Вера православная - житие виталия. Открытка (плейкаст) «Святой преподобный Виталий Александрийский Житие виталия александрийского

Икона Святого преподобного Виталия Александрийского
Иконописец:

Святой преподобный Виталий взял на себя непростой и необычный подвиг. Работая и постясь весь день, все заработанные им деньги он отдавал блудницам, умоляя сохранять себя в чистоте, потом молился за них всю ночь. Он спас от греха многих падших женщин, но снискал себе славу грешника и претерпел много насмешек и унижений. Являясь перед людьми блудником, он приводил заблудших к покая нию. Только после смерти святого все спасенные им женщины смогли рассказать о его добродетелях и милости, так как он взял с них клятву - сохранять все в тайне

Как молиться перед иконой

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Виталие, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покая ние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитвенное призывание святого, имя которого носишь:

Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

В эту часть молитвенного правила хорошо также включить тропарь своему святому заступнику, который следует знать и понимать.

Тропарь святому преподобному Виталию

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу приим бо крест последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, приходит бо: прилежати же о души, вещи безсмертней: тем же и со Ангелы срадуется, преподобне Виталие, дух твой .

Виталий Керкирский, мученик
День памяти установлен Православной Церковью 28 апреля/11 мая.

Путь ко Христу святому мученику Виталию открыли апостолы от 70-ти Иасон и Сосипатр, которые с проповедью о Спасителе достигли острова Керкира, что находился в Ионическом море недалеко от берегов Греции. Вместе с другими керкирскими мучениками святой Виталий пострадал за христианскую веру в 63 году.

В некоторых случаях среди одноименных святых есть один наиболее почитаемый и изображаемый на иконах. Для имени Виталий - это .

Виталий Римлянин, мученик
День памяти установлен Православной Церковью 25 января/7 февраля.

Икона Святого мученика Виталия Римлянина Мозаика. Италия VI век.

Святой мученик Виталий Римлянин принял мученическую смерть за христианскую веру вместе со своими братьями и матерью святой мученицей Филицатой в Риме около 164 года.

Преподобный Виталий жил и подвизался во второй половине VI - начале VII века. Вступив в молодых годах в монастырь преподобного Серида, он пребывал здесь в строгом посте, воздержании, молитве, облекаясь в одежду чистоты и святости. Когда он достиг 60-летнего возраста, то оставил свой монастырь и отправился в Александрию. В это время Александрийский патриарший престол занимал святейший патриарх Иоанн Милостивый. Святой Виталий избрал себе в этом богоспасаемом городе необычайный вид подвига, который для людей, видящих только внешнее в человеке, казался нечистым и греховным, для Бога же, взирающего на внутреннее и испытующего сердца человеческие (Псал.7:10), был угоден и благоприятен.

Преподобный составил себе список всех блудниц, живших в Александрии, и о каждой из них особо молился Богу, дабы Он отклонил их от грешной жизни. Старец нанимался на поденную работу в город от утра до вечера и брал за свой труд двенадцать медных монет. За одну монету он покупал себе боб и по закате солнца съедал его, ибо, работая весь день, он постился; затем, придя в блудилище, остальные деньги он отдавал какой-либо блуднице и говорил ей: “Умоляю тебя за эти деньги всю эту ночь соблюсти себя в чистоте, не делая ни с кем греха”. И так сказав, затворялся с ней в ее комнате. Она спала на своей постели, а старец, став в углу, всю ночь пребывал без сна, тихо читая псалмы Давида и до утра молясь за нее Богу. Наутро, уходя от нее, он с клятвою просил ее никому не рассказывать о его поступке. Так поступал он долгое время, во все дни трудясь в посте, а ночью входя к блудницам и пребывая без сна в молитвах. Каждую же ночь он входил к иной, пока, обойдя всех, снова не начинал с первой.

Господь Бог, видя такой подвиг Своего раба, споспешествовал ему, ибо некоторые из блудниц, пристыженные добродетелями Виталия, сами вставали с ним на молитву. Святой убеждал таких покаяться, и многие из них оставляли свою греховную жизнь и выходили замуж за законных мужей. А иные, желая жить в совершенной чистоте, поступали в женские монастыри и там в посте и слезах проводили свою жизнь. Другие в мире проживали без мужа в чистоте, питаясь трудами своих рук. И ни одна из блудниц никому не рассказала про целомудренное житие святого Виталия, потому что лишь только какая-нибудь из них начинала говорить о преподобном правду, то тотчас приходила в беснование. Видя это, прочие женщины уже не дерзали что-либо открыть людям о святой жизни Виталия. Народ же от этого еще больше соблазнялся о преподобном и каждый день укорял его, говоря: “Ступай, окаянный, тебя ожидают блудницы”, - и плевали на него.

Святой Виталий, претерпевая всё с кротостью, радовался, слыша брань и обличение от людей, духом утешаясь, что люди считают его великим грешником. Иногда же обличавшим его он говорил: “Разве я не имею тела, как и все люди? Разве Бог монахов создал бесплотными? Поистине и монахи такие же люди”.

Некоторые советовали ему: “Отец, возьми себе одну из блудниц в жены и сними монашескую рясу, чтобы не хулилось чрез тебя монашество”. Он же, как бы сердясь, отвечал им: “Не желаю вас слушать; что хорошего мне взять себе жену и заботиться о ней, о детях, о доме и все дни проводить в заботах и в трудах? Зачем вы осуждаете меня? Ведь не вам придется отвечать за меня пред Богом. Заботьтесь каждый о себе, а меня оставьте. Есть один Судия всех, Бог, Который и воздаст каждому по делам его”.

Некоторые из клириков доложили святейшему патриарху Александрийскому Иоанну Милостивому, что один старец соблазняет весь город, каждую ночь входя в дома блудниц. Но святейший патриарх не поверил этому, так как он уже раньше был введен клеветниками в заблуждение, когда одного целомудренного инока, бывшего притом евнухом, крестившего еврейку, невинного, предал побоям, поверив оклеветавшим его. Помня тот случай, патриарх не послушал доносивших на Виталия и пристыдил доносчиков. Раб же Божий Виталий не переставал заботиться о спасении грешных душ, и никто не знал о его добродетельной жизни до самой его кончины.

Однажды, когда преподобный Виталий на рассвете выходил из дома блудниц, его встретил один юноша, который сам шел к блудницам, чтобы согрешить с ними. Увидав Виталия, юноша сильно ударил его по щеке и сказал: “Окаянный и нечестивый, доколе ты не покаешься и не отстанешь от своей нечистой жизни, чтобы еще более не было поругано тобою имя Христово?” Святой ответил ему: “Поверь мне, человек, что за меня смиренного получишь и ты удар по щеке такой, что сбежится вся Александрия на твой крик”.

Спустя немного времени преподобный Виталий заключился в своей малой и тесной келии, которую он построил около “Солнечных” ворот, и там с миром отошел ко Господу. Никто в городе не знал об этом. В это время явился пред упомянутым юношей блудником бес в виде страшного эфиопа и сильно ударил его по щеке со словами: “Прими удар, который прислал тебе монах Виталий”. Тотчас юноша пришел в беснование и, упав на землю, валялся по ней в исступлении; при этом он рвал на себе одежду и кричал столь громко, что к нему сбежались жители всей Александрии. Он же долгое время мучился от беса. По прошествии нескольких часов, немного придя в себя, юноша поспешил к келии Виталия, взывая: “Помилуй меня, раб Божий, что я согрешил против тебя. Теперь я, по твоему предсказанию, получил достойное возмездие”. Так крича, он быстро бежал, сопровождаемый народом. Когда же он приблизился к келии старца, то бес, бросив юношу на землю, скрылся.

Юноша, совершенно придя в себя, начал рассказывать народу, как он ударил по щеке старца и как старец предсказал ему, что он получит возмездие за это. Затем постучали в дверь келии старца, но не получили никакого ответа. Когда же сломали дверь, то увидали его стоящим на коленях, как бы молящимся; святая же душа старца отошла ко Господу. В руке своей он держал хартию, на которой было написано: “Мужи александрийские! не осуждайте прежде времени, пока не придет Господь, праведный Судия”.

В это время явилась туда одна бесноватая, которая ранее хотела рассказать людям о святой жизни Виталия, как о том было упомянуто выше. Она пришла, извещенная о кончине преподобного Ангелом, и, прикоснувшись к честным останкам святого, тотчас получила исцеление. Точно также начали получать исцеление при прикосновении к телу преподобного многие слепые и хромые.

Услыхав о преставлении преподобного, все те женщины, которых он своими увещаниями обратил к раскаянию, с зажженными свечами и лампадами стеклись к его гробу, плача и скорбя по своем отце и учителе. При этом они рассказывали о добродетели старца, который не прикоснулся ни к одной из них даже своей рукой и приходил к ним не для греха, а чтобы спасти их. Народ же, услыхав их рассказ, говорил: “Зачем же вы скрывали от нас святость жизни этого честного старца, ибо мы, находясь в неведении, много грешили против него, осуждая и укоряя его?” Женщины отвечали на укоры народа, что сам старец с великими клятвами запрещал кому-либо рассказывать о его жизни и что как только кто-то начинал рассказывать его тайну людям, то приходил в беснование.

Когда обо всем происшедшем дошла весть до святейшего патриарха Иоанна Милостивого, он со всем своим клиром пришел к келии старца и, увидав вышеупомянутое письмо, в котором старец увещевал не осуждать его, а также увидав совершающиеся чудеса, сказал тем клирикам, которые доносили ему на преподобного: “Видите, если бы я поверил вашим словам и оскорбил бы невинного святого старца, то и я получил бы удары по лицу, подобно тому, как получил их оклеветавший святого юноша. Но я, смиренный, благодарю Бога за то, что не послушал ваших доносов и тем избегнул греха и отмщения”. Все клеветавшие и осуждавшие преподобного были сильно пристыжены.

После сего святейший патриарх, взяв честные останки преподобного Виталия, пронес их чрез весь город и в присутствии всех покаявшихся во грехах женщин, плачущих и рыдающих, с честью предал их погребению, прославляя Бога, имеющего многих неведомых людям верных рабов Своих.

Тот же юноша, который получил удары от беса, отрекся от мира и сделался монахом. И многие из жителей Александрии, наученные добродетельною жизнью Виталия, положили для себя правилом никого никогда не осуждать. Будем подражать им в этом и мы, споспешествуемые молитвами преподобного отца нашего Виталия и благодатью Господа нашего Иисуса Христа, Которому воссылается слава во веки.

СВЯТОЙ Виталий родился во второй половине 6-го столетия. С юности он поступил в монастырь преподобного Серида около города Газы в Святой Земле, и здесь в течение многих лет вел строгую монашескую жизнь. В возрасте 60-ти лет Виталий покинул свою обитель и переселился в Александрию. В то время Александрийскую церковь возглавлял известный своей святой жизнью патриарх Иоанн, прозванный Милостивым (609-620 гг.).

Святой, достигнув старости (ему было 60 лет), дерзнул взять на себя необычайный подвиг: он записал к себе в помянник всех блудниц Александрии и начал усердно молиться о них. Преподобный трудился с утра до вечера и зарабатывал каждый день 12 медных монет. Вечером святой покупал себе один боб, который съедал не ранее заката солнца. Остальные деньги он отдавал одной из блудниц, к которой приходил на ночь и говорил: "Умоляю тебя, за эти деньги соблюди себя в чистоте эту ночь, не греши ни с кем". Затем преподобный запирался с блудницей в ее комнате, и пока блудница спала, старец всю ночь молился, читая псалмы, а утром тихо уходил от нее. И так он делал каждый день, посещая по очереди всех блудниц, причем брал с них клятву, что они сохранят в тайне цель его посещений.

Жители Александрии, не зная правды, возмущались поведением инока, всячески оскорбляли его, а он покорно терпел все насмешки и только просил не осуждать других.

Святые молитвы преподобного Виталия спасли многих падших женщин. Женщины, привыкшие к тому, что все воспринимали их лишь как товар и орудие для удовлетворения собственной похоти, столкнулись с проявлением подлинной христианской любви и святости. Такая встреча не могла не изменить жизнь хотя бы некоторых из них. Кроме того, преподобный Виталий составил помянник, в который записал всех падших женщин Александрии (можно представить, каким длинным был этот список, учитывая огромный размер города) и каждый день горячо молился за них. Одни из них ушли в монастыри, другие вышли замуж, третьи начали честно трудиться. Но рассказать о причине своего исправления и тем снять обвинения с преподобного Виталия они боялись - их связывала клятва, взятая святым. Когда одна из женщин нарушила ее и стала оправдывать монаха, она впала в беснование. Александрийцы после этого не сомневались в греховности преподобного.

Некоторые клирики, соблазнившиеся поведением монаха, донесли на него святому Патриарху Иоанну Милостивому. Но он не поверил доносчикам и сказал: "Перестаньте осуждать, особенно иноков. Разве не знаете, что произошло на Первом Никейском Соборе? Некоторые из епископов и клириков принесли друг на друга письменные доносы блаженной памяти царю Константину Великому. Он повелел принести зажженную свечу и, даже не прочитав писаний, сжег их и сказал: "Если бы я собственными глазами увидел согрешающего епископа, или священника, или инока, то покрыл бы такого своей одеждой, чтобы никто не видел его греха"". Так мудрый святитель пристыдил клеветников.

Преподобный Виталий продолжал свой трудный подвиг: являясь перед людьми грешником и блудником, он приводил заблудших к покаянию.

Однажды, выходя из блудилища, преподобный встретил шедшего туда юношу - блудника, который с бранью ударил его по щеке и закричал, что монах позорит Имя Христа. Преподобный ответил ему: "Поверь мне, что за меня, смиренного, и ты получишь такой удар по щеке, что вся Александрия сбежится на твой крик".

Спустя некоторое время преподобный Виталий поселился в небольшой келлии и в ней ночью скончался. В тот же час перед юношей, ударившим старца, появился страшный бес, ударил его по щеке и закричал: "Вот тебе удар от монаха Виталия". Юноша начал бесноваться. Он в исступлении катался по земле, рвал на себе одежду и кричал так громко, что собрал множество народа.

Когда через несколько часов юноша пришел в себя, то побежал к келлии преподобного, взывая: "Помилуй меня, раб Божий, что я согрешил против тебя". У дверей келлии он окончательно пришел в себя и рассказал собравшимся о своей встрече с преподобным Виталием. Затем юноша постучал в дверь келлии, но не получил ответа. Когда дверь взломали, то увидели, что преподобный преставился к Богу, стоя на коленях перед иконой. В руках у него был свиток со словами: "Мужи александрийские, не осуждайте прежде времени, пока не придет Господь, Праведный Судия".

В это время пришла бесноватая женщина, наказанная преподобным за нарушение тайны его подвига. Прикоснувшись к телу святого, она исцелилась и рассказала народу обо всем, случившемся с нею.

Когда о смерти преподобного Виталия узнали спасенные им женщины, они собрались и рассказали о добродетелях и милости святого.

Святитель Иоанн Милостивый, Патриарх Александрийский.

Святитель Иоанн Милостивый радовался, что не поверил клеветникам и не осудил праведника. Затем при стечении покаявшихся женщин, обращенных преподобным Виталием, святой Патриарх торжественно пронес его останки через весь город и предал их честному погребению. С тех пор многие александрийцы положили себе завет не осуждать никого.

Тропарь преподобному, глас 8: В тебе, отче, известно спасеся еже по образу приим бо крест последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, приходит бо: прилежати же о души, вещи безсмертней: тем же и со Ангелы срадуется, преподобне Виталие, дух твой.
Кондак преподобному, глас 2: Чистотою душевною Божественно вооружився, и непристанныя молитвы яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения Виталие, моли непрестанно о всех нас.
Величание преподобному: Ублажаем тя, преподобне отче Виталие, и чтем святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

Свои именины сегодня совершают христиане, нареченные в честь святых Виталия, Федора, Димитрия, Всеволода, Луки, Платона.

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня святая Церковь совершает память преподобного Виталия Александрийского.

Инок монастыря преподобного Серида пришел в Александрию при святителе Иоанне Милостивом, Патриархе Александрийском.

Святой, достигнув старости (ему было 60 лет), дерзнул взять на себя необычайный подвиг: он записал к себе в помянник всех блудниц Александрии и начал усердно молиться о них. Преподобный трудился с утра до вечера, зарабатывал каждый день 12 медных монет. Вечером святой покупал себе один боб, который съедал не ранее заката солнца. Остальные деньги он отдавал одной из блудниц, к которой приходил на ночь и говорил: «Умоляю тебя, за эти деньги соблюди себя в чистоте в эту ночь, не греши ни с кем». Затем преподобный запирался с блудницей в ее комнате, и пока она спала, старец всю ночь молился, читая псалмы, а утром тихо уходил от нее. И так он делал каждый день, посещая по очереди всех блудниц, причем брал с них клятву, что они сохранят в тайне цель его посещений. Жители Александрии, не зная правды, возмущались поведением монаха, всячески оскорбляли его, а он покорно терпел все насмешки и только просил не осуждать других.

Святые молитвы преподобного Виталия спасли многих падших женщин. Одни из них ушли в монастыри, другие вышли замуж, третьи начали честно трудиться. Но рассказать о причине своего исправления и тем снять обвинения с преподобного Виталия они боялись - их связывала клятва, взятая святым. Когда одна из женщин нарушила ее и стала оправдывать монаха, она впала в беснование. Александрийцы после этого не сомневались в греховности преподобного.

Некоторые клирики, соблазнившиеся поведением монаха, донесли на него святому Патриарху Иоанну Милостивому. Но он не поверил доносчикам и сказал: «Перестаньте осуждать, особенно иноков. Разве не знаете, что произошло на Первом Никейском Соборе? Некоторые из епископов и клириков принесли друг на друга письменные доносы блаженной памяти царю Константину Великому. Он повелел принести зажженную свечу и, даже не прочитав писаний, сжег их и сказал: «Если бы я собственными глазами увидел согрешающего епископа, или священника, или инока, то покрыл бы такового своей одеждой, чтобы никто не видел его греха». Так мудрый святитель пристыдил клеветников.

Преподобный Виталий продолжал свой трудный подвиг: являясь перед людьми грешником и блудником, он приводил заблудших к покаянию. Однажды, выходя из блудилища, преподобный встретил шедшего туда юношу - блудника, который с бранью ударил его по щеке и закричал, что монах позорит Имя Христа. Преподобный ответил ему: «Поверь мне, что за меня, смиренного, и ты получишь такой удар по щеке, что вся Александрия сбежится на твой крик».

Спустя некоторое время преподобный Виталий поселился в небольшой келлии и в ней ночью скончался. В тот же час перед юношей, ударившим старца, появился страшный бес, ударил его по щеке и закричал: «Вот тебе удар от монаха Виталия». Юноша начал бесноваться. Он в исступлении катался по земле, рвал на себе одежду и кричал так громко, что собрал множество народа.

Когда через несколько часов юноша пришел в себя, то побежал к келлии преподобного, взывая: «Помилуй меня, раб Божий, что я согрешил против тебя». У дверей келлии он окончательно пришел в себя и рассказал собравшимся о своей встрече с преподобным Виталием. Затем юноша постучал в дверь келлии, но не получил ответа. Когда дверь взломали, то увидели, что преподобный преставился к Богу, стоя на коленях перед иконой. В руках у него был свиток со словами: «Мужи александрийские, не осуждайте прежде времени, пока не придет Господь, Праведный Судия».

В это время пришла бесноватая женщина, наказанная преподобным за нарушение тайны его подвига. Прикоснувшись к телу святого, она исцелилась и рассказала народу обо всем, случившемся с нею.

Когда о смерти преподобного Виталия узнали спасенные им женщины, они собрались и рассказали о добродетелях и милости святого.

Святитель Иоанн Милостивый радовался, что не поверил клеветникам и не осудил праведника. Затем при стечении покаявшихся женщин, обращенных преподобным Виталием, святой Патриарх торжественно пронес его останки через весь город и предал их честному погребению. С тех пор многие александрийцы положили себе завет не осуждать никого.

Одним из важнейших духовных упражнений для укрепления себя в вере, для просвещения своего ума является чтение и изучение Священного Писания. «Изучайте Священное Писание, - говорит Господь, - ибо Вы думаете через него иметь жизнь вечную, а Писание свидетельствует обо Мне. Я пришел не судить мир, но спасти мир. Слово, которое Я сказал вам, оно будет судить вас в последний час». Слово Божие, Евангелие, Благая весть, Священное Писание, - это то, что необходимо знать и любить, напитываться вниканием, вдумыванием, вслушиваением в него.

Вновь хочется предложить некоторые размышления митрополита Антония Сурожского об упражнении в созерцательном подходе, касающемся и внутрисемейных отношений, и каждого человека, встречающегося на нашем пути. Приложимо это не только к людям, но и к Священному Писанию, и к жизни в целом.

«Мы читаем Писание и находим, что оно устаревает, каждый отрывок мы читали так часто, каждый образ привычен, — пока читаются первые слова отрывка, мы уже можем себе представить и пересказать весь дальнейший эпизод. Но устаревает не слово Божие, устаревает наша восприимчивость. Мы не стали новыми, не дали себе возродиться при первом чтении и потому возвращаемся ко второму прочтению немного менее восприимчивыми, немного отяжелевшими.

Если позволите, приведу образ не из Писания и не слишком богословский: я помню, что мой дедушка любил выпить стакан вина; и однажды он сказал: “Когда я выпью стакан вина, то становлюсь другим человеком, и этот другой человек тоже хочет выпить стакан вина”. Не могли бы мы точно так же поступать с Писанием? Разве не потому мы не нуждаемся «во втором стакане вина», что не стали другим человеком? Второй стакан вина — это многовато, но один стакан вина каждому новому человеку — в самый раз. И поэтому существенно важно, чтобы то, что мы читали, стало жизнью, чтобы и молитва воплощалась в жизнь.

Если мы прочли молитву, она должна стать программой действия, а не программой, которую мы представляем Богу выполнять за нас».

Мы не Богу декларируем то, что Ему нужно сделать, мы сами для себя ставим задачи, но их надо выполнять.—

«Если мы прочли отрывок из Писания и он что-то значит для нас, он должен стать жизнью, тогда он изменит нас достаточно, чтобы этот самый отрывок в следующий раз стал абсолютно новым, так же как и еще в следующий раз. Но если мы не изменимся, то нам покажется, что это просто повторение.

Знаете, это все равно что отправиться на прогулку за город. Смотришь на дерево ранним утром, в полдень, на закате; дерево не меняется, и однако какое оно разное! Объективно дерево все время одно и то же, но ваше видение совершенно различно. Таким же образом на фоне происходящих в нас изменений слова Писания приобретают для нас вечно обновляющееся значение. Но для этого требуется читать внимательно, вдумчиво, то есть следует освободиться от предвзятых идей, вникнуть: что же Бог хотел сказать, отбросить подсознательное мнение, будто Он это так часто говорил, и какая от этого польза.

Старайтесь понять очень точно, что именно Он сказал, и относитесь к отрывкам из Писания как к письму от любимого вами человека. Мы не вычитываем ошибки на письме, мы не читаем с красным карандашом в руке, проставляя там и сям точки и запятые, мы не останавливаемся на формальном смысле слов, мы читаем в словах всю душу человека, хотя слова временами так просты и ничего не сказали бы кому-нибудь другому, но мы-то знаем, что за ними стоит. Мы читаем письмо так, как мы смотрим на витраж. Витраж передает нам тему: это может быть поклонение волхвов или Воскресение, он также дает нам ощущение красоты, поскольку у него яркие, живые цвета, прозрачные, сверкающие. Но витраж также заставляет нас думать о свете, который льется в окно и придает смысл картине; без света и картины не было бы, только темное пятно на стене и никакой красоты.

Таким же образом мы должны научиться читать Писание, читать так, чтобы воспринять то, что Святой Дух вложил в данный эпизод. Но чтобы достичь этого, мы не должны набрасываться на текст, мы должны научиться сидеть и смотреть. Смотреть, как мы смотрим на дерево на закате, как смотрим в лицо, от которого не можем оторвать глаз, в витражное окно, на творение великого мастера; слушать, как мы слушаем великую музыку, которая намного превосходит нас и потому обнимает, охватывает нас и делает нас глубже, шире, приобщает нас к богатству мира, иначе оставшемуся бы для нас чуждым.

Все это созерцательный подход. Как это важно для человеческих отношений, как бесконечно важно для устойчивости наших собственных мыслей и нашего внутреннего «я». Если мы приобретем такой подход, то ничто не поколеблет нашу жизнь, не ворвется в нее; все будет возникать перед нами, как дар Божий нам, чтобы мы увидели и поняли; все — человек или ситуация — будет тем, по отношению к чему мы можем быть действием Божиим, если только научимся смотреть так, чтобы видеть, и слушать так, чтобы слышать и понимать.

Есть места в Писании, где в какой-то момент Бог говорит со мной лично. Есть другие места, которые несущественны для меня в данный момент, и это вполне естественно. Подумайте о том, как возникли Евангелия. Христос говорил иногда с одним человеком или с двумя, гораздо чаще с небольшой группой или с толпой людей. Один человек задавал вопрос, и Он говорил с этим человеком. Кто-то в толпе разделял интерес к теме; ответ Христа был обращен и к ним. Большее число людей смутно понимали, о чем вообще идет речь; они слушали и сохраняли то, что могли извлечь из слов Христа, оно должно было принести плоды позже.

Но многие пожимали плечами (именно так говорится в Писании) и говорили: “Не понимаем, о чем Он говорит, что Он имеет в виду?” То, что Он говорил, было выше их, вне сферы их опыта и понимания. То же самое с нами. Когда мы читаем отрывок из Писания, может оказаться, что в этот момент Господь обращается к нам лично; в других случаях я случайно слышу, что Он говорил другому человеку, чьи переживания или опыт так мне близки, что Его слова делаются мне понятны, отвечают на вопрос, который я не задал, но который во мне был. А порой Он обращается не ко мне, и я должен быть готов жить бесконечным богатством уже данным мне, без новых и вечно обновляющихся откровений».

Изучайте Священное Писание, вдумывайтесь, вчитывайтесь, потому что в этих словах открывается Бог. По словам Священного Писания человек может, как по ниточке, выйти из лабиринта лжи, пустоты, бессмыслицы и прийти к глубокой, полноценной открывшейся для души истине. Помогай нам всем Господь!

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка: Юлия Подзолова

Пре-по-доб-ный Ви-та-лий, инок мо-на-сты-ря пре-по-доб-но-го Се-ри-да, при-шел в Алек-сан-дрию при свя-ти-те-ле Иоанне Ми-ло-сти-вом (па-мять 12 но-яб-ря), пат-ри-ар-хе Алек-сан-дрий-ском (609-620).

Свя-той, до-стиг-нув ста-ро-сти (ему бы-ло 60 лет), дерз-нул взять на се-бя необы-чай-ный по-двиг: он за-пи-сал к се-бе в по-мян-ник всех блуд-ниц Алек-сан-дрии и на-чал усерд-но мо-лить-ся о них. Пре-по-доб-ный тру-дил-ся с утра до ве-че-ра и за-ра-ба-ты-вал каж-дый день 12 мед-ных монет. Ве-че-ром свя-той по-ку-пал се-бе один боб, ко-то-рый съе-дал не ра-нее за-ка-та солн-ца. Осталь-ные день-ги он от-да-вал од-ной из блуд-ниц, к ко-то-рой при-хо-дил на ночь и го-во-рил: "Умо-ляю те-бя, за эти день-ги со-блю-ди се-бя в чи-сто-те эту ночь, не гре-ши ни с кем". За-тем пре-по-доб-ный за-пи-рал-ся с блуд-ни-цей в ее ком-на-те, и по-ка блуд-ни-ца спа-ла, ста-рец всю ночь мо-лил-ся, чи-тая псал-мы, а утром ти-хо ухо-дил от нее. И так он де-лал каж-дый день, по-се-щая по оче-ре-ди всех блуд-ниц, при-чем брал с них клят-ву, что они со-хра-нят в тайне цель его по-се-ще-ний. Жи-те-ли Алек-сан-дрии, не зная прав-ды, воз-му-ща-лись по-ве-де-ни-ем ино-ка, вся-че-ски оскорб-ля-ли его, а он по-кор-но тер-пел все на-смеш-ки и толь-ко про-сил не осуж-дать дру-гих.

Свя-тые мо-лит-вы пре-по-доб-но-го Ви-та-лия спас-ли мно-гих пад-ших жен-щин. Од-ни из них ушли в мо-на-сты-ри, дру-гие вы-шли за-муж, тре-тьи на-ча-ли чест-но тру-дить-ся. Но рас-ска-зать о при-чине сво-е-го ис-прав-ле-ния и тем снять об-ви-не-ния с пре-по-доб-но-го Ви-та-лия они бо-я-лись - их свя-зы-ва-ла клят-ва, взя-тая свя-тым. Ко-гда од-на из жен-щин на-ру-ши-ла ее и ста-ла оправ-ды-вать мо-на-ха, она впа-ла в бес-но-ва-ние. Алек-сан-дрий-цы по-сле это-го не со-мне-ва-лись в гре-хов-но-сти пре-по-доб-но-го.

Неко-то-рые кли-ри-ки, со-блаз-нив-ши-е-ся по-ве-де-ни-ем мо-на-ха, до-нес-ли на него свя-то-му пат-ри-ар-ху Иоан-ну Ми-ло-сти-во-му. Но он не по-ве-рил до-нос-чи-кам и ска-зал: "Пе-ре-стань-те осуж-дать, осо-бен-но ино-ков. Раз-ве не зна-е-те, что про-изо-шло на Пер-вом Ни-кей-ском Со-бо-ре? Неко-то-рые из епи-ско-пов и кли-ри-ков при-нес-ли друг на дру-га пись-мен-ные до-но-сы бла-жен-ной па-мя-ти ца-рю Кон-стан-ти-ну Ве-ли-ко-му. Он по-ве-лел при-не-сти за-жжен-ную све-чу и, да-же не про-чи-тав пи-са-ний, сжег их и ска-зал: "Ес-ли бы я соб-ствен-ны-ми гла-за-ми уви-дел со-гре-ша-ю-ще-го епи-ско-па, или свя-щен-ни-ка, или ино-ка, то по-крыл бы та-ко-го сво-ей одеж-дой, чтобы ни-кто не ви-дел его гре-ха"". Так муд-рый свя-ти-тель при-сты-дил кле-вет-ни-ков.

Пре-по-доб-ный Ви-та-лий про-дол-жал свой труд-ный по-двиг: яв-ля-ясь пе-ред людь-ми греш-ни-ком и блуд-ни-ком, он при-во-дил за-блуд-ших к по-ка-я-нию.

Од-на-жды, вы-хо-дя из блу-ди-ли-ща, пре-по-доб-ный встре-тил шед-ше-го ту-да юно-шу - блуд-ни-ка, ко-то-рый с бра-нью уда-рил его по ще-ке и за-кри-чал, что мо-нах по-зо-рит имя Хри-ста. Пре-по-доб-ный от-ве-тил ему: "По-верь мне, что за ме-ня, сми-рен-но-го, и ты по-лу-чишь та-кой удар по ще-ке, что вся Алек-сан-дрия сбе-жит-ся на твой крик".

Спу-стя неко-то-рое вре-мя пре-по-доб-ный Ви-та-лий по-се-лил-ся в неболь-шой кел-лии и в ней но-чью скон-чал-ся. В тот же час пе-ред юно-шей, уда-рив-шим стар-ца, по-явил-ся страш-ный бес, уда-рил его по ще-ке и за-кри-чал: "Вот те-бе удар от мо-на-ха Ви-та-лия". Юно-ша на-чал бес-но-вать-ся. Он в ис-ступ-ле-нии ка-тал-ся по зем-ле, рвал на се-бе одеж-ду и кри-чал так гром-ко, что со-брал мно-же-ство на-ро-да.

Ко-гда через несколь-ко ча-сов юно-ша при-шел в се-бя, то по-бе-жал к кел-лии пре-по-доб-но-го, взы-вая: "По-ми-луй ме-ня, раб Бо-жий, что я со-гре-шил про-тив те-бя". У две-рей кел-лии он окон-ча-тель-но при-шел в се-бя и рас-ска-зал со-брав-шим-ся о сво-ей встре-че с пре-по-доб-ным Ви-та-ли-ем. За-тем юно-ша по-сту-чал в дверь кел-лии, но не по-лу-чил от-ве-та. Ко-гда дверь взло-ма-ли, то уви-де-ли, что пре-по-доб-ный пре-ста-вил-ся к Бо-гу, стоя на ко-ле-нях пе-ред ико-ной. В ру-ках у него был сви-ток со сло-ва-ми: "Му-жи алек-сан-дрий-ские, не осуж-дай-те преж-де вре-ме-ни, по-ка не при-дет Гос-подь, Пра-вед-ный Су-дия".

В это вре-мя при-шла бес-но-ва-тая жен-щи-на, на-ка-зан-ная пре-по-доб-ным за на-ру-ше-ние тай-ны его по-дви-га. При-кос-нув-шись к те-лу свя-то-го, она ис-це-ли-лась и рас-ска-за-ла на-ро-ду обо всем, слу-чив-шем-ся с нею.

Ко-гда о смер-ти пре-по-доб-но-го Ви-та-лия узна-ли спа-сен-ные им жен-щи-ны, они со-бра-лись и рас-ска-за-ли о доб-ро-де-те-лях и ми-ло-сти свя-то-го.

Свя-ти-тель Иоанн Ми-ло-сти-вый ра-до-вал-ся, что не по-ве-рил кле-вет-ни-кам и не осу-дил пра-вед-ни-ка. За-тем при сте-че-нии по-ка-яв-ших-ся жен-щин, об-ра-щен-ных пре-по-доб-ным Ви-та-ли-ем, свя-той пат-ри-арх тор-же-ствен-но про-нес его остан-ки через весь го-род и пре-дал их чест-но-му по-гре-бе-нию. С тех пор мно-гие алек-сан-дрий-цы по-ло-жи-ли се-бе за-вет не осуж-дать ни-ко-го.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь преподобному Виталию Александрийскому, глас 8

В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу:/ прии́м бо крест, после́довал еси́ Христу́,/ и де́я учи́л еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бне Вита́лие, дух твой.

Перевод: В тебе, отче, точно сохранилось то, что в нас по Божию образу: ибо взяв свой крест ты последовал за Христом, и делом учил пренебрегать , как преходящей, заботиться же о душе, творении бессмертном. Потому и радуется с Ангелами, Виталий, дух твой.

Кондак преподобному Виталию Александрийскому, глас 2

Чистото́ю душе́вною боже́ственно вооружи́вся,/ и непреста́нные моли́твы/ я́ко копие́ вручи́в кре́пко,/ пробо́л еси́ бесо́вская ополче́ния./ Вита́лие, о́тче наш,// моли́ непреста́нно о всех нас.

Перевод: Чистотой душевной с Божией помощью вооружившись, и непрестанные молитвы, как копье взяв крепко, низложил ты бесовские ополчения, Виталий, отче наш, моли непрестанно о всех нас.

Молитва преподобному Виталию Александрийскому

О, свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче, преблаже́нне а́вво Вита́лие, не забу́ди убо́гих твои́х до конца́, но помина́й нас всегда́ во святы́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу: помяни́ ста́до твое́, е́же сам упа́сл еси́, и не забу́ди посеща́ти чад твои́х моли́ за ны, о́тче свяще́нный, за де́ти твоя́ духо́вныя, я́ко име́яй дерзнове́ние к Небе́сному Царю́: не премолчи́ за ны ко Го́споду, и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя: помина́й нас недосто́йных у Престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о нас ко Христу́ Бо́гу, и́бо дана́ тебе́ бысть благода́ть за ны моли́тися. Не мним бо тя су́ща ме́ртва: а́ще бо те́лом и преста́вился еси́ от нас, но и по сме́рти жив сый пребыва́еши, не отступа́й от нас ду́хом, сохраня́я нас от стрел вра́жиих и вся́кия пре́лести бесо́вския и ко́зней диа́вольских, па́стырю наш до́брый. А́ще бо и моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима ви́дима есть всегда́, но свята́я твоя́ ду́ша со а́нгельскими во́инствы, со безпло́тными ли́ки, с небе́сными си́лами, у престо́ла Вседержи́телева предстоя́щи, досто́йно весели́тся, ве́дуще у́бо тя вои́стину и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся: моли́ся о нас Всеси́льному Бо́гу, о по́льзе душ на́ших, и испроси́ нам вре́мя на покая́ние, да невозбра́нно пре́йдем от земли́ на Не́бо, от мыта́рств же го́рьких, бесо́в возду́шных князе́й и от ве́чныя му́ки да изба́вимся, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дницы да бу́дем со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́: Ему́ же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх