Лестница в небо: история восточной архитектуры от зиккуратов до соборных мечетей. Зиккурат - это что такое? Символика архитектуры зиккуратов

Древнейшей послепотопной цивилизацией стало Междуречье. Интересно, что Библия, содержащая богатейшие сведения о многих царствах, вначале повествует именно о Вавилоне, уделяя ему большое место как в историческом, так и в пророческом аспекте. Как явствует из Священного Писания и древнейших летописей, уже первые шаги в становлении месопотамской государственности были неразрывно связаны с религией, в основе которой лежал открытый вызов истинному Богу, который наиболее ярко проявился в строительстве знаменитой Вавилонской башни. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения ее существование, что было доказано историками и археологами.

Но прежде чем мы перейдем к истории, архитектуре в религиозном значении ее строительства, обратим внимание на создание особых храмов-зиккуратов, к которым и принадлежала знаменитая башня. Итак, зиккурат представлял собой огромную постройку, состоящую из нескольких башен (как правило, от 4 до 7), располагавшихся одна на одной, пропорционально уменьшавшихся кверху. Между вершиной нижней башни и основанием выше лежащей были разбиты террасы с прекрасными садами. На вершине всей постройки высилось святилище, к которому вела огромная лестница, начинавшаяся внизу и имевшая несколько боковых ответвлений. Этот верхний храм посвящался какому-либо божеству, которое считалось покровителем данного города.

Сами башни были покрашены в разные цвета: нижняя, как правило, была черной, вторая - красного цвета, выше - белого цвета, еще выше - голубая и т. д. Верхнюю башню часто венчал золотой купол, который был виден за много километров от города. Издали это зрелище было поистине сказочным. Однако зиккурат представлял собой нечто большее, чем просто храм, он являлся связующим звеном между небом и землей, а также местом, куда являлся якобы сам бог, объявляя людям свою волю через жрецов. Но если днем зиккурат был храмом, то ночью - местом астрологических действ, а также местом отправления черных сатанинских обрядов.

Мы никогда до конца не узнаем все подробности отправления этих служб, но даже те сведения, что сообщают нам глиняные таблички, приводят в ужас. Именно в верхних храмах была создана астрология, связывающая людей с бездной. В ходе раскопок было установлено, что имя ее основателя - Саабен-бен-Аареса, впрочем, истинным создателем этой лженауки был, конечно же, князь тьмы.

Такие зиккураты были построены в Ниппуре (около 2100 г. до Р. Хр. царем Ур-Намму), ныне находится В 40 милях к западу от Евфрата; в Уруке - в 12 милях от Евфрата площадью в 988 акров; в Эриду, воздвигнутого почти сразу же после потопа и много раз обновлявшегося на протяжении истории, образующий 12 храмов, расположенных один над другим; Уре - построен тоже царем Ур-Намму в честь бога Луны Нанна, и весьма хорошо сохранившийся до нашего времени, и т. д. Но наибольшую известность снискал зиккурат, построенный в Вавилоне, на заре послепотопной истории, описанный в Библии. «На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, люди нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали Друг Другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.

И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (Быт. 11:1-4). Страшное наказание, постигшее человечество, решившее идти своим путем, независимым от Бога и вопреки Его воле (потоп), было забыто. Люди вновь предпочли жить и действовать без Бога ради удовлетворения своего тщеславия и гордыни. Бог не мог одобрить их гордого и безумного замысла, и, смешав языки, предотвратил исполнение человеческих планов. Однако, не желая смириться перед Творцом, люди вновь вскоре приступили к строительству зиккурата на том же самом месте, где оно было остановлено Самим Богом.

Иисус Христос никогда не производит насилия над человеческой свободной волей, и поэтому Он не стал препятствовать этому безумному замыслу людей, желая, чтобы они сами и их потомки увидели, к чему приведет их открытое и упорное неповиновение Небесному Отцу. С болью Христос взирал, как люди упорно сооружали башню, которая должна была стать центром поклонения лжебогам, иными словами - сооружали себе эшафот. Ибо та религия, которую они так отстаивали и насаждали, должна была привести их к деградации и гибели. Но самонадеянные, одурманенные князем тьмы строители не задумывались над этим, и, наконец, соорудили величественную постройку, поражавшую людей красотой и размахом 1500 лет. Вавилонский зиккурат, перестраивавшийся десятки раз на протяжении указанного времени, носил название Этеменанка, то есть Храм краеугольного камня Неба и Земли, являясь центром колоссального по площади храмового города Эсагилы (Дом поднятия головы), окруженного крепостными стенами и башнями, включая в себя множество храмов и дворцов. Эсагила являлась местопребыванием главного вавилонского жреца, бывшего одновременно и верховным жрецом всего мирового жречества (об этом будет рассказано ниже).

До нашего времени дошли описания этой башни знаменитого греческого историка Геродота и личного врача мидо-персидского царя Артаксеркса Второго - Ктесия. Башня, описанная ими, была восстановлена при Набополассаре (625-605 гг. до Р. Хр.) и Навуходоносоре Втором (605-562 гг. до Р. Хр.) после периода упадка. Восстанавливая башню, Навуходоносор сказал: «Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Этеменанки так, чтобы поспорить она могла с небом». Итак, сооруженная ими башня состояла из семи ступеней - этажей. Первый этаж, высотой 33 метра, был черного цвета и назывался нижним храмом Мардука (верховного бога Вавилона), в центре его высилась статуя бога, полностью отлитая из чистейшего золота и весившая 23700 килограммов!

В храме стоял, кроме того, золотой стол длиной в 16 метров и шириной в 5 метров, золотая скамейка и трон. Перед статуей Мардука совершались ежедневные жертвоприношения. Второй этаж красного цвета был 18 метров в высоту; третий, четвертый, пятый и шестой - по 6 метров в высоту и были расписаны в различные яркие цвета. Последний седьмой этаж назывался верхним храмом Мардука, составлял в высоту 15 метров и был облицован бирюзовыми глазурованными плитками, украшенными золотыми рогами. Верхний храм был виден за много километров от города и в свете солнца являл собой необычайное по красоте зрелище. В этом храме находилось ложе, кресло и стол, предназначенные якобы для самого бога, когда тот приходил сюда отдохнуть.

Там же происходило и «священное» бракосочетание царя и жрицы, все это сопровождалось оргией, заключенной в «возвышенную» философию. Сегодня зиккураты лежат в развалинах, а многие не сохранились вовсе, но идеи их строителей продолжают жить и сегодня. Итак, во-первых, постройка зиккурата носила, как мы уже говорили, характер открытого вызова божественному авторитету. Даже название Этеменанка бросает вызов Христу, присвоив себе Его титул, ибо в Писании сказано: «…вот Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный: и верующий в Него не постыдится» (1 Петр. 2:6). Этому примеру следовали многие народы земли, сооружая уходящие в облака языческие храмы и храмовые комплексы. Из недавнего времени стоит отметить сооружение 30-х годов, начатое при Сталине (но не завершившееся!), - Дворца Съездов, который должна была венчать фигура Ленина такого размера, что в одном пальце его, по замыслу архитекторов, разместились бы две библиотеки и кинотеатр. Этот дворец должен был стать символом воинствующего атеизма, якобы победившего «устаревшее» христианство, ну а вождь, понятное дело, должен был предстать перед миром, как «победитель» Христа!

Судьба этого замысла и начатого строительства известны. Но и неосуществленный, этот проект стоит в одном ряду с Вавилонской башней, храмом Артемиды Эфесской и другими «свидетелями», предостерегающими нас, людей конца XX века, об опасности пути в отрыве от Бога. Во-вторых, строительство зиккуратов было символом человеческого могущества, прославлением человеческого разума.

И вновь, читая страницы истории, мы видим попытки прославить и возвеличить свое имя в разные времена и у разных правителей - царей, императоров, премьер-министров, президентов, генсеков, философов, деятелей науки и искусства и пр. Нескончаемый перечень имен, который можно продолжать и продолжать - Кир, Навуходоносор, Македонский, Октавиан-Август, Нерон, Траян, Карл V Германский, Наполеон, Ленин, Гитлер, Сталин; философы Руссо, Вольтер, Монтескье, боготворившие человеческий разум и своими идеями подготовившие Великую Французскую революцию; Дарвин с его теорией эволюции, идеологи фашизма и коммунизма, пытавшиеся также без Бога построить рай на земле ценой миллионов жертв. Здесь, дорогой читатель, можем быть и мы с вами, если в своей жизни будем полагаться на свое Я, превозносить самих себя, а не Иисуса Христа. В-третьих, сооружение зиккуратов показало, что человек может сам дойти до неба, стать подобным Богу, ибо башня связывала небо и землю в представлении людей. Эта идея на редкость живуча, ибо и сегодня многие конфессии утверждают, что человек своими делами и выполнением определенных обрядов может достигнуть спасения и вечной жизни сам, своими силами.

В-четвертых, служение жрецов в зиккурате показывало, что между небом и землей необходим посредник, способный умилостивить грозного бога. Именно отсюда берут начало учения о святых посредниках между богом и людьми, о священнослужителях как ходатаях перед богом. Однако все эти утверждения противоречат Библии, которая утверждает: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками… Христос Иисус» (1 Тим. 2:5). В-пятых, зиккурат являлся центром астрологии, магии, оккультизма, нашедших огромную, все растущую популярность в наше время.

Подробно о них мы будем говорить в другой части данной книги, а сейчас отметим лишь главное: сама идея, лежащая в основе астрологии, а именно предсказание судьбы и способы влияния на нее, сводят на нет веру в Бога. В-шестых, роскошная архитектура башни и величественные таинственные, малопонятные для простых людей служения, отправлявшиеся в храме, имели целью заворожить и подчинить себе чувства и разум человека, парализовать его волю, лишить его свободы разумного выбора. Этот же прием использовался и позже практически всеми мировыми религиями при строительстве огромных соборов с богатейшими фресками, статуями, картинами, многочасовыми утомительными службами нередко на непонятных большинству людей языках. Как это отличается от служения, пример которого дал Иисус Христос во время Своей земной жизни, проводимого на лоне природы, в скромных домах! Итак, как мы видим, идеи древних зиккуратов продолжают жить и сегодня. Недаром в Библии, одно из пророчеств которой мы частично привели в эпиграфе к этой главе, богоотступнические силы названы Вавилоном

Состоящее из нескольких ярусов. Основание его, как правило, квадратное или прямоугольное. Эта особенность делает зиккурат похожим на ступенчатую пирамиду. Нижние уровни постройки представляют собой террасы. Крыша верхнего яруса плоская.

Строителями древних зиккуратов были шумеры, вавилоняне, аккадцы, ассирийцы, а также жители Элама. Руины их городов сохранились на территории современного Ирака и в западной части Ирана. Каждый зиккурат был частью храмового комплекса, который включал и другие здания.

Исторический обзор

Сооружения в виде больших возвышающихся платформ стали возводить в Месопотамии еще в четвертом тысячелетии до нашей эры. Об их предназначении ничего достоверно не известно. По одной из версий, такие искусственные возвышения использовались для того, чтобы сохранять наиболее ценное имущество, в том числе священные реликвии, во время разлива рек.

С течением времени архитектурные технологии совершенствовались. Если ступенчатые строения ранних шумеров были двухъярусными, то зиккурат в Вавилоне имел целых семь уровней. Внутренняя часть таких сооружений делалась из высушенных на солнце строительных блоков. Для внешней облицовки использовался обожженный кирпич.

Последние зиккураты Месопотамии были построены в шестом столетии до нашей эры. Это были наиболее впечатляющие архитектурные сооружения своего времени. Они поражали современников не только размерами, но и богатством наружного оформления. Не случайно же построенный в этот период зиккурат Этеменанки стал прообразом упомянутой в Библии Вавилонской башни.

Предназначение зиккуратов

Во многих культурах жилищем высших сил считались вершины гор. Общеизвестно, что, например, боги Древней Греции обитали на Олимпе. У шумеров, вероятно, было схожее мировоззрение. Таким образом, зиккурат - это рукотворная гора, которая создавалась для того, чтобы богам было где поселиться. Ведь в пустыне Междуречья не было естественных возвышенностей такой высоты.

На вершине зиккурата находилось святилище. Общественные религиозные церемонии там не проводились. Для этого существовали храмы у подножия зиккурата. Наверх же могли подниматься только жрецы, чьей обязанностью было заботиться о богах. Священнослужители были наиболее уважаемым и влиятельным сословием шумерского общества.

Зиккурат в Уре

Недалеко от современного иракского города Насирия находятся остатки наиболее хорошо сохранившегося сооружения древней Месопотамии. Это зиккурат, построенный в 21-м веке до нашей эры правителем Ур-Намму. Грандиозное здание имело основание 64 на 45 метров, возвышалось более чем на 30 м и состояло из трех уровней. На вершине располагалось святилище бога луны Нанна, который считался покровителем города.

К шестому веку до нашей эры здание сильно обветшало и частично разрушилось. Но последний правитель Второго Набонид распорядился восстановить зиккурат в Уре. Его подвергся значительным изменениям - вместо изначальных трех было построено семь ярусов.

Остатки зиккурата были впервые описаны европейскими учеными в начале 19 века. Масштабные археологические раскопки были проведены специалистами Британского музея в период с 1922 по 1934 годы. Во время правления Саддама Хусейна был реконструирован фасад и ведущая на вершину лестница.

Самый известный зиккурат

Одним из грандиознейших архитектурных сооружений в истории человечества является Вавилонская башня. Размеры постройки были столь впечатляющими, что родилась легенда, согласно которой вавилоняне хотели с ее помощью достать до неба.

В наши дни большинство исследователей сходятся во мнении, что Вавилонская башня - не вымысел, а реально существовавший зиккурат Этеменанки. Его высота составляла 91 метр. Подобное здание выглядело бы внушительно даже по сегодняшним меркам. Ведь оно было в три раза выше, чем привычные нам панельные девятиэтажки.

Когда именно был воздвигнут зиккурат в Вавилоне, неизвестно. Упоминания о нем содержатся в клинописных источниках, датированных вторым тысячелетием до нашей эры. В 689 году до нашей эры ассирийский правитель Синаххериб разрушил Вавилон и находившийся там зиккурат. Спустя 88 лет город был восстановлен. Этеменанки также был заново отстроен Навуходоносором II - правителем Нововавилонского царства.

Окончательно зиккурат был разрушен в 331 году до нашей эры по приказу Александра Македонского. Снос здания должен был стать первым этапом его масштабной реконструкции, но смерть полководца помешала осуществлению этих планов.

Внешний вид Вавилонской башни

Древние книги и современные раскопки позволили достаточно точно реконструировать облик легендарного зиккурата. Это было строение с квадратным основанием. Длина каждой из его сторон, как и высота, составляла 91,5 метра. Этеменанки состоял из семи ярусов, каждый из которых был окрашен в свой цвет.

Чтобы подняться к вершине зиккурата, нужно было вначале взойти по одной из трех центральных лестниц. Но это только половина пути. По словам древнегреческого историка Геродота, взойдя по большой лестнице, можно было отдохнуть перед дальнейшим подъемом. Для этого были оборудованы специальные места, защищенные навесами от палящего солнца. Ступеньки для дальнейшего восхождения опоясывали стены верхних уровней зиккурата. На вершине стоял просторный храм, посвященный Мардуку - богу-покровителю Вавилона.

Этеменанки славился не только невероятными для своего времени размерами, но и богатством внешнего убранства. По распоряжению в качестве отделочных материалов для стен Вавилонской башни использовалось золото, серебро, медь, камни различных цветов, эмалированный кирпич, а также пихта и сосна.

Первый снизу ярус зиккурата был черным, второй - белоснежным, третий был окрашен в пурпурный цвет, четвертый - в синий, пятый - в красный, шестой был покрыт серебром, а седьмой - золотом.

Религиозное значение

Вавилонский зиккурат был посвящен Мардуку, который считался покровителем города. Это местное имя месопотамского бога Бела. У семитских племен он был известен как Ваал. В верхнем ярусе зиккурата располагалось святилище. Там жила жрица, считавшаяся супругой Мардука. Каждый год на эту роль выбирали новую девушку. Это обязательно должна была быть красивая молодая девственница из знатной семьи.

В день выбора невесты Мардука в Вавилоне устраивалось грандиозное празднество, важным элементом которого были массовые оргии. По традиции каждая женщина должна была хотя бы раз в жизни предаться любви с чужестранцем, который заплатит ей деньги. При этом от первого предложения нельзя было отказаться, какой бы малой ни была сумма. Ведь девушка шла на празднование не для заработка, а лишь для того, чтобы исполнить волю богов.

Подобные обычаи встречались у многих ближневосточный народов и были связаны с культом плодородия. Однако римляне, писавшие о Вавилоне, усматривали в таких ритуалах нечто непристойное. Так, историк Квинт Курций Руф с осуждением упоминает о пиршествах, в ходе которых дамы из благородных семейств танцевали, постепенно сбрасывая с себя одежду. Подобный же взгляд укоренился и в христианской традиции, недаром в Откровении встречается такая фраза, как "Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным".

Символика архитектуры зиккуратов

Любое высокое здание ассоциируется со стремлением человека стать ближе к небу. А строения ступенчатой формы напоминает лестницу, ведущую наверх. Таким образом, зиккурат в первую очередь символизирует связующее звено между небесным миром божеств и живущими на земле людьми. Но, помимо общего для всех высотных сооружений смысла, у изобретенной древними шумерами архитектурной формы есть и другие уникальные особенности.

На современных картинках, изображающих зиккураты, мы видим их с верхнего или бокового ракурса. Но жители Месопотамии смотрели на них, находясь у подножия этих величественных строений. С этой точки обзора зиккурат - это несколько вырастающих одна за другой стен, самая верхняя из которых настолько высока, что кажется, будто она касается небес.

Какое же впечатление производит на наблюдателя такое зрелище? В древности стена окружала город для защиты его от вражеских войск. Она ассоциировалась с мощью и неприступностью. Таким образом, ряд высящихся друг за другом огромных стен создавал эффект абсолютной недосягаемости. Никакая другая архитектурная форма не могла бы так убедительно продемонстрировать безграничную силу и власть обитающего на вершине зиккурата божества.

Помимо непреступных стен, были и гигантских размеров лестницы. Обычно у зиккуратов их было три - одна центральная и две боковые. Они демонстрировали возможность диалога человека с богами. Священнослужители поднимались по ним на вершину, чтобы говорить с высшими силами. Таким образом, символика архитектуры зиккуратов подчеркивала могущество богов и важность касты жрецов, призванных беседовать с ними от имени всего народа.

Оформление зиккуратов

Не только грандиозные размеры сооружения призваны были удивлять жителей Месопотамии, но также и их внешняя отделка и планировка. Для облицовки зиккуратов использовались самые дорогие материалы, включая золото и серебро. Стены украшались изображениями растений, животных и мифологических существ. На вершине стояла золотая статуя божества, в честь которого был воздвигнут зиккурат.

Путь от подножия к вершине не был прямым. Он представлял собой нечто вроде трехмерного лабиринта с подъемами, длинными переходами и многочисленными поворотами. Центральная лестница вела только на первый либо второй ярус. Дальше приходилось двигаться по зигзагообразной траектории - огибать углы здания, подниматься по боковым ступеням, а затем, уже на новом ярусе, идти к следующему пролету, располагавшемуся с другой стороны.

Цель такой планировки состояла в том, чтобы сделать восхождение более долгим. Священнослужитель во время подъема должен был избавиться от мирских мыслей и сосредоточиться на божественном. Интересно, что храмы-лабиринты существовали также в древнем Египте и средневековой Европе.

Зиккураты Месопотамии были окружены садами. Тень деревьев, аромат цветов, плеск фонтанов создавали ощущение райской безмятежности, которая, по замыслу архитекторов, должна была свидетельствовать о благосклонности божеств, обитавших на вершине. Также не следует забывать, что зиккурат располагался в центре города. Жители приходили туда, чтобы предаться дружеским беседам и совместным развлечениям.

Зиккураты в других частях света

Не только правители Месопотамии возводили величественные постройки, стремясь с их помощью оставить свое имя в веках. В других тоже встречаются сооружения, форма которых напоминает зиккурат.

Наиболее известные и хорошо сохранившиеся строения подобного рода расположены на американском континенте. Большинство из них выглядят как Зиккурат, как архитектурная форма, был известен ацтекам, майя и другим цивилизациям доколумбовой Америки.

Больше всего ступенчатых пирамид, собранных в одном месте, можно найти на месте древнего города Теотиуакан, который расположен приблизительно в пятидесяти километрах от столицы Мексики. Архитектурная форма зиккурата явственно распознается в облике знаменитого храма Кукулькана, известном также как Эль-Кастьльо. Это строение является одним из символов Мексики.

На территории Европы также есть древние зиккураты. Один из них, названный Канчо-Роано, находится в Испании и является памятником существовавшей когда-то на Пиренейском полуострове тартессийской цивилизации. Предполагается, что построен он был в шестом веке до нашей эры.

Другим необычным для Европы сооружением является Сардинский зиккурат. Это очень древнее мегалитическое строение, воздвигнутое еще в четвертом тысячелетии до нашей эры. Сардинский зиккурат был культовым местом, в течение многих столетий там проводились религиозные обряды. Основание его платформы имело длину почти 42 метра.

Современные зиккураты

Изобретенная в далекой древности архитектурная форма вдохновляет и современных проектировщиков. Самым известным "зиккуратом", построенным в двадцатом веке, является Мавзолей Ленина. Такая форма усыпальницы советского вождя породила конспирологические домыслы о связи большевиков с древними месопотамскими культами.

На самом деле схожесть с зиккуратом - скорее всего - продиктована художественными предпочтениями его архитектора Алексея Щусева. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на здание Казанского вокзала Москвы, проект которого мастер представил еще в 1911 году. Его главное строение тоже имеет характерную ступенчатую структуру. Но прообразом тут послужила не архитектура зиккуратов Месопотамии, а облик одной из башен Казанского кремля.

Но не только русским в двадцатом веке пришла в голову идея построить зиккурат. В США тоже есть здание подобной конструкции. Оно находится в Западном Сакраменто, штат Калифорния. И так и называется "Зиккурат-Билдинг". Его строительство было завершено в 1997 году. Это одиннадцатиэтажное офисное здание высотой 47 с половиной метров занимает площадь в семь акров (28 000 м 2) и имеет подземную парковку, рассчитанную более чем на полторы тысячи автомобилей.

ЗИККУРАТ
храмовая башня, принадлежность главных храмов вавилонской и ассирийской цивилизаций. Название происходит от вавилонского слова sigguratu - вершина, в том числе вершина горы. Первые такие башни в форме примитивных ступенчатых террас появились в аллювиальных долинах Тигра и Евфрата в конце IV тысячелетия до н.э. Последний заметный всплеск активности в возведении месопотамских зиккуратов засвидетельствован уже в 6 в. до н.э., в конце нововавилонского периода. На протяжении всей древней истории зиккураты подновлялись и перестраивались, составляя предмет гордости царей.

Как ясно из названия, зиккурат представлял собой искусственный холм, оформленный как имитация одного из тех святилищ, которых шумеры были насильственно лишены, переселившись со своей горной прародины на равнины Месопотамии. Зиккурат представлял собой массивное сооружение с наклонными стенами, совершенно монолитное, если не считать дренажных каналов и небольшого храма на вершине. Размеры его были огромны; знаменитый вавилонский зиккурат был высотой более 90 м, длина каждой стороны квадратного основания также составляла более 90 м. Основа сооружения возводилась из глины или глиняных кирпичей, дополнительно укрепленных слоями тростника или асфальта; снаружи оно было обнесено толстой стеной из обожженных кирпичей. Зиккураты имели в плане квадратную или прямоугольную форму, и единственным их украшением служили расположенные через одинаковые промежутки высокие и узкие ниши. Отказавшись от характерной для ранних сооружений однотеррасной конструкции, цари III династии Ура (ок. 2250 до н.э.) ввели новую традицию строительства зиккуратов из нескольких террас, размещенных одна над другой и последовательно уменьшающихся в размерах. Попасть на них можно было по лестницам, одна из которых располагалась фронтально, а остальные - вдоль боковых стен. Сооружение в целом было призвано символизировать Вселенную, причем террасы были окрашены в разные цвета, обозначавшие соответственно подземный мир, видимый мир живых существ и мир небесный. Храм на вершине, символизировавший небо, в Уруке был окрашен в ослепительно белый цвет, а в Вавилоне и Уре инкрустирован глазурованным голубым кирпичом.

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ЗИККУРАТ" в других словарях:

    - (аккадск.), в архитектуре Древней Месопотамии культовая ярусная башня. Зиккураты имели 3 7 ярусов в форме усеченных пирамид или параллелепипедов из кирпича сырца, соединявшихся лестницами и пологими подъёмами пандусами. Наиболее известен… … Художественная энциклопедия

    В Уре. Зиккурат (от вавилонского слова sigguratu «вершина», в том числе «вершина горы») многоступенчатое культовое сооружение в древнем Междуреч … Википедия

    Зиккурат - Этеменанки в Вавилоне (т.н. Вавилонская башня). Сер. 7 в. до н.э. Реконструкция. ЗИККУРАТ (аккадское), в архитектуре Древней Месопотамии культовая башня. Зиккураты имели 3 7 ярусов из кирпича сырца, соединявшихся лестницами и пандусами. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    зиккурат - >.н. Вавилонская башня). Сер. 7 в. до н.э. Реконструкция. /> Зиккурат Этеменанки в Вавилоне (.н. Вавилонская башня). Сер. 7 в. до н.э. Реконструкция. Зиккурат Этеменанки в Вавилоне (.н. Вавилонская башня). Сер. 7 в. до н.э. Реконструкция.… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Пирамида, храм, башня Словарь русских синонимов. зиккурат сущ., кол во синонимов: 3 башня (45) пирамида … Словарь синонимов

    - (аккадск.) в архитектуре Др. Месопотамии культовая башня. Зиккураты имели 3 7 ярусов из кирпича сырца, соединявшихся лестницами и пандусами … Большой Энциклопедический словарь

    В архитектуре Древней Месопотамии культовая башня. Зиккураты имели 3 7 ярусов из кирпича сырца, соединявшихся лестницами и пандусами … Исторический словарь

    Ступенчатая башня в месопотамском храмовом строительстве. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

    зиккурат - Ступенчатое сооружение без внутренних помещений,образующее подножие храма [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики архитектура, основные понятия EN zigguratzikkurat DE Sikkurat FR ziggourat … Справочник технического переводчика

    - (аккадское) культовое сооружение в древнем Двуречье, представлявшее собой сырцовую башню из поставленных друг на друга параллелепипедов или усечённых пирамид (от 3 до 7), не имевших интерьера (исключение верхний объём, в котором… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Зиккурат , Де Сантис Пабло. `Один из моих товарищей вспомнил о `Семи светильниках архитектуры` Джона Рескина, - книге, которую он читал в молодости, и объяснил значение каждого из светильников. Первый символизировал…

Башни-зиккураты попадаются нам на глаза довольно часто – например, именно фотография такой постройки традиционно украшает обложку учебника по истории для средней школы.


Зиккурат – это древняя храмовая постройка, впервые появившаяся у древних ассирийцев и вавилонян. Ученые утверждают, что первые зиккураты были построены в IV тысячелетии до нашей эры в долине рек Тигр и Евфрат.

Как выглядят зиккураты?

Термин «зиккурат» имеет вавилонские корни (от sigguratu , что означает «вершина» ). Башня выглядит как несколько ступенчатых террас, поставленных одна на другую, с широким основанием и заметным сужением к вершине. По очертаниям зиккурат напоминает классическую пирамиду.

На вершине зиккурата располагался храм, в стенах были выполнены дренажные отверстия. Попасть в храм на вершине можно было по главной фронтальной лестнице или по одной из лестниц (пандусов), расположенных вдоль боковых стен. Внутри зиккурата, в главном зале, располагались статуи богов, выполненные из дерева и покрытые пластинами из слоновой кости и , с глазами из драгоценных камней.

Основа зиккурата выполнялась из укрепленных тростниковыми прослойками глиняных кирпичей, снаружи делали кладку из обожженной глины. Первоначально зиккурат состоял из одной террасы, но уже со второго тысячелетия до нашей эры вошло в практику строительство многоуровневых сооружений.


Известно, что шумеры делали три уровня (в честь бога воздуха, бога воды и бога неба), вавилоняне же строили башни в семь уровней. Основание храмовой башни могло быть как прямоугольным, так и квадратным, а размеры строения были более чем внушительны. Так, вавилонский зиккурат достигал в высоту почти ста метров. В стенах башен были комнаты для священников и служителей храма.

Что символизировали зиккураты?

По одной из версий, зиккураты в представлениях древних шумеров, ассирийцев и вавилонян должны были олицетворять лестницу между землей и небом. Считается также, что зиккурат воплощал о бесконечности и многогранности Вселенной.

Неслучайно каждая из террас была окрашена в свой цвет, условно обозначая подземный мир, мир человека, мир животных и так далее. Венчавший верхушку строения храм символизировал небо. Эти искусственные холмы – массивные сооружения с наклонными стенами – в свое время являлись предметом гордости правителей, тщательно обновлялись и на протяжении столетий могли не один раз перестраиваться.


Со временем зиккураты стали использовать не как храмовые сооружения, а как административные центры.

Самые известные зиккураты

Судя по описаниям, оставленным Геродотом, известная нам по Библии Вавилонская башня была зиккуратом. Строение четырехугольной формы имело в основании стороны длиной по 355 метров каждая, по центру же размещалась башня длиной и шириной почти 180 метров. Сверху на ней стояли одна на другой еще семь башен, вокруг которых вилась лестница. А на венчающей это сооружение башне находился храм.

До наших дней сохранились остатки зиккурата в городе Уре. Башня построена во втором тысячелетии до нашей эры в честь бога Луны. Первоначально строение было трехъярусным, позже число уровней довели до семи; по своим размерам храм не уступал Вавилонской башне. Изучать зиккурат в Уре стали с середины XIX века. В его стенах обнаружили клинопись, повествующую о ходе строительства.

Благодаря этому ученым удалось воссоздать модель зиккурата: прямоугольное основание размерами 45 на 60 метров; слой облицовки обожженным кирпичом толщиной в два с половиной метра; первый ярус, достигавший в высоту пятнадцати метров. Террасы были окрашены в черный, красный и белый цвета. На вершину вели три лестницы, по сто ступеней в каждой.

Зиккураты периода второго тысячелетия до нашей эры сохранились сегодня в Иране, времен первого тысячелетия до нашей эры – в Ираке (Вавилон, Борсип, Дур-Шаррукин).

Исследователям удалось установить, что для придания зданию более внушительного вида строители намеренно искривляли стены. В месопотамских зиккуратах стены могли быть наклонены внутрь, либо делались выпуклыми. Эти ухищрения заставляли взгляд человека невольно скользить вверх и фокусироваться на храме, венчающем верхушку. Купол этого храма нередко делали позолоченным.


Чтобы кирпич, из которого строили зиккурат, не разбухал от влаги, в стенах делали выложенные черепками прорези, позволявшие осушать постройку изнутри, отводя лишнюю влагу. Дело в том, что террасы зиккуратов были покрыты землей, на них росла трава и деревья, и дренажные отверстия были созданы для уменьшения вредного воздействия влажной почвы на камни.

Наравне с Великими Египетскими пирамидами неразрешимую загадку древности составляют и многочисленные зиккураты, лежащие сегодня в руинах. Однако в древнейшие времена им отводилась особая честь быть жилищем мифических богов на Земле. В одну из ночей в специально подготовленные покои вводилась молодая девственница, самая красивая из всех девушек страны. Она предназначалась великому Мардуку в невесты. Но со временем величественный культ превратился в узаконенную проституцию. Святилище стало настоящим пристанищем блудниц, гнездом разврата.

Факт того, что некогда в Вавилоне возвышалось самое высокое сооружение в мире, неоспорим. Многие отождествляют его с библейской Вавилонской башней. Однако, многие авторитетные исследователи утверждают, что это остатки стен самого большого зиккурата в истории человечества, посвященного верховному богу древних вавилонян – Мардуку. Зиккураты представляли собой огромные многоярусные башни, причем каждый ярус был окрашен в определенный цвет, символизирующий местонахождение бога в высшей иерархии. Мардуку полагался самый верхний, на террасе которого и находилось святилище «созидателя и разрушителя, полного жалости и умеющего сострадать», окрашенное в пурпурный цвет. По подсчетам ученых, храм верховного бога располагался на высоте девяноста метров над землей.
Как следует из описания этого зиккурата Геродотом, на самой вершине возвышалась огромная, отлитая из чистого золота, статуя Мардука, весов в 23,5 тонны. Здесь же находилась и священная опочивальня Величайшего из великих, где преданная жрица ежедневно ожидала своего повелителя, расстилая божественное ложе. Именно здесь, в главном святилище, раз в году, в канун празднования начала Нового года в Вавилоне - приблизительно в первой половине марта, бога Мардука дожидалась молодая девственница, сменяющая жрицу. Она олицетворяла собой земное воплощение богини плодородия и матери всего сущего – грозную Иштар. Девушка отбиралась из числа самых красивых, умных, воспитанных и могла быть только из благородного аристократического семейства. Бог-отец Мардук в этот день сочетался браком со своей избранницей.
Подробности «священного брака» были покрыты завесой тайны. Но, остались некоторые свидетельства, описывающие происходящее в таинственных покоях. Зачастую роль Великого Мардука исполнял или верховный жрец, или царь Вавилонских земель. При этом вовсе не считался грехом и инцест, если была выбрана в невесты сестра или дочь правителя. С этого момента девушка считалась законной женой бога, поэтому ни один смертный не имел права прикоснуться к ней. Ее ожидали почести и уважение – дань ее положению. Однако, как следует из исторических источников, большинство из бывших невест Мардука умирали от сильнейшей депрессии и истощения организма от постоянного употребления наркотических веществ. Не было ни одного случая, чтобы невесты бога оказывались беременными, хотя, возможно, это попросту тщательно скрывали. Существует и несколько упоминаний о загадочных исчезновениях невест Мардука. После того, как девушка и «спустившийся с небес» совершали священный акт любви, многочисленные низшие жрецы Иштар и простой народ завершали празднество настоящими оргиями в «Доме любви», находившимся при храме. И если первоначально половое слияние в культе плодородия на самом деле символизировало благословение богов, то со временем все было сведено к банальной массовой проституции. Геродот, оказавшийся свидетелем одного из таких торжеств, оставил такие воспоминания: «Девушки Вавилона обязаны были один раз в жизни в храме Мелитты отдаться за деньги чужестранцу. Знатные женщины, гордые своим богатством, не хотели смешиваться с другими и приезжали в храм в закрытых колесницах. Они останавливались перед храмом, окруженные большим количеством слуг, которые оберегали их от жрецов. Но большинство женщин оставались в окружающих храм аллеях с венком из цветов на голове. Протянутыми веревками аллеи эти делились на отдельные участки, по которым прогуливались чужеземцы и выбирали себе какую-нибудь из женщин. Когда женщина заняла здесь место, она не смеет уходить отсюда раньше, чем не отдастся какому-нибудь чужестранцу, последний дает ей денег, говоря: Я призываю богиню Мелитту. Как ни скромна была бы предлагаемая им сумма, он не получит отказа; закон защищает его, так как это золото священно. Она следует за первым, кто бросит ей деньги, так как отказываться она не вправе». Однако после этого девушка могла уйти в любое время и никто не смел ее останавливать, так как священный закон был исполнен. Самое удивительное, что ни одна из них не смела отказаться от исполнения этой миссии. Порой самые некрасивые девушки, ожидая своей очереди, могли находиться при храме и несколько лет. Величайший город древних времен, непобедимый Вавилон погряз в грехах. Это засвидетельствовал и Квинт Курций Руф в «Истории Александра Великого»: «Нельзя себе представить ничего более распутного, чем этот народ; не может быть большей утонченности в искусстве утех и сладострастия. Отцы и матери мирились с тем, что их дочери за деньги продавали гостям свои ласки, мужья спокойно относились к проституированию своих жен. Вавилоняне были погружены в пьянство и во все бесчинства, связанные с этим. Женщины на пирах снимали свои верхние одежды, потом остальное платье, одно за другим, мало-помалу обнажали свое тело и, наконец, оставались совершенно нагими, И так распущенно вели себя не публичные женщины, а самые знатные дамы и их дочери». Город, погрязший в разврате, оказался бессилен противостоять врагу и был разрушен им в одно мгновение. От былого великолепия остались только жалкие руины на территории современного Ирана. А культ Мардука и Иштар продолжает свое существование лишь на глиняных осколках.
Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх