Славянский бог Перун. Глава пантеона и настоящий бесстрашный воин. Перун — дети, родители, жена и отношения с другими божествами Кто такой бог перун у славян

Виктор Корольков

Картина художника
Андрея Клименко

Перун, в славянской мифологии самый знаменитый из братьев Сварожичей. Он бог грозовых туч, грома и молнии. Очень выразительный портрет Громовержца дал Константин Бальмонт:
У Перуна мысли быстры,
Что захочет – так сейчас.
Сыплет искры, мечет искры
Из зрачков сверкнувших глаз
.
Может, именно за буйный нрав князья и воины выбрали Перуна своим небесным предводителем. Великий князь Владимир Святославич поставил его во главе остальных богов и установил монумент рядом с княжеским дворцом в Киеве. После крещения Руси сам же велел его свергнуть и утопить в водах Днепра. Люди бежали следом и кричали: «Выдыбай, Боже!»(«Выплывай, Боже!»). Место, где волны выбросили на берег деревянную статую Громовержца, и по сей день называется Выдубичами. На Подоле была построена одна из древнейших в Киеве церквей Ильи Пророка (христианская замена Перуну). Перед входом в церковь изображен седовласый мужчина, возносящийся на небо на колеснице, запряженной огненными лошадьми.


Бог Перун, художник Андрей Мазин

Родителями Перуна были Сварог и Лада (от ее второго имени, Слава, произошло название славян). Появление на свет Перуна ознаменовалось мощным землетрясением. В древней «Книге Коляды» сказано:
«Загремели тогда громы на небе, Засверкали тогда в тучах молнии, И явился на свет, словно молния, Сын Сварога Перун Громовержец».

Не успел младенец подрасти, как его похитил Скипер-зверь (то есть получеловек-полускорпион. Он подробно описан в древней шумеро-вавилонской поэме о Гильгамеше. Скипер охранял вход в потусторонний мир). Чудовище прихватило с собой и сестер Перуна – богинь Живу, Марену и Лелю. Перуна Скипер погрузил в вековечный сон, а богинь превратил в волосатых чудищ. Лада в горе призвала своих старших сыновей и велела им немедленно отправляться на поиски Перуна и сестер. Обернулись те в вещих птиц – Сирина, Алконоста и Стратима, полетели по белу свету. Все облетели, не нашли и следа младенца Перуна. Только заметили сидящего у входа в подземелье Скипер-зверя. Тот, при виде Сварожичей, сразу скрылся. Поняли братья, где им искать пропажу, и опустились в подземелье.

Долго пробирались по мрачным проходам и наконец увидели спящего непробудным сном Перуна. За минувшие годы он вырос, стал мужчиной, да вот только пробудить его от мертвого забытья никак не удавалось. Тогда послали Сварожичи птицу Гамаюн в Репейские горы за святой сурьей – живой водой. Обмыли ею брата, и тот встал живой и здоровый. Как пришел в себя Перун, так и сказал, что отомстит Скипер-зверю и сестер обязательно отыщет.

Немало препятствий он преодолел в темном царстве Нави, со многими ужасами столкнулся, но все же нашел Живу, Марену и Лелю, превращенных Скипером в чудовищ. Расколдовал Перун сестер и отправился ко дворцу Скипера, что из людских костей сложен был. Крепко схватились они и долго бились. Наконец Перун поднял врага и бросил его оземь. Расступилась Мать Сыра Земля и навсегда поглотила Скипера. После этой победы Перун отправился в небесный мир – Правь. Там повстречалась ему прекрасная дочь бога звездного неба Дыя (греки его называли Зевсом) и богини Луны Дивии – Дива-Додола.

Понравилась она Перуну, и предложил он юной богине выйти за него замуж. Но ночная дева испугалась Громовержца, расплакалась и убежала прочь. Перун же от задуманного не отступился и отправился следом за ней. Так он пришел в дом Дыя и посватался к его дочке. Отец Дивы не сразу ответил жениху, а пригласил его в дом побеседовать и отобедать. И, пока они беседовали, случилась беда: из Черного моря выползло чудище – трехглавый змий. Увидел он Диву и решил ее похитить. Поднял шум, стал реветь и крушить все вокруг. Услышали его Дый с Перуном и вышли из дворца. Оба Громовержца метнули в чудище свои молнии и загнали змия на самое дно моря.

Виктор Корольков

После этой битвы Дый согласился отдать дочь за Перуна. Вскоре они и свадьбу справили. С тех пор Диву стали называть Перыней или Перуницей – женой Перуна. У них родилась дочь Девана. Силой она пошла в батюшку, гордостью непомерной – в матушку. От обоих родителей усвоила волшебные умения: могла в любого зверя оборотиться, в рыбу морскую и в могучую птицу. Потому и стала великой охотницей.Она скакала по лесам в сопровождении двух страшных волков, которые слушались ее, как обычные собаки. Любую дичь добывала и не знала в своей забаве себе равных.

Потому Девана страшно возгордилась и решила завоевать небесную обитель богов, скинуть с трона Сварога и самой править тремя мирами: Правью, Явью и Навью. Узнал о ее планах Даждьбог и обо всем рассказал Перуну. Страшно разгневался Громовержец и поспешил навстречу дочери. Завидел ее в лесу и зарычал по-звериному. Сразу же лютые волки Деваны, поджав хвосты, в страхе бросились прочь.

Начал было Перун увещевать дочку, а та знай стоит на своем – захвачу Правь, стану владычицей над мирами, а Сварог будет мне прислуживать. Ничего не оставалось Громовержцу, как вызвать охотницу на бой. Выставили отец с дочерью копья и понеслись навстречу друг другу на резвых конях. Скрестились копья и разлетелись щепками. Взялись они за мечи, но и они сломались от мощи ударов.Тогда обернулась Девана хищной львицей, бросилась с рычанием на отца. А он стал могучим львом. Ударом лапы опрокинул ее на спину.

Виктор Корольков

Тут, впервые в своей жизни, испугалась Девана. Превратилась в птицу и попыталась было улететь, но Перун в облике орла настиг ее и швырнул вниз. Охотница скользнула рыбой в воду, а Перун и на этот раз ее перехитрил: неводом выловил дочь. Заплакала Девана, стала просить у отца прощения, поклялась впредь слушаться его. На том они и помирились.

Девана была известна многим народам. Греки называли ее Артемидой и признавали, что Охотница – славянская богиня. Римляне, лишь чуть переиначив ее имя, называли Дианой. Многие приключения Перуна известны по мифам разных народов, сказкам и русским былинам об Илье Муромце.

В Новгороде было самое известное на Руси святилище Перуна, построенное в виде колеса с шестью спицами, – громового знака. Громовой знак был вырезан и на каждом славянском доме – как защита от молнии Перуна. Перун упомянут в летописях в договорах русов и славян с ромеями (кн. Олег – 907 год, князь Игорь – 945 год, князь Святослав – 971 год). Сварожич (Перун – в русских летописях, Перунова, Перун, то есть Юпитер – в "Mater Verborum", Пероун - в "Слове и откровении святых апостолов" из поучений против язычества 14 века).
Как елинский бог (намек на Зевса) поминается в "Слове о мздоимании" (список XVI века) и в "Слове о покаянии" (список XVI века). Верховный бог пантеона кн. Владимира – бог правящей военной элиты, князя и дружины. Бог карающий за несоблюдение законов Яви и Прави. Исчерпывающие сведения о идоле Перуна содержатся в "Густинской летописи": "Во первых Перконосъ, си есть Перунъ, бяше у них старший богъ, созданъ на подобie человече, ему же въ рукахъ бяше камень многоценный аки огнь, ему же яко Богу жертву приношаху и огнь неугасающiй зъ дубового древiя непрестанно паляху; аще ли бы случилося за нераденiемъ служащаго iерея когда сему огню угаснути, таковаго же iерея безъ всякого извета и милости убиваху".

А также в поучении "О идолах Владимировых": "Въ первых постави началнейшаго кумира. Iменемъ перуна бога грому i молнiю i облаков дождевых на пригорку высоком над буричевым потоком подобию члвечку. тулов его бе от древа хитростне изсечен главу iмущь слияну от сребра уши златы нозе железны. Въ руках же держаше камен по подобию перуна палающа. Рубинами. И каръбуклем украшен…" Далее слово в слово повторяется история с неугасимым огнем. По Френцелю – "Percuno, Deo tonitru & fulguru". Поминается Перун также в "Поведании о (Мамаевом) побоище вел. кн. Дитрия Ивановича Донского" вместе с Мокошем в числе языческих богов нечестивых "татар". Но, скорее всего, сердобольный составитель повествования записал в помощники к нечестивым основных языческих богов, каких, несомненно, знал еще тогда – Мокоса(Велеса) и Перуна.

Надо признать, что среди сторонников князя Дмитрия Ивановича, тогда – союзника другого хана Тахтамыша, были крещеные татары, а, может быть, и не только крещеные. Разорение приемником Мамая Москвы в 1382 году заставило всячески замалчивать этот факт в русской истории и подать битву на Куликовом поле в интересах православной церкви. Перунов день – Четверг. Особо отмечается день Ильи-пророка (2 августа) и период с 20 июля по 2-4 августа. Также отмечают Перунов день 21 июня ("Федор-Стратилат грозами богат") Его металл – олово, его камень – белемнит (чертов палец-перуновы стрелы), сапфир, лазурит; дерево – дуб, бук. Связывался с плодородием, в православии соотнесен с Ильей Пророком, как защитником явьего мира от навьего, литературно в позднее время соотнесен с Зевсом, владеющим перуном. Соотносится с Перкунасом балтов, Тором скандинавов, Таринисом – кельтов.

Итак, Перун, сын Сварога старший:
1. Бог грома и молний, как небесного огня
2. Покровитель воинов и княжеской дружины.
3. Бог-управитель, бог карающий за неисполнение законов.
4. Защитник Яви.
5. Податель мужской силы.

Символика капища – дубовый идол, камень, или два камня по обе стороны от кумира, жертвенный огонь, возжигаемый перед кумиром, шестилучевое колесо на кумире, символ молнии или стрелы, а то и собственно громовая стрела при кумире. Вероятно, язычники не рубили живых деревьев под кумиры – живой, но старый, мощный дуб уже был для них символом поклонения, нанеся на него золотой и серебряной краской черты лица. Дуб, пораженный молнией почитался особенно и обереги, посохи, жезлы, стрелы, сделанные из него считались лучшими хранителями от Нави.

Учтя вопросы, которые возникали у читателей предшествующих статей, я постарался данную статью о Перуне написать, включая в повествование отношение или информацию которую вносили в данную тему наши современники: Асов, Трехлебов, Петухов, Петрухин, Гаврилов, Ермаков и пр.

При изучении данного божества я встретил столь много противоречивой информации, что не перемежать ее своими дополнениями и размышлениями не могу, так как, по моему мнению, отсутствие последних влияет на всю атмосферу статьи.

Перун упоминается в летописном рассказе "Повесть временных лет" в связи с так называемой «языческой реформой» князя Владимира Святославича, когда он установил идолы шести важнейших божеств:

" И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил идолы на холме, вне теремного двора: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса (и) Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Макошь".

Официальное введение культа Перуна как верховного божества происходит незадолго до введения христианства. Его храмы были учреждены и установлены истуканы Перуна лишь в 980 г. князем Владимиром. Перед храмом Перуна горел вечный огонь, непрерывное поддержание которого входило в обязанности жрецов. За небрежное исполнение этой обязанности виновному грозила смертная казнь в форме сожжения на костре. Не имея возможности документально доказать свою правоту я лишь выскажу категоричное несогласие с датами принятыми в официальной истории (как в прочем и с некоторыми событиями в них описываемыми), не более. К сожалению это лишь эмоции и интуиция. А как известно интуиция «не масло на хлеб не намажешь».

Многие авторы сходятся на том, что Перун выдвигается во главу пантеона в период существования на русской земле военной демократии и являлся покровителем грома и молнии, войны, дружины и оружия. В VП-Х столетиях н. э. Перун был богом-покровителем русских князей и рыцарей (рыцарь - рейтар, участник военного похода. курсив. мой). Его главным атрибутом считался огненный небесный меч - молния. Отнюдь не случайно в 1 тысячелетии н. э. восточные славяне - русичи если не отождествляли, то сблизили Рода и Перуна (якобы без надежной воинской защиты в условиях варварского кочевого полу окружения не могло успешно развиваться высокоразвитое славянское земледелие), а функциональные обязанности Рода (верховного бога Земли и Неба) и Перуна (бога грома и молнии, дружины и оружия) во многом совпадали, и совпадение это прямо отразилось в календарной обрядовой практике.

Отчего многие последователи такой теории, не вдаваясь в подробности, просто приписали Перуна к воинству.

Во что писал о божестве А.И.Асов "Перун - бог князей и воинов. Он хранит государственные устои, следит за порядком во Вселенной, дает победу в битвах. По древнему преданию, Перуна родили Сварог и Матерь Сва. Он явился на свет после того как Матерь Сва съела Щуку Рода. Когда Перун рождался, гремели громы, шаталась земля и рушились горы."

Далее идет такая героиниада, относящаяся больше к людям чем к богам и если в ней есть какой-то смысл, то спрятан он очень глубоко. Я говорил и повторяю, что все, что нужно читать между строк, все это появилось в период гонения на ведичество, а это значит в период пришествия на Русь христиан. Но зачем же это следовать тем же путем и наводить" тень на плетень". Причины этому только две: первая- переписываю не знаю, что скрыто "под спудом"; второе- выдумываю, но не хватает слов (а более не на что опереться, см. первое).

В "Сказании о Словене и Русе" (это сказание не воспринимается некоторыми исследователями, как отражение живой традиции) читаем: "Больший же сын оного князя Словена Волхв бесоугодник и чародей и лют в людех тогда бысть, и бесовскими ухищреньми мечты творя многи, и преобразуяся во образ лютаго зверя коркодила, и залегаше в той реце Волхове путь водный, и не поклоняющих же ся ему овых пожираше, овых же испроверзая и утопляя. Сего же ради людие, тогда невегласи, сущим богом окаяннаго того нарицая и Грома его, или Перуна, рекоша, руским бо языком гром перун именуется. Постави же он, окаянный чародей, нощных ради мечтаний и собирания бесовскаго градок мал на месте некоем, зовомо Перыня, иде же и кумир Перунов стояше. И баснословят о сем волхве невегласи, глаголюще, в боги сел окаяннаго претворяюще. Наше же християнское истинное слово с неложным испытанием многоиспытне извести о сем окаяннем чародеи и Волхове, яко зле разбиен бысть и удавлен от бесов в реце Волхове и мечтаньми бесовскими окаянное тело несено бысть вверх по оной реце Волхову и извержено на брег противу волховнаго его градка, иде же ныне зовется Перыня. И со многим плачем тут от неверных погребен бысть окаянный с великою тризною поганскою, и могилу ссыпаша над ним велми высоку, яко же обычай есть поганым. И по трех убо днех окаяннаго того тризнища проседеся земля и пожре мерзкое тело коркодилово, и могила его просыпася с ним купно во дно адово, иже и доныне, яко ж поведают, знак ямы тоя не наполнися".

Как то получается, что в данных словах слышится отношение божества к умершим, и не просто умершим, а к так называемым "заложным", т.е. не упокоенным умершим.

Вот еще одно мнение: «Оружием Перуна первоначально были камни, в дальнейшем — каменные топоры и наконец — золотая секира: Боги «прогрессировали» вместе с людьми. Топору — оружию Громовержца — с глубокой древности приписывалась чудесная сила. Топором ударяли по лавке, на которой кто-нибудь умер: полагали, что тем самым будет «подсечена» и изгнана Смерть. Топор крест-накрест перебрасывали через скотину, чтобы она не болела и хорошо плодилась. Топором чертили над больным Солнечный Крест, призывая на помощь сразу двоих братьев-Богов. А на лезвиях топоров часто выбивали символические изображения Солнца и Грома. Подобный топор, всаженный в дверной косяк, был неодолимым препятствием для злой нечисти, стремящейся проникнуть в человеческое жильё».

Перун - бог грома и молний, как небесного огня, упоминается в летописях, в договорах русов и славян с ромеями (кн. Олег — 907 г, кн. Игорь — 945 г., кн. Святослав — 971 г.). Сварожич (Перун - в русских летописях, Перунова - "Mater Verborum", Пероун - "Слово и откровение святых апостолов" из поучений против язычества 14 века). Поминается в "Слове о мздоимании" (список XVI века), а также в "Поведании о (Мамаевом) побоище вел. кн. Дитрия Ивановича Донского" вместе с Мокошем в числе языческих богов нечестивых "татар", и в "Слове о покаянии" (список XVI века). Его день - Четверг. Его металл - олово, его камень - белемнит (чертов палец -перуновы стрелы) сапфир, лазурит, дерево - дуб, бук. Связывался с плодородием, в православии соотнесен с Ильей Пророком, литературно в позднее время соотнесен с Зевсом, владеющим перуном. Соотносится с Перкунасом балтов, Тором скандинавов, Таринисом - кельтов.

В "Слово и откровение святых апостолов" Иоан Златоуст глаголит "како первое погани веровали в идолы и требы им клали..." - бог солнца и живительной силы. В поучениях против язычества (Лет. рус. лит. т.IV, 89, 92, 97, 107) среди прочих богов упомянут рядом с Артемидой: "и приступиша къ идоломъ и начаша жрети молнiи и грому, и солнцю и луне, а друзiи Переуну, Хоурсу, вилам и Мокоши, упиремъ и берегынямъ, ихже нарицають тридевять сестриниць, а инiи въ Сварожитца верують и в Артемиду, имже невеглаши человечи молятся, и куры имъ режуть... и инеми въ водахъ потопляеми суть. А друзiи къ кладезямъ приходяще моляться и въ воду мечуть... жертву приносяще, а друзiи огневи и каменiю, и рекамъ, и источникомъ, и берегынямъ, и в дрова - не токмо же преже въ поганьстве, но мнози и ныне то творятъ".
Нашел очень забавные изречения и предположения о боевой прическе славян (чуб, оседелец и усы, о бороде речь не шла)" Эта боевая прическа не только идет славянам, она делает их красивыми и мужественными, и по этой прическе легко можно будет узнать своих, кстати если инородец сделает такую прическу,то она ему идти не будет, ибо он будет похож на обезьяну...".

Вспомним, что такой прической был украшен идол Перунов. (?)

Далее же приведенные изречения оставляю для тех, " кто этот воздух» как воздух в виде ценных бумаг - акция, гоняет по биржам: " Вышний Бог Перун более 40000 тысяч(?) лет тому назад, из Урай - Земли в Чертоге Орла на Сварожьем Круге, в третий раз посетил Мидгард - Землю. Бог Перун прилетел на вайтмане..." Как и подобное: "40015 Лето от 3-го Прибытия Вайтманы Перуна ". Эти развлекухи не только не ложатся на слух, но более являются оскорблением здравого смысла.

Прокопий Кесарийский в VI в. писал о «склавинах и антах», предшественниках восточных славян: «Они считают, что один только Бог, творец молний, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы (в значении „рока“, fatum.) они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу; и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение им куплено ценой этой жертвы. Они почитают и реки, нимф, и всяких других демонов, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания» (Свод… с. 183).

К сожалению, даже серьёзные современные исследователи не избежали «очарования» упоминания о «творце молний» и по инерции проецируют эти сведения на громовника. Так, В. Я. Петрухин пишет: «Восприятие культа Перуна, как дружинного культа божества, которое почиталось верховным у славян уже в VI в. (по свидетельству Прокопия Кесарийского), упорядочивало позиции княжеской дружины…» (Петрухин, 1995, с. 141). Мне не понятна эта фраза так как, Прокопий, а это подлинно известно, вовсе не называет имени верховного бога «склавенов и антов» и свидетельствует лишь, что славяне знают и единого бога, он создатель, творец молнии. Таковым мог быть и кузнец Сварог, и древний родитель ветров — Стрибог.

Имеются сведения об идоле Перуна в Густинской летописи: «Во первых Перконос, си есть Перун, бяше у них старший бог, создан на подобие человече, ему же в руках бяше камень многоценный аки огнь, ему же яко Богу жертву приношаху и огнь неугасающий з дубового древия непрестанно паляху; аще ли бы случилося за нерадениемъ служащаго иерея когда сему огню угаснути, таковаго же иерея безъ всякого извета и милости убиваху».

«Въ первых постави началнейшаго кумира, именем перуна бога грому и молнию и облаков дождевых на пригорку высоком над буричевым потоком подобию члвечку. Ту лов его бе от древа хитростне изсечен главу имущь слияну от сребра уши златы нозе железны. Въ руках же держаше камен по подобию перуна палающа. Рубинами и каръбуклем украшен…» («О идолах Владимировых»).

В данном описание поставленного Владимиром идола Перуна ничего не говорит о том, что Перун — бог войны или воинского искусства? Ничего похожего нет ни в Радзивилловском и ни в каком ином списке русских летописей: «И нача кн(я)жити Володимеръ в Кыеве единь, и постави кумиръ на холмъ внъ двора теремнаго: Перуна древяна, а глава ему серебряна, а усъ золоть, и Хорса, и Дажеб(о) га, и Стробога, и Семарьгла, и Мокошь. И жряху имъ, наричюще а богы, и привожаху сыны своа и дщери и жряху бесом, и оскверняху землю требами своими. И осквернися кровьми земля Руская и холмъ той…»

В чешском толковом словаре XIII в. Mater Verborum осталось поминание некоего славянского бога по имени Сытивратъ (Sytivrat), который сопоставлен с Сатурном, предшествующим Юпитеру (в представлении авторов, писавших на латинском языке по римскому образцу), и который был свергнут с Олимпа оружием громовика: Saturnus. Saturnum pagani ilium esse ajunt qui primus ab Olimpo uenit arma Jovis fugiens.

Энциклопедия «Мифы народов мира» написанная Вяч. Вс. Ивановым ссылается на Mater Verborum как на вполне достоверный источник (Мифы народов мира, т. 2, с. 454). В то же время его неизменный соавтор В. Н. Топоров оговаривается насчёт сомнительности словаря (Славянские древности, т. I, с. 213). Как видим и с источниками не все так однозначно. К стате празднование Сатурна приходилось на 17 декабря и совпадает с "короналиями или сатурналиями".

Порою получается так, что раздобыв один источник автор - интерпретатор, не зная о наличии другого, начинает утверждать, что это единственный и соответственно правильный материал, который он и нисколько не сомневаясь, приводит в подтверждение своих размышлений.

Такая же ситуация обстоит и с простыми читателями. Им в руки попадается, какой либо формат по теме, он, так или иначе, согласуется с их уровнем знаний, ощущений и заложенного в детстве образа восприятия (воспитание). При этом они упускают возможность наличия прочих источников, которые могут вообще направить их мысли в противоположную сторону. Но, не имея соответствующих данных читатель начинает (если он увлекся темой через данного автора) "пробегать" глазами подобный материал, ни сколько не вдаваясь в уже как ему кажется "известную тему" и "выуживать" из "пролистанного" только то, что ложится в уже созданный им в голове, а более психике, трафарет. Не пишу в Душе, так как Душа подобной ерундой не занимается, на это есть ее низшее проявление психика (как бы ни переводили это слово). А затем при столкновении мнений этот читатель будет до ус-ру доказывать свое видение проблемы. И на здоровье!!!

Отчего очень примечательными являются следующие строки:

«Сварог известен также как Свантовит, и в последующем ему поклонялись как св. Витусу… Перун ассимилировался с иудейским пророком Илией. Он ассоциировался также с властителем погоды Эрисворшем и богами ветров Стрибогом, Варпулисом (штормовой ветер) и Догодой (мягкий западный ветер)» (Пенник, Джонс, 2000, с. 329-330). А их писали не последние люди в исследованиях славянской мифологии. Бог им судья, мы двинемся далее.

Перун (др.-рус Перунъ, укр.Перун, бел.Пярун, польск. Piorun) - бог громовержец, в славянской мифологии и покровитель воинов(князя и дружины) в древнерусском языческом пантеоне. После распространения христианства на Руси многие составляющие образа Перуна перекочевали на образ Ильи-пророка (Громовника). Об этом говорят схожие по смыслу и содержанию поговорки:

Перун прикатил - до обеда лето, после обеда осень

Перун поворачивает на зиму, надевет первый из своих семи кожухов

Перун лето кончает, на Перуна вода стынет

До Перуна народ купается, после Перуна с рекой прощается

Такие авторы, как Адольф Петер Затурецкий («Словацкие пословицы и поговорки»), Ян Колер, Сретен Петрович («Сербская мифология») приводят множество словацких народных поговорок и заклятий, в которых фигурирует Перун.

Уже из этих поговорок следует, что к данному божеству народ относился не однозначно. Его не просто чурались, но и относились к нему как атрибуту власти, а власть как водится на Руси всегда, с незапамятных времен (и как видим и во всем славянском мире) не в чести. И на эту тему имеются народные поверья, что Перун не знает дату своего праздника, так как грозит: "Если бы я знал свой праздник, ох, я бы натворил, я бы все размолотил…, отчего Род скрывает от Перуна его день, говорит "то не дошел» праздник, то «перешел".

В виду существующих жертвоприношений, а праздник Перуна падает на 20 июля, считалось, что туры якобы сами выбегали из лесу и позволяли себя заколоть для священного пира. (?) Сознательность не человеческая прямо! Но хочу провести параллель между датой празднования и началом Великой Отечественной войны, как и между символом Перуна - дубом и листьями этого дерева в петлицах германского Люфтвафе.

К тому же это божество (единственное в славянском пантеоне) явно было любителем кровавых жертв. Так, даже чтобы предотвратить гибель урожая от гроз, которыми распоряжался Перун, приносились «мясные» жертвы. «Странно это, странно это»

Общий вывод такой: Перун (Впаруна, Перен, Перкун) то бог Громовержец, повелевающий громами (всеми слышимое Слово, Глагол Божий, раздающийся свыше) и молниями (меч и стрелы), а радуга- его лук. Тучи - одежда или борода (?) и кудри, ветры бури его дыхание, дожди - плодотворяющее семя. Если до этого еще ничего, то вот последнее как-то не очень. Перун оживляет явленное, дает жизнь всему сущему. Он бог следящий за миропорядком, за восходом и заходом Солнечного Золотого Колеса, за вращением Небесного Коло.О чем недвусмысленно повествует «Влескнига" "Да и Богу Перуну - Громовержцу и Богу Сражения и Борения, - нарекаем Его мы Живящим Явленным и речем Ему не прекращать вращать Кола - и Который ведет нас стезею правою на брани и на тризны великие о всех павших, которые идут к жизни вечной в войске Перуновом".

Перун - грозный бог, он же Бог милостивый и всеправедный, милостив к почитающим его и грозен для врагов Руси. При этом он муж Земли, отчего поливает землю для прорастания плодов. Это плодородие распространяется и на здоровье супругов. У него огромная свита Гром, Молния, Дождь, Град, Ветры, Бури в т.ч. Соловей-разбойник, морозы-калинники Трескунец, Студенец, Карачун, богатыри Добрыня, Дугиня, Лесиня, Валигора, Елиня, Усыня, Святогор и т.п. Ему подвластны Явь и Навь- и властелин подземного царства Вий, соответственно и все кто Вия окружает, подчиняются Перуну

Перуну посвящали рощи-дубравы, целые леса (казнили за их порубку).

Он славянский Зевс (см. Маллала летописец елинский и римский, 2001г).В "Слове и откровении святых апостолов" Перун (пероунь) наречен "стерейшиной во елинах".

При этом Парджуна (индийские Веды) полностью совпадает и по имени и по функциям с Перуном. Правда и здесь по утверждению Ю. Д. Петухова неувязка, заключающаяся в неправильном применении некоторыми переводчиками наименование бога. Исключая буквы "дж", автор предлагает писать Парьюна, при этом повествует, что Арьюна (Арджуна) есть Ярун. Чем по его мнению и роднит санскрит и русский язык, на котором говорят в Индии (?)

Перун соотносится с неугасимым Огнём (возможно, обновляемым от молнии, тогда — «небесным огнём»). Ему приносили в жертву врагов, а также жрецов, не уследивших за его священным Огнём. Это, видимо, относилось к любому священному огню, зажжённому в честь любого иного Бога. Например: «Сему же много казненному идолу и керметь (капище) створена бысть и волхов вдан, а сей неугасимый огнь Волосу, держа и жертвенная ему кури…» («Сказание о построении града Ярославля…»).

Символами Перуна являются камень (кремень), или огненная палка (громовая стрела, держава, булава, молот, палица). Некоторые авторы проводят аналогии между молотом и небесной мельницей (жернова которой дают искру молнии)(?)

Именем Перуна клянутся при заключении договора. Перун — державный правитель, он карает за неисполнение закона, договора, клятвы. В этом смысле культ его, несомненно, княжеский, по сути. Перун — бог Порядка, осуществляющий закон и его олицетворяющий.

Илья Пророк христианизированное имя Перуна.

В отличие от других богов славянского пантеона о Перуне почти нет упоминаний в топонимике земли. А это наводит на мысль, что господин Перун придуман для создание определенного, как мы сегодня сказали бы имиджа. А коль скоро этот имидж относится к воину и более к воинской верхушке (князю) то и придуман он этой самой верхушкой, т.е. князем Владимиром. Но вот я, не сомневаясь в существовании данного князя, думаю, что его окружили указанными выше идолами последующие жизнеописатели князя. Ну, мне вот так ка-а-ажется. Но, безусловно, его упоминание есть в определенных местах, как-то:

Перун - оружие Зевса, выкованное циклопами:

Перун (4250) -астероид из группы главного пояса, открытый 20 октября 1984 года чешским астрономом Жденкой Вавровой

Перун- село в Днепровском сельском совете Вольнянского района Запорожской области Украины

Христофор "Перун" Радзевилл- Великий гетман литовский, полководец Речи Посполитой

В период двоеверия родилась поговорка: « Пока гром не грянет - мужик не перекрестится», что говорит о том, что народ не очень то и стремился крестное знамение на себя накладывать. Бытовала и бытует поныне другая поговорка "После дождичка в четверг". Это о том, что жди, может, что и обломится. Кстати четверг-день Перуна. А поговорка-то не о хорошей стороне Перуна говорит.

Ну и последнее Перун входил в состав Триглава: Сварог - Перун - Велес, который в простонародье звучал: «Дед - Дуб - Сноп».

Одним словом «куда не кинь всюду клин». Если руководствоваться тем, что повествуют нам авторы исследований образа Перуна в бытующего в славянской мифологии, то получится, что пред нами не древний Бог, а всего лишь ипостась вышнего бога Сварога. Потому, что Перун охватывает всю действительность Вселенной и Природы земли, что по логике вещей остальным богам места нет или же они должны лишь прислуживать Перуну, олицетворяя тем самым лишь одну из его многоликих сторон.

Отсюда напрашивается вывод: если Перун и был в сонме древних богов, то особого видного места не занимал, но как водится для подкрепления чьих - то обособляющихся амбиций данная ипостась была извлечена из тени и преподнесена малому Владимиру, как форма возможного олицетворения власти. Отчего Владимир, оказавшийся у власти в единственном числе, постарался и данное божество сделать единственным сюзереном всех славянских, но более русских земель. Тут на лицо становление монархической власти, когда еще при традиционно существующем Вече, т.е. договорной системе, уже появляется «последнее слово» и это слово князя, подкрепляемое сверкающим на солнце оружием его дружин. Выступает на авансцену значение силы (оружия) и предаются забвению исконные славянские боги. На их смену приходит, как бы мы сегодня сказали иностранцы: Хорс, Симаргл, Макошь. Эти иностранцы еще имеют связь с Русью, но не более чем бытующую в народных поверьях, но уже народом мало «употребляемы», разве, что не всегда в положительном аспекте. Еще имеются в употреблении Сварог, Стрибог и Велес. Но все источники в один голос утверждают, что между Велесом и Перуном идет нескончаемая, кровопролитная война. Она в прочем продолжается, и сегодня и выражается в отношениях друг к другу мясоедов и вегетарианцев. Если встать на данную почву, утверждая, что Перун-это форма единоличной власти, это слом старинных устоев, это начало монархического проявления на Руси, тогда вполне закономерно, что господин конязь свет Владимир, особо не сумлеваясь перекинулся в христианскую веру, которая не просто утверждала единобожие, но напрочь не признавала наличие у одного бога каких либо соратников, сподвижников и советников. А лишь почитателей, последователей и рабов. Объяснимо и то, что Владимир, отдавая дань своему первому божеству, не изрубил его в куски, как это он сделал с остальными богами капища (ведь могли по воинскому обычаю сжечь), а «отправил в путь», по реке. Поэтому и ныне весьма "апоссионированным" индивидуумам данный персонаж мифологии весьма импонирует, и они готовы на него навешать столько регалий, что последнему остается от всей этой «тяжести» пойти и утопиться. Неужели так мало людей, которые понимают, что этими с разрешения сказать, «довесками» мы убиваем память о своих предках.

Но все же отчего-то хочется, правда, взгрустнув, произнести: «Все что ни делается, к лучшему», только вот пока не пойму, ставить ли в конце этой фразы вопросительный знак, или нет?

Персонаж славянской мифологии, бог-громовержец и бог войны, покровительствует князю и княжескому войску - дружине. Имя Перуна означает «разящий». Супруга Перуна - богиня Макошь, покровительница ткачества и прядения, оберегающая матерей и незамужних девиц. Перун изображается с золотыми усами и серебряной головой. Атрибуты бога - дуб, петух и топор с молотом, а также громовые стрелы. В греческой мифологии функции, аналогичные функциям Перуна, закреплены за , а в скандинавской - за .

История появления

Первое упоминание о том, что славяне поклонялись богу-громовержцу и создателю молний, который владычествовал над остальными богами, относится еще к VI веку и сделано византийским историком Прокопием Кесарийским.

Перуну приносили в жертву быков. Этот факт позволяет связать Перуна с образом Ильи-пророка, который начал выполнять функции бога-громовержца в христианстве. Для пира, который устраивался на Ильин день, тоже закалывали быка.

Перун упоминается также в «Беседе трех святителей» - памятнике древнерусской письменности, построенном по принципу вопросов и ответов, которые даются святыми православной церкви. Там Перун именуется ангелом грома.


Более развернутую информацию о Перуне можно получить из «Повести временных лет». Древнерусские воины клялись Перуном и - еще одним богом славянского пантеона, покровителем поэзии и скота. Для такой клятвы обнаженные мечи воинов, щиты, прочее оружие и золото складывались на землю и над всем этим давался обет выполнить те или иные условия или договор.

Князь установил деревянные идолы шести божеств на холме в Киеве. Перун назван среди них первым, за ним следуют - податель блага, Хорс - бог солнца, - бог ветров и прочих атмосферных явлений, супруга Перуна богиня Макошь и вестник богов Симаргл. Сложно восстановить по имеющимся данным внешний вид Перуна, но идолу бога покрывали голову серебром, а усы - золотом.


После принятия христианства идол Перуна по приказу князя изрубили, проволокли по грязи на веревках и сбросили в реку Волхов. Сам Перун в текстах древнерусских книжников из бога постепенно превратился в демона, чья власть пала в тот момент, когда крестили Русь.

Перун в мифологии

Образ Перуна интересным образом трансформировался в фольклоре южных славян. На Балканах практиковался весенне-летний обряд вызывания дождя, центральным действующим лицом которого была Додола, она же Пеперуда, образ которой напрямую связан с образом Перуна.


Во время ритуала Додолу олицетворяла увитая зеленью девочка, которая во главе ритуальной процессии обходила деревенские дома. На роль Додолы выбирали сироту, или девочку, которая появилась на свет после смерти отца, или же ребенка, который стал у матери последней дочерью. В последнем случае был риск, что мать девочки родит еще одного ребенка - тогда деревне грозили бы несчастья.

Участники процессии танцевали и пели ритуальные песни перед каждым домом, после чего «главную героиню» обливали водой, а сама девочка вертелась и старалась разбрызгать побольше воды вокруг. Хозяин дома выносил участникам обряда подарки, которые позже делились между всеми, кто участвовал в обряде.

Предполагают, что Додола изначально изображала богиню, супругу бога-громовержца, а те, кто сопровождал Додолу, изображали жриц богини.


В фольклоре восточных славян есть сказочный сюжет о том, как бог-громовержец преследует черта, стремясь убить того молнией. Черт поочередно пытается скрыться от преследователя в теле человека, затем в разных животных, в деревьях, в камнях и в конце концов уходит в воду. Тут Перун прекращает преследование со словами, что черту там и место.

Священное дерево и символ Перуна - дуб. С этим деревом был связан ритуал, который проводили на острове Хортица. Вокруг дерева укреплялись стрелы, в жертву приносились живые петухи. Каждый участник обряда делал богу подношение мясом или хлебом.


С Перуном народная фантазия связывала «археологические» находки. Начав обрабатывать пашню или строить дом, люди находили части древних орудий, вытесанных из камня, - это мог быть наконечник копья или стрелы, или топор. Такие находки называли «громовыми стрелами» Перуна. Считалось, что при ударе молнии такой божественный «снаряд» уходит в землю, а позже выходит на поверхность. Считалось, что «громовые стрелы» способны исцелять болезни и обладают другими магическими свойствами.

  1. Образ Перуна часто всплывает в живописи - в творчестве российских художников, которые вдохновляются древнеславянской мифологией и фольклором. Среди них можно назвать и Андрея Клименко.
  2. Осенью 2017 года на «YouТube» появился любительский комедийно-драматический триллер от первого лица под названием «Перун». Фильм снят подростками из города Ревда и длится около часа. Сюжет таков: мающиеся от скуки городские подростки развлечения ради пускаются исследовать места, связанные с местным городским фольклором. При этом герои ухитряются спровоцировать гнев древнеславянского бога Перуна, убив тотемное животное.

  1. В книге «Таня Гроттер и молот Перуна» авторства из-за удара молотом Перуна пострадала Гробыня Склепова, соседка главной героини по комнате, - она лишилась волшебной силы.
  2. Перун - один из богов в видеоигре «Thea: The Awakening». Это мрачная постапокалиптическая стратегия с нелинейным сюжетом, созданная по мотивам славянского фольклора и мифологии. Цель игры - не завоевать все вокруг и построить империю, а выжить. Просто выжить в неуютном и опасном фэнтези-мире.
  3. В романе «Гимназия № 13» Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак бог Перун поселяется на школьной крыше, откуда мечет молнии. Книга начинается с того, как рабочие пытаются свалить столетний дуб, что растет рядом с гимназией. Мальчишки гимназисты пытаются помочь им расправиться с деревом при помощи направленного взрыва. В результате взрыва дуб остался неповрежденным, зато сами подрывники вместе с другими детьми оказались заперты в школе, которую внезапно заполнили домовые и прочие фольклорные персонажи. При этом время в школе замерло, а всякая связь с внешним миром оборвалась.

Перун — один из самых главных богов древних славян. Бог-громовержец, покровитель воинов. Именем Перуна и Велеса клялись русские послы при заключении договора с греками в 911 году, что говорит о его высоком статусе в Божественном пантеоне славян. Именами этих двух богов клялись и дружинники Игоря. Они же упомянуты в договоре Святослава 971 года. Перун покровительствовал князю и княжеской дружине — это явно прослеживается в истории тысячелетней давности. Перун, как Бог грома и молнии, подразумевал под собой нечеловеческую силу и мощь. В пантеоне князя Владимира, Перун был главным среди всех остальных богов, и об этом ясно повествует « «: «И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил идолы на холме, вне теремного двора: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса (и) Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь». Идол Перуна в центре Киева выглядел величественно: голова его была серебряная, а усы золотые. Идол Перуна был установлен и в Новгороде: «и пришел Добрыня к Новугороду, постави Перуна кумира над рекою Волховом, и жряхуть ему людье новгородьстии акы Богу».

В честь Перуна возжигали вечные огни на капищах. Вечные костры, которые никогда не гасли, были сложены из дубовых поленьев — дерева, которое непосредственно относится к Перуну. Из дуба добывался живой огонь. Дубовые рощи и леса также принадлежали этому Богу и тщательно охранялись, как священные. Когда долго не было дождя, в таких рощах взывали к Перуну, чтобы он ниспослал людям свои тучные стада (облака), которые бы напоили землю водой, а своими стрелами (молниями) сразили врага и нечистую силу. Константин Багрянородный в X веке даже оставил описание ритуала связанного с дубом, которое увидел на острове Хортица: «На этом острове они совершают свои жертвоприношения, так как там стоит громадный дуб: приносят в жертву живых петухов, укрепляют они и стрелы вокруг [дуба], а другие — кусочки хлеба, мясо и что имеет каждый, как велит их обычай».

Археологами было дважды найдено священное дерево Дуб с артефактами утверждающими, что они почитались нашими предками наравне с чурами и идолами. Так в 1909 году недалеко от устья Десны из воды был извлечен 150-летний дуб. Примечательно то, что в сравнительно молодом возрасте в ствол дерева были врезаны и успели в него врасти четыре кабаньих челюсти, которые были расположены квадратом. В 1975 году неподалёку от первой находки было найдено второе дерево, только теперь вросшими на высоте примерно 6-ти метров оказались 9 кабаньих челюстей, а низ ствола носил следы огня. Обе находки датируются VIII веком нашей эры. В одной из украинских колядок поётся, что два дуба стояли в первозданном океане ещё до сотворения мира. В одной из русских сказок говорится, что дуб растёт до самого неба. В сербско-болгарском апокрифе 15 века говорится, что весь свет держится на железном дубе: «дубъ железны, еже есть прьвопосаждень, от въсего же корение на силе божией стоить». Всё это говорит нам о том, что дуб, как символ Перуна, был очень почитаем среди славянских племён и имел как сакральный, так и божественный облик.

До нас дошли сведения о праздниках Перуна , в которых приносились жертвы либо в виде быка, либо в виде петуха. Судя по некоторым источником, петух должен быть обязательно красным. При исследовании капища-жертвенника 980 года в Киеве, в котором горели те самые неугасимые огни из дубовых дров, найдено большое количество костей, которые преимущественно принадлежали быкам. Также в жертвеннике найдены кости свиней и птиц. Кроме того, вместе с костями была найдена керамика и боевой железный топор — символ Перуна. Аналог этого капища-жертвенника-святилища находился и в Новгороде, в Перыни.

Известно, что Перун под разными вариантами имён существовал в традициях разных племён и народов. К примеру, в Литве его называли Перкунас, в Белоруссии — Пярун, в индии — Parjánya, так же в Индии Богом грозы, грома и молнии считался Индра. В Скандинавии этого Бога называли Тор, кельты называли его Таринис. Западные славяне называли Перуна — Прове. Вот так описывает культ Прове Гельмольд: «Здесь, среди очень старых деревьев, мы увидали священные дубы, посвящённые богу этой земли, Прове. Их окружал дворик, обнесённый деревянной, искусно сделанной оградой, имевшей двое ворот. Все города изобиловали пенатами и идолами, но это место было святыней всей земли. Здесь были жрец, и свои празднества, и разные обряды жертвоприношений. Сюда каждый второй день недели имел обыкновение собираться весь народ с князем или жрецом на суд. Вход во дворик разрешался только жрецу и желающим принести жертву или тем, кому угрожала смертельная опасность, ибо таким здесь никогда не отказывали в приюте».

От того что исторические источники доносят его имя, как Прове, мнения исследователей расходятся. Одни говорят, что это просто искажённое — Перун, другие утверждают, что таким образом Бог Грозы мог быть ещё и Богом Права, недаром в месте его поклонения свершались суды.

Историками и лингвистами довольно точно выяснено, что имя Перун произошло от древнеславянского слова perti или переть, что означало — ударять, бить. Таким образом, Перун означает — разящий, бьющий . Словом «Перун» в древней Руси называли и просто молнию с громом. Древние славяне верили, что Перун выгоняет небесные стада (облака) пастись на небесные нивы, громко гудит в трубу, метает молнии на землю. Тучи и облака также называли — «Перуновы деревья», на которых сидят птицы-молнии.

Упоминание о Перуне в древних источниках встречается очень часто. В частности, в некоторых из них ясно говорится о том, что громовержца почитали, приносили ему жертвы: «…Они считают, что один из богов, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды». В писании «Беседа трёх святителей» Перуна называют ангелом грома и молнии. Однако первое упоминание относится всё к той же Повести временных лет, где говорится о клятве Руси с византийцами: «И если кто с русской стороны помыслит разрушить такую любовь… то некрещёные да не получат помощи ни от Бога, ни от Перуна, да не защитятся щитами своими, и да погибнут они от мечей своих, от стрел и от иного своего оружия, и да будут рабами в этой жизни и в загробной». После чего произошла присяга на холме (это очень характерно для капищ Перуна, что располагались на возвышенности), возле идола Перуна, где князь Игорь вместе с дружинниками сложили своё оружие, щиты и золото. Во время присяги перед идолом говорилось: «А если выше сказанного не выполним…, да будем прокляты Богом, в которого веруем, Перуном и Волосом, скотьим богом, да будем желты, как золото, и да будем посечены своим оружием».

Молнии, которые разят с неба и вызывают гром, раскалывают деревья и даже иногда попадают в живых существ — животных и людей, в представлении древних славян — стрелы Перуна или топор, который он метает в прячущуюся нечисть. Именно по этой причине после дождя с громом так свежо пахнет и легко на душе. В одной из белорусских сказок рассказывается о том, как Громовержец преследует чёрта, пытаясь поразить его молнией, чёрт же прячется то в человеке, то в животных, то в дереве, то в камне и, наконец, прячется в воде. С этим связано одно поверье. Нечисть прячется в воде большую часть времени и выходит на землю в период с Купалы и до Перунова дня (Ильина). Поэтому купаться можно только в этот период, когда вся нечисть вышла из рек и озёр. По этой же причине именно в этот период большое количество гроз — Перун отстреливает вышедших на землю недобрых существ.

Оружие бога Перуна называли «громовыми стрелами», «Перуновыми камнями», «стрелками». Оружием этого Бога считаются — топор, палица, камни. Под «камнями» имеется ввиду кресало, из которого возможно высечь искру при помощи удара о другой камень или ударом железа. Одно из поверий гласит, что огонь некогда спрятался в камень от своего противника — воды. По описанию некоего Стрийковскаго «истукан Перкуна держал в руках камень, сделанный наподобие молнии». Древние славяне полагали, что различные моллюски, наконечники стрел, копий, топоры, камни причудливой формы, которые они изредка находили, обрабатывая землю, являются Громовыми Стрелами, которые некогда были пущены Громовержцем и ушли глубоко под землю. Такие вещи почитались как священные, целительные и способные делать чудеса. Сплав песка (белемнит) также называли Перуновым Камнем. Нередко удивительные камни находили на месте удара молнии (расплавившийся песок) и называли их «стрелками Перуна», которыми лечили, изводили те болезни, что боятся гнева громовержца.

Цветком Перуна считается Ирис. Южнославянские народы, болгары и сербы так и называют этот цветок — Перуника или Богиша. В виде шестилепесткового Ириса, судя по раскопкам, делались и святилища Перуна. В каждом лепестке горел неугасимый огонь, а в центре стоял идол с алтарем или жертвенником. Символом, амулетом Перуна считается не только Ирис (громовой знак о шести лепестках, громовое колесо, Перунов щит, громовник, Перуника, ), но и различные топорики, молоты. Амулеты-топорики часто находят на месте археологических раскопок. Считается, что топорики — амулеты в виде топоров (молотов) — вручались юношам и мужчинам, как обереги, а также являлись отличительной чертой членов царской дружины, чьим покровителем, как уже говорилось, являлся Перун. Колесо с шестью спицами раньше изображалось на избах, элементах одежды, прялках, оружии, утвари и т.д. Этот символ оберегал жилища от удара молнии и считался предохранительным. Подобные символы можно увидеть и сейчас в некоторых деревнях, где ещё сохранились дома со старыми наличниками и традиционной резьбой.

В связи с изучением культа этого Бога историками было выявлено, что днём Перуна является Четверг. В индоевропейской традиции именно этот день связывают с Богом-Громовержцем. Полабы называют четверг Peräunedån, что можно перевести как День Перуна.

Даже после принятия христианства культ Перуна оставался сильным. Например, в Житие св. Яцека написано, что жители Киева тайно собирались на одном из островов, где занимались почитанием старых дубов, произраставших там. Галицко-волынский князь Лев Данилович в одном из своих жалований пишет: «А отъ тои горы до Перунова Дуба горъ Скломъ. А отъ Перунова Дуба до Белых Береговъ». Некто Феофан Прокопович уже в Петровскую эпоху в своём «Регламенте духовном» запрещал «пред дубом молебны петь».

Видео Перунов День . Велесов Круг (2005 год).

Самый почитаемый Бог у древних славян – Перун, повелитель грома и молний, Верховный правитель Пантеона языческих сил, который покровительствует князю и дружине, наблюдает за всеми сражениями. Бог Перун дает воинам силу и решительность, но стоит предать его доверие, и отступник будет жестоко наказан. Огонь – родная стихия божества.

История рождения

Согласно легенде, родителями главного Бога пантеона второго поколения были не простые люди, а высшие силы. Его – покровительница всех земель на Руси, главное женское божество. Она выступает хранительницей домашнего очага и символом внутренней женской красоты.

Как истинный воин Громовержец владеет всеми видами оружия, но есть у него и любимые:

  • громовые стрелы;
  • топор;
  • палица;
  • плеть;

Громовые стрелы

Молнии или громовые стрелы – оружие, которым может владеть только Перун. Древние славяне верили, что вспышки молний на небосводе ознаменуют приближение бога.

Топор

Княжеские дружинники обязательно носили при себе небольшой амулет в виде каменного топорика, который означал, что Громовержец приглядывает за воином и следит, чтобы он соблюдал данное слово и не предавал свою честь.

Палица

Длинное копье или палица служило оружием дальнего боя. С его помощью Перун победил Скипер-Змея, пронзив его хвост и приковав к земле.

Меч

Данное оружие используется не для сражения, а для вынесения приговора. С помощью него Перун казнит грешников и расправляется с темной силой.

Лук

Первоначально лук использовался только для охоты, но с течением времени Громовержец стал использовать его для ответов на молитвы своих жрецов.

Когда князь собирался в поход, он отправлял наказание волхвам принести в жертву Перуну быка. Если подношение богу нравилось, он выпускал стрелу и поджигал магическое пламя в своем святилище. Это был добрый знак, символ победы в предстоящем сражении.

Если, несмотря на все молитвы, Бог не посылал огненной стрелы, это значило, что он гневается и поход обречен на провал.

Плеть

Используется как оружие, которое не убьет, но преподаст урок. С его помощью Перун гоняет мелких бесов и загоняет дичь на охоте. Также использует для того, чтобы подгонять лошадей, когда спешит на поле брани.

Символы Перуна

Священный цветок

Как и у других божеств, у Перуна есть символы, которые характеризуют его суть:

  • Священное животное – конь.
  • Священный цветок – голубой ирис.
  • Священные птицы – орел и петух.
  • Личный знак – молния.
  • Священное дерево – дуб.
  • Символы оружия – громовые стрелы, молот, топор, плеть или меч.

При построении капища необходимо было разместить все характерные детали в правильной последовательности и на своих местах.

Способности

Громовержец умел вызывать бурю и метать молнии. Также он обладает огромной физической силой, может превращаться во все виды животных, птиц и рыб. Непревзойденный воин и стратег. Перуну присущи все характерные черты настоящего воина: решительность, отвага, честь, сострадание.

Как и его братья, Перун хороший маг: он может благословить на битву и защитить от вражеского оружия. В мирной жизни его просят о дожде и урожае.

Покровительство

Как признанный воин Перун выступает предводителем воинства, его главнокомандующим. Воины, озаренные его благодатью, даже если врагов в несколько раз больше, будут сражаться до последнего солдата. Громовержец также выступает защитником Яви от потусторонних существ, которые проникают в мир из Нави. Громом и молниями изгоняет он их обратно и не дает разрушить свои угодья.

Враги

Одним из основных врагов Перуна можно считать Велеса. Хорошие друзья, они не смогли поделить любовь Додолы. Велес не простил, что ему предпочли его друга и насильно овладел девушкой. Такое оскорбление Громовержец снести не смог. Сын Перуна и Рось – Даждьбог, постарается примерить врагов, но не преуспеет в этом, и конфликт будет только нарастать.

Позже украдет у Перуна его стадо и, обратившись змеей, будет прятаться в чаще леса. Во сне он не услышит шаги Громовержца, а тот, не сомневаясь не на миг, спалит бывшего друга своей молнией.

Также к врагам Перуна можно отнести различных мифических существ, что будут пытаться пробраться из Нави в Явь.

Чествования Бога

Культ Перуна встречается у всех славянских племен. Древние предки верили в его божественную мощь и организовывали специальные святилища, чтобы иметь возможность задабривать Божество и просить его о помощи.

Капища оборудовали в соответствии с определенными правилами. Тщательно выбиралось место – поляна в лесу или вершина холма. Поблизости обязательно должен расти дуб, и чем он старше, тем сильнее будет связь Перуна с этим местом. В центре выбранного места возводили деревянный или каменный идол, у ног которого размещалось место для костра и подношений. По периметру помещались 6 деревянных или каменных столбов, на которых вырезались символы Бога – молнии, стрелы, топорики. Все остальное пространство засаживалось ирисами.

Божественный день

День Перуна – четверг. Обязательно каждую неделю в этот день нужно проводить ритуал благодарения Бога за его защиту и покровительство. Можно кратко обрисовать свои проблемы и попросить о Божественном вмешательстве. Если Перуну понравятся подарки, он охотно выполнит просьбу.

Также основным праздником Перуна считается день его рождения – 21 июля. В этот день нельзя работать, иначе можно прогневать Божество. Люди считали, что вся нечисть в испуге превращается в мелких зверей и пытается спрятаться от Громовержца. В давние времена в этот день в дом не пускали собак и кошек, чтобы Перун своими стрелами не сжег их вмести с нечистью.

Семья

Бог Перун приходится сыном Сварогу – Богу огня и кузнечного дела, и Ладе – Богине семьи и любви. Есть у него пять братьев и пять сестер. Все вмести они носят имя Сварожичи.

Супруга

Дива-Додола или Перуница – жена Перуна-Громовержца, славянская богиня Грозы и Дождя. Люди, а особенно молодые девушки, почитали ее как одну из Богинь Лета. Во время засухи жрицы в белых одеяниях возносили ей молитвы и водили ритуальные хороводы, поэтому саму Богиню часто изображают как вечно молодую деву в окружении своих подруг-жриц.

Додола приходится дочерью Дыя – Бога Ночного Неба, и Дивии – Богини Луны.

От Перуна родились у нее пять детей:

  • Дива-Девана – покровительница зверей и охоты;
  • Магура – воинственная дева-птица;
  • Тара – хранительница лесов;
  • Градивник – бог Злого дождя, града;
  • Ситиврат – бог Благодатного дождя.

Сын Ярыло – бог неистовой страсти и яркого солнца – Додола родила от Велеса, коварно одурманившего ее цветком ландыша и воспользовавшегося бессознательным телом.

Потомки

Всего у Перуна шесть детей: три сына и три дочери. Причем один сын у него не от жены, а от русалки Рось, в которую он влюбился, проезжая вдоль Днепра.

Покровительница охоты. Ей возносили молитвы охотники и ловцы диких животных. Сама она не только прекрасный следопыт, но и страж лесных угодий: они учит зверей как правильно избегать ловушек и переживать зиму. Как и свой отец, обладает невероятной силой, может обратиться в любое животное, рыбу или птицу.

Имеется предание, что однажды она возгордилась и решила свергнуть своего деда Сварога, став правительницей Прави, Яви и Нави. Тогда разгневался Перун и вызвал свою дочь на поединок. Испугалась Девана и поклялась, что больше никогда не будет перечить отцу.

Воинственная дева-птица Магура не обращается в животное, а сама является птицей. Своим криком она подбадривает воинов, сражающихся на поле брани, вселяет в их сердца отвагу и уверенность в победе.

Павших воинов она относит в Ирий, где на полях Слави они могут познавать вечное блаженство.

Покровительница лесов и всей природы. Ее почитают за добрый нрав, заботу и нежность. Своей благодатью она освещает не только растение, но и людей. Является хранителем Священных Рощ и Дубрав.

Но горе тому, кто осквернит святилище – все дары обратятся проклятием и будут преследовать виновника до самой смерти.

Бог злого дождя с градом. Он карает людей за грехи, насылая бурю с осколками льда. Чтобы остановить буру, местные знахари или облакогонители проводили специальные ритуалы, задабривали разбушевавшееся Божество богатыми дарами и возносили ему молитвы.

Бог благодатного дождя. Ему поклонялись землепашцы, которые всегда приносили дары в его святилища перед началом посева. Имеет возможность принимать облик шмеля – чтобы быстро летать, белки – для возможности по деревьям перебегать, и сороки – чтобы все видеть.

Сын Перуна от русалки Рось – носитель солнечного света. Является прародителем народа русского. Впоследствии был женат на Златогорке, Живе и Марене.

Есть пять сыновей от разных жен:

  • Коляда – покровительствует великим изменениям в жизнях людей;
  • Овсень – персонификация урожая в будущем году;
  • Арий – отец-прародитель славян-Ариев;
  • Кисек – отец прагерманских народов;
  • Богумир – прародитель некоторых славянских племен.

И одна дочь – Сурица – солнечная Богиня радости и веселья.

Выступает покровителем свадеб, благословляет молодых на счастливую жизнь и дарит жениху мудрость и здоровье, поэтому его часто относят к Богам-Целителям.

Свержение языческих Богов

С приходом христианства на Киевскую Русь все языческие идолы были уничтожены. Особенно старались сделать это с культом Перуна.

Самое большое капище в городе Киеве подверглось разорению и осквернению. Самого идола скинули с постамента и сбросили в реку. Невзирая на слова простого люда, его протащили по всей реке, попутно избивая плетями. Дуб сожгли, а символы Громовержца разрушили.

Такое решение было принято, чтобы низвести его, оболгать, сделать всех языческих Богов кровожадными чудовищами. На их фоне новая вера должна имеет значение исправления, очищения от скверны, что всем неверным дан шанс на искупление.

Свержение старых Богов не прошло безболезненно. Люди, привыкшие молиться конкретным Божествам и опасавшиеся их гнева за предательство, не хотели перенимать новую веру. Для более мягкого процесса изменения веры большинство старых языческих праздников было сохранено под другими именами.

Заключение

Перун, повелитель грома и молний, являлся самым почитаемым Богом у древних славян. Ему поклонялись как воины, так и землепашцы. По преданиям Перун охранял мир и покой в Яве от чудовищ из Нави.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх