал (лат. Cardinalis, от cardo - дверной крюк) - высшее духовное лицо римско-католической церкви, принадлежащее ко всем трём степеням священства и занимающие иерархически место непосредственно за папой, выше всех архиепископов и епископов.

Такое положение кардиналы приобрели постепенно. Уже при Феодосии Великом слово Cardinalis встречается как название чиновника. С V по XI ст. так назывались духовные лица, занимавшие постоянные места при определённых приходских церквах (не в сёлах), которые были прочно связаны с своими местами, «как дверь соединена с крюком, на котором висит». В то время, как в других местах титул «кардинал» падал и исчезал, в Риме он приобретал всё большее значение. Рим делился на округа, из которых в каждом была своя главная церковь (Titulus), и её настоятель назывался incardinatus, cardinalis. Эти церкви были приходскими в собственном смысле; лишь в них преподавались таинства. Кардиналы священники и кардиналы диаконы Рима присутствовали в совете папы и принимали значительное участие в его избрании, когда выбор зависел от духовенства и народа, но считались ещё (как это можно видеть из соборных актов) ниже всякого епископа. Кардиналов-епископов тогда ещё не было, но епископы римской метрополии, конечно, принимали участие и в совете, и в выборе папы.

Лишь в XI веке эти подгородные епископы: Остии (ныне Остии и Веллетри), Порто, Руфина (позже соедин. с Порто), Альбано, Сабинума, Тускулума и Палестрины (Пренесте) были названы кардиналами. Важное значение в истории развития кардинальского сана имеет изданный на латеранском соборе декрета папы Николая II (1059), в силу которого кардинальская коллегия получила право выбора папы. Этот декрет сохраняет свою силу и в настоящее время. При Иннокентии IV кардиналы получили место выше всех епископов и красную шапку, символически обозначающую, что они до последней капли крови, не боясь смерти, будут действовать «pro exaltatione sanctae fidei, pace et quiete populi christiani, augmento et statu Sanctae Romanae Ecclesiae». Бонифаций VIII дал им княжескую мантию, Павел II - право иметь белую лошадь с красным покрывалом и золотыми поводьями. Пий V в 1567 запретил именоваться кардиналами тем, кто не получил этого сана от папы, а при Урбане VIII (1630) кардиналы получили титул «Eminentissimus», «Eminentia», который носили духовные курфюрсты.

Число кардиналов бывало различно (в XII веке редко более 30, нисходило даже до 7) до 1586, когда, по декрету папы Сикста V, оно было определено в 70 (по числу 70 старейшин израильских и 70 учеников христовых): из них 6 кардиналов-епископов, 50 кардиналов-священников и 14 кардиналов-диаконов. В настоящее время число кардиналов значительно больше, хотя право голоса на конклаве имеет не более 120 человек. Кардиналы священники и кардиналы диаконы носят титулы по именам римских церквей и капелл, при которых они числятся. В своих и подчинённых им церквах кардиналы имеют епископскую юрисдикцию и кроме того много других привилегий. Кардиналы назначаются папой сначала в тайном, потом в торжественном заседании консистории, с соблюдением известных обрядов. Папа может назначить кардиналов, но некоторое время не объявлять их имён, хранить их у себя в груди («in petto»), причём счёт старшинства таких кардиналов ведётся со дня заявления папы о совершившемся назначении.

Иностранцы, получившие сан кардинала по рекомендации католических правительств и представлявшие при папских выборах своих государей, назывались кардиналами короны. Кардиналы, вместе с папой, образуют священную коллегию, деканом которой считается старейший кардинал епископ. Образуя папскую консисторию, они помогают ему в важнейших делах (causae majores). Для заведования известным кругом дел из кардиналов образуются комиссии, называемые «конгрегациями».

Далее, известные должности папского управления занимаются кардиналами. Таковы: Кардинал Camerlengo - заведует финансами и от смерти одного до выбора другого папы занимает должность блюстителя папского престола; кардинал викарий - заместитель папы в римской епархии; кардинал вице-канцлер - председатель римской канцелярии; кардинал государственный секретарь (министр иностранных дел), кардинал государственный секретарь по внутренним делам, кардинал великий пенитенциарий, кардинал библиотекарь ватиканской библиотеки и др.

Главные наружные отличия кардинальского сана: красная мантия, красная шапочка, кольцо, крытый красною или фиолетовою материей зонтик, трон (в их собственной церкви) и герб. Полный список кардиналов можно найти в ежегодно выходящей в Риме «La ierarchia catolica e la famiglia pontificia».

Кардиналов-дьяконов возглавляет кардинал-протодьякон, имеющий привилегии объявлять о выборе нового Папы Римского и короновать нового папу. Кардиналов-священников возглавляет кардинал-протопресвитер.

КАРДИНАЛ (лат. cardinalis - главный, основной) - наиболее значимый титул в Католической Церкви после Папы Римского. В соответствии с ККП 1983 в функции К. входит избрание Папы на конклаве и помощь ему в руководстве Вселенской Церковью, которую они оказывают коллегиально, исполняя совещательные функции при Папе во время консисторий, и индивидуально, возглавляя ведомства и др. постоянные службы Римской курии и гос-ва Град Ватикан. В совокупности К. составляют Коллегию кардиналов, возглавляемую К.-деканом.

Должность К. относится к области церковного, а не Божественного права. Первоначально титул cardinalis применялся к церквям и диакониям Рима. Позже, в IV в., он перешел к гл. служителям т.н. титульных церквей Рима и его гл. пригородных епархий: термин presbyteri e diaconi cardinales встречается, по свидетельству Папы Захарии, еще во время понтификата Папы Сильвестра I. в управлении своей епархией опирался на помощь пресвитеров, а также 7 диаконов, которые занимались текущими церк. делами и благотворительностью (в 1-й пол. III в. Папа Фабиан разделил Рим на 7 округов, назначив для каждого из них диакона). Начиная с V в. епископы 7 епархий в пригородах Рима ввели в практику еженедельное служение мессы в папской Латеранской базилике. Настоятелям 25 (позднее 28) рим. титульных церквей также было вменено в обязанность помимо богослужений в своих храмах проводить еженедельные мессы в др. великих рим. базиликах - Санта Мария Маджоре, Св. Петра, Св. Павла (Сан Паоло фуори ле Мура) и Св. Лаврентия, к которым они тем самым были приписаны. Епископы 7 пригородных церквей получили название К. в VIII в., а настоятели рим. титульных церквей - с кон. Х в.

Со времен Григорианской реформы К. стали непосредственными помощниками Папы в управлении Церковью. С этих пор 7 т.н. палатинских и 12 окружных диаконов (тогда Рим был разделен на 12 адм. округов) были также включены в число К. В 1059 Папа Николай II декретом In nomine Domini сделал К.-епископов единственными выборщиками Римских пап. При Папе Урбане II начала формироваться 3-ступенчатая структура Коллегии К., которая окончательно сложилась в 1150, когда Папа Евгений III назначил К.-декана (епископа Остии) и камерария для управления церк. собственностью. Папа Сикст V в конст. Postquam verus от 3.12.1586 законодательно закрепил разделение Коллегии К. на 3 чина.

С 1163 Римские папы стали возводить в кардинальское достоинство также и прелатов, живущих вне Рима: Папа Александр III позволил архиеп. Майнца Конраду Виттельсбахскому вернуться на кафедру после назначения его К., а для приписки к рим. клиру назначил его священником одной из титульных церквей города. Этот обычай сохраняется и по сей день: каждый К. (кроме К.-епископов) имеет титул пресвитера или диакона одной из рим. титульных церквей или диаконий.

Папа Павел VI в 1965 ввел в Коллегию К. некоторых патриархов Вост. Католических Церквей, сохранив за ними титул их патриарших кафедр (motu proprio от 11.02.1965 Ad Purpuratorum Patrum).

Т.о., в соответствии с ист. традицией Коллегия К. разделяется на 3 чина (CIC 350): 1) чин К.-епископов, к которому относятся К., которых Папа удостоил титула одной из 6 епархий пригородов Рима (Альбано, Фраскати, Палестрина, Порто и Санта-Руфина, Сабина и Поджо-Миртето, Веллетри и Сеньи), и патриархи Католических Церквей вост. обрядов, возведенные в достоинство К. К.-епископом Остии является К.-декан, который сохраняет и титул церкви, который имел до избрания деканом; 2) чин К.-пресвитеров, удостоившихся титула одной из старейших рим. церквей; подобно К.-епископам, они не обладают властью управления в своей титульной церкви, однако оказывают ей поддержку и помощь (данное ограничение, введенное Папой Иннокентием XII в 1692, подтверждено в кан. 357 § 1); 3) чин К.-диаконов, удостоенных титула одной из диаконий Рима.

В данном случае названия «епископ», «пресвитер» и «диакон» следует понимать не как свящ. сан, а как термины, появившиеся в определенных ист. условиях. В соответствии с motu proprio Папы Иоанна XXIII ***** gravissima от 15.04.1962 и с кан. 351 § 1 ККП священник, возведенный Папой в достоинство К., должен быть посвящен в епископы (хотя из этого правила возможны исключения).

Причисление К. к тому или иному чину и возможность перехода из одного в другой регулируются положениями канон. права (CIC 350 § 5-6). В момент назначения каждый К. причисляется к чину либо пресвитеров, либо диаконов. К.-диаконы спустя 10 лет после оглашения декрета о назначении могут переходить в чин пресвитеров (при наличии свободного титула); преимущество отдается тем, кто был назначен раньше др. претендентов. Переход в чин епископов из чина пресвитеров происходит в соответствии со старшинством.

К. свободно избираются Папой Римским среди епископов и священников, отличающихся ученостью, благочестием и благоразумием (CIC 351 § 1).

Возведение в достоинство К. осуществляется папским декретом (оглашаемым на ординарной консистории), в котором новому К. жалуется титул церкви или диаконии. На консистории К. вручается кардинальская биретта и кардинальский перстень как знак особого достоинства и соединения с кафедрой Св. Петра. К. носят одеяния алого цвета, символизирующего готовность пролить кровь за Церковь. В особых случаях (как правило, по полит. мотивам) Папа объявляет о назначении К., но не называет его имя (nomen in pectore sibi reservans): назначенный in pectore получает обязанности и права К. только с момента офиц. провозглашения (CIC 351 § 3).

К. обладают богослужебными и др. привилегиями, в т.ч. privilegium canonis и privilegium fori, в соответствии с которыми в церк. судопроизводстве они подсудны только Папе (CIC 1405 § 1, п. 2). К. имеют полномочие принимать исповедь во всех странах мира без ограничений (CIC 967 § 1), а также освобождены из-под юрисдикции местных епископов в делах, касающихся их лично (CIC 357 § 2).

Исполняемые К. функции могут быть ординарными (во время понтификата) и чрезвычайными (когда Св. Престол вакантен).

К., занимающие постоянную должность в Рим. курии и не являющиеся епарх. епископами (куриальные К.), должны проживать в Риме. В соответствии со ст. 21 Латеранских соглашений они получают гражданство Ватикана.

После смерти правящего Понтифика все К., возглавляющие ведомства Рим. курии, в т.ч. гос. секретарь и префекты Рим. конгрегаций, теряют свою должность (ст. 6 конст. Pastor Bonus от 28.06.1988). Исключение составляют камерленго Св. Римской Церкви и старший пенитенциарий, которые продолжают исполнять свои обязанности. Ген. викарий Папы для Римской епархии, архипресвитер базилики Св. Петра и ген. викарий Папы для Града также не прекращают исполнения своих полномочий (конст. Папы Иоанна Павла II Universi dominici gregis, 1996).

По достижении 75 лет К. получают предложение отказаться от занимаемых должностей (CIC 354).

До кон. XIX в. светские власти обладали возможностью влиять на назначение К. (начало этой традиции положил первый «авиньонский» Папа (Авиньонское пленение пап) Климент V); со временем Римские папы признали за императором Свящ. Рим. империи, королями Испании, Франции, Португалии и Польши, а также венецианским дожем право рекомендовать для назначения т.н. К. короны (cardinales coronae). Однако фактически это было скорее почетное звание, поскольку его обладатели предпочитали оставаться при дворе своего правителя.

Палатинскими назывались К., которые в силу своей должности должны были быть всегда в распоряжении Папы, поэтому проживали в Апост. дворце. Впервые они упоминаются в 735, когда Папа Григорий III к 14 имевшимся окружным диаконам добавил еще 4, названных cardinales Palatini, в обязанности которых входило помогать Папе во время богослужений в Латеранской и Ватиканской базиликах. С течением времени они превратились в ближайших сотрудников Папского двора. Вновь избранный Понтифик утверждал их в должности или назначал новых. К нач. XX в. оставалось двое палатинских К. - начальник Апост. канцелярии и гос. секретарь. Папа Павел VI в motu proprio Pontificalis domus (28.03.1968) упразднил должность начальника канцелярии.

До недавнего времени существовала также должность К.-протектора к.-л. а или конгрегации, не находившихся в его юрисдикции, но получивших его поддержку и покровительство. Начало этой традиции положил Франциск Ассизский, рекомендовавший своим преемникам каждый раз обращаться к Папе с просьбой о назначении одного из К. покровителем Ордена францисканцев. В 1964 Государственный секретариат прекратил практику назначения К.-протекторов для ов и конгрегаций. В наст. время К.-протекторы поддерживают учебные и воспитательные учреждения Церкви - Папскую Церковную академию, Римскую богословскую академию, Марианскую академию, Римскую археологическую академию и др.

Лит-ра: Юркович, 60-63; Morgan T.B. Speaking of Cardinals. NY., 1946; EC 3, 779-784; Del Re N. // Mondo Vaticano. Va., 1995, p. 225-234; NDDC, 127-128; Brunori P. La Chiesa Cattolica: Fondamenti, persone, istituzioni. Mi., 1999, p. 32-33; CIC 349-359.

Выше всех архиепископов и епископов .

Известные должности папского управления занимаются кардиналами. Таковы:

  • кардинал-Камерленго (Camerlengo) - заведует финансами и от смерти одного до выбора другого папы занимает должность блюстителя папского престола;
  • кардинал-викарий - заместитель папы в римской епархии;
  • кардинал-вице-канцлер - председатель римской канцелярии;
  • кардинал-статс-секретарь (министр иностранных дел),
  • кардинал-статс-секретарь по внутренним делам,
  • кардинал-великий пенитециарий,
  • кардинал-библиотекарь ватиканской библиотеки
  • и др. (см. Папская курия).

Главные наружные отличия кардинальского сана:

  • красная мантия,
  • красная шапочка,
  • красная (во время траура и поста - фиолетовая) шапка с двумя шелковыми шнурами и с кистями на концах, которая получается в Риме из рук папы (отсюда: "получить красную шапку" в смысле "быть назначенным кардиналом"),
  • кольцо,
  • крытый красною или фиолетовою материей зонтик,
  • трон (в их собственной церкви),
  • герб.

Полный список кардиналов можно найти в ежегодно выходящей в Риме "La ierarchia catolica e la famiglia pontificia", заменившей прежнюю "Notizie per l"anno... ", называвшуюся (по типографии) "Cracas".

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона
  • Список кардиналов
  • Полный православный богосовский энциклопедический словарь. Т. II. СПб.: Изд-во П.П.Сойкина.

В итальянской прессе обнародована информация о заработках различного уровня ватиканских сановников, включая самого Папу Римского.

Отношения между Церковью и деньгами - тема скользкая и весьма деликатная и поэтому интересующая абсолютно всех, в особенности в свете многочисленных скандалов и слухов, обрушившихся в последние годы на государство-град.

Издалека Ватикан кажется неким царством с неограниченным бюджетом, где священники и кардиналы получают заоблачные жалования, которые они якобы могут потом тратить направо и налево по своему разумению. Как выясняется, это как раз тот случай, когда имидж не совсем соответствует реальности. Чтобы расставить все точки на "i" и раз и навсегда положить конец многочисленным спекуляциям на эту тему, римская "Иль Мессаджеро" решила опубликовать подробный отчет о заработках клириков.

Издание, в частности, поясняет, что часть денег для обеспечения духовных сановников берется из добровольных пожертвований верующих, а другая часть - из специального фонда "Otto per mille", регулярно пополняемого за счет налогоплательщиков, Исходя из действующего итальянского законодательства, каждый житель Апеннин может перечислить 0,8 процента с подоходного налога одному из следующих субъектов: государству, Католической Церкви, либо религиозным организациям. В 2012 году благодаря этому фонду церкви в Италии получили почти 1,2 миллиарда евро.

В среднем заработок приходского священника составляет всего около 1000 евро в месяц - приблизительно столько же в Италии получает простой рабочий или земледелец. Оклад священников и епископов вычисляется по оценочной шкале и зависит также от их возраста. В итоге, "потолком" для наиболее опытных падре является сумма в 1200 евро, а для епископов она составляет не более трех тысяч евро.

Самой привилегированной и высокооплачиваемой категорией оказались кардиналы. Доход "пурпурных шапочек" достигает в среднем пять тысяч евро в месяц, к которым, помимо всего прочего, добавляются еще и благотворительные пожертвования. Для сравнения, их заработок ровно в два раза превышает пенсию бывшего Папы Римского (ныне "Почетного Папы") Бенедикта XVI, который ежемесячно получает лишь 2,5 тысячи евро. Однако в эту сумму, как подчеркивает "Иль Мессаджеро", не входят авторские гонорары, выплачиваемые Ратцингеру от продажи его многочисленных книг и монографий. Содержание бывшего предстоятеля Католической Церкви, в целом соизмеримо с общеватиканскими пенсиями, отличающимися умеренностью. Пожалуй, единственным исключением является пенсия кардинала, который по рангу приравнивается к генералу вооруженных сил (4 тысячи евро в месяц).

Тем не менее, дальше всех пошел, пожалуй, нынешний Понтифик, известный своим аскетизмом и скромностью. Взойдя на папский престол, Хосе Марио Бергольо немедленно взялся за ватиканские финансы, начав реализацию своей собственной политики "жесткой экономии". Перед тем, как урезать пособия четырем тысячам служащих Ватикана и пяти кардиналам, надзирающим за деятельностью Института религиозных дел (Банка Ватикана), махом лишив их 25-тысячной годичной надбавки, Папа Франциск публично отказался от своей зарплаты. Правда, в жаловании Папа Бергольо особо и не нуждается - для реализации интересующих его проектов Франциск может пользоваться по своему усмотрению всеми существующими церковными фондами.

Кардиналы и политики

Кастрилльон родился в 1929 году в Меделлине еще до того, как этот провинциальный город стал прочно ассоциироваться с наркокартелями. Юноша, легко осваивавший чужие языки, стал священником. Он стал доктором канонического права в Папском Грегорианском университете в Риме, защитил другую диссертацию по социологии религии в Лувенском университете в Бельгии, а в возрасте тридцати шести лет вернулся в Колумбию уже епископом. Его обожали бездомные, в диоцезии Перейры он сам ходил по улицам и кормил брошенных детей. Бум торговли кокаином пробудил в Кастрилльоне стремление к власти в духе Макиавелли. СМИ показывали, как он освящает ресторан, принадлежащий гангстеру из наркомафии. «На самом деле, его отношения с наркоторговцами были сложными», – пишет Елена Курти в журнале The Tablet . Однажды Кастрилльон, переодетый молочником, появился в доме Пабло Эскобара, самого разыскиваемого человека в Колумбии, «и убеждал его исповедоваться в своих грехах». На встрече епископов Латинской Америки в 1984 году, продолжает она, Кастрилльон

…сказал, что принимал наличные деньги от наркокартели Эскобара на благотворительные цели. Он оправдывал свое действие тем, что эти деньги не пошли на противозаконные дела, такие как проституция, он также предупредил жертвователей о том, что эти дары «не спасут их души». Позже, став архиепископом Букараманги (1992–1996), он не раз публично говорил о коррупции в Колумбии, не боясь вызвать недовольство местных и национальных сановников и политиков.

Кастрилльон, готовый принять грязные деньги, чтобы использовать их на благие цели, считал, что католическая иерархия сама для себя закон. В 2001 году, когда французский прелат был приговорен к трем месяцам заключения за то, что укрывал педофила, Кастрилльон опубликовал на веб-сайте Конгрегации Духовенства письмо, в котором он восхвалял епископа Пьера Пикана из диоцезии Байе-Лизье: «Я рад, что среди моих коллег есть такой человек, который на глазах публики и других епископов всего мира предпочел отправиться в тюрьму, не выдав одного из своих сынов, священника».

И вот в 2003 году кардинал Кастрилльон встретился с более молодым епископом, который оказался в критической ситуации из-за большого количества жертв преступлений, чреватой большими финансовыми потерями. Кардинал чувствовал, что должен помочь своему собрату. Святейший Престол не оказывает финансовой помощи архидиоцезиям – такого никогда не случалось. В 2003 году у Ватикана образовался дефицит в $11,8 миллиона при бюджете текущих затрат в $250 миллионов. Лепта Петра, составившая $55,8 миллиона, помогла справиться с этой проблемой. Эти финансовые дела не зависели от сумм, которые Банк Ватикана негласно передавал папе. Для О’Мелли ситуация была куда сложнее той, с которой он столкнулся в Фолл-Ривер около десяти лет назад, поскольку там ему были готовы помочь Мальтийские Рыцари, располагающие огромными суммами денег. Теперь же из-за высокомерия Лоу просить помощи стало крайне трудно. Поскольку речь шла о выплате жертвам огромной суммы около $50 миллионов, вскоре к О’Мелли и Кастрилльону присоединились двое итальянских кардиналов: государственный секретарь Анджело Содано и префект Конгрегации по делам Епископов Джованни Баттиста Ре.

Кардинал Ре, известный трудоголик, с его широкой улыбкой и глухим голосом, на протяжении одиннадцати лет исполнял роль sostituto в государственном секретариате, то есть осуществлял надзор за ежедневными операциями. Он мог совещаться с папой Иоанном Павлом в любой нужный момент, не договариваясь специально об аудиенции. Теперь же он получил другую должность – надзирать за деятельностью епископов всего мира, хотя папа стал для него недоступнее. Он преимущественно использовал каналы Курии.

Семидесятипятилетний кардинал Содано выглядел внушительнее. Этот государственный секретарь с прямоугольными плечами и отвисшей нижней челюстью в толстых очках исполнял должность премьер-министра Святейшего Престола и был начальником всех служащих Ватикана. Во главе каждой из девяти конгрегаций, или дискастерий, которые примерно соответствуют министерствам, стоял префект, пользующийся автономией; Содано заведовал Министерством иностранных дел. На протяжении той дюжины лет, что Содано управлял Курией, он был как бы оптимистичным двойником Иоанна Павла во внешней политике, которой занимался сам папа до тех пор, пока не заболел в свои последние годы.

Он родился в 1927 году в городе Асти в Пьемонте в семье с шестью детьми. Его отец, член партии Христианских демократов, в 1948 году был выбран в парламент, где он служил до 1963 года. После окончания местной семинарии Содано защитил диссертации по каноническому праву и богословию в папских университетах Рима. В возрасте тридцати двух лет он уже вступил в дипломатический корпус Ватикана. В 1978 году, побывав на нескольких постах в Латинской Америке, он стал папским нунцием в Чили, где тогда существовала одна из самых жестоких диктатур во всей Южной Америке.

Страна достигла экономической стабильности при демократическом правлении, но в 1970-м, когда на выборах в Чили победил марксист Сальвадор Альенде, американский президент Ричард Никсон сказал директору ЦРУ: «Надо задушить их экономику », – чтобы лишить опоры Альенде. ЦРУ через вождей христианско-демократических партий Западной Европы стало оказывать поддержку противникам Альенде в Чили. В отчете ЦРУ говорится, что один итальянский деятель партии Христианских демократов (его имя скрыто) «не видел смысла рисковать своей репутацией ради обреченного на провал дела». За Альенде проголосовало большинство избирателей. Никсон выделил ЦРУ сумму в $10 миллионов на разрушение экономики Чили. Тремя годами позже при поддержке ЦРУ в стране произошел государственный переворот, в результате которого к власти пришел генерал Аугусто Пиночет, а Альенде застрелился во время штурма президентского дворца. Чтобы укрепить свою власть, Пиночет применял пытки и похищение людей, а также убивал сторонников Альенде. Люди в военной форме распоряжались работой университетов и контролировали прессу. Было убито несколько известных чилийских критиков режима, живущих в других странах. Пиночет распродал государственные службы, осуществляя стратегию свободного рынка в соответствии с указаниями экономиста Чикагского университета Милтона Фридмана. 28 тысяч бедняков из разных районов оказались в трущобах, население которых постепенно разрослось до 1,3 миллиона.

В 1978 году, когда сюда в качестве нунция прибыл архиепископ Содано, в стране продолжали существовать профсоюзы, которые защищал кардинал Рауль Сильва Энрикес. Епископы правых и центристских взглядов были рады свержению Альенде, в то время как Сильва вместе с некоторыми другими боролся за права человека. Мучения Чили обострили в Латинской Америке конфликт между традиционными епископами, для которых в центре всего стояло личное благочестие, и более социально активными епископами, на которых оказало влияние представление теологии освобождения о «структурном грехе». В 1968 году на конференции латиноамериканских епископов в Меделлине было принято постановление о «выборе в пользу бедных». Кастрилльон плохо относился к теологии освобождения, в чем его вполне поддерживал Содано. Иоанн Павел II и Ратцингер видели в коммунизме монолитное зло, и потому с одинаковым подозрением относились и к диктатурам советского блока, и к марксистскому анализу эксплуатации бедных на плантациях, который вдохновлял сторонников теологии освобождения. Однако, по обоснованным словам журналиста Джона Оллена, на латиноамериканскую теологию повлияли и многие прежние направления европейской мысли. Христианские базовые общины, малые группы священников, монахинь и мирян, служащих обитателям трущоб, питались обсуждением Священного Писания. Ратцингер на своем трибунале расследовал дело отца Леонардо Боффа из Бразилии и в 1985 году вынес свой приговор: «молчание» в течение года. Шесть лет спустя он подверг запрету богословие Боффа. «Церковная власть жестока и безжалостна», – с гневом говорил Бофф, когда уже он оставил священство.

Пол Коллинз в своей книге «Современная инквизиция», посвященной Конгрегации Доктрины Веры под началом Ратцингера, пишет:

Именно темы бедности и эксплуатации Третьего мира позволяют, по мнению Боффа, церкви быть самой собой в самом подлинном смысле. Как он считает… только через размышление над повседневным опытом и с помощью «вещества» истории церковь может понять, чего от нее хочет Бог.

Для Ратцингера церковь стоит за пределами истории. Богословский фокус Конгрегации Веры в первую очередь определяет не Иисус истории, но воскресший и вознесшийся Христос во славе, стоящий вне событий этого мира, одновременно Спаситель и Судия. Вот главный предмет внимания Ратцингера.

К 1980 году латиноамериканскими эскадронами смерти было убито более восьмисот священников и монахинь. Пока Ратцингер наказывал богословов, подобных Боффу, Содано устанавливал дружеские связи с семьей Пиночета. Так, он присутствовал на встрече, во время которой Пиночет перед телекамерами угрожал церкви. Содано, контролировавший назначение епископов, создавал благоприятные условия для тех из них, кто поддерживал диктатора. В 1986 году группа «Викариат солидарности» обратилась к епископам Чили с просьбой о том, чтобы они добивались удаления Содано. «Этого уже давно требуют многие общины. О том же просят сотни священников и монахинь. Народ знает о его «отчетах» для Рима и о том, как горячо он предан военному режиму… Мы считаем, что это не дипломатическая работа, но соучастие в преступлении». Но Содано оставался на своем посту. Деятельность Содано в Чили в интересах Иоанна Павла останется темным пятном в истории до тех пор, пока Ватикан не откроет доступа к документам, которые он посылал.

Когда кортеж автомобилей прибыл в Сантьяго, его встретила большая толпа, восклицавшая: «Брат наш, папа, забери тирана с собой!» Люди держали плакатики с именами без вести пропавших близких. Иоанн Павел встретился с лидерами оппозиции и членами всех партий, эту встречу организовал Содано. Он также помог Пиночету заманить папу на балкон президентского дворца, чтобы сделать снимок, который охладил пыл людей, страдающих под властью диктатора. Но во время визита папы произошли и такие события, которые поддерживали волю к сопротивлению. Толпы людей пришли на мессу, совершавшуюся на том самом печально известном стадионе, где пятнадцать лет назад отряды диктатора собирали и убивали сторонников Альенде. Папа мог слышать, как «сменявшие друг друга ораторы жаловались на цензуру, пытки и политические убийства», писал Джонатан Квитни. «Толпы сжигали заграждения, бросались камнями и смеялись над полицейскими». Иоанн Павел прославлял чилийских священников за их стремление к справедливости, осуждал жестокость и призывал терпеть «страдания ради любви, истины и справедливости… в знак верности Богу». Его голос звучал на фоне рева водяных пушек, которыми полиция разгоняла толпу. «Любовь сильнее, – повторял он, – любовь сильнее».

Чили приближалось к восстановлению демократии, когда нунций Содано, награжденный медалью от Пиночета, вернулся в Рим. Его умение налаживать отношения с латиноамериканскими властями пригодилось во время вторжения США в Панаму. Президент Мануэль Норьега, который испортил отношения с ЦРУ из-за того, что участвовал в наркоторговле, нашел себе убежище в посольстве Ватикана. Содано убеждал его сдаться. Американцы переправили Норьегу во Флориду, где его судили, признали виновным и посадили в федеральную тюрьму.

В 1991 году Содано стал государственным секретарем. Почему Иоанн Павел, постоянно призывавший к миру и ненасилию, выбрал из всех кардиналов Курии именно этого человека, близкого к кровавому диктатору? Папа мог бы выбрать Акилле Сильвестрини, умелого дипломата в делах о контроле над вооружением, правах человека, который к тому же был протеже кардинала Агостино Казароли, тогдашнего государственного секретаря. Казароли десятилетиями вел переговоры с представителями Восточного блока, пытаясь смягчить преследования католиков, которые совершались за железным занавесом. Содано же называл дипломатию «инструментом диалога с целью защищать и расширять права католиков и устанавливать международные отношения».

По словам Джованни Авены, священника, ставшего редактором новостной службы либеральных католиков Adista, за этими хорошими словами стоит странная реальность. «Казароли обладал великим дипломатическим даром, он представлял церковь трезво, в стиле бизнесменов, – сказал мне Авена в Риме. – Казароли считал Содано не слишком далеким. Его послали в Латинскую Америку, и там он показал себя, установив дружеские связи с правыми деятелями наихудшего рода. Иоанн Павел спорил с Казароли о том, как следует вести себя относительно коммунизма. Папа стоял за более решительное сопротивление. Сильвестрини был наследником Казароли. Содано же представлял собой скорее не теоретика, а рядового пехотинца. Он получил этот пост [государственного секретаря] как менеджер Курии. Это абсолютно серый человек».

Назвав Содано «серым», Авена имел в виду его сознательную позицию нейтральности, которая позволяла ему принимать нужную окраску, когда того требовал момент. Иоанн Павел, которому, как известно, политики Курии казались скучными, использовал Содано как защиту от внутренних споров и как воинствующего противника левых, что способствовало установлению отношений с консервативными правительствами и жертвователями. Известно также, что на Иоанна Павла наводили скуку финансовые вопросы. В 1982 году разразился скандал вокруг Банка Ватикана, когда Banco Ambrosiano, крупнейший банк Италии, пал под тяжестью долга в $1,2 миллиарда в связи со схемой отмывания денег «Коза ностры» при участии ИРД под руководством архиепископа Пола Марцинкуса. Иоанн Павел позволил Марцинкусу воспользоваться дипломатическим иммунитетом, так что тот стал новым узником Ватикана. Государственному секретарю Казароли пришлось признаться в «злоупотреблении доверием» перед комиссией, производящей государственное расследование; в 1984 году он согласился выплатить $242 миллиона в качестве компенсации от ИРД.

В 1990 году Иоанн Павел попросил Эдмунда Шоку, кардинала из Детройта, взять на себя заботу о городе-государстве. «Когда в ноябре бюджетные средства подошли к концу, мы обсуждали эту проблему в течение часа, – рассказал Шока биографу Квитни. – Он не мог вникнуть во все эти мелочи. Я ставил его в известность о положении дел и о наших действиях».

Прагматичный Шока собрал более ста президентов национальных конференций епископов на первую встречу такого рода 8 апреля 1991 года. Усадив их в кресла, обитые красным вельветом, кардинал Шока рассказал, что дефицит Ватикана достиг рекордной за последние два десятилетия величины в $87 миллионов. Он попросил собравшихся о помощи, не указывая каких-то обязательных ее размеров. В этом случае была применена демократическая процедура – они изредка встречаются в церкви и придают комизм ситуации, – епископы голосовали и, конечно, согласились присылать больше денег. В 1992 году они собрали дополнительные $8 миллионов. В 1993 году у Святейшего Престола доходы уже превышали расходы; лепта Петра в этом году также увеличилась до $67 миллионов.

«Фонды Ватиканского банка Иоанн Павел использовал в первую очередь для помощи церкви в бедных странах, – писал биограф папы Джордж Вейджел. – В ИРД могли позвонить утром из квартиры папы с просьбой прислать к полудню какое-то количество пакетов с деньгами – по $20 тысяч или $50 тысяч – для раздачи епископам Африки, Латинской Америки и Азии». Банк, который не упоминался в ежегодных финансовых отчетах Святейшего Престола, снабжал папу наличностью, когда он в ней нуждался.

Став государственным секретарем, Содано поручил надзор за ИРД комиссии из пяти кардиналов, он также начал управлять бюрократическим аппаратом (итальянского типа) Курии. «Вокруг Римской Курии создают какую-то тайну, – заметил Содано в 1992 году, – но те, кто внутри нее, воспринимают ее как некое братство».

Когда это братство в 2003 году посетил архиепископ О’Мелли, состояние здоровья папы было достаточно плохим, потому что болезнь Паркинсона неуклонно прогрессировала. В первую очередь Кастрилльон желал, чтобы масштабные операции с собственностью были одобрены Содано. Кардиналы Ватикана выдали О’Мелли разрешение превысить установленный предел в $10,3 миллиона при «отчуждении церковной собственности». Это решение подтверждал документ Ватикана, который появился много месяцев спустя, после того как Питер Борре занялся составлением соответствующих каноническому праву прошений от девяти приходов, пытаясь предотвратить их закрытие. Конгрегация по делам Духовенства ответила на них отказом. Приходы подали апелляции в Сигнатуру. Марта Веген, обладавшая богатым опытом участия в судебных процессах Ватикана, в качестве адвоката архидиоцезии составила краткую записку по данному делу. Она писала:

Это крайне тяжелый случай, когда Преосвященный архиепископ Бостона [sic ] получил максимальную свободу действий, чтобы спасти архидиоцезию от финансовой катастрофы, связанной… со скандалом вокруг сексуальных преступлений. Именно в этом контексте следует рассматривать все действия в рамках процесса реконфигурации и «закрытие приходов», не исключая изъятия собственности богатых приходов и не исключая изъятие собственности приходов, в которых кипит активная жизнь.

Тут следует думать о финансовой целесообразности не на уровне прихода, но на уровне всей архидиоцезии, в частности, речь здесь может идти о передаче собственности нежизнеспособных приходов архидиоцезии.

Под «максимальной свободой» здесь следует понимать неограниченную возможность закрывать и продавать. Когда О’Мелли, новый архиепископ, вернулся в Бостон в 2003 году, епископ Леннон получил власть осуществлять «отчуждение собственности».

Никогда раньше в диоцезиях Америки не происходило чего-либо подобного в таких масштабах.

Этот факт произвел большое впечатление на кардинала Содано.

Из книги Священный вертеп автора Таксиль Лео

САЛАТ ИЗ ПОЛИТИКИ И РЕЛИГИИ. В ту пору францисканцы и доминиканцы приводили в негодование всю Европу, и в особенности Испанию, смехотворными дискуссиями по поводу непорочного зачатия.Борьба стала приобретать трагический оттенок, ибо добрые монахи, отбросив перья,

Из книги Чистая Россия автора Кротов Яков Гаврилович

Из книги Притчи человечества автора Лавский Виктор Владимирович

Крабы - прирожденные политики Три амбициозных политика гуляли по пляжу и планировали стратегические ходы, чтобы свергнуть могущественного соперника. Затем они подошли к Мулле Насреддину, ловившему крабов. Поймав очередного краба, Мулла клал его в плетёную

Из книги Во что я верую автора Шоню Пьер

Из книги Курс эпохи Водолея. Апокалипсис или возрождение автора Ефимов Виктор Алексеевич

Из книги Призыв Духа автора Хорд Георгий

Единство человеческого рода–конечная цель культуры и политики Все, что проявилось в тайне домостроительства Сына, а также Святого Духа в Церкви, раскрывает внутритроическуюжизнь. Еще до начала мира Отец в тайне кенозиса видит перед Собой Сына. Отец уступает Сыну, ставит

Из книги Русские патриархи 1589–1700 гг. автора Богданов Андрей Петрович

Цена политики Организовав поставление в патриархи Иова, Борис Годунов мог подумать и о последствиях этого шага. Когда Иеремия стал проситься на родину, правитель уговорил его задержаться. Только к маю была составлена Уложенная грамота, утверждающая новый статус Русской

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

§25. Вмешательство политики в дела религии С объединением церкви и государства начинается долгая и мучительная история их столкновений и борьбы за первенство. Государство пытается подчинить церковь империи, церковь - подчинить государство своей иерархии, при этом оба

Из книги Варнашрама-дхарма. Совершенное общественное устройство. Размышления автора Хакимов Александр Геннадьевич

Падший брахман попадает во власть политики Политика любого государства характерна тем, что ставит это государство на уровень абсолютного, высшего авторитета. Национальные интересы стоят превыше всего, даже превыше других наций. Если выше нации не бывает авторитета,

Из книги Деньги Ватикана [Тайная история церковных финансов] автора Берри Джейсон

Кардиналы в критическом положении Живущие в ином мире, чем Боуэрс и бесчисленные священники Бостона, кардиналы и члены Курии, близкие к папе, удалились для проведения тайного совещания. О Лоу говорить перестали. Борре качал головой. Если Лоу не удастся оправдаться перед

Из книги Эволюция бога [Бог глазами Библии, Корана и науки] автора Райт Роберт

Первые политики Существуют свидетельства тому, что в шаманизме скрыты истоки официальной политики. Буряты Азии объясняли этнографам, что их первыми политическими лидерами были шаманы. В языке инуитов слова «шаман» и «лидер» почти идентичны: ангакок и ангайкок.

Из книги Руководящие идеи русской жизни автора Тихомиров Лев

Истинный путь церковной политики Обращая внимание читателей на нижепомещаемую речь Георгия Алексеевича Шечкова в Государственной Думе по поводу гражданского решения церковных дел, не можем не присоединиться к опасениям почтенного оратора по поводу ложного пути, на

Из книги О буддизме и буддистах. Статьи разных лет. 1969–2011 автора Жуковская Наталья Львовна

Атлас тибетской медицины на перекрестке религии и политики (опубликовано: Жуковская Н. Л. Мир традиционной монгольской культуры. Lewiston, Queenston: The Edwin Mellen press, 2000. C. 222–238)В первых числах мая 1998 г. по нескольким программам Центрального телевидения были показаны неотчетливые

Из книги InterТеррор в России. Улики автора Игнатенко Александр

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ КАК ПРОДОЛЖЕНИЕ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ Международный терроризм – негосударственное, открыто не санкционированное государствами как субъектами международного права трансграничное насилие в отношении гражданского населения и гражданских

Из книги Церковное Право автора Цыпин Владислав Александрович

Кардиналы В Римской Церкви кардиналы составляют коллегию, которой принадлежит право избрания Римского первосвященника. Кардиналы также помогают Римскому первосвященнику в исполнении его миссии (коллегиально, когда они призываются для обсуждения особо важных

Из книги Соборный двор автора Щипков Александр Владимирович

Реплика по поводу сакрализации политики Опубликовано: Независима газета, 23.01.98 (приложение «НГ?религии»)Если говорить о православии и политике в России, да при этом заострить проблему, то можно сказать, что православный политик находится в почти шизофреническом

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх