Повеление безусловное принудительное. Тесты «Нравственные ориентиры деятельности. Духовный регулятор жизнь. Подразумевает ли критическое мышление в том числе ставить под сомнение научные законы и расчёты? Повеление безусловное принудительное требование

К сожалению наука часто воспринимается обывателем как некий источник абсолютной истины. Между тем, если говорить, например, об экономической науке, истории, социологии, то объективностью в них и не пахло. Я всегда руководствуюсь двумя принципами при первичной оценке некой научной информации, если дело касается наук общественных и гуманитарных:
1. Кому объективно выгодны предлагаемые выводы? Каким классам, социальным группам, партиям и т. п. вплоть до отдельных общественно значимых личностей
2. К каким социальным последствиям приводит нас признание истинности этих выводов?
Только после такой первичной оценки, отбросив идеологическую шелуху, начинаю изучать фактическую сторону вопроса. Очень часто оказывается, что объективная основа у вывода есть, но сам вывод субъективен. Это нормально. Как в естественных науках мы, получив некие объективные результаты, стремимся поставить их на службу технической практике, так и в общественных науках, получив объективные данные, мы ставим их на службу защите наших интересов - личных, групповых и т. п., используем для защиты и распространения своего мировоззрения. Не верьте никогда и ни за что в объективность какой-либо идеологии, объявляющей себя научной, смотрите кому она выгодна и решайте для себя из своих интересов, а не ведитесь на то, что это беспристрастная наука.

Нда.. интересное у вас представление о науке. Вообще-то классический метод анализа предполагает в первую очередь задаваться вопросом об источнике и методе получения того или иного вывода либо той или иной информации, а уже потом разбираться, кому оно выгодно. И в точных науках, и в естественных, и в гуманитарных.

Ответить

Такой метод не годится для общественных наук поскольку не учитывает такой важный момент как социальный контекст. Общественные науки - поле боя политических сил. Зачастую просто не имеет смысла или невозможно тратить огромное количество времени на проверку источника и анализ метода.
Приведу пример. В 1990-е годы в России доступ даже в секретные архивы для значительного количества ангажированных новыми властями специалистов и неспециалистов являлся фактически свободным (см. историю с публикацией Никитой Петровым секретного документа, когда оказалось, что он добыл его копию бесконтрольно в хаосе начала 1990-х). До этого иные политические силы монопольно контролировали архивы и могли манипулировать их содержимым. А до них другие. И так далее.
Можно ли доверять документам из этих архивов? Конечно, при условии тщательной проверки. Такая проверка, если ее проводить не для галочки, требует для каждого документа значительного времени, масштабных вложений в оборудование, включения в процесс для объективности историков из всех политических лагерей и прочего в том же духе. Это возможно в путинской России или вообще в какой-либо стране мира? Конечно, нет, ни одна политическая сила не допустит всесторонней проверки даже архивов своих противников (например, большевики, опубликовав массу разоблачающих документов царского режима, многие из них до общественности не довели по различным причинам и уж конечно не допустили масштабной проверки, о которой я пишу выше). Потому мы и видим как время от времени случается скандал наподобие обнаружения в британском королевском спецхране аж дюжины фальшивок.
Так вот, не имея возможности сейчас реально проверить документы, я могу очень много лишней работы не проводить, если приму простую аксиому: если публикуется документ, невыгодный публикатору, то он наверняка подлинный. А выгодный документ подлежит максимально возможной проверке.

Тема Человек как духовное существо

Цель: формирование у учащихся моральных ориентиров, гуманистического мировоззрения, гражданственности и общей культуры.

Задачи:

  • выработка понимания понятия “духовность”;
  • формирование коммуникативной, информационной, социокультурной компетенции, собственной позиции;
  • воспитание нравственно-духовных ценностей.

Предполагаемый результат (приобретаемые навыки) :

когнитивные:

  • умение использовать понятия: мораль, нравственность, совесть, патриотизм, гражданственность, идеал в аргументации собственного мнения;
  • умение анализировать ситуации;

информационные:

  • умение составлять конспект, работать со схемами.
  • умение пользоваться информационными ресурсами;

аналитические:

  • применять схемы анализа проблемного вопроса;
  • самостоятельно делать выводы.

Форма проведения: Урок-исследование

Оборудование урока

  1. Учебник «Обществознание 10 класс» под редакцией Боголюбова Л.Н., издательство Просвещение, 2007 год.
  2. Мультимедийный проектор.

План урока

  1. Что включает в себя понятие «духовная жизнь людей»
  2. Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы
  3. Мировоззрение и его роль в жизни человека

Ход урока

I вопрос Рассказ преподавателя с элементами беседы.

Задумывались ли вы о своем жизненном пути, смысле своей жизни? Стремились ли относиться к самому себе сознательно, саморазвиваться, самовоспитываться. Наверняка каждый из вас задавал себе подобные вопросы, которые относятся к очень важной сфере нашей жизни- духовному миру человека.

Что же такое духовный мир человека? Начнем со слова «мир». Оно многозначно. В данном случае оно обозначает внутреннюю, духовную жизнь человека, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей.

В научном обиходе понятие духовная жизнь людей охватывает все богатство чувств и достижений разума, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых.

Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности, поэтому некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Духовное характеризует не только сознание, но и практику.

Напротив, человек, у которого духовная жизнь мало развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира.

Вывод. Духовная жизнь - это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубоким смыслом, способствует выбору верных ориентиров. Она требует постоянного обогащения путем общения и особенно путем обращения к произведениям русских и зарубежных философов, священным книгам мировых религий, шедеврам отечественной и мировой художественной литературы, музыки, живописи.

II вопрос.

Рассказ преподавателя . Вы уже знаете, что, являясь существом общественным, человек не может не подчиняться определенным правилам. Это - необходимое условие выживания человеческого рода, целостности общества, устойчивости его развития. В то же время установленные правила, или нормы, призваны защитить интересы и достоинство каждого отдельного человека. Важнейшими являются нормы морали. Мораль - это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.

Кто же устанавливает моральные нормы? На этот вопрос даются разные ответы. Весьма авторитетной является позиция тех, кто считает источником моральных норм великие мировые религии.

Работа с мультимедийной презентацией

Библия (слайд 1)

Коран (слайд 2)

  1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осёл твой, ни всякий] скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради
  • Не придавайте Аллаху в сотоварищи другое божество (Коран, 17:22) .
  • Почитайте своих родителей (Коран, 17:23) .
  • Отдавайте другим то, что им положено (Коран, 17:26) .
  • Обращайтесь ласково с сиротами (Коран, 17:34) .
  • Будьте верны в мере, когда взвешиваете и взвешивайте правильными весами (Коран, 17:35) .
  • Выполняйте свои обещания (17:34) .
  • Не убивайте своих детей из боязни обеднения (Коран, 17:31) .
  • Не убивайте душу, которую запретил Аллах, иначе, как по праву (Коран, 17:33) .
  • Не приближайтесь к прелюбодеянию (Коран, 17:32) .
  • Не следуй за тем, о чём у тебя нет знания (Коран, 17:36) .

Таким образом, еще в глубокой древности был заложен фундамент главного общечеловеческого нормативного морального требования, которое потом назвали «золотым правилом» нравственности. Оно гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе».

Моральные установки личности исследовались крупнейшими философами, над проблемами морали задумывались многие известные деятели.

Слайд 4

Есть тысяча способов быть очень дурным человеком, не нарушая ни одного закона.

Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами "Все так делают".

Лев Николаевич Толстой

Задание: выберите каждый по одному высказыванию, которое ближе всего вашим убеждениям.

Напишите в тетрадях краткое эссе, используя уже известную вам схему

После выполнения задания озвучить 2-3 работы учащихся

Помимо прямых норм поведения, мораль также включает идеалы, ценности, категории (наиболее общие, фундаментальные понятия).

Задание: на этом слайде вы видите таблицу, в которой заполнена только левая часть. Используя материал параграфа на стр. 37-39 найдите определения для данных терминов

Слайд 6

безусловное принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств.

Идеал

совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке

Ценности

то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества. Ценности отражают отношение человека к действительности (к тем или иным фактам, событиям, явлениям), к другим людям, к самому себе.

Важнейшие нравственные ценности составляющие систему ценностно-моральной ориентации человека, неразрывно связанную с категориями морали, носят парносоотносительный (биполярный) характер, например добро и зло.

Совесть

Способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми.

Патриотизм

ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народ

Гражданственность

социально-психологические и нравственные качества личности сочетающие в себе чувство любви к Родине и ответственность за нормальное развитие ее социальных и политических институтов, и осознание себя как полноправного гражданина, обладающего совокупностью прав и обязанностей

Определения в правой части таблицы появляются после озвучивания их учащимися

Рассказ преподавателя Формируются ли нравственные начала в человеке стихийно или их необходимо формировать сознательно?

В истории философской и этической мысли существовала точка зрения, согласно которой моральные качества присущи человеку с момента рождения. Так, французские просветители полагали, что человек по своей природе добр. Некоторые представители восточной философии считали, что человек, наоборот, по своей природе зол и является носителем зла. Однако изучение процесса становления морального сознания показало, что оснований для таких категорических утверждений нет.

Моральные начала не заложены в человеке от рождения, а формируются в семье на том примере, который находится у него перед глазами; в процессе общения с другими людьми, в период обучения и воспитания в школе, при восприятии таких памятников мировой культуры, которые позволяют как приобщиться к уже достигнутому уровню нравственного сознания, так и сформировать у себя на основе самовоспитания собственные моральные ценности. Не последнее место при этом занимает и самовоспитание личности.

Способность чувствовать, понимать, творить добро, распознавать зло, быть стойким и непримиримым к нему - особые нравственные качества личности, которые человек не может получить готовыми от окружающих, а должен выработать самостоятельно.

Самовоспитание в сфере нравственности - это прежде всего самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе по всем видам своей деятельности.

Вывод Нравственное самовоспитание означает единство сознания и поведения, неуклонную реализацию нравственных норм в жизни и деятельности. Только в опыте добрых дел и противостоянии злу можно сознательно осуществлять нравственное самосовершенствование.

III вопрос.

Рассказ преподавателя Важной частью духовного мира человека является его мировоззрение

В самом простом, наиболее распространенном понимании мировоззрение - это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает.

Мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека тем, что оно, во-первых, представляет собой взгляд человека не на какую-то отдельную сторону мира, а именно на мир в целом. Во-вторых, мировоззрение отражает отношение человека к окружающему его миру: боится, страшится ли человек этого мира, или он живет в ладу, в гармонии с ним? Удовлетворен ли человек окружающим миром или стремится изменить его?

Таким образом, мировоззрение - это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

От чего зависит то или иное мировоззрение?

Слайд 7.

Прежде всего, отметим, что мировоззрение человека носит исторический характер: каждой исторической эпохе присущи свой уровень знаний, свои проблемы, свои подходы к их решению, свои духовные ценности.

Классификация типов мировоззрения может быть различной. Слайд 8

Но более всего распространена следующая классификация типов мировоззрения.

Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением.

Взгляды человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки. Такое мировоззрение формируется стихийно, преобладает житейская, обыденная основа.

Обыденное мировоззрение распространено очень широко, поскольку усилия учебных заведений и пастырей церкви зачастую задевают лишь самую «поверхность» сферы духовной жизни человека.

Религиозное мировоззрение - мировоззрение, основой которого являются религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд, и ряде других.

Научное мировоззрение является законным наследником того направления мировой философской мысли, которое в своем развитии постоянно опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания.

Какую же роль играет мировоззрение в деятельности людей?

  • Во-первых, дает человеку ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности.
  • Во-вторых, именно мировоззрение позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности.
  • В-третьих, человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека в достижении им поставленных целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер.

Каждое мировоззрение имеет свои достоинства и недостатки Слайд 10

В форме беседы преподаватель подводит студентов к правильным ответам. Они появляются на слайде по мере озвучивания

Виды мировоззрения

Достоинства

Недостатки

Обыденное мировоззрение

опирается на непосредственный жизненный опыт человека

мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры

Религиозное мировоззрение

тесная связь с мировым культурным наследием, ориентация на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей.

проявляющаяся иногда непримиримость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас и их игнорирование.

Научное мировоззрение

прочная научная обоснованность, реальность содержащихся в нем целей и идеалов, органическая связь с производственной и социальной деятельностью людей

человек еще не занял в научном мировоззрении подобающего ему места

Вывод. Наше время позволяет человеку совершить мировоззренческое самоопределение. Но следует помнить, что обыденное мировоззрение оставляет человека на уровне житейских забот и не дает ему достаточных оснований для ориентации в сложном и быстро меняющемся современном мире. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению, помогает ему жить.

Закрепление изученного материала.

1. Популярный композитор работает над новой песней, посвященной защите мира. Какой вид деятельности иллюстрируется этим примером?

1) духовная

2) экономическая

3) политическая

4) социальная

2. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психической и социальной. К социальным характеристикам человека относят

1) возрастные особенности

2) расовые отличия

3) проявления наследственности и изменчивости

4) духовные идеалы и ценности

3. Вставьте пропущенное в схеме слово

7. Способность личности к моральному самоконтролю называется:

1) совестью

2) убеждением

3) талантом

4) этикетом

8. Фундаментом духовной жизни общества является:

1) познание 2) искусство 3)наука 4) культура

Выводы по теме. Есть очень много самых разных мнений о морали и нравственности - про то, что цель оправдывает средства, и что победителей не судят. Наверное, те кто так считает- имеет на это право.

Но я хочу закончить наше занятие другим высказыванием – словами Л.Н. Толстого

Все можно простить, но не извращение тех высших истин,до которых с таким трудом дошло человечество.

Домашнее задание 1.Параграф 4 учебника, задание 1-4.

2.В сети Интернет найти определение понятия «гуманистическое мировоззрение»


Вы уже знаете, что, являясь существом общественным, человек не может не подчиняться определенным правилам. Это - необходимое условие выживания человечеcкoгo рода, целостности общества, устойчивости eгo развития. В то же время установленные правила, или нормы, призваны защитить интересы и достоинство каждого отдельного человека. Важнейшими являются нормы морали. Мораль - это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.

Кто же устанавливает моральные нормы? На этот вопрос даются разные ответы. Весьма авторитетной является позиция тех, кто считает источником моральных норм дeятельность и заповеди великих учителей человечества: Конфуция, Будды, Моисея, Иисуса Христа.

В священных книгах многих религий записано общеизвестное правило, которое в Библии звучит следующим образом: «...Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Таким образом, еще в глубокой древности был заложен фундамент главного общечеловеческого нормативного морального требования, которое потом назвали «золотым правилом» нравственности. Оно гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе».

Согласно другой точке зрения, нормы и правила мopaли формируются естественно - историческим путем - и извлекаются из массовой житейской практики.

Опираясь на имеющийся опыт, человечество выработало основные моральные запреты и требования: не убивать, не воровать, помогать в беде, говорить правду, выполнять обещания. Во все времена осуждались жадность, трусость, обман, лицемерие, жестокость, зависть и, напротив, одобрялись свобода, любовь, честность, великодушие, доброта, трудолюбие, скромность, верность, милосердие. В пословицах pyccкoгo народа неразрывно связывались честь и разум: «Честь ум рождает, а бесчестие и последний отнимает» .

Моральные установки личности исследовались крупнейшими философами. Один из них - И. Кант. Он сформулировал категорический императив морали, следование которому весьма важно для реализации нравственных ориентиров деятельности.

Катeгорический императив - это безусловное принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств.

Как же Кант характеризует категорический императив ? Приведем одну из eгo формулировок (обдумайте ее и сравните с «золотым правилом»). Существует, утверждал Кант, только один категорический императив: «поступай всегда согласно такой максиме, всеобщности которой в кaчестве закона ты в то же время можешь желать» . (Максима - высший принцип, высшее правило.) Категорический императив, как и «золотое правило», утверждает личную ответственность человека за совершенные им деяния, учит не делать другому тoгo, чего не желаешь себе. Следовательно, эти положения, как и нравственность в целом, по cвoей природе гуманистичны, ибо «другой» выступает как Друг. Говоря о значении «золотого правила» и категоричеcкoгo императива И. Канта, известный философ ХХ в. К. Поппер (1902- 1994) писал, что «ни одна другая мысль не оказала тaкoгo мощного влияния на нравственное развитие человечества».


Помимо прямых норм поведения, мораль также включает идеалы, ценности, категории (наиболее общие, фундаментальные понятия).

Идеал - это совершенство, высшая цель человеческогo стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке. Эти представления о лучшем, ценном и величественном некоторые ученые называют «моделированием желаемого будущего», которое отвечает интересам и потребностям человека. Цeнности - это то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для вceгo человечества. Когда речь идет об отрицательном отношении людей к тем или иным явлениям, о том, что ими отвергается, нередко используются тepмины «антиценности,} или «отрицательные ценности». Ценности отражают отношение человека к действительности (к тем или иным фактам, событиям, явлениям), к дpyгим людям, к самому себе. Отношения эти мгyт быть различными в разных культурах и у разных народов или coциальных групп.

На основе ценностей, которые люди принимают и исповедуют, строятся человеческие отношения, определяются приоритеты, выдвигаются цели деятельности. Ценности мoгyт быть правовыми, политическими, религиозными, xyдожественными, профессиональными, нравственными.

Важнейшие нравственные ценности составляют систему ценностно-моральной ориентации человека, неразрывно связанную с категориями морали. Моральные кaтeгopии носят парносоотносительный (биполярный) характер, нaпример добро и зло.

Категория »добро», в свою очередь, также служит системообразующим началом нравственных понятий. Этическая традиция гласит: «Все, что считается моральным, нравственно должным, является добром». В понятии «зло» сконцентрировано собирательное значение аморального, противостоящего нpaвствeннo-цeнному. Наряду с понятием «добро» упоминается и понятие «добродетель» (делать дoбро), служащее обобщенной характеристикой устойчиво положительных моральных качеств личности. Добродетельный человек - это активно действующая, нравственная личность. Противоположным понятию «добродетель» является понятие «порок».

Также одной из важнейших моральных категорий является совесть. Совесть - это способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный caмоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми.

Поэт Осип Мандельштам писал:
...Совесть твоя:
Узел жизни, в котором мы узнаны...

Без совести нет нравственности. Совесть - внутренний суд, который человек вершит над самим собой. « Угрызения совести,- писал Адам Смит более двух веков назад,- caмое ужасное из чувств, посещавших сердце человека».

К числу важнейших ценностных ориентиров относится и патриотизм. Этим понятием обозначается ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь К Родине, своему народу. Патриотически настроенный человек при вержен национальным традициям, общественному и политическому устройству, языку и вере cвoeгo нaрода. Патриотизм проявляется в гордости за достижения родной страны, в сопереживании ее неудачам и бедам, в уважении к ее историческому прошлому, к народной памяти, культуре. Из курса истории вы знаете, что патриотизм зародился в глубокой древности. Он заметно проявлялся в периоды, когда возникала опасность для страны. (Вспомните события Отечественной войны 1812 г., Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.)

Сознательный патриотизм как нравственный и социально-политический принцип предполагает трезвую оценку успехов и слабостей Отечества, а также уважительное отношение к другим народам, иной культуре. Отношение к другому народу является критерием, отличающим патриота от националиста, т. е. человека, стремящегося поставить свой собственный народ выше других. Патриотические чувства и идеи лишь тогда нравственно возвышают человека, когда они сопряжены с уважением к людям различных национальностей.

С патриотическими ориентирами человека связаны и качества гражданственности. Эти социально-психологические и нравственные качества личности сочетают в себе и чувство любви к Родине, и ответственность за нормальное развитие ее социальных и политических институтов, и осознание себя как полноправного гражданина, обладающего совокупностью прав и обязанностей. Гражданственность проявляется в знании и способности использовать и защищать личные права, уважении прав других граждан, соблюдении Конституции и законов страны, неукоснительном выполнении своих обязанностей.

Формируются ли нравственные начала в человеке стихийно или их необходимо формировать сознательно?

В истории философской и этической мысли существовала точка зрения, согласно которой моральные качества присущи человеку с момента рождения. Так, французские просветители полагали, что человек по своей природе добр. Некоторые представители восточной философии считали, что человек, наоборот, по своей природе зол и является носителем зла. Однако изучение процесс а становления моральнoгo сознания показало, что оснований для таких категорических утверждений нет. Моральные начала не заложены в человеке от рождения, а формируются в семье на том примере, который находится у нeгo перед глазами; в процессе общения с другими людьми, в период обучения и воспитания в школе, при восприятии таких памятников мировой культуры, которые позволяют как приобщиться к уже дoстигнутому уровню нpaвcтвeннoгo сознания, так и сформировать у себя на основе самовоспитания собственные моральные ценности. Не последнее место при этом занимает и caмовоспитание личности. Способность чувствовать, понимать, творить добро, распознавать зло, быть стойким и непримиримым к нему - особые нравственные качества личности, которые человек не может получить готовыми от окружающих, а должен выработать самостоятельно.

Самовоспитание в сфере нравственности - это прежде вceгo самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе по всем видам своей деятельности. Утверждению нравственности в сознании, деятельности каждого человека способствует многократная реализация положительных моральных норм каждой личностью, или, говоря иначе, опыт добрых дел. Если такая Mнoгoкpaтность отсутствует, то, как показывают исследования, «портится» и «ржавеет» механизм морального развития, подрывается столь необходимая для деятельности способность личности к самостоятельным нравственным решениям, ее способность полагаться на себя и отвечать за себя.

Вариант № 1.

1. Выберите определение, соответствующее понятию «мораль»:

а) совершенство, высшая цель человеческих стремлений, представление о наиболее возвышенном в человеке;

б) осознанная потребность личности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями;

в) форма информативно-оценочной ориентированности индивида, общностей в повелении и духовной жизни, взаимовосприятии и самовосприятии людей;

г) узаконенная справедливость, средство цивилизованного разрешения противоречий.

2. Наукой о морали, нравственности является

3. Безусловное, принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств, называется

б) «золотым правилом нравственности»

в) научным мировоззрением

г) духовной потребностью.

4. Соврешенство, высшая цель человеческих стремлений, представление о высших моральных требованиях

5. Мыслители, обосновавшие нравственный идеал как универсальный закон природы

г) Аристотель, .

1. Точка зрения, согласно которой моральные критерии относительны и зависят от обстоятельств, времени или людей, которые их применяют.

2. Учение о ценностях.

3. Одно из направлений в этике, возникшее в античной философии и представленное именами Демокрита, Сократа и Аристотеля; основным мотивом в поведении человека считает стремление к счастью.

4. Отрицание всех положительных идеалов и любых поведений морали вообще.

Закончите предложения.

1. Система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире – …

2. Тип мировоззрения, который возникает в жизни человека в процессе его личной практической жизни человека в процессе его личной практической деятельности, взгляды человека формируются стихийно – …

3. Источником этого типа мировоззрения являются Библия, Талмуд, Коран и другие произведения мировой духовной культуры – …

4. Мировоззрение, прочно обоснованное достижениями науки –

Задание:

Мировые религии о морали.

Христианские заповеди.

5. Почитай своих отца и мать.

6. Не убий.

8. Не укради.

10. Не завидуй чужому добру.

Библия, Книга Исход, гл. 20

Евангелие от Матфея, гл. 22

Из Ветхого Завета.

«Вдову и сироту не обижай».

Индуистские принципы йоги.

1. Ахимса

2. Сатья

3. Астейя

4. Апарибраха


5. Брахмачарья

Из Корана.

Тесты «Нравственные ориентиры деятельности».

Вариант № 2.

1. Какое из перечисленных ниже определений не относится к определению морали?

а) форма информативно-оценочной ориентированности индивида, общностей в повелении и духовной жизни, взаимовосприятии и самовосприятии людей;

б) узаконенная справедливость, средство цивилизованного разрешения противоречий;

в) система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей для обеспечения единства общественных и личных интересов;

г) форма общественного сознания, в которой отражаются и закрепляются этические качества социальной действительности.

2. Центральными в этике являются понятия

а) общего и частного;

б) добра и зла;

в) абсолютного и относительного;

г) идеального и материального.

а) Д. Дидро;

б) И. Кантом;

г) К. Каутским

4. Личностное ответственное следование нравственным ценностям, личное осознание необходимости безусловного выполнения моральных требований в этике определяется категорией

5. Мыслители – сторонники социального происхождения морали

а) Фома Аквинский, Августин Блаженный;

б) Пифагор, Гераклит, Дж. Бруно, Спиноза;

в) Т. Гоббс, К. Маркс, М. Вебер, Дж. Милль;

г) Аристотель, .

Работа с понятиями. Венгерский кроссворд.

Найдите здесь понятия, к следующим определениям:

Точка зрения, согласно которой моральные критерии относительны и зависят от обстоятельств, времени или людей, которые их применяют. Учение о ценностях. Одно из направлений в этике, возникшее в античной философии и представленное именами Демокрита, Сократа и Аристотеля; основным мотивом в поведении человека считает стремление к счастью. Отрицание всех положительных идеалов и любых поведений морали вообще.

Закончите предложения.

Система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире – … Тип мировоззрения, который возникает в жизни человека в процессе его личной практической жизни человека в процессе его личной практической деятельности, взгляды человека формируются стихийно - … Источником этого типа мировоззрения являются Библия, Талмуд, Коран и другие произведения мировой духовной культуры - … Мировоззрение, прочно обоснованное достижениями науки - …

Задание: Ознакомьтесь с заповедями мировых религий. Отметьте идеи, одинаковые или сходные для всех мировых религий: призыв к миру; о помощи нуждающимся; о справедливости; о богатстве; о добре.

Все под одним Богом ходим, хоть и не в одного веруем.

Мировые религии о морали.

Христианские заповеди.

1. Я есть Господь Бог твой; да не будет у тебя других богов, кроме меня.

2. Не делай себе кумиров ни на небе, ни на земле, ни под землей; и не поклоняйся и не служи им.

3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.

4. Суббота (день покоя) посвяти его Господу Богу твоему.

5. Почитай своих отца и мать.

6. Не убий.

7. Не прелюбодействуй, не изменяй любви и верности, сохраняй чистоту мыслей и желаний.

8. Не укради.

9. Не лжесвидетельствуй, не лги.

10. Не завидуй чужому добру.

Библия, Книга Исход, гл. 20

Суть этих заповедей Иисус Христос изложил так:

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Евангелие от Матфея, гл. 22

Из Ветхого Завета.

«Почитай своих отца и мать. Не убивай. Не кради. Не прелюбодействуй. Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».

«Раздели с голодным хлеб твой и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого – одень его».

«Вдову и сироту не обижай».

«Если найдешь вола врага твоего или осла его, заблудившегося, - приведи его к нему. Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его: развьючь вместе с ним».

«Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним».

«Блажен, кто помышляет о бедном!»

«Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца».

«Научитесь делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступитесь за вдову».

«И будет Он [Бог] судить народы…и перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать»

Индуистские принципы йоги.

Пять обетов Сдержанности – Йама, которые составляют Великий обет – Маха-вратам.

1. Ахимса – не-насилие, не-убийство, не-причинение вреда всему живому в делах, чувствах, словах и мыслях, любовь ко всему сущему.

2. Сатья – правдивость, искренность в делах, чувствах, словах и мыслях.

3. Астейя – не-воровство, не-присвоение чужого.

4. Апарибраха – не-накопительство лишнего, отказ от второстепенного ради главного.

5. Брахмачарья – воздержание, контроль за всеми желаниями, эмоциями, мыслями.

Пять главных обязанностей правоверных мусульман. Пять столпов веры.

1. Верить, что есть только один единый Бог – Аллах, а Мухаммед – его Пророк.

2. Совершать намаз (молиться) 5 раз в день.

3. Соблюдать главный пост с рассвета до заката в течение священного месяца Рамадан всем, кроме малых детей и больных.

4. Тратить пятую часть своего дохода на милостыню.

5. Совершить хотя бы раз в своей жизни хадж – паломничество (путешествие) в святые места – Мекку и Медину.

Из Корана.

«Поистине, Аллах любит делающих добро, сдерживающих гнев, прощающих людям».

«Пусть не навлекает на вас ненависть к людям греха того, что вы нарушаете справедливость. Будьте справедливы».

«А родителям – делание добра, и близким, и сиротам, и беднякам, и соседу, и другу, и путнику».

«Праведники кормят бедняка, сироту и пленника».

«И не говорите тому, кто предложит вам мир: «Ты неверующий»».

«Кто богат, пусть будет воздержан».

«Не будьте неумеренны. Он [Бог] не любит неумеренных».

Мораль – это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.

Кто же устанавливает моральные нормы?

На этот вопрос даются разные ответы. Весьма авторитетной является позиция тех, кто считает источником моральных норм деятельность и заповеди великих учителей человечества: Конфуция, Будды, Моисея, Иисуса Христа.

В священных книгах многих религий записано общеизвестное правило, которое в Библии звучит следующим образом: «…Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Согласно другой точке зрения, нормы и правила морали формируются естественно – историческим путём – и извлекаются из массовой житейской практики.

Опираясь на имеющийся опыт, человечество выработало основные моральные запреты и требования: не убивать, не воровать, помогать в беде, говорить правду, выполнять обещания. Во все времена осуждались жадность, трусость, обман, лицемерие, жестокость, зависть и, напротив, одобрялись свобода, любовь, честность, великодушие, доброта, трудолюбие, скромность, верность, милосердие.

В пословицах русского народа неразрывно связывались честь и разум: «Честь ум рождает, а бесчестие и последний отнимает».

Моральные установки личности исследовались крупнейшими философами. Один из них – И. Кант. Он сформулировал категорический императив морали, следование которому весьма важно для реализации нравственных ориентиров деятельности.

Как же Кант характеризует категорический императив? Приведём одну из его формулировок

Существует, утверждал Кант, только один категорический императив: «поступай всегда согласно такому правилу, всеобщности которой в качестве закона ты в то же время можешь желать».

Идеал – это совершенство, высшая цель человеческого стремления.

Эти представления о лучшем, ценном и величественном некоторые учёные называют «моделированием желаемого будущего», которое отвечает интересам и потребностям человека.

Ценности – это то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества.

Когда речь идёт об отрицательном отношении людей к тем или иным явлениям, о том, что ими отвергается, нередко используются термины «антиценности» или «отрицательные ценности». Ценности отражают отношение человека к действительности (к тем или иным фактам, событиям, явлениям), к другим людям, к самому себе. Отношения эти могут быть различными в разных культурах и у разных народов или социальных групп.



Виды ценностей: правовыми, политическими, религиозными, художественными, профессиональными, нравственными.

Важнейшие нравственные ценности составляют систему ценностно-моральной ориентации человека, неразрывно связанную с категориями морали. Моральные категории носят противоположный характер – добро и зло.

Совесть – это способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях.

Поэт Осип Мандельштам писал:

…Совесть твоя:

Узел жизни, в котором мы узнаны…

«Угрызения совести, - писал Адам Смит более двух веков назад, - самое ужасное из чувств, посещавших сердце человека».

К числу важнейших ценностных ориентиров относится и патриотизм – ценностное отношение человека к своему Отечеству , преданность и любовь к Родине, своему народу.

Приведите примеры проявления патриотизма?

(Вспомните события Отечественной войны 1812 г., Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.)

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх