Основные философские школы древней индии и китая. Китайская философия. Основные этапы развития античной философии

Своими корнями философия Древнего Китая уходит в глубокое прошлое и насчитывает более двух с половиной тысячелетий. Долгое время пребывая в изоляции от всего мира, она смогла пройти свой собственный путь, и приобрести ряд уникальных черт.

Особенности древнекитайской философии

В период своего становления и развития философия Древнего Китая, как и культура в целом, не испытывала влияния никаких иных духовных традиций. Это абсолютно самостоятельная философия, которая имеет принципиальные отличия от западной.

Центральной темой древнекитайской философии является идея гармонии с природой и общей взаимосвязи человека с космосом. По мнению китайских философов, в основе всего сущего лежит триединство Вселенной, включающее в себя небо, землю и человека. При этом вся энергия пронизана энергией «Ци», которая делится на два начала - женское инь и мужское ян.

Предпосылкой для развития древнекитайской философии стало господствующее религиозно-мифологическое мировоззрение. В древности китайцы были уверены, что все в мире происходит по воле Неба, главным управителем которого являлся Шан-ди - Верховный император. У него в подчинении находились многочисленные духи и боги, похожие на птиц, животных или рыб.

Рис. 1. Китайская мифология.

К характерным особенностям философии Древнего Китая следует отнести:

  • Культ предков. Китайцы верили, что умершие оказывают большое влияние на судьбы живущих людей. При этом их воздействие имело положительный характер, поскольку в задачи духов входила искренняя забота о здравствующих.
  • Тесное взаимодействие мужского и женского начала. Согласно древним верованиям, в момент сотворения всего живого Вселенная находилась в состоянии хаоса. Лишь после рождения двух духов инь и ян произошло упорядочивание Вселенной и разделение ее на два единства - небо и землю. Мужское начало ян взяло под покровительство небо, а женское начало инь - землю.

Рис. 2. Инь и Ян.

Философские школы Древнего Китая

Древнекитайская философия базировалась на нескольких учениях, которые имели много общего, и отличались лишь в деталях мировоззрения. Наиболее важными и значимыми в культуре Древнего Китая стали два направления - конфуцианство и даосизм.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • Конфуцианство . Одно из важнейших направлений философии Древнего Китая, которое не утратило своей актуальности и по сей день. Основателем этой школы стал великий китайский мыслитель Конфуций, который видел смысл жизни в проявлении гуманизма, благородства, а также в неукоснительном соблюдении ритуалов и правил поведения. В центре его учения находился человек, его поведение, нравственное и умственное развитие. Конфуцианство затрагивало и управление государством. Древний мыслитель крайне негативно относился к насаждению строгих законов, полагая, что они все равно будут нарушаться. Разумное правление может осуществляться только на основе личного примера.

Детство Конфуция было очень тяжелым. После потери кормильца семья жила в страшной нищете, и мальчику приходилось много работать, чтобы помочь матери. Однако благодаря хорошему образованию, настойчивости и трудолюбию, ему удалось сделать успешную карьеру на государственной службе, а после перейти к преподавательской деятельности.

  • Даосизм . Популярное древнекитайское учение, основателем которого стал философ Лао-Цзы. Дао - это путь, всеобщее начало и всеобщий конец. Согласно учению Лао-Цзы, вселенная является источником гармонии, и благодаря этому каждое живое существо прекрасно только в своем естественном состоянии. Основная идея даосизма - это не-деяние. Человек только тогда обретет свободу и счастье, когда будет жить в гармонии с природой, вдали от мирской суеты, отказавшись от материальных ценностей и живя в простоте.

Рис. 3. Лао-Цзы.

  • Легизм . Основателем учения считается китайский мыслитель Сюнь-Цзы. Согласно его учениям, управление человеком, обществом и государством возможно только на основе тотального порядка и контроля. Лишь таким образом можно подавить в человеке его темное начало и определить правильное существование в социуме.
  • Моизм . Школа получила свое название в честь учителя Мо-Цзи. В основе моизма лежит идея любви, долга, взаимной пользы и равенства всех людей. Каждый человек должен стремиться не только к собственному благу: он должен всячески помогать достигнуть его своим ближним.

Что мы узнали?

При изучении темы «Философия Древнего Китая» мы узнали кратко самое главное о философия Древнего Китая. Выяснили, когда началось зарождение древнекитайских учений, какие предпосылки были для их развития, каковы их основные черты.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 366.

Здравствуйте, дорогие читатели! Добро пожаловать на блог!

Философия Древнего Китая – самое главное кратко. Конфуцианство кратко и Даосизм. Это очередная тема из цикла статей по философии. В предыдущей публикации мы вместе рассмотрели . Теперь обратимся к древнекитайской философии.

Философия Древнего Китая

Философия в Китае стала развиваться в пятом веке до нашей эры, когда общество стало расслаиваться по экономическим признакам и возник класс богатых жителей городов и крайне бедный класс жителей деревень. А также класс чиновников, владеющих не только деньгами, но и землей.

Философия Древнего Китая основана на принципе триединства Вселенной в лице Земли, Неба и Человека. Вселенная представляет собой энергию («Цы»), разделяющуюся на женское начало и мужское – инь и янь.

Философии Древнего Китая имеет мифологически-религиозное происхождение так же, как и философия Древней Индии. Ее главными действующими лицами были духи и боги. Мир понимался, как взаимодействие 2-х начал – мужского и женского.

Считалось, что в момент сотворения Вселенная представляла собой хаос и разделения на Землю и Небо не было. Упорядочили же хаос и разделили на Землю и Небо два рожденных духа – инь (покровитель Земли) и янь (покровитель Неба).

4 понятия философского мышления Китая

  • Холизм – выражается в гармонии человека с миром.
  • Интуитивность – земная сущность может быть познана только благодаря интуитивному прозрению.
  • Символизм – применение образов в качестве инструментов для мышления.
  • Тиянь – всю полноту макрокосма можно постичь только эмоциональным переживанием, нравственным осознанием, волевыми импульсами.

Конфуцианство

Конфуцианство – основные идеи кратко. Данная философская школа создана Конфуцием, который жил в VI-V веке до н.э. В этот период Китай раздирала смута и борьба за власть между высшими чиновниками и императором. Страна была погружена в хаос и междоусобицу.

В этом философском направлении отразилась идея о том, чтобы изменить хаос и обеспечить в обществе порядок и процветание. Конфуций считал, что основным занятием человека в жизни должно быть стремление к гармонии и соблюдение моральных правил.

Основной частью философии конфуцианства считается человеческая жизнь. Необходимо воспитать человека и только потом уже делать все остальное. Необходимо очень много времени уделять душе людей и в результате такого воспитания все общество и политическая жизнь будут находиться в гармоничном взаимодействии друг с другом и не будет ни хаоса, ни войн.

Даосизм

Даосизм считается одним из самых важных философских течений в Китае. Его основатель Лао-Цзы. Согласно философии даосизма, дао – это закон природы, который управляет всем и всеми, от одного человека до всего сущего. Человеку, если он хочет быть счастливым, нужно обязательно следовать этому пути и соответствовать гармонии со всей Вселенной. Если каждый будет соблюдать принцип дао, это приведет к свободе и процветанию.

Основная идея даосизма (основная категория) – это не-деяние. Если человек соблюдает дао, тогда он может полностью следовать не-деянию. Лао отрицал усилие одного человека и социума по отношению к природе, так как это приводит только к хаосу и нарастанию напряжения в мире.

Если кто-то хочет управлять миром, тогда он неизбежно проиграет и обречет себя на поражение и забвение. Именно поэтому не-деяние должно служить самым главным принципом жизни, так, как только он способен дать свободу и счастье человеку.

Легализм

Его основателем считается Сюнь-Цзы. Согласно его идеям, этика нужна для того, чтобы держать под контролем все плохое, что есть в человеческой сущности. Его последователь Хань-Фэй пошел дальше и утверждал, что основой всего должна быть тоталитарная политическая философия, которая базируется на главном принципе – человек злое существо и стремится получить выгоду везде и избежать наказания перед законом. В легизме самым важным была идея порядка, которая и должна определять общественный строй. Выше ее нет ничего.

Моизм

Ее основатель Мози (470-390 гг. до нашей эры). Он считал, то самой основной должна быть идея любви и равенства всех живущих. Согласно его убеждениям, люди нуждаются в том, чтобы им указали о том, какие именно традиции самые лучшие. Нужно стремиться к благу для каждого, и власть является инструментом для этого, и должна поощрять поведение, которое приносит пользу как можно большему количеству людей.

Философия Древнего Китая – самое главное кратко. ВИДЕО

Идеи Конфуцианства кратко. ВИДЕО

Даосизм. Основные идеи и принципы за 1 минуту. ВИДЕО.

Резюме

Думаю, статья «Философия Древнего Китая – самое главное. Конфуцианство и Даосизм кратко» стала для Вас полезной. Вы узнали:

  • о главных школах древнекитайской философии;
  • о 4-х главных понятиях философии Древнего Китая;
  • о главных идеях и принципах Конфуцианства и Даосизма.

Желаю всем всегда позитивного настроя для всех Ваших проектов и планов!

Индийская философия

Индийская философия - совокупность воззрений всех индийских мыслителей, как теистического (греч. Теос- Бог), так и атеистического склада мышления.

Специфику индийской философии придают особенности индийского общественного устройства и мировоззрения в целом. Это:

1. деление на варны (и касты). Так, социальная система Индии предполагает деление населения на 4 основные варны (жрецы-брахманы, владельцы-правители - кшатрии, преданные и зависимые - вайшьи, питающие всех – шудры) , и множество каст (мясники и т.п. – по роду занятий). При этом переход из одной Варны (касты)в другую невозможен.

2. всепроникающая религиозность с обилием богов (более 3000 богов на все случаи жизни);

3. убежденность в том, что весь космос является живым. Учение о тождестве Брахмана (универсальной, объективной, безличной мировой души, начала всего мира) и Атмана (индивидуальной, субъективной души).

4. признание существования закона кармы - неумолимого закона причины и следствия. Карма обусловливает сансару- круговорот жизни и перевоплощений, в ходе которого будущее человека определяется делами и поступками прошлой жизни. Облегчить сансарические страдания может мокша - освобождение от мира страстей, нравственное совершенствование.

Перед началом возникновения древнеиндийской философии (приблизительно к16 –му веку до н.э.) уже сложились Веды (снскрт. веды – знание)– самые древние сборники книг в истории человечества. Веды иначе называются «шрути» и считаются богооткровенными, не имеющими автора. Они представляют собой вечное трансцендентное (от лат. транс- «через», потустороннее, сверхьестественное) знание, запись «космических звуков истины». Согласно традиции, это знание передавалось в устной форме святыми мудрецами со времён появления вселенной.

Веды представляют собой очень разнообразное древнее знание, начиная от картины мироздания и гимнов богам и заканчивая практическими наставлениями для жизни вплоть до заговóров на разные случаи жизни: Веды подразделяются на 4 группы:

1. Ригведа - «Веда гимнов»

2. Яджурведа - «Веда жертвенных формул»

3. Самаведа - «Веда песнопений»

4. Атхарваведа - «Веда заклинаний»

Позже, к 9 в. до н.э.возникают Упанишады - популярное сжатое изложение, осмысление Вед, содержащее плоды только человеческой мысли, а не сверхъестественного откровения. Упанишады (буквально: "сидеть около") – это мудрые наставления учителя ученикам, «сидящим около его ног».

Классический период развития индийской философии связан с существованием философских школ (даршан). Впоследствии они подразделяются на ортодоксальные (основанные на учении Вед) и неортодоксальные (не признающие авторитет Вед).



К ортодоксальным даршанам относятся: Веданта, Санкхья, Йога, Вайшешика, Ньяя, Миманса, Чарвака-локаята.

Начиная с середины 1 тыс до н.э. возникают неортодоксальные (не признающие авторитет Вед) учения: джайнизм, буддизм.

Джайнизм -от "джина" - победитель кармы. Джайны - противники варн и следуют ахимсе -свято берегут все живое (вплоть до того, что завязывают рот белой повязкой, чтобы невзначай не проглотить какое-либо насекомое, не едят «вчерашнюю» еду, потому что в ней уже завелись и размножились микроорганизмы и т.п.).

Буддизм : основатель - Сиддхартха Гаутама (6 век до н.э.).

Основные идеи: признание "четырех благородных истин": 1) сущность жизни есть страдание; 2) причина страдания - желания и привязанности; 3) избавление от страданий лежит через отказ от привязанностей и желаний; 4) освобождение возможно через "восьмеричный путь", ведущий к просветлению и через него - к Нирване. Восьмеричный путь включает управление своим телом, дыханием, правильные помыслы, деяния и т.д., вплоть до постоянного управлением своим сознанием. Цель буддиста = Нирвана (с снскрт.означает «угасание, затухание»), т.е. угасание любого рода желаний, чувств, привязанностей. В результате угасания воли разрывается власть кармы, и мудрец обретает абсолютную свободу (свободу "от", от мира, страданий, привязанностей). Принято считать, что свобода в буддизме отличается от западноевропейской свободы как активности, полагания (свободы "для"). Но это поверхностное мнение. Будда- освобожденный, просветленный живет Общим благом, у него нет личных (в смысле его ограниченной, земной личности) желаний, связанных с самоутверждением за счет других. Он тождествен своей чистой, божественной сути и способствует установлению божественных вибраций в мироздании.



Буддизм имеет два направления: Хинаяна и Махаяна. Хинаяна для монахов, отшельников, которые навсегда уходят из мира и посвящают себя достижению Нирваны. Махаяна предназначена для большинства людей, и в ней особое значение имеет буддистская этика - благоговение перед всем живым, стремление во что бы то ни стало не вредить ничему живому. Вывод: буддизм, будучи мировой религией, все же отличается от других религий тем, что в нем нет Бога как высшего творца, создателя мира. Божественным в буддизме считается достижение Нирваны как освобождения человека от его страдающего "Я".

Китайская философия

Китай традиционно характеризуется деспотически-монархическим государственным правлением. Основой социального строя здесь является семья во главе с отцом, система государственного устройства здесь традиционно представляла собой аналогию семейно-кланового подчинения. Во главе государства - всевластный ван, "отец" своих подчиненных, послушание ему не вызывает сомнений. Говоря о внешней, социальной стороне жизни китайца, нельзя не отметить ее устойчивый консерватизм, преклонение перед традициями, обязательность ритуалов.

Особенности религиозной системы Китая создавали определенную пустоту в сфере веры, требующей как известно, жертвенной самоотдачи в преодолении «посюстороннего» и выходе к высшему, совершенному потустороннему.Китайцы воспринимают мир как круговорот элементов, не предполагая в нем трансцендентного начала. Дао («Путь»)- круговорот вещей, воля неба, все. Сам поток жизни. После смерти тела душа распадается на элементы, которые становятся частью окружающего пространствая). Эта пустота заполнялась культом легендарных героев и мудрецов древности, культом хорошо вознаграждаемой добродетели. Поэтому приветствовался труд чиновников-историографов, в чьи функции входило записывать и воспевать деяния мудрых и добродетельных. Результатом их деятельности было создание основы для первых в Китае канонических книг - "Книги истории" /Шу-цзин/ и "Книги песен" /Ши-цзин/. Эти книги заложили фундамент древнекитайской мысли, определили характер менталитета китайцев, и вместе с более поздними "Книгой перемен" /И-цзын/, "Книгой обрядов" /Ли-цзин/ и летописью "Чунь-цю" составили древнекитайское "Пятикнижие" - основу мировоззрения образованного китайца.

Конфуцианство (VI в. до н.э.). Основатель Кун- цзы- учитель Кун (Конфуций). Основная книга: "Лунь Юй" (Беседы и суждения). Более чем две тысячи лет конфуцианство являлось идеологической основой китайской империи. И сейчас выделяют особый строй экономики Китая- конфуцианский.

В центре внимания конфуцианской доктрины стоял человек, коллектив, общество. Культ практической пользы, конкретного счастья, достигаемых прежде всего посредством внутренних добродетелей и самоусовершенствования, нахождение компромисса между крайним деспотизмом и демократией, стремление научить людей жить вместе, восстановить диалог общества и государства. Идеальный правитель должен воспитывать своих подданных, а не угнетать и подавлять.

Исторический идеал Конфуций находит в прошлом. Мораль современного общества неудовлетворительна: она не совершенствуется, недобрые поступки не исправляются. По словам Конфуция, "людей, понимающих мораль, мало". Идеализируя древность, Конфуций создает новое учение о нравственности.

Этика Конфуция основана на таких категориях,

1.как "взаимность" /шу/. "Взаимность" или забота о людях - главная заповедь конфуцианства, выраженная учителем крылатой в настоящее время фразой: "Не делай другим того, чего не желаешь себе", дополняется существен­ным замечанием: "И тогда в государстве и в семье к тебе не будут чувствовать вражды";

2, "золотая середина" /чжун юн/, "Золотая середина" - это линия поведения между несдержанностью и осторожностью, находить ее нелегко, но необходимо, ибо большинство людей или слишком осторожны или слишком несдержанны;

3."человеколюбие" /жэнь/. Быть человеколюбивым, по Конфуцию, это значит "любить людей". Это важно для утверждения конфуцианских принципов морали: "только обладающий человеколюбием … не совершит зла" . Человеколюбивый человек характеризуется многими качествами: почти­тельностью, обходительностью, правдивостью, сметливостью, добротой, преданностью, осторожностью в разговоре, сдержанностью. Его поведение направлено на то, чтобы помогать другим людям в их нравственном и деловом совершенствовании;

4."сыновняя почтительность" /сяо/;

5.принцип изменения (исправления) имен: требование соответствия названия обозначаемому, действительного поведения и социального положения человека его этико-ритуальному статусу (государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном, простолюдин - простолюдином, подданный - подданным). Только так можно было привести все в порядок и избежать хаоса, сохранив традиции как главную ценность Древнего Китая.

Следование этим принципам составляет в целом тот самый правильный путь /дао/, их в полной мере соблюдает «благородный муж»

Характеристика "благородного мужа" (цзюнь-цзы) строится на противопоставлении его простолюдину - "человеку низкому" (сэо-жэнь). Для первого главное - следование долгу и закону, второй думает только о своей личной выгоде. Первый требователен прежде всего к себе, второй - к другим людям. О "благородном муже" нельзя судить по мелочам, ему доверяют большие и важные дела. "Низкий человек" проявляет себя в мелочах, большие дела ему доверить нельзя. Первый живет в согласии с другими людьми, но не следует за ними, второй, следуя за людьми, не живет с ними в согласии. "Благородный муж" помогает людям совершать краси­вые дела и не помогает им совершать некрасивые дела. "Низкий человек" поступает противоположным образом" . "Низкому человеку" трудно услужить, но ему легко доставить радость. Благородный радуется только должному, и проявляет осторожность к тому, чего не знает. Учась, он ограничивает себя правилами этикета и совершает поступки, основываясь на ритуале. Ему отвратительны те, кто обладая смелостью, не соблюдает ритуала. Итак, "благородный муж" в доброте не расточителен; принуждая к труду, не вызывает гнева; в желаниях не алчен; в величии не горд; вызывая почтение, не жесток" .Наконец, в отличие от простолюдина, "благородный муж" не подобен вещи, его жизнь не сводится только к одной функции, он гармоничен и многосторонен.

Философия даосизма

Основные проблемы даосизма собраны в труде "Дао дэ-цзин" ("Книга о дао и дэ"), автором которого считается Лао Цзы (Ли Эр- старый учитель).

Понятие «Дао» в истории китайской мысли является наиболее универсальным и всеобъемлющим, выступая идейным стержнем не только всей натурфилософии и онтологии, но и во многом также социологии, эстетики и этики, не говоря уже о дисциплинах естественнонаучного направления - медицине, астрологии, алхимии и др. Это понятие может быть названо квинтэссенцией философии традиционного Китая.

Дао воспринималось в Китае в качестве основной нормы бытия, как изначальная верховная всеобщность, как великий закон природы и первопричина всего сущего, как высшая абсолютная реальность (Единое), из гигантского пути-потока которого рождается феноменальный мир, чтобы в конце концов уйти туда же и затем появиться вновь, но уже обновленным, на протяжении тысячелетий.

В отличие от конфуцианцев, стремившихся познать Дао для того, чтобы достигнуть золотого века мудрости и справедливости на земле, даосы, отнюдь не отвергавшие, необходимости улучшения земного бытия, видели основной смысл познания Дао в сближении и конечном слиянии с ним.

Проповедники и последователи даосизма избегали социально-политического активности и претворяли в жизнь идею уединения и самокультивации. Подобно древнеиндийским брахманам, они избирали практику отшельничества и аскезы, с тем, чтобы за счет изнурительного психофизического тренинга добиться просветления, познать истину и приблизиться к абсолютной реальности Дао. Такая установка определяется онтологическими принципами даосизма. Если весь порядок космоса оказывается порожденным Дао и определенным им во всех своих проявлениях, то отступления от природного порядка наносят вред не только самой природе, но и отступникам от ее истинной сути - Дао. Человеческое своеволие, нарушающее законы Дао, приводит людей к гибели. "Кто не соблюдает Дао, погибнет раньше времени" - это изречение из "Дао дэ-цзина" не раз встречается в более поздних даосских источниках.

Ставя вопрос таким образом, даосизм во многом близок к буддизму, но в отличие от нирваны, Дао - не удаленная от мира запредельная сущность. Оно пронизывает все мироздание своими незримыми токами, оно проявляется как некая незримая энергия. Дао - творческая энергия. Возвышаясь над Вселенной, Дао созидает ее. Оно регулирует извечную игру двух полярных начал Космоса: Инь и Ян.

Задача мудреца - обрести Дао, т.е. раствориться, слиться с природой, отказаться от собственной личности, от своего социального «Я». Основной способ обретения свободы - недеяние (у-вэй), "успех без усилий" - спонтанное слияние с естественным ходом вещей, при котором отпадает надобность в специальной активности, усилии воли.

С течением времени даосизм превратился в форму организованной религии благодаря сильному влиянию буддизма, обилию переводимых канонических пали-индийских текстов, непрерывно растущему пантеону божеств и значительному числу философско-религиозных школ, часто политически активных. Вместе с буддизмом, даосизм и сегодня является одной из двух основных религий Китая, хотя практикующими даосами за религию не признается. Популярность философских и культовых средств даосизма продолжают служить практическим руководством к достижению гармоничного существования, крепкого здоровья.

К 12-му веку даосизм, конфунцианство и буддизм - "Три Учения" или "Три Жемчужины" - рассматривались как взаимно дополняющие, хотя порой и соперничали за влияние при дворе. Действительно, начиная с 12-го века, доктрины этих учений начинают пересекаться в области архитектуры и искусства, отражая ментальность (лат «менс»- «разум») широкого периода времени и различных регионов. Профессиональные художники, а также ведущие даосские мастера, адепты, ученики, и даже императоры, упражнялись в каллиграфии, рисовали, шили, лепили, создавали удивительно эклектичный образ художественных работ, начиная от обращения к возвышенным сферам бытия и заканчивая визуализацией в скульптуре представителей пантеона божеств.

Итак, китайская философия стремится объяснить не мир вообще, а мир человека. Человека не только как части великого Космоса (от греч. «порядок»), подобного ему, но и как части общества и государства. И не только понять и объяснить, но и преобразовать, найти оптимальный вариант социального порядка и совершенной системы управления. Такая постановка философской проблематики выводит китайскую мысль за пределы только Китая, делая ее всеобщим достоянием.

3. Философия западного типа

Греческая античная (от лат. «древний») философия формировалась в 7 - 6 вв. до нашей эры. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от древних восточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.

Существуют мифогенная, гносеогенная и историческая концепции возникновения греческой философии. Согласно первой, возникновение философии связано с развитием мифологического сознания, согласно второй, философия происходит из зачатков научного знания, согласно третьей, именно рабовладельческий строй поспособствовал возникновению философского мышления в среде свободных людей, не обремененных физическим трудом. Однако, ни одна из этих концепций не объясняет, почему философия возникает именно в Греции в 6 в. до н. э. В связи с этим философию называют «греческим чудом».

У истоков греческой философии стоит стремление рационально ответить на вопросы:

что является основным принципом мира (или космоса) и

какие принципы или силы определяют его развитие.

В развитии античной философии можно приблизительно выделить четыре основных этапа: -

1. Досократовский или натурфилософский, связанный с формированием характерного греческого философского мышления начиная с 6 в.до н.э. до перелома в 5 - 4 вв. до н. э. Философы, жившие и работавшие в это время, - именуются досократиками. По существу они являлись стихийными материалистами.

2. Классический -(приблизительно с пол. 5 в. и существенная часть 4 в. до н. э.) характеризуется влиянием и деятельностью Сократа, Платона, Аристотеля, он связан с возникновением значительных философских систем, заложивших фундамент всей европейской культуры.

3. Эллинистический (конец 4 - 2 вв. до н. э.). В это время на арену выступает целый ряд всевозможных философских направлений и школ, рассматривающих вопросы человеческой судьбы в условиях социальной нестабильности.

4. Римский – (1 в. до нашей эры - 5 - 6 вв. н. э.) – В это время появляются учения, не являющиеся оригинальными, осмысливающие уже существовавшие ранее идеи в условиях новых социально- политических реалий.

4. Особенности средневековой философии и этапы ее развития.

Под средневековой философией будем понимать европейскую философию 2-14 вв. н.э.(иногда ее датируют также 5- 15 вв.). Ее становление и развитие связано с христианством, которое, распространившись в Римской империи в первые века новой эры, несло с собой новую систему ценностей. Установление христианства связано с отрицанием античной культуры, которую оно называет «языческой».

Основными принципами средневекового мышления являются:

1).Ревеляционизм - представление о богооткровенности знания. Знание приходит не из человеческого размышления, а дано Богом и впоследствии выступает как рефлексия по поводу откровения. Библия выступает как абсолютная истина.

2) Теоцентризм – теологическая концепция, полагающая Бога источником, центром и целью всего существующего.

3) Креационизм – идея о том, что Бог сотворил мир из ничего, и его всемогущество сохраняет, поддерживает бытие каждый миг.

4) Эсхатологичность (от греч. -последний, конечный, учение) - система религиозных взглядов и представлений о конце

света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной и её переходе в качественно новое состояние.

5) Провиденциализм -вера в божественную предопределенность всего существующего.

6) Историчность – представление об истории как линейном и прогрессивном движении. Например, как в учении Августина Блаженного о человеческой истории, как восхождении от несовершенного «града земного» (государства, державы дьявола) к совершенному «граду Божьему» (царствию небесному, сообществу праведников). Оба «града» существуют одновременно, но принадлежность к одному из них зависит от внутреннего выбора каждого.

Этапы развития европейской средневековой философии:

1) Патристика (от греч. πατηρ, лат. pater -"отец") (2-8 вв.) – совокупность богословских, философских, социально-политических доктрин, представленных Отцами Церкви (духовными основателями христианской Церкви, ортодоксальными учителями

христианской веры).

Представители: Августин Аврелий (Блаженный), Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Тертуллиан, Ориген).

В период патристики шло оформление христианского вероучения, происходила канонизация (от греч. κανονίζω - регулировать, определять, узаконивать) текстов Библии: в Новый Завет вошло только 4 текста Евангелия, послания апостолов, откровение Иоанна Богослова и др. тексты. Большое количество произведений первоначальной христианской литературы были признаны апокрифическими (не вошедшими в библейский

Шла разработка христианской догматики (от др.-греч. δόγμα, δόγματος -мнение, решение, постановление), т.е. утверждённое высшими религиозными инстанциями положение вероучения, объявляемое непреложной истиной, не подлежащей критике (сомнению): был принят Символ веры (система основополагающих догматов вероучения), на Никейском Вселенском Церковном Соборе в 325 г. и дополнен в 381 г. на

Никео-Константинопольском Вселенском Соборе).

2) Схоластика (9-15 вв.) (от латинского слова schole)– средневековая «школьная философия», представители которой – схоласты– стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. В схоластике философию понимают не как свободное исследование, научный поиск, а как обучение и преподавание (как культура школы).

Представители: Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, Альберт Великий, Пьер Абеляр, Иоанн Росцеллин, Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам, Мейстер Экхарт.

Итак, с одной стороны, период средневековья можно считать временем застоя и упадка философской мысли (философия всего лишь «служанка богословия»), но, с другой стороны, Западноевропейское средневековье утвердило новое представление о человеке как личности, обладающей свободой внутреннего выбора (в «град Божий» или «град земной» ведут пути глубин человеческого сердца, а не внешние обстоятельства, довлеющие над человеком). Средневековая философия также внесла позитивный вклад в развитие гносеологии, формальной логики. В этот период накапливались творческие силы человека, в полной мере проявившиеся в эпоху Возрождения.

5. Эпоха Возрождения

Особенности философского мышления эпохи Возрождения.

Возрождение (Ренессанс) – эпоха в истории европейской культуры 13-16 вв., ознаменовавшая собой начало наступления Нового времени как эпохи светской культуры.

Это эпоха перехода - «мост» к системе общественных отношений и культуре Нового времени. Именно в эту эпоху закладываются основы буржуазных общественных отношений, получают развитие науки.

Первоначально Возрождение –это,литературное, художественное и философское движение, зародившееся в Италии и затем распространившееся по всей Европе.

Возрождение связано с возобновлением достижений античной культуры. Отсюда и название эпохи. Однако, это не прямое восстановление идеалов античности, а возврат к ценностям культуры античности через призму христианского мироощущения.

Принципы философского мышления эпохи Возрождения таковы:

1.Антропоцентризм – принцип, согласно которому человек есть центральное звено мироздания, главный предмет философии.

2.Секуляризация – освобождение от церковного влияния в общественной и умственной деятельности и художественном творчестве, антиклерикализм - движение против привилегий церкви и духовенства.

3.Пантеизм – принцип, отождествляющий Бога с природой и рассматривающий природу как воплощение божества.

4. Гуманизм – ценностный принцип и культурное движение эпохи Возрождения, характеризуемое антропоцентризмом, титанизмом (верой в безграничные возможности человека-титана), возвышением человеческой личности, признанием права человека на свободу, счастье, развитие своих способностей. Гуманист Пико делла Мирандола в своей «Речи о достоинстве человека», а также Лоренцо Валла полагают, что человек – творец себя, он может возвыситься до ангелов и пасть до животного, т.е. человек изменяет себя, в то время как животное или ангел этого делать не могут. Гуманизм стал культурным и общественным движением, аккумулировав вокруг себя самых талантливых ученых, мыслителей, переводчиков.

5) Индивидуализм- творения мысли, произведения искусства отныне являются авторскими, а не анонимными, важной становится личность творца.

Представители: Пико делла Мирандола, Франческо Петрарка, Данте Алигьери,

Никколо Макиавелли, Николай Кузанский, Лоренцо Валла, Мишель Монтень,

Томмазо Кампанелла, Томас Мор, Эразм Роттертамский, Николай Коперник,

Джордано Бруно, Леонардо да Винчи и др.

Итак, отметим: философская мысль эпохи Возрождения находилась в постоянном развитии, внесла огромный вклад в становление научной мысли благодаря новому пониманию места и роли человека в объективном мире. Человек стал пониматься не как исключительно существо природы, но как творец самого себя, этим обстоятельством отличающийся от всех прочих живых существ. Человек становится на место Бога: он сам собственный творец, владыка природы. Однако завершение эпохи Ренессанса принесло собой крайнее разочарование, скепсис (что отражено в творчестве Шекспира, Сервантеса и Монтеня.)

6. Философия Нового времени и Просвещения

17 век в Западной Европе связан с интенсивным развитием буржуазных отношений в обществе. Потребности капиталистического производства коренным образом изменили отношение людей к науке, к значению и целям познавательной деятельности.

Так, в предыдущую эпоху средневековья главные усилия познающего разума направлялись на обоснование существования Бога и доказательство его величия. А уже в Новое время познающий разум и возникающая наука стали восприниматься как полезные инструменты в деле преобразования мира. Лицо эпохи постепенно начинает определять наука, ее авторитет вытесняет на периферию культурного пространства религию. 17- век – начало формирования научного разума, каким он предстает в наши дни. Всю первую половину 17 века церковь преследовала ученых (Дж. Бруно, Ванини и Фонтанье, была запрещена гелиоцентрическая система мира), за отступление от правоверного следования Аристотелю (согласно уставу Оксфордского университета) на учителей и бакалавров налагался штраф и т.п., поэтому эту эпоху невозможно считать временем торжества и полной победы разума, однако это был период нейтрализации и ограничения догматической веры и утверждения возможностей разума.

Основные черты Нового времени таковы:

1. Приоритет гносеологии и методологии, вопросов познания над вопросами о бытии, онтологией.

2. Рационализм – утверждение могущества разума: «Знание – сила» (лозунг Фр. Бэкона, являющийся символом научного познания и сегодня).

3. Ориентация не на религию (как в средние века) или искусство (как в эпоху Возрождения), а на науку, которая должна:

· служить увеличению власти человека над природой;

· быть средством познания причинных связей природных явлений;

· вторгаться в естественный ход развития природы с помощью эксперимента.

Ф.Бэкон:«Целью нашего общества является познание причин и скрытых сил всех вещей и расширение власти человека над природой, покуда все станет для него возможным».

4. Механицизм – редукционистский принцип познания, сводящий все явления окружающего мира к различным формам механического движения, сведение сложного к простым элементам, целого – к сумме частей.

Социальная философия Нового времени

С. ф. Нового времени представляет собой попытку внерелигиозного объяснения существования государства, механизмов функционирования общества. Здесь особенно заметно творчество таких мыслителей, как Т.Гоббс и Дж. Локк.

Так, Т. Гоббс (англ. философ) создает следующую концепцию, получившую название «теории общественного договора»:

1) естественное состояние людей -«война всех против всех» , так как им свойственен эгоизм;

2) в обществе, где нет государственной организации, царят произвол одних и бесправие других;

3) государство возникает в результате общественного договора между людьми путем передачи власти единственному человеку или группе лиц. Государство ограничивает естественное состояние людей (вражду) гражданским правом.

Дж. Локк – англ. философ, создатель концепции разделения власти на три ветви (исполнительную, судебную, законодательную, которые сдерживают друг друга, не дают возможность подавить интересы общества). Создатель теории прав человека: человек от рождения обладает тремя основными правами: на жизнь, на свободу, на собственность. Эта формула Д. Локка вошла во многие раннебуржуазные конституции (например, первую конституцию Северной Каролины).

Локковская концепция права ставит на первое место уважение и соблюдение гражданской самостоятельности человека, уважение к конституции как мощному оружию социального прогресса. И, таким образом, стиль философского мышления Нового времени привел к выработке прогрессивного юридического мировоззрения.

Философские идеалы эпохи Просвещения.

Философы французского Просвещения (18 век): Б.Паскаль, Ф.Вольтер, Ш.Монтескье, Ж.Ж.Руссо, Ж. Ламетри, П.Гольбах, К.Гельвеций, Д.Дидро. Главные принципы их философии:

1) Материализм: все материально, даже мышление и душа, движение - неотделимый признак материи, имеющий источник в ней самой. Крупнейшим произведением французского материализма явилась книга Гольбаха "Система природы". Основные идеи французских материалистов:

· Природа - вся вселенная, она вечна. Субстанцией является материя. Материя находится в движении. Движение происходит в пространстве и времени.

· В природе господствует причинность. Случайностей нет. В природе множество законов. Многие из них познаны, особенно четко, считали они, сформулированы законы небесной механики. Законы механики пронизывают все сферы природы, в том числе и действуют при функционировании человека. Вселенная есть постоянный механический стационарный агрегат. И человек есть некоторая машина, действующая по законам механики.

2) «Просветительский» рационализм и оптимизм: идеи особой роли знаний в социальном развитии, представление о мире как едином целом, связанным разумными законами, прежде всего законами механики, которые нужно познавать, взгляд на негативные моменты в истории как на ошибки непросвещенного разума, которые можно ликвидировать путем привнесения знаний в человеческое общество, и прежде всего в умы правителей.

3) Светский характер культуры, выражающийся в особом философском отношении к религии: деизм – воззрение, согласно которому бог сотворил мир, не принимая участия в его дальнейшем развитии или атеизм – критика религиозного мировоззрения вообще, священников и Церкви.

Особо следует выделить взгляды Ж.Ж. Руссо- он критиковал современную ему цивилизацию, потому что считал, что прогресс знания и прогресс нравов не совпали. Человек в естественном, диком состоянии, не знающий, что такое собственность, чист и непосредствен, тогда как человек цивилизации эгоистичен и честолюбив, и, вооруженный разумом, способен уничтожить все, что осталось человеческого в нем, становясь бездушным и могущественным.

Эпоха Нового времени и Просвещения заложила основы всей европейской культуры в лучшем и наивысочайшем понимании этого слова. Это было время веры в разум и безудержный прогресс науки, несущий позитивные изменения во всех сферах жизни общества. В это время наука впервые становится социальным институтом, оформляются так называемые «европейские ценности».

7.Немецкая классическая философия

Немецкая классическая философия охватывает период с 70-х гг. 18 в. и примерно до середины 19 в.Она является важнейшим этапом развития европейской философии. Понятие классической немецкой философии было введено Ф. Энгельсом для обозначения линии в развитии новоевропейской мысли, представленной учениями И. Канта, И.Х. Фихте, Ф.В. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, Л.Фейербаха.

При всем различии в концепциях этих мыслителей, их творчество объединяется общими чертами и особенностями:

1)- доминирование гносеологической проблематики (исследовались возможности и границы человеческого познания; структура познавательного процесса и история становления познавательной деятельности; специфика познающего субъекта и природа его активности; понятие истины и ее критерии. Помимо гносеологии важное место занимала методология . Немецкой классической философией были развиты соответствующие современной науке методы - диалектический и исторический, которые позволили резко продвинуться вперед в познании мира.

2) - по форме философские системы данного направления представлены в виде классических, образцовых философских сочинений, «великих систем», написанных для весьма ограниченного круга читателей- профессионалов. Мыслители данной школы никогда не стремились популяризировать свои идеи и учения, сделать их достоянием широкой общественности. Именно форма написания философских трудов немецких мыслителей и дала название этой философии.

3)- по влиянию на дальнейшее развитие философской рефлексии классическая немецкая философия уникальна. С одной стороны, она аккумулировала, синтезировала и углубила те проблемы, которые наметились в философии Нового времени, обеспечив преемственность философской традиции. С другой стороны, из классической немецкой философии в той или иной степени берут начало практически все современные направления философской мысли.

Основоположником немецкой классической философии был Иммануил Кант (1724-1804). В творчестве И. Канта принято различать два периода: докритический и критический. Первый период посвящен естественнонаучным исследованиям, преимущественно в области космологии, математики, физики.

Второй, критический период охватывает собственно философское творчество мыслителя, когда предметом его исследований становятся гносеология, этика, эстетика. Наиболее известными работами этого периода стали: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Кант рассматривает условия нашего восприятия опыта, трансцендентальные условия опытного знания. Его философия- трансцендентальный идеализм.

Подобно Копернику, совершившему гелиоцентрический переворот, Кант подрывает фундаментальное предположение о том, что предпосылкой познания является воздействие объекта на субъект. Кант обращает это отношение между объектом и субъектом и говорит, что мы должны вообразить, что именно субъект влияет на объект. Объект, каким мы его знаем, репрезентируется в результате восприятия и мышления субъекта.

Философское открытие Канта состоит именно в том, что основу научного познания он усматривает не в созерцании умопостигаемой сущности предмета, а в деятельности по его конструированию, порождающей идеализированные объекты.

Диалектика развития «чистого понятия» составляет общий закон развития как природы, так и человеческого мышления.

Так, всякое развитие согласно Гегелю, протекает по определенной схеме (триаде):

1.утверждение, или полагание (тезис);

2.отрицание этого утверждения (антитезис);

3.отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). В синтезе как бы примиряются между собой тезис и антитезис, из которых возникает новое качественное состояние. Однако не следует думать, что в этом третьем моменте полностью уничтожены два первых. Гегелевское снятие означает в такой же мере преодоление, в какой и сохранение тезиса и антитезиса, но сохранение в некотором высшем, гармонизирующем единстве.

Каждое понятие, а стало быть, и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл развития, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне; и так до тех пор, пока не будет получен высший синтез. Пример, приведенный Гегелем: «Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого».

Весь вселенский диалектический процесс в конечном счете подчинен определенной цели - достижению точки зрения абсолютного духа, в которой сняты и разрешены все противоречия и «погашены» все противоположности.

Индивидуальное сознание проходит весь тот путь, все те этапы, которые прошло человечество на протяжении своей истории.

Вывод: немецкая классическая философия, рассматривая историю в качестве субъекта знания, вводит в саму историю кантовское различие эмпирического и трансцендентального (умопостигаемого) уровней рассмотрения, так что сама история выступает как бы в двух планах - как история фактическая, эмпирически данная, и как история, взятая, по словам Гегеля, «в ее понятии», то есть по истине. С этого момента начинает выстраиваться не онтология бытия, а онтология субъекта, культурно-исторической деятельности человечества, предстающего как некий абсолютный, а потому божественный субъект.

Перенесение центра тяжести философии на субъекта привело к анализу всего разнообразия культурно-исторических форм как продукта деятельности разных исторических субъектов (народов, наций, эпох), выражающих свою неповторимость, своеобразие в предметах материальной и духовной культуры.

На протяжении 19 и 20 веков изучение этих своеобразных форм становится важнейшим предметом гуманитарных наук, получивших на протяжении этих двух столетий невиданное прежде значение. 19 век был веком истории: истории всеобщей (гражданской), истории литературы и искусства, истории языка и мифологии, истории науки, философии и религии, истории хозяйства, государства и правовых учений.

История как способ бытия субъекта (человека и человечества) обладает для 19 века (и выразившего идеи этого века послекантовского немецкого идеализма) тем же статусом, каким обладала природа как способ бытия объекта для 17 и 18 веков, для материализма эпохи Просвещения. Таким образом, Гегель и другие немецкие философы оказались в такой же мере создателями методов анализа культуры, в какой Г. Галилей, Р. Декарт, Г. Лейбниц были творцами естественно-научных и математических методов.

8. Философия К.Маркса и Ф. Энгельса

Марксизм- философия К.Маркса и Ф.Энгельса середины и конца 19 века. Ее считают как завершением немецкой классики, так и частью постклассической философии.

Возникновению марксизма и марксистской философии способствовали:

Предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов 17 в. - Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей 18в., и осо­бенно атеистическо -материалистическая философия Людвига Фейербаха середины 19 в.);

Бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда);

Крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;

Нарастание социально-классовых противоречий и конфлик­тов (революция 1848 - 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);

Кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кри­зис буржуазного брака и нравственности).

Главными произведениями основателей марксизма являются:

"Тезисы о Фейербахе" К. Маркса;

"Капитал" К. Маркса;

"Экономическо-философские рукописи 1844 г." К. Маркса;

"Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Эн­гельса;

"Святое семейство" и "Немецкая идеология" К. Маркса и Ф. Эн­гельса;

"Диалектика природы" Ф. Энгельса;

"Анти -Дюринг" Ф. Энгельса;

"Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" Ф. Энгельса;

"Происхождение семьи, частной собственности и государст­ва" Ф. Энгельса.

Главные идеи Маркса «сосредоточены» в концепции исторического материализма. Центральная из них – материалистическое понимание истории. Согласно материалистическому пониманию истории, способ производства материальной жизни (материальных благ) обуславливает социальные, политические и духовные процессы в обществе. Не сознание людей определяет их бытие, а, напротив, их общественное бытие определяет их сознание. Формула Маркса: бытие определяет сознание. Т. е. уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.

Всю человеческую историю Маркс рассматривает на трех уровнях: уровень индивидуальных действий (через труд, социальные акции), социоструктурный уровень (описываемый теорией классов и их борьбы) и всемирно-исторический уровень (описываемый теорией общественно-экономических формаций).

Учение К.Маркса о формациях:

История человечества есть история драматических смен одной формации другой – от первобытно -общинного строя, через рабовладельчество, феодализм и капитализм, к социализму и, наконец, к коммунизму (высшей фазе гуманно-цивилизованного общества).

Суть исторического материализма в следующем:

На каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объек­тивные, не зависящие от их воли производственные отноше­ния (продажа собственного труда, материальное производство, распределение);

Производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений;

Указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;

В зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации -первобытнообщинный строй, рабовладельческое общество, азиатский способ производства, феодализм, капитализм, социалистическое (коммунистическое) общество.

В ходе эволюции капитализма происходит процесс отчуждения основной работающей массы от средств производства и, следовательно, от результатов труда. Основной товар - средства производства - сосредоточиваются в руках немногих собственников, а основная масса трудящихся, не имеющая средств производства и самостоятельных источников заработка, в целях обеспечения своих насущных потребностей вынуждена обращаться к собственникам средств производства в качестве наемной рабочей силы за заработную плату.

Здесь, согласно Марксу, скрывается главное зло капитализма - уничтожение родовой сущности человека. Родовая сущность человека, высшего образца развития природы, заключается в его способности творить по мерке любого вида (каждый вид животных способен действовать «по мерке» лишь своего вида). Сущность человека заключается в свободном творческом труде и обмене результатами труда в обществе, в реализации природного потенциала.

Стоимость произведенного наемной рабочей силой продукта выше стоимости труда рабочих (в виде зарплаты), разница между ними, по Марксу, является прибавочной стоимостью, часть которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые средства производства для получения в будущем еще большей прибавочной стоимости. Рабочий увеличиваетприбавочную стоимость, но его труд не оплачивается соответственно этому следовательно, чем больше он производит, тем богаче становится капиталист и беднее он сам. Выходит, что труд рабочего обращается против него самого – это и есть отчуждение. Развивая эту тему, Маркс показывает, что отчуждение труда приводит к отчуждению от самого себя, поскольку в тяжелых физических и моральных условиях, на которые в погоне за прибылью обрекает рабочего капиталист, рабочий не способен на сложные духовные взаимоотношения с окружающими и с самим собой, он находится на грани выживания, получая такую заработную плату, которой хватает лишь на то, чтобы не умереть с голода а потому стоять у станка вновь и вновь

Выход из данного положения основоположники марксистской философии видели в пролетарской революции и установлении новых, социалистических (коммунистических) общественно-экономических отношений, при которых (пролетариат – это осознавший себя класс рабочих, понимающих свое положение и способных грамотно сформулировать свои требования):

Будет ликвидирована частная собственность на средства производства;

Будет ликвидирована эксплуатация человека человеком и присвоение результатов чужого труда (прибавочного продукта) узкой группой лиц;

Частная собственность на средства производства будет заменена общественной (государственной);

Произведенный продукт, результаты труда будут делиться между всеми членами общества благодаря справедливому распределению.

Маркс и Энгельс создали целостное учение о законах развития природы, общества и мышления – философию диалектического и исторического материализма. Философия марксизма коренным образом отличалась от всех предшествующих ей философских систем и имела огромное революционное значение как для науки в обществе, так и для всей общественной практики.

9. Русская философия

Основные этапы развития античной философии:

Первые формы философского мышления стали появляться около 2500 лет назад в Индии, Китае, Египте, Вавилоне, Греции и Риме. Философия шла на смену религиозно-мифологической картине мира и стремилась к рациональному осмыслению окружающей действительности и человека в ней.

Философия Древнего Китая характеризуется следующими специфическими чертами: автохтонность (возникновение на собственной культурной почве); самобытность (отсутствие влияния иноземных идей); традиционность (существование тысячелетиями без серьезных изменений); высокий общественный статус философии; внимание к государственной и социально-политической жизни; большая роль государственных и семейно-родовых ценностей (божественных характер происхождения власти императора).

Древнекитайские мудрецы осмысливали все явления жизни в круговой динамике чередования активности и пассивности, свертывания и развертывания, взаимодействия мужского и женского начал, света и тени - «инь» и «ян» в ритме, который образует основу динамической гармонии мира. Эта «естественная ритмика получила название Дао («путь») - верховный закон и конструктивный принцип мироздания. Считалось, что Небо - мир вечных добродетелей, содержащий в себе все прошлое, настоящее и будущее Поднебесной (мира, где живет человек).

VII - III вв. до н.э. - время расцвета и соперничества философских школ конфуцианства, даосизма, моистов, легистов и последователей натурфилософской концепции «инь-ян». Наиболее важными были даосизм и конфуцианство, которые породили два типа философствования: совершенномудрие Лао-цзы, основателя даосизма, с его методом недеяния и молчания, принципами природной простоты и аскетизма, и конфуцианский идеал благородного человека, в своей жизни ориентирующегося на гуманность и «ли» (правила, нормы общежития). Но объединяет их осуждение распада кровнородственных отношений, стремление к гармонии в Поднебесной.

Конфуций (551-479 гг. до н.э.) создал оригинальную этико-политическую систему идей самовоспитания и всеобщих правил нравственности. Он оставил широкий и неизгладимый след в духовном развитии целого культурного региона. Более того, его общественные и нравственные идеалы стали впоследствии предметом повышенного внимания и на Западе и в России.

Конфуций хотел убедить человека, что его спасение заключается в его собственном самосовершенствовании, в организации и управлении социальной жизнью. Он считал себя лишь транслятором родовых традиций. Все внимание он сосредоточил на взаимоотношениях людей. Чтобы сделать нравственность «домом» своего индивидуального бытия, надо «войти» в прошлое своего народа. В процессе учебы и приобщения к прошлому человек познает истину. Самовоспитание начинается с момента «сдерживания» каждым себя и почтительности к другому. Конфуций говорил: «Не делай другим, чего не хочешь, чтобы делали тебе».

Идеальный правитель по Конфуцию должен быть справедливым, стремиться к добру, тогда и народ пойдет за ним, как «...склоняется трава вслед ветру». По словам Конфуция, на месте государя должен стоять человек, которому от рождения положено править. Правитель должен быть такой, чтобы «...были рады те, что близко, и приходили те, что далеко».

Также мы можем встретить мысли об идеальном государстве: «Если богатство распределить равномерно, то не будет бедных, если в стране установить гармонию, то население не будет казаться малочисленным. Если же народ будет находиться в состоянии покоя, то государству не будут грозить никакие опасности». Но самое главное, по мнению Конфуция, это то, что народ должен верить своим «управляющим, иначе государству не устоять».

Позднее конфуцианство впитало в себя космологические идеи даосизма, идем буддизма, а с XIV в. оно становится в Китае государственной религией.

1. Адо П. Что такое античная философия? М., 1999.

2. Алексеев П.В., Панарин А.В. Философия. М., «Издательство МГУ», 2001.

3. Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969. Т.1.

4. Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1976-1983.

5. Блинников Л.В. Великие философы: Учебный словарь-справочник. М., 1997.

6. Боннар А. Греческая цивилизация. Ростов-на-Дону,1994. Т. I.

7. Горбачев В.Г. Основы философии. Брянск, «Курсив», 2000.

8. Горелов А.А. Философия. М., «Юрайт-Издат», 2003.

9. Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 1972.

10. История китайской философии. М., 1989.

11. История философии в кратком изложении. М., 1991.

12. Канке В.А. Философия. М., Издательская корпорация «Логос», 1998.

13. Кочетов А.Н. Буддизм. М., 1997.

14. Лосев А.Ф. История античной философии. М., 1989.

15. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Ист. Филос. Очерки и портреты. М., 1991.

16. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., «Логос», 1996.

17. Родчанин Е.Г. Философия. Исторический и систематический курс. М., ИКЦ «МарТ», 2004.

18. Спиркин А.Г. Философия. М., «Гардарики», 2003.

19. Таранов В. Философия изнутри. 70 мудрецов, философов, мыслителей. М., 1996, Т.1.

20. Философия. Справочник студента / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. М., ООО «Издательство АСТ; Филологическое общество «СЛОВО», 2000.

Ф возникла в 7-6 в днэ на Др востоке и принес в Индию была арийцами из Ирана. Веды (дословно - «знания») - религиозно-философские трактаты. включали в себя:-«священное писание», религиозные гимны («самхиты»); -Описание ритуалов («брахманы»), сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при отправлении религиозных культов; -Книги лесных отшельников («араньяки»); -Философские комментарии к Ведам («упанишады» заключительная часть Вед, дословно « сидение у ног учителя», в них дается ф-ая трактовка содержания Вед. В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам (кшатрийская ф): Буддизм, Джайнизм(кажд сущ-во облад индивид и вечной душой, и сам несет ответственность за свои поступки), Чарвана-лакаята, Адживика-одно из неортодоксальных учений отриц сущ-е души, кармы, брахмы, самсары. Одновременно возникает ряд философских школ («даршан»), которые развивают ведическое учение: Йога, Веданта, Вайшешина, Ньяя, Миниманса, Санкхья.

Завершает период древнеиндийской философии эра сутр (II в. до н. э. - VII в. н. э.) - кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, «нама-сутра» и др.). В дальнейшем в средние века господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды - буддизм.

Онтология индийской философии (учение о бытии и небытии). Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). В свою очередь, Космос-Брахма (Бог-творец) живет 100 космических лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических лет - до нового рождения Брахмы. Вся бесконечная история - это чередование жизни Космоса (Маха Манвантара) и Абсолютного Небытия (Маха Пралайя), которые сменяются друг друга через каждые 100 лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме. Мир взаимосвязан. Любое событие влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развитии - достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм. Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании) является не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений. Душа в индийской ф состоит из двух начал:Атмана - частица Бога-Брахмы в ч-ой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен. Манаса - душа ч, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционирует, достигает высоких ступеней либо ухудшается в зависимости от поступков ч, его личного опыта, хода судьбы.

Также для индийской философии характерны учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме. Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни. Карма - предопределенность ч-ой жизни, судьбы. Цель кармы - провести ч через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши. Мокша - высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) - высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни. Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся махатмами - Великими душами. Ахимса - единство всех форм жизни на земле важнейший принцип - непричинение вреда тому, что окружает, неубиение.

Буддизм - религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-восточной Азии (после III в. н. э.), а также иных регионах. Зародился в 6-5 вв. до н. э. , в 3 в. до н. э. провозглашен официальной религией. Основатель учения - Сиддхартха, прозванный Буддой (просветленным). Выдвинул три положения: жизнь исполнена страданий, существует причина возникновения страданий, есть возможность избавления от страданий. Проповедует избавление от страданий путем отказа от желаний и достижение «высшего просветления» - нирваны. Нирвана - состояние полной невозмутимости, освобождение от всего, что приносит боль, отвлечение от мыслей, внешнего мира. Единого бога не существует. Душа как особая сущность не существует. Существует лишь поток постоянно сменяющихся состояний сознания. Все существующее в мире временно

Китайская философия.

Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:

VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ;

III - XIX вв. н. э. - проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы;

XX в. н. э. - современный этап - постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.

Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись:

Конфуцианство- древнейшая ф-ая школа, которая рассматривает ч, прежде всего, как участника социальной жизни. Основоположником конф-ва является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 - 479 гг. до н. э. , главным, источником учения - произведение Лунь Юй ("Беседы и суждения"). Кофуц-во учение о благородном муже. Порядок во вселенной зависимост от общест-го порядка и поэт должно сущ-ть 5 постоянных отношений: М/у -начальн и подчин, -мужем и женой, -отцом и сыном, -старш брат и млад братом, -старш другом и млад другом. Основные вопросы, решаемые конфуцианством: Как необходимо управлять людьми? Как вести себя в обществе? Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего нежелаешь себе. Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества. Оно остается актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и деятельности автора.

Даосизм - древнейшее ф-ое учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать ч, природа и космос. Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI - начале V вв. до н. э. Главные источники - ф-ие трактаты "Даоцзин" и "Дэцзин", совместно именуемые "Даодэцзин". "Дао" имеет два значения: 1 путь, по которому в своем развитии должны идти ч и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира; 2субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту. "Дэ" - благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало "Дао" преобразовалось в окружающий мир.

Ф даосизма несет в себе ряд основных идей: все в мире взаимосвязано; материя, из которой состоит мир, едина; сущ-ет кругооборот материи в природе, сегодня ч вчера был - камнем, деревов, частей животных, и тд; мировой порядок, законы природы, ход истор незыблемы и не зависят от воли ч, следовательно, глав принцип жизни ч - покой и недеяние ("у-вэй"); император священен, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами; через императора на Китай и все ч-во сходит "Дэ" - животворящая сила и благодать; чем ближе ч к императору, тем больше "Дэ" перейдет от императора к нему; познать "Дао" и получить "Дэ" можно при соблюдении законов даосизма; путь к счастью, познанию истины - освобождение от желаний и страстей; необходимо во всем уступать друг другу.

Легизм - выступают за то, чтобы управлять обществом путем гос-го насилия, опир-ся на законы. Таким образом, легизм - ф сильной госуд-ой власти. Его основателями были Шан Ян (390 - 338 гг. до н. э.) и Хань Фэй (288 - 233 гг. до н. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до н. э.) легизм стал официальной идеологией. Основной вопрос легизма (как и конфуцианства): как управлять обществом? Основными постулатами легизма являются следующие: ч обладает изначально злой природой; движущей силой ч-их поступков являются личные эгоистические интересы; интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны; чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо гос-ое вмешательство в общественные отношения; гос-во (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся; основным стимулом правомерного поведения является страх перед наказанием; основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания являются законы; законы одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили законы; гос-ный аппарат должен формироваться из профессионалов (те чиновничьи должности даются кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и деловыми качествами, а не передаются по наследству); гос-во - главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.

Меньшее распространение получили: моизм; натурфилософия; номинализм. После проникновения в Китай буддизма (III в. н. э.) и до конца XIX в. (второй этап) основу китайской ф сост-ли: чань-буддизм (национальный китайский буддизм, возникший в результате влияния китайской культуры на индийский буддизм, заимствованный Китаем; неодаосизм; неоконфуцианство. Согласно китайской ф ч является сгустком 3 видов космической энергии: цзин; ци; шэнь. Цзин - энергия зарождения всего сущего, "корень", "семя" живого организма. Ци - материально-духовная энергия, которая служит "строительным материалом" всего сущего (в отличие от цзин - энергии зарождения), ци подразделяется на: вещественную ци, благодаря которой вещи и живые организмы приобретают материальную форму; духовную ци - душу ч и других живых существ. Шэнь - неистребимая духовная энергия, сущ-щая в ч, которая составляет "стержень" ч-ой личности и не исчезает после смерти ч (в отличие от ци). Помимо 3 видов космической энергии кит ф все сущее делится на два противоположных начала - мужское(ян) и женское(инь). Это касается как живой природы, так и неживой природы (ян Солнце, небо, а к инь - Луну, Землю). В основе существования живой и неживой природы, всей окружающей действительности лежит "Тай-цзи" - единство, борьба, взаимопроникновение и взаимодополнение ян и инь.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх