Афанасий сидячий. Рассказ отроковицы о явлении ей св. Афанасия Сидячего, его наставлениях и пророчества о последних временах. Каноны и Акафисты

Харьков (Харкiв) — бывшая столица Украины, второй по величине город страны и крупнейший в ее восточной части. Считается, что город был основан в первой половине 17 века, а точное происхождение его названия до сих пор никому не известно. Некоторые считают, что оно связано с именем прославленного в легендах казака Хдрько, другие — что оно пошло от названия реки Харьков, кроме того, есть еще несколько менее популярных теорий. Как и многие другие старые города Украины, Харьков привлекает туристов в первую очередь множеством прекрасных церквей и соборов.

Сегодня город Харьков мы вспоминаем не в связи с политическими событиями, которые там произошли два дня назад. Посетить святыни Харькова хотя бы виртуально захотелось после того, как узнал, что в этом городе пребывет Елецкая-Черниговская икона Богородицы привезённая из Чернигова, святыня, которой 19 февраля был праздник.

Предание свидетельствует, что Елецкая-Черниговская икона была обретена святым преподобным Антонием Печерским в 1060 году в лесу близ Чернигова. Преподобный увидел её в сиянии светлых лучей на ели, отсюда и название иконы. Благодаря содействию черниговского князя Святослава, преподобный Антоний основал на месте обретения иконы монастырь и построил каменную церковь в честь Успения Божией Матери. Сама же обитель стала называться Елецкой. Через несколько столетий чудотворный образ из монастыря исчез.

Её во время военных действий увёз в Москву князь Барятинский, потомки которого впоследствии передали чудотворный образ в Харьковский Успенский собор. Так или иначе, но в конце XVII столетия в обители вместо оригинала появился список (копия) с чудотворной иконы.

В 1930 году, после разорения обители, этот древний список был изъят и передан в Черниговский исторический музей. Во время Великой Отечественной войны музей сгорел, но одна женщина нашла на пепелище Елецкую икону Пресвятой Богородицы и передала её монахам Троице-Ильинского монастыря. Однако вскоре икону вновь забрали в музей. Черниговская Елецкая обитель была возрождена в 1992 году, а через семь лет из музея была возвращена древняя святыня.

В служебном каноне написанном Елецкой-Черниговской иконе не однократно говорится, что сама икона находится в Харькове и является великой святыней, которая многих исцелила от болезней и является заступницей всех изгнанных и скорбящих людей.

ДНЕСЬ ЖЕ В ВЕЛИКОМ ГРАДЕ ХАРЬКОВЕ ПОСРЕДЕ СОБОРНЫЯ ЦЕРКВИ ВОДРУЖЕННЫЙ, СИЛУ МОЛИТВ БОЖИЯ МАТЕРЕ ИСЦЕЛЕНЬМИ МНОГИМИ СВИДЕТЕЛЬ-СТВУЕТ, К НЕЙЖЕ ВОЗОПИИМ: О ВСЕБЛАГАЯ, ИЗГНАННЫХ И СКОРБЯЩИХ ЗАСТУПНИЦЕ, ПРОШЕНИЯ НАША ВО БЛАГИХ ИСПОЛНИ, ДА ЛЮБОВИЮ ТЯ ВО ВЕКИ СЛАВИМ, ВСЕПЕТАЯ .

Совершенно по разному изображают эту икону, мне довелось видеть четыре разные изображения, где общее только то, что икону изображают на дереве, на ели.

Но вот в 2012 году восстановили первообраз иконы, которая выглядет так, как мы видим выше на фото. И этот образ в настоящее время находится в Свято-Покровском мужском монастыре г. Харькова.

Покровский монастырь, это старинный монастырь, церковь на том месте в честь Покрова Богородицы стояла уже как известно в 1659 году. В 1799—1846 Покровский собор был кафедральным собором Харькова. С 1920 по 1992 год храм и монастырь были закрыты.

Благовещенский собор Харькова, построен в 1901 году

Однако Елецкая-Черниговская икона Богородицы не единственная и даже не главная святыня Харькова. Наверное большим почитанием там пользуется чудотворная Озерянская икона Богородицы .


Эта икона считается покровительницей Харькова , имя этой иконы даже вписано в припев гимна города Харькова , где говорится:

Харківщино, земле слобожанська,
Вірні ми тобі на все життя
Матір Божа Озерянська
Освятила наше майбуття.

А история иконы такова:

Обретена икона близ Харькова, в селе Озеряна, в конце XVI века. Некий крестьянин из Озеряны вышел косить траву на лугу. И вдруг после очередного взмаха косы послышался человеческий стон. Косарь наклонился и увидел икону Божией Матери, а перед ней горящую свечу. Икона была написана на холсте, и от удара косы разрезалась пополам. Крестьянин взял обе половины, свечу и поставил дома среди других икон. Каково же было его удивление, когда наутро он увидел, что разрезанные части иконы соединились, да так плотно, что остался лишь слабый шрам от разреза. Вскоре от иконы стали свершаться чудеса и исцеления.

В настоящее время Озерянская икона Божией Матери считается покровительницей Харькова. Подлинный Озерянский образ, к сожалению, утрачен . В Благовещенском кафедральном соборе Харькова над царскими вратами помещён точный список (копия) чудотворной иконы, который, как считают верующие, имеет такую же чудотворную силу. Один из почитаемых списков иконы находится в Свято-Покровском мужском монастыре Харькова, в храме, построенном в её честь .

День празднования: 12 ноября.

Сам потерянный оригинал был не большой.

Размеры иконы: высота 40 см., ширина 34 см. Она писана была на холсте, который был прикреплён к доске.

Несколько лет назад в Озеряну доставили пожилую женщину из Днепропетровской области. Болезнь лишила ее возможности самостоятельно передвигаться. После молитвы и омовения в целебной воде источника, больная встала на ноги и самостоятельно дошла до автомобиля, чтобы ехать домой.

Жительница г. Сумы приехала в Озеряну с сыном, который после травмы на химическом производстве, потерял зрение. С любовью и надеждой молились они Богородице и после омовения лица целебной водой источника сумчанин начал прозревать - различать предметы, ориентироваться на местности.

От Озерянской иконы и сегодня совершается много чудесных знамений милосердия Царицы Небесной к болящим и немощным.

Но кроме чудотворных икон Богородицы, город Харьков известен ещё и святыми мощами того же Покровского монастырского собора.


В Харькове, в Благовещенском соборе покоятся мощи святого Афанасия Цареградского (Константинопольского) Патриарха.

Святитель Афанасий в миру

Алексий Пателларий родился на греческом острове Крыт в 1597 году.

Происходил из знатного рода, связанного с династией Палеологов. До 26 лет жил на Крите в монастыре Аркади, бывшем под властью венецианцев; получил образование в монастыре Аркадиу.

В 1631 году был рукоположён в митрополита Фессалоникийского.

В феврале 1634 года Афанасий был избран на Патриарший престол, но в 1635 году его уже свергли в борьбе за власть и он уехал жить в Венецию. Так уж случилось, что святителя Афанасия аж трижды изберали Константинопольским Патриархом . 8 октября 1652 года навсегда покинул Константинополь, посетил Богдана Хмельницкого , а в Москве его лично принимал Царь Алексей Михайлович Романов.

Святитель Афанасий много потрудился для Русской Православной Церкви, по просьбе Патриарха Московского Никона, он написал «Чин архиерейского совершения литургии на Востоке» по которому и сегодня служат епископы Русской Православной Церкви.

А вообще святитель Афанасий приезжал в Россию чтобы побудить Русского царя, в союзе с Молдавией и Запорожским войском, начать войну с турками, по разгроме которых царь должен был занять престол ромейских императоров, а Московский Патриарх — вселенскую кафедру.


Святитель Афанасий, изгнанный Константинопольский Патриарх умер в 1654 году на Украине в Полтавской облости в местечке Мгар, в Преображенском монастыре. Монастырь этот кстати очень известен своими насельниками там погребёнными, в том монастыре покоится ещё один погребённый Константинопольский Патриарх, это Серафим (Анина) , а так же киевский митрополит Иосиф (Нелюбович-Тукальский) , архиепископ тобольский Амвросий (Келембет), епископ полтавский (впоследствии архиепископ псковский, лифляндский и курляндский) Мефодий (Пишнячевский).


Там же было решено и Святителя Афанасия погребсти. Похоронили его под амвоном у Царских врат по патриаршему чину со всеми почестями. И похоронили его в сидячем положении на троне, так хоронили всех Константинопольских Патриархов по Византийскому Уставу. На него было надето все архиерейское облачение, а в руку вложен посох; его посадили в кресла, и с креслами сидячего вложили в каменную гробницу. На гробнице, присутствовавшие при погребении сделали такую надпись: «Сын! Если ты почтителен, не проходи мимо отца без поклона: он был чутким, отзывчивым на людское горе пастырем апостольского трона, и по смерти своей молится за паству свою пред Пастырем пастырей — Христом».

Через 8 лет в 1662 году в тех местах проезжал один митрополит и он попросил ему показать останки Патриарха Константинопольского. Когда гробницу вскрыли, то и трон и облачение было истлевшими, а сам Святитель Афанасий был полностью нетленный., что и послужило его канонизацией. К тому же от мощей произошли случаи исцелений больных.

С тех пор, нетленные мощи Святейшего Константинопольского патриарха Афанасия стали предметом почитания и поклонения верующих всей православной Руси.
В 1936 г., когда безбожными властями производилось вскрытие святых мощей, в тогдашнюю столицу Украины г. Харьков были привезены в числе других и святые мощи святителя Афанасия. Из опасения осложнения международных отношений, т.к. святитель Афанасий по происхождению был грек и по уникальности его святых мощей власти не решились их уничтожить. Таким образом, благодаря Всепромыслительной Воле Божией, святые мощи святителя Афанасия сохранились невредимыми в Харьковском городском историческом музее.


Во время Великой Отечественной войны в 1943 г. был вновь открыт Харьковский Благовещенский кафедральный собор, куда были перенесены святые мощи святителя Афанасия и святителя Мелетия архиепископа Харьковского (память 12/25 февраля). С тех пор и по настоящее время святые мощи святителя Афанасия открыто почивают в особо устроенной раке в правом приделе собора, где еженедельно, по четвергам, совершается особое вечернее богослужение с чтением акафиста святителю Афанасию .

Ещё один Святой святитель покоится в Харьковском Благовещенском Соборе, это архиепископ Мелетий (Леонтович), Харьковский и Ахтырский.

В сане епископа он так же служил в Иркутске и в Перми. В 1839 году Мелетий тяжело заболел в Харькове. 6 декабря 1839 года, в день именин императора Николая I, не обращая внимания на болезнь, архиепископ Мелетий отслужил литургию и из-за плохой погоды заболел ещё сильнее. 29 февраля 1840 года архиепископ Мелетий скончался. 3 декабря 1875 года в Покровский церкви начался пожар, сгорело всё, но огонь не тронул гроб Мелетия. В 1948 году мощи святителя Мелетия были перенесены в Благовещенский собор Харькова, где они находятся в настоящее время в левом Свято-Варваринском приделе, у стены вблизи клироса.


21 февраля 1978 года Священным синодом Русской православной церкви Мелетий был канонизирован для общецерковного почитания.

Третья рака с мощами в Благовещенском соборе. Это архиепископ священномученник Александр (Петровский ). Будущий святитель родился в Луцке в 1851 году. Прожил 88 лет и канонизирован только в 2000 году.

Владыко Александр принял монашество в Донском монастыре Москвы, служил в Туркестане, в Белорусских Жировичах, был настоятелем Псково-Печерского монастыря. В 1918 году приехал в Полтаву. 1932 год - наместник Киевско-Николаевского монастыря. Далее был епископом Уманским, Винницким, а с 1934 года Харьковским.

В это время в городе Харькове оставался действующим лишь один православный храм — Казанский — его посещало столько людей, что причащение продолжалось по нескольку часов.

17 июня 1939 года был осуждён к 10 годам тюремного заключения. После суда содержался в тюрьме. 5 января 1940 года приговор был отменён и дело было возвращено на доследование, однако освобождён не был, несмотря на преклонный возраст. Находился в корпусе для неизлечимо больных. Умер 24 мая 1940 года в больнице тюрьмы № 1 Харькова на 89-м году жизни.

Тело владыки было по ошибке отправлено из тюрьмы в городской судебно-медицинский морг. Когда ошибка выяснилась, из тюрьмы поступило указание вернуть тело обратно. Однако верующие смогли подменить тело и тайно похоронить владыку на Залютинском кладбище Харькова, обозначив место захоронения особым знаком.

Священномученик Александр был объявлен покровителем г.Харькова и его жителей.

Всего в Харькове три собора, не говоря о множестве церквей, третий собор Харькова, это Успенский собор. Построен в 1657 году. Сейчас он самый старинный и самый высокий собор в Харьковской епархии. В этом соборе нет особых святынь, может это и правильно, ведь как написано в путеводителях по Харькову, в соборе проводятся иногда концерты местной филармонии.



Харьков, это второй по численности населения город после Киева, полтора миллиона человек. Город с 1669 года. В 2010 году Харьков был признан лучшим городом по качеству жизни на Украине , в связи с чем городской совет развесил по городу плакаты «Харьков — лучший город для жизни ».


Харьков, это ещё и город рекордов. В городе имеется самая большая площадь Европы и третья площадь в мире, в городе самый большой вещевой рынок в Европе и 14 место в мире, его площадь 75 ГА. Ещё Харьков имеет самый большой спальный район на Украине с населением 400.000 чел. Ну и на конец до Первой Мировой войны, Харьков делил 1 место с Петроградом в Европе по количеству докторов на душу населения в городе.


А ещё город Харьков, побратимый город Латвийскому Даугавпилсу.

Ещё интересно, что все экскурсеонные и паломнические туры в Харковь включают в себя посещения зоопарка, т.к. это старейший зоопарк Украины и двадцатый по возрасту в мире.


Харьковский зоосад был основан в 1896 году и пережил Гражданскую и Великую Отечественную войны. Сейчас здесь на 22 гектарах можно наблюдать 367 видов животных. На территории находятся различные сооружения, скульптуры, статуи, фонтаны. С мая по октябрь работает контактный зоопарк - детенышей диких животных можно подержать на руках или поиграть с ними. Самые популярные достопримечательности Харькова — зоопарк и дельфинарий.


Трамваи и троллейбусы — основные виды транспорта в Харькове. Всего в городе 15 трамвайных и 27 троллейбусных маршрутов, охватывающих весь город, кроме того, в городе множество маршрутных такси и три линии метро. Кроме того, в городе есть канатная дорога, соединяющая улицу Сумскую с районом Павлово Поле. По канатной дороге перемещается 124 двухместных пассажирских кабины, которые во время поездки поднимаются на высоту от 8 до 26 метров над землей. Весь маршрут кабинка проезжает за 18 минут. Очевидно, это не самый удобный способ быстро куда-то добраться, но определенно самый живописный.

У харьковчан, очевидно, прекрасное чувство юмора. Во всяком случае, по всему городу вы можете найти большое количество забавных памятников, например, памятник летающим влюбленным, памятник Отцу Федору, персонажу «Двенадцати стульев», Эллочке Людоедке, Остапу Бендеру, футбольному мячу, и зеленой лягушке в белый горошек.

Чтобы увидеть самое большое собрание картин Ильи Репина, достаточно посетить Харьковский художественный музей.

Кстати, в парке имени Горького работает самое высокое на Украине колесо обозрения.

HTML-код для вставки на сайт или в блог:

/p>

Святитель Афанасий III Пателярий, Патриарх Цареградский, в мире. Алексей, родился в 1580 году на острове Кандия или Крит в семье знатных, богатых, добродетельных и благочестивых родителей-греков, которые постарались дать своему сыну с малых лет прекрасное духовное воспитание. Уже с детства проявлял он особую любовь и привязанность к храму Божию и церковным службам.

Остров Крит в то время находился в руках венецианцев и представлял большие удобства для получения образования. Алексей, как сын знатного кандийца, обучался всем наукам, преподававшимся в высшем учебном заведении и получил блестящее образование, обладая к тому же богатыми способностями и изумительной остротой своей памяти.

По окончании высшего учебного заведения Алексей стал известен, как философ, филолог, поэт и прекрасный оратор. Богатые способности и обширное образование давали Алексею право на блестящие почести в свете. Он мог занять высокое положение при дворе великого визиря, так как был его близким товарищем по учебному заведению, но мирская слава не привлекала его и он, отдавшись всецело изучению Священного Писания, после смерти своего отца удалился от мира в один из Солунских монастырей и там принял монашество с именем Анания. В скором времени он оставил этот монастырь и ушел на Афонскую гору в Есфигменскую обитель.

Здесь он проводил время в строгом воздержании и суровых подвигах, проходя послушание в трапезной и не имея отдельной келий. Пища его состояла из хлеба и воды, ночи он проводил в молитве и на сон употреблял несколько часов в сутки, а постелью для него служила летом и зимой голая земля.

С Афона он отправился в Иерусалим, посетил многочисленные Палестинские обители и в одной из них принял пострижение с именем Афанасия. В скором времени возвратился он в Солунь, где занял место священника, отдавшись всецело проповеди Слова Божия. Святитель Афанасий питал слишком глубокую любовь к святой Афонской горе, а потому по временам оставлял Солунь и отправлялся на Афонскую гору. Недалеко от Афонского монашеского городка Карей он устроил себе келию, получившую название дворца. Здесь он отдавался всецело строгим подвигам, посту и непрестанной молитве, лишь иногда возвращаясь на проповедь Слова Божия в Солунь.

Высокое благочестие и великая святость жизни еп. Афанасия сделались далеко известными за пределами Солунской области. Отовсюду приходили люди, желавшие увидеть и послушать знаменитого оратора и проповедника Слова Божия, твердого защитника Православия.

Соотечественник св. Афанасия Патриарх Кирилл I (Лукарис) вызвал его к себе в Цареград, принял его с большой любовью, сделал своим первым советником, рукоположил его во епископа и возвел в сан митрополита Солуни с управлением Солунской областью.

Великий визирь, его соотечественник и товарищ по учебному заведению, очень добросердечно и с большим расположением относился к св. Афанасию. Будучи в сане митрополита, св. Афанасий не оставлял своих строгих подвигов, всегда пребывая в посте и непрестанной молитве. На патриарха Кирилла I (Лукариса), как ревностного защитника православия, непоколебимого борца с унией и магометанской верой, было воздвигнуто гонение, как со стороны турок, так и со стороны католиков, иезуитов и еретиков. Патриарх Кирилл был третий раз низведен с патриаршего престола и заточен на остров Тенедос, а св. Афанасий, по особому Откровению Божию, был избран на кафедру Патриарха Цареградского.

На него, как и на патриарха Кирилла, было воздвигнуто гонение, так как он, подобно св. Афанасию Александрийскому, был неумолимым и страшным противником еретиков, иезуитов, католиков и мусульман. С ними вел он беспощадную борьбу, обличал, опровергал ложные мнения и учения, и против заблудших отступников от православной веры и мусульман издавал печатные обличения и воззвания к пасомым.

Происками своих врагов он был низведен с патриаршего престола, а Кирилл вновь возведен на кафедру Патриарха в четвертый раз. После низведения с патриаршего престола св. Афанасий посетил свою серайскую келию на Афоне, где уже образовалась маленькая обитель и подвизались старцы Афона, ищущие уединения и подвигов.

Отдыхая здесь от понесенных трудов и треволнений, какие ему пришлось пережить в период управления Цареградской Патриархией, св. Афанасий всегда находился в молитве и посте.

Патриарх Кирилл I в скором времени опять был низвергнут с патриаршего престола, сослан на остров Ходос, а в 1638 г. он принял мученическую смерть, будучи повешен турками, в патриаршем облачении на Константинопольских воротах.

После ссылки Патриарха Кирилла I св. Афанасий вновь был возведен во второй раз на патриаршую кафедру, но как ревностный борец и защитник Православия, обличавший в своих проповедях и посланиях магометан, католиков, иезуитов и еретиков, был свергнут в 1635 г. с патриаршего престола. Св. Афанасий по низведении его с патриаршей кафедры остался в Солуни, управлял митрополией и часто удалялся на святую гору Афонскую, где отдыхал и готовился к безропотному терпению и перенесению скорбей и бедствий, назначенных ему в удел Промыслом Божиим.

Со смертью Патриарха Кирилла начались нестерпимые гонения на православных со стороны мусульман. Церковная утварь отбиралась турками под разными предлогами и на выкуп ее требовались большие деньги. Эти гонения и преследования достигли и Солуни.

В 1641–1643 гг. св. Афанасий посылал к русскому царю Михаилу Федоровичу со слезным прощением помочь ему освободиться от долгов и выкупить из рук неверных священные сосуды и облачения, которые они держали на поругание веры христианской. У него не было даже архиерейского облачения, все было отнято и богослужение ему приходилось совершать в священнических ризах. Царь почему-то отнесся к этому неблагожелательно и помощь, им оказанная, была слишком незначительна.

Св. Афанасий пребывал в Солуни, пока оставалась возможность, а потом вынужден был с сердечной болью удалиться в Молдавию под защиту могущественного господаря Василия Лупула, у которого в это время находили приют бедствующие патриархи, митрополиты и епископы.

Несмотря на все тяжелые переживания св. Афанасий не забывал своего скита на Афонской горе и часто посещал его. Здесь он был намерен и окончить свою жизнь. Но Господь, однако, судил иначе. Россия была местом его кончины и приняла его священные останки, а его серайская келия была украшена подвигами патриарха Серафима и, наконец, русскими подвижниками и в настоящее время представляет собою одну из прекрасно устроенных обителей Афона.

В 1652 г. cв. Афанасий возсел в последний третий раз на вселенскую кафедру по просьбе жителей Константинополя. Не долго он был на ней - всего 15 дней.

Удрученный трудами и бедствиями святитель Афанасий созвал митрополитов, архиепископов, епископов и клириков Православной Церкви на совет и отказался от патриаршего престола, передав управление Константинопольской Патриархией митрополиту Газскому Паисию, а сам отправился в Молдавию и управлял монастырем св. Николая около города Галаца.

В 1653 г. святитель Афанасий прибыл в Москву. Царь Алексей Михайлович принял его по чину Митрополитов, как бывшего Патриарха.

Алексей Михайлович щедро наградил его и он в 1654 г. отправился из Москвы на свою родину. Прибыв на Украину, он остановился в обители Лубенской, Полтавской области, где и заболел. Будучи больным, он не оставлял своих молитв, подвигов и поста. Умер св. Афанасий 5 апреля 1654 г., имея от роду 74 года, на молитве, в коленопреклоненном положении.

Св. Афанасий был погребен под амвоном Преображенского собора. Лубенской обители в склепе, по обычаю восточных патриархов, сидящим. По особому откровению и указанию Божию, мощи святителя Афанасия были обретены нетленными через 8 лет и даже облачения не коснулось тление. Игуменом Лубенского монастыря Виктором донесено было об обретении мощей св. Афанасия Митрополиту Иосифу Тукальскому, который в качестве Экзарха Константинопольской Патриархии управлял Киевской и другими украинскими епархиями.

По распоряжению Митрополита Иосифа мощи святителя Афанасия в сидящем положении торжественно были изнесены из-под спуда и установлены с правой стороны собора.

1 февраля 1662 г. святитель Афанасий был канонизован, причтен к лику святых и установлено память его совершать 2 мая.

Мощи святителя Афанасия в настоящее время открыто почивают в особо устроенной раке в Харьковском кафедральном Благовещенском соборе в правом приделе и составляют величайшую святыню нашего Богоспасаемого града Харькова и необъятной нашей Родины - матушки России.

Священник Илья Сильверстов

Журнал Московской Патриархии, № 10, 1947

Житие святителя Афанасия, Патриарха Константинопольского, Лубенского чудотворца
Ежегодно, 2/15 мая, бывает торжественное Богослужение в Харьковском Благовещенском кафедральном соборе в честь поклонения честным мощам святителя Христова Афанасия Сидящего, Лубенского чудотворца. Много существует разных сказаний, почему Вселенский Патриарх почил в уездном городе Полтавской губернии, но немногие знают действительную правду о его подвигах и страданиях за Церковь Христову.

Святитель Христов Афанасий, Святейший патриарх Константинопольский, Лубенский Чудотворец, жил в 17 веке, когда на Руси царствовали первые цари из Дома Романовых - Михаил Федорович и сын его Алексей Михайлович. Малороссией или Украиной в то время управлял гетман Богдан Хмельницкий, а соседним большим господарством Молдаво-Влахией - родственник Богдана, господарь Василий Лупул; Греция и ее столица Царь-Град была во власти турок. Ими управляли: жестокий султан Мурад IV, при котором умерли мученической смертью два цареградских патриарха: Кирилл Лукарис и Кирилл Контарис, - Ибрагим 1-й, перебивший всех христиан на о. Крите, родине патриарха Афанасия.
Те времена были самыми тяжелыми в жизни Восточной Православной Церкви. Турки запретили христианам-грекам открыто исповедовать свою веру. Неисполнявших запрещения они облагали непосильными штрафами, отнимали и грабили их имущество, самих мучили и убивали. Тогда было много мучников за веру, немало было и отступников от Христа. За поставление для христиан патриарха турки брали с них большую плату. Кроме турок, Восточную Православную Церковь теснили иноверные христиане-католики и протестанты. Католики, особенно католические монахи-иезуиты, все силы прилагали к тому, чтобы подчинить Восточную Церковь римскому Папе, а протестанты старались православное вероучение заменить своим, не признающим ни церковной иерархии, ни таинств. Те и другие были весьма сильны, получая для своего дела средства и пользуясь заступничеством королей тех стран, откуда они прибыли. Православные греки по своей малочисленности и бедности не могли противостоять им, так что сами Константинопольские патриархи иногда вступали в дружбу с католиками или протестантами, надеясь в случае нужды найти у них помощь. Но эта дружба часто навлекала на патриархов подозрение в их неправославии. Вот при каких тяжелых обстоятельствах пришлось занять вселенский престол патриарху Афанасию III.
Святитель Афанасий - происхождением грек, родился в городе Ретимне на о. Крите, в Средиземном море в 1597 году. Он происходил из благочестивой, знатной греческой семьи Пателариев, бывшей в близком родстве с царственным родом Палеологов. Род Пателариев отличался выдающимися умственными дарованиями, о чем сохранились свидетельства народных песен. Отец святителя Афанасия Григорий Пателарий был выдающимся ученым, философом и публицистом. Мирское имя святителя Афанасия неизвестно. Будучи отроком, святитель Афанасий учился в школе знаменитого в то время Арка- дийского монастыря на о. Крите. В этой школе он приобрел прочность знаний и твердость убеждений в правоте восточной веры. «Я был,- говорил он о себе,- знатоком богословия, математики, риторики, многотрудной грамматики, пиитики, астрономической премудрости, музыки и других искусств». Он превосходно владел древнегреческим, латинским, арабским и итальянским языками.
В юности святитель был весьма красив лицом, с открытым добрым взглядом, располагавшим к нему людей при первой встрече. Потомок царского рода, богослов, философ и поэт по природе, он пользовался большим вниманием в современном ему высоком обществе о. Крита, а при покровительстве Тэафета-паши, правителя острова, ему предстояла и блестящая будущность. Но шумная жизнь светского общества не по душе была юноше. Его влекла к себе тихая благочестивая жизнь христианских подвижников о. Крита, св. горы Синайской и Афона, проводивших все время в молитвенных подвигах, и этим путем достигавших духовного совершенства. Перед его мысленным взором вставали образы вселенских святителей: «божественного, чудного» цареградского патриарха Григория Богослова; Василия Великого, Иоанна Златоуста и особенно учеников и проповедников Евангелия истинного и толкователей Св. писания, которые во времена святителя Афанасия все с острова Крита были, где и сам святитель прожил 26 лет. Добровольно оставив высокое светское общество, он отрекся от всех его «прелестей», посвятив себя на служение Богу, приняв образ смиренного инока.
Удаление от мира и его соблазнов, материальные лишения, связанные с принятием иноческого образа, подвижническая жизнь, которой он отдавался и в последующие годы, иноку Афанасию казались еще недостаточными для того, чтобы осуществить в себе преподносившиеся ему образы истинных пастырей и учителей Церкви. Монах Афанасий всецело устремил свою душу в умное молитвенное делание, и отдался самоусовершенствованию через чтение и изучение слова Божия. «О священная, чудная, пресветлая книга»,- молился он в такие часы над Св. Евангелием,- «молю тебя, просвети очеса души моея».
Монах Афанасий скоро стал известен в г. Канее, как выдающийся проповедник и истолкователь Св. писания, был вызван в Царь-Град, послан на просвещение светом Христова учения Влахов и Молдаван, для которых он перевел на современное народное наречие Псалтырь (переведенная святителем с еврейского на новогреческий язык Псалтирь впоследствии хранилась в обители во имя святого апостола Иоанна Богослова на о. Патмосе, а списки с нее - в разных монастырях св. горы Афон, ив 1631 году за выдающуюся подвижническую и просветительную деятельность был возведен в сан епископа, а затем и митрополита Фессалоникийского, иначе Солунского.
Со времени возведения в сан епископа, а затем и патриарха, для святителя начался тесный путь,- путь печали, огорчений, душевных и телесных страданий, смиренно пройденный им под тяжестью патриаршего титула. Господу угодно было испытать терпение патриарха Афанасия в унижении и твердость в исповедании, и он остался непреклонно верен Ему до конца дней своих.
Фессалоникийская митрополия, в пределах которой находится св. гора Афон, самая ближайшая к Царь-Г раду, наиболее была и разорена турками. Бедственное состояние, беспорядки в церковном управлении, религиозное смятение умов так тяжело поразили нового епископа, что он готов был даже совсем отказаться от епископства. Но Господь укрепил волю его. «Возврата нет»,- писал по этому случаю митрополит Афанасий,- «волей-неволей я должен исполнить то, за что взялся. Господь сказал: по- ложивый руку на орало и оглядывающийся вспять не есть управлен в царствии Божии (Лук. 9, 62). Званому на брак не следует печалиться и положившему руку на орало оглядываться назад».
В то время Константинопольский патриарший престол занимал знаменитый патриарх Кирилл Лукарис. Он был в большой дружбе с протестантами. Паписты воспользовались этим обстоятельством, обвинили его перед султаном в государственной измене, в протестантстве и добились ссылки его в заточение. Они хотели возвести на патриарший престол своего единомышленника Кирилла Контариса, епископа Веррийского. Православные восстали против паписта Кирилла, и настояли на том, чтобы престол временно, до возвращения из ссылки Кирилла Лукариса, замещен был Фессалоникийским митрополитом Афанасием. На этот раз католики уступили их желаниям, так как знали, что митрополит Афанасий весьма не одобряет учение протестантов, их непримиримых врагов. Прошло пять месяцев, а Кирилл не возвращался из ссылки; тогда, 5 марта 1634 г. митрополита Афанасия избрали действительным патриархом. За утверждение его в этом сане султану уплатили 180 000 руб. При избрании митрополита Афанасия патриархом имелось в виду, что ходатайство его в таком сане перед султаном о возвращении Кирилла будет иметь больше значения. Возведение митрополита Афанасия на патриарший престол состоялось 25 марта, в день Благовещения.
Вскоре после этого события возвратился Кирилл. Он остался недоволен всем тем, что произошло здесь в его отсутствие. Хотя патриарх Афанасий и уступил ему добровольно престол, но по настоянию недругов он все- таки был обвинен в том, что слишком много было уплачено церковных денег за его поставление. Протестанты хотели этим обвинением опорочить патриарха Афанасия в глазах Константинопольской паствы, у которой он за короткое время приобрел любовь и уважение.
Когда состоялся над патриархом Афанасием суд, вины за ним не нашли: хотя расход на поставление был немалым, но обойтись без него никак было нельзя, другим патриархам за свое поставление приходилось платить даже значительно больше, но цель была достигнута.
Обесчещенный и оскорбленный таким обвинением святитель удалился на св. гору Афон, где отдался молитвенным подвигам и положил основание обители, которая ныне зовется русским Свято-Андреевским Скитом. Через год, когда патриарх Афанасий был в Италии, римский папа, зная о его душевном смятении, предложил было ему перейти в католичество, обещая за то почетное место между католическими архиереями, но святитель с негодованием отверг его предложение.
В 1638 г. святителя Афанасия снова хотели возвести на патриарший Константинопольский престол, но этому помешали иезуиты. Они поставили на патриаршество вышеупомянутого паписта Кирилла Веррийского, а чтобы успокоить православных, заверили их, что патриарху Афанасию будет предоставлено место после Кирилла (так как они не надеялись, что он долго пробудет патриархом), а до того времени вновь предложили патриарху Афанасию занять Фессалоникийскую митрополию с правом управлять ею и служить там по чину и обычаю патриаршему.
Фессалоникийская митрополия в это время оказалась еще в большем разорении. Не было ни сосудов церковных, ни одеяний, в чем можно было бы служить патриарху. Патриарх Афанасий несколько раз писал в Москву к царю Михаилу Федоровичу, прося его помочь Солун- ской митрополии, «погибающей, как корабль в пучине», но помощь оттуда присылалась небольшая, особенно по сравнению с нуждой, а между тем новый Константинопольский патриарх Парфений грозно предупредил святителя, что он лишит его даже патриаршего сана, если он не будет доставлять требуемого количества средств на содержание его, Цареградского патриарха. Дело дошло до того, что через четыре года служения патриарха Афанасия в Солуни, его посадили в тюрьму. «Беды, мучения и темничное сидение, какие ему пришлось там перенести, невозможно и описать»,- говорит молдавский господарь Василий Лупул. Чтобы достать средства на уплату долгов, святитель решил лично поехать в Москву к царю Михаилу Федоровичу и просить его о помощи. После страданий в тюрьме и трудных переездов через Балканские горы, приключилась в Молдавской земле болезнь патриарху, и он должен был здесь остановиться. Больной святитель прожил в Молдавии девять лет, не переставая заботиться о своей митрополии и отдавая свои надорванные силы на благоустроение молдавской церкви и просвещение в Молдавии юношей светом Христова учения.
В 1652 году святителя Афанасия во второй раз возвели на патриарший Константинопольский престол. В это время турки вели разорительную для себя войну из-за родины патриарха Афанасия о. Крита; цареградская паства была в большом страхе и печали: турками были убиты три ее патриарха; все церковные дела были в запустении; в патриаршей казне денег не было; враги нового патриарха протестанты стали распускать слухи, что он весьма благосклонен к папистам; многие католики и даже некоторые из православных были в этом уверены. Чтобы успокоить свою православную паству, в 1652 г., в день первоверховных Апостолов Петра и Павла святитель Афанасий в своей патриаршей церкви сказал такую проповедь: «На сем камени, а не Петре, как говорят некоторые (католики), Я созижду церковь Свою,- говорит Христос,- на исповедании Петра, которое таково: Ты еси сын Божий - на нем же, сказал Он,- Я и созижду церковь Свою. - Петр не есть скала, скала - Христос, как об этом говорит ап. Павел: Скалою же бе Христос. Мы не Петрослу- жители, а Христослужители. И дам тебе ключи царствия небесного... Это он сказал о будущем, что и исполнил в день Пятидесятницы, послав Духа Святаго, не так, что одному более, а другому менее, но всем в равной степени; не Петру одному, или ему более,- никак,- но всем равно, и Петр ничего не имел большего или меньшего по сравнению с другими, но все были равны».
Все, присутствовавшие в церкви, уразумели из сей проповеди, что патриарх Афанасий неустрашимый и непоколебимый исповедник веры православной. Для Рима и католиков это было тяжелым ударом и посрамлением. Чтобы отомстить верному стражу Восточной Христовой Церкви, они распространили в Царь-Граде слух, что патриарх в своей проповеди защищал папу, а иезуиты так хитро все это дело обставили, что истина открылась спустя двести слишком лет. Вместе с тем они посоветовали туркам потребовать добавления с православного патриарха за его поставление. «И в немногих днях»,- говорит патриарх Афанасий,- «стали на меня агаряне править не малые подати султановы, на визиря и другие почести; все, что я имел имения своего, роздал басурманам, и еще занял с великим ростом, и, видя их ненасытность, призвал к себе архиерев и клириков и вельмож, православных христиан, и патриаршеский свой престол волею своею отдал». Святитель добровольно отрекся от Вселенского своего престола, сознавая, что силы его окончательно слабеют и он не в состоянии уже править вселенскою паствою.
Душевные и телесные страдания настолько надорвали здоровье святителя, что он желал теперь только одного, «в покое провести остаток дней своих». Вскоре после отречения он отбыл в Молдавию, где он в первое пребывание начал строить Никольский монастырь в г. Галаце, надеясь найти там желанный покой. Но Господу угодно было иначе направить земной путь святителя.
В то время образовался из балканских народов: сербов, молдаван, влахов, греков и др., союз, с целью изгнать из Царь-Г рада турок и таким путем навсегда освободить Христову Церковь от их ига. К этому союзу примкнули и малороссы. Союз поручил патриарху Афанасию поехать в Москву и убедить русского Царя Алексея Михайловича встать во главе всего дела и за это владеть Царь-Градом и всей Грецией. Прозревая всем деле предуказание Промысла Божия, святитель охотно согласился на предложение союза и поехал в Москву.
Тяжел был путь, но Господь хранил силы избранника своего. Пять месяцев длилось путешествие до Моек- вы, из которых самыми опасными были март и февраль, когда в Малороссии наступает весна, все дороги испорчены, кроме того, в то время Богдан Хмельницкий вел войну с поляками. 16 апреля 1653 г., в субботу на Пасхе, патриарх Афанасий благополучно прибыл в Москву. Его приняли здесь с подобающей честью, и он прожил в Москве до 14 декабря того же года. Святитель достойно и со всем усердием исполнил взятое им на себя поручение. «Сам Господь Иисус Христос, Его Пречистая Матерь, всехвальный святитель вселенский Григорий Богослов»,- убеждал патриарх Афанасий Царя Алексея Михайловича, - «помогут тебе овладеть Царь-Градом. Город сей - слава мирская, похвала вселенной, царям держава, середина земли, земной рай, сад вселенной, небо украшено, пища человеческая всем прибегающим между востоком и западом, а восток там отстоит от запада всего на версту. Град сей создал первый царь благочестивый, святой равноапостольный Константин, он нарицается новым Римом. Гам должно быть главе церковной, там должно быть и соборам вселенским, и великому Царю Самодержцу и Августу. Ваше державное Царствие освободит Св. Животворящий Гроб Господень, Богоходимую гору Синай, св. гору Афон: и откроется тогда прехваль- ная гора София. Поражается ум человеческий красоте и величию ея. И будет в ней проповедываться благочестие, и прославится Св. Троица, и воздвигнется на ней святый Животворящий Крест Господень. Здесь ты нари- цаешея Царем и Самодержавием Московским и всея России, а овладевши Царь-Градом, ты будешь Монархом всей вселенной, и поклонятся тебе короли всего мира. Ныне самое приятное время идти на освобождение Царь- Града. Не опасайся, мужайся и крепись: помощницы твои непобедимы суть».
Никто, кроме господаря Молдавии Василия Лупула и гетмана Малороссии Богдана Хмельницкого, не знал, что в Москву прибыл к Царю ходатай и печальник за восточную страждущую Христову Церковь. Москвичи приняли святителя, как просителя милостыни на ее нужды. Его щедро одаривали на приемах, богато благодарили за служение, а когда он объявил, что строит в г. Галаце монастырь, и у него нет средств докончить его, по особым челобитным святителя, ему пожертвовали на это дело много денег, и материалов, и священных предметов.
За то знатный нищий воздал Москве от богатев ума и сердца своего: он указал Москве пути к свету и знанию, сам принял участие в благоустроении русского богослужения церковного и помог Царской Семье в огорчении ее силою молитвы своей о даровании Наследника престолу.
Убеждения святителя имели надлежащее воздействие, но завершению дела, на которое звал и благословил Русского Царя святитель, помешала война, начавшаяся в это время между Россией и Польшей из-за Малороссии.
На возвратном пути патриарх Афанасий временно остановился в Лубнах, главном городе левобережной Украины. Когда он подъезжал к Лубенскому монастырю (февраль 1654 г.), игумен о. Петроний с братиею по чину, в священных ризах, его встретили. Когда о. игумен подошел к нему под благословение, Святейший патриарх изрек ему: «Желает душа моя в сем монастыре грешное мое тело погребсти». Предречение святителя о своей кончине исполнилось через месяц его пребывания в монастыре. От тяжелого дорожного пути растревожились раны, полученные патриархом еще в Фессалоникийской тюрьме, тело его опухло и он скончался 5 апреля, в среду, на Фоминой неделе «яко мученик, яко святитель, преподавая благословение всем христианам, коих за жизнь еще свою благословлял». Игумен, братия монастыря и свита патриарха погребли его в храме Преображения Господня под амвоном, перед царскими вратами, в сидячем положении, как принято погребать восточных патриархов. На него было надето все архиерейское облачение, а в руку вложен посох; его посадили в кресла, и с креслами сидячего вложили в каменную гробницу. На гробнице, присутствовавшие при погребении сделали такую надпись: «Сын! Если ты почтителен, не проходи мимо отца без поклона: он был чутким, отзывчивым на людское горе пастырем апостольского трона, и по смерти своей молится за паству свою пред Пастырем пастырей - Христом». И устами надписателей говорила сама истина: доброта, милосердие, благодеяния и благотворения, снисходительность к немощам и недостаткам человеческим,- как говорят записи современников,- были в очах святителя теми высокими добродетелями, которые он одобрял в других людях, неизменно проявлял и сам в счастливые и печальные дни своей земной жизни.
Почившего святителя Господь благоволил прославить нетлением и чудесами. В 1662 г. Газский митрополит Паисий Лигарид, проезжая через г. Лубны, просил показать ему гробницу святителя. Нетленные останки его были изнесены из под спуда... «Когда с благословения Киевского митрополита открыли гробницу, наполнилась церковь благовония, и обрели Святейшего патриарха тело цело, только у правой руки, которой он держал посох, пальцев двух или трех нет. Священная одежда, что была на святителе, с гела его спала и истлела, на чем сидел он кресла сгнили, целыми обрели только палицу да посох». На мощи Святейшего патриарха надели новые ризы и положили в церкви Преображения Господня снаружи. В ознаменование чудес, бывших до открытия честных мощей и при открытии их, на новой гробнице тогда же была сделана такая надпись:
Всемогущий и Непостижимый Бог почивающаго Cвятейшаго патриарха Константинопольского АФАНАСИЯ Прославнтн благоволил чудотвореными плотню неистленна и благодати преисполнена во дни Благочестивейшаго Государя, Царя, Великаго Князя Алексия Михайловича.
1662 года, Февраля 1

С тех пор, нетленные мощи Святейшего Константинопольского патриарха Афанасия стали предметом почитания и поклонения верующих всей православной Руси. Драгоценное сокровище, вынутое из-под спуда, неистлевшее под землею оказалось вместе с тем целебным источником для всех страждущих. Милосердый и любвеобильный при жизни своей святитель не оставляет своею помощью вселенскую паству и по смерти своей. Являясь многим в видениях, он благословляет, наставляет и врачует верных сынов Христовой церкви, с нелицемерною и усердною молитвою к нему притекающих.
Вот что пишет бывший игумен Лубенского монастыря, ныне прославленный святитель Белгородский
Иоасаф, о своем видении и беседе во время сего видения со святителем Афанасием: 1740 г. октября 26 я видел такой сон: виделся святитель Христов Афанасий ходящим близ своей раки в полном облачении, которого я провожал под руку. После этого он снова возлег в свою раку, а я, грешный, оправлял его в ней и начал говорить такие слова: Святейший патриарх, желаю я вашему святейшеству день празднственный уставить и подал об этом прошение преосвященному Рафаилу (что, действительно, так и было). На это Святейший вопросил: «А что же?». Я ответил ему, что преосвященный сказал, что нельзя этого сделать, потому что об этом надо писать в Синод, и надо показать его чудеса. Тогда святитель сказал: «О, да, бывают здесь из Москвы...». Я снова стал ему говорить: «Святейший патриарх, накажи меня при жизни моей за грехи мои». А он говорит: «Ведь я уже наказал; разве еще наказать? Добре, добре». Потом положил на грешной моей голове руки и сказал: «Да благословит тя Господь от Сиона, живый во Иерусалиме...», на чем я и проснулся. 1741 г., марта 1 дня, когда я немного днем заснул, виделось мне, что в церкви св. Софии Киевской я служу панихиду с преосвященным Рафаилом. Когда я совершал каждение церкви, при каждении горняго места, с правой стороны снова явился святитель Афанасий, иже в Мгаре, в своей раке, святые мощи коего я с ужасом великим покидал; он же простер свою руку, взял меня за руку крепко, я же начал вопиять: «Святейший патриарх, моли Бога о мне грешном, да не отвержет меня Господь!». А он сказал: «Отвержет, отвержет», и присовокупил такие слова: «яко же любит мя Отец, тако любит тя Сын...». Вместе с этим я проснулся.
Через три года после описанных видений святителя Иоасафа в летописи Лубенского монастыря описано та-
кое чудесное событие при мощах святителя Афанасия. «В 1745 году 14 марта, в четверг третьей недели великого поста»,- говорит лицо, испытавшее на себе силу благодатной помощи святителя Афанасия, - «с раннего утра у меня разболелась голова, чувствовалось большое недомогание во всем теле, и клонило ко сну. Я лег и заснул. Во сне мне представилось, что я стою в большой благоукрашенной церкви и слушаю пение. Вдруг чудится мне, что церковь рушится и погребает меня под своими развалинами. От испуга я закричал нечеловеческим голосом и проснулся. Оправившись, я хотел заговорить с окружающими, но язык отказался мне повиноваться, и я не мог произнести ни слова. Так прошло часа три, после чего ко мне снова вернулся дар слова, и я говорил до самого вечера. К вечеру я окончательно успокоился, предполагая, что болезнь моя окончательно проходит, и довольный ее исходом, я на ночь крепко заснул. Моя радость была преждевременной. Когда я рано в пятницу проснулся, оказалось, что болезнь моя не только не прошла, а значительно усилилась: я окончательно лишился дара слова и не мог произнести ни звука. В субботу с утра начали меня лечить: пустили кровь, дали капель для питья и полосканье для горла. Капли я пил, гортань полоскал, но облегченья никакого не чувствовал, а, помимо того, у меня усилились и головные боли».
«Видя бесполезность лечения и замечая, что боли усиливаются, я оставил свои лекарства, и решил помолиться у раки святителя Божия Афанасия, уповая при ней несумнительно получить исцеление своему языку. О своем намерении на бумаге я сообщил своим товарищам. Они меня одобрили, и стали торопить исполнить обет, вызвавшись проводить меня до монастыря. С таким намерением я заснул в ночь с субботы на воскресе-
нье. И вот видится мне сон: подходит ко мне в светлой одежде старец, в руке у него чудный цветок с красными ягодами; он дает мне этот цветок и говорит: «Прими сей от руки моей цвет и сохрани у себя, имаши бо сего дне, после отправления божественной литургии снести его».
«Пробудившись от сна, я собрал свое лекарство, повыбрасывал на двор и стал собираться в Лубенский монастырь на поклонение угоднику Божию, святителю Христову Афанасию. От одного этого намерения прекратились мои головные боли. Но намерениям моим не суждено было осуществиться тотчас. Главный писарь нашего Лубенского полка Афанасий Шкляревич приказал, чтобы я в тот день никуда не отлучался, а дожидался аптекаря Петра Нейдгарда. Он должен был придти и пустить мне кровь из под языка. Приказ меня весьма огорчил, и с возобновившимися головными болями я стал дожидаться прихода аптекаря. Аптекарь не приходил долго, а боли мои все усиливались. Тогда я решил ослушаться командира, и тайно ушел в монастырь, где меня ждали уже мои товарищи. И в оном монастыре, в храме Благовещения Пресвятой Богородицы, на божественной литургии, пред мощами Угодника Божия, святителя Христова Афанасия и пред иконою Пресвятой Богородицы я со всяким усердием поклонялся, лобызал их и прилежно просил разрешения языку моему. И по отпуске божественной литургии пошел я в єдину келию и тогда, погодя с полчаса или немного меньше, помощию Угодника Божия, святителя Христова Афанасия, стал говорить. Это мое исцеление от немоты, как я, так и все присутствовавшие признали за знатнейшее чудо. Я же воздав Угоднику Божию, святителю Христову Афанасию, похвальное благодарение, прошу, да будет о сем всем известно.- Копиист полковой Лубенской канцеля-
рии, сын казака глинской сотни, жителя г. Глинска Стефана Галичина, Гаврило Галичин».
25 мая 1813 г. при мощах святителя Афанасия получила исцеление прибывшая из Москвы княгиня Волконская. Она была убеждена приехать в Лубны троекратным повелением, слышанным ею во сне, и видением обители, стоящей на горе, в коей она видела сидящего святителя. Родственники ее, Васильчиковы и Татищевы, рассказали ей о святителе Афанасии, почивающем в таком положении в Лубенской обители. Княгиня поспешила в Лубны. В церковь она была принесена на ковре и положена при мощах святителя. Так она прослушала литургию и молебен и была отнесена в гостиницу. В тот же вечер, как только она услышала благовест к вечерне, она сама поднялась со своего одра и, к всеобщему изумлению всех богомольцев, сама пришла в церковь. О троекратном видении святителя и призыве его, она сама рассказала игумену Самуилу и прочей братии.
В следующем году было такое исцеление при раке святителя Афанасия. Человек, предававшийся от юности всем своим страстям и уже почти дошедший до умственного помешательства, почувствовал наконец нужду в покаянии и решился идти на богомолье в Киев. По дороге зашел он с братом своим в Лубны, и там во время литургии, которой прежде не мог слушать по душевному расстройству, обратился молитвенно к святителю Афанасию, и внезапно исцелилась его душевная болезнь. Припавши к мощам святителя, он целовал их со слезами раскаяния, и в ту минуту ему представилось, что сам святитель, как бы живой пред ним сидит, и лицо его, как лицо Ангела Божия.
9 годах минувшего столетия в г. Анане, в семье коменданта крепости гвардии полковника
Ивана Матвеевича Аргамакова и жены его Олимпиады Алексеевны Ольшевской, явлением святителя Афанасия был исцелен малолетний сын ее Аркадий. Ребенку шел шестой год и он заболел тяжкой формой изнурительной лихорадки. Лечили его лучшие доктора, обращались к местным уроженцам, пользовавшим травами, выписывали специалистов профессоров по детским болезням, - все напрасно, дни малютки были сочтены. И вот мать, двое суток простоявшая у постели умирающего единственного сына, в страшной скорби и отчаянии вдруг вспомнила о святителе Афанасии Лубенском. Бросилась она на колени и в горячей молитве к святителю просила об исцелении болящего Аркадия. Внезапно она увидела святителя и услышала его голос: «Сын твой будет здоров, и следа болезни не останется». Действительно, к утру ребенок уснул, и силы его стали восстанавливаться с каждым днем. Лихорадкой он потом, во всю жизнь свою, никогда не болел. Впоследствии, состоя в военной службе в чине полковника, Аркадий Иванович Аргамаков всегда имел при себе образ святителя Афанасия, совершил так же поездку в Лубны на поклонение облагодетельствовавшему его святителю.
Много и других чудес совершилось при честных мощах святителя Христова Афанасия, о которых здесь не упомянуто. Но и приведенных достаточно для того, чтобы видеть, как прославляет Господь избранных своих и как любвеобильный «Пастырь апостольского трона» и по смерти своей милосердствует чадам церкви Христовой, с чистою и нелицемерною верою припадающим к целебным его мощам.
В 60-х гг. 19 века было составлено житие святителя Афанасия с описанием чудес, совершившихся при его
мощах. В 1901 г., при епископе Полтавском Иоанне, в Синодальной типографии была отпечатана «Служба, иже во святых отцу нашему Афанасию, Патриарху Константинопольскому, Лубенскому чудотворцу».
В 1936 г., когда безбожными властями производилось вскрытие святых мощей, в тогдашнюю столицу Украины г. Харьков были привезены в числе других и святые мощи святителя Афанасия. Из опасения осложнения международных отношений, т.к. святитель Афанасий по происхождению был грек и по уникальности его святых мощей власти не решились их уничтожить. Таким образом, благодаря Всепромыслительной Воле Божией, святые мощи святителя Афанасия сохранились невредимыми в Харьковском городском историческом музее.
Во время Великой Отечественной войны в 1943 г. был вновь открыт Харьковский Благовещенский кафедральный собор, куда были перенесены святые мощи святителя Афанасия и святителя Мелетия архиепископа Харьковского (память 12/25 февраля). С тех пор и по настоящее время святые мощи святителя Афанасия открыто почивают в особо устроенной раке в правом приделе собора, где еженедельно, по четвергам, совершается особое вечернее богослужение с чтением акафиста святителю Афанасию нараспев.
Мы твердо верим, что по молитвам святителя Афанасия и святителя Мелетия Всемилостивый Господь сохраняет град наш Харьков и весь народ земли Слобожанской от всяких бед и напастей. Особое Божие благоволение, верим, по молитвам святых угодников земли нашей, проявилось 2 июня 1997 года, когда чья-то злочестивая рука учинила пожар на колокольне собора с расчетом что огненная стихия уничтожит весь собор. Но десница Божия,
на глазах у всего народа, отвела объятый пламенем падающий верхний ярус колокольни в сторону от собора. Таким образом был сохранен Свято-Благовещенский кафедральный собор и мощи святых угодников в нем почивающие.
Слава Всемилостивому Господу и благодарение Его святым угодникам за проявленную неизреченную милость к нам и нашей благодатной святыне.
Святителю отче Афанасие, моли Бога о нас!

----------------
По материалам издания «Житие и Акафист Святителю Афанасию патриарху Константинопольском, Лубенскому чудотворцу» - Издательство Харьковского Епархиального Управления УПЦ, г. Харьков 2006

Святитель Афанасий, Цареградский, Лубенский и Харьковский чудотворец

Святитель Афанасий III родился в 1597 г. в г. Ревимне на о. Крит. Происходил из знатного греческого рода Пателариев, бывшего в родстве с византийской императорской династией Палеологов. Св. Афанасий получил блестящее разностороннее образование, но, несмотря на образованность и известность в обществе, светская жизнь с ее суетными удовольствиями и призрачной славой не соблазнили его, святого влекла жизнь христианских подвижников. После смерти отца св. Афанасий принял иноческое пострижение в одном из Солунских монастырей, а позже подвизался на Афоне.

Вскоре святой стал известен как выдающийся проповедник, толкователь Священного Писания и гимнограф, автор духовных песнопений в честь Пресвятой Богородицы и некоторых святых. Святой перевел с еврейского на новогреческий язык Псалтирь , которая впоследствии хранилась в обители св. апостола Иоанна Богослова на о.Патмосе. В 1626 г. святитель Афанасий был назначен в Валахию, где проповедовал Христово учение среди валахов и молдаван. За свои труды и духовные дарования святой был назначен Константинопольским патриархом Кириллом я проповедником при Константинопольской кафедре, а в 1631 г. - Епископом Фессалоникийским (Солунским).

В марте 1634 г., После изгнания турецкими властями патриарха Кирилла I, святитель был возведен на патриарший престол. После возвращения патриарха Кирилла из ссылки святитель Афанасий оставил патриарший престол и более года прожил на Афоне, совершенствуясь в подвигах поста и молитвы. Затем он жил один год в Италии, где папа предложил ему принять католичество, обещая возвести его в кардинальское достоинство. Но святитель Афанасий остался верен Святому Православию . С 1638 г. он вновь стал управлять Солунской кафедрой. В то время в храмах Солунской митрополии, терпевшей притеснения со стороны турок, не хватало богослужебных книг, церковной утвари и облачений. Святитель неоднократно обращался за помощью к русскому царю, а затем и сам совершил несколько путешествий в Россию, где посещал святые места и совершал богослужения в монастырях и храмах. Однажды, возвращаясь из России, он тяжело заболел и остановился в Преображенском Мгарском монастыре г. Лубны, где 5 апреля 1654 г.мирно отошел ко Господу и был погребен по восточному обычаю: тело святого в полном облачении было помещено в кресло и опущено в каменную гробницу в монастырском Преображенском храме.

1 февраля 1662 года святитель Афанасий был прославлен в лике святых и было установлено празднование 2 мая (по старому стилю), в день памяти соименного ему святителя Афанасия Великого.

В 1922 году в Лубнах, как и во всей Украинской Советской республике, началось изъятие церковных ценностей. Вначале оно происходило сравнительно спокойно. Но вот из Харькова приехал нарком Середа с письмом от Петровского с требованием изъять и гроб Афанасия сидящего. Ведь был он из чистого серебра и весил 4 пуда 10 фунтов.
Тогда население не только Лубён и его уезда, но и других районов Полтавщины повалило гурьбой в монастырь. Десятки тысяч людей окружили собор и не давали комиссарам приблизиться к мощам святого. Церковная служба шла круглосуточно, священники сменяли друг друга через каждые 3-4 часа.

Народ ежедневно прибывал, а не убывал. Агитаторов не слушали. Тогда власти решили начать в районе монастыря военные учения. Сюда прислали до 3000 солдат и курсантов. Вокруг монастыря происходили маневры с пулемётной и артиллерийской стрельбой, криками «ура». А результаты - плачевные, службы продолжаются, народ не расходится.
Выручила комиссаров надвигающаяся уборочная страда. Стала поспевать пшеница. И постепенно верующие на конях и волах разъехались по домам. В течение трёх дней очистились все входы и выходы из монастыря. Монахи сами переложили мощи Афанасия в деревянный гроб. А серебряную раку комиссары отвезли в Харьков. Туда же в 1930-е годы были перенесены и мощи святителя.

Мощи святого патриарха Афанасия, прославленные многочисленными чудесами и знамениями, с 1947 года и до сих пор покоятся в городе Харькове, в правом приделе Свято-Благовещенского кафедрального собора.

Немало исцелений от различных недугов и случаев помощи в различных скорбных обстояниях являет этот святой и в наши дни. Служащие свидетельствуют, что когда святителю меняют облачение, то тапочки его всякий раз оказываются истоптанными чуть ли не до дыр.

Совсем недавно был и такой случай. Переоблачение святителя производится в алтаре священнослужителями. И вот однажды после такого переоблачения одновременно всем участникам этого действа Святитель Афанасий явился во сне и упрекал, говоря, мол, своего святителя когда переоблачаете, то стараетесь действовать аккуратно, чтобы сильно туго не перетянуть поручи, а меня переоблачали небрежно, да так сильно затянули на запястьях, что руки болят. Когда наутро все видевшие один и тот же сон пришли в собор и стали рассказывать друг другу дивное видение, то сразу же поспешили к мощам святого. Поручи действительно, оказались сильно перетянутыми, и это был урок для всех, чтобы относились к мощам святого Афанасия с благоговением, что наш святой покровитель живой, и слышит нас и все видит, и помогает…

Являясь многим в видениях, он благословляет, наставляет и врачует верных сынов Христовой церкви, с нелицемерною и усердною молитвою к нему притекающих.

Его называли Богомудрым - святителя Афанасия, Лубенского, Харьковского и всея России чудотворца и покровителя. Почитание этого святого в южных русских пределах весьма велико: своей земной и посмертной судьбой, а также духовной, молитвенной жизнью и постоянным общением с русскими государями он связал не только породивший его средиземноморский остров Крит, но и Полтавщину, Харьковщину, да и всю Россию.

Сегодня его называют Афанасием Сидящим, поскольку (удивительная вещь!) его честные мощи покоятся не в обычной гробоподобной раке, а усопший святитель сидит на возвышении, под сенью, располагающейся в правом, южном приделе Благовещенского кафедрального собора Харькова.

Благовещенский кафедральный собор в Харькове

Мощи святителя открыты взорам прихожан, в сущности, с трех сторон. «Будто на патриаршей кафедре, он представляется благоговейному взору как бы только что погрузившийся в непробудный сон. Глава его, осененная митрою святительскою, склонилась на правое плечо, и десница простерта на коленях, для лобзания верующих, а в левой руке он держит свой пастырский жезл, как бы доселе управляя Вселенскою паствою. Так погребли его по чину и обычаю патриаршему, так и обрели, спустя немного лет, бодрствующим и по блаженной кончине».

Честные мощи Афансия Сидящего

Не иссякает поток страждущих поклониться его честным мощам.

Ведь, согласно учению церкви, мощи святых (в любом виде) являются носителями благодати, с помощью которой могут изгонять бесов, исцелять и творить иные чудеса. В постановлениях Седьмого Вселенского собора сказано: «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает». Митрополит Макарий (Булгаков) в XIX веке писал о святых мощах: «Изъятие их чудодейственною силою Божиею из всеобщего закона тления - как бы в живой урок нам о будущем воскресении тел».

Однако наличие нетленных мощей не является обязательным условием для канонизации святого.

В харьковском Благовещенском соборе пребывают и честные мощи святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского, а также священномученика Александра (Петровского).

Предстоятель Русской Церкви Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл во время недавнего визита в Харьков поклонился трем харьковским святым, и первым, конечно же, по старшинству канонизации, святителю Афанасию.

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл у честных мощей свт. Афанасия Лученского в Благовещенском соборе Харькова. 7 мая 2011 года

Полное именование святого: Афанасий III (Пателларий) Сидящий, Патриарх Константинопольский (Цареградский), Лубенский и Харьковский чудотворец, святитель.

Уроженец (1597 год) критского города Рефимна (Ретимна) происходил из знатного греческого рода Пателлариев, бывшего в родстве с византийской императорской династией Палеологов. Блестяще образованный человек («Я был, - писал он о себе, - знатоком богословия, математики, риторики, многотрудной грамматики, пиитики, астрологической премудрости, музыки и других искусств»), свт. Афанасий после кончины отца принял иноческое пострижение в одном из Солунских монастырей, а позже подвизался на Афоне.

Потомок царского рода, богослов, философ и поэт по природе, он пользовался большим вниманием в высоком обществе острова Крит, но добровольно оставил свои привилегии, отрекся от всех прелестей, посвятил себя служению Богу, приняв иночество, и впоследствии стал известен как выдающийся проповедник, толкователь Священного Писания и гимнограф, автор духовных песнопений в честь Пресвятой Богородицы и некоторых святых, переводчик с еврейского на новогреческий язык Псалтири, которая впоследствии хранилась в обители св. апостола Иоанна Богослова на о. Патмос.

У образа Святого Афанасия. Мгарский монастырь

Биографы свидетельствуют: «Со времени возведения в сан епископа, а затем и патриарха, для Святителя начался тесный путь, - путь печали, огорчений, душевных и телесных страданий, смиренно пройденный им под тяжестью патриаршего титла. Господу угодно было испытать терпение патриарха Афанасия в унижении и твердость в исповедании, и он остался непреклонно верен Ему до конца дней своих».

Он был святителем среди валахов и молдаван, затем епископом Фессалоникийским (Солунским).

Солунская митрополия, в пределах которой находится св. гора Афон, самая ближайшая к Царьграду, была наиболее разорена турками. Бедственное состояние, беспорядки в церковном управлении, религиозное смятение умов так тяжело поразили нового епископа, что он готов был даже совсем отказаться от епископства. Но вера укрепила его волю. «Возврата нет, - писал митрополит Афанасий, - волей-неволей я должен исполнить то, за что взялся. Господь сказал: положивый руку на рало и оглядывающийся вспять не есть управлен в царствии Божии (Лук. 9, 62). Званому на брак не следует печалиться, и положившему руку на рало - оглядываться назад».

В марте 1634 года, после изгнания турецкими властями патриарха Кирилла I, митрополит Афанасий был возведен на патриарший Константинопольский престол. После возвращения патриарха Кирилла пробыл некоторое время на Афоне, один год жил в Италии, где папа предлагал ему принять католичество, обещая возвести в кардинальское достоинство. В конфликте с турками, снова став на Солунскую епархию, святитель неоднократно обращался за помощью к русскому царю, а затем и сам совершил несколько путешествий в Россию, где посещал святые места и совершал богослужения в монастырях и храмах.

В целом он трижды восходил на патриарший престол, вел непростую борьбу с турецкими правителями и иезуитами. Был и ссылаем на знаменитый остров Родос, после ссылки на который до нового его поставления на Солунскую кафедру прошло 15 лет. На лучшем месте Афона святитель положил начало будущей Русской обители, сам того не ведая, что келия его со временем привлечет русских тружеников - из той земли, где ему суждено будет упокоить свои кости. Интересная преемственность: столетие спустя другой изгнанник Вселенского престола, патриарх Серафим, искал себе убежища в мирном приюте Афанасия и украсил его. Но вынужденный бежать оттуда во время Турецкой войны, при великой Екатерине, он нашел себе последнее пристанище в той же мирной обители Лубенской, где почил его предместник Афанасий. А еще сто лет спустя, в бывшей келии двух патриархов Вселенских, при церкви Святого Апостола Андрея Первозванного, основателя Византийской кафедры, устроился на Святой горе Афонской скит собственно Русский, как бы в вознаграждение за то гостеприимство, которое даровала Россия обоим патриархам.

Духовные связи святителя Афанасия с Россией установились еще до его патриаршества, вскоре после поставления на Солунскую митрополию. В 1631 году он дал от себя просительную грамоту к царю Михаилу Феодоровичу - епископу Косме, который проживал на Святой горе в Иверском монастыре; он послал чрез него Государю в благословение частицу мощей святого Григория Паламы, архиепископа Солунского, и миро от святого великомученика Димитрия, умоляя помочь ему в бедственном положении и освободить от тяжкого долга (более 5000 рублей), образовавшегося еще до его поставления митрополитом. Увы, русский царь помочь финансово тогда не имел возможности.

В предпоследний год царствования Михаила Феодоровича, 24 Августа 1643 года свт. Афанасий снова писал Государю: «Отверзи щедроты милосердия своего, державный Царь, приими нас, всегдашних твоих нищих богомольцев, и поспеши милостию своею на помощь прехвальному престолу Солунскому, который погибает до конца от неверных иудеев и агарян; выкупи из рук их священные сосуды и ризы; они держат их у себя на поругание веры Христианской. Поелику неизреченныя милости творит повседневно боговенчанное и самодержавное Царствие ваше, то да будет и сей православный престол Солунский утвержден и сподоблен христолюбивой благодати вашей; инаго пристанища пред Богом не имеем. Ты, Царь, нам, всем православным христианам, помощник и столп благочестия, и к тебе все, как отцу и утешителю, в печалях наших прибегаем; призри нас, святый Царь, потому что, без вашей богатой милости и помощи, невозможно мне возвратиться и спастись от погибели, и митрополия наша разорится до конца от тяготы долгов наших, коих пятнадцать тысяч ефимков...»

Приходилось писать к русскому самодержцу еще не раз, по разным поводам - с просьбами о помощи не лишь в своих тяжких обстоятельствах, но и ходатайствовать за других, информировать о военных и политических событиях Европы, Рима, Турции.

Свт. Афанасий посетил в 1653 году молдавского господаря Василия Лупу и малороссийский Чигирин, где был гостеприимно встречен Богданом Хмельницким (примерно за год до Переяславской рады, состоявшейся в январе 1654 года), от которого получил личное поручение к царю Алексею Михайловичу.

Документы свидетельствуют о торжественной встрече святителя патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем в Москве в апреле того же года. Он привез Государю «образ Спасов в кивоте, крест деревянный резной, мощи Евангелиста Матвея, святое миро, составленное всеми четырьмя Вселенскими патриархами; от архимандритов же: Янинского - резной крест, а от Критского - мощи Св. Алексия Божия человека». Во время пребывания в Москве по просьбе русского царя и патриарха святитель записал греческий порядок архиерейской литургии, определивший впоследствии тот, что существует в русской церкви до настоящего времени.

Получив частичное вспомоществование, святитель отправился на богомолье в Сергиеву лавру. А позже испросил царской грамоты, написав челобитную царю, в которой были такие слова: «Потому что как я ехал к тебе к Москве чрез войско Запорожских казаков, в то, Государь, время, приходили на исповедь многие черкасы, и по обычаю своему, просили у меня, богомольца твоего, разрешительной грамоты, и мне было в те поры послать в Киев, напечатать разрешительные грамоты, некого; а как я, богомолец твой, из Москвы поеду назад, те, Государь, Запорожские казаки, начнут у меня, богомольца твоего, разрешительных грамот просить, а иные вновь на дух приходить будут, Царь Государь, смилуйся пожалуй. Бывший Константинопольский Патриарх Афанасий, благочестивейшаго Царя теплейший и неусыпный молитвенник».

Некоторые источники полагают, что Свт. Афанасий на обратном пути принимал участие в Переяславской раде, а потом, до конца февраля, был гостем Богдана Хмельницкого.

Тем не менее на пути в Галац святитель заболел и остановился в Преображенском Мгарском монастыре города Лубны на Полтавщине.

Спасо-Преображенский Мгарский мужской монастырь

Обитель эта, находящаяся в Малороссии, была создана в 1619 году, по благословению епископа Перемышльского Исаии, соименным ему игуменом Густынским, на средства княгини Раины Корибутовой, урожденной княжны Вишневецкой, которая была замужем за старостой Овручской области. Церковь во имя Преображения была в то время еще деревянная и довольно убогая; только 40 лет спустя усердием гетмана Самойловича была поставлена на ее место нынешняя великолепная церковь, которая красуется на вершине лесистой горы, слывущей Фавором Мгарским, над рекой Сулой.

К слову, через сотню лет, с 1737 года, игуменом, а с 1744 года первым архимандритом монастыря стал уроженец Полтавщины святитель Иоасаф (Горленко), епископ Белгородский (святые мощи которого в наши дни покоятся в Преображенском соборе города Белгорода)...

25 февраля 1654 года свт. Афанасия гостеприимно встретила монастырская мгарская братия во главе с игуменом Петронием (Левковичем). Жития свидетельствуют, что когда игумен подошел под патриаршее благословение, то измученный тяжелой болезнью Афанасий произнес: «Желает душа моя в этом монастыре грешное мое тело похоронить».

Показывают близ обители уединенный холм, куда, по преданию, любил приходить молиться свт. Афанасий, он и теперь слывет святительским; правда, едва ли по болезненному своему состоянию святитель мог пользоваться в зимнее время краткой прогулкой. Скорее всего, народная память соединила патриарха Афанасия с частым молитвенным посещением холма другим патриархом Цареградским Серафимом, который провел несколько лет в уединении в Лубенской обители.

У Спасо-Преображенского Мгарского мужского монастыря

Святитель Афанасий отошел к Богу 5 апреля 1654 года и был погребен в Преображенском храме под амвоном, возле церковных врат, в сидячем положении, как и положено восточным патриархам: тело святого в полном облачении и с посохом в руке было помещено в кресло и опущено в каменную гробницу. На гробнице была сделана надпись: «Сын! если ты почтителен, не проходи мимо отца без поклону: он был чутким, отзывчивым на людское горе пастырем апостольского трона, и по смерти своей молится за паству свою пред Пастырем пастырей - Христом».

Когда через 8 лет после кончины святителя Афанасия вскрыли гробницу, то увидели тело патриарха нетленным, «лишь на правой руке, которая держала посох, не было двух или трех пальцев. Священная одежда с его тела упала и сотлела, кресло сгнило. Целыми остались только палица и посох».

1 февраля 1662 года был совершен соборный чин канонизации святителя Афанасия, Патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца. Установлено празднование его памяти 2 (15 по нов. ст.) мая - в день памяти свт. Афанасия Великого, Патриарха Александрийского.

Нетленные мощи святителя Афанасия Сидящего неоднократно были переносимы с места на место, стали предметом почитания верующими православной Руси. Слава об его исцеляющих мощах распространилась далеко за пределы Лубенщины, и тысячи людей приходили во Мгарский монастырь прикоснуться к мощам в позолоченной гробнице, получая исцеления от недугов.

Так продолжалось до прихода к власти большевиков. В 1922 году в Лубнах началось изъятие церковных ценностей, и вскоре из Харькова приехал нарком С. П. Середа с письмом от Г. И. Петровского - с требованием изъять гроб Афанасия Сидящего, сделанный из чистого серебра весом в 4 пуда 10 фунтов.

В ответ население не только Лубен и его уезда, но и других районов Полтавщины повалило в монастырь, не давая безбожникам приблизиться к мощам святого, окружив собор живым кольцом в десятки тысяч людей. Церковная служба шла круглосуточно, священники сменяли друг друга через каждые 3-4 часа, а народ ежедневно прибывал. Тогда власти начали в районе монастыря военные учения с пулеметной и артиллерийской стрельбой и криками «ура», прислав до 3 000 солдат и курсантов, но и маневры не смогли разогнать народ. Только с началом уборочной страды люди стали расходиться. Монахи сами переложили мощи Афанасия в деревянный гроб, а серебряную раку безбожники отвезли в Харьков. Туда же позже были перенесены и честные мощи святителя, где они вначале хранились в музее.

С именем святителя Афанасия также связывают чудотворную икону Божией Матери «В скорбех и печалех утешение» (празднуется 19 ноября по ст. ст.), посланную после его кончины на Афон, но вновь принесенную в Россию в 1863 году.

Образ Богородицы «В скорбех и печалех Утешение»

Святитель Афанасий теперь всегда восседает на своем троне, словно смотрящий за богоспасаемым градом Харьковом и Русским миром. Смотри зорко, отче Афанасий, моли Господа о нас, грешных!

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх