Значение фразеологизма «двуликий Янус. Что означает выражение «Двуликий Янус Как называется двуликая статуя

Понятие «двуликий Янус» многим известно только в качестве фразеологизма, который принято применять по отношению к неискреннему, двуличному человеку. К сожалению, о достоинствах персонажа, давшего имя этому эпитету, все давно и безвозвратно забыли.

Двуликий Янус – кто это?

В древнеримской мифологии известен бог времени Янус, правитель страны латинян. От всесильного бога Сатурна он получил удивительную способность видеть прошлое и будущее и этот дар отразился в лике божества – его стали изображать с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны. Отсюда и название «двуликий», «двулобый». Как и все герои легенд, царь Лациума – прародины Рима – постепенно превратился в «многофункционального» персонажа:

  • покровителя времени;
  • хранителя всех входов и выходов;
  • бога всякого начала и всякого конца;
  • носителя всего хорошего и плохого в этом мире.

Легенда о двуликом Янусе

До культа Юпитера в римской мифологии, его место занимал двуликий Янус – бог времени, руководивший дневным солнцестоянием. Он ничего особенного не совершил за время своего царствования на римских землях, но по легенде имел власть над природными явлениями и покровителем всех воинов и их начинаний. Иногда персонажа изображали с ключами в руке, и имя его с латинского языка переводится как «дверь».

Существует легенда, чтобы в честь двуликого божества второй римский царь Нума Помпилий воздвиг храм с бронзовой аркой и перед военными действиями отпирал ворота святилища. Через арку проходили солдаты, готовящиеся идти на войну, и просили у двуликого бога победы. Воины верили, что покровитель будет с ними во время боя. Два лица божества были символом движения вперед и победного возвращения назад. Двери храма не запирались во время войны и к несчастью для Римской Империи закрывались лишь три раза.

Янус – мифология

Бог Янус – один из старейших в римской мифологии. Календарный месяц, посвященный ему – январь (януарий). Римляне полагали, что двуликий научил людей исчислению, ведь на его руках были начертаны числа, соответствующие дням в году:

  • на правой руке – 300 (ССС);
  • на левой руке – 65 (LXV).

В первые дни нового года в честь божества устраивали празднование, одаривали друг друга подарками и приносили в жертву плоды, вино, пироги, а самым важным человеком в государстве становился верховный жрец, который жертвовал небесам белого быка. Впоследствии при всяком жертвоприношении, как и в начале каждого дела, призывался двулобый бог. Его считали главнее всех других персонажей римского пантеона и не отождествляли ни с одним из героев греческой мифологии.


Янус и Веста

Культ бога времени неотделим от богини Весты, хранительницы очага. Если многоликий Янус олицетворял собой двери (и все другие входы и выходы), то Веста оберегала то, чтобы находится внутри. Она несла благодатную силу огня в жилища. Весте даровалось место при входе в дом, прямо за дверями, которое носило название «вестибулум». Богиню тоже упоминали при всяком жертвоприношении. Храм ее располагался на форуме напротив храма Двуликого и в нем всегда пылал огонь.

Янус и Эпиметей

Римский бог Янус и титан Эпиметей, ставший первым, кто принял от Зевса девушку, не взаимодействуют в мифологии, но персонажи дали имена двум спутникам планеты Сатурн, расположенным в непосредственной близости друг от друга. Расстояние между пятой и шестой луной всего 50 км. Первый спутник, получивший имя «двулобого божества», был открыт астрономами в 1966 году, а спустя 12 лет было выяснено, что все это время наблюдаются два объекта, которые движутся по близким орбитам. Таким образом, многоликий Янус – это еще и луна Сатурна, у него действительно «два лица».

Главное божество римского пантеона, двуликий Янус, незримо присутствовал в каждом из окружавших его богов и дарил им сверхъестественную силу. Его почитали, как мудреца, справедливого правителя, хранителя времени. Двуликий утратил свой статус и передал его Юпитеру, но это не умаляет достоинств персонажа. Сегодня этим именем совершенно незаслуженно называют низких, лживых людей, лицемеров, но древние римляне не вносили такой смысл в этого героя.

2006 г.), могут быть самыми разными. В некоторых из них основной сюжет скрывают переплетения линий, какие-то образы становятся видимыми только при определенном повороте или с определенного расстояния. Отсюда и названия: "обманки", "двоевзоры", "оборотни". На этот раз речь идет о том, какие трансформации претерпел двуликий бог Янус.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Двуликий Янус. Неизвестный скульптор. Италия, XVIII век. Санкт-Петербург, Летний сад. Фото 2006 года.

Древнеримская монета.

Этрусский бронзовый флакон с двумя лицами. Около 250 года до н.э. Высота 9,4 см. The Freud museum, Лондон.

Рукоятка ножа с головой волка и моржа. Резьба по моржовой кости. Длина ручки ножа 10 см. ХХ век. Архангельская область.

Славянские боги Световид и Триглава. Фрагменты картин В. Королькова. Из книги: Грушко Е., Медведев Ю. Мифы и легенды Древней Руси. - М., 2003.

Свистулька-оборотень с четырехликим всадником на свинье-баране. 1981 год. В. Ковкина (род. в 1922 г.).

Подсвечник-оборотень "Рыба - птица". А. Якушкин. 2006 год. Майолика. Рязанская обл., г. Скопин.

"Memento mori" (с латинского: "Помни о смерти"). Германия, середина XVI века. Слоновая кость. Kunst Palace, Дюссельдорф (Германия).

Двуликие картинки (в женских прическах спрятаны образы старух). XIX век. США, Франция.

Ваза "Туман". На фотографии мы видим только два лица.

Четырехликая ваза "Туман". А. Голубкина. 1899 год.

Горельеф "Волна" (другие названия: "Море житейское", "Пловец"). А. Голубкина. 1903 год. 300 x 380 x 100 см. Установлен над боковым входом в Московский художественный академический театр.

Если читать слово РИМ наоборот, получим МИР. В истории есть период, когда между этими словами можно было поставить знак равенства. Тысячу лет просуществовал Древний Рим: с V века до н. э. по V век н. э., и почти все это время город-государство оставался властителем мира. Конечно, римское господство не распространялось на весь земной шар, но сотни народов и племен - побережье Средиземного моря - платили дань за право и возможность жить своей жизнью. Военная добыча, которая доставалась Риму, включала в себя ювелирные изделия, картины, скульптуры, рукописи, декоративные украшения. В Вечный город свозили не только вещи, но и живые трофеи: лучших ремесленников, ученых, художников, писателей, актеров. Поэтому культура Древнего Рима, его религия, наука и искусство слагались в значительной степени из более развитых и древних культур с участием представителей вновь порабощенных народов.

Древние римляне поклонялись многим богам. Большинство из этих богов имеют предков в других культурах. Откуда пришел занявший свое особое место в пантеоне бог Янус?

Согласно легенде, Янус был царем области Лация - родины латинского языка, он научил свой народ строить корабли, пахать землю и выращивать овощи. Видимо, за эти заслуги Сатурн наградил его даром знать прошлое и предвидеть будущее: отсюда и два лица - спереди и сзади.

Затем Януса провозгласили покровителем всех начал. Его именем назвали первый месяц года - январь. Был он и богом дверей, - ведь с них начинается дом. Поскольку главным занятием римлян оставалась война, Янус не мог не иметь к ней отношения. Ему построили храм-арку, ворота которого распахивались, когда римское войско отправлялось в поход. В мирное время двери храма запирали. Как обстояли дела на самом деле, точно неизвестно, но историки подсчитали, что за сотни лет существования Римской империи храм мог стоять закрытым более года лишь три раза. В те времена, чтобы сохранить власть, приходилось непрерывно вести военные операции.

Изображения двуликого Януса встречаются на древнейших римских монетах. Но при раскопках этрусских городов, процветавших на севере Италии задолго до того, как Рим стал городом, археологи нашли маленькие бронзовые сосуды неизвестного назначения, выполненные в форме головы человека с двумя лицами, обращенными в разные стороны. Сосуды удивительно красивы и выразительны. Одно лицо на них принадлежит прекрасному юноше или молодой женщине, а другое - смеющемуся старику, предположительно богу вина Дионисию.

Объединение в скульптуре нескольких образов, переходящих один в другой, получило в наше время специальное название: "полиэкония". В переводе с греческого "поли" - много, "эйкон" - изображение. Похожий прием археологи обнаружили и в других культурах, вплоть до каменного века. Например, у обитателей побережья Северного Ледовитого океана до сих пор сохранилась традиция вырезать на рукоятках ножей парные изображения головы моржа и собаки, кита и тюленя, медведя и моржа. Порой достаточно небольшого поворота костяного изделия, чтобы в фигурке женщины увидеть образ моржихи с детенышем.

Подобные боги (с несколькими лицами) существовали и в русской истории. Так, в древнеславянской, дохристианской культуре Световид изображался с четырьмя лицами, точнее, с четырьмя головами, обращенными в разные стороны. У богини Триглавы - их соответственно три. В Древней Руси заимствованное от греков христианство вытеснило старые верования и старых богов. Наиболее активно борьбу с ними вели в тех городах, где размещались языческие храмы и статуи, - там их и уничтожали в первую очередь. По преданиям, "идолов" обычно топили в реках и озерах. В лесной России к тому же памятники религии и предметы быта уничтожал безжалостный огонь. (Каменистой Греции повезло больше: многие языческие храмы и статуи дожили до наших дней, пусть и не в первозданном виде.)

Сведения о дохристианской жизни России историкам приходится выискивать по крупицам в рукописях на греческом и латинском языках. В частности, о Световиде они узнали из 16-томного труда датского летописца Саксона Грамматика (грамматик значит учитель словесности). Рассказ о славянских богах попал в его книгу только потому, что датчане воевали со славянскими племенами и победили их, уничтожив главный храм Световида. Саксон Грамматик - очевидец этого события.

В народе память о многоликих божествах и людях с несколькими головами сохранилась лишь в сказках. В одной из них рассказывается о добром молодце, который пообещал жениться двум девицам сразу. Но, увидев в окошке третью, забыл о первых двух, заговорил о сватовстве и упросил девушку выйти на крыльцо. Она вышла... с тремя головами. В них-то парень и узнал двух предыдущих девиц. Не сходя с крыльца, необычная невеста потребовала от молодца выполнить обещание, сдержать слово, тем более, данное трижды. К счастью, эта сказка со счастливым концом. Оказалось, что двух первых девиц добрый молодец видел во сне и лишь третью повстречал наяву.

Многоликие фигурки сохранились в народном искусстве, в частности в глиняных расписных игрушках и бытовой керамике. Правда, из божественного ряда они перешли в комические персонажи. Среди них появились птицы, рыбы и звери. И называть их стали "оборотнями".

В Курской области народная мастерица Валентина Ковкина лепит из глины двуликих кукол, смотрящих в разные стороны, фигурки фантастических животных типа "тяни-толкай" и композиции с четырехликими героями, восседающими, например, на баране-свинье. Александр Якушкин из города Скопина Рязанской области известен как мастер необычных подсвечников-оборотней.

А что же древний бог Янус? С тех пор, как рухнула Римская империя, прошло две тысячи лет. Сменились религии, идеалы и оценки. Янус перестал быть богом добрых начал и предвидения будущего, он из "двуликого" превратился в "двуличного", стал воплощением неискренности и лживости. И в новом обличье известен сегодня гораздо большему числу людей, чем во времена Древнего Рима. Любопытно, что в последнее время двуликого Януса объявили богом союзов и договоров, чаще всего его именем стали "награждать" политиков.

Произошли изменения и в изображениях Януса на скульптурах и картинах. С воцарением идеи "двуличности" головы стали носителями самых разных символов: красоты и безобразия, молодости и старости, дружбы и вражды, веселья и печали. Вместо мужских лиц на картинах появились юные и красивые женские головки, в прическах которых художники скрытно, но безжалостно изображали то, что всегда приходит на смену молодости.

В творчестве русского скульптора Анны Голубкиной (1864-1927) тоже нашел отражение этот прием. Ее ваза "Туман" выглядит куском бело-серого камня, бесформенным, клочковатым, как настоящий туман, все обволакивающий и везде проникающий. Но присмотритесь внимательнее, и вы увидите, что сквозь "мертвый" материал проступают человеческие лица: два мужских и два женских. Они расположены на противоположных сторонах вазы. Существует единственная точка (напротив лица старика), откуда зритель может увидеть все и определить, сколько образов спрятано в "тумане". Если смотреть с другой точки - ваза превращается в "двуликую" женскую головку. В остальных случаях внимательный взгляд всегда разглядит "сквозь туман" черты трех разных лиц. Свою "четырехликую" вазу Голубкина вылепила сначала в глине и гипсе в 1899 году, а затем в мраморе - после поездки в Париж в 1904 году. В 1940 году, через 13 лет после смерти Голубкиной, большинство сохранившихся к тому времени произведений отлили в бронзе. Но ваза "Туман" от этого едва ли выиграла. На мой взгляд, лучше всего соответствует своему названию мраморный вариант. В бронзе прекрасно выглядит другое произведение Голубкиной, тоже посвященное стихии, - "Волна", обрамляющая один из входов в Московский художественный академический театр. Большинство прохожих не замечают в якобы абстрактной композиции человеческих фигур - настолько искусно спрятала их Голубкина.

Конечно, нельзя сказать, что истоки всех изображений такого рода уходят к языческому Янусу, но толчок к творческому воображению был дан давным-давно, и параллели Янусу можно найти в самых разных культурах. Значит, это задевает какие-то глубинные структуры человеческой натуры.

Янус - божество древнего Рима. Римляне верили, что Янус был богом дверей, начинаний, окончаний и переходов. Янус изображается как двуликий бог - Ianus Bifrons («Янус Двуликий»), один лик смотрит в будущее, а другой - в прошлое. Порой Янус изображался с четырьмя лицами в форме, известной как Ianus Quadrifrons («Янус Четырехликий»). Первый месяц года, январь, был назван в честь этого бога.
Янус - древний бог, поклонение которому восходит ко времени Ромула и даже к временам до основания Рима. В отличие от многих божеств, которым поклонялись римляне, у Януса нет греческого аналога. Согласно одному из мифов, Янус был первым царем Лациума, и ему приписывают установление гражданского и общественного порядка в мире людей. Тем самым он обеспечил переход человечества от варварства к цивилизации; этот переход представлен двумя лицами Януса.


Статуя Януса. (Panoramio / CC BY-SA 3.0)

Согласно римской мифологии, Янус был мужем нимфы Камасены, а их сыном - Тиберин. От имени последнего река Тибр получила свое название. До этого река была известна как Альбула. Однако после смерти Тиберина (в реке или на ее берегах) ее имя было изменено.

Тиберин (статуя из Капитолийского музея).

В другом мифе о Янусе Сатурн, изгнанный Юпитером с небес, прибывает в Яникул (город, основанный Янусом) на корабле. Бог был тепло принят Янусом, и в благодарность за его гостеприимство даровал царю способность смотреть и в будущее, и в прошлое.

Римляне считали Януса важным богом, что очевидно из одного из его титула, divom deus , что означает «бог бога». Прежде чем принести жертву кому-либо божеств, сначала следовало призвать Януса, и почтить его возлиянием. Почему? Потому что Янус был привратником небес, именно через него можно было достичь всех других богов и богинь.

Связь между Янусом и дверными проемами проявляется во многих jani, построенных в Риме. Эти церемониальные ворота представляли собой отдельно стоящие сооружения, используемые для символически благоприятных входов или выходов. Через эти врата проходили римские легионы, отправляющиеся на войну.


Арка Януса - триумфальная арка Януса Квадрифрона (Четырехликого) в Риме. (lucazzitto / Adobe)

Самым известным janus в Риме был Janus Geminus («Двойной Янус»), святилище Януса, расположенное на северной стороне Форума. Это бронзовое строение с двойными дверями на каждом конце, между ними была культовая статуя. Согласно традиции, двери храма оставались открытыми во время войны и, наоборот, закрывались в мирное время. По словам Плутарха, именно легендарный царь Нума (преемник Ромула) положил начало этой традиции, и во время его правления двери всегда были закрыты, это означало, что его правление было мирным. С другой стороны, Виргилий говорит, что закрытие дверей должно было сдержать войну.

Закрытие дверей Janus Geminus было мощным символом и использовалось римскими императорами. Август, например, хвастался, что двери были закрыты три раза во время его правления. Двери храма также были закрыты во время правления Нерона (в 66 г. н.э.) после победы над парфянами, и Веспасианом (в 75 г. н.э.) после завоевания Иерусалима. Чеканились монеты, чтобы ознаменовать это событие.

Храм Януса с закрытыми дверями на монете Sestertiu S. Отчеканена при Нероне в 66 году нашей эры. (Mica / CC BY-SA 2.5)

И хотя Janus Geminus был самым важным храмом Януса, в его честь также были построены и другие храмы. Один из них, например, был возведен на Яникуле, а другой - на Forum Holitorium («Овощном рынке») консулом Марком Дуиллием, чтобы ознаменовать его военно-морскую победу над карфагенянами в битве при Майле в 260 году до нашей эры.

Самым очевидным следом римского культа бога Януса в современном мире, как уже было сказано, является название месяца январь. Кроме того, английское слово «janitor» происходит от латинского «ianitor», что означает «привратник» или «носильщик», что также является ссылкой на этого римского бога.


Римский бюст с изображением бога Януса. (Стив Бест CHIUSO / CC BY-SA 2.0)



Расписной потолок в приходской церкви Уолтемского аббатства с изображением Януса, обращенного к прошлому и будущему.

Различия в богах. Уже появление рядом с Юпитером и Юноной богини Минервы выглядит немного неожиданным, если мы вспомним, какие боги считались старшими у греков. Но на этом различие в положении и старшинстве греческих и римских богов не заканчивается. Следующими по значению за Капитолийской триадой (а иногда даже важнее нее) у римлян оказываются богиня Веста (греческая Гестия) и бог Янус.

Двуликий Янус. Бога, подобного Янусу, у греков не было, но в Италии он чтился издавна. Самым священным местом в доме римляне считали очаг, которому покровительствовала Веста, и двери. Ведь именно двери связывают любой дом с внешним миром, и двери же отгораживают дом от него. Двери по-латински назывались «януа», а Янус был их богом. Но всякая дверь имеет две стороны: одна обращена внутрь помещения, другая — наружу. Вот и Януса изображали с двумя лицами. Иногда одно из этих лиц делали молодым, а другое — старым; одно из них смотрит вперед, другое — назад, одно на восток, другое — на запад, одно видит прошлое, другое — будущее. Из-за этих двух лиц Януса называли «Двойной», «Двулобый», [а мы называем «двуликим Янусом» лицемерного человека, хотя, конечно же, лицемерие не относится к качествам этого римского бога.]

Покровитель всех начинающих. Постепенно Янус стал не просто богом дверей, а богом всякого входа и выхода, а затем — покровителем всех начал и начинаний, а также завершения любого дела. Считалось, что Янус каждое утро начинает новый день, отпирая небесные врата и выпуская на небосклон светила, а каждый вечер вновь эти врата запирает. Поэтому каждое утро было посвящено Янусу, и ему возносилась первая молитва с просьбой, чтобы день был удачным. Ему были посвящены и календы каждого месяца, а так как месяцев в году двенадцать, то алтарей у Януса в Риме было тоже двенадцать.

«Януариус». Но двенадцать месяцев — это год, поэтому начало и конец года тоже были посвящены Янусу. Его именем был назван первый месяц года — «януариус». В первый день этого месяца в храме Януса ему приносили в жертву белого быка и молились о благополучии римского государства в новом году, а все римляне приносили в дар Янусу медовые пироги, вино, плоды. Они желали друг другу счастья и дарили вкусные вещи, чтобы наступивший год оказался «сладким», счастливым. Был даже принят особый закон, запрещавший в первый день года брань и ссоры: римляне боялись, что Янус, рассерженный тем, что его праздник испорчен по вине одного, нашлет дурной год на всех.

Так как Янус был покровителем всего года, его часто описывали имеющим 365 пальцев на руках, 300 на одной и 65 на другой. Но одно дело описать, а другое изобразить — попробуй-ка нарисовать или сделать у статуи столько пальцев! Римляне нашли выход — число 365 было начертано на руках статуи Януса, стоявшей в его храме.

Храм Януса. Римляне верили, что Янус влияет и на их военные успехи — ведь каждая война имеет начало и конец, и для ее благополучного завершения милость двуликого бога очень важна. Они построили необычный храм, в нем было двое ворот: одни против других. Когда римляне объявляли войну, двойные двери храма (они назывались «двери войны») отпирались и под арками храма мимо статуи бога Януса проходили выступавшие в поход воины. В течение всей войны храм стоял открытым, а когда война заканчивалась, и войска с победой возвращались из похода, вооруженные воины вновь проходили перед статуей бога — и тяжелые дубовые двери храма, украшенные золотом и слоновой костью, закрывались за ними на ключ.

Но римляне воевали постоянно, отправляя свои армии в походы против соседних народов, поэтому за 600 с лишним лет, прошедших со времени его сооружения при втором римском царе Нуме Помпилии до того, как Римом стал править император Август, храм Януса был закрыт всего два раза. Август же, который гордился своим миролюбием, за сорок лет своего правления закрывал храм Януса целых три раза — больше, чем за всю историю Рима до его правления!


Богиня домашнего очага. Как и Гестия, Веста — богиня домашнего очага и огня, горевшего в нем. Если Янусу были посвящены двери, то Весте — переднее помещение, находившееся за дверями. Оно называлось «вестибулум», и от этого слова происходит наше «вестибюль». Однако в отличие от греческой богини, почитаемой, но не игравшей особой роли ни в мифах, ни в государственном почитании богов, Веста была не только домашней богиней, но и богиней всего Римского государства. В Риме ей был посвящен всего один храм, в котором пылал вечный и негасимый огонь; римляне верили, что пока он не погаснет — не погибнет и их государство.

Храм Весты. Храм Весты находился в центре города, на Форуме — главной площади Рима. Говорят, что построили его в глубокой древности, при втором римском царе Нуме Помпилии. Храм имел круглую форму. Почему? На это было два ответа. Римляне думали, что Вселенная имеет форму шара, а в центре ее находится негаснущий огонь. Храм Весты с ее огнем и должен был изображать Вселенную. А может быть, все было проще — ведь круглую форму имел домашний очаг, в котором тоже горел огонь Весты. Может быть, храм сделали круглым в подражание очагу.


Храм Весты в Риме

«Чистый огонь». В отличие от других римских храмов, в которых стояли изображения богов, в храме Весты не было статуи этой богини. Символом ее образа был огонь, который горел в храме. Этот огонь поддерживался постоянно, а если вдруг он по каким-нибудь причинам потухал, его нельзя было зажечь обычным способом. Делалось это обязательно при помощи трения друг об друга дощечек «счастливого дерева» или от солнца, при помощи зеркала, которым солнечные лучи направлялись на дрова в очаге. Только такой огонь считался «чистым», достойным гореть в очаге богини.

Обновление огня. Огонь в храме Весты тушили только раз в году — при наступлении нового года. Ведь в этот день все должно обновляться, быть молодым. Поэтому обновляли и огонь Весты. Его тушили, а потом разжигали снова одним из описанных способов. Когда римлянин переселялся из Рима, он обязательно брал с собой огонь из очага Весты для того, чтобы от него зажечь очаг в своем доме на новой родине.

Тайное хранилище Весты. Кроме очага в храме Весты находилось хранилище, в которое непосвященным людям вход был запрещен. Все знали, что там хранятся некие священные предметы, но не видел их никто. Говорили, что там находится палладий — деревянное изображение Афины Паллады, которое некогда упало с неба в Трое и которое Эней привез с собой в Италию. Римляне верили, что палладий дает их городу неприкосновенность и пока он здесь, ни один враг не вступит в Вечный город. Кроме палладия, здесь же хранились изображения троянских домашних богов, пенатов, которые тоже прибыли в Италию вместе с Энеем.

Двуликий Янус - это один из многих богов, преданиям о которых мы обязаны древнеримской мифологии. Если говорить более конкретно, то этот легендарный персонаж в свое время был едва ли не первым царем в Лациуме (предположительно, это прародина сердца современной Италии и самого Рима). В те далекие времена бог этот обитал во дворце, расположенном на холме Яникуле, что на правом побережье Тибра. Отсюда Янус и управлял подчиненными ему землями. Правил, правда, он недолго - вскоре на престол взошел куда более деятельный и мощный царь - Юпитер, который отождествлялся с Зевсом, самым главным богом у

Почему Янус - двуликий бог? Считается, что от своего божественного «коллеги» Сатурна царь Лациума получил в дар особый талант, который заключался в том, чтобы ясно видеть все прошлое и будущее. Именно в силу этого Янус на всех изображениях представлен с двумя лицами - молодым и пожилым, которые обращены в противоположные стороны (в будущее и, соответственно, в прошлое).

Кстати, и само имя «Янус» выбрано не случайно. Это слово, если его перевести с латыни («janya»), означает «дверь». Со временем эта «дверь» стала не только знаковой чертой, разделяющей вчера от завтра, но и вообще символом всякого конца и начала. Ну а потом как-то повелось считать, что двуликий Янус сочетает и такие две категории, как «плохое» и «хорошее» в одном, как говорится, флаконе.

Помимо двух лиц Януса в античный период изображали еще и с ключами, ведь его еще называли «запирающим» и «отпирающим» богом. Дело в том, что он покровительствовал всем воинским начинаниям и имел свой храм, двери которого в мирное время были закрыты наглухо, а отворялись только во время военных действий. И за долгие века существования древнеримской Империи врата эти закрывались, увы, всего трижды. Можете представить, какая накаленная обстановка в то время была.

Практический вклад в развитие древних римлян двуликий Янус также внес существенный. Помимо своих «паранормальных» способностей к ясновидению бог научил людей такому делу, как кораблестроение, возделывание земель, выращивание овощей, а также основам исчисления. Именно для последней цели на его правой руке было изображено римское число «ССС», т.е. 300, на левой же - «LXV», т.е. 65.

Римляне даже посвятили своему любимому и главному специальный день - праздник агонии, который отмечался девятого января. Кстати, мало кто, наверное, знает, но именно двуликий Янус дал название первому месяцу в году - януарию, или январю по-нашему.

А в принципе, двуликий древнеримский бог никаких особых подвигов за свое царствие и не совершил. Не был он красавцем, не обладал безграничной властью и особой силой. Однако согласно преданиям, он умел «руководить» природными явлениями. Так, до того, как появился культ Юпитера, именно Янус занимался тем, что по утрам открывал врата небес, выпуская на небосвод солнце, а по вечерам запирал их, чтобы светило исчезало, и наступала ночь. Еще римляне считали, что двуликий Янус является богом всех начинаний, поэтому перед тем, как что-то начать делать, люди призывали его на помощь и просили покровительства.

А не так давно ученые выдвинули предположение, что имел Янус вовсе не два, а три лика, олицетворявшие как прошлое и будущее, так и настоящее. Просто в силу того, что последняя временная категория считается сиюминутной незримой гранью между двумя другими, то третье лицо бога невидимо.

Янус двуликий: фразеологизм

Сегодня вряд ли бы кто-то вспомнил о боге Янусе и всех его достоинствах, если бы не наша статья. В обиходе современной речи, действительно, присутствует такой фразеологизм, который почему-то принято применять в отношении неискреннего, лицемерного, то есть И хотя двуликий Янус не совершил в свое время каких-то выдающихся подвигов, надо думать, он был бы сильно оскорблен таким нелицеприятным сравнением.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх