Презентация "Социальная философия. Общество" – проект, доклад. Презентация на тему: Социальная философия. Общество Понятие общества в истории философии презентация

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Основные понятия и предмет философии Основы философии

учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира Философия (phileo и sofia)

Предмет философии Человек Человек - человек Человек - общество Человек - природа Человек - мир Ч Е Л О В Е К ОБЩЕСТВО ПРИРОДА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 10 Ф И Л О С О Ф И Я 1.Форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир и место в нем человека. 2. Учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру 3.Наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления Философия С В Я З И

Структура философского знания: Онтология (ontos и logos)-учение о бытии. Гносеология (gnosis и logos)-учение о познании. Философская антропология (antropos и logos) -учение о человеке. Этика – философская теория морали и нравственности. Логика – учение о последовательном, непротиворечивом и доказательном мышлении. Аксиология – учение о ценностях. Эстетика – учение о прекрасном, его законах и нормах др.

Функции философии Мировоззренческая Гносеологическая Методологическая Социальная Аксиологическая Гуманистическая рационально-теоретический способ ориентации в мире как следствие обобщения, интеграции культуры оценка всех видов человеческой практики и принципиальных возможностей познания разработка учения о характере и закономерностях познавательного процесса разработка теории поисковой деятельности, ее принципов, способов, норм гармонизация общественных отношений на гуманитарных основаниях утверждение социально-удостоверенных ценностей, стандартов, идеалов, регламентирующих многообразие общественных и личных отношений сверхзадача философии – показать «каким» надо быть, чтобы быть человеком. 11

это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на них убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации. Мировоззрение -

Тип ы мировоззрения Мифологи ческое Религ иозное Философ ское формируется на ранних стадиях общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на Земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире сформировалось на сравнительно высокой стадии развития общества. Являясь фантастическим отражением действительности, оно отличается верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Таким образом, вера в сверхъестественное – основа религиозного мировоззрения от мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся в философии предметом теоретического рассмотрения и логического анализа

Основной вопрос философии Онтологическая сторона основного вопроса Гносеологическая сторона основного вопроса Что первично: материя или сознание? Познаваем ли мир? 1. Первичная материя – материализм («линия Демокрита ») 2. Первично сознание – идеализм («линия Платона») 3. Материя и сознание являются равными и независимыми основами бытия – деизм. 1. Мир познаваем А) Эмпиризм (Ф.Бэкон) – «нет ничего в мыслях (разуме), чего до этого не было бы в чувствах и опыте» Б) Рационализм – (от лат. rationalis - разумный) - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека. 2. Мир непознаваем А) Агностицизм (И. Кант) – существуют загадки и противоречия, которые не будут разгаданы человечеством никогда (например, существует ли Бог) Б) Скептицизм – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины.

ЧТО ФИЛОСОФИЯ МОЖЕТ ДАТЬ КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ? (ПРАКТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ)

Философия Ответить на наиболее фундаментальные вопросы о мире и человеке Помочь осмыслить свое место в мире и смысл жизни Обучить принципам « мудрой жизни » (т. е. жизни без иллюзий, без страданий, без заблуждений и т. д.) Укрепить внутренний духовный « стержень » и развить способность стойко преодолевать жизненные трудности (никогда не сдаваться). Научить синтетическому (философскому) стилю мышления, т.е. способности глубоко и всесторонне видеть любую проблему и плодотворно решать ее Научить познанию будущего Научить совершенствованию и раскрытию своих внутренних сил

Домашнее задание Объясните, к ак Вы понимаете выражение – "найти философский камень"? Откуда пришло это выражение? "Философия…одна только отличает нас от дикарей и варваров…Каждый народ тем более гражданствен и образован, чем лучше в нем философствуют" (Р.Декарт). Что такое "философствование"? В чем смысл этого понятия?


    Слайд 1

    Тема 1. Мировоззрение: понятие и проблемы. Общественно-исторический характер мировоззрения Мифогенная и гнесеогенная концепции происхождения философии Многообразие областей философского осмысления действительности Проблема предмета философии. Две стороны основного вопроса философии и его решение Специфика философского знания. Функции философии

    Слайд 2

    Мировоззрение: понятие, структура, уровни

    мировоззрение Теоретический уровень - миропонимание знания Обыденно-практический (житейский) – мироощущение (житейская философия, здравый смысл) верования убеждения Ценности и нормы навыки эзотерия Традиции. обычаи идеалы деятельность оценки

    Слайд 3

    Общественно-исторический характер мировоззрения

    человек мир мировоззрение мифологическое религиозное философское Миф – предание, сказание. Синкретичный взгляд на мир Удвоение мира – естественный, сверхъестественный, главный компонент -вера Любовь к мудрости, проблема взаимоотношения человека и мира Общественно -исторические типы

    Слайд 4

    Проблема происхождения философии

    Философия – не только учение о величайших вопросах, способных волновать человека, она сама – одна из труднейших проблем, которые пытается разрешить Мифогенная концепция происхождения философии Гносеогенная концепция происхождения философии Мифотворчество – как основная предпосылка философии Зачатки научного знания – как предпосылка философии проблема Не объясняет философский рационализм Не объясняет умозрительную метафизику первых философских школ

    Слайд 5

    Специфика философского знания

    мифология Мифология Художественно-образное освоение мира Философия Понятийно-логическая форма мышления и освоения мира Понятия, категории Методы. принципы Теории, системы Главные вопросы: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что есть человек? (И.Кант) Ответ на них: Не может быть найден экспериментальным путем Имеет ценностную окраску, ориентирован на человеческое присутствие, человеческий интерес и оценку

    Слайд 6

    Многообразие областей философского осмысления мира

    онтология гносеология диалектика методология

    Слайд 7

    Проблема предмета философии

    проблема взаимоотношения человека и мира (в широком смысле) 1. Не локализован в конкретной области действительности 2. Исторически подвижен и конкретен (решение зависит от достигнутого уровня общественно-исторической практики: уровень развития материального и духовного производства, уровень развития научного знания) Для того, чтобы судить о философии надо жить ею и тот кто не может жить философским предметом обязан воздерживаться и от суждений и о самой философии и о ее предмете (Ильин И.А.)

    Слайд 8

    Основной вопрос философии

    бытие сознание дух материя «Я» «НЕ-Я» Основной вопрос философии Онтологический аспект (1-я сторона) Гносеологический аспект (2-я сторона) Что первично? Бытие или сознание Познаваем ли мир? (проблема тождества мышления и бытия)

    Слайд 9

    Решение основного вопроса философии

    Решение 1-ой стороны овф Решение 2-ой стороны овф Что первично: бытие или сознание познаваем ли мир (природа, общество) монизм дуализм Мир познаваем Достоверное познание мира невозможно Материя первична сознание вторично Материя зависит от духовного начала Материальное и духовное начало существуют независимо (Декарт) Агностицизм (Д.Юм.И.Кант) Оптимизм (материалисты, некоторые идеалисты) скептицизм материализм, (Гераклит, Демокрит, Дидро, Маркс) идеализм Субъективный (Беркли,Юм, экзистенциализм,неопозитивизм) Объективный (Платон, Гегель, неотомизм)

    Слайд 10

    Основные философские направления и классические представители

    материализм идеализм субъективный объективный Античность: Платон Средние века: Фома Аквинский Немецкая классическая философия: Гегель Античность: Сократ Новое время: Беркли, Юм, Кант. Фихте

    Слайд 11

    материализм идеализм метафизический диалектический Атомистическое учение Демокрита (античность) (допускает движение атомов в пустоте) Механистический материализм Нового времени: Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Ламетри, Гольбах (абсолютизация принципов механики) Философия марксизма: К.Маркс (признает возможность изменения, развития общества (природы), и как следствие мышления)

    Слайд 12

    ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

    ФИЛОСОФИЯ КАК ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА ФИЛОСОФИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ - ЗНАНИЕ О ВСЕОБЩЕМ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КРИТИЧЕСКИ-ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ

Посмотреть все слайды

Раздел философии, занимающийся изучением общества, называется социальной философией. Раздел философии, занимающийся изучением общества, называется социальной философией. Эта философская дисциплина тесно связана с наукой социологией, но намного древнее её Эта философская дисциплина тесно связана с наукой социологией, но намного древнее её Социальная философия изучает общество умозрительно в качестве некоей целостности. В основной социальная философия изучает вопросы, связанные с сущностью общества и закономерностями его развития, не сосредотачивая внимания на частных вопросах общественной жизни. Социальная философия изучает общество умозрительно в качестве некоей целостности. В основной социальная философия изучает вопросы, связанные с сущностью общества и закономерностями его развития, не сосредотачивая внимания на частных вопросах общественной жизни.


Самым главным вопросом социальной философии является проблема определения общества. Самым главным вопросом социальной философии является проблема определения общества. Общество понимается в социальной философии крайне широко как совокупность всех форм совместной деятельности людей. Это определение общества охватывает всю историю человечества, начиная с выделения людей из животного мира. Общество понимается в социальной философии крайне широко как совокупность всех форм совместной деятельности людей. Это определение общества охватывает всю историю человечества, начиная с выделения людей из животного мира. Общество является особой сферой реальности, высшим, самым сложным уровнем бытия, следующим за биологической реальностью. Общество является особой сферой реальности, высшим, самым сложным уровнем бытия, следующим за биологической реальностью. Совершенством общественной реальности обусловлена сложность изучения общества. Совершенством общественной реальности обусловлена сложность изучения общества. Каждый человек вписан в общество и не может безразлично, нейтрально относиться к происходящим в обществе процессам. Каждый человек вписан в общество и не может безразлично, нейтрально относиться к происходящим в обществе процессам.природаОБЩЕСТВО


С общественной реальностью по этическим соображениям нельзя проводить экспериментирование. С общественной реальностью по этическим соображениям нельзя проводить экспериментирование. При изучении социальной реальности намного труднее делать обоснованные предсказания, поскольку детерминация социальных процессов, связанных с субъективной сферой, менее определённа, чем в мире природы. При изучении социальной реальности намного труднее делать обоснованные предсказания, поскольку детерминация социальных процессов, связанных с субъективной сферой, менее определённа, чем в мире природы. В социуме сам факт предсказания может кардинально изменить ход процессов (например, предсказание финансового кризиса может вызвать или предотвратить этот кризис в реальности). В социуме сам факт предсказания может кардинально изменить ход процессов (например, предсказание финансового кризиса может вызвать или предотвратить этот кризис в реальности).


Все предшествующие социальному уровни бытия объединяются термином «природа». Все предшествующие социальному уровни бытия объединяются термином «природа». Природа является основой для возникновения и функционирования общества. Именно из сферы природы человек берёт материал для преобразования в процессе своей деятельности. Общество не может существовать без природной основы. Природа является основой для возникновения и функционирования общества. Именно из сферы природы человек берёт материал для преобразования в процессе своей деятельности. Общество не может существовать без природной основы. Однако натиск общества на природу и её неразумное и чрезмерное использование для нужд человека и общества порождает экологические проблемы, принявшие в наше время глобальный характер. Однако натиск общества на природу и её неразумное и чрезмерное использование для нужд человека и общества порождает экологические проблемы, принявшие в наше время глобальный характер.


Общество представляет соединение объективных и субъективных моментов. Общество представляет соединение объективных и субъективных моментов. Объективными (независящими от сознания человека) являются природно- географические условия функционирования общества, а также уровень развития производительных сил. Объективными (независящими от сознания человека) являются природно- географические условия функционирования общества, а также уровень развития производительных сил. К субъективным факторам относятся мысли, желания, стремления, чаяния людей. К субъективным факторам относятся мысли, желания, стремления, чаяния людей. Понять общество можно только учитывая обе данных разновидности факторов. Не случайно русские мыслители- народники так отстаивали роль субъективного фактора в жизни общества и настаивали на субъективном методе изучения общества. Понять общество можно только учитывая обе данных разновидности факторов. Не случайно русские мыслители- народники так отстаивали роль субъективного фактора в жизни общества и настаивали на субъективном методе изучения общества.


Общество как сложную систему принято подразделять на 4 подсистемы (сферы): экономическую, политическую, социальную, духовную. Это подразделение было введено американским социологом Т. Парсонсом. Общество как сложную систему принято подразделять на 4 подсистемы (сферы): экономическую, политическую, социальную, духовную. Это подразделение было введено американским социологом Т. Парсонсом. Экономическая сфера отвечает за процессы обеспечения общества всем необходимым и включает в себя процессы производства и обмена (торгово-финансовый сектор). Экономическая сфера отвечает за процессы обеспечения общества всем необходимым и включает в себя процессы производства и обмена (торгово-финансовый сектор). Политическая сфера обеспечивает управление обществом и осуществление властных полномочий. Политическая сфера обеспечивает управление обществом и осуществление властных полномочий. Социальная сфера ответственна за взаимоотношения между различными слоями общества. Социальная сфера ответственна за взаимоотношения между различными слоями общества. Духовная (культурная) сфера занимается духовным производством и продуцированием смыслов и значений. Все сферы жизни общества взаимосвязаны между собой, и появившиеся в одной сфере кризисные явления негативно сказываются на процессах в других сферах. Духовная (культурная) сфера занимается духовным производством и продуцированием смыслов и значений. Все сферы жизни общества взаимосвязаны между собой, и появившиеся в одной сфере кризисные явления негативно сказываются на процессах в других сферах. Т. Парсонс.


Процесс развития общества называется историей, поэтому одной из важнейших частей социальной философии является философия истории (историософия). В отличие от истории историософия занимается не изучением конкретных исторических событий, их причин и следствий, а более масштабными вопросами: есть ли у истории смысл? какова цель истории? Какие существуют движущие силы исторического процесса? Является ли история случайным набором событий или ей присуща определённая закономерность? При философском рассмотрении исторического процесса также достаточно чётко проявляются, заложенные в трёх главных направлениях философии: объективном и субъективном идеализме, а также в материализме. Философия истории


Объективные идеалисты полагают, что ход истории определяется нематериальным духовным началом, не зависящим от сознания человека. Объективные идеалисты полагают, что ход истории определяется нематериальным духовным началом, не зависящим от сознания человека. Религиозным вариантом объективно-идеалистического понимания истории является провиденциалистская философия истории Аврелия Августина, изложенная им в труде «О граде Божием». Религиозным вариантом объективно-идеалистического понимания истории является провиденциалистская философия истории Аврелия Августина, изложенная им в труде «О граде Божием». Вся история есть осуществление Божественного замысла, направленного на торжество блага. Вся история есть осуществление Божественного замысла, направленного на торжество блага. Все земные государства возникают в соответствии с волей Бога, содействуют осуществлению Его замыслов, а затем волей Бога уничтожаются. Это же относится и к судьбам выдающихся исторических деятелей. Все земные государства возникают в соответствии с волей Бога, содействуют осуществлению Его замыслов, а затем волей Бога уничтожаются. Это же относится и к судьбам выдающихся исторических деятелей. Аврелий Августин


Каждое событие следует рассматривать с финальной точки зрения – конца мира и страшного суда. Именно Божественный замысел и делает исторический процесс осмысленным. Каждое событие следует рассматривать с финальной точки зрения – конца мира и страшного суда. Именно Божественный замысел и делает исторический процесс осмысленным. Августин одним из первых предложил линейное понимание истории, при котором утверждается уникальность и неповторимость каждого исторического события, противопоставив такое понимание истории господствующим в античности циклическим представлениям. Августин одним из первых предложил линейное понимание истории, при котором утверждается уникальность и неповторимость каждого исторического события, противопоставив такое понимание истории господствующим в античности циклическим представлениям. Страшный суд


Нерелигиозным вариантом объективно- идеалистических представлений об истории является философия истории Г. Гегеля. Нерелигиозным вариантом объективно- идеалистических представлений об истории является философия истории Г. Гегеля. В «Лекциях по философии истории» Гегель утверждал, что творцом истории является мировой дух, который переходит от одного народа к другому. И когда мировой дух пребывает у этого народа, данный народ добивается значительных успехов в политике, экономике и культуре. В «Лекциях по философии истории» Гегель утверждал, что творцом истории является мировой дух, который переходит от одного народа к другому. И когда мировой дух пребывает у этого народа, данный народ добивается значительных успехов в политике, экономике и культуре. Мировой дух использует народы, страны и исторических деятелей для своего совершенствования. Мировой дух использует народы, страны и исторических деятелей для своего совершенствования. Гегель насчитывает три исторических этапа шествия мирового духа: 1. Древний Восток, 2. Античность, 3. Западная Европа. Основным смыслом истории Гегель считает прогресс в человеческой свободе. На Востоке свободен лишь один (фараон, деспот), в античном мире свободны были немногие, а в Европе нового времени свободны большинство. Гегель насчитывает три исторических этапа шествия мирового духа: 1. Древний Восток, 2. Античность, 3. Западная Европа. Основным смыслом истории Гегель считает прогресс в человеческой свободе. На Востоке свободен лишь один (фараон, деспот), в античном мире свободны были немногие, а в Европе нового времени свободны большинство.


Гегель выдвигает учение о хитрости мирового духа, который использует в своих целях выдающихся личностей, расставляя перед ними в качестве приманки стремление к обогащению, власти, почёту. Желая достичь этого, исторические деятели выполняют предначертанное мировым духом. Так, увидев Наполеона, сам Гегель, признавался, что видел шествие мирового духа на белой лошади. Гегель выдвигает учение о хитрости мирового духа, который использует в своих целях выдающихся личностей, расставляя перед ними в качестве приманки стремление к обогащению, власти, почёту. Желая достичь этого, исторические деятели выполняют предначертанное мировым духом. Так, увидев Наполеона, сам Гегель, признавался, что видел шествие мирового духа на белой лошади. Реальные результаты деятельности выдающихся людей далеки от того, к чему они субъективно стремятся. Когда исторические деятели выполняют миссию, возложенную на них мировым духом, они становятся не нужны и быстро сходят с исторической сцены. Реальные результаты деятельности выдающихся людей далеки от того, к чему они субъективно стремятся. Когда исторические деятели выполняют миссию, возложенную на них мировым духом, они становятся не нужны и быстро сходят с исторической сцены.


Субъективный идеализм о ходе истории Субъективно-идеалистические представления о ходе истории характеризуются признанием того, что история зависит от сознания людей и определяется им. Субъективно-идеалистические представления о ходе истории характеризуются признанием того, что история зависит от сознания людей и определяется им. Одной из форм субъективно- идеалистических воззрений на ход истории является волюнтаризм, объявляющий, что ход истории в целом зависит от воли выдающихся исторических личностей. Одной из форм субъективно- идеалистических воззрений на ход истории является волюнтаризм, объявляющий, что ход истории в целом зависит от воли выдающихся исторических личностей. Задумаемся, произошла бы Отечественная война 1812 г., если бы не было воли Наполеона, а реформ Петра 1 без воли этого исторического деятеля. Задумаемся, произошла бы Отечественная война 1812 г., если бы не было воли Наполеона, а реформ Петра 1 без воли этого исторического деятеля. Может создаться впечатление, что воля и желания исторических персонажей являются главным движущим фактором истории. Может создаться впечатление, что воля и желания исторических персонажей являются главным движущим фактором истории. Н. К. Михайловский в конце 19 в. выдвинул теорию «героя и толпы», согласно которой историю творят герои-одиночки, увлекающие за собой толпу личным примером. Н. К. Михайловский в конце 19 в. выдвинул теорию «героя и толпы», согласно которой историю творят герои-одиночки, увлекающие за собой толпу личным примером. Н. К. Михайловский


Однако противники такого волюнтаризма (например, Г. В. Плеханов в работе «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю») утверждают, что сколь бы ни была значительной роль выдающихся исторических деятелей, они не могут принципиально изменить ход истории, определяемый более глубокими и носящий объективный характер закономерностями. Однако противники такого волюнтаризма (например, Г. В. Плеханов в работе «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю») утверждают, что сколь бы ни была значительной роль выдающихся исторических деятелей, они не могут принципиально изменить ход истории, определяемый более глубокими и носящий объективный характер закономерностями. Выдающиеся деятели могут лишь ускорить или замедлить ход исторических процессов, но не изменить их. Выдающиеся деятели могут лишь ускорить или замедлить ход исторических процессов, но не изменить их. Так, Россия рано или поздно приобщилась бы к европейской цивилизации, даже если бы Пётр 1 и не проводил реформы. Успех сопутствовал Петру не столько из-за его воли и энергии, сколько потому, что он реализовывал те потребности, которые стояли перед Россией на соответствующем этапе её истории. Так, Россия рано или поздно приобщилась бы к европейской цивилизации, даже если бы Пётр 1 и не проводил реформы. Успех сопутствовал Петру не столько из-за его воли и энергии, сколько потому, что он реализовывал те потребности, которые стояли перед Россией на соответствующем этапе её истории. Исторический деятель, идущий против экономических и других социальных законов, обречён на поражение. Исторический деятель, идущий против экономических и других социальных законов, обречён на поражение. Г. В. Плеханов – критик волюнтаризма


Здесь можно поставить вопрос о роли случайности в истории. Здесь можно поставить вопрос о роли случайности в истории. Среди историков уже несколько веков бытует шутка: «Если бы нос Клеопатры был чуть короче, история пошла бы по-другому». Среди историков уже несколько веков бытует шутка: «Если бы нос Клеопатры был чуть короче, история пошла бы по-другому». Попытайтесь аргументировано согласиться или оспорить этот тезис. Разумеется, возможно, тогда Антоний не проиграл бы противостояние с Октавианом, и стал бы единовластным правителем империи. Во главе Рима находились бы совершенно другие лица, у них были бы другие советники и пр. Попытайтесь аргументировано согласиться или оспорить этот тезис. Разумеется, возможно, тогда Антоний не проиграл бы противостояние с Октавианом, и стал бы единовластным правителем империи. Во главе Рима находились бы совершенно другие лица, у них были бы другие советники и пр. Но изменило ли бы это глобальный ход истории? Скорее всего, нет. Ведь кризис рабовладельческих отношений начался бы независимо от лица, восседающего на престоле, и римская империя всё равно начала бы клониться к упадку и стала бы уязвимой для нашествия варваров и дальнейшего разрушения. Но изменило ли бы это глобальный ход истории? Скорее всего, нет. Ведь кризис рабовладельческих отношений начался бы независимо от лица, восседающего на престоле, и римская империя всё равно начала бы клониться к упадку и стала бы уязвимой для нашествия варваров и дальнейшего разрушения.Клеопатра


Особый интерес представляют историософские размышления Толстого на страницах его романа «Война и мир». Особый интерес представляют историософские размышления Толстого на страницах его романа «Война и мир». Путём создания художественных образов исторических деятелей и отвлечённых рассуждений Толстой подвергает резкой критике распространённые представления о решающей роли выдающихся личностей в развитии исторического процесса. Путём создания художественных образов исторических деятелей и отвлечённых рассуждений Толстой подвергает резкой критике распространённые представления о решающей роли выдающихся личностей в развитии исторического процесса. История детерминирована некими закономерностями, проявляющимися в действиях больших масс людей – народа. И в историософских размышлениях Толстого ярко выражено его подчёркивание преимуществ народа и исторических деятелей, выражающих его волю. История детерминирована некими закономерностями, проявляющимися в действиях больших масс людей – народа. И в историософских размышлениях Толстого ярко выражено его подчёркивание преимуществ народа и исторических деятелей, выражающих его волю. Кадры из фильма «Война и мир».


Л. Н. Толстой был одним из виднейших противников абсолютизации роли случайности в истории. Он критиковал, в частности мнение французских историков, что Наполеон проиграл Бородинское сражение из-за случайно подхваченного насморка. В таком случае, иронизирует Толстой, спасителем России должен быть объявлен камердинер, забывший подать французскому императору непромокаемые сапоги. Л. Н. Толстой был одним из виднейших противников абсолютизации роли случайности в истории. Он критиковал, в частности мнение французских историков, что Наполеон проиграл Бородинское сражение из-за случайно подхваченного насморка. В таком случае, иронизирует Толстой, спасителем России должен быть объявлен камердинер, забывший подать французскому императору непромокаемые сапоги. По-настоящему великий исторический деятель полагается на ход событий и не стремится изменить естественный порядок событий. В этом суть противопоставления Кутузова и Наполеона как исторических деятелей. В истории господствует строгая необходимость и предопределённость, в истории нет места случайности.


Ещё одним (наряду с волюнтаризмом) вариантом субъективно-идеалистических представлений об истории является учение о том, что ход истории определяется распространением истинных знаний, борьбой с заблуждениями и суевериями. Именно так рассуждали представители Просвещения, а чуть позднее многие позитивисты. Ещё одним (наряду с волюнтаризмом) вариантом субъективно-идеалистических представлений об истории является учение о том, что ход истории определяется распространением истинных знаний, борьбой с заблуждениями и суевериями. Именно так рассуждали представители Просвещения, а чуть позднее многие позитивисты. Просветители выдвинули положение «Мнения правят миром». Люди принимают решения, руководствуясь своими представлениями о мире. Соответственно, следует сделать мнения людей разумными, просвещёнными и люди (прежде всего правители) будут принимать правильные решения, содействующие благу общества. Просветители выдвинули положение «Мнения правят миром». Люди принимают решения, руководствуясь своими представлениями о мире. Соответственно, следует сделать мнения людей разумными, просвещёнными и люди (прежде всего правители) будут принимать правильные решения, содействующие благу общества. Сторонники этой точки зрения считают исходной точкой прогресса общества развитие знаний и наук. Сторонники этой точки зрения считают исходной точкой прогресса общества развитие знаний и наук. Но, признавая определённую роль прогресса знаний, следует сказать, что развитие науки во многом само зависит от обстоятельств, объективных по своему характеру, в частности от уровня производительных сил и от способа производства. Но, признавая определённую роль прогресса знаний, следует сказать, что развитие науки во многом само зависит от обстоятельств, объективных по своему характеру, в частности от уровня производительных сил и от способа производства.


Материалистическое понимание истории Материалистическое понимание истории подразумевает, что ход истории зависит от объективных материальных факторов, не зависящих от сознания людей. Материалистическое понимание истории подразумевает, что ход истории зависит от объективных материальных факторов, не зависящих от сознания людей. Материализм признаёт наличие неизменных исторических законов, определяющих развитие общества. Причём, общество очень долго считалось совершенно особой реальностью, кардинально отличающейся от природной. Материализм признаёт наличие неизменных исторических законов, определяющих развитие общества. Причём, общество очень долго считалось совершенно особой реальностью, кардинально отличающейся от природной. Этим объяснялось, почему многие философы, будучи материалистами при изучении природы, оставались идеалистами при рассмотрении общества. Этим объяснялось, почему многие философы, будучи материалистами при изучении природы, оставались идеалистами при рассмотрении общества.


Географический детерминизм исходит из решающего влияния географических факторов на развитие общества (климат, наличие рек, размер территории). Географический детерминизм исходит из решающего влияния географических факторов на развитие общества (климат, наличие рек, размер территории). В частности, климат оказывает влияние на род занятий, которые в данном климате возможны. Например, в степях возможно скотоводство, но не земледелие. Соответственно, кочевые общества отличаются нестабильностью, поскольку не привязаны к определённому участку земли. Общества, основанные в долинах рек, где возможно земледелие, более устойчивы, так как земледелец не может оставить без присмотра возделываемый им участок. В частности, климат оказывает влияние на род занятий, которые в данном климате возможны. Например, в степях возможно скотоводство, но не земледелие. Соответственно, кочевые общества отличаются нестабильностью, поскольку не привязаны к определённому участку земли. Общества, основанные в долинах рек, где возможно земледелие, более устойчивы, так как земледелец не может оставить без присмотра возделываемый им участок. Элементы географического детерминизма заметны в воззрениях Ш. Монтескье. Элементы географического детерминизма заметны в воззрениях Ш. Монтескье. Шарль Монтескье.


Другой, более распространённой в современной философии, разновидностью материалистического понимания истории является экономический детерминизм, нашедший наиболее последовательное отражение в марксизме. В основе развития общества, согласно Марксу, лежат объективные законы, не зависящие от сознания людей. Другой, более распространённой в современной философии, разновидностью материалистического понимания истории является экономический детерминизм, нашедший наиболее последовательное отражение в марксизме. В основе развития общества, согласно Марксу, лежат объективные законы, не зависящие от сознания людей. Общественное бытие будет всегда предшествовать общественному сознанию. Общественное бытие будет всегда предшествовать общественному сознанию. К. Маркс полагал, что история человечества в конечном итоге определяется прогрессивным развитием производительных сил (к ним относятся сам человек, орудия труда, предметы труда) и возникающих на их основе производственных отношений. Развитие общества, таким образом, определяется преимущественно экономическими факторами, являющимися базисом. К. Маркс полагал, что история человечества в конечном итоге определяется прогрессивным развитием производительных сил (к ним относятся сам человек, орудия труда, предметы труда) и возникающих на их основе производственных отношений. Развитие общества, таким образом, определяется преимущественно экономическими факторами, являющимися базисом.


На основе базиса возникает надстройка, в целом определяемая характером производства. В состав надстройки включались политические, правовые, культурные, религиозные и прочие отношения. Признавалось, правда, незначительное обратное влияние надстройки на базис. На основе базиса возникает надстройка, в целом определяемая характером производства. В состав надстройки включались политические, правовые, культурные, религиозные и прочие отношения. Признавалось, правда, незначительное обратное влияние надстройки на базис. К. Маркс постулировал, что производительные силы развиваются быстрее соответствующих им производственных отношений, что в конечном итоге приводит к слому старых производственных отношений и соответствующей им надстройки на новые, соответствующие новому уровню производительных сил. К. Маркс постулировал, что производительные силы развиваются быстрее соответствующих им производственных отношений, что в конечном итоге приводит к слому старых производственных отношений и соответствующей им надстройки на новые, соответствующие новому уровню производительных сил. Тип общества, основывающийся на определённых производственных отношениях, называется Марксом формацией. Выделяется 5 следующих друг за другом формаций: 1. Первобытнообщинная, 2. Рабовладельческая, 3. Феодальная, 4. Капиталистическая, 5. Коммунистическая. Как правило, переход от старой формации к новой, считал К. Маркс и его последователи, сопровождается революцией. Тип общества, основывающийся на определённых производственных отношениях, называется Марксом формацией. Выделяется 5 следующих друг за другом формаций: 1. Первобытнообщинная, 2. Рабовладельческая, 3. Феодальная, 4. Капиталистическая, 5. Коммунистическая. Как правило, переход от старой формации к новой, считал К. Маркс и его последователи, сопровождается революцией.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Возникновение философии и ее место в духовной жизни. Философия как форма общественного сознания «Может быть, другие науки и нужнее, но лучше ее нет» Аристотель о философии Философия в переводе с древнегреческого (fileo - любить, sofia - мудрость) – «любовь к мудрости» Считается, что слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор, имея в виду людей, стремящихся к знанию и правильному образу жизни. В дальнейшем истолкование и закрепление в европейской культуре термина «философия» идет от Платона, который, в свою очередь ссылался на то, что термин «философия» ввел Сократ, для которого философия представляла исследование самого себя. Сократ жил во времена, когда активно действовали так называемые софисты - мудрецы, умные люди, которые обучали всех желающих различного рода наукам. Сократ же утверждал, что подлинным софистом, мудрецом, является один лишь Бог. Человек не может быть мудрецом, он может быть только лишь любителем мудрости, философом. Таким образом, Сократ противопоставлял себя софистам, и в этом противопоставлении и появились впервые термины «философия» и «философ». В этом смысле этот термин употребляется и у Платона, который утверждал, что философия - это учение о вечно сущем и неизменном, т.е. наука об идеях. Сократ

3 слайд

Описание слайда:

Аристотель еще более способствовал утверждению термина «философия». По Аристотелю, философия есть наука, исследующая все сущее как таковое, первое начало всего существующего. Начиная с Аристотеля термин «философия» прочно утвердился в древнегреческом языке. Рождение и становление философского знания, философии как науки, неотделимо от мировоззрения. Мировоззрение – потребность человека познать мир; совокупность (система) взглядов на мир в целом и отношение человека к этому миру. Основные формы мировоззрения: мифологическое; религиозное; художественное; натуралистическое; обыденное (повседневное); философское.

4 слайд

Описание слайда:

Особое место и роль философского мировоззрения состоит в том, что оно относится к н аучной сфере общественного сознания, имеет специфический категориальный аппарат, опирающий на данный разных наук и опыт развития человечества. Философская форма мировоззрения начинает вызревать в условия высокого уровня общественно-экономического и культурного уровня общества. Ее первые признаки проступают в 12-8 веках до н.э. (в Древней Индии. Китае, Египте). Ее зарождение как специфической формы духовной деятельности было связано с культурным переворотом в Древней Греции в 8-5 веках до н.э. Одной из важнейших предпосылок было развитие полисной демократии, открывшей возможность свободного мышления. Соотношение и различие философии и религии РЕЛИГИЯ ФИЛОСОФИЯ КОСМОЛОГИЯ. Отвечает на вопрос: как устроен мир? КОСМОГОНИЯ. Отвечает на вопрос: каково происхождение окружающего нас мира и как его свойства менялись во временит? АНТРОПОЛОГИЯ. Отвечает на вопрос: что есть человек и какое его место в окружающем мире? ГНОСЕОЛОГИЯ. Отвечает на вопрос: какими средствами познания сущего обладает человек по своей природе и как и в каком порядке следует употреблять их в деле познания? 1. ТЕОЛОГИЯ (богословие). Отвечает на вопрос: что есть творящая или организующая из хаоса мир божественная инстанция? 2. ТЕОГОНИЯ. Отвечает на вопрос: как эволюционировала во времени божественная инстанция, соотв5ественно изменяя мир? 3. ЭСХАТОЛОГИЯ. Отвечает на вопрос: к какому концу направляет развитие мира божественное начало? 4. СОТЕРИОЛОГИЯ. Отвечает на вопрос: как нужно вести себя человеку по отношении к миру.

5 слайд

Описание слайда:

Философия в течение долгого периода развивалась вместе с естественнонаучным знанием, а философы были одновременно и естествоиспытателями. Философией долгое время обозначали всю совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством – практические наблюдения и выводы, основы наук, раздумья людей о мире и себе, о смысле и цели человеческого существования. Так, Аристотель физику называл второй философией. Биология и психология (в нашем понимании) тоже были частью философии. Со временем от философии начинают отпочковываться другие науки. Сначала математика, в дальнейшем - геометрия и астрономия. После Гиппократа, Аристотеля и Галена - медицина. В эпоху Возрождения от философии отделяется физика, в потом появляется химия. В XIX веке отделяется психология. В XX веке появляется социология, культурология. политология и т.д. Понимание предмета философии связано с социально-историческими условиями. В античности смысл философии виделся в поиске истины (Пифагор), в познании вечных и абсолютных истин (Платон), в постижении всеобщего в самом мире (Аристотель). В эпоху разложения античного общества философия представала средством освобождения человека от страха перед будущим и страданиями, способствующая достижению счастья и душевного здоровья (Эпикур). Одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие в том, чтобы приспособить ее к соответственным интересам; одни устремляли свое взор к Богу, другие – на землю, одни утверждали, что философия самодостаточна, другие говорят, что ее задача – служить обществу. Аристотель Эпикур

6 слайд

Описание слайда:

В 19-20 веках возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений, предметом исследования которых являются многообразные стороны бытия, познания, человека и человеческого существования. Общее в различных философских концепциях Исследование наиболее общих вопросов бытия Философское учение о бытии - онтология (от греч ontos - сущее и logos – учение) Анализ наиболее общих вопросов познания Философское учение о познании - гносеология (от греч. gnosis - знание, познание и и logos – учение) Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества Социальная философия Исследование наиболее общих и существенных проблем человека Философская антропология Философия – учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира; это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру; это размышление над всеобщими проблемами в системе «мир – человек» (П.В. Алексеев)

7 слайд

Описание слайда:

Предмет философии – всеобщее в системе «мир-человек». Предмет философии может быть представлен в общих своих контурах как предмет мировоззрения, имеющий две подсистемы субстратного типа – Человек и Мир; и четыре подсистемы отношений между ними: генетические; познавательные; аксиологические; праксиологические. человек мир Философия выступает как: информация о мире в целом и отношении человека к этому миру; комплекс принципов познания. Функции философии: Мировоззренческие Методологические Мировоззренческие функции философии: гуманистическая (место, роль человека в мире, вопросы жизни и смерти, поиски смысла жизни, отчуждение человека и т.п.); социально-аксиологическая (разработка представлений о ценностях, формирование представлений о социальном идеале, интерпретация, критика социальной действительности); культурно-воспитательная; объяснительно-информационная (отражательно-обобщаю-щая). Методологические функции философии: эвристическая; координирующая; интегрирующая; логико-гносеологическая. генетические познавательные аксиологические праксиологические

8 слайд

Описание слайда:

Сущность философских проблем (вопросов). В философии проблемы концентрируются вокруг отношения человека к миру в целом. Эти проблемы можно разделить на: онтологические (онтология – учение о бытии, философия бытия)); антропологические (жизневоззренческие, экзистенциальные); аксиологичесие (ценностные); гносеологические (гносеология – теория познания); праксиологические (духовно-практические). Основные философские проблемы (вопросы): Как дух соотносится с материей? Существую ли в глубинах бытия сверхъестественные силы? Конечен или бесконечен мир? В каком направлении развивается Вселенная? Имеет ли Вселенная цель в своем вечном движении? Существуют ли законы природы и общества? Что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира? Какова природа человеческого разума? Как человек познает окружающий мир и самого себя? Что есть истина и заблуждение? Что такое добро и зло? В каком направлении и по каким законам движется история человечества и в чем ее сокровенный смысл? Все эти вопросы неразрывно связаны с существованием человека, с его потребностью осмысления мира и своего отношения к нему.

9 слайд

Описание слайда:

Средства познания в философии Философия как вид знания. В философском знании представлены все имеющиеся в человеческой культуре виды знания – они переплетены и дают интегральное целое, т.е. философское знание есть комплексный вид знания. Философское знание имеет сущностные признаки, свойственные: естественнонаучному знанию; идеологии; гуманитарному знанию; художественному знанию; трансцендирующему постижению объекта (религия, мистика); обыденному (повседневному) знанию людей. ОНТОЛОГИЯ (учение о бытии) МЕТОДОЛОГИЯ (учение о методе) ГНОСЕОЛОГИЯ (учение о познании) ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ ЭСТЕТИКА СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ ЭТИКА ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ ЛОГИКА

10 слайд

Описание слайда:

Средства познания в философии. Средства исследования в философии можно разделить на: научные – в отличие от средств обыденного познания, художественного освоения действительности и средств религии); умозрительные (в отличие от экспериментальных наук); всеобще-категориальные; критически-конструктивно-рефлексивные. Методом философского исследования является диалектика, которая немыслима без правил и законов формальной логики. В философском познании также используются: индукция и дедукция; формально-логические определения; метод эктраполяции; метод идеализации; метод мысленных экспериментов; метод герменевтической интерпретации (раскрытие внутреннего смысла текстов); интеллектуальная интуиция. Философия и другие науки. Философия - наука, которая занимается поиском и исследованием общих черт всего окружающего мира в целом и внутреннего мира человека. Если любая другая наука изучает какую-либо область или часть мира, то философия охватывает весь мир. Кратко и условно можно назвать философию наукой обо всем. Но не обо всем вообще, а о самых главных чертах и основных признаках мироздания и человека. Эта особенность философии существенно отличает ее от всех других наук и даже противопоставляет ее им. Сходство всех наук в том, что они изучают один и тот же окружающий нас мир. А их различие в том, что они изучают его по-разному, подходят к нему с разных сторон. Ботаника изучает растительный мир, зоология - животный, астрономия исследует небесные тела, география - материки и океаны и т.д. Каждая наука смотрит на какую-либо сторону мира, занимается только одной его областью, стремится увидеть, описать ее интересующую грань мироздания. Философия же пытается увидеть весь окружающий целиком. Любая наука, изучая что-либо одно, хочет получить только часть знания, философия же, изучая все, стремится добыть все знание. Философия как метанаука, ставит перед собой глобальные цели в постижении окружающего мира.

11 слайд

Описание слайда:

Философия в современном мире Как мы видели, зарождение науки было тесно связано с философской ориентацией на постижение начал и причин всего сущего. Однако сегодня наука радикально отличается от этой первоначальной античной установки. В современной жизни обнаруживается противоречие – наука, порвав с философской традицией, все больше вторгается нашу жизнь, а философия и гуманитарное знание в целом стали влиять на человеческое поведение в гораздо меньшем масштабе. Научно-техническое знание, оторванное от гуманитарных (гуманистических) оснований, превращается в орудие манипуляции природными и социальными процессами. Наука и научное творчество в современном мире оказалось оторванными от жизненных ценностей и потребностей, человек стал придатком машины, технологических процессов. Достижения науки и техники оборачиваются трагедией, человечество стоит на пороге экологической катастрофы. В этой связи задача философии и философов, и в целом гуманитарного знания, состоит в гуманитарной экспертизе и выработке стратегических ориентаций современного научно-технического прогресса. Без философского знания, без философского осмысления действительности невозможно построение свободного государства и гражданского общества, невозможно развитие духовных ценностей. Знание философии раскрепощает людей, помогает им разобраться в сложных жизненных противоречиях. Философия в наши дни выступает как форма ориентирования в нестандартных ситуациях.

отметить, и прямо противоположная философская установка, основывающаяся на учете угрозы развитию человечества на Земле из-за роста народонаселения и в то же время преследующая гуманные цели: сохранение жизни (даже воскрешение из мертвых) и переселение части населения Земли на другие планеты космоса (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский). Экономический детерминизм – одно из крупнейших направлений в социальной философии, утверждающее экономический фактор в качестве главного фактора развития общества. Он возник еще до К. Маркса, хотя некоторые специалисты склонны однозначно соотносить экономический детерминизм с марксизмом. Одним из крупных его представителей был английский экономист Р. Джонс (1790-1855). С его точки зрения, основой всякого общества является способ производства и распределения общественного богатства. Изменения этого способа производства, по его мнению, определяют так или иначе все другие изменения в обществе. Он писал, что изменения в экономической организации общества сопровождаются крупными политическими, социальными, моральными и интеллектуальными изменениями, затрагивающими те обильные или скудные средства, при помощи которых осуществляются задачи хозяйства. Эти изменения неизбежно оказывают решительное влияние на различные политические и социальные основы соответствующих народов, и влияния эти распространяются на интеллектуальный характер, обычаи, манеры, нравы и счастье народов. Экономический фактор является, по Р. Джонсу, ведущим, главным фактором развития общества. Экономический детерминизм К. Маркса опирался на признание производственных отношений как лежащих в основании смены всех форм общественного устройства. Вслед за изменением производительных сил, по К. Марксу, рано или поздно меняются производственные отношения, которые должны прийти в соответствие с характером производительных сил. Производственные отношения детерминируют всю надстройку, состоящую из системы взглядов и теорий (политических, правовых и др.) и аналогичных учреждений. Антагонистические противоречия в классическом капитализме пронизывают как способ производства, так и отношения между ним и надстройкой. Движущей силой, разрешающей (или преодолевающей) это противоречие, является классовая борьба рабочего класса с буржуазией и революция угнетенных против угнетателей. Классовую борьбу К. Маркс называл "локомотивом истории". Проблему соотношения таких движущих факторов истории, как народные массы и личность, К. Маркс решал, исходя из положения в системе производства эксплуатируемых и эксплуататоров: на первый план выдвигались "рабочие массы", которые считались главной движущей силой общества. В связи с этим утверждалось, что идеология тоже становится "материальной движущей силой" (правда, лишь постольку, поскольку "овладевает" массой). Цели, провозглашаемые К. Марксом, особенно в первый период его научной деятельности, были по существу своему гуманными. Но теоретический анализ проблемы отчуждения привел его к необходимости исследования частной собственности, а углубленное ее (политэкономическое) исследование - к выводу о том, что экспроприаторов надо экспроприировать. Политэкономия сомкнулась с политикой. Итак, у К. Маркса - ряд факторов или движущих сил общественного развития, но основным пунктом его теоретических построений оказывалось представление о производственных, экономическо-политических отношениях.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх