Содержит ли философия кузанского идеи диалектики. Философские взгляды николая кузанского: структурно-математический метод, учение об ученом незнании и проблема истины. Реформы Николая Кузанского в церкви и государстве

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЛГОГРАДСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

Факультет государственного муниципального управления

Кафедра философии и культурологии

ПОНЯТИЕ БЕСКОНЕЧНОСТИ В ФИЛОСОФИИ НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО

Курсовая работа

по дисциплине «Философия»

Выполнила

студентка группы УП-100

Квициния Шьайза Хаджаратовна

Научный руководитель

кандидат философских наук, преподаватель

Сивков Денис Юрьевич

Волгоград

Глава I Учение о бесконечности……….. …………………...4

1.1 О непостижимости истины………………….................4

1.2 О совпадении противоположностей………….…..........5

Вывод……………………………………………………..11

Глава II ”Свернутость-развернутость”………………………..13

2.1 Об отношении между Богом и миром.…………………….13

2.2 Вселенная у Кузанского…………………………………….15

ГлаваIII Человек как микрокосм……………………………….17

Заключение………………………………………………………20

ВВЕДЕНИЕ.

Николай Кузанский один из крупнейших европейских мыслителей XVвека. Он является одним из самых видных гуманистов эпохи Возрождения и считается родоначальником итальянской натурфилософии. Николай Кузанский(1401-1464 гг, родился в Германии, учился в Падуе).Выходец из семьи винодела и рыбака, он прошел все ступени священства, пройдя путь до папского кардинала и епископа. Его деятельность как философа, общественно-политического деятеля и служителя церкви, во многом способствовала назревавшей в то время секуляризации.

Трактат “Об ученом незнании” был написан в 1440 году и являлся первой философской книгой Николая Кузанского. Кузанца принято называть первым мыслителем эпохи Возрождения благодаря разработанной и предложенной им оригинальной доктрине “ученого незнания” и, соответственно, вытекающей из нее особой концепции человека.

Цель нашей курсовой работы -изучение трактата “Об ученом незнании”, а конкретно -изучение понятия бесконечности в философии Николая Кузанского.

Трактат Кузанского “Об ученом незнании” состоит из трех главных составляющих:

1.Учение о бесконечности

2.Учение о человеке как микрокосме

3.Идея взаимосвязи всех явлений

В нашей работе, состоящей из введения, трех глав и заключения, мы подробно остановимся на рассмотрении всех главных тем “ученого незнания”.

1.Учение о бесконечности.

1.1 О непостижимости истины

В начале своей работы Николай Кузанский излагает причину ее написания- стремление постигнуть истину. Процесс познания автор связывает с деятельностью разума, причем путь такого исследования или познания основывается на сравнении и сопоставлении, т.к суждение о чем-либо неизвестном всегда начинается с его сравнения при помощи тех или иных соотношений с заранее полагаемым известным. Наш конечный разум, исходя из подобий, не имеет возможности с точностью постичь истину всех вещей. Нельзя найти в природе два или несколько предметов до такой степени подобных или равных, чтобы не существовало еще более схожих вещей в бесконечном числе. Различия будут всегда, насколько бы ни были равны меры и измеренные предметы. Истина по природе своей неделима и не способна воспринимать большее или меньшее. Все, что не является само по себе истинным, не может с точностью измерять истину. Поэтому разум, который сам по себе не является истиной, не способен постичь истину с такой точностью, которую нельзя было бы постичь более точным образом через бесконечность.

Познавательная установка -ученое незнание, основана на понимании радикальной диспропорции между конечностью человеческого разума и бесконечностью, которую он хочет охватить. Кузанец говорит о том, что все то, что мы хотим познать, есть наше незнание. “Наш конечный разум, двигаясь путем уподоблений, не может поэтому в точности постичь истину вещей. Ведь истина не бывает больше и меньше, она заключается в чем-то неделимом и, кроме как самой же истиной, ничем в точности измерена быть не может, как круг, бытие которого состоит в чем-то неделимом, не может быть измерен не-кругом. Не являясь истиной, наш разум тоже никогда не постигает истину так точно, чтобы уже не мог постигать ее все точнее без конца, и относится к истине, как многоугольник к кругу: будучи вписан в круг, он тем ему подобнее, чем больше углов имеет, но даже при умножении своих углов до бесконечности он никогда не станет равен кругу, если не разрешится в тождество с ним.” (гл.3 кн.1)

1.2 О совпадении противоположностей

В своей работе Кузанский вводит понятие максимума, который он определяет, как бесконечное бытие Бога. Нет ничего большего чем максимум, ведь он- все, что есть, но нет и ничего меньшего чем максимум, ведь он- это все, что есть. Таким образом, что-то меньшее, чем ВСЕ, не может существовать и одновременно не быть причастным всему, что существует. Максимум лишен всяких градаций, это то, что за пределом всякой меры, это абсолютная простота, все различия в которой находятся в свернутом состоянии. Максимум непостижим, среди конечных вещей максимум не существует. Максимум есть многообразие всего, что существует в действительности и всего, что пока существует только в возможности. Максимум- это совмещение в единстве всех противоположностей и различий. Исходя из этой концепции максимума, Кузанский по-своему обосновывает понятие бесконечности, бесконечности, присущей только бытию Бога. Абсолютное единство или высшая полнота бытия- есть максимум, который присущ лишь божеству.

Бог- абсолютное единство в смысле максимальной полноты бытия. “Бог, то есть сама абсолютная максимальность, есть свет" и "Бог есть так же максимальный свет, как минимальный свет". Ведь не будь абсолютная максимальность бесконечной, не будь она всеобщим пределом, ничем в мире не определяемым, она не была бы и актуальностью всего возможного”.(гл.4,кн.1)

Бытие как абсолютное единство содержит в себе и максимум, и минимум, а они есть противоположности по своей сути, отсюда следует вывод, что это бесконечное бытие есть совпадение противоположностей, как совпадение полноты и простоты.” Бесконечность по Кузанцу есть максимальное бытие, абсолютное единство или интеграция всех различий и противоположностей.

Николай Кузанский рассматривает бесконечность как некую фигурную конструкцию, которая подчинена принципу упорядочения. В главе пятой своего трактата Кузанский предельно понятно, так, что его рассуждения не вызывают никаких сомнений, показывает нам, что, если в системе натуральных чисел начать переходить от одного конечного числа к другому, то мы нигде не сможем остановиться. Ведь в ряду натуральных чисел каждое конечное число возможно только в том случае, если есть еще большее число, даже если оно больше только на единицу. Таким образом, переходя от одного числа к другому, мы понимаем, что есть бесконечное число которое мы не можем получить, присоединив единицу к тому или иному конечному числу, каким бы большим оно не было. И эту бесконечность мы не можем ни увеличить, ни уменьшить, ни умножить, ни разделить.

Бесконечность +1 все равно есть бесконечность, бесконечность – 1 тоже бесконечность, бесконечность умноженная на любое конечное число так и останется бесконечностью. И бесконечность разделенная на то или иное число в результате даст нам ту же бесконечность. Отсюда можно сделать вывод, что существует абсолютный максимум, который невозможно изменить никакими конечными операциями, но являясь неделимым, он есть также абсолютный минимум, таким образом, абсолютный максимум и абсолютный минимум есть одно и то же.” Абсолютный максимум пребывает в полной актуальности, будучи всем, чем он может быть, и по той же причине, по какой он не может быть больше, он не может быть и меньше: ведь он есть всё то, что может существовать. Но то, меньше чего не может быть ничего, есть минимум. Значит, раз максимум таков, как сказано, он очевидным образом совпадает с минимумом.”(гл.4,аб.2,кн.1)

”И поскольку абсолютный максимум есть абсолютная актуальность всего могущего быть, причем настолько без всякого противоположения, что совпадает с минимумом, то он одинаково выше и всякого утверждения, и всякого отрицания. Все, что мы о нем думаем, он не больше есть, чем не есть, и все, что мы о нем не думаем, он не больше не есть, чем есть: он есть так же это вот, как и все, и он так же все, как и ничто; и он больше всего есть именно эта вот вещь так, что вместе и меньше всего она”(гл.4,кн.1). То есть, мы можем сказать, что Кузанец делает вывод о том, что бесконечность есть абсолютное совершенство, абсолютная полнота бытия, которая находится вне любых степеней и различий. Кузанский пишет: “мы видим, что абсолютный максимум есть бесконечность, которой ничто не противостоит и с которой совпадает минимум”.(гл.4,аб.5,кн.1)

Это является одной из причин, по которой, чтобы познавать конечные вещи, в познании мы должны начинать с бесконечного, а не с конечного и в этом смысле определенного.

Таким образом, раз человеческий разум не может постичь бесконечность, значит он максимально приближается к ней тогда, когда сталкивается с чем-то абсурдным, немыслимым с человеческой точки зрения. Таким является по Кузанскому прежде всего “совпадение противоположностей”.Доктрина Кузанского о “совпадении противоположностей” имеет основополагающее значение для его философии: максимум содержит в себе И ТО,И противоположное ему ДРУГОЕ, одновременно ЕСТЬ И ТО И ДРУГОЕ. Говоря словами Кузанского “абсолютный максимум пребывает в полной актуальности, будучи всем, чем он может быть”.

Кузанский начинает аргументацию “Об ученом незнании ” с утверждения, что процесс человеческого познания возникает благодаря сравнению известного и неизвестного.

Философские взгляды Кузанского . Одно из центральных мест - учение о Боге. Он утверждает, что божественное бытие играет решаю­щую роль в становлении мира природы и мира человека. Кузанский приходит к мысли о противоречивости Бога, поскольку он представляет собой единство противоположностей - абсолютного максимума и абсолютного минимума. Совпадение максимума и минимума позволяет заключить, во-первых, что Бог пребывает во всем («все во всем») и признание мира вне Бога является непоследовательным; что, во-вторых, Бог есть единство причины и следствия, т.е. творящего и сотворенного; и, наконец, в-третьих, сущность видимых вещей и Бога совпадает, а это сви­детельствует об единстве мира. Таким образом, Николай Кузанскии выдвигает идею мистического пантеизма, отождествляя творца и творе­ние. Утверждая, что «бытие Бога в мире есть не что иное, как бытие мира в Боге», Кузанскии стремится понять мир духов­ный и мир земной как единое целое.

Пантеистические и диалектические идеи Николая Кузанского нашли свое дальнейшее выражение в космологии и натурфило­софии. Кузанскии вы­двигает идею бесконечности Вселенной в пространстве. Исходные положения космологии Кузанского явились осно­ванием для утверждения, что Земля не является центром Все­ленной, она имеет такую же природу, как и другие планеты и находится в постоянном движении.

Природный мир представляет собой живой организм, одушевленный мировой душой. Все части этого мира находятся в общей связи и существуют в постоянной ди­намике. Природа противоречива, выступает как единство проти­воположностей.

Особое внимание уделено учению о человеке. Кузанский не столько уподобляет человека Богу, сколько приходит к его обожествлению, называя человека «человеческим Богом» или «очеловечившимся Богом». Человек, с точки зрения Кузанского, есть диалектическое единство конеч­ного и бесконечного. В онтоло­гическом плане человек стоит выше всех остальных творений Бога. Обожествляя человека, Кузанский высказывает мысль о его творческой сущности. Если Бог есть творчество, то человек, подобно Богу, также представляет собой творческое начало, т.е. обладает полной свободой воли.

Учение Кузанского о человеке тесно связано с гносеологичес­кими проблемами и решением вопроса о познавательных воз­можностях человека. Основную задачу познания Кузанский видит в устранении схоластической веры в авторитеты. Кузанский полагает, что человек обладает естественной способностью познания природы. Его познавательные возможности реализуются посред­ством ума . Существуют три вида ума: чувство (ощущения плюс воображение), рассудок и разум. Кузанский не отрицает необходимости опытно-эмпирического изучения дей­ствительности, однако он считает чувственное познание наиболее ограниченной разновидностью ума. Чувственное познание человека подчинено упорядочивающе­му началу рассудка. Но ни чувства, ни рассудок не способны познать Бога. Они представляют собой инструмент для познания природы. Разум - высшая познавательная способность человека. Разум способен мыслить всеобщее, приближаясь к сфере бесконечного и аб­солютного. Присущее разуму понимание бесконечности приводит его к пониманию смысла противоположностей и их единства. В этом заключается превосходство разума над рассудком.

Проблема истинности знания решается Кузанским диалек­тически. В основе учения об истине находится положение: исти­на неотделима от своей противоположности - заблуждения. Кузанский полагает, что разуму необходимо постоянно преодоле­вать догматическую самоуверенность рассудка относительно окончательной истинности суждений, тем самым способствуя по­ниманию истины как процесса все большего углубления позна­ния на пути к недостижимому абсолюту.

Ключевой фигурой философской мысли Возрождения был Николай Кузанский (1401-1464) , урожденный Николай Кребс (он приобрел вошедшее в историю философии имя по месту своего рождения - небольшого селения Кузы, на берегу Мозеля, в Южной Германии). Отец его был рыбаком и виноделом. Политическая, научная и философская деятельность Н.Кузанского теснейшим образом связана с Италией, что позво­ляет рассматривать его философское творчество в рамках ита­льянской философии.

Получив образование в Гейдельбергском, Падуанском и Кельнском университетах, Кузанский становится священнослу­жителем и впоследствии кардиналом римско-католической цер­кви.

Философская и общественная деятельность Николая Кузан­ского, несмотря на его религиозный сан, активно содействовала секуляризации общественного сознания в целом и философского, в частности. Ему были близки многие идеи гуманизма. Будучи крупнейшим ученым своего времени, он серьезно занимался ма­тематикой, астрономией, медициной, географией.

Одно из центральных мест в философии Кузанского занимает учение о Боге. В соответствии со средневековой схоластической традицией он утверждает, что божественное бытие играет решаю­щую роль в становлении мира природы и мира человека. Однако Кузанец отходит от ортодоксальных схоластических идей в тол­ковании Бога и развивает идеи, близкие к античному пантеизму , деперсонализирует Бога, который выступает у него как «не­иное», «бытие-возможность», «сама возможность», а чаще всего как «абсолютный максимум», актуальная бесконечность. Мир же есть «ограниченный максимум», потенциальная бесконечность.

Кузанский приходит к мысли о противоречивости Бога, кото­рая обусловлена тем, что абсолютный максимум, являясь беско­нечностью, не страдает ни от каких конечных операций. Являясь неделимым, он также есть и абсолютный минимум, и таким об­разом, представляет собой единство противоположностей - ­абсолютного максимума и абсолютного минимума. Совпадение максимума и минимума позволяет заключить, во-первых, что Бог пребывает во всем («все во всем») и признание мира вне Бога является непоследовательным; что, во-вторых, Бог есть единство причины и следствия, т.е. творящего и сотворенного; и, наконец, в-третьих, сущность видимых вещей и Бога совпадает, а это сви­детельствует об единстве мира. Понимание Бога как единства противоположностей ослабляет его творящие личностные функ­ции, сближает бесконечного Бога и конечный мир, приводит к отходу от принципа креационизма.

Идею генезиса универсума Кузанский развивает в соответст­вии с неоплатоновским принципом эманации . Божественное на­чало, будучи неограниченной возможностью всего сущего и аб­солютным единством, содержит в себе все бесконечное многооб­разие природного и человеческого мира в свернутом виде, воз­никновение мира - результат его развертывания из божествен­ных глубин. Происходит «вечное порождение» неограниченным ограниченного, единым множественного, абстрактно-простым ­конкретно-сложного, индивидуального. Возвращение многооб­разного, индивидуального мира природы и человека к Богу пред­ставляет своеобразный процесс «свертывания».

Таким образом, не порывая полностью с теистическими взгля­дами средневековой схоластики, Николай Кузанский выдвигает идею мистического пантеизма , отождествляя творца и творе­ние, растворяя творение в творце. Он пренебрегает идеей раз­рыва божественного и природного, земного и небесного, харак­терной для схоластического мышления. Утверждая, что «бытие Бога в мире есть не что иное, как бытие мира в Боге», Кузанский формулирует принципы, присущие культурной и философской традиции эпохи Возрождения, стремящейся понять мир духов­ный и мир земной как единое целое.

Пантеистические и диалектические идеи Николая Кузанского нашли свое дальнейшее выражение в космологии и натурфило­софии. Низведя бесконечность Бога в природу, Кузанский вы­двигает идею бесконечности Вселенной в пространстве. Он ут­верждает, что сфера неподвижных звезд не есть окружность, замыкающая мир: « ... машина мира будет как бы иметь повсюду центр и нигде окружность. Ибо ее окружность и центр есть Бог, который всюду и нигде». Вселенная однородна, в разных частях ее господствуют одинаковые законы, любая часть Вселенной рав­ноценна, ни одна из звездных областей не лишена обитателей.

Исходные положения космологии Кузанского явились осно­ванием для утверждения, что Земля не является центром Все­ленной, она имеет такую же природу, как и другие планеты и находится в постоянном движении. Подобный взгляд противоречил господствующему в эпоху средневековья представлению о конечности мироздания в пространстве и о Земле как о его цент­ре. Кузанский в умозрительной форме переосмыслил аристоте­левско-птолемеевскую картину мира и явился предвестником ге­лиоцентрического взгляда на мироздание. Он предвосхитил своей концепцией выводы Коперника, который «сдвинув Землю, остановил Солнце» и ограничил Вселенную сферой неподвиж­ных звезд.

Космологические идеи Кузанского оказали большое влияние на Дж. Бруно, который преодолел узость взглядов Коперника, опираясь на глубокие диалектические идеи Кузанского.

Природный мир, согласно Кузанцу, представляет собой живой организм, одушевленный мировой душой. Все части этого мира находятся в общей связи и существуют в постоянной ди­намике. Природа противоречива, выступает как единство проти­воположностей. «Все вещи, - пишет Кузанский в «Ученом не­знании», - состоят из противоположностей... выявляя свою природу из двух контрастов путем преобладания одного над дру­гим». Примеры совпадения противоположностей он черпает, как правило, из математики , ибо считает, что в основе всех яв­лений лежат математические принципы. Распространение прин­ципа единства противоположностей на реальный природный мир позволило Кузанскому занять видное место в истории развития диалектики.

Особое внимание в философии Николая Кузанского уделено учению о человеке . Кузанский отказывается от христианской идеи креационизма в трактовке человека и возвращается к идеям античности, рассматривающим человека как своеобразный мик­рокосм. Пытаясь связать микрокосм с божественной сущностью, он вводит понятие «малого мира», т.е. самого человека, «большого мира» , т.е. универсума и «максимального мира» - боже­ственного абсолюта. Согласно Кузанскому, малый мир - подо­бие большого, а большой - подобие максимального. Данное ут­верждение необходимо приводит к выводу, что малый мир, человек, не только воспроизводит окружающий его многогранный природный мир, но и является подобием мира максимального ­Бога.

При поверхностном анализе создается впечатление, что уподобляя человека Богу, Николай Кузанский не выходит за рамки средневековой ортодоксии. Однако, при более глубоком рассмот­рении, становится ясным, что он не столько уподобляет человека Богу, сколько приходит к его обожествлению, называя человека «человеческим Богом» или «очеловечившимся Богам» . Человек, с точки зрения Кузанского, есть диалектическое единство конеч­ного и бесконечного, конечно-бесконечное существо. В онтоло­гическом плане человек стоит выше всех остальных творений Бога, за исключением ангелов, максимально приближен к Богу. «Человеческая природа есть вписанный в круг многоугольник, а круг - божественная природа», - заявляет Кузанский в «Трак­тате об ученом незнании».

Обожествляя человека, Кузанский высказывает мысль о его творческой сущности. Если абсолют, Бог, есть творчество, то человек, подобно Богу, также является абсолютом, представляет собой творческое начало, т.е. обладает полной свободой воли.

Натуралистические, близкие к антропоцентризму тенденции философии Николая Кузанского были усилены в позднейших гуманистических концепциях итальянского Возрождения ХV в.

Учение Кузанского о человеке тесно связано с гносеологичес­кими проблемами и решением вопроса о познавательных воз­можностях человека. Основную задачу познания Кузанский видит в устранении схоластической веры в авторитеты. «Ничей авторитет мной не руководит, даже если побуждает меня к дви­жению», - пишет он в диалоге «Простец об уме», а в диалоге «Простец о мудрости» Кузанский сравнивает схоласта, скован­ного верой в авторитет, с конем, который по природе свободен, но привязан уздой к кормушке и не может есть ничего другого, кроме того, что ему подали. Кузанский полагает, что человек, как микрокосм, обладает естественной способностью познания природы. Его познавательные возможности реализуются посред­ством ума , уподобляемого божественному, творческому уму. Ум - индивидуален, что обусловлено различным телесным уст­ройством людей. Существуют три способности, три вида ума: чувство (ощущения плюс воображение), рассудок и разум.

Выделение чувственного познания как одной из познаватель­ных способностей человека свидетельствует о том, что Кузанский не отрицает необходимости опытно-эмпирического изучения дей­ствительности, а это выходит за рамки средневековой традиции. Однако он считает чувственное познание наиболее ограниченной разновидностью ума, присущей даже животному. Чувственное познание человека подчинено различающему и упорядочивающе­му началу рассудка. Но ни чувства, ни рассудок не способны познать Бога. Они представляют собой инструмент для познания природы. Кузанский не сомневается в возможности познания природы, методологическим стержнем которого является матема­тика.

Разум - высшая познавательная способность человека. «Разум не может ничего постигнуть, чего не было бы уже в нем самом в сокращенном, ограниченном состоянии». Разум полнос­тью изолирован от чувственно-рассудочной деятельности, явля­ясь сугубо умозрительной, чисто духовной сущностью, порожде­нием самого Бога. Он способен мыслить всеобщее, нетленное, постоянное, приближаясь тем самым к сфере бесконечного и аб­солютного. Присущее разуму понимание бесконечности приводит его к пониманию смысла противоположностей и их единства. В этом заключается превосходство разума над рассудком, который «спотыкается оттого, что далек от этой бесконечной силы и не может связать противоречия, разделенные бесконечностью».

Рассматривая основные познавательные возможности челове­ка в их взаимодействии, Кузанский приходит к мысли, что про­цесс познания есть единство противоположных моментов - по­знаваемой природы и непознаваемого Бога, ограниченных спо­собностей чувства и рассудка и более высоких возможностей ра­зума.

Проблема истинности знания решается Кузанским диалек­тически. В основе учения об истине находится положение: исти­на неотделима от своей противоположности - заблуждения, как свет неотделим от тени, без которой он невидим». Человек в познавательной деятельности способен лишь к более или менее точному представлению о сущности мира, ибо божественные пути непостижимы, их невозможно осмыслить точно и непроти­воречиво. Противоречивость «ученого» незнания может понять только разум, который тем самым приближается к истине. Однако «наш разум... никогда не постигает истину так точно, чтобы не мог постигать ее все точнее без конца, и относится к истине, как многоугольник к кругу: будучи вписан в круг, он тем ему подобнее, чем больше углов он имеет, но даже при умножении своих углов до бесконечности он никогда не равен кругу». Что касается рассудка, то он догматичен, склонен рассматривать каж­дое из своих положений как истину в последней инстанции. Ку­занский полагает, что разуму необходимо постоянно преодоле­вать догамтическую самоуверенность рассудка относительно окончательной истинности суждений, тем самым способствуя по­ниманию истины как процесса все большего углубления позна­ния на пути к недостижимому абсолюту.

Философские воззрения Николая Кузанского сыграли суще­ственную роль в преодолении схоластической традиции в фило­софии, в развитии идей позднего Возрождения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

Факультет АДФ

Кафедра философии

Реферат на тему

Пантеизм и диалектика философии Н. Кузанского

Работу выполнил студент:

Логунов Н.А. гр. 1-НТТС-2

Работу принял преподаватель:

Савинова Е.Ю.

Вступление

Эпоха Возрождения ознаменовалась выдающимися достижениями во всех областях человеческой культуры, в том числе и философии. Достаточно назвать имена Николая Кузанского, Леонардо да Винчи, Мишеля Монтеня, Джордано Бруно. Именно с ними связаны новые идеи в философии, которая пришла на смену господству средневековой схоластики и патристики.

В своем реферате я постараюсь рассказать о философии и жизни Николая Кузанского.

пантеизм диалектика философия возрождения Кузанский

Жизнь Николай Кузанский

Он родился в Германии в местечке Куза в 1401 г. в семье крестьянина. Рано испытав жажду знаний, он бежал из отчего дома и, получив поддержку местного феодала, смог получить хорошее образование в Братстве Общей Жизни - религиозной общине в Голландии, которая отстаивала важность внутренней веры и религиозного опыта, а не внешней, показной набожности. Николай принял духовный сан и, стремительно продвигаясь по ступеням церковной иерархии, достиг в 1448 году сана кардинала и главы всей католической церкви в Германии. Кузанский участвовал в организации Флорентийско - Феррарского церковного собора в 1439 года, принявшего решение о воссоздании католической и православной церквей. Идеал христианского единства, контроля верующих за папским престолом у Николая Кузанского дополнялся совсем уж фантастической по тем временам мечтой - о диалоге и сотрудничестве с исламским миром.

Кузанский был не только талантливым и энергичным церковным дипломатом, администратором, выдающимся ученым деятелем, но и глубоким мистиком и богословом, находящим яркие и впечатляющие образы для выражения того, что выразить словами просто невозможно. Высокий сан не спас Кузанского от обвинения в ереси после публикации его главного философского труда «Об ученом незнании». Немецкий богослов Венк в своем трактате с издевательским названием «О невежественной участи» обручился на него с обвинениями в проповеди пантеизма. Николаю пришлось защищаться - так возникла книга «Апология ученого незнания».

В своем учении Кузанский соединил идеи наступающего Возрождения (бесконечность мира, бесконечность Бога, величие человека), идеи средневековой философии (богопознание как высшая цель познания), идеи античности: Пифагора, Сократа, Платона, неоплатоников, а также идеи мистических учений Дионисия псевдо-Ареопагита и средневекового немецкого мистика Мейстера Экхарта. Научные, мистические, богословские, политические и философские поиски мыслителя органично слиты вокруг одной темы - темы единства (космоса, христианской цивилизации, Бога).

Главные философские труды «Об ученом незнании», «О сокрытом Боге», «О мудрости», «О бытии-возможности» и другие оказали огромное влияние на умы его современников. Его философия тесно связана с традицией средневекового неоплатонизма. Но он разорвал со средневековой ортодоксальной традицией схоластического богословия. Ему были чужды стремления создать «рационалистическую» систему веры, для подкрепления которой использовался авторитет Аристотеля.

Философия Николая Кузанского

Философ был близок к пантеизму и утверждал, что бесконечное мировоззрение есть проявление Бога, находящегося ва всем существующем, везде и потому нигде конкретно, слитого со всем воедино. Бог - это все вообще - само Бытие или «максимум Бытия», как говорил Кузанский. Все вещи, предметы и тела мироздания - это воплощение в нечто конкретное и телесное божество. Вселенная есть развернутый Бог, а Бог - свернутая в единое Вселенная. Таким образом, любая вещь - это проявление Богу, его реализация, его воплощение в некоем определенном предмете. Говоря иначе, Бог представляет собой некую единую, однородную основу всего, идеальную и бесконечную сущность, которая обнаруживает себя через материальные, конечные, отдельные вещи. Бог один, а предметов в окружающем нас мире - огромное множество, которое и есть развертывание или проявление, или инобытие (т.е. существование в другой форме) единого божества, тождественного всему мирозданию. Вещи, которые мы наблюдаем вокруг себя, совершенно различны и непохожи друг на друга. Но это только с точки зрения самих этих вещей. Ведь если посмотреть на них с точки зрения бесконечного Бога, то тогда, то есть по крупному счету, получится, что все вещи - одно и то же, так как любая из них - всего лишь воплощение Бога, его форма, проявление, частица, его обнаружение.

«Ученое не знание»

Центральной проблемой философии Кузанского является проблема соотношения Бога и мира. «Рациональному» обоснованию средневекового теоцентристского богословия в духе Августина или Фомы Аквинского, Николай Кузанский противопоставил концепцию «ученого незнания». Ученое незнание -- это не отказ от познания мира и Бога, это не скептицизм. Он стремился в таком названии отразить невозможность, выразить полноту познания в терминах средневековой схоластики. Кузанский возражает против познания Бога через перечисление его атрибутов: ни одно определение, ни все они в совокупности не могут исчерпать божественной природы. Такой подход к познанию Бога свидетельствует об отходе от канонической теологии. Это уже философский подход. Бог трактуется им как бесконечное начало и как скрытая сущность всего.

Николай Кузанский этой мировой основой всего сущего объявляет пантеистическое безличное начало - бесконечного Бога и говорит, что все вещи, представляющиеся нам различными с точки зрения повседневности здравого смысла, являются на самом деле тождественными, так как все они - проявление этого пантеистического начала. Но различия между ними стираются и пропадают, если воспринимать из не в качестве отдельных предметов, а рассматривать их в Боге, то есть - с точки зрения бесконечности. Повседневное мышление, утверждает Кузанский, никогда не может постичь, каким образом различное может быть одинаковым, как противоположности могут сливаться в одно целое и переставать быть противоположностями. Обыденно сознание мыслит все в каноничных, ограниченных масштабах, не может выглянуть на вещи с глобальной точки зрения. А философское мышление вполне может отрываться от привычной реальности, воспринимать бесконечность, и поэтому ему доступно кажущееся парадоксальным и невероятным совпадением противоположностей. Только необходимо еще раз подчеркнуть, что различное отождествляется только в бесконечности, сливается в одно только в единой и вечной основе всего существующего - будь это некое мировое вещество или же какое-либо духовное начало.

В этом подходе заметен уход от религиозной персонификации Бога, от упрощенных антропоморфных представлений о нем. Это уже не религиозный Бог, это философский Бог, философская идея, характеризующая первоначало всего сущего.

Николай Кузанский отвергает терминологию Священного Писания. Он ставит проблему Бога как философскую проблему. В ней речь идет о соотношении конечного мира, мира вещей с их бесконечной сущностью. Постижение бесконечного бытия рассматривается в соотношении с бытием конечным. А это и есть философский статус проблемы.

При трактовке перехода от Бога к миру Николай Кузанский отказывается от понятия единовременного акта творения. Он не употребляет также неоплатонического понятия «эманация», истечение мира из Бога. В этом, по его мнению, имеет место процесс «развертывания» из Бога того, что содержится в нем в «свернутом» виде. В этом плане Бог есть все, что он есть в свернутом виде; мир же есть то, что развертывается из него.

От позднейшего натуралистического пантеизма Николая Кузанского отличает отказ признать «развернутую» в мире божественную сущность тождественной природному началу. Бог и природа, согласно философии Николая Кузанского, не одно и то же. Материя и все материальные вещи не только не тождественны божественной сущности, но никогда не исчерпывают ее, не могут выразить полностью. Это лишь видимый мир, мир сотворений, мир кажущейся, за которым скрывается мир подлинной сущности.

Вселенная есть развертывание божественного первоначала. И это вечное развертывание и сеть ее развитие. Такой подход тоже является подлинно революционным. Схоластической картине мира, где сотворенный в пространстве и времени мир конечен и неизменен как акт единовременного творения, соотношение Бога и мира противопоставлено как первотолчок и вечное движение, развитие.

Человеческая природа рассматривается Николаем Кузанским как результат наиболее значительного, высшего божественного творения. Человек как бы помещен над всеми его творениями и стоит ближе всех к Богу. Человек есть совершенство творения. Но это качество присуще не одному конкретному человеку, а всему человечеству.

Возможность познания человеком мира не ограничивается трактовкой и толкованием Священного Писания. Эта возможность заложена в самой природе человеческого ума, в его практической деятельности. Так же, как Бог развертывает из себя мир, так и человек развертывает из себя предметы рассудка. Ум человека основывается на ощущениях, соединенных с воображением. Начало процесса познания невозможно без чувственного возбуждения. Этим Николай Кузанский по сути закладывает основы философской гносеологии -- теории познания, в которой высшим формам познавательной деятельности предшествуют ощущения и восприятия.

Иллюстрация философии Николая Кузанского в математическом при мере

Представим себе окружность и проходящую рядом с ней прямую. Очевидно, что это совершенно разные геометрические фигуры. Если увеличивать радиус окружности, кривизна на каждом конкретном ее участке будет уменьшаться. При увеличении радиуса до бесконечности окружность превратится в прямую, то есть перестанет быть самой собой. Также можно рассмотреть треугольник и прямую. Если уменьшать углы при основании треугольника до бесконечности, он станет прямой. Представим себе, что в окружность вписан многоугольник. Если увеличивать количество его сторон или граней до бесконечности, он превратится в окружность. И, наконец, покажем, что с точки зрения бесконечности 2 и 5, 3 и 7, 9 и 15 и любые две другие величины -- одно и то же, что различия между ними стираются и пропадают. Допустим, что перед нами -- два отрезка по 10 см каждый. Один разделим на части по 5 см, а другой разделим на части по 2 см. Первый, таким образом, распадётся на 2 части, а второй -- на пять частей. Получается, что мы делили одинаковые отрезки на разные величины (на 5 см и на 2 см) и поэтому получили разные результаты, значит, различие между пятеркой и двойкой очевидно. Но 5 и 2 отличаются друг от друга только в конечном, ограниченном масштабе, ведь мы рассматривали два отрезка. Теперь представим себе, что перед нами две прямые (бесконечные линии). Первую прямую разделим на отрезки по 5 см, а другую -- на отрезки по 2 см. Сколько частей получится на первой прямой? А на сколько частей распадется вторая прямая? И в первом случае и во втором количество получившихся частей будет бесконечным. Таким образом, мы делили две бесконечные линии на разные величины, а результат получили один и тот же. Единственное, что следует из этого -- то, что разница между двойкой и пятеркой исчезает в бесконечности, равно как и различия между любыми двумя другими величинами неизменно стираются в бесконечном масштабе. Перед лицом бесконечности все различия пропадают, теряются и исчезают. Бог есть и «абсолютный минимум» (ибо Он объемлет собой все) и «абсолютный максимум» (ибо Он есть везде); абсолютная полнота совпадает в Боге с абсолютной простотой.

«Все, что мы жела ем познать, есть наше незнание»

Задача философского познания, по мнению Кузанского, заключается не в последовательном изучении отдельных вещей и предметов окружающего мира, а в постижении бесконечности, единой мировой сущности, которая и есть все. Но если о каждой конкретной вещи вполне можно получить определенное знание, то постичь бесконечность совершенно невозможно, о ней может быть только незнание. Однако данный факт вовсе не означает отказ от метафизического познания, от желания открыть непостижимое. Философия на то и является любовью к мудрости, чтобы пытаться совершить кажущееся в принципе невероятным, сделать невозможное, стремиться к немыслимому.

Развивая идеи своих предшественников об «апофатической» (отрицательной) теологии как о парадоксальном пути к Богу через осознание Его непостижимости, как познании Творца через раскрытие Его принципиальной несводимости к творению, Николай Кузанский провозглашал: «Все, что мы желаем познать, есть наше незнание». Ни одно положительное имя -- Добро, Истина, Бытие, Красота -- не исчерпывают Бога. Бог есть «сверх»: сверх - Добро, сверх - Бытие, сверх - Истина и сверх - Красота. Поняв это, ощутив и почувствовав эту трансцендентность (запредельность) Бога по отношению к миру, мы выходим за рамки ограниченного и не «поглощаем» Бога своим разумом (как любую вещь мира), но напротив, сами расширяемся до Него, сливаясь с Ним в благоговейном молчании. (Об этом эзотерическом и трудном пути к Богу говорят все мистические традиции: дзен-буддизм, неоплатонизм, суфизм в исламе, исихазм в православии.) Двухмерное существо, обреченное жить в плоскости и вдруг понявшее, что мир не двухмерен и не сводится к его плоскости, а имеет некое иное -- вертикальное -- измерение, тем самым одновременно и доходит до границ доступного ему, и выходит за эти границы, вырывается из плоскости. То же происходит и с человеком, идущим по пути «ученого незнания». Обычная мысль стремится от известного к известному, от ограниченного к ограниченному, меряет подобным подобное. Но, пытаясь постичь Бога, мы попадаем в мир безграничного, невыразимого, неизвестного, и потому «непостижимое постигается через свою непостижимость» не в словах и понятиях, но в несказанном мистическом экстазе, при котором уже нет субъекта и объекта, человека и Бога, но лишь Единое. Разум достигает своего триумфа, когда осознает свои границы и необходимость иного, сверхразумного постижения, -- эта мысль Кузанского, обозначенная им в парадоксальном выражении «ученое незнание» (которое отличается от самодовольного «неученого незнания» обывателя), до него высказывалась Пифагором и Сократом, а позже -- Паскалем и Кантом.

Хотя упреки в «пантеизме» в адрес мыслителя не были беспочвенными (поскольку у него Бог сближается, но не сливается с миром и утрачивает свой личностный характер), вполне пантеистом он все же не был. Он сравнивал Бога с точкой, которая содержит в себе сразу и одновременно весь мир геометрических фигур и тел. Мир есть бесконечное число конечных вещей; Бог же есть бесконечность, «собранная» воедино и вместе.

Наряду с этими двумя бесконечностями -- бесконечностью мира («максимума просто», или простого максимума) и бесконечностью Бога («абсолютного максимума») -- Кузанский говорит и о третьей, парадоксальной бесконечности -- бесконечности человека. Парадоксальность состоит в том, что человек конечен, ограничен, жалок, ничтожен и является частичкой мироздания, несоизмеримой с масштабами Вселенной. Но именно эта частичка содержит в себе бесконечность, божественную потенцию -- способность творить, созидать, познавать. (Бог все создал, человек может все познать; Бог создал все естественное, человек создает искусственное, писал философ.) А значит, уступая миру, находясь в нем, смертный и жалкий человек одновременно превосходит его, будучи микрокосмосом, бесконечным в конечном, вбирая мир в себя. В этом и величие, и трагизм человека, и его уникальность, специфика, возможность возвыситься и причина неизбывных страданий.

О человеке

Николай Кузанский описывает идеал свободного и благородного человека, воплощающего в себе сущность мировой природной гармонии.

Абсолют (или Бог) есть добро, свет и красота в бесконечности своей неисчерпаемой простоты. В своей абсолютности добро, свет и красота непостижимы, их нельзя изобразить или представить, о них нельзя ничего высказать, на них нельзя указать. Чтобы стать постижимой, красота должна проявиться. Чтобы проявиться в чем-то конкретном, абсолютная красота «нисходит», т. е. оставаясь самою собой, теряет лишь свою абсолютность и приобретает конкретность.

Однако, несмотря на то, что конкретная красота есть все та же абсолютная красота, и ничто иное, конкретность в ней есть красота. Конкретность, чтобы быть конкретностью, должна каждый раз быть иной и иной; в этой бесчисленной множественности меркнет свет единства. Так мир, «сотворенный» в красоте и свете, не имея в себе ничего, кроме красоты и света, погружается, тем не менее, во тьму. Будучи светом, красотой и добром, он теряет себя во мраке бесчисленного множества конкретностей и как бы погружается в дремоту бессознательности. Так потенциальные богатства дремлют на поле крестьянина, и крестьянин не видит этих богатств, потому что их, на первый взгляд, там нет; хотя стоит ему вспахать и засеять поле, развести скот, посадить виноградную лозу, и богатства поля как бы проснутся.

Функцию возрождения света, затмившегося в конкретности мира, Николай Кузанский отводит человеческому уму и человеческой душе. Пусть вся природа дремлет сном пассивности и бессознательности; пусть довольствуются своей принадлежностью к природе многие люди, не имеющие сил искать, стучаться, творить. Но тот, кто ищет и действует, получает, помимо природного дара, принятого им вместе со своим рождением, второй дар - света.

Заключение

В творчестве Николая Кузанского философия Возрождения (за этим редким исключением фрагментарная и не создавшая целостных, продуманных систем), достигла наивысшей точки глубокого синтеза, повлиявшего на многих последующих мыслителей.

Николай Кузанский сыграл огромную роль в истории диалектики.

Именно диалектическое учение Николая Кузанского о совпадение противоположностей нашло свое продолжение и развитие в философии немецкого классического идеализма конца XVIII - начала XIX веков. Диалектичность философии Николая Кузанского позволила ему сделать шаги к материализму. Эти шаги, не будучи последовательными, привели философа к пантеизму, заключавшему в себе известную материалистическую тенденцию.

Не менее важную роль сыграла также космология Николая Кузанского, базировавшаяся на диалектико-пантеистическом мировосприятии философа. Революционная идея бесконечности Вселенной, идея отсутствия во Вселенной центра и окружности, верха и низа была воспринята и развита Джордано Бруно.

Кузанский высоко поднял значение личности человека, проповедуя могущество, безграничную способность человеческого ума к познанию. Человек - бог, творец; эта идея гуманиста Николая Кузанского носит, по существу, атеистический характер, ибо несовместима с религиозным представлением о человеке.

Велика заслуга Николая Кузанского и в разработке гносеологических проблем. В соответствии с потребностями буржуазии Кузанский пытался решить задачу наиболее эффективного познания природы. Он ввел в познание математический и естественнонаучный методы, что роднит его с будущим. Николай Кузанский одним из первых среди философов высказал мысль о противоречивости процесса познания, догадку о том, что «познание есть вечное, бесконечное приближения мышления к объекту», каковым была для него бесконечность, понимаемая как совпадение противоположностей.

Объективно идеи философа противоречили феодальной идеологии и подрывали ее. Именно в его учении берет свое начало натурфилософия Возрождения. Поэтому на основании вышесказанного Николая Кузанского можно считать одним из выдающихся представителем ранебуржуазной культуры.

Используемая литература

1.«Великие философы» / Д.А. Гусьев, П.В.Рябов / изд. «Астрель» 2005г.

2.«История философии» / В.И. Курбатов / изд. «Феникс» 1997г.

3.«Западная философия от истоков до наших дней» Т.3 «От Возрождения до Канта» / Д. Антисери, Дж. Реале / В 3-х т. / изд. «Пневма» 2004г.

4.«Философия эпохи Возрождения» / А.Х. Горфункель / Москва «Высшая школа» 1980г.

5.«Краткая история философии» / Под ред. В.Г. Голобокова / Москва изд. «Олимп» 1997г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Общая характеристика эпохи Возрождения. Гуманизм, антропоцентризм и проблема личности в философии Ренессанса. Пантеизм как специфическая черта натурфилософии Возрождения. Философские и космологические учения Николая Кузанского и Джордано Бруно.

    контрольная работа , добавлен 14.02.2011

    Человек эпохи Возрождения: специфика мироощущения. Натурфилософия эпохи Возрождения. Мистический пантеизм Николая Кузанского. Социальная доктрина Возрождения, утопии эпохи (Т. Мор, Т. Кампанелла). Натуралистический пантеизм Дж. Бруно. Феномен гуманизма.

    контрольная работа , добавлен 07.07.2014

    Античное философское наследие. Натурфилософские концепции и их роль в философии эпохи Возрождения. Антисхоластическая направленность передовой философии. Учение Кузанского о безграничности космоса. Гелиоцентрическая система мира Николая Коперника.

    реферат , добавлен 07.03.2012

    Общая характеристика периода эпохи Возрождения и ее представителей, развитие средневековой культуры в "Божественной комедии" Данте. Основная идея гуманизма о самоценности земной жизни. Основные идеи натурфилософии учения Н. Кузанского и Дж. Бруно.

    реферат , добавлен 01.02.2011

    Взаимоотношения субъекта и объекта, материального и идеального в эстетической деятельности и восприятии. Определение Гегелем эстетики как философии искусства. Натурфилософия эпохи Возрождения: пантеистическое понимание природы. Мысли и работы Кузанского.

    контрольная работа , добавлен 26.04.2012

    Антропоцентризм, гуманизм и развитие человеческой индивидуальности как периоды в развитии философии эпохи Возрождения. Натурфилософия и становление научной картины мира в работах Н. Кузанского, М. Монтеля и Дж. Бруно. Социальные утопии эпохи Возрождения.

    контрольная работа , добавлен 30.10.2009

    Особенности развития естественных наук в эпоху Возрождения. Появление натурфилософии, свободной от подчинения теологии. Философские учения Н. Кузанского - философа, теолога, ученого, церковно-политического деятеля. Джордано Бруно и бесконечная Вселенная.

    реферат , добавлен 09.05.2011

    Выделение антропоцентрических и гуманистических идей философской мысли эпохи Возрождения. Основные идеи натурфилософии Николая Кузанского и Джордано Бруно. Содержание социальных теорий мыслителей Ренессанса Макиавелли, Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы.

    реферат , добавлен 10.11.2010

    Ориентация на искусство как важнейшая отличительная черта мировоззрения эпохи Возрождения и ее гуманизма. Философия бесконечности Николая Кузанского. Утопические и естественнонаучные социальные идеи эпохи Ренессанса (Томмазо Кампанелла, Джордано Бруно).

    контрольная работа , добавлен 20.11.2010

    Особенности эпохи Возрождения, различные мировоззрения и их характеристика. Мироощущение Николая Кузанского. Идеи Джордано Бруно. Учение о человеке пико Делла Мирадолы. Крах ренессансных надежд. Эссеистика Мишеля Монтеня. Гуманизм Уильяма Шекспира.

«Бог обнимает всё, даже противоречия…»

Николай Кузанский

Николай Кузанский «…не только отождествляет единое с бесконечным, каким для него является максимум, но и идёт дальше: в отличие от греческих философов (платоников или пифагорейцев ), которые исходили из того, что единое имеет в качестве своей противоположности беспредельное (бесконечное), и в этом смысле полагали как бы два исходных первоначала (ум и материю), Кузанец утверждает, что у максимума нет никакой противоположности («ему ничто не противостоит»), а то, что естественно было бы считать его противоположностью - минимум, с ним совпадает.

Учение Николая Кузанского о совпадении противоположностей, одно из наивысших достижений диалектической мысли эпохи Ренессанса, несёт в себе заряд большой взрывной силы. Его тезис о тождестве максимума с единым отменяет античное учение о противоположности единого беспредельному. Тезис об отсутствии у максимума какой бы то ни было противоположности отменяет античное (во многом также и средневековое) противопоставление единого - многому, ума - материи, неделимого - делимому, неколичественного - количественному.

Согласно Кузанцу, противоположности существуют только по отношению к конечным вещам, а максимум бесконечен и потому для него нет противоположного».

Гайденко П.П., Эволюция понятия науки: становление и развитие первых научных программ, М., «Урсс», 2010 г., с. 517-518.

Широко известно следующее рассуждение Николая Кузанского:

«Я утверждаю, что если бы имелась бесконечная линия, она была бы прямой, треугольником, была бы кругом и была бы сферой. Таким же образом, если бы имелась бесконечная сфера, она была бы треугольником, кругом и линией. То же следует сказать о бесконечном треугольнике и бесконечном круге. Прежде всего очевидно, что бесконечная линия – прямая - диаметр круга - прямая линия, а окружность - кривая линия, большая, чем диаметр. Если же кривая линия тем менее крива, чем окружность является окружностью большего круга, то окружность максимального круга, который не может быть ещё большим, минимально крива или пряма в максимуме».

Николай Кузанский, Избранные философские сочинения, М., «Соцэкгиз», 1937 г, с. 26.

То есть, в пределе (!) различные геометрические объекты могут совпасть...

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх